Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ'

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ГЕНЕЗИС МУЗЕЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамаева Елена Ивановна

Возникновение и становление историко-культурного фармацевтического наследия обусловлено процессами, происходившими в области развития музейного дела и в фармацевтической отрасли, а также эволюцией самой профессии фармацевта. Генезис историко-культурного фармацевтического наследия начался в эпоху Возрождения и продлился до второй половины XIX в. Началось формирование первых фармацевтических коллекций. Аптекари являлись активными коллекционерами, а лекарственные продукты растительного, животного и минерального происхождения были объектом коллекционирования, что позволяет говорить о формировании первых фармацевтических коллекций. Второй этап эволюции историко-культурного фармацевтического наследия охватывает период со второй половины XIX в. и до 1940-х гг. и ознаменован появление первых музеев фармацевтического профиля. Третий этап начался в 1950-е гг. и продолжается по сегодняшний день. Он характеризуется как «бум» возникновения фармацевтических музеев во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND EVOLUTION OF HISTORICAL AND CULTURAL PHARMACEUTICAL HERITAGE: THE PROBLEM OF PERIODIZATION

The emergence and formation of the historical and cultural pharmaceutical heritage is due to the processes that took place in the field of museum development and in the pharmaceutical industry, as well as the evolution of the pharmacist profession itself. The genesis of the historical and cultural pharmaceutical heritage began in the Renaissance and lasted until the second half of the 19th century when formation of the first pharmaceutical collections began. Pharmacists were active collectors of medicinal products of plant, animal and mineral origin. The second stage in the evolution of the historical and cultural pharmaceutical heritage covers the period from the second half of the 19th century to the 1940s and is marked by the emergence of the first pharmaceutical museums. The third stage began in the 1950s and continues to this day. It is characterized as the "boom" of the emergence of pharmaceutical museums around the world.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ»

УДК 069.01 DOI 10.36945/2658-3852-2022-1-39-52

Е. И. Мамаева

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ

Аннотация: Возникновение и становление историко-культурного фармацевтического наследия обусловлено процессами, происходившими в области развития музейного дела и в фармацевтической отрасли, а также эволюцией самой профессии фармацевта. Генезис историко-культурного фармацевтического наследия начался в эпоху Возрождения и продлился до второй половины XIX в. Началось формирование первых фармацевтических коллекций. Аптекари являлись активными коллекционерами, а лекарственные продукты растительного, животного и минерального происхождения были объектом коллекционирования, что позволяет говорить о формировании первых фармацевтических коллекций. Второй этап эволюции историко-культурного фармацевтического наследия охватывает период со второй половины XIX в. и до 1940-х гг. и ознаменован появление первых музеев фармацевтического профиля. Третий этап начался в 1950-е гг. и продолжается по сегодняшний день. Он характеризуется как «бум» возникновения фармацевтических музеев во всем мире.

Ключевые слова: историко-культурное фармацевтическое наследие, фармацевтическая коллекция, генезис музеев.

Фармация как форма человеческой деятельности, в течение тысячелетий эволюционировавшая от шаманства и знахарства до научно-организованной и лицензируемой профессиональной деятельности, продолжает оказывать глобальное влияние на ход истории человечества. Фармацевтическое наследие - это результаты многовекового кропотливого поиска, изучения, систематизации лекарственных средств и их свойств тысячами народных целителей, монахов всех конфессий, алхимиков, ученых-фармацевтов и академиков. За современной таблеткой стоит тысячелетняя работа человеческой мысли и вечное стремление человечества победить болезнь и смерть. На протяжении столетий складывалось историко-культурное фармацевтическое наследие - совокупность материальных и нематериальных свидетельств исторического развития фармацевтической науки

© Мамаева Е. И., 2022.

и практики, олицетворяющих значимый социокультурный опыт человечества и сохраняемых для передачи будущим поколениям [Мамаева, 2021, с. 88].

