Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория / методология / творчество / личность / отношения / деятельность / theory / methodology / creativity / personality / relationships / activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эргашев У.А.

Данная статья посвящена теоретические методологическим основы изучения проблемы творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL METHODOLOGICAL BASIS FOR STUDYING THE PROBLEM OF CREATIVE PERSONALITY

The article is devoted to the theoretical and methodological foundations of studying the problem of a creative personality.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

УДК. 321.2

Эргашев У.А. преподаватель кафедра общественных наук и спорта Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данная статья посвящена теоретические методологическим основы изучения проблемы творческой личности.

Ключевые слова: теория, методология, творчество, личность, отношения, деятельность.

Ergashev U.A. lecturer

Department of "Social Sciences and Sports " Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana

THEORETICAL METHODOLOGICAL BASIS FOR STUDYING THE PROBLEM OF CREATIVE PERSONALITY

Annotation. The article is devoted to the theoretical and methodological foundations of studying the problem of a creative personality.

Key words: theory, methodology, creativity, personality, relationships, activity.

Интерес к проблемам творчества, и обусловлен реальностью современного общественного развития. В эпоху стремительных социальных изменений обществу необходимы творческие, свободно мыслящие люди, необычайно важна степень самостоятельности отдельного человека и других субъектов общественной жизни, способность быть сознательными творцами собственной жизни.

Тенденция развития современного общества такова, что появляется определенный «социальный заказ» на творческую личность, на человека, способного самостоятельно ставить перед собой объективно-значимые цели, задачи, предлагать нестандартные и эффективные решения, сопротивляться рутинному подходу, наконец, социальный заказ на человека, у которого есть не только способность, но и потребность к саморазвитию, самосовершенствованию. Можно утверждать, что только человек с творческим потенциалом и творческим отношением к

деятельности реализуется в деятельности во всей целостности своего существа: духовного и телесного, идеального и материального, субъективного и объективного.

Социальная сознательная активность свойственна субъекту учебной деятельности, в которой имеет место самоорганизация, саморегуляция, проявления вышеназванных субъектных качеств, что обеспечивает субъекту возможность разрешения существующих и возникающих противоречий адекватно приемлемым способом. Субъектная позиция, как показывают наши исследования, свойственна молодежи с социально -адекватным типом отношения, в структуре которого доминируют деловая коллективистская мотивация, адекватная или адекватно высокая самооценка, субъектные качества личности, обеспечивающие положительные субъект-объектные взаимодействия и субъект-субъектные взаимоотношения. Для такой молодежи свойственен стиль позитивной активности, проявляемый в «творческом познании и преобразовании среды, деятельности и самого себя».

Проблема творчества является актуальной для всего социогуманитарного знания прежде всего потому, что современное общество нацелено на инновации, а, следовательно, заинтересовано в овладении теми способами, средствами и механизмами целенаправленной деятельности человека, которые обеспечивают преобразование существующего порядка (на всех уровнях его организации - от технико-технологического до духовного) и создание элементов нового. Именно поэтому философия изучает сущность творчества, психология -психологические параметры и стадии творческого процесса, педагогика -механизмы формирования творческих способностей человека, культурология - творчество в качестве ценности, степень востребованности которой различна в разных типах и видах культуры, искусствоведение -особенности творчества выдающихся художников, поэтов, композиторов и т.д.

Решение проблемы творческого развития личности подростков было и остается важным как для формирования у них метода построения образов, так и для объяснения природы их творческих способностей.

Анализ психологических творческих начал в исследованиях разных категорий людей показал, что становление творческого сознания у каждого человека происходит индивидуально и уникально, что осложняет создание единой теории творчества как процесса формирования художественного видения образного мира, так и для объяснения природы творческих способностей, особенно у подростков.

Рассмотрение творческого пути разных представителей науки и искусства показало, что не только различна степень понимания ими творческого процесса, но и (что немаловажно) не всё относящееся к

творчеству еще достаточно осмысленно на современном уровне развития психологии и педагогики.

Что же касается непосредственного развития творчества подростков, то какую-то часть своего творческого пути они проходят без четкого осознания осуществляемого ими творческого действа.

Это обстоятельство породило стремление некоторых психологов -педагогов создать такой метод, сущность которого сводилась бы к тому, чтобы парализовать или, по меньшей мере, нейтрализовать сознание подростков настолько, насколько это необходимо для активизации ими возможности фиксировать все проявления своих творческих способностей.

Ссылаясь на сознание некоторых теоретиков психологии творчества, многие учёные пытались вывести этот феномен из естественного состояния сознания путем чрезмерной абсолютизации одной, хотя и весьма важной, его черты - преобразующих сил фантазии и воображения, которые в творческом процессе превращаются из объективных, почерпнутых из объективной действительности, в субъективный образ, в авторский замысел.

Гегель считал этот процесс чрезвычайно важным, но очень трудным для постижения. Больше всего его поражала неспособность творческого воображения к точному отображению воспринимаемого, его неудержимое стремление к созданию невиданного, неслыханного, незнаемого.

«Воображение очень сильно в созидании как бы другой природы из материала, который ему дает действительная природа. Мы занимаемся им, когда опыт кажется нам слишком будничным; мы также переделываем этот опыт, правда, все еще по аналогичным законам, но тем не менее и по принципам, находящимся выше, в разуме; при этом мы чувствуем нашу свободу от закона ассоциации (свойственно эмпирическому применению этой способности), согласно которому мы хотя и получаем от природы материал, но этот материал может быть нами переработан в нечто совершенно другое, а именно в то, что превосходит природу».

Гегель считал, что «...источником художественных произведений является свободная деятельность фантазии, которая в создании своих воображаемых образов еще более свободна, чем сама природа».

Глубокий анализ объективных связей позволяет выяснить положительные или отрицательные отношения личности к различным сторонам действительности, к процессу, к условиям деятельности, иначе, функциональный механизм отношений не представляется, и анализ будет поверхностным и неправильным. Об отношениях человека, как и о личности в целом, можно объективно судить только по действиям, поступкам, поведению. Они представляют факты связи человека как субъекта с объективной действительностью в её многообразии. Личность - отношение, формируясь в общении и практической деятельности, проявляется на практике, в деятельности. Отношения человека вытекают из воздействий

внешнего мира и раскрываются, прежде всего, при изучении человека в процессе учебно-трудовой, производственно-трудовой и общественной деятельности.

Использованные источники:

1. Болденко О.А. Болденко О.А. Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 6/2009. Теоретико-методологические основы научного решения проблемы творческого развития личности подростков

2. В.Гайденко. Творчество //Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970. С.185.

3. В.А.Зобков, Е.В.Пронина. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. - Владимир, Собор, 2008.

4. Эргашев У. А. Куркув маданий хрдиса сифатида //Экономика и социум. -2022. - №. 11-1 (102). - С. 1056-1059.

5. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).

https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&Ы=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC

6. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр.

7. https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3 waDc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC

8. Эргашев У. А. Гармонично развитое поколение-решающая сила развития Нового Узбекистана //Экономика и социум. - 2021. - №. 11-2 (90). - С. 730732.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.