УДК 159.9.99
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ*
© 2014 И. Н. Логвинов1, С. В. Сарычев2, М. И. Логвинова3, Т. И. Логвинова4
1 доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail [email protected]
2профессор каф. психологии, докт. психол. наук, профессор e-mail [email protected] 3,4студентки факультета педагогики и психологии
Курский государственный университет
В статье проанализированы современные подходы к трактовке понятий субкультура и молодежная субкультура в российской психологии. Сопоставлены различные типологии современных субкультур, дается характеристика психологических особенностей отдельных доминирующих молодежных субкультур и социальнопсихологический портрет типичного представителя субкультуры.
Ключевые слова: субкультура, молодежные субкультуры, виды молодежных субкультур, группы.
В настоящее время в отечественной социальной психологии не существует единого общепринятого определения понятия «субкультура», исследователями оно трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые определения.
Субкультура - это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются [Субкультуры ... 2013]. Согласно другому определению, субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её [Субкультура геймеров 2013].
В нашей стране зарождение феномена субкультур произошло позднее, чем на Западе. Нельзя сказать, что в СССР существовали крупные субкультуры в современном их понимании. В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера были малоразвиты и имели весьма узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности [Шабанов 2005].
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проекты 13- 16-46002а/р, 13-16-46003 а/р, 14-06-0087а
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Но период расцвета субкультур в современном понимании пришелся на последнее постсоветское двадцатилетие вследствие тех социальных, политических и экономическим условиям, в которых оказались россияне в течение последних двадцати лет. Увы, ломать - не строить. Безжалостно поломав и обесценив то, что было, и, не предложив ничего нового взамен, государство поставило современную молодежь в условия вакуума - образовательного, духовного, мотивационного. Человек не может жить в пустоте, он должен обязательно «прислониться» к чему-либо, иметь опору, «почву под ногами», отражать в себе мир и самому отражаться в мире. Современная молодежь пошла в этом смысле «по пути наименьшего сопротивления» - она стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на суррогатных, при этом часто социально индифферентных псевдоценностях, создающих иллюзию полноценной духовной жизни [Шабанов 2005].
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социальной психологии и социологии молодежи. С 60-х гг. ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие исследователи разных стран мира, в отечественной же науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х гг. велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью исследований молодежи. Отчасти это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер, и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Существенно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере, на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.
С конца 1980-х гг. внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным как у нас, так и за рубежом. В 2000-е гг. исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого Е.Л. Омельченко; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга). Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации [Субкультуры и молодежь 2013].
Так, социально-психологическая направленность представителей молодежных субкультур была изучена Д.А. Парфенюк, определившей ее как комплексное образование, компонентами которого являются интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные качества, потребности, цели, интересы, установки, ценностные ориентации, обусловливающие выбор молодежью определенной субкультуры. При этом под молодёжной субкультурой автор понимает относительно самостоятельную структуру внутри общей культурной системы, включающей в себя специфический набор социально-психологических признаков: социально-психологические качества, потребности и мотивы, цели и интересы, нормы и ценностные ориентации, влияющие на стиль жизни и мышление определенных реальных и номинальных групп людей.
Ею была предложена оригинальная модель социально-психологической направленности представителей молодёжных субкультур, состоящая из трех компонентов:
• личностного (интеллектуальные, эмоционально-волевые и
коммуникативные качества;
• мотивационного (личностные потребности, мотивы, интересы и цели);
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Социально-психологические подходы
к изучению молодежных субкультур в России
• регуляторного (социальные установки, ценностные ориентации, представления о групповых нормах и стереотипах).
Д.А. Парфенюк на основе результатов своего исследования разработала социально-психологический портрет представителя молодёжной субкультуры. Для представителя молодежной субкультуры характерны богатое воображение и повышенная рассеянность, радикальное настроение, неприемлемость установленных правил; конкретное мышление, эмоциональная неустойчивость и раздражительность с пониженной жизнерадостностью, переходящей в беспокойство и склонность к депрессии; неприемлемость общепринятых моральных норм, слабая интегрированность и заниженное самомнение, повышенная возбудимость, сменяющаяся флегматичностью; низкий уровень стрессоустойчивости, хронические эмоциональные конфликты, низкая сила воли, импульсивность, слабо усвоенные моральные нормы; упрямство, настойчивость, непреклонность и нетерпимость, экспрессивность и заниженное чувство опасности, ревность, повышенная групповая зависимость; достаточная коммуникативность в своём кругу; склонность к работе, не требующей повышенной личной ответственности, и к работе в сфере искусства, литературы; развитая мотивация, стремление улучшить социальный статус.
