Научная статья на тему 'Формирование практических навыков у студентов при изучении фармакогнозии как важный этап в общей системе профессиональной компетентности фармацевтического работника'

Формирование практических навыков у студентов при изучении фармакогнозии как важный этап в общей системе профессиональной компетентности фармацевтического работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАКОГНОЗИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОВИЗОР / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ СБОРЫ / PHARMACOGNOSY / PRACTICAL SKILLS / COMPETENCE / PHARMACIST / MEDICINAL PLANTS / HERBAL RAW MATERIALS / MEDICINAL HERBAL COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубенчикова В. Н., Сухомлинов Ю. А., Бубенчиков Р. А., Кондратова Ю. А.

Для студента фармацевтического факультета медицинского ВУЗа наряду с теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения, большое значение имеет практическая подготовка. В работе описана технология формирования и аттестации практических навыков у студентов фармацевтического факультета на кафедре фармакогнозии и ботаники Курского государственного медицинского университета при изучении «Фармакогнозии» и смежных дисциплин «Основы фитотерапии», «Анализ лекарственных растительных сборов». В процессе занятий студенты определяют подлинность и качество лекарственного растительного сырья по морфологическим, анатомическим признакам и количественному содержанию основной группы биологически активных веществ в соответствии с нормативной документацией. Сдача практических навыков по «Фитотерапии» включает решение ситуационной задачи, где студент должен подобрать лекарственное растительное сырье, обосновать свой выбор, порекомендовать лекарственную форму из него и дать консультацию по применению и хранению лекарственной формы в домашних условиях. На аттестации практических навыков по дисциплине «Анализ лекарственных растительных сборов» студенты анализируют неизвестные сборы. Используя знания и умения по фармакогнозии (макроскопический, микроскопический анализ) необходимо определить (идентифицировать) компоненты выданного на анализ сбора. Данная работа может быть полезна преподавателям кафедр фармакогнозии фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубенчикова В. Н., Сухомлинов Ю. А., Бубенчиков Р. А., Кондратова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING PHARMACOGNOSY AS AN IMPORTANT STAGE IN THE GENERAL SYSTEM OF A PHARMACIST’S PROFESSIONAL COMPETENCE

For a student of the pharmaceutical faculty of the medical University, along with the theoretical knowledge obtained in the educational process, practical training is of great importance. The paper describes the technology of formation and certification of the pharmaceutical students’ practical skills at the Department of Pharmacognosy and Botany of Kursk State Medical University in the process of studying pharmacognosy and the related subjects «Fundamentals of herbal medicine» and «Analysis of medicinal herbal compositions». During the classes, the students determine the authenticity and quality of the herbal raw materials according to morphological and anatomical features and the quantitative content of the main group of biologically active substances in accordance with the regulatory documents. The exam in practical skills in phytotherapy includes solving a situational task, in which a student must choose medicinal herbs, to substantiate his choice, to recommend a drug form from it and to give advice on the use and storage of the drug at home. During certification of practical skills in the subject «Analysis of medicinal herbal compositions» the students analyze the unknown compositions. Using the knowledge and skills in pharmacognosy (macroscopic and microscopic analysis) it is necessary to determine (identify) the components of the composition given for analysis. This research can be useful for the teachers of the Department of Pharmacognosy of the pharmaceutical faculties of medical Universities.

Текст научной работы на тему «Формирование практических навыков у студентов при изучении фармакогнозии как важный этап в общей системе профессиональной компетентности фармацевтического работника»

УДК 378.147.88:378.096:615.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАРМАКОГНОЗИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Бубенчикова В.Н., Сухомлинов Ю.А., Бубенчиков Р.А., Кондратова Ю.А.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск, Российская Федерация

Аннотация. Для студента фармацевтического факультета медицинского ВУЗа наряду с теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения, большое значение имеет практическая подготовка. В работе описана технология формирования и аттестации практических навыков у студентов фармацевтического факультета на кафедре фармакогнозии и ботаники Курского государственного медицинского университета при изучении «Фармакогнозии» и смежных дисциплин «Основы фитотерапии», «Анализ лекарственных растительных сборов». В процессе занятий студенты определяют подлинность и качество лекарственного растительного сырья по морфологическим, анатомическим признакам и количественному содержанию основной группы биологически активных веществ в соответствии с нормативной документацией.

