Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / профессиональная направленность / фармацевты / компетентностный подход / самоопределение / компетенция / higher education / professional orientation / pharmacists / competence-based approach / selfdetermination / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Алёна Владимировна

В статье рассматриваются аспекты компетентностного подхода и необходимость его реализации в высшей школе. Анализируются понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональные компетенции», которые являются основой данного подхода. На примере специальности «Фармация» описаны уровни профессиональных компетенций, реализуемых в учебных программах по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимохина Алёна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF FUTURE PHARMACISTS

The article examines aspects of the competence-based approach and the need for its implementation in higher education. The concepts of “competence”, “competence”, “professional competence”, which are the basis of this approach, are analyzed. On the example of the specialty “Pharmacy”, the levels of professional competencies are described, which are implemented in curricula according to the Federal State Educational Standard of Higher Education.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ»

развития нравственной устойчивости личности в аспекте выбора ею способа получения материальных благ. Она может быть использована во внеурочной работе со школьниками, а также при изучении университетских курсов «Тренинг профессионального саморазвития», «Тренинг личностного роста» и т.п.

4. Особое место отводится упражнениям по выработке умения излагать мысли на бумаге.

5. Перспективным считаем изучение вопроса влияния перцептивного доверия у участников тренинговой группы на показатели сформированности у них нравственной устойчивости и определения на этой основе развивающих возможностей тренингового метода.

Литература

1. Атагимова Э.И., Фёдоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). С. 70-76.

2. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 16-31.

3. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию. Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2011 № 2. С. 59-72.

4. Пряжников Н.С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

5. Стрижов Е.Ю. Нравственно-психологические детерминанты мошенничества: дис. д-ра психол. наук. - М.: АУ МВД, 2011. - 400 с.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ

Тимохина Алёна Владимировна (Тула, Россия), аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты компетентностного подхода и необходимость его реализации в высшей школе. Анализируются понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональные компетенции», которые являются основой данного подхода. На примере специальности «Фармация» описаны уровни профессиональных компетенций, реализуемых в учебных программах по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная направленность, фармацевты, ком-петентностный подход, самоопределение, компетенция.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF FUTURE PHARMACISTS

Timokhina Alyona Vladimirovna (Tula, Russia), po^graduate, Tula State Lev ТоШоу Pedagogical University. E-mail: [email protected]

Ab^ract. The article examines aspects of the competence-based approach and the need for its implementation in higher education. The concepts of "competence", "competence", "professional competence", which are the basis of this approach, are analyzed. On the example of the specialty "Pharmacy", the levels of professional competencies are described, which are implemented in curricula according to the Federal State Educational Standard of Higher Education.

Keywords: higher education, professional orientation, pharmacies, competence-based approach, self-determination, competence.

В Российской Федерации происходит кардинальное изменение системы высшего образования, которое должно отвечать условиям современного государства и общества. Законодательные требования к системе образования включены в Федеральный закон «Об образовании РФ», согласно которому «Высшее образование нацелено на обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии со спросом общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации»1.

Модернизация происходит благодаря расширению и интеграции образовательных процессов в современной жизни общества, которые ведут к необходимости повышения эффективности профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Успешная практическая учебная деятельность будущих профессионалов определяется уровнем сформированности профессиональных компетенций. Необходимо обратить внимание на социальный заказ Министерства здравоохранения к высшим школам, готовящим специалистов фармацевтической сферы, который заключается в подготовке ответственного, коммуникабельного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, умеющего в достаточно краткий срок адаптироваться в системе лекарственного обеспечения.

Фармацевт, обладающий высоким профессионализмом, должен хорошо ориентироваться во всех вопросах фармации, особенно в практических: производстве, хранении и отпуске лекарственных средств. Наиболее эффективным средством профессионального и личностного развития будущих фармацевтов при их подготовке является компетент-ностный подход.

Методологическое основание данного подхода заключается в том, чтобы граждане могли самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому помимо знаний и умений обучающихся важным показателем качества обучения является их опыт решения жизненных задач, выполнения социальных функций, практические навыки деятельности, то есть формирование компетенций. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании связана с понятиями «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетенция», «профессиональная компетентность» [1].

