Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая компетентность как основа профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли'

Информационно-аналитическая компетентность как основа профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / THE SPECIFICS OF ACTIVITY OF SPECIALISTS OF PHARMACEUTICAL PROFILE / FUNCTIONAL MODEL / SPECIALIST OF PHARMACEUTICAL PROFILE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Анна Александровна

Статья раскрывает основные современные требования к специалисту фармацевтической отрасли существующие на фармацевтическом рынке. Несмотря на наличие аптечных учреждений различных видов деятельности, согласно опросам, существуют общие запрашиваемые характеристики к будущим сотрудникам. Надо обладать гибкостью, возможностью быстро перестроится. Склонность к высокой инновационной динамике в данной отрасли, также диктует следующие требования к соискателям рабочих мест : готовность к непрерывному самообразованию, регулярная модернизация профессиональной квалификации, наличие грамотной деловой коммуникаций, способность к сотрудничеству, в то же время способность взять на себя ответственность при действиях в нестандартных и неопределенных ситуациях, умение принимать ответственные решения, дар критического мышления, самоуправление как поведением, так и собственной деятельностью и деятельностью окружающих, навык работы с разными источниками информации, эффективное поведение в жизненно важных ситуациях, в условиях стрессогенных факторов и т.д. Как мы видим, требования работодателей определяются не только знаниями выпускников высших учебных заведений, но и способностью к многогранной деятельности. В статье анализируется специфика деятельности специалистов фармацевтического профиля. С этой целью рассматривается выполняемый функционал сотрудников аптек, как в Российской федерации, так и за рубежом. Исследуется ряд работ разных авторов со схожей тематикой. На основе анализа данных источников, опроса специалистов фармацевтической отрасли и собственного эмпирического опыта выявляется модель выполняемого функционала данными специалистами. Вывод: При формировании ролевой модели выполняемого функционала сотрудником аптечного учреждения, занимающегося отпуском готовых лекарственных форм, четко прорисовываются его лидирующие компетенции: информационная, коммуникативная и аналитическая. Дается определение таких понятий, как компетенция и компетентность. Таким образом, в данном исследовании раскрывается взаимосвязь специфики деятельности специалистов фармацевтического профиля с формированием профессиональной компетентности в системе повышения квалификации данных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MODERN PHARMACIST

The article reveals the main modern requirements to the specialist of the pharmaceutical industry existing in the pharmaceutical market. Despite the presence of pharmacies with different activities, according to surveys, there are General requested characteristics to future employees. It is necessary to have flexibility, the ability to quickly rebuild. The tendency to high innovative dynamics in the industry, also dictates the following requirements for job seekers: readiness for continuous self-education, regular modernization of professional skills, the presence of competent business communications, the ability to cooperate, at the same time the ability to take responsibility for actions in unusual and uncertain situations, the ability to make responsible decisions, the gift of critical thinking, self-government as the behavior and their own activities and the activities of others, ability to work with different sources of information, effective behavior in vital situations, under stress factors, etc. As we can see, the requirements of employers are determined not only by the knowledge of graduates of higher educational institutions, but also the ability to multi-faceted activities. The article analyzes the specifics of the activities of pharmaceutical specialists. For this purpose, we consider the functions performed by pharmacy staff both in the Russian Federation and abroad. A number of works of different authors with similar subjects are studied. Based on the analysis of these sources, a survey of specialists in the pharmaceutical industry and their own empirical experience, a model of the functional performed by these specialists is revealed. Conclusion: in the formation of the role model of the performed functional staff of the pharmacy institution engaged in the release of finished dosage forms, clearly drawn its leading competence: information, communication and analytical. The definition of such concepts as competence and competence is given. Thus, this study reveals the relationship between the specific activities of pharmaceutical specialists and the formation of professional competence in the system of professional development of these specialists.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая компетентность как основа профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ===MEDICOBIOLOGICAL SCIENCES===

УДК378:615.1 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Фармация. Аптечное дело)

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

© 2018 А.А. Киселева

Киселева Анна Александровна, аспирант кафедры теории и технологии социальной работы.