Сдача практических навыков по «Фитотерапии» включает решение ситуационной задачи, где студент должен подобрать лекарственное растительное сырье, обосновать свой выбор, порекомендовать лекарственную форму из него и дать консультацию по применению и хранению лекарственной формы в домашних условиях. На аттестации практических навыков по дисциплине «Анализ лекарственных растительных сборов» студенты анализируют неизвестные сборы. Используя знания и умения по фармакогнозии (макроскопический, микроскопический анализ) необходимо определить (идентифицировать) компоненты выданного на анализ сбора. Данная работа может быть полезна преподавателям кафедр фармакогнозии фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов.

Ключевые слова. Фармакогнозия, практические навыки, компетентность, провизор, лекарственные растения, лекарственное растительное сырье, лекарственные растительные сборы.

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-11-66-69

FORMATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING PHARMACOGNOSY AS AN IMPORTANT STAGE IN THE GENERAL SYSTEM OF A PHARMACIST'S PROFESSIONAL

COMPETENCE

Bubenchikova V.N., Sukhomlinov Yu.A., Bubenchikov R.A., Kondratova Yu.A.

Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation

Annotation. For a student of the pharmaceutical faculty of the medical University, along with the theoretical knowledge obtained in the educational process, practical training is of great importance. The paper describes the technology of formation and certification of the pharmaceutical students' practical skills at the Department of Pharmacognosy and Botany of Kursk State Medical University in the process of studying pharmacognosy and the related subjects «Fundamentals of herbal medicine» and «Analysis of medicinal herbal compositions». During the classes, the students determine the authenticity and quality of the herbal raw materials according to morphological and anatomical features and the quantitative content of the main group of biologically active substances in accordance with the regulatory documents.

The exam in practical skills in phytotherapy includes solving a situational task, in which a student must choose medicinal herbs, to substantiate his choice, to recommend a drug form from it and to give advice on the use and storage of the drug at home.

During certification of practical skills in the subject «Analysis of medicinal herbal compositions» the students analyze the unknown compositions. Using the knowledge and skills in pharma-cognosy (macroscopic and microscopic analysis) it is necessary to determine (identify) the components of the composition given for analysis.

This research can be useful for the teachers of the Department of Pharmacognosy of the pharmaceutical faculties of medical Universities.

Key words: Pharmacognosy, practical skills, competence, pharmacist, medicinal plants, herbal raw materials, medicinal herbal compositions.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Андрияко Ю.В. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема/ Ю.В. Андрияко, Т.Ю. Андрияко// Вектор науки ТГУ. - 2010.- № 1.- С. 34-36.

[2] Шукиль Л.В. Способы формирования профессиональной компетенции студентов фармацевтического факультета/ Л.В. Шукиль, Е.Н. Котенко// Омский научный вестник. - 2014.- № 2.- С. 167-170.

[3] Государственная Фармакопея Российской Федерации/ МЗ РФ.- XIII изд.- Т. 1.- Москва, 2015.- 1470 с.

[4] Государственная Фармакопея Российской Федерации/ МЗ РФ.- XIII изд.- Т. 3.- Москва, 2015.- 1294 с.

[5] Бубенчикова В.Н. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Фармакогнозия» для студентов фармацевтического факультета. Часть 1/ В.Н. Бубенчикова, Р.А. Бубенчиков, Ю.А. Сухомлинов. - Курск: Ид-во КГМУ, 2018.- 170 с._

REFERENCES

[1] Andrijako Ju.V. Competitiveness of a graduate of a higher educational institution as an organizational and pedagogical problem/ Ju.V. Andrijako, T.Ju. Andrijako// TSU Science Vector. - 2010. - № 1. - P. 34-36.