Хронологическая трансформация феномена историко-культурного фармацевтического наследия и его музеефикация тесно связаны с общей эволюцией музейного дела и этапами его развития. Существуют различные подходы и варианты периодизации истории музейного дела. Остановимся на периодизации, предложенной В. П. Грицкевичем, учитывающей как исторические изменения в социальной и культурной жизни общества, так и специфику самого развития музейного дела. Первый этап характеризуется как «предмузейное собирательство», и хронологически включен в довольно длительный период, начиная от архаичного общества и заканчивая эпохой средневековья. Второй этап - «становление музея как социокультурного феномена» - начался в эпоху Возрождения и закончился в 1780-е гг. Выделение музейного дела в самостоятельную институцию культуры и массовое появление публичных музеев как третий этап продлился с 1790-х по 1910-е гг. Последний, четвёртый этап В. П. Грицкевич определил как «дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения как научной дисциплины», начавшийся в 1920-е гг. и продолжающийся до сих пор [Грицкевич, 2004, с. 22-23]. Ряд авторов (Ю. де Варен-Боан, А. Виттлин, Дж Льюис), упомянутых В. П. Грицкевичем, выделяет послевоенный период в истории развития музейного мира, начинающийся с 1950-х гг. и заканчивающийся тем временем, когда была разработана та или иная авторская периодизация.

Наиболее близким по профилю организациям, документирующим историко-культурное фармацевтическое наследие, являются медицинские музеи. Медицину и фармацию объединяет долгая совместная история, вместе они образуют систему здравоохранения, имеют общие этические нормы и законы, почитают своими основоположниками одних и тех же людей. Но медицина и фармация -это, в первую очередь, деятельность, и с течением времени медицинская и фармацевтическая деятельность эволюционировали в разные, но взаимосвязанные профессии - лекаря (врача) и аптекаря (фармацевта). Разделение профессии лекаря и аптекаря не было одномоментным событием мирового масштаба - в разных цивилизациях и странах это случалось в разное время. Законодательное разделение профессий врача и фармацевта в Западной Европе началось с XIII в., а в России - только с XVII. Историко-культурное фармацевтическое и медицинское наследие начали свое разделение ещё позже, и до сих пор их дифференциация зависит от контекста их актуализации: для какой сферы тот или иной артефакт важен - для фармации или медицины, или для всей системы здравоохранения?

Исследования в области медицинского музееведения значительно опережают теоретические и практические исследования в сфере историко-культурного фармацевтического наследия. В целях настоящей статьи предлагаем обратиться к периодизации медицинских музеев, предлагаемой членами Российского

общества историков медицины (К. А. Пашков, Г. Г. Слышкин, Н. В. Чиж). Следует привести авторское уточнение, что данная периодизация «не поддается строгой хронологизации». Так, авторы выделяют первый этап как «генезис стихийной деятельности по коллекционированию натурфактов». Второй этап заключается в «тематическом обособлении и систематизации собраний, посвященных человеческому организму». Третий этап состоит из «институциональной интеграции музейной деятельности с медицинским образованием и наукой». Последний, четвёртый этап заключается в «публикации и просветительской популяризации медицинских коллекций» [Пашков, 2019, с. 510].

Однако в истории развития отечественных музеев медицинского профиля М. П. Кузыбаева выделяет более четкие хронологические рамки. Так, XVII -начало XVIII в. рассматривается исследователем как этап формирования прото-музейных медицинских коллекций. XVIII в. характеризуется как этап становления форм естественнонаучного коллекционирования, одним из направлений которого было собирательство медицинских раритетов. В первой половине XIX в. медицинские коллекции формировались как учебные, а во второй половине XIX в. различные формы медицинских собраний начинают активно институализиро-ваться. После революции 1917 г. начался новый этап развития отечественных медицинских музеев, характеризующийся изменением основных направлений и задач их деятельности в сторону усиления политико-идеологических функций [Кузыбаева, 2011, с. 7-8].

Периодизация истории появления и развития музеев фармацевтического профиля лежит в рамках общей периодизации развития музейной сферы и имеет аналогичные этапы становления медицинских музеев. Однако в силу второй детерминанты, влияющей на возникновение и становление историко-культурного фармацевтического наследия, а именно фактора эволюции профессии фармацевта, этапы истории развития фармацевтических музеев имеют некоторые особенности. Предлагаем введение в научный оборот разработанной нами периодизацию развития фармацевтических музеев как музеев особого профиля.

Первый этап развития музеев фармацевтического профиля, начавшийся в XVII в. и закончившийся в первой половине XIX в., характеризуется как этап стихийного коллекционирования. Открытия в области географии и науки, секуляризация культуры и гуманистические идеи эпохи Возрождения пробудили стремление к целенаправленному коллекционированию в среде образованных слоев европейских государств. На этом этапе развития музейного дела влияние фармации выразилось в двух тенденциях: с одной стороны, лекари и аптекари являлись первыми коллекционерами, а с другой стороны, экзотические лекарственные растения и продукты животного происхождения являлись объектом коллекционирования.

