2. Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений : кое-что о коррупции / Г. А. Сатаров // Обществ. науки и современность. — 2002. — № б. — С. 18 — 27.
Поступила 13.07.11.
РАБОТА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ САТАНИСТСКИМ И ИНЫМ ДЕСТРУКТИВНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
М. Ю. Бареев, Ю. В. Бурова, А. И. Судакова, Е. А. Фролочкина
В данной статье анализируется влияние существующих религиозных организаций деструктивного характера на молодежь и общество в целом. Раскрывается роль Министерства юстиции РМ в противодействии экстремизму и сатанизму как одному из его проявлений. Дается социологический анализ обозначенной проблемы.
В современной России возникает большое количество антисоциальных молодежных движений, поэтому существует необходимость их детального изучения и борьбы с ними. Серьезный общественный резонанс получила деятельность сатанистской организации на территории Республики Мордовия. Данная субкультура представляет реальную угрозу обществу, поскольку ее деятельность нарушает права и свободы человека и гражданина и, как следствие, противоречит Конституции. Кроме того, сатанизм влияет на развитие культуры общества в целом, отрицая ценности и устои, принятые в обществе, разрушает личность и приводит к ее полному разложению, деградации, упадку. Результатом такого вмешательства может быть не только гибель отдельной личности как важной ячейки социума, но и полное разрушение общественного сознания, общества в целом и ликвидации всех его духовных ценностей. Именно поэтому существует реальная необходимость профилактики экстремистских проявлений и идеологий. Это и является одним из направлений деятельности правоохранительных органов на территории Республики Мордовия.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет деятельность по следующим направлениям, имеющим непосредственное отношение к исследуемой проблеме:
— принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-про-мышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц;
— осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
— организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем.
Во многом работа Министерства юстиции РМ направлена на противодействие деструктивным организациям в молодежной
© М. Ю. Бареев, Ю. В. Бурова,
А. И. Судакова, Е. А. Фролочкина, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
среде. Так, в настоящее время осуществляется тесное сотрудничество Минюста и Сред-не-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации в рамках работы научно-практического совета по изучению вопросов, связанных с предупреждением этноконфессиональных конфликтов и экстремистских проявлений, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения при СВФ РПА Минюста России. Одним из итогов работы в данном направлении стало социологическое исследование, проведенное по репрезентативной выборке, которая составила 1 168 чел., проведенное в декабре 2009 г.
В январе-феврале 2011 г. в рамках работы научно-практического совета по изучению вопросов, связанных с предупреждением этноконфессиональных конфликтов и экстремистских проявлений, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения при СВФ РПА Минюста России при нашем непосредственном участии было проведено исследование, посвященное исследованию субкультур на территории РМ по репрезентативной выборке, которая составила 382 чел. В результате было выявлено, что по тендерным особенностям доминируют в вузах девушки — 61,5 % (юношей 38,5 %). По сравнению с предыдущим исследованием число девушек выросло на 1,6 %, число юношей уменьшилось на 1,6 %. Этот показатель отражает естественное соотношение мужского и женского населения на территории Республики Мордовия.
Социальный статус семей опрашиваемых определяется прежде всего понятием «рабочий» — 38,5 %, затем «государственный(ая), муниципал ьный(ая) служащий (ая)» — 20,8 %, предприниматель(ница) — 19,5 %. Менее 10,0 % опрашиваемых заявили, что принадлежат к работникам коммерческих структур (8,6 %), фермерам (3,1 %), руководителям коммерческих организаций (3,1 %), руководителям государственных (акционерных) предприятий (организаций) (2,9 %), ИТР и служащим (2,1 %). Лишь малый процент приходится на долю военнослужащих — 1,3 %.
Исследование показало, что 66 % опрошенных проживают в городе, 34 % — относятся к сельскому населению. По сравнению с предыдущим исследованием число проживающих в городе выросло на 4,1 %, количество сельского населения уменьшилось на 4,1 %. Это значит, что сельская молодежь стремится проживать в городе, где проходит процесс социального становления. Однако
при этом численность сельского населения падает интенсивнее, чем городского.
