ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-125/ (data obrashcheniya: 20.09.2021).
18. Psihologo-pedagogicheskie osnovy inklyu-zivnogo obrazovaniya: kollektivnaya monogr. / otv. red. S.V. Alekhina. M., 2013 [Elektronnyj resurs]. URL: http://srsc44cr.ucoz.ru/roditelyam/psikhologo-pedagogicheskie_osnovy_inkljuzivnogo_ob.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).
19. Rymhanova A.R., Alshynbekova G.K., Salikov ZH.K., Museeva G.N., Amanbaj ZH.S. K voprosu o podgotovke pedagogov realizuyushchih inklyuzivnuyu praktiku [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 1-2. S. 267-269. URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=8365 (data obrashcheniya: 12.10.2021).
20. Tashina T.M., Semeno A.A. Podgotovka specialistov k rabote v inklyuzivnom obrazovanii [Elektronnyj resurs] // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 2(34). S. 21. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-k-rabote-v-inklyuzivnom-obrazovanii (data obrash-cheniya: 12.10.2021).
Organization of the productive (processing in the system of inclusive education) practice in the structure of the students' training
in the pedagogical
university
The article deals with the inclusive education making actual the issue of the students' training in the pedagogical university to teaching the schoolchildren with health limitations. There is suggested the organization of the productive (processing in the system of the inclusive education) practice in the structure of the bachelors' training of the training program "Pedagogical education" (with two educational program specializations). The author emphasizes the criteria of the choice of the educational institutions for defining the basis of the practice and its thoughtful part aimed at the establishment of the general professional competencies of future teachers.
Key words: inclusive education, productive practice, professional training, general professional competencies, students, process map.
(Статья поступила в редакцию 07.12.2021)
С.А. чубов (курск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Представлены основные теоретические позиции и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения возможностей искусственного интеллекта. Дается характеристика этого процесса (основные педагогические подходы, технологические аспекты организации процесса формирования профессиональной компетентности).
Ключевые слова: будущий фармацевт, профессиональная компетентность, искусственный интеллект, фармация.
Современные образовательные стандарты среднего профессионального образования указывают на необходимость формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения инновационных образовательных средств.
Выдвижение данной цели обусловлено необходимостью выведения профессиональной подготовки обучающихся на новый качественный уровень, позволяющий им овладеть основными видами профессиональной деятельности в соответствии с существующими мировыми стандартами.
Широкими образовательными возможностями в процессе формирования профессиональной компетентности обладает искусственный интеллект, который позволяет расширять образовательный потенциал профессиональной подготовки будущих фармацевтов, т. к. способствует решению таких важнейших профессиональных задач, как:
- удовлетворение потребностей общества в фармацевтах, готовых к реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;
- изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриап-
О Чубов С.А., 2022
ИЗВЕСТИЯ вгпу
течного контроля, организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией;
- обеспечение уровня подготовки специалиста среднего звена, достаточного как для самостоятельной профессиональной деятельности, так и для обучения по программам высшего профессионального образования;
- обеспечение приема, организации, хранения и розничной продажи лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента;
- оформление первично учетно-отчетной документации;
- отпуск лекарственных средств населению;
- руководство структурными подразделениями аптеки и аптечной организацией;
- оказание дополнительных фармацевтических услуг в форме консультирования, информирования потребителей лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента [7].
Формирование профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе искусственного интеллекта дает возможность овладеть алгоритмом профессиональной деятельности кадров данной сферы. Этот алгоритм должен быть основан на интеграции человеческого потенциала и возможностей систем искусственного интеллекта. Интеграция возможностей человеческого капитала и интеллектуальных систем позволяет не только обеспечить уровень теоретических знаний, их практических профессиональных умений, наиболее значимых приемов осуществления профессиональной деятельности, но и сформировать у будущих фармацевтов ответственное отношение к реализации наиболее значимых видов профессиональной деятельности в сфере фармации.