Наконец, Д.А. Парфенюк предложила свою классификацию молодёжных субкультур в соответствии со степенью вовлеченности их представителей: комплексные и специальные субкультуры [Парфенюк 2011].
О.Е. Кузнецова исследовала другой аспект проблемы молодежных субкультур -организационные субкультуры формальных групп как фактор межгрупповых отношений в организации и предложила свою типологию субкультур формальных групп:
• «творческий» тип (характеризуется высокой значимостью ценностей творчества и партнёрства);
• «пассивный» тип (объединяет группы, которые характеризуются как неорганизованные, неэффективные, неориентированные на
самостоятельность);
• «регламентированный» тип (включает в себя группы, которые характеризуются как сплочённые, привлекательные, независимые, ориентированные на стабильность и организованность);
• «активный» тип (объединяет группы, характеризующиеся как энергичные, эффективные, ориентированные на взаимопомощь) [Кузнецова 2009].
О.И. Старичкова на основе исследования динамики ценностей и образа Я представителей субкультуры сформулировала критерии для описания динамики социальной идентичности члена субкультурной группы:
• степень включенности в группу по субъективной оценке респондента (декларируемая идентичность);
• слияние образа Я с образом группы;
• включение в структуру идентичности самохарактеристик личности, связанных с групповым членством;
• близость индивидуальных ценностей к ценностям группы [Старичкова 2005].
Л.В. Шабанов на основе изучения социально-психологических характеристик молодежных субкультур выделил наиболее важные из них: референтность группы, уровень самоорганизации ее членов, их тревожность; контактность, демонстративное поведение, склонность к агрессивным реакциям и оценочному поведению, «зеркальное восприятие» внешних (out-group) и внутренних (in-group) ситуаций, боязнь оценки. По
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
данным этого автора, молодежная субкультура является псевдоморфозой механизмов социализации современного общества [Шабанов 2002].
Социально-психологические аспекты проблемы субкультуры молодежных лидеров из профильных молодежных центров исследовались курскими психологами С.В. Сарычевым, И.Н. Логвиновым, С.Г. Елизаровым и др. в рамках параметрической концепции группы [Сарычев 2011-2013; Логвинов 2011-2013; Елизаров 2013].
Как видим, ответ на вопрос, влияют ли субкультуры на формирование духовности человека и если влияют, то в каком направлении, до сих пор не получен. Под духовностью мы понимаем высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности [Краткий
психологический словарь 1998].
Духовность - это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
• идеальная потребность познания;
• социальная потребность жить и действовать «для других».
Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая - под душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ [Головин 1998]. На наш взгляд, принадлежность к определенной субкультуре определяет некоторую специфику мировоззрения человека, его мироощущение, а следовательно, сказывается и на его духовно-нравственных качествах.
Субкультура как культура части населения (контактной социальной группы) может быть классифицирована по нескольким критериям: по возрасту, по этнической принадлежности, по расе и даже по полу. Этот список можно продолжать. Сообщество, приверженное к определенной субкультуре, старается выделиться из общей массы человечества, тем самым демонстрируя свое единство. Обычно приверженцы субкультуры выделяются своей одеждой и поведением, выбирая для себя определенный стиль, или устанавливая свои символы, которые трактуют в определенном смысле, чаще всего противоречащем общей культуре. Теоретики от культуры стараются изучить и понять эту символику и сравнить ее с символами массовой культуры [Современные субкультуры 2013].
Таким образом, изучение субкультур зачастую сводится к изучению символики, ассоциируемой с определенным стилем одежды, музыки и других внешних проявлений предпочтений поклонников субкультуры, а также своеобразных способов трактовки символов, используемых и в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре и существенное расхождение с ней, тогда ее определяют как контркультуру [Субкультуры ... 2013].