По уровню личного материального благосостояния 66,4 % опрошенных отнесли себя к среднему уровню, 10,9 % заявили, что имеют уровень благосостояния «ниже среднего», 11,7 — «выше среднего», 2,6 — «низкий» уровень, 3,6 % — «очень низкий». И только 4,7 % опрошенных отнесли себя к «высокому уровню личного материального благосостояния». Подобные цифры свидетельствуют о том, что в период дестабилизации социально-экономичеких отношений молодежь, определяющая высшее и среднее специальное образование, по-прежнему ориентируется на средний доход. Кроме того, необходимо отметить, что по сравнению с результатами предыдущего исследования число опрошенных со средним уровнем дохода уменьшилось на 2,6 %, с уровнем дохода ниже среднего — увеличилось на 0,9 %, с уровнем дохода выше среднего — увеличилось на 2,7 %. Также сократилось количество опрошенных с высоким и очень низким уровнями доходов — на 3,7 и 1,6 % соответственно. Вместе с тем незначительно упало количество респондентов с низким уровнем дохода — на 1,4 %.
Знания молодежи о функционирующих в Республике Мордовия субкультурах распределены следующим образом: скинхеды (9,5 %), готы (14,3), панки (6,2), реперы (13,2), рокеры (7,5), эмо (14,2), гопники (13,1), металлисты (6,6), нацисты (3,3), анти-
?)ашисты (2,6), сатанисты (5,8), трейсеры 3,7 %). Подобные цифры не вызывают тревогу, потому что о существовании субкультур, деятельность которых играет положительную роль, молодежь осведомлена лучше, чем о деятельности субкультур, содержащих в себе негативное влияние.
Необходимо отметить, что вместе с тем больше, половины опрошенных считают, что деятельность субкультур не оказывает существенного влияния на общество (51,0 %). Немногим меньше (40,6 %) опрошенных согласны с наличием существенного влияния подобной деятельности и лишь 8,3 % уверены в полном отсутствии какого-либо влияния.
Роль контролирующих организаций не всегда эффективна, поэтому 71,4 % опрошенных считают, что необходимо усилить контроль правоохранительных органов республики за деятельностью субкультур, так как принадлежность к некоторым из них иногда может подтолкнуть человека к совершению неправомерных действий. За ослабление контроля высказались 1,3 % респондентов, и 27,3 % респондентов считают вышеупомяну-
тый контроль достаточным и не требующим изменений. По сравнению с предыдущим опросом достаточно серьезно увеличилось число сторонников усиления контроля (на 11,4 %).
В связи с этим возникает необходимость конкретизировать, какие именно субкультуры могут подтолкнуть к совершению неправомерных действий. При подобном уточнении были получены следующие данные: скинхеды — 72,1 %, уличная молодежь (гопники) — 44,8, сатанисты — 66,4, националисты (нацисты) — 60,9, готы — 39,8, эмо — 36,7, панки — 20,1, антифашисты — 32,8, металлисты — 8,9, рокеры — 4,2, рэперы — 5,5, трей-серы — 3,0 %. По сравнению с предыдущим опросом отметим усиление негативного отношения к готам (16,8 %) и усиление позитивного мнения об антифашистах (20,8 %).
Необходимо отметить, какие именно субкультуры, по мнению респондентов, создают реальную угрозу возникновения экстремистских проявлений. Большинство опрошенных (18,5 %) считают, что подобную угрозу создают нацисты. Меньше негатива вызывают такие субкультуры, как трейсеры и рэперы.
Анализируя условия самовыражения молодежи, респонденты отметили, что на современном этапе развития общества в большинстве случаев 34,1 % твердо уверены в такой возможности, 55,5 % с неуверенностью заявляют о возможности самореализации и 10,4 % говорят о невозможности самореализации. Подобные цифры раскрывают другую проблему, связанную со способами самореализации современной молодежи, что очень часто происходит через агрессию и жестокость. По сравнению с предыдущим исследованием отметим увеличение количества сомневающихся в своих возможностях.
Далее мы посчитали необходимым выяснить, как изменяется духовный уровень общества на современном этапе. Большинство респондентов (87,2 %) считают, что он стремительно понижается.
Не менее важным моментом является вопрос регистрации брака. 42,4 % считают, что брак необходимо регистрировать сразу, 54,7 — необходимо регистрировать, но после определенного периода совместной жизни. И лишь 2,9 % респондентов считают, что нет необходимости регистрировать брак вообще.
Интересным может быть результат опроса по вопросу, касающемуся бессмертия души. 61,7 % уверены, что душа человека бессмертна, а значит, мы можем говорить с уверенностью о религиозности этой группы молодежи. Однако существует и другая про-
блема: 38,3 % отвергают бессмертие, а значит, мы не можем назвать эту группу религиозной.