E-mail: natlya@yandex. ru

ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева». Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 12.12.2018

Статья раскрывает основные современные требования к специалисту фармацевтической отрасли существующие на фармацевтическом рынке. Несмотря на наличие аптечных учреждений различных видов деятельности, согласно опросам, существуют общие запрашиваемые характеристики к будущим сотрудникам. Надо обладать гибкостью, возможностью быстро перестроится. Склонность к высокой инновационной динамике в данной отрасли, также диктует следующие требования к соискателям рабочих мест: готовность к непрерывному самообразованию, регулярная модернизация профессиональной квалификации, наличие грамотной деловой коммуникаций, способность к сотрудничеству, в то же время способность взять на себя ответственность при действиях в нестандартных и неопределенных ситуациях, умение принимать ответственные решения, дар критического мышления, самоуправление как поведением, так и собственной деятельностью и деятельностью окружающих, навык работы с разными источниками информации, эффективное поведение в жизненно важных ситуациях, в условиях стрессогенных факторов и т.д. Как мы видим, требования работодателей определяются не только знаниями выпускников высших учебных заведений, но и способностью к многогранной деятельности. В статье анализируется специфика деятельности специалистов фармацевтического профиля. С этой целью рассматривается выполняемый функционал сотрудников аптек, как в Российской федерации, так и за рубежом. Исследуется ряд работ разных авторов со схожей тематикой. На основе анализа данных источников, опроса специалистов фармацевтической отрасли и собственного эмпирического опыта выявляется модель выполняемого функционала данными специалистами. Вывод: При формировании ролевой модели выполняемого функционала сотрудником аптечного учреждения, занимающегося отпуском готовых лекарственных форм, четко прорисовываются его лидирующие компетенции: информационная, коммуникативная и аналитическая. Дается определение таких понятий, как компетенция и компетентность. Таким образом, в данном исследовании раскрывается взаимосвязь специфики деятельности специалистов фармацевтического профиля с формированием профессиональной компетентности в системе повышения квалификации данных специалистов.

Ключевые слова: специфика деятельности специалистов фармацевтического профиля, функциональная модель, специалист фармацевтического профиля, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, компетентностный подход, повышение квалификации.

Введение. Стремительно развивающийся фармацевтический рынок требует от системы фармацевтического образования значительных изменений. Для выпускника важен высокий уровень не только теоретической и практической подготовки, но и профессиональной мобильности, быстрой адаптации в условиях постоянного обновления и нестабильности фармацевтического рынка, знаний как специальных, так и общепринятых. Согласно проведенному нами опросу среди сотрудников аптечных сетей были выявлены современные профессио-

нальные требования к специалистам данной профессиональной области: 1) знания фармацевтического права, вопросов управления, информатизации, экономики, психологии;

2) умения ориентироваться в огромном разнообразии лекарственных средств, выбирать оптимальное решение при назначении лекарств;

3) владение опытом поддержания бездефек-турного наличия жизненно необходимых лекарственных средств, закупки медикаментов и их реализации среди населения.

По совокупности данные профессиональные

требования представляют собой компетенции, владение которыми является необходимым для современного специалиста фармацевтического профиля.

Профессиональные компетенции в деятельности специалистов фармацевтического профиля. Актуальность проблемы формирования профессиональных компетенций современного специалиста фармацевтического профиля отмечает ряд исследователей. В частности, Ж.И. Аладышева подчеркивает необходимость нормативно-правовых знаний и умений их интерпретировать в процессе профессиональной деятельности [1]; Н.Н. Алова отмечает важность медицинских знаний и умение ориентироваться в них [2]; в методических материалах Н.В. Пятигорской поднимается вопрос ориентации сотрудников аптек на узкую специализацию [3].

Следует отметить, что специалисты в области фармации занимаются различными видами деятельности, которые дифференцируются в зависимости от специфики аптек, поскольку все аптечные учреждения можно разделить на три основных вида: «Социальная аптека», «Больничная аптека» и «Промышленная фармация». Первый вид аптек наиболее широко представлен во всех городах России, социальные аптеки занимаются отпуском готовых и в 99% случаев безрецептурных средств, они востребованы малоимущими гражданами и гражданами пожилого возраста, так как им чаще всего требуется помощь и рекомендация фармацевта. Данная особенность социальных аптек позволяет выделить их ведущую профессиональную деятельность -консультирование [4].