Как часто бывает, в движение субкультуры вмешивается бизнес. Продавать определенный товар с символикой субкультуры с недавнего времени стало популярным и очень востребованным. Внедрение атрибутики субкультуры в массы через торговлю убивает ее как субкультуру. Она становится постепенно доминирующей в жизни большой массы народа. Но это дает приверженцам субкультуры искать новые стили, новые символы и тому подобное для развития нового направления в движении субкультуры [Современные субкультуры 2013].
Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждениях, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Социально-психологические подходы
к изучению молодежных субкультур в России
отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.
Стоит отметить, что некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации [Влияние субкультуры 2013].
Не случайно мы говорим именно о молодежных субкультурах, так как, согласно ряду исследований, в большинстве своем люди вступают в субкультуры в подростковом возрасте. Л.В. Шабанов, например, объясняет это тем, что подросток располагается посередине между детством и взрослостью и что эта промежуточность положения определяет многие свойства его психологии, включая и самосознание. Начиная с 12-13 лет подросток позиционирует себя как взрослый. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным [Шабанов 2005].
При этом, в отличие от ребенка, подросток уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Отсюда и возникает стремление к субкультуре как возможности проявления своей самостоятельности, независимости и индивидуальности [Там же].
Чтобы понять, каким духовным потенциалом обладает та или иная субкультура, нужно постараться разобраться в особенностях ее философии, стиля жизни, символики.
Классифицируют субкультуры по-разному. Например, можно выделить следующие группы:
1) по музыкальным предпочтениям (готы, панки, эмо, металлисты, реперы ...);
2) по другим культурным предпочтениям (исторические реконструкторы, толкиенисты, фурри ...);
3) имиджевые субкультуры (кибер-готы, моды, нудисты, стиляги, тедди-бои...);
4) политические и мировоззренческие (скинхеды, битники, хиппи,
неформалы.);
5) спортивные фанаты (футбольные и хоккейные фанаты .);
6) по хобби (байкеры, райтеры, трейсеры.) [Субкультуры и молодежь 2013].
Судя даже по названию, можно сделать вывод, что многие виды субкультур
заимствованы из-за рубежа, поэтому они, даже перенесенные на нашу почву, несут след заграничности, чужеродности. Одним из духовных проявлений человека является патриотизм. На наш взгляд, только ограниченное количество субкультур могло бы развивать патриотизм в ее носителях, например исторические реконструкторы (если реконструируются эпизода отечественной истории), футбольные фанаты (если болеют за российские клубы).
Рассмотрим подробнее взгляды некоторых субкультур, чтобы понять, обладают ли они потенциалом для развития духовности их представителей.
Скинхеды. Российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х гг. ХХ в. (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Название произошло от англ. «скин хэд» - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов.
Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология -подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии - идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет [Субкультуры ... 2013].
На наш взгляд, данная субкультура не будет способствовать развитию духовнонравственных чувств, а скорее наоборот, сформирует неправильное мировоззрение, несущее опасность для общества. В этой субкультуре положительная черта - любовь к стране чрезвычайно акцентуируется и обращается против граждан этой же самой страны.
Готы. В основном готы эстеты, любители красивой одежды, задушевных бесед. Правда, одежда в основном черная, а беседы о смерти. Их культура в недолговечности жизни. Они увлекаются мистическими практиками и эзотерикой, разговорами с духами. Их еще называют: эстеты-декаденты. Часто пользуются макияжем - черный лак для ногтей, много белой пудры на лице, подчеркнутые черным глаза. Обувь предпочитают или классическую, или же вычурно-эффектную (высокие шпильки, платформы). В последнее время среди готов стало модно носить анк (анкх), египетский символ. Среди странных привычек - прогулки на кладбищах, встречи в полнолуние в местах мистического значения.
Трудно выделить связь между приверженностью к готической субкультуре и духовностью, так как в ее философии отдельным образом этот вопрос не рассматривается. Готы равнодушно и даже заинтересованно относятся к жестокости, любят наблюдать сцены насилия. Отметим толькоо два основных принципа готов -абсолютный индивидуализм и необычная романтика (умирай улыбаясь). Их девиз: «Жить сейчас и здесь и чтобы это стоило того» - сочетается с крайней направленностью на себя и неприятием коллективного начала.