Однако результаты теоретических исследований в области подготовки кадров по специальности 33.02.01 «Фармация» и накопленный эмпирический опыт свидетельствуют о том, что образовательный потенциал искусственного интеллекта в области формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов используется не в полном объеме, что проявляется:
- в низком уровне осведомленности кадров данной сферы в области создания и применения инновационных лекарственных средств;
- в недостаточной динамике, уровне проведения сравнительно-сопоставительных аналитических исследований, направленных на
выявление наиболее значимых приоритетов в сферах фармации на региональном и международном уровнях;
- низком уровне адаптации специалистов к постоянно изменяющимся требованиям в области овладения практическими и технологическими аспектами деятельности в сфере фармации;
- отсутствии необходимого ценностного отношения специалистов данной сферы к наиболее насущным проблемам в области фармации с учетом постоянно растущей динамики потребностей (И.П. Агафонова, А.А. Скрипко, Н.Е. Ставская и др.).
В современной теории и практике профессиональной подготовки кадров для сферы фармации можно наблюдать ряд противоречий:
- между необходимостью разработки теоретических положений, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов, и их недостаточной изученностью применительно к специфике подготовки кадров данной сферы на основе использования средств искусственного интеллекта;
- между необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения средств искусственного интеллекта и недостаточной разработанностью технологических аспектов реализации данного процесса в области теории и технологии профессионального образования.
Указанные противоречия свидетельствуют об актуальности данной проблемы, которая сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения средств искусственного интеллекта. Решением данной проблемы является исследование, которое заключается в представлении теоретических и технологических основ процесса формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения возможностей искусственного интеллекта.
Цель статьи заключается в определении особенности формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по специальности 33.02.01 «Фармация» на основе применения инновационных образовательных средств, в частности на основе применения средств искусственного интеллекта.
Указанная цель потребовала решения следующих задач:
- представить основные теоретические позиции (ведущие подходы и принципы), обеспечивающие эффективность реализации процесса формирования профессиональной компетентности на основе использования средств искусственного интеллекта;
- осветить наиболее значимые технологические аспекты данного процесса, а именно: условия реализации технологии, дидактические средства и необходимые педагогические условия.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов на основе применения возможностей искусственного интеллекта - это целенаправленный дидактический процесс, обеспечивающий решение приоритетных профессиональных задач будущих фармацевтов в таких основных видах профессиональной деятельности, как реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, организация и управление фармацевтической деятельностью, консультирование и информирование потребителей фармацевтических услуг [8].
Процесс развития профессиональной компетентности будущих фармацевтов предусматривает формирование мотивационно-цен-ностного, когнитивного, операционно-дея-тельностного и оценочно-рефлексивного компонентов подготовки.
Применение возможностей искусственного интеллекта в процессе формирования профессиональной компетентности обучающихся по направлению подготовки «Фармация» позволяет выпускникам выступать в качестве организатора, производителя, исследователя, дистрибьютора, консультанта в процессе реализации наиболее приоритетных для него видов профессиональной деятельности.
В процессе становления указанного вида компетентности особая роль отводится обеспечению подготовки, направленной на эффективное взаимодействие с отечественными и зарубежными партнерами в формате как устного общения, так и работы с деловой профессиональной документацией с целью достижения эффективных результатов в ходе разработки и реализации производственных решений фармацевтической деятельности.
Искусственный интеллект являет собой комплекс инновационных средств, включающих в себя различные информационные источники профессиональной направленности, образовательные приемы, онлайн- и офлайн-средства, инновационные алгоритмы реализа-
КИЕ НАУКИ -
ции профессиональной деятельности, а также наиболее эффективные методы и способы ее осуществления в конкретных условиях.
Средства искусственного интеллекта в процессе профессиональной подготовки будущих фармацевтов выполняют следующие функции:
- мотивационно-стимулирующую;
- познавательную;
- практико-ориентированную;
- оценочно-рефлексивную.
этапы формирования профессиональной компетентности базируются на основе применения соответствующих процессов, которые направлены на овладение когнитивной, операционной и рефлексивной составляющими имеющегося вида компетенции. Результатом является подготовка современного фармацевта международного уровня, компетентного в области решения наиболее значимых задач в ведущих видах деятельности фармации, посредством применения возможностей искусственного интеллекта.