В больничных аптеках происходит отпуск льготных и рецептурных лекарственных препаратов согласно назначениям врача. В этом случае в обязанности фармацевта входит проверка правильности выписанного рецепта, соответствия названия лекарственного препарата, дозировки, возраста, противопоказаний и др. Следовательно, в больничном виде аптек ведущая профессиональная деятельность - аналитическая.

Аптеки, занимающиеся промышленной фармацией, производят отпуск и изготовление лекарств в больших объемах для стационарных и лечебных учреждений с целью дальнейшего распространения по аптечным сетям через оптовых дистрибьюторов. Основными функциями данных видов аптек выступают налаживание взаимодействия с потребителями, ведение переговоров, оформление деловой документации и др. В этом случае ведущая профессиональная

деятельность специалистов фармацевтов - информационно-коммуникативная.

Таким образом, учитывая ведущие профессиональные деятельности в разных видах аптек, можем выделить основные функции специалистов фармацевтического профиля: консультационная, аналитическая, информационная и коммуникативная функции.

Отталкиваясь от определений однокорен-ных существительных данных терминов согласно толковому словарю С.И. Ожегова, давайте расшифруем, что кроется под нашими функциями [5]:

■ аналитическая - исследование и разбор предмета путем рассмотрения отдельных сторон и свойств;

■ информационная - передача сведений о предмете и связанных с ним процессах;

■ коммуникативная - передача информации в процессе общения, сообщения;

■ консультационная - оказание услуги, при помощи совета от специалиста, т.е. внутри консультации происходит коммуникация. Выявленный нами основной функционал специалиста фармацевтического профиля позволил предположить, что основой его деятельности является информационно-аналитическая компетентность.

Следует сказать, что проблема формирования компетенций у специалистов фармацевтического профиля рассматривалось в статьях В.В. Береговых, Е.А. Марченко, А.А. Свистунова, Э.Ф. Степанова [1; 6; 7]. Так, ученые отмечают недостаточный уровень сформированности компетенций у выпускников вузов, что сказывается на наличии у них компетентности. Наблюдается разрыв между современными профессиональными требованиями работодателей, предъявляемых к выпускникам-фармацевтам, и уровнем фактической развитости у них компетенций [8]. Разрешить данное противоречие авторы предлагают внедрением магистерской подготовки и регулярным повышением квалификации данных специалистов. Кроме того, ученые предлагают в программы подготовки включить задачи по формированию следующих общепрофессиональных компетенций:

■ осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, и трудовым законодательством;

■ осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами и принятыми профессиональными стандартами качества.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

Обозначенные компетенции предполагают формирование следующих действий и умений: 1) интерпретировать положения законодательных актов и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств; соблюдать санитарный режим, правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности; вести документацию по фармацевтической деятельности, предусмотренную правовыми актами; 2) решать профессиональные задачи на основе принципов фармацевтической деонтологии; уважать и соблюдать права потребителей, включая их участие в принятии решения и выбора, защиты персональной информации; применять различные формы оказания качественной лекарственной помощи населению и медицинским организациям с целью удовлетворения их потребностей.

Формирование перечисленных действий и умений предполагает наличие следующих знаний:

1) нормативно-правовой базы профессиональной деятельности специалиста; Положений законодательных актов и других нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, требований по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, экологии; правил надлежащих производственных практик;

2) медико-фармацевтической деонтологии, т.е. знание профессиональных стандартов качества и основ фармацевтического менеджмента и делового общения.

Таким образом, по мнению авторов, этими компетенциями должны владеть все специалисты, занимающиеся фармацевтической деятельностью, в том числе и молодые специалисты, только что закончившие вуз [9].