Базовую основу формирования понятий компетентностного подхода составили работы отечественных ученых И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, А.И. Новикова, А.В. Хуторского. Эти исследователи подчеркивали необходимость организации целенаправленной комплексной деятельности, ориентированной «на формирование у обучающихся универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций» [2]. Э.Ф. Зеер, рассматривая различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», подчеркивал, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека: способность объединять эти знания, умения и опыт в конкурентной социальной и профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и успешной личности». Под компетенциями ученый понимал «способность находить знания и обнаруживать умения, необходимые для решения определенной проблемы» [3]. По мнению А.М. Новикова, компетентность — «самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, которая основана на приобретенном студентами учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях [4].

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.03.2021).

Нам близка позиция А.В. Хуторского, который предложил дифференцировать понятия «компетенция» и «компетентность». При этом он подчеркивал, что компетенции — это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу дисциплин и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним». Под компетентностью педагог понимал «обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностные отношения к ней и предмету деятельности» [6].

Проанализируем особенности профессиональных компетенций специалиста, в структуре которых, согласно И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, можно выделить четыре компонента:

1) мотивационный, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать профессиональными и общеучебными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;

2) когнитивный, определяющий систему понятий и законов;

3) деятельностный, обусловливающий оперативное применение знаний, учебный и жизненный опыт в процессе решения теоретических и практических профессиональных задач;

4) личностный, который проявляется в осознании будущим специалистом значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков [5].

Рассмотрим профессиональные компетенции фармацевтов, которые реализуются в Федеральном государственном образовательном стандарте и определяются:

1) совокупностью видов деятельности: фармацевт готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- реализации лекарственных средств и товаров;

- изготовлению лекарственных форм и проведению обязательных видов контроля.

- организации деятельности структурных подразделений аптеки и руководству фармацевтической организацией;

2) областью профессиональной деятельности: фармацевтические организации, учреждения здравоохранения по изготовлению лекарственных препаратов, отпуску аптечных средств;

3) объектами профессиональной деятельности, к которым относятся:

- лекарственные средства, растительное сырье, вспомогательные материалы, субстанции, входящие в Реестр лекарственных средств, и товары аптечного ассортимента;

- оборудование, применяемое для изготовления препаратов в условиях аптеки;

- приборы, аппаратура, химические реактивы, используемые для проведения производства и контроля;

- оборудование, используемое при реализации товаров аптечного ассортимента;

- нормативно-правовое обеспечение производственной, торговой и информационной деятельности фармацевтической организации;

4) набором компетенций, которыми должен обладать будущий фармацевт.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ВО) по специальности 33.05.01 «Фармация» представлены следующие компетенции: универсальные (УК), общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК). Перечислим следующие профессиональные компетенции, которые являются основой самоопределения студентов в выборе будущей профессии.

ПК-1. Изготавливать медицинские препараты и принимать участие в технологии производства готовых лекарственных средств.

ПК-2. Решать задачи профессиональной деятельности при осуществлении отпуска и реализации лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента через фармацевтические и медицинские организации.

ПК-3. Осуществлять информирование и консультирование при отпуске и реализации лекарственных препаратов для медицинского применения и других товаров аптечного ассортимента.

ПК-4. Участвовать в мониторинге качества, эффективности и безопасности медицинских средств и лекарственного растительного сырья.

ПК-5. Выполнять клинические лабораторные исследования третьей категории сложности, в том числе на основе внедрения новых методов и методик исследования.

ПК-6. Принимать участие в планировании и организации ресурсного обеспечения фармацевтической организации.

ПК-7. Участвовать в проведении исследования в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств.

ПК-8. Осуществлять участие в исследованиях по проектированию состава лекарственного препарата.

ПК-9. Проводить исследования по оценке эффективности лекарственных форм.

ПК-10. Анализировать и публично представлять научные данные.

5) совокупностью личностных качеств для решения комплекса задач применительно к широкому спектру профессиональной деятельности1.

Таким образом, модернизация системы подготовки фармацевта в высшем образовании в контексте компетентностного подхода предполагает выявление возможностей каждой дисциплины основной образовательной программы в развитии его практико-ориентированных профессиональных компетенций, разработке подходов к реализации этих возможностей в процессе освоения студентами конкретной дисциплины посредством проектирования модели методической системы.

Литература

1. Агафонова И.П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов — будущих фармацевтов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. — Красноярск, 2014. - 192 с.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России, 2004. № 11. С. 3-13.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2006. — 240 с.

4. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. — М.: Эгвес, 2006. — 488 с.

5. Федотенко И.Л., Югфельд И.А. Становление готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в инклюзивной среде школы: компетентностный подход // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 550—556.

6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. № 2. С. 58—64.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «33.05.01 Фармация». Министерство образования и науки РФ от 27 марта 2018 г. N 219 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 25.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.