Особенность данного процесса заключается в повышении эффективности различных аспектов современной фармации на основе применения средств искусственного интеллекта, основывается на поиске, переработке, адаптации и основе применения профессионально значимой информации в сфере фармации в процессе вовлечения обучающихся в международные проекты.
Основными задачами указанного процесса являются:
- овладение профессиональными знаниями в области фармации и применение искусственного интеллекта;
- развитие соответствующих профессиональных умений, позволяющих интегрировать возможности искусственного интеллекта в процессе решения актуальных фармацевтических задач;
- овладение наиболее значимыми приемами фармацевтической деятельности и приемами искусственного интеллекта (аналитический, сравнительно-сопоставительный, приемы дифференциации, конкретизации и др.);
- освоение творческих способов реализации фармацевтической деятельности на основе применения искусственного интеллекта;
- овладение актуальным отечественным и зарубежным опытом с целью решения наиболее приоритетных задач России в сфере фармации.
этот процесс реализуется на основе следующих подходов:
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
- интегративного;
- цивилизационного;
- проблемно-деятельностного.
Данный процесс направлен на развитие прогнозируемых умений фармацевта таких, как исследовательские (изучение наиболее значимых потребностей и интересов на рынке фармации), аналитические (аналитический обзор наиболее актуальных проблем фармации в России и за рубежом).
Эффективность реализации указанного процесса обеспечивается применением следующих принципов:
- профессиональной направленности, открытости, адаптивности к постоянно меняющимся потребностям в сфере фармации;
- информационный (поиск, обработка и представление информации в сфере фармации с целью решения наиболее важных социально-экономических потребностей);
- коммуникативный (установление отношений с партнером на основе традиционных средств и средств искусственного интеллекта);
- проектировочный (проектирование краткосрочных и долгосрочных результатов фармацевтической деятельности и экономических способов их достижения);
- контролирующий умения (контроль оборота лекарственных средств в России и за рубежом);
- рефлексивно-корректированного умения (оценка и корректировка документации в сфере фармации).
Технология формирования профессиональной компетентности фармацевтов на основе применения искусственного интеллекта характеризуется высокой степенью мобильности, адаптивностью и базируется на реализации алгоритма, который включает в себя следующие этапы:
- создание необходимого профессионально ориентированного пространства, демонстрирующего возможные способы решения задач в сфере фармацевтической деятельности с применением искусственного интеллекта;
- осмысление опыта профессиональной деятельности в сфере фармации на основе учета отечественных и зарубежных достижений в данной области;
- определение наиболее адекватных стратегий профессиональной деятельности, методов, приемов и способов их реализации в сфере фармации на основе применения средств искусственного интеллекта;
- проведения сравнительно-сопоставительного анализа в области решения задач в сфере фармации на основе учета отечественного и зарубежного опыта, накопленного с целью представления и защиты интересов России на международной арене;
- проведения рефлексивной деятельности, направленной на выбор, анализ и корректировку избранных методов, приемов и средств реализации в процессе решения поставленных задач.
эффективность формирования данного вида компетентности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- погружение обучающихся в профессионально направленную среду в области фармации, демонстрирующую выполнение наиболее значимых задач в данной сфере на основе применения средств искусственного интеллекта;
- интеграция аудиторной, самостоятельной, научно-исследовательской деятельности и производственной практики;
- обеспечение взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами с целью овладения опытом в сфере фармации на основе применения возможностей искусственного интеллекта;
- привлечение обучающихся в проектную деятельность, основанную на интеграции традиционных образовательных средств и средств искусственного интеллекта;
- формирование мотивации профессиональной деятельности посредством вовлечения обучающихся в международные фармацевтические проекты, направленные на овладение инновационными приемами и формами организации деятельности в сфере фармации.
Таким образом, искусственный интеллект обладает широким образовательным потенциалом, позволяющим сформировать когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты профессиональной компетентности будущих фармацевтов.