[2] Shukil' L.V. Methods of formation of professional competence of students of the faculty of pharmacy/ L.V. Shukil', E.N. Kotenko// Omsk science herald. - 2014. - № 2. - P. 167-170.

[3] State Pharmacopoeia of Russian Federation/ MH RF. -XIII ed. - T. 1. - Moscow, 2015. - 1470 p.

[4] State Pharmacopoeia of Russian Federation/ MH RF. -XIII ed. - T. 3. - Moscow, 2015. - 1294 p.

[5] Bubenchikova V.N. Methodical recommendations for practical training in the discipline «Pharmacognosy» for students of the faculty of pharmacy. Part 1/ V.N. Bu-benchikova, R.A. Bubenchikov, Ju.A. Suhomlinov. -Kursk: Publishing house of KSMU, 2018.- 170 p._

В формировании квалифицированного специалиста-провизора наряду с теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения, большое значение имеет практическая подготовка.

В современных условиях качественная сторона образования, в том числе высшего фармацевтического, связана с такими понятиями как «практические навыки», «практические умения и владения», «компетенция», «компетентность».

Одной из актуальных проблем современного фармацевтического образования является формирование профессиональной компетентности будущих провизоров [1].

В условиях современного фармацевтического рынка провизор должен обладать высоким профессионализмом. Становление и развитие рыночных отношений в фармации предполагает значительную модификацию требований к качествам личности специалистов и программе их деятельности. Работодатели хотят видеть ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, умеющего в короткий срок адаптироваться в системе лекарственного обеспечения населения, хорошо ориентированного во всех аспектах в области фармации [2].

На кафедре фармакогнозии и ботаники в течение многих лет проводится работа по формированию рационального сочетания проблемных и репродуктивных методов обучения для формирования практических навыков у студентов.

Работодатели как потребители результатов образовательного процесса оценивают качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности, скорости овладения практическими навыками на рабочем месте.

Еще Конфуций сказал: «То, что я слышу - я забываю, то, что я вижу - я запоминаю, то, что я делаю - я

умею». Поэтому приоритетной задачей практических занятий является обучение практическим навыкам, перечень которых определяется Государственным стандартом.

На учебных занятиях создаются ситуации, формирующие заинтересованность студентов в изучении проблем фармакогностического характера. Подготовка студентов к практическим занятиям предполагает самостоятельную работу в двух направлениях:

- изучение специальной литературы по теме, лекционного материала;

- знакомство с коллекцией лекарственного растительного сырья и гербарных образцов в лабораториях кафедры.

Одним из основных предметов, преподаваемых на кафедре, является «Фармакогнозия», а также смежные дисциплины «Основы фитотерапии» и «Анализ лекарственных растительных сборов». В процессе занятия студенты определяют подлинность и качество лекарственного растительного сырья по морфологическим, анатомическим признакам и количественному содержанию основной группы биологически активных веществ в соответствии с нормативной документацией. Это Государственная Фармакопея XI и XIII изданий, отдельные Фармакопейные статьи. Следует отметить, что в разработке ряда статей для Фармакопеи XIII издания принимали участие сотрудники кафедры. Поэтому, при оценке качества сырья ромашки аптечной, лапчатки прямостоячей, фиалки трехцветной, шалфея лекарственного, земляники лесной, тимьяна ползучего обращается внимание на научные исследование кафедры, что имеет, на наш взгляд, большое воспитательное значение [3, 4].