Тенденция к эмпирическому познанию мира в совокупности с рационализацией фармацевтических знаний предопределили профессиональную склонность аптекарей к собиранию различных, преимущественно натуралистических коллекций. В первую очередь, этому способствовала образованность лекарей и аптекарей, что делало влияние гуманистических идей на них более заметным, чем на широкие массы неграмотного населения. Во-вторых, в эпоху Возрождения лекари и аптекари были элементом нарождающегося буржуазного слоя, подражание аристократии в коллекционировании придавало им репутационный вес в обществе и, соответственно, способствовало наращиванию клиентуры и увеличению прибыли. В-третьих, объект профессионального приложения лекаря и аптекаря - это материальный мир. Само по себе занятие аптечным ремеслом предполагает наличие внушительного запаса различных растений, минералов, продуктов животного происхождения (жиры, кости и т. п.) и даже образцов человеческой плоти. Пытливый аптекарь вполне мог изымать из аптечного оборота наиболее интересные образцы, составляя таким образом собственную натурколлекцию.

Ведущую роль в устройстве естественнонаучных коллекций в XVI в. занимали итальянские фармацевты. В Италии XVI в. насчитывалось двести пятьдесят коллекций, которые включали в свой состав различные гербарии, в том числе и гербарии лекарственных растений [Грицкевич, 2004, с. 152-153]. Своими естественнонаучными собраниями прославились итальянские аптекари-коллекционеры Франческо Кальчолари (Верона) и Ферранте Императо (Неаполь), а также Микеле Меркати (Рим) - папский врач и управляющий ботаническим садом римских пап, и другие [Юренева, 2020, с. 69-70]. Помимо естественнонаучных коллекций, аптекари эпохи Возрождения коллекционировали предметы искусства. Врач из Галле (Германия) Лоренц Хофман опубликовал в 1625 г. каталог своего кабинета, в котором были описаны раковины и другие диковины, а также картины, среди которых находились полотна Л. Кранаха Старшего, Микеланджело, А. Дюрера [Грицкевич, 2004, с. 28].

Великие географические открытия способствовали ввозу в европейские страны экзотических растений и животных, а также распространению индийской, китайской и индейской медицины и фармации, в основе которых - применение местных (экзотичных для европейцев) растений и продуктов животного происхождения. Экзотические заморские образцы ценились среди состоятельной части европейского общества, тем самым прибавляя к своей стоимости, и их коллекционирование стало средством капиталовложений для торговцев, врачей и фармацевтов. Влияние арабской и средневековой европейской алхимии способствовало тому, что магические эликсиры и панацеи, а также компоненты чудодейственных лечебных средств попадали в предмузейные собрания [Грицкевич, 2004, с. 89, с. 111]. В XIV в. коллекция Жана Беррийского содержала множество магических камней, а в XVI столетии Карл V Габсбург держал при себе камни,

считавшиеся успешным средством против чумы и яда. За «рог единорога» и мумии коллекционеры XV-XVI вв. платили огромные суммы, а аптекари использовали их как кровоостанавливающие средства [Грицкевич, 2004, с. 151].

Несомненным вкладом фармации в историю развития музейного дела и наследия являются аптекарские сады и огороды. Изначально они возникали при средневековых монастырях для выращивания лекарственных, пряных и плодовых растений. Там, где позволяла территория, аптекарские огороды возникали и при аптеках. В эпоху Возрождения аптечные сады и огороды стали приобретать черты научных учреждений и являлись живой иллюстрацией национальных фармакопей.

Таким образом, в период предмузейного собирательства и становления музея как социокультурного феномена фармация выступала субъектом консолидации культурного наследия как в виде аптекаря - коллекционера всевозможных «диковин», так и в виде протомузейных форм - аптекарских садов и огородов и протоколлекций магических и лечебных артефактов.

На втором этапе эволюции историко-культурного фармацевтического наследия произошло выделение фармацевтических коллекций и появление первых фармацевтических музеев. Этот этап начался во второй половине XIX в. и закончился в 1940-е гг.