Отсутствие религиозности, падение духовности дадут дальнейший прогресс социальным порокам, предотвратить которые трудно уже сегодня. Например, в числе причин наркотической и алкогольной зависимости молодежи 14,3 % участников анкетирования называют проблемы в личной жизни, 15,0 — затяжные стрессовые ситуации, 15,9 -отсутствие устойчивых интересов и занятий,
10.6 — состояние одиночества и скуки, 12,6 -невроз и связанную с ним неуверенность в своих силах, 12,1 — различные депрессивные состояния, протекающие не только как временная реакция, но и как болезнь, 10,0 — отсутствие постоянной работы, 7,9 — отсутствие семьи, 1,6 % — хроническую усталость. По сравнению с прошлым исследованием выявляется тенденция увеличения доли эмоциональных и личностных причин, в частности проблемы в личной жизни (29,7 %), отсутствие семьи (9,1 %).
Исследование было бы неполным без выяснения взглядов респондентов на понятие «сатанизм». 36,2 % убеждены, что сатанизм -это религиозная секта. Чуть меньше (29,6 %) считают, что сатанисты — это кучка людей с психическим помешательством, 11,6 % признают сатанизм религиозным объединением нетрадиционного толка, 7,4 — субкультурой, 4,3 — неформальной эпатажной молодежной организацией, 10,9 % — притоном, прикрывающимся религиозным антуражем.
Причины вступления молодежи в организации деструктивного характера требуют пристального изучения. Наиболее распространенными причинами оказались попытка выделиться из общей массы и попытка найти в этом религиозном учении оправдание всем своим негативным наклонностям (25,4 и
24.7 % соответственно). Самой редкой причиной является поиск новых знакомых.
На наш взгляд, необходимость взаимодействия Минюста с правоохранительными органами обусловлена следующим: выявление уклонения лиц от регистрации религиозных организаций, общественных объединений. Объединение усилий упомянутых служб в борьбе с правонарушениями позволяет сконцентрировать их силы, средства и технические возможности, охватить поисковой работой большее число объектов, лучше использовать возхможности каждого из этих органов для предупреждения, выявления и пресечения преступлений. Решение данной задачи зависит от успешного взаимодействия Минюста и правоохранительных органов.
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
Представляется, что взаимодействие Минюста и правоохранительных органов должно проявляться в следующих мероприятиях:
— принятии совместных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению;
— реализации механизма осуществления отдельных юридических процедур, планировании и проведении совместных мероприятий, направленных на решение задач взаимодействия сторон;
Поступила 13.07.11.
— методологическом взаимодеиствии по вопросам, отнесенным к совместному ведению и основным направлениям взаимодействия сторон;
— координации усилий по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений законодательства незаконными религиозными организациями;
— проведении совместных совещаний и научно-практических семинаров.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ КОМФОРТНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МФЦ г. САРАНСКА И РУЗАЕВКИ
Р. Р. Агишев
В статье раскрываются особенности использования социологического наблюдения при оценке комфортности и информационного сопровождения процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ г. Саранска и Рузаевки, дается анализ основных результатов проведенного исследования.
Использование социологического наблюдения при исследовании деятельности многофункциональных центров (далее МФЦ) позволяет с достаточно высокой степенью объективности оценить, насколько качество оказываемых государственных и муниципальных услуг (в частности, уровень комфортности и информационного сопровождения процедуры предоставления услуг) соответствует требованиям, заявленным в регулирующих нормативно-правовых актах (Устав МФЦ, Положение об МФЦ, Стандарты качества оказываемых услуг, Административные регламенты и т. д.),
В Республике Мордовия подобное исследование было осуществлено в 2009 — 2010 гг. на базе МФЦ г. Саранска и Рузаевки. Предметом социологического исследования стали внешне наблюдаемые показатели доступности, комфортности и информационного сопровождения процедуры получения услуг, пере-
чень которых был разработан в соответствии с Примерным положением о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия (утверждено распоряжением Правительства Республики Мордовия от 6 апреля 2009 г. № 142-р).
Рассмотрим каждый из показателей более подробно.
Территориальная доступность. В 2009 — 2010 гг. пешеходная доступность объектов мониторинга (за исключением МФЦ г. Рузаевки) не изменилась. Наиболее высокой пешеходной доступностью по-преж-нему обладает МФЦ г. Саранска, в непосредственной близости (5 — 8 минут ходьбы) от которого расположены остановки общественного транспорта. Более того, учреждение находится в центре города, что позволяет посетителям без дополнительных пересадок легко попасть в нужный городской район.
© Р. Р. Агишев, 2011