Напомним, что в современной профессиональной отечественной педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» активно начали употребляться в 90-е гг. ХХ века в работах П.П. Борисова, И.А. Зимней, В.А. Каспржака, Н.В. Кузьминой, В.В. Ландшеера, А.А. Пинского, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Е.И. Шишовой, Б.Д. Эльконини и др [10; 11]. Н.В. Кузьмина впервые рассматривает компетентность как ин-тегративное «свойство личности». [12]. Наиболее полная и общепринятая формулировка данных терминов дана одним из классиков образования И.А. Зимней. Ученый вносит уточнение в понимание термина «компетенция» как составляю-

щей компетентности [13]. Под компетенцией предлагается понимать -

«...некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [14].

Тогда целостное толкование компетентности позволяет рассматривать человека, как профессионала, через призму культуры, его воспитанности и системы ценностей. Это проявляется в обновлении содержания образования, рассматривается, как обобщенное условие способности будущего специалиста эффективно действовать вне вузовских предметов, ситуаций и может считаться наличием у специалиста компетентности [15]. Отметим, что таким образом воспринимаемое понятие «компетентность» в полной мере соотносится с основным функционалом специалиста фармацевтического профиля. Так, умение осуществлять профессиональную деятельность на основе с законами, регулирующими распространение лекарственных средств и других фармацевтических товаров, и трудовым законодательством в полной мере отвечает информационно-аналитической функции в профессиональной деятельности специалиста; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими стандартами и принятыми профессиональными стандартами качества соотносится с консультационной функцией; умение работать в команде, терпимо воспринимать социальные, этические, религиозные и культурные различия коллег, других работников здравоохранения, пациентов и потребителей - коммуникативной [16]. Давая определения терминов, мы пришли к выводу, что консультативная функция в нашем случае подразумевает коммуникацию.

Следовательно, можем утверждать, что ролевая модель профессиональной деятельности специалиста фармацевтического профиля, по меньшей мере, может включать в себя три ведущих компонента: консультативный, аналитический и информационный.

Зарубежный опыт подготовки специалиста фармацевтического профиля позволяет выделить следующие виды профессиональной деятельности и соответствующих им компетенций: 1) консультативная деятельность, востребую-щая коммуникационную и аналитическую компетентности, выражающихся в гибкости

мышления, клиентоориентированности, в мобильности на обращения и другие характеристики, присущие консультанту;

2) инспекционная деятельность востребующая информационную компетентность, выражающуюся в наличии основных профессиональных знаний;

3) провизорская деятельность, подразделяющаяся на зарегистрированного провизора-выпускника, госпитального провизора, провизора специалиста по информации и промышленного провизора [17].

Эти деятельности востребуют как информационную, так и аналитическую и коммуникативную компетентности, поскольку зарегистрированный провизор-выпускник должен владеть знаниями продукта, технологией производства производимой продукции; госпитальный провизор должен быть внимателен к деталям и предупредительным к клиентам, осведомленным о со-

циальных тенденциях и способным к диагностике; провизора-специалиста по информации отличает умение слушать, понимать другого, поиск информации о лекарственных препаратах и др.; промышленный провизор ответственен за промышленное производство лекарств, их разработку, соответствие их государственной регистрации, ответственный за анализ и контроль качества лекарственных средств, за маркетинговые, исследовательские и учебные мероприятия, за эффективность и безопасность лекарственных средств, клинические и лабораторные анализы, а также судебно-токсикологическое обследование. Анализ видов профессиональной деятельности и соответствующих компетенций согласно зарубежным исследованиям, также позволяет выделить: информационную, коммуникативную, аналитическую и консультативную функцию.

Рис. 1 Ролевая модель профессиональной деятельности специалиста фармацевтического профиля (Role model of professional activity of a pharmaceutical specialist)

Отечественная модель профессиональной деятельности специалиста фармацевтического профиля отличается от зарубежной более богатым спектром профессиональных ролей (рис. 1).

Фармацевт - медицинский работник оказывает квалифицированную медицинскую помощь и контролирует назначения врача: подбор необходимого препарата пациенту, консультация по его применению, что востребует аналитическую, коммуникативную и информационную компетентности.