На этом и последующем этапах детерминантой становления и музеефика-ции историко-культурного фармацевтического наследия выступают внутренние изменения в фармации и эволюция профессиональной деятельности фармацевта. К этому времени фармация выделилась в самостоятельную отрасль: было накоплено достаточно химических и фармацевтических знаний, были созданы учебные и научные фармацевтические школы, а также усилился государственный контроль в области фармацевтического производства и оказания лекарственной помощи. Во второй половине XIX в. появляются первые промышленные фармацевтические предприятия и начинают развиваться национальные фармацевтические рынки. В это же время происходит профессиональная самоидентификация фармацевтов - создаются первые профессиональные фармацевтические объединения и периодические издания. Следует указать на параллель с одновременной профессионализацией музейного сектора, отмеченной Петером ван Меншем как первая «музейная революция» [Менш, 2018, с. 42-43].

Первый музей, сохраняющий историко-культурное фармацевтическое наследие, возник в Великобритании. В 1841 г. в Лондоне было основано Королевское фармацевтическое общество. Спустя всего год после открытия, в рамках фармацевтического общества началось формирование коллекции, и появился первый в мире фармацевтический музей. Изначально музей был создан как учебный для наглядного преподавания Materia medica для студентов недавно образованной школы Королевского фармацевтического общества. Коллекция музея

пополнялась благодаря многочисленным пожертвованиям членов Общества. Огромный вклад в развитие музея внес Эдвард Моррел Холмс, ставший хранителем музея в 1872 г. и служивший музею 50 лет: он увеличил коллекции музея до 20 тысяч экспонатов, собрал образцы лекарственного сырья со всего мира, создал отдельные учебные коллекции, публиковал полные каталоги, написал более 350 статей и заметок для «Фармацевтического журнала». Со временем коллекции фармацевтического музея устарели и стали непригодны для образовательных целей, и 1937 г. в фондах музея был образована историческая коллекция. Таким образом, фармацевтический музей из учебного постепенно стал историческим. В настоящее время фонды музея насчитывают 45 тысяч экземпляров, являются общедоступными, музей организует выставки и публикации [175 years of the Royal Pharmaceutical Society Museum...].

Одна из первых европейских фармацевтических коллекций основана в 1863 г. Австрийской ассоциацией фармацевтов. Австрийская фармацевтическая коллекция быстро росла благодаря пожертвованиям компаний и частных лиц в стране и за рубежом: в 1867 г. каталог коллекции насчитывал более 1000 экспонатов, а в 1877 г. - уже около 8000. 25 ноября 1908 г. на открытии нового клубного дома для ассоциации фармацевтов был представлен первый австрийский фармацевтический музей. Экспозиция была построена по систематическому принципу - музейные коллекции размещались в дубовых шкафах. В 1925 г. коллекции музея были переданы кафедре фармакогнозии Венского университета [Der Allgemeine Österreichische Apothekerverein.]. В настоящее время фармацевтический музей кафедры фармакогнозии Венского университета состоит из двух коллекций - коллекции лекарственных средств и коллекции фармацевтических объектов (оборудование, аптечная посуда и т. п.). Коллекция лекарственных средств была основана еще раньше, в 1849 г., профессором патологии и фармакологии медицинского факультета в Вене Карлом Дамианов Шроффом как учебная коллекция. Впоследствии она неоднократно пополнялась: в 1854 г. у профессора фармакогнозии Теодора Мартиуса из Эрлангена была приобретена большая коллекция лекарств, ставшая основой сегодняшней коллекции; свои коллекции лекарственных препаратов пожертвовали директор школы аптекарей в Вене Франц Бергер и профессор Базельского университета Тадеуш Райхштейн. Несмотря на потери и повреждения, причинённые многочисленными переездами и двумя мировыми войнами, на сегодняшний день эта коллекция насчитывает 18 тысяч образов лекарственных препаратов [Historic Collections...].

Одна из первых немецких коллекций историко-культурного фармацевтического наследия в настоящее время находится в США в Смитсоновском институте. Эту коллекцию стал собирать фармацевт Йозеф Майер в 1890-х гг. Он коллекционировал аптечные сосуды, ступки, оборудование для дистилляции, аптечные шкафы, старинные медицинские и фармацевтические издания. «Коллекция была