К наиболее значимым возможностям применения искусственного интеллекта относятся следующие:
- обеспечение более высокого уровня эффективности процесса разработки лекарственных средств;
- повышение профессиональной мобильности и расширение взаимоотношений с социальными партнерами в России и за рубежом;
педагогические науки
- выведение аналитики продаж и фармацевтического маркетинга на более продуктивный уровень;
- повышение качества управления производством в сфере фармации;
- расширение информационных возможностей и инструментальных производственных средств на базе применения искусственного интеллекта.
Формирование профессиональной компетентности на основе средств искусственного интеллекта способствует воспитанию и развитию творческой личности, обладающей высоким уровнем профессиональной мотивации в области решения профессиональных задач в указанной сфере и способной достойно представлять интересы своей страны на региональном и международном уровне.
список литературы
1. Агафонова И.П. Методика проблемно-ин-тегративного обучения химическим дисциплинам студентов - будущих фармацевтов: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2014.
2. Основы искусственного интеллекта: учеб. пособие / Е.В. Боровская, Н.А. Давыдова. 4-е изд. М., 2020.
3. Скрипко А.А., Фёдорова Н.В., Клименко-ва А.А. С45 Информационные технологии в фармации: учеб. пособие: в 4 ч. Ч. 4: Комплексная автоматизация деятельности аптечных организаций / Иркут. гос. мед. ун-т. Иркутск, 2020.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
5. Ставская Н.Е. Методические подходы к совершенствованию деятельности аптечных учреждений на основе использования современных информационных технологий: дис. ... канд. фармац. наук. М., 2009.
6. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / С. Даггэн; ред. С.Ю. Князева; пер. с англ. А.В. Паршакова. М., 2020.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70687432/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.01.2022).
8. Чубов С.А., Тарасюк Н.А. Возможности применения искусственного интеллекта в процессе формирования профессиональной компетенции будущих фармацевтов [электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3(59). URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=182 (дата обращения: 18.01.2022).
1. Agafonova I.P. Metodika problemno-integra-tivnogo obucheniya himicheskim disciplinam stu-dentov - budushchih farmacevtov: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2014.
2. Osnovy iskusstvennogo intellekta: ucheb. po-sobie / E.V. Borovskaya, N.A. Davydova. 4-e izd. M., 2020.
3. Skripko A.A., Fyodorova N.V., Klimenko-va A.A. S45 Informacionnye tekhnologii v farmacii: ucheb. posobie: v 4 ch. Ch. 4: Kompleksnaya avto-matizaciya deyatel'nosti aptechnyh organizacij / Irkut. gos. med. un-t. Irkutsk, 2020.
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pe-dagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastenina. M., 2002.
5. Stavskaya N.E. Metodicheskie podhody k so-vershenstvovaniyu deyatel'nosti aptechnyh uchrezh-denij na osnove ispol'zovaniya sovremennyh infor-macionnyh tekhnologij: dis. ... kand. farmac. nauk. M., 2009.
6. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: izmene-nie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YUNESKO / S. Daggen; red. S.Yu. Knyazeva; per. s angl. A.V. Parshakova. M., 2020.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/70687432/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb 4c33/ (data obrashcheniya: 18.01.2022).
8. Chubov S.A., Tarasyuk N.A. Vozmozhnosti primeneniya iskusstvennogo intellekta v processe formirovaniya professional'noj kompetencii budushchih farmacevtov [Elektronnyj resurs] // Uchenye za-piski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo go-sudarstvennogo universiteta. 2021. № 3(59). URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=182 (data obrashcheniya: 18.01.2022).
Theoretical and technological aspects of the development of the professional competence of future pharmacists on the basis of the use of the means of artificial intelligence
The article deals with the basic theoretical positions and technological aspects of the development of the professional competence of future pharmacists on the basis of the use of the potential of the artificial intelligence. There is given the characteristics of the process (the basic pedagogical approaches, the technological aspects of the organization of the development of the professional competence).
Key words: future pharmacist, professional competence, artificial intelligence, pharmacy.
(Статья поступила в редакцию 18.11.2021)
* *
*