Фармацевт-менеджер по закупкам и продажам

анализирует ассортимент и бездефектурное наличие жизненно важных лекарственных средств, управляет, организует, планирует свой рабочий день, составляет сопроводительную документацию - аналитическая и коммуникативная компетентности.

Фармацевт-консультант занимается отпуском товара и его документальным оформлением. В процессе консультации он принимает решение о рекомендации актуального лекарственного средства, использует грамотно выстроенные логические алгоритмы для достижения цели -

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

консультационная, аналитическая и коммуникативная компетентности.

Фармацевт-мерчандайзер занимается организацией, маркировкой и составлением эффективной выкладкой товара, опираясь на информацию о товаре, на сопроводительную документацию - аналитическая компетентность.

Фармацевт-экономист оформляет финансовую и бухгалтерскую отчетность, что востребует аналитическую компетентность.

Фармацевт-организатор, от которого требуется мобильность реагирования на нужды аптеки, SWOT-анализ ситуации и принятие правильных решений - аналитическая и информационная компетентности.

Заключение. Анализ и обобщение научных исследований по проблеме подготовки специалистов фармацевтического профиля показали, что информационно-аналитическая компетентность является основой современного специалиста фармацевтического профиля. Вследствие чего, перед современными вузами готовящих данных специалистов стоят проблемы повышения информационно-аналитической компе-

тентности будущего специалиста через приближение характера и содержания обучения к требованиям современной жизни, модернизации и повышению уровня не только самой подготовки специалистов, но и их переподготовки в процессе повышения квалификации.

Выводы. Таким образом, отечественные и зарубежные исследования профессиональной деятельности специалиста фармацевтического профиля позволяют прийти к выводу об актуальности ведущих функций в профессиональной деятельности и соответствующих им компетенций - аналитическая, информационная, коммуникативная. Собственный эмпирический опыт подтвердил теоретические выводы отечественных и зарубежных ученых. Так, из 120 специалистов фармацевтического профиля более 70% на вопрос о востребованных компетенциях в функционале выделяют информационную и аналитическую компетенции. Таким образом, с полным основанием мы можем говорить о необходимости формирования информационно-аналитической компетентности специалиста фармацевтического профиля.

1. Аладышева Ж.И., Свистунов А.А., Пятигорская Н.В., Береговых В.В. Система подготовки кадров в фармацевтической промышленности. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России // Ремедиум. 2015. С. 12 - 15.

2. Алова Н.Н. Подготовка и использование фармацевтических кадров (XIX - XX - XXI вв) на примере Санкт-Петербурга: дис. ... канд. фармац. наук, Санкт-Петербург, 2004. http:// www.dissercat.com/content/podgotovka-i-ispolzovanie-farmatsevticheskikh-kadrov-xix-xx-xxi-v-na-primere-sankt -peterburg

3. Пятигорская Н.В., Степанова Э.Ф., Аладышева Ж.И., Верниковский В.В., Король Л.А. Компетентностный подход к высшему фармацевтическому образованию и роль компетенций // Фармацевтический вестник. 2015. С. 23 - 26.

4. Неволина Е.В., Апазов А.Д. Союз «Национальная Фармацевтическая Палата». Профессиональные стандарты в области промышленной фармации // Ремедиум, октябрь 2015. С. 12 - 15.

5. Толковый словарь С.И. Ожегова: http://slovarozhegova.ru

6. Алова Н.Н., Марченко Е.А., Марченко Л.Г., Тарантаева О.А. Аттестация фармацевтических кадров // Новая аптека. 2004, № 5. С. 40 - 43.

7. Алова Н.Н. Подготовка провизоров в Санкт-Петербурге-Петрограде (1808 - 1917 гг.) // Материалы научно-методической конференции «Состояние и перспективы подготовки специалистов для фармацевтического профиля», 20 февраля 2004 г. СПб, 2004. С. 29 - 30.

8. Барсукова Ю.Н., Мельникова О.А. Опыт создания учебно-методического пособия как инструмента управления качеством фармацевтического образования // Сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи» 16.11.2016. Екатеринбург. С. 48 - 51.