Аттестация практических навыков по фармакогнозии проводится в седьмом семестре по завершению изучения предмета. При сдаче практических навыков

студент получает образцы гербария лекарственных растений и лекарственного растительного сырья. По внешним морфологическим признакам он должен определить подлинность сырья, дать ему характеристику. Особое внимание уделяется вопросам фальсификации сырья, т.е. возможным примесям. Студент должен описать и условия заготовки сырья. Для характеристики сырья студентам предлагается алгоритм выполняемых действий, который имеется в методических рекомендациях кафедры, а также в виде схем на стендах в учебной лаборатории.

Для аттестации используются гербарный фонд и коллекция лекарственного растительного сырья, которые доступны студентам для подготовки в течение всего периода обучения [5].

В шестом семестре студенты изучают дисциплину «Основы фитотерапии». На практических занятиях студенты получают теоретические знания, практические умения и навыки по традиционным подходам к применению лекарственных растений, ограничениям и противопоказаниям для применения лекарственного растительного сырья.

Сдача практических навыков включает решение ситуационной задачи, в которой изложена проблема, с которой пациент обратился в поликлинику или фельдшерско-акушерский пункт и рекомендации врача или фельдшера по применению лекарственного растительного сырья для лечения. Студент должен подобрать лекарственное растительное сырье, обосновать свой выбор, порекомендовать лекарственную форму из него и дать консультацию по применению и хранению лекарственной формы в домашних условиях.

Для подготовки к сдаче практических навыков студентам предлагается перечень ситуационных задач, список лекарственного растительного сырья.

В девятом семестре студенты изучают дисциплину (по выбору) «Анализ сборов из лекарственного растительного сырья». Практические навыки по этой дисциплине проводятся с целью закрепления знаний и умений анализа сборов и определения подлинности компонентов сбора.

На аттестации практических навыков студенты получают официальные сборы, но без названия. Для студента это неизвестный сбор. Используя знания и умения по фармакогнозии (макроскопический, микроскопический анализ), студент должен определить (идентифицировать) компоненты выданного на анализ сбора. При этом он пользуется микроскопом, готовит микропрепараты по методикам ГФ ХШ издания, изучает их и проводят диагностику компонентов сбора. В зависимости от видов сырья (листья, коры, корни, плоды и т.д.) студент выбирает методику приготовления микропрепарата - поперечный срез, поверхностный препарат или «давленый» препарат.

Постоянно меняющиеся социальные и экономические условия требуют и в обучении профессиональному мастерству применять новые технологии, значительно активизирующие умственную деятельность и познавательную мотивацию студента. Позиции традиционных форм обучения, как основных в системе образования, еще сильны, однако, они начинают уступать свое место новым прогрессивным методам обучения. Активно внедряются в учебный процесс имитационные и деловые компьютерные игры, ситуационные и проблемные задачи. Особенно это актуально при отработке практических навыков по фармакогнозии на практических занятиях и во время учебной и производственной практики.

Закрепление полученных в ходе учебного процесса теоретических знаний и приобретение практических навыков, умение их применять для решения конкретных задач в практической деятельности провизора осуществляется в ходе практик.

Важным аспектом профессиональной подготовки будущих провизоров является освоение практических навыков и умений в ходе учебной практики, которая является обязательным компонентом учебного процесса, реализуемым во время изучения дисциплины «Фармакогнозия».

В шестом семестре студенты проходят учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по фармакогнозии.

Цель практики - закрепление и совершенствование теоретических знаний и норм профессиональной этики, приобретение знаний и практических навыков по вопросам заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Во время прохождения практики студенты рассматривают следующие вопросы:

- определение запасов лекарственного растительного сырья в природе, организация его заготовки и сушки;

- организация работ по интродукции и культивированию лекарственных растений;

- организация технологии хранения лекарственного растительного сырья, основанная на принципах складской логистики с учетом требований к условиям хранения сырья, исключения несанкционированного доступа;

- организация и проведение мероприятий по уничтожению недоброкачественного и фальсифицированного лекарственного растительного сырья, а также сырья, пришедшего в негодность и с истекшим сроком хранения с учетом действующих нормативно-правовых документов и соблюдением экологических правил;

- выполнение всех видов работ, связанных с фармацевтическим анализом лекарственного растительного сырья в соответствии с требованиями нормативной документации.

