Т.Л. Малеева
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ФАРМАЦЕВТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ ДИЕТИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность, дисциплина
по выбору.
Аннотация: Статья посвящена формированию профессиональных компетенций у студентов фармацевтического вуза. Автором разработана и описана дисциплина по выбору для студентов «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания», которая способствует соответствующей подготовке будущих специалистов в области фармации. Самоанализ и самооценка уровня усвоения новых теоретических знаний и практических навыков у студентов позволили выявить положительную динамику по каждому виду знаний и практических навыков после прохождения студентами дисциплины по выбору.
Современные социально-экономические условия диктуют системе профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 060301 «Фармация», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01 2011 г., потребовался переход в подготовке фармацевтических кадров в профессиональном образовании от квалификационного к компетентностному. Под компетентностным подходом понимают совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2].
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности 060301 «Фармация» выделены следующие образовательные компетенции, формирование которых обеспечит подготовку квалифицированного специалиста [1]:
- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности (ОК-5);
- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
Согласно ФГОС ВПО, введено понятие профессиональных компетенций (ПК) как совокупности профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности [3]. Профессиональная компетентность означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач [4].
По направлению подготовки специальности 060301 «Фармация» выделены следующие ПК:
- способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
- способность и готовность проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров розничным потребителям (ПК-8);
а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП
- способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44);
- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач - выделять основные положения, следствия из них и предложения (ПК-48).
Следует отметить, что формулировки большинства компетенций во ФГОС ВПО неконкретны, поэтому в реальном учебном процессе додипломного или последипломного этапов обучения требуется их детализации и конкретизации. Так, ФГОС ВПО не учитывает необходимость обучения студентов навыкам проведения консультирования пациентов по новым товарам, вошедшим в ассортимент аптечных организаций в настоящее время, в том числе по товарам, относящимся к лечебному и диетическому питанию, в то время как именно организации профессионально обучения играют важную роль в повышении роли фармацевтов в здравоохранении. Консультирование пациентов является одной из ключевых профессиональных функций фармацевтов, что заслужило законодательное признание во многих странах [4]. Услуги по консультированию должны быть включены в стандартное ежедневное взаимодействие с пациентами в условиях общественной аптеки [4]. Фармацевтический рынок требует, чтобы специалист аптечной организации владел навыками консультирования пациентов с первых дней своей работы, иными словами, данный навык должен быть создан в период обучения в образовательном учреждении, причем встает вопрос о способах и формах формирования навыков консультирования у студентов на этапе додипломного обучения.
Одним из способов обучения студентов знаниям и выработки навыков проведения консультирования пациентов по товарам, относящимся к лечебному и диетическому питанию, в рамках компетентностного подхода в вузе являются разработка и внедрение дисциплины по выбору. Для освоения студентами теоретических знаний в области маркетинговых исследований группы диетического и лечебного питания и приобретения ими практических навыков по управлению ассортиментом, консультированию покупателей при приобретении этой группы товаров на кафедре организации, экономики и истории фармации ГБОу ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России была разработана дисциплина по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания».
Задачи дисциплины по выбору:
- теоретические знания в области маркетинговых исследований группы диетического и лечебного питания;
- навыки управления ассортиментом товаров группы диетического и лечебного питания аптечных организаций;
- коммуникативные навыки, необходимых для консультирования пациентов, приобретающих товары диетического и лечебного питания.
Изучение данной дисциплины по выбору направлено на формирование у обучающихся следующих ОК и ПК, представленных в таблице 1.
Учебный курс дисциплины по выбору состоит из аудиторных занятий (48 час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (24 час.). В образовательном процессе используются индивидуальные и коллективные формы обучения. Коллективные формы, используемые в рамках аудиторной работы, включают:
1. Лекции с обратной связью, в ходе которых студенты изучают новый учебный материал и одновременно обсуждают сложные вопросы, касающиеся особенностей формирования ассортимента изучаемых товаров, особенностей их реализации, этапов консультирования пациентов, используемых при консультировании коммуникативных стратегий и тактик.
пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(6i), sois
2. Семинарские занятия с коллективным обсуждением изученных вопросов, что способствует прочному усвоению теоретических знаний и главных практических навыков.
3. Практические занятия - комплекс упражнений и задач, направленных на развитие навыков управления ассортиментом товаров и консультирования покупателей при приобретении товаров диетического и лечебного питания.
4. Зачет - итоговая форма проверки и признания достижений в усвоении или неудач в учебной деятельности - проводится в виде тестовых заданий и решения ситуационных задач.
5. Индивидуальную форму обучения в рамках внеаудиторной работы при выполнении студентами самостоятельных заданий в виде домашней работы; студенты получали индивидуальные задания, направленные на изучение ассортимента лечебного и диетического питания в аптечных организациях и составление алгоритмов консультирования на основании полученных данных по ассортименту.