Геймеры. В эту субкультуру входят люди, увлеченные компьютерными играми. Субкультура геймеров - пожалуй, самая большая из существующих и самая незаметная субкультура в мире. Но те, кто к ней принадлежит, порой даже не осознают этого. Отличить их по внешнему виду от других практически невозможно, а и их пристрастие к игре можно определить разве что из за бледной кожи, потому что они редко бывают на солнце, и по синякам под глазами, потому что геймеры нередко недосыпают. Но такое можно сказать почти про каждого, и считать, что эти признаки есть только у геймеров, нельзя.
Виртуальный мир игры настолько увлекателен, что многие игроки, погрузившись в него, не замечают течения времени, частенько забывают поесть и нередко недосыпают. Поэтому многие геймеры выглядят достаточно болезненно. Но что более опасно, так это то, что игровой мир может стать заманчивой альтернативой миру реальному. Так и случается, что многие дети и подростки уходят от своих мирских проблем в виртуальный мир, где, даже совершив ошибку, можно всегда загрузить сохранение и начать все сначала. Игровой мир так глубоко проникает в сознание геймеров, что они даже в повседневной жизни говорят на своем жаргоне, а их шутки понятны только их собратьям [Субкультуры ... 2013].
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Социально-психологические подходы
к изучению молодежных субкультур в России
Основной интерес в жизни этих людей составляет прохождение очередных компьютерных игр, поэтому их часто причисляют к антисоциальным личностям. Им зачастую не хватает времени посмотреть дальше монитора и подумать над своим будущим, не говоря уже о будущем своей страны. Эта субкультура также не несет выраженной духовной направленности.
Футбольные фанаты. Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с полицией) если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Хотя околофутбольное безумие охватило уже большинство крупных городов России, центром остается Москва. С точки зрения социологов, привыкших объяснять антиобщественное поведение низким уровнем жизни и отсутствием образования, складывается абсурдная ситуация: молодежь лютует в самом экономически
благополучном и культурно развитом регионе страны. Удивляет и состав участников бесчинств: как правило, это студенты престижных вузов, дети из благополучных и обеспеченных семей. Следование «хулиганской моде» в стиле одежды требует немалых финансовых средств, а посещение как домашних, так и выездных матчей команд -большого количества свободного времени, которое есть только у студентов [Полозов 2006].
Существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Это активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов.
Как мы отмечали выше, на наш взгляд, данная субкультура несет определенный потенциал в воспитании коллективизма, патриотических чувств, но его значительно снижает борьба между болельщиками разных команд даже в пределах только нашей страны, которая нередко принимает силовой характер (например, противостояние фанатов команд ЦСКА и «Спартак»).
Субкультура аниме в России - совокупность россиян, увлечённых японской анимацией (аниме). Выраженные представители этой субкультуры (анимешники) отличаются системой ценностей, языком, манерой поведения, внешним видом. В общении представители аниме-движения используют псевдонимы (обычно это имена героев аниме и манга), а в Интернете — отличительные «азиатские» горизонтальные смайлы [Субкультура аниме в России 2013]. Анимешники устраивают фестивали, которые проходят во многих городах, в том числе в Курске и Воронеже.
Любители аниме стараются в жизни воплотить то, что видели на экране. В основном, это люди творческие. Способы воссоздания аниме в жизни на первый взгляд очень просты, но представители этой субкультуры относятся к творческому процессу очень бережно. В число этих способов входит рисование, сочинение текстов и косплей. Рисование исполняется в японском стиле манга, часто эти картинки выполнены в черно-белой графике простым карандашом [Аниме 2013].
Что касается духовного потенциала данной субкультуры, то заметим, что у анимешников полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный сленг. Подчеркнем, что отношение к аниме противоречиво: одни считают японские мультики бездушными, также критиков смущают такие их неотъемлемые составляющие, как агрессия и эротика; глубокое внедрение в чужеродную культуру, когда игнорируется собственная. Другие авторы находят, что аниме содержит богатый моральный контекст, позволяет проводить досуг в соответствии со своими интересами.
