Научная статья на тему 'ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВТАНАЗИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ЭВТАНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Эргашев У.А.

В данной статье раскрываются понятие эвтоназии её виды и эвтоназии как социальное явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUTHANASIA AS A SOCIAL PHENOMENON

This article reveals the concept of euthanasia, its types and euthanasia as a social phenomenon.

Текст научной работы на тему «ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

УДК: 87.3. Х-87

Эргашев У.А. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В данной статье раскрываются понятие эвтоназии её виды и эвтоназии как социальное явление.

Ключевые слoвa: эвтаназия, социальное явление, активная и пассивная эвтаназия.

Ergashev U.A. lecturer

Department of Social Sciences and Sports Fergana Polytechnic Institute, Fergana Republic of Uzbekistan

EUTHANASIA AS A SOCIAL PHENOMENON

This article reveals the concept of euthanasia, its types and euthanasia as a social phenomenon.

Key words: euthanasia, social phenomenon, active and passive euthanasia.

Феномен эвтаназии - проблема весьма острая для нашего времени.

Что такое эвтаназия - это прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и/или испытывающего невыносимые страдания. Ее можно осуществить, прекратив поддерживающую терапию, либо введением препаратов, влекущих быструю и безболезненную смерть.

Эвтаназия - это лишение человека жизни как способ прекратить его страдания от старости или болезни. Эвтаназия является довольно спорным аспектом современной медицины, однако в последнее время она набирает популярность в западном обществе. Впервые термин «эвтаназия» употребил Френсис Бэкон еще в XVII веке, говоря о легкой, безболезненной и счастливой смерти. Он считал, что задача врача в этом случае - исключить физическую боль пациента и облегчить страдания больного, позволяя ему уйти спокойно.

История эвтаназии в современном представлении начинается в недалеком прошлом. Появились организации, ратующие за ее

легализацию, вроде «Общества добровольной эвтаназии» (1935 г., Англия). С 1967 по 1982г. подобные организации возникли в США, Европе, Австралии, Японии, Индии и Зимбабве. Первая попытка провести закон о легализации эвтаназии была предпринята и провалилась в 1906 году в Огайо (США).

В середине XIX века споры об эвтаназии возобновились с удвоенной силой. К тому моменту в медицине уже активно применялись в качестве болеутоляющих препаратов морфин и хлороформ, и встал вопрос об этичности их использования для умирающих больных, лечение которых продолжать уже было бессмысленно. Рационализм и научность эпохи индустриальной революции также способствовали появлению зачатков современной системы здравоохранения и медицины. В Америке, например, возникло целое движение за эвтаназию, которое активно продвигало право человека на безболезненную и спокойную смерть. Уже в 1906 году управление штатом Огайо предприняло попытку узаконить эвтаназию, но такие радикальные идеи обществом приняты не были.

Виды эвтаназии:

Добровольная эвтаназия - прекращение жизни пациента по его просьбе и только после его активного согласия. Это значит, что больной находится в ясном уме и трезвой памяти и твердо уверен, что хочет умереть. Чтобы подвергнуться добровольной эвтаназии, человеку, как правило, нужно подходить под определенные критерии, которые тщательно проверяются несколькими врачами. Непреодолимый болевой синдром, существенно снижающий качество жизни пациента, и тяжелая инвалидность - ключевые условия для проведения процедуры.

Активная эвтаназия.

Любой вид эвтаназии обязательно включает в себя несколько консультаций с врачом, однако присутствие медицинского персонала при проведении процедуры не обязательно. В случае активной эвтаназии врач сам вводит дозу препарата пациенту, однако такой вид эвтаназии разрешен не везде. В США и Швейцарии, например, введение смертельной инъекции медицинским персоналом запрещается законом. Гораздо чаще встречается так называемое ассистируемое самоубийство (assisted suicide), когда врач «допускает» смерть пациента, выписывая ему летальную дозировку специального препарата. В этом случае пациент в присутствии врача принимает лекарство, которое вводит его в сон, а затем «убивает» организм.

Пассивная эвтаназия.

Пассивная эвтаназия - это отказ больного от поддерживающей терапии. Отказываясь от лечения, пациент намеренно ускоряет приход смерти, и врач не вправе ему в этом отказать. Термин пассивная эвтаназия является спорным, и очень часто можно встретить мнение, что прекращение лечения по просьбе пациента вообще нельзя считать

эвтаназией. Это связано с тем, что у больного всегда есть право отказаться от медицинской помощи, независимо от мнения врачей. Однако пассивная эвтаназия все же является допустимым термином для описания ситуаций, когда больной в терминальной стадии заболевания решает отказаться от лечения, чтобы ускорить приход смерти и сократить время своих страданий.

Также некоторые исследователи выделяют прямую и непрямую эвтаназию. При прямой эвтаназии врач совершает действия, которые непосредственно приводят к летальному исходу. Непрямая эвтаназия означает, что смерть наступает в результате других действий, например, при введении повышенной дозы наркотических веществ или снотворного.

Таким образом, сегодня само значение ответственности индивида, да и общества в целом, а так же государства, должно обостриться по одной причине того, что многократно умножается способность переделывать и менять мир. И врач, и философ, и юрист остаются практически в одиночестве перед возникшими новыми проблемами и могут рассчитывать только на собственную совесть. С жалостью, а может быть и с горечью приходится фиксировать то, что чем могущественнее становится человек, тем явственнее он обременяет свою совесть.

Использованные источники:

1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. С.Л. Кравец. - М.:.

2. Тухтаров И., Эргашев У., Умурзаков А. МАФКУРАВИЙ ОМИЛЛАР ВА ЁШЛАР ТАФАККУРИ //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. -С. 94-100.

3. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).

https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC

4. Ulug'bek E. MILLIY QADRIYATLAR TIZIMI VA ULARNING JAMIYAT HAYOTIDA NAMOYON BO 'LISH XUSUSIYATLARI //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 883-889.

5. Эргашев У. ИЖТИМОИЙ РЕКЛАМАНИНГ ШАХС, ИЖТИМОИЙ ГУРУХЛАР ВА ЖАМИЯТ ХДЁТИГА ТАЪСИРИ //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 5. - С. 188-196.

6. Ergashev U. A., Hakimov A. M. MYSTICISM-SPIRITUCL-MORAL UPBRINGING //Экономика и социум. - 2021. - №. 2-1. - С. 133-136.

7. Sodiqovna O. M., Adxamovich E. U., Maxamadovich U. A. EKOLOGIK MUVOZANATINING MA'NAVIY-AXLOQIY OMILLARI ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ SPIRITUAL AND MORAL FACTORS OF ECOLOGICAL BALANCE. -2022.

8. Хакимов А. М., Эргашев У. А., Холмирзаева Ж. Х. Выборы Узбекистана-прозрачные выборы. - 2020.

9. Крсимов КИ Э. У. А. CHARACTERISTICS OF EASTERN DEMOCRACY AND CIVIL SOCIETY IN UZBEKISTAN //Экономика и социум.-2021. - С. 3-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.