известна ведущим историкам фармации Германии и США и считалась одним из крупнейших фармацевтических собраний того времени. В верхнем этаже аптеки, среди старых ступок и контейнеров с лекарствами, возникло место встреч, где заинтересованные фармацевты могли обсудить историю своей профессии» [Jo Mayer, Pharmacist...]. Коллекция Йозефа Майера публично выставлялась в 1909 г. на ремесленной выставке в Висбадене, в 1911 г. - на Международной выставке гигиены в Дрездене. «Коллекционирование Майера, так ясно связанное с выбранной им профессией, можно рассматривать как прямую связь с его профессиональным прошлым. На его стиль коллекционирования можно посмотреть с нескольких точек зрения. Например, как коллекционер-систематизатор он собирал керамические сосуды с лекарствами за пять веков, демонстрируя сходство и различия в форме и материалах» [Jo Mayer, Pharmacist.]. В 1932 г. Йозеф Майер продал свою коллекцию американской фармацевтической компании «Е. Р. Скуиб и сыновья» (E. R. Squibb & Sons), и она была отправлена в Чикаго для участия в международной выставке «Век прогресса». После окончания Второй мировой войны коллекция Йозефа Майера была передана в Смитсоновский институт [Bristol-Myers Squibb European Apothecary.].

Смитсоновский институт, в свою очередь, одним из первых стал коллекционировать историко-культурное фармацевтическое наследие в Соединенных Штатах. В институте начали собирать предметы, связанные со здоровьем и медициной ещё в 1881 г. В 1930 г. институт получил образцы патентованных лекарств, и с тех пор коллекция института расширилась до 4000 наименований образов лекарственных препаратов. Сейчас эта коллекция хранится в Национальном музее американской истории (входит в состав Смитсоновского института) [Balm of America.].

Первый аптечный музей в Скандинавии возник в Швеции в начале ХХ в. в музее под открытым небом Скансен. В 1907 г., через 16 лет после открытия Скансена, сюда было перенесено здание, в котором разместили интерьеры старой аптеки замка Дроттнингхольм и аптеки Карла Вильгельма Шеелеса в Кёпинге, относящиеся ко второй половине XVIII в. Аптечный музей «Аптека Кронан» представляет собой реконструкцию шведской аптеки второй половины XVIII в. и существует до сих пор [Apoteket...].

В Восточной Европе первые фармацевтические коллекции стали оформляться в последней четверти XIX в. С 1883 г. благодаря деятельности членов «Фармацевтического общества в Праге» формировалась первая чешская фармацевтическая коллекция. Она стала основой для двух музеев - Чешского фармацевтического музея в Куксе и закрывшейся фармацевтической выставки Пражского национального музея в интерьере аптеки «Золотой лев» [Historie eskeho farmaceutickeho muzea...].

Первый отечественный фармацевтический музей возник в Москве в 1920 г. История музея подробно описана в диссертационном исследовании М. П. Кузы-баевой «Медицинские музеи России». Основой первого фармацевтического музея в России послужила личная коллекция профессора Б. Н. Салтыкова. К формированию фондов привлекали аптеки и аптечные учреждения. Музей размещался в магазине санитарии и гигиены на Арбатской площади. К середине 1920-х гг. в музее находились уникальные предметы: архив придворной аптеки, фармацевтическая литература XV - начала ХХ в., материалы Московского фармацевтического общества, основанного в 1864 г., коллекция патентованных средств, а также коллекции гравюр, картин, фотографий аптек. В конце 1930-х гг. музей был расформирован: часть коллекций была передана в учебные учреждения города Москвы, часть хранилась в упакованном виде, часть была утрачена. С 1965 г. музей был частично восстановлен в составе Научно-исследовательского института фармации [Кузыбаева, 2011, с. 186-189]. В 1996 г. музей лишился выставочных и фондовых площадей, его фонды были переданы в Научно-исследовательский центр «Медицинский музей» Российской академии медицинских наук. На короткое время в 1998 г. экспозиция фармацевтического музея была восстановлена, но вскоре был ликвидирован и сам «Медицинский музей». На сегодняшний день существуют варианты восстановления фармацевтического музея на базе старинных аптек в Москве [Федина, 2019, с. 163-164].

В 1920-1940-е гг. открылось еще 18 музеев, документирующих историко-культурное фармацевтическое наследие в Германии, Швейцарии, Дании, Испании и Италии, Литве и Латвии, Польше и Чехословакии, Хорватии и США. К уникальным музеям, возникшим в этот период и не имеющим аналогов, относится Музей военной фармации в Испании. Он был открыт в 1928 г. Коллекции музея сформировались в 1920-х гг. за счёт национальных и международных фармацевтических выставок, а также материалов, собранных в 1925 г. в период испано-французской военной кампании в Африке. В настоящее время музей находится в Военном центре оборонной фармации в Мадриде. Площадь постоянной экспозиции составляет 650 м2 и разделена на 12 тематических зон: «Фармацевт - военный и ученный в одном лице», «Происхождение военной аптеки», «Ятрохимическая лаборатория», «Больничная аптека XVIII века», «Промышленная фармация», «Фармакогнозия», «Полевая аптека», «Центральная фармацевтическая лаборатория», «Военно-фармацевтическая промышленность в ХХ веке», «Аналитическая лаборатория в военно-фармацевтической академии в 1950-1970-е гг.», «Аналитическая лаборатория в военно-фармацевтической академии в 1980-е гг.» и «Военная фармация сегодня» [Colección museográfica de Farmacia Militar.]. Таким образом, испанский музей военной фармации является комплексным музеем, посвященным специфичной отрасли фармации.

