Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПРИОРИТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / экологические проблемы / этика / глобализация.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эргашев У. А.

Данная статья посвящена приоритету экологической этики в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

УДК. 321.2

Эргашев У.А. преподаватель

кафедра «Кафедра общественных наук и спорта» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

ПРИОРИТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЭПОХУ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена приоритету экологической этики в эпоху глобализации.

Ключевые слова: экология, экологические проблемы, этика, глобализация.

Ergashev U.A. lecturer

Department of "Social Sciences and Sports " Fergana Polytechnic Institute, Fergana Republic of Uzbekistan

PRIORITY OF ECOLOGICAL ETHICS IN THE ERA OF

GLOBALIZATION

Annotation. this article is devoted to the priority of environmental ethics in the era of globalization.

Key words: ecology, environmental problems, ethics, globalization.

В современную эпоху, когда экологические проблемы обостряются и глобализируются, экологическая этика в обществе по своей функции служит гармонизации интересов «природа-общество-человек» и в их управлении является важным фактором развития духовно-нравственного и культурно-образовательного уровня граждан. Ведь функциональная эффективность этики в управлении отношениями «природа-общество-человек»: во-первых, до уровня использования экологических национальных традиций и опыта в повседневной жизни; во-вторых, выбирать и творчески применять на практике общечеловеческие экологические ценности; в-третьих, обеспечить комплексность методов и инструментов процесса управления; в-четвертых, это зависит от развития экологического сознания и культуры народа с помощью институтов гражданского общества как части духовно-нравственных механизмов управления. Иными словами, эти возможности приводят к приоритету нравственности в системе форм общественного сознания.

В целом характер отношения человека к природе и его определение моральными нормами можно рассматривать как критерий духовного развития общества. Поэтому в условиях глобализации экологических проблем вопрос управления отношениями «природа-общество-человек» согласно этическим нормам остается важной научной и практической темой. Ведь роль моральных норм в жизни общества постоянно возрастает, и в этом направлении сформировались различные научные взгляды, и их историю следует рассматривать как результат альтернативных подходов к определенным проблемам. Другими словами, экологическая нравственность - это «природа-человек общества. Важнейшими функциями этики являются: «1) координация различных отношений между людьми; 2) определять гуманные ценности и цели деятельности людей; 3) социализация личности. Выполняя эти функции, мораль демонстрирует примеры необходимости, разумности и универсальности».

В истории человечества важной теоретической и практической задачей всегда было обеспечение приоритета нравственности в управлении общественно-политическими отношениями вообще и отношениями «природа-общество» в частности. В настоящее время от этого вопроса во многом зависит повышение духовности человека и общества. Как сказал И.Каримов: «Сколько бы ни высказывалось обращений и важных теоретических идей по поводу духовности, если мы не будем вести непрерывную работу по внедрению их в сознание общества, если мы не организуем свою деятельность в этом направлении продуманным и планомерным образом, естественно, мы не сможем достичь намеченной цели, то есть у человека мы не сможем найти путь к сердцу».

Свобода человека в системе «природа-общество» относительна и условна, и чтобы обеспечить разумный баланс в их отношениях, необходимо опираться на моральные нормы. Потому что функциональная направленность политического, правового и других форм сознания в системе общественного сознания на защиту природы есть деятельность, заключающаяся в формировании экологической нравственной ответственности. Вот почему в практическом смысле мораль занимает приоритетное положение по отношению ко всем формам общественного сознания, и это отражается на их координирующей деятельности. В своей диссертации Ш.Ж.Абдукасимова на тему «Формирование экологического сознания студентов в условиях независимости Узбекистана» «особое внимание уделяется освещению практических вопросов отношений природа-общество-человек, а также духовно-нравственных параметров ответственного подхода к природе у молодежи на основе соответствующих социологических исследований. Тенденция изменения этих параметров соответствует уровню экологической ситуации и ее глобализации.

В настоящее время тщательный анализ причин обострения экологических проблем и глобализации показывает, что социальная система

отвечает за обеспечение баланса между экономическими потребностями и экологическими интересами человечества. Однако, в их координации мораль может стать реальной социальной силой, а ее нормы иметь статус права, она может обеспечить экологическую стабильность, регулируя отношение человека к природе. Система общественных отношений, основанная на экологических моральных нормах, определяет «экологическое качество» человека и играет большую роль в увеличении, самое главное приоритет нравственных норм и других форм общественного сознания, функциональная интеграция служит реализации экологического потенциала общества. В то же время экологическая ответственность граждан и слабость их деятельности являются результатом нравственной и нравственной слабости общества в области охраны природы. Однако любое аморальное действие по отношению к природе как проявлению зла противоречит не только моральным нормам, но и той экологической реальности, которая их проявляет на практике.

Использованные источники:

1. Философия: энциклопедический словарь. -Ташкент: «Шарк», 2004. -Б. 41.

2. Каримов И. Юксак маънавият - енгилмас куч. -Б. 129.

3. Абдукасымов Ш.Ж. Формирование экологического сознания студенческой молодёжи Узбекистана в условиях независимости. Автореферат на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Тошкент: 1997. -С. 14.

4. С.Мамашокировнинг "Экологик фаоллик ва масъулиятни шакллантиришда ижтимоий-сиёсий омилларнинг роли".

5. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).

https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&Ы=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC

6. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр.

https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC

7. Эргашев У. А. Гармонично развитое поколение-решающая сила развития Нового Узбекистана //Экономика и социум. - 2021. - №. 11-2 (90). - С. 730732.

8. Эргашев У. А. Куркув маданий хрдиса сифатида //Экономика и социум. -2022. - №. 11-1 (102). - С. 1056-1059.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.