Проанализировав ряд субкультур, можно сделать вывод: ни одна из них не имеет четко прослеживаемой линии в формировании духовности, что было свойственно в советское время пионерской и комсомольской организациям. Когда молодежь не знает,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
куда направить энергию, она направляет ее на разрушение. Наша страна не знала такого явления, как бессмысленный молодежный бунт, только потому, что весь ХХ век направляла новые поколения то на великую войну, то на великую стройку. Сейчас выросло поколение, не охваченное заботой государства. Мы не имеем той национальной идеи, которая смогла бы нас объединить. Мы не имеем той стратегии воспитания, которая смогла бы отвлечь внимание молодежи от субкультуры, от формируемого ею эгоцентризма, индивидуализма, иногда агрессивности и оторванности от реальности.
Представители отдельных субкультур имеют различия в мировоззрении, взглядах, интересах. Ценности личности - одно из проявлений ее духовности.
В контексте изучаемой проблемы важная роль принадлежит феноменам ценностей и ценностных ориентаций. Как пишет Н.А. Журавлева, ценности понимаются как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности [Журавлева 2013]. В зависимости от преобладания в сознании и поведении личности определенного типа жизненных ориентаций и стремлений, ценности подразделяются на материальные и духовные (нематериальные). Доминирующая в обществе система ценностей формируется под влиянием духовной (или общественно-психологической) атмосферы. Поэтому, на наш взгляд, иерархия ценностных ориентаций молодежи, относящей себя к той или иной субкультуре, тоже отличается.
Обобщение теоретических и эмпирических данных по проблеме молодежных субкультур позволяет констатировать, что, во-первых, в настоящее время в социальной психологии не существует как общепринятой интерпретации понятия «субкультура», так и классификации молодежных субкультур; во-вторых, в современном российском обществе присутствует весь спектр молодежных субкультур; в-третьих, социальными психологами осознается насущная необходимость исследования личностных особенностей и потребностно-мотивационной сферы представителей молодежных субкультур.
Библиографический список
Аниме [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Субкультуры». URL: http://www.sub-culture.ru/anime.php (дата обращения: 07.03.2013).
Влияние субкультуры, общих норм и ценностей [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 07.03.2013).
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
Журавлева Н.А. Психология социальных изменений. Ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 524 с.
Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 402 с.
Кузнецова О.Е. Организационные субкультуры формальных групп как фактор межгрупповых отношений в организации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 28 с.
Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного
университета. 2013. №1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 07.03.2013).
Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Социально-психологические подходы
к изучению молодежных субкультур в России
записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №4 (20). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/022-033.pdf (дата обращения: 07.03.2013).
Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf (дата обращения: 07.03.2013).
Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1274-1279.
Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 966-971.
Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 90. №90 (10). URL:
http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf (дата обращения: 07.03.2013).
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1280-1286.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 3. С. 101-109.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего
образования. 2013. № 1. С. 75-78.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №3 (15). Ч.1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (дата обращения: 07.03.2013).
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 4. С. 972-978.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 2 (18). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=19 (дата обращения: 07.03.2013).
Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «геймеров» [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного
университета. 2013. № 3 (27). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/031-030.pdf (дата
обращения: 07.03.2013).
Парфенюк Д.А. Социально-психологическая направленность представителей молодежных субкультур: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Полозов А.А. Феномен футбольных фанатов в России [Электронный ресурс] // Спорт в школе (ИД «Первое сентября»). 2006. № 7. URL: http://spo.1september.ru /2006/20/7.htm (дата обращения: 07.03.2013).
Современные субкультуры [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Субкультуры». URL: http://www.pobegporusski.ru (дата обращения: 07.03.2013).
Старичкова О.И. Динамика ценностей и образа Я представителей субкультуры: На примере клубов самодеятельной песни - КСП: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 160 с.
Субкультура аниме в России [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Memoid». URL: http://Ww^.memoi^ru/node/Subkul,tuia_anime_v_Rossii#cite_ncte-.D0.BA.D1.83.D1.80.D1. 81D0BA-25
(дата обращения: 07.03.2013).
Субкультура геймеров [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Civs.ru» URL: http://civs.ru/blog/society/112.html (дата обращения: 07.03.2013).
Субкультуры и молодёжь // Веб-сайт Народного Собрания Тамбовской области. URL: http://tambov.ucoz.com/news/molodjozh_i_subkultury (дата обращения: 07.03.2013).
Субкультуры, или Кто во что горазд [Электронный ресурс] // Веб-сайт «Субкультуры». Режим доступа: http://www.sub-culture.ru (дата обращения: 07.03.2013).
Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Томск. гос. ун-т, 2005. 339 с.
Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 199 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)