Научная статья на тему 'Проблема социального одиночества и аномии у представителей неформальных молодежных сообществ (на примере аниме-субкультуры)'

Проблема социального одиночества и аномии у представителей неформальных молодежных сообществ (на примере аниме-субкультуры) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2152
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема социального одиночества и аномии у представителей неформальных молодежных сообществ (на примере аниме-субкультуры)»

Проблема социального одиночества и аномии у представителей неформальных молодежных сообществ (на примере аниме-субкультуры)

Лебедева И.Ю.

В современном мире молодые люди испытывают кризис системы ожиданий, происходит опрокидывание традиционных норм, утрачиваются ограничивающие нравственные рамки и укореняется вседозволенность. В итоге человек оказывается в вакууме, который окружает его извне и, образно говоря, наполняет изнутри. Следствием разрушения системы общественных норм и ценностей является аномия. Аномия (от греч. anomia) представляет собой состояние, характеризующееся отсутствием цели, самоидентичности; дезориентацией духовных и нравственных норм у отдельного человека или в обществе в целом.

У Садлер и Т.Б. Джонсон, Л. Сроле, Лоуэ и Даманкос, Клоски, Сшаар подчеркивают генетическую, смысловую и методологическую связь понятий «аномия» и «одиночество». В отличие от одиночества, которое воспринимается как отстранение от некоей жизненной связи и основного источника существования, аномия представляет более общее состояние бытия, человеческого существования в целом. В этом смысле аномия близка и понятию «отчуждение».

Молодежь приспосабливается к состоянию аномии разными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (ритуализм, уход от мира, мятеж). Традиционные институты социализации утрачивают приоритетное значение, и на первый план выходит референтная группа самого подростка, в частности неформальная молодежная группа (объединение). Именно в такой группе у подростка начинает формироваться образ «я» и происходит становление новых психических образований.

Исследователи молодежных субкультур часто не делают различий между неформальными течениями молодежи прошлого столетия и настоящего времени, считая их агрессивно настроенными группами, противопоставляющими себя обществу. Неформалы тридцать лет назад были асоциальны, считали себя «лишними», не вписывающимися в систему. Но современные неформалы это уже не «тунеядцы, пьяницы и бездельники», а молодые люди, которые хотят не столько воплотить в жизнь парадигму «успешности», сколько найти способ реализовать свой творческий потенциал.

Мы придерживаемся того мнения, что все современные неформальные сообщества, все молодежные субкультуры связаны между собой и не имеют четких мировоззренческих отличий. Они — есть порождение Интернета, общества потребления и современного мейнстрима во всех областях (кино, музыка, мода, книги, анимация).

В нашей работе мы охарактеризуем неформальное молодежное движение анимешников, т.е довольно популярную на сегодняшний день среди молодежи аниме-субкультуру. Согласно нашей гипотезе, неформалы острее реагируют на кризисные изменения в обществе, но чувство социального одиночества

Психологические науки

и аномии не является доминирующим ощущением в НМО (неформальной молодежной организации). Представители НМО на сегодняшний день испытывают те же проблемы, что и их сверстники (обычные подростки) и не проявляют явные признаки отклоняющегося поведения.

В ходе исследования нами было опрошено 99 человек. Из них 34 учащихся 6-х классов, 17 учащихся 10-х классов, 17 учащихся 11-х классов, 19 учащихся 9-х классов и 12 членов анимэ-клуба Генкоку г. Владимира. Группа подростков, не являющихся представителями какой-либо молодежной субкультуры, была взята в качестве контрольной группы. Возраст респондентов из числа членов клуба колебался от 14 до 20 лет.

В результате обработки результатов исследования, мы установили, что все члены клуба отождествляют себя с социальной общностью «анимешников». Хотя на вопрос о принадлежности к субкультуре только 9 опрашиваемых из 12 причислили себя к «анимеш-никам», все респонденты представились в анкете, используя соответствующие ники вместо реальных имен.

На следующем этапе мы проанализировали культурные предпочтения опрошенных молодых людей с целью определить: правомерно ли определять «анимешников» как представителей неформальной молодежной субкультуры.

Почти все опрошенные школьники из контрольной группы слушают музыку mainstream-овского направления: R’n’B, Hip-hop, rock, metal, electro, клубную музыку, попсу (отечественную и зарубежную). На вопрос о часто посещаемом в свободное время месте большинство респондентов ответило — «трубы, стадион «Торпедо», спортивный зал, клубы, кафе, улица». Что касается любимого праздника, то почти все респонденты единогласно ответили, что это Новый Год и День рождения.

Значительная часть респондентов-анимешников в качестве ответа на вопрос о стиле одежды отметила косплей — костюм, стиль одежды героя из аниме и подражание в одежде японцам. На вопрос о дополнительных атрибутах в одежде 80% испытуемых указали ленточки, ошейники, значки, шипы, кольца, цепи. Выбор подобных аксессуаров говорит о подражании героям большинства аниме и молодежной моде японцев (фурри, готик-лолитам, фрутс).

В качестве «обычно посещаемого места в свободное время» 90% респондентов указали анимки (сбор клуба). Все они слушают альтернативную музыку или японский рок, а также музыку из аниме. Любимый праздник для всех анимешников — это аниме-фестиваль. Аналогично обстоит дело с выбором любимого блюда и напитка — это суши и зеленый чай — традиционная японская еда.