9. Трубникова Д.С., Чищева Т.А., Кузина Л.Л. Инновационные технологии в медицинском и фармацевтическом образовании // Сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи» 16.11.2016. Екатеринбург. С. 472 - 480.

10. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа, 2012: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/

11. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: тез. докл. II науч.-практ. конф. Екатеринбург, Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та, 2002. Ч.2. С. 23 - 25.

12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., Высш.школа, 1990. 117 с.

13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003, №5. С. 34 - 42.

14. Dessler G. Human resource management. Prentice Hall, 2012. 718 p.

15. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал "Эйдос". 2002: http:// www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm

16. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября: http:// www.eidos.ru/iournal/2005/0910-09.htm

17. Юдина Л.Ю., Береговых В.В. О тенденциях современного фармацевтического профессионального образования // Медицинское образование вузовская наука, 2013, № 1(3). С 61 - 67.

INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MODERN PHARMACIST

© 2018 A.A. Kiseleva

Anna А. Kiseleva, postgraduate student, Department of theory and technology of social work. E-mail: natlya@yandex.ru Samara National Research University. Samara, Russia

The article reveals the main modern requirements to the specialist of the pharmaceutical industry existing in the pharmaceutical market. Despite the presence of pharmacies with different activities, according to surveys, there are General requested characteristics to future employees. It is necessary to have flexibility, the ability to quickly rebuild. The tendency to high innovative dynamics in the industry, also dictates the following requirements for job seekers: readiness for continuous self-education, regular modernization of professional skills, the presence of competent business communications, the ability to cooperate, at the same time the ability to take responsibility for actions in unusual and uncertain situations, the ability to make responsible decisions, the gift of critical thinking, self-government as the behavior and their own activities and the activities of others, ability to work with different sources of information, effective behavior in vital situations, under stress factors, etc. As we can see, the requirements of employers are determined not only by the knowledge of graduates of higher educational institutions, but also the ability to multi-faceted activities.

The article analyzes the specifics of the activities of pharmaceutical specialists. For this purpose, we consider the functions performed by pharmacy staff both in the Russian Federation and abroad. A number of works of different authors with similar subjects are studied. Based on the analysis of these sources, a survey of specialists in the pharmaceutical industry and their own empirical experience, a model of the functional performed by these specialists is revealed. Conclusion: in the formation of the role model of the performed functional staff of the pharmacy institution engaged in the release of finished dosage forms, clearly drawn its leading competence: information, communication and analytical. The definition of such concepts as competence and competence is given. Thus, this study reveals the relationship between the specific activities of pharmaceutical specialists and the formation of professional competence in the system of professional development of these specialists. Key words: the specifics of activity of specialists of pharmaceutical profile, functional model, specialist of pharmaceutical profile, professional competence, competence approach, professional development.

1. Alady'sheva Zh.I., Svistunov A.A., Pyatigorskaya N.V., Beregovy'x V.V. Sistema podgotovki kadrov v farmacev-ticheskoj promy'shlennosti. Pervy'j Moskovskij gosudarstvenny'j medicinskij universitet im. I.M. Sechenova Minzdrava Rossii (Training system in the pharmaceutical industry. The first Moscow state medical University. I. M. Sechenov Ministry Of Health Of Russia). Remedium. 2015. S. 12 - 15.

2. Alova N.N. Podgotovka i ispol'zovanie farmacevticheskix kadrov (XIX - XX - XXI vv) na primere Sankt-Peterburga (Training and use of pharmaceutical personnel (XIX - XX - XXI centuries) on the example of St. Petersburg) : dis. ... kand. farmacz. nauk, Sankt-Peterburg, 2004. http:// www.dissercat.com/content/podgotovka-i-ispolzovanie-farmatsevticheskikh-kadrov-xix-xx-xxi-v-na-primere-sankt -peterburg

3. Pyatigorskaya N.V., Stepanova E'.F., Alady'sheva Zh.I., Vernikovskij V.V., Korol' L.A. Kompetentnostny'j pod-xod k vy'sshemu farmacevticheskomu obrazovaniyu i rol' kompetencij (Competence approach to higher pharmaceutical education and the role of competences). Farmacevticheskij vestnik. 2015. S. 23 - 26.