Во время практики студенты осваивают основные приемы возделывания лекарственных растений, заготовки, сушки и хранения лекарственного растительного сырья.

Базами учебной практики являются собственное структурное подразделение университета - ботанический сад, а также эколого-биологический центр Курского государственного политехнического колледжа и негосударственная организация ООО «Флора-Альянс».

Большое познавательное и воспитательное значение имеют экскурсии в Центрально -Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина и Дендрарий города Железногорска Курской области.

Современная хозяйственная деятельность человека неумолимо теснит дикие растения и животных, все больше и больше видов оказывается на грани исчезновения. Сокращается биологическое разнообразие, разрушаются природные экосистемы. Замедлить, остановить этот процесс чрезвычайно сложно, и одним из путей достижения цели является сохранение нетронутых уголков дикой природы в виде заповедников, а также дендрариев, на территории которых проводится культивирование растений в открытом грунте.

Большую роль в процессе изучения лекарственных растений играют экскурсии в естественные биоценозы. Студенты знакомятся с основными типами растительных сообществ (лес, луг, болото и др.), делают описание конкретных ассоциаций, встречающихся по ходу маршрута, выявляют лекарственные растения, определяют их запасы, проводят заготовку лекарственного растительного сырья, и закладку гербария.

Важным моментом в освоении практических навыков является приведение сырья в стандартное состояние. При необходимости проводится досушка сырья, сортировка и измельчение. Далее следует упаковка, маркировка и хранение сырья. Студенты знакомятся с устройством складских помещений, порядком и режимом хранения различных видов сырья, содержащего сильнодействующие, ядовитые и пахучие вещества, а также с методикой определения степени зараженности сырья вредителями запасов и способами борьбы с ними.

Производственная практика - это возможность для студента объединить теоретические знания и

практические умения, полученные на кафедре, а для преподавателя - получить со стороны практических работников, принимающих студентов на практику, независимую оценку качества образования, оценку готовности студента к самостоятельной работе, степени развития фармацевтического мышления в рамках профессиональных задач на данном этапе обучения.

В восьмом семестре студенты проходят производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по приемке и хранению лекарственного растительного сырья. Цель практики - закрепление теоретических и практических навыков по приемке, хранению и контролю качества лекарственного растительного сырья в условиях аптеки. Практика проводится на базе аптечных организаций г. Курска, обеспечивающих наиболее эффективное прохождение практики и создающие необходимые условия для получения практических навыков по специальности. Студенты знакомятся с ассортиментом лекарственного растительного сырья, производителями и поставщиками, сопроводительными документами, правилами хранения и отпуска в условиях аптеки.

Практические навыки, полученные при изучении дисциплин «Фармакогнозия», «Основы фитотерапии», «Анализ сборов из лекарственного растительного сырья» служат основой для подготовки к первичной аккредитации выпускников по специальности «Фармация». Навык «Приемочный контроль» включает в себя приемку лекарственного растительного сырья, его хранение в условиях аптеки. Навык «Фармацевтическое консультирование» включает в себя информацию об условиях хранения лекарственного растительного сырья в домашних условиях и получения лекарственных форм из него, о фармакологических свойствах.

Руководителями всех видов практик являются от университета - преподаватели кафедры фармакогнозии и ботаники, от принимающей организации - провизоры или биологи - практические работники.

Эффективность учебного процесса в целом во многом определяется профессиональной компетентностью преподавателя. На кафедре все сотрудники имеют ученую степень доктора или кандидата фармацевтических наук, большинство сотрудников имеют дополнительное образование «Преподаватель высшей школы». На кафедре имеются все условия достижения высоких результатов в обучении и воспитании студентов - будущих высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми практическими умениями и навыками в профессиональной области.

---—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.