Исходя из полученных результатов и классификации молодежных субкультур по степени социальной

опасности и признакам возникновения, мы относим данную субкультуру анимешников в разряд неагрессивных адвентивных неформальных объединений. Термин «адвентивный» (от лат. «аёуеМш»— приход, пришествие) обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные из вне» элементы. Адвентивная субкультура — пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» этой субкультуры. Субкультура анимешников пришла из Японии и быстро получила широкое распространение среди подростков и молодежи, как в России, так и на Западе.

Как пишет А.И. Серавин, все неформальные молодёжные объединения функционально идентичны, однако в современных конкретно-исторических условиях существует множество этих групп и они все разные по форме. Согласно его теории об однопараллельных субкультурах, существует базовая субкультура, объединяющая в себе признаки целого ряда субкультур. Для неформального сообщества анимешников таковой базовой субкультурой можно считать субкультуру ролевиков, объединяющую в себе представителей субкультуры геймеров, толкиенистов, анимешников, реконструкторов — то есть движения, базой которых является социальный эскапизм.

В генеральную совокупность различных неформальных молодежных объединений (НМО) часто попадают одни и те же люди. Почти все опрошенные анимешники увлекаются компьютерными играми, участвуют в ролевых играх-квестах как в реальности, так и в Интернет-сообществах, также многие из них увлекаются чтением фэнтези (Толкиен, Роулинг, русское фэнтези).

Следующий этап исследования состоял в изучении феномена социального одиночества и аномии в среде анимешников.

Типы одиночества среди респондентов (в %)

35-П

30-/ _

25-'---7=й--

-ШШ

3

1 & 1 * р 1 § § * 'З

§ ^ Я Е и г|

1 ^ с! 1 н н и н г * * н 1-

и н н п н н н н н

н н н 1 н н

* Ч о

I 11

Романтическое Семейное Социальное

Нами был проведен опрос по методике БЕЬБА-Б для выявления трехуровневой модели одиночества и определения доминирующего типа одиночества. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что в данной группе нет ярко выраженного преобладания какого-либо типа одиночества. Социальное одиночество не является доминирующим, поэтому анимешников нельзя причислить к девиантным подросткам.

По результатам опроса на определение терминальных

ценностей (ОТеЦ) наибольшее значение для учащихся 9—11 классов представляют карьера, общение и достижение успеха, что является отражением современной концепции престижности; но из базовых ценностей семья остается на первом месте.

Преобладающими ценностями в группе анимешников можно считать общение, креативность и индивидуальность, что свидетельствует о специфических особенностях аниме — субкультуры: креативность, творчество, общение с друзьями-единомышленни-ками, поездки на аниме — фесты, пошив костюмов, написание сценариев к различным сценкам и рисование манги.

Данные ценности нельзя считать приоритетными в жизни человека, особенно, если учесть, что ценность семьи и духовное развитие у молодых людей анимешников стоит едва ли не на последнем месте (60 баллов). Престиж и материальное положение в обществе, которое не понимает и не хочет понять таких людей, отвергаются субкультурой.

Молодежная субкультура аниме находится сейчас в активном процессе поиска своей системы ценностей, отличных от этико-нравственных ценностей нашего общества. Подростки-неформалы острее реагируют на кризисные процессы современного постиндустриального общества, поэтому в большей степени подвержены аномии. Зачастую это связано с тем, что ценности группы превалируют над общечеловеческими, духовные ценности заменяются групповыми, которые нельзя считать соответствующими полностью общепринятым духовным ценностям. Жизненные ориентиры у субкультурщиков слабо осмысленны, что позволяет говорить лишь о внешних атрибутивных признаках современных молодежных субкультур, об отсутствии четкой опоры на какие-либо глубокие убеждения в необходимости перемен или явного протеста против общества. Большинство субкультур носят мирный, эскапистский характер, погружены в свой мир виртуальных игр, музыки и книг, при этом сохраняя внешние признаки группы по интересам.

Молодежные субкультуры сегодня — это органичная часть молодежной культуры, не противопоставляющая ей свои ценности, а интерпретирующая их под своим углом. Неформалы как таковые — бунтари, революционеры, — отошли в прошлое, а на их место пришли молодежные солидарности. И сегодня те, кого считают неформалами, уже ими себя не называют. Молодые люди активно ищут себя в творчестве, реализуя свой потенциал не в алкоголе и безделье, а в разнообразных молодежных субкультурах. В условиях навязывания государством и обществом потребительских принципов поведения, молодежь, потерянная в водовороте разнообразных искушений, пытается разнообразными способами заполнить ценностный вакуум, и находит этот смысл в молодежной субкультуре.

Список использованной литературы:

1. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / Под ред. А.А. Козлова, В.А. Канаяна. СПб., 2008.

2. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.

Ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М.: «Прогресс»,

1989. — 624 с.

3. Дюркгейм, Э. Самоубийство, СПб., 1912.

4. Серавин, А.И. Теория однопараллельных субкультур. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.

25-28 июня 2003 года: в 8 т. —СПБ.: СПбГУ, 2003 г. (Т. 7.

С. 110-114).

5. Белова, Л.В.Одиночество: попытки измерить пустоту// РГАП, (США, Торонто),2007.

6. Шабанов,Л.В.Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность- Томск: ТГУ, 2005.

Информация об авторе

• Лебедева И.Ю., выпускница ист. фак. ВГГУ, г. Владимир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.