Таблица 1
ОК и ПК, которые формируются при изучении дисциплины по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания»_
п/ № Номер / индекс компетенции В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать уметь владеть навыками
ОК-5 виды и груп пы педаго ги ческих средств, аргументов, используемых в деловом общении с посетителями аптечных организаций консультичсиеть посети-телей исисл изован ия такти к сом мун и-кативного взаимодействия с пациентами и их родственниками
ОК-8 пр и нятые в общесчве м ос ральные и правовые нормы и правила пр и менять н а практи ке положения законов и нормативных правовых актов при взаимодействии с посетителями аптечных организаций виден ия д иалска с иосетител ям и аптечных организаций на основе правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, позиций фармацевтических этики и деонтологии
ПК-1 сов ремен н ы е и нформа сие иные технологии, средства получения и переработки научной и профессиональной информации получать п рофессио-нальную информацию из различных информационных источников переработси полученной из различных источников профессиональной информации
ПК-8 основные правовые норм ы , определяющие порядок отпуска фармацевтических товаров из аптечных организаций применять законодательные нормы при отпуске фармацевтических товаров населению консультирование поксиателей при приобретении товаров диетического и лечебного питания
ПК-44 основ ы информасиси неконсультативной деятельности фармацевтического работника, алгоритм консультирования применять законодательные нормы при информационно-консультативной деятельности информ и соиаи ие покупател ей и медицинских работников по использованию товаров диетического и лечебного питания
ПК-48 видов аналитикос синтетической переработки научных источников создавать аннотации , рефераты и обзоры по изученным литературным источникам, доклады и микролекции для информирования медицинских работников формулирования выводов на основе прочитанных и проанализированных научных источников информации
В процессе обучения используются информационные технологии, позволяющие повысить насыщенность учебного процесса и улучшитьусвоение учебного материала студентами. Обучение в рамках дисциплины по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания» прошли тридцать два студента пятого
а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп
курса. В процессе формирования профессиональной компетентности студентов для достижения поставленных учебных целей задействованы самоанализ, самооценка и саморефлексия. Для осуществления самоанализа и самооценки своих знаний и навыков, выявления уровня усвоения новых теоретических знаний и практических навыков студентами нами составлена таблица с перечнем знаний и навыков, необходимых фармацевтическому специалисту для консультирования пациентов по лечебному, диетическому питанию. Обучающиеся заполняли ее дважды: до начала занятий и после их окончания. При заполнении таблицы до начала занятий предполагалось, что обучающийся должен иметь четкое представление о цели обучения дисциплины по выбору; иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности, о знаниях и практических навыках, которыми он должен владеть для осуществления реализации и консультирования пациентов; понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его обучения становился сознательным и эффективным. Цель заполнения таблицы после окончания обучения - развитие саморефлекции: студент сначала для себя, а затем при обсуждении в группе в процессе ответов на вопросы, изменились ли его знания, какие практические навыки он приобрел, сумел ли освоить то, что предлагалось в учебной программе дисциплины, необходимо ли ему вернуться к лекционным записям и иным вторичным источникам информации.
Самооценка проводилась по пятибалльной шкале; далее был рассчитан средний балл по отдельным видам знаний и практических навыков; анализ данных профессиональной самооценки студентов представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ данных профессиональной самооценки студентов
п/№ Виды знаний и практических навыков Средний балл до обучения Средний балл после обучения Относительный показатель динамики,0/»
Наличие знаний по следующим разделам
Основы диетического и лечебного питания: роль в фармацевтической деятельности 3,0 4,5 150,0
Энтеральное питание: понятие, классификация смесей для энтерально-го питания 2,4 4,2 180,0
Детское питание: заменители грудного молока; продукты прикорма пром ышленного производства 2,6 4,8 220,0
Наличие практических навыков:
- формирования оптимального ассортимента товара для лечебного и диетического питания в аптечных организациях 2,0 е,я 210,0
- выявления потребительских факторов, влияющих на фармацевтический. рынок лечебного и диетического питания 2,8 4,4 160,0
- управления ассортиментом товаров на основе мерчандайзингового подхода 2,5 4,2 170,0
- применения стратегий продвижения товаров лечебного и диетического питания 2,6 4,5 190,0
- консультирования покупателей при реализации диетического и ле-чебн ого питания через аптечные организации 2,5 4,4 190,0
На основании полученных данных получены следующие выводы:
1. По каждому виду знания и практических навыков прослеживается положительная динамика после прохождения студентами дисциплины по выбору.
2. Дисциплина по выбору способствует формированию Ок и ПК, необходимых для того, что бы современный выпускник фармацевтического вуза соответствовал требованиям фармацевтического рынка.
Рабочая программа дисциплины по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания» обеспечивает соответствующую подготовку будущих специалистов в области фармации, как неотъемлемой части профессиона-
пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(61), яо15 ааав§°5
лизма благодаря приобретению студентами теоретических знаний и практических навыков по управлению ассортиментом товаров диетического и лечебного питания аптечных организаций, а также навыков консультирования покупателей при приобретении этой группы товаров.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист») : Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.01.2011 N 38 (ред. от 31.05.2011).
2. Акмаева, Р.И., Жуков, В.М. Возможности и проблемы реализации компетентсного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. 2010. № 1. С 122-130.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие. М. : Екатеринбург, 2003. С. 53-54.
4. Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика [Текст] : проблемы развития теории и практики. М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -272 с.