4. Nevolina E.V., Apazov A.D. Soyuz «Nacional'naya Farmacevticheskaya Palata». Professional'ny'e standarty' v oblasti promy'shlennoj farmacii (Union "National Pharmaceutical Association". Professional standards in the field of industrial pharmacy). Remedium, oktyabr' 2015. S. 12 - 15.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

5. Tolkovy"j slovar" S.I. Ozhegova (Explanatory dictionary of S.I. Ozhegov): http://slovarozhegova.ru

6. Alova N.N., Marchenko E.A., Marchenko L.G., Tarantaeva O.A. Attestaciya farmacevticheskix kadrov (Certification of pharmaceutical personnel). Novaya apteka. 2004, № 5. S. 40 - 43.

7. Alova N.N. Podgotovka provizorov v Sankt-Peterburge-Petrograde (1808 - 1917 gg.) (The training of pharmacists in St. Petersburg-Petrograd (1808 - 1917)). Materialy" nauchno-metodicheskoj konferencii «Sostoyanie i perspektivy" podgotovki specialistov dlya farmacevti-cheskogo profilya», 20 fevralya 2004 g. SPb, 2004. S. 29 - 30.

8. Barsukova Yu. N., Mel"nikova O.A. Opy"t sozdaniya uchebno-metodicheskogo posobiya kak instrumenta upravle-niya kachestvom farmacevticheskogo obrazovaniya (Experience in creating teaching AIDS as a tool for quality management of pharmaceutical education). Sb. materialov V Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii «Ot kachestva medicinskogo obrazovaniya - k kachestvu medicinskoj pomoshhi» 16.11.2016. Ekaterinburg. S. 48 - 51.

9. Trubnikova D.S., Chishheva T.A., Kuzina L.L. Innovacionny"e texnologii v medicinskom i farmacevticheskom obrazovanii (Innovative technologies in medical and pharmaceutical education). Sb. materialov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ot kachestva medicinskogo obrazovaniya - k kachestvu medicinskoj pomoshhi» 16.11.2016. Ekaterinburg. S. 472 - 480.

10. Bogacheva L.S. Kompetentnost" i kompetenciya kak ponyatijno-terminologicheskaya problema (Competence and competence as a conceptual and terminological problem). AktuaFny^e voprosy" sovremennoj pedagogiki: materialy" II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyul" 2012 g.). Ufa, 2012: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/

11.Zeer E".F. Klyuchevy"e kompetencii, opredelyayushhie kachestvo obrazovaniya (Key competencies that determine the quality of education). Obrazovanie v UraFskom regione: nauchny^e osnovy" razvitiya: tez. dokl. II nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, Izd-vo Ros.gos. prof.-ped.un-ta, 2002. Ch.2. S. 23 - 25.

12. Kuz"mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya (Professionalism of the teacher and the master of industrial training). M., Vy'ssh. shk., 1990, 117 s.

13. Zimnyaya I.A. Klyuchevy"e kompetencii - novaya paradigma rezul"tata obrazovaniya (Key competences-a new paradigm of education results). Vy^sshee obrazovanie segodnya. 2003, №5. S. 34 - 42.

14. Dessler G. Human resource management. Prentice Hall, 2012. 718 p.

15. Xutorskoj A.V. Opredelenie obshhepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevy"x kompetencij kak xarakteristika novogo podxoda k konstruirovaniyu obrazovatel"ny"x standartov (Definition of General subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the design of educational standards). Internet-zhurnal "E'jdos". 2002: http :// www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

16. Stepashkina L.Yu. Razvitie obshhix uchebny"x umenij i navy"kov kak klyuchevoj obrazovatel"noj kompetencii (Development of General educational skills as a key educational competence). Internet-zhurnal «E^jdos». 2005. 10 sentyabrya: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm

17. Yudina L.Yu., Beregovy"x V.V. O tendenciyax sovremennogo farmacevticheskogo professional"nogo obrazova-niya (About trends of modern pharmaceutical professional education). Medicinskoe obrazovanie vuzovskaya nauka, 2013, № 1(3). S 61 - 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.