Считаем важным отметить, что и на втором этапе истории становления и музеефикации историко-культурного фармацевтического наследия продолжались процессы, начатые ещё в эпоху Возрождения. Фармацевты продолжали накапливать коллекции, и не всегда фармацевтического профиля. Например, испанский фармацевт Томас Балви из Кардедеу, совмещавший профессиональную фармацевтическую деятельность и увлечение археологией, историей, этнографией и искусством. Фармацевт коллекционировал старинную керамику, мебель, одежду, оружие, ремесленное оборудование, провёл инвентаризацию многих достопримечательностей в Кардедеу, обнаружил древнеримскую виллу, проводил археологические раскопки. Аптека, которой владел Томас Балви, также являлась для него исторической ценностью, в которой была представлена оригинальная аптечная мебель 1780 г. В 1927 г. Томас Балви передал часть обстановки и документальную коллекцию аптеки фармацевтическому колледжу в Барселоне, но основная часть аптеки осталась в Кардедеу. Еще при жизни аптекаря сложился полноценный музей. В 1956 г., через два года после смерти аптекаря-коллекционера, аптечная обстановка стала полноценной музейной экспозицией и собственностью муниципалитета. Сейчас аптека Балви является жемчужиной музея [Миэеи Агхш Тошаэ Ва1уеу...].

Таким образом, уже на втором этапе развития историко-культурного фармацевтического наследия наблюдается возникновение широкого спектра типов фармацевтических музеев: исторических аптек, аптечных музеев и коллекционных фармацевтических музеев. Субъектами музеефикации фармацевтических артефактов и недвижимых комплексов выступают университеты, фармацевтические колледжи, профессиональные фармацевтические сообщества и частные коллекционеры. Презентация историко-культурного фармацевтического наследия приобретает различные формы, но доминирует коллекционный (систематический) показ. В то же время появляются музеи, экспонирующие артефакты посредством ансамблевого показа - и в реконструкции аптечных интерьеров, и в контексте музеев под открытым небом.

Третий этап в истории развития историко-культурного фармацевтического наследия начался в 1950-е гг., продолжается до сих пор и характеризуется интенсивным расширением сети музеев, документирующих фармацевтическое наследие. Если с 1842 по 1949 г. в мире открылось чуть более двух десятков музеев фармацевтического профиля, то с 1950 г. и по настоящее время их открылось более 330. По нашим подсчетам, количество музеев, документирующих развитие фармацевтической науки и практики, увеличивалось в среднем на 30 %% каждые 10 лет. Причина такого лавинообразного роста количества музеев фармацевтического профиля кроется как в общей динамике роста количества музеев по всему миру вследствие демократизации общества и музейного мира, так и в радикальном сдвиге внутри фармацевтической индустрии.

Эволюция фармацевтической отрасли оказала прямое влияние на темпы музеефикации ее элементов. Обстоятельства, повлиявшие на рост числа фармацевтических музеев и учреждений музейного типа, заключаются в создании глобальной фармацевтической индустрии, усилении национальных и транснациональных фармацевтических корпораций и кардинальных изменениях самой профессии фармацевта (особенно в странах Восточной Европы).

Так, если в конце XIX - первой половине ХХ в. окончательно формируются национальные фармацевтические рынки со своими традициями и особенностями, то во второй половине ХХ в. в мире возникает глобальная фармацевтическая индустрия, которая начинает унифицировать национальные фармацевтические отрасли (например - стандарты GMP). Национальные фармацевтические союзы, институты памяти и другие субъекты документирования в ответ на глобализацию и унификацию начинают активно музеефицировать национальное историко-культурное фармацевтическое наследие.

Во второй половине ХХ в. накопленные научные, материальные и финансовые ресурсы фармацевтических компаний и розничных сетей позволяют вывести из оборота наиболее привлекательные и старинные движимые и недвижимые объекты для их дальнейