Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ФАРМАЦЕВТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ ДИЕТИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК'

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ФАРМАЦЕВТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ ДИЕТИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ / DISCIPLINE OF CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малеева Татьяна Леонидовна

Статья посвящена формированию профессиональных компетенций у студентов фармацевтического вуза. Автором разработана и описана дисциплина по выбору для студентов «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания», которая способствует соответствующей подготовке будущих специалистов в области фармации. Самоанализ и самооценка уровня усвоения новых теоретических знаний и практических навыков у студентов позволили выявить положительную динамику по каждому виду знаний и практических навыков после прохождения студентами дисциплины по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малеева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE QUALIFIED PHARMACISTS TO PROMOTE PRODUCTS DIETARY AND NUTRITIONAL THERAPY TO THE PHARMACEUTICAL MARKET

The article is devoted to the formation of professional competencies in students pharmaceutical university. The author developed and described the discipline of choice for students 'Marketing aspects of the promotion group of medical goods and dietetic foods', which promotes the appropriate training of future professionals in the field of pharmacy. Introspection and self-esteem levels of assimilation of new theoretical knowledge and practical skills of the students revealed positive dynamics for each type of knowledge and practical skills of students after passing the discipline of their choice.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ФАРМАЦЕВТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ ДИЕТИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК»

Т.Л. Малеева

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ФАРМАЦЕВТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ ДИЕТИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность, дисциплина

по выбору.

Аннотация: Статья посвящена формированию профессиональных компетенций у студентов фармацевтического вуза. Автором разработана и описана дисциплина по выбору для студентов «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания», которая способствует соответствующей подготовке будущих специалистов в области фармации. Самоанализ и самооценка уровня усвоения новых теоретических знаний и практических навыков у студентов позволили выявить положительную динамику по каждому виду знаний и практических навыков после прохождения студентами дисциплины по выбору.

Современные социально-экономические условия диктуют системе профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 060301 «Фармация», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01 2011 г., потребовался переход в подготовке фармацевтических кадров в профессиональном образовании от квалификационного к компетентностному. Под компетентностным подходом понимают совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2].

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности 060301 «Фармация» выделены следующие образовательные компетенции, формирование которых обеспечит подготовку квалифицированного специалиста [1]:

- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности (ОК-5);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

Согласно ФГОС ВПО, введено понятие профессиональных компетенций (ПК) как совокупности профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности [3]. Профессиональная компетентность означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач [4].

По направлению подготовки специальности 060301 «Фармация» выделены следующие ПК:

- способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

- способность и готовность проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров розничным потребителям (ПК-8);

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

- способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44);

- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач - выделять основные положения, следствия из них и предложения (ПК-48).

Следует отметить, что формулировки большинства компетенций во ФГОС ВПО неконкретны, поэтому в реальном учебном процессе додипломного или последипломного этапов обучения требуется их детализации и конкретизации. Так, ФГОС ВПО не учитывает необходимость обучения студентов навыкам проведения консультирования пациентов по новым товарам, вошедшим в ассортимент аптечных организаций в настоящее время, в том числе по товарам, относящимся к лечебному и диетическому питанию, в то время как именно организации профессионально обучения играют важную роль в повышении роли фармацевтов в здравоохранении. Консультирование пациентов является одной из ключевых профессиональных функций фармацевтов, что заслужило законодательное признание во многих странах [4]. Услуги по консультированию должны быть включены в стандартное ежедневное взаимодействие с пациентами в условиях общественной аптеки [4]. Фармацевтический рынок требует, чтобы специалист аптечной организации владел навыками консультирования пациентов с первых дней своей работы, иными словами, данный навык должен быть создан в период обучения в образовательном учреждении, причем встает вопрос о способах и формах формирования навыков консультирования у студентов на этапе додипломного обучения.

Одним из способов обучения студентов знаниям и выработки навыков проведения консультирования пациентов по товарам, относящимся к лечебному и диетическому питанию, в рамках компетентностного подхода в вузе являются разработка и внедрение дисциплины по выбору. Для освоения студентами теоретических знаний в области маркетинговых исследований группы диетического и лечебного питания и приобретения ими практических навыков по управлению ассортиментом, консультированию покупателей при приобретении этой группы товаров на кафедре организации, экономики и истории фармации ГБОу ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России была разработана дисциплина по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания».

Задачи дисциплины по выбору:

- теоретические знания в области маркетинговых исследований группы диетического и лечебного питания;

- навыки управления ассортиментом товаров группы диетического и лечебного питания аптечных организаций;

- коммуникативные навыки, необходимых для консультирования пациентов, приобретающих товары диетического и лечебного питания.

Изучение данной дисциплины по выбору направлено на формирование у обучающихся следующих ОК и ПК, представленных в таблице 1.

Учебный курс дисциплины по выбору состоит из аудиторных занятий (48 час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (24 час.). В образовательном процессе используются индивидуальные и коллективные формы обучения. Коллективные формы, используемые в рамках аудиторной работы, включают:

1. Лекции с обратной связью, в ходе которых студенты изучают новый учебный материал и одновременно обсуждают сложные вопросы, касающиеся особенностей формирования ассортимента изучаемых товаров, особенностей их реализации, этапов консультирования пациентов, используемых при консультировании коммуникативных стратегий и тактик.

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(6i), sois

2. Семинарские занятия с коллективным обсуждением изученных вопросов, что способствует прочному усвоению теоретических знаний и главных практических навыков.

3. Практические занятия - комплекс упражнений и задач, направленных на развитие навыков управления ассортиментом товаров и консультирования покупателей при приобретении товаров диетического и лечебного питания.

4. Зачет - итоговая форма проверки и признания достижений в усвоении или неудач в учебной деятельности - проводится в виде тестовых заданий и решения ситуационных задач.

5. Индивидуальную форму обучения в рамках внеаудиторной работы при выполнении студентами самостоятельных заданий в виде домашней работы; студенты получали индивидуальные задания, направленные на изучение ассортимента лечебного и диетического питания в аптечных организациях и составление алгоритмов консультирования на основании полученных данных по ассортименту.

Таблица 1

ОК и ПК, которые формируются при изучении дисциплины по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания»_

п/ № Номер / индекс компетенции В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть навыками

ОК-5 виды и груп пы педаго ги ческих средств, аргументов, используемых в деловом общении с посетителями аптечных организаций консультичсиеть посети-телей исисл изован ия такти к сом мун и-кативного взаимодействия с пациентами и их родственниками

ОК-8 пр и нятые в общесчве м ос ральные и правовые нормы и правила пр и менять н а практи ке положения законов и нормативных правовых актов при взаимодействии с посетителями аптечных организаций виден ия д иалска с иосетител ям и аптечных организаций на основе правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, позиций фармацевтических этики и деонтологии

ПК-1 сов ремен н ы е и нформа сие иные технологии, средства получения и переработки научной и профессиональной информации получать п рофессио-нальную информацию из различных информационных источников переработси полученной из различных источников профессиональной информации

ПК-8 основные правовые норм ы , определяющие порядок отпуска фармацевтических товаров из аптечных организаций применять законодательные нормы при отпуске фармацевтических товаров населению консультирование поксиателей при приобретении товаров диетического и лечебного питания

ПК-44 основ ы информасиси неконсультативной деятельности фармацевтического работника, алгоритм консультирования применять законодательные нормы при информационно-консультативной деятельности информ и соиаи ие покупател ей и медицинских работников по использованию товаров диетического и лечебного питания

ПК-48 видов аналитикос синтетической переработки научных источников создавать аннотации , рефераты и обзоры по изученным литературным источникам, доклады и микролекции для информирования медицинских работников формулирования выводов на основе прочитанных и проанализированных научных источников информации

В процессе обучения используются информационные технологии, позволяющие повысить насыщенность учебного процесса и улучшитьусвоение учебного материала студентами. Обучение в рамках дисциплины по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания» прошли тридцать два студента пятого

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

курса. В процессе формирования профессиональной компетентности студентов для достижения поставленных учебных целей задействованы самоанализ, самооценка и саморефлексия. Для осуществления самоанализа и самооценки своих знаний и навыков, выявления уровня усвоения новых теоретических знаний и практических навыков студентами нами составлена таблица с перечнем знаний и навыков, необходимых фармацевтическому специалисту для консультирования пациентов по лечебному, диетическому питанию. Обучающиеся заполняли ее дважды: до начала занятий и после их окончания. При заполнении таблицы до начала занятий предполагалось, что обучающийся должен иметь четкое представление о цели обучения дисциплины по выбору; иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности, о знаниях и практических навыках, которыми он должен владеть для осуществления реализации и консультирования пациентов; понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его обучения становился сознательным и эффективным. Цель заполнения таблицы после окончания обучения - развитие саморефлекции: студент сначала для себя, а затем при обсуждении в группе в процессе ответов на вопросы, изменились ли его знания, какие практические навыки он приобрел, сумел ли освоить то, что предлагалось в учебной программе дисциплины, необходимо ли ему вернуться к лекционным записям и иным вторичным источникам информации.

Самооценка проводилась по пятибалльной шкале; далее был рассчитан средний балл по отдельным видам знаний и практических навыков; анализ данных профессиональной самооценки студентов представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ данных профессиональной самооценки студентов

п/№ Виды знаний и практических навыков Средний балл до обучения Средний балл после обучения Относительный показатель динамики,0/»

Наличие знаний по следующим разделам

Основы диетического и лечебного питания: роль в фармацевтической деятельности 3,0 4,5 150,0

Энтеральное питание: понятие, классификация смесей для энтерально-го питания 2,4 4,2 180,0

Детское питание: заменители грудного молока; продукты прикорма пром ышленного производства 2,6 4,8 220,0

Наличие практических навыков:

- формирования оптимального ассортимента товара для лечебного и диетического питания в аптечных организациях 2,0 е,я 210,0

- выявления потребительских факторов, влияющих на фармацевтический. рынок лечебного и диетического питания 2,8 4,4 160,0

- управления ассортиментом товаров на основе мерчандайзингового подхода 2,5 4,2 170,0

- применения стратегий продвижения товаров лечебного и диетического питания 2,6 4,5 190,0

- консультирования покупателей при реализации диетического и ле-чебн ого питания через аптечные организации 2,5 4,4 190,0

На основании полученных данных получены следующие выводы:

1. По каждому виду знания и практических навыков прослеживается положительная динамика после прохождения студентами дисциплины по выбору.

2. Дисциплина по выбору способствует формированию Ок и ПК, необходимых для того, что бы современный выпускник фармацевтического вуза соответствовал требованиям фармацевтического рынка.

Рабочая программа дисциплины по выбору «Маркетинговые аспекты продвижения группы товаров лечебного и диетического питания» обеспечивает соответствующую подготовку будущих специалистов в области фармации, как неотъемлемой части профессиона-

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(61), яо15 ааав§°5

лизма благодаря приобретению студентами теоретических знаний и практических навыков по управлению ассортиментом товаров диетического и лечебного питания аптечных организаций, а также навыков консультирования покупателей при приобретении этой группы товаров.

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист») : Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.01.2011 N 38 (ред. от 31.05.2011).

2. Акмаева, Р.И., Жуков, В.М. Возможности и проблемы реализации компетентсного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. 2010. № 1. С 122-130.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие. М. : Екатеринбург, 2003. С. 53-54.

4. Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика [Текст] : проблемы развития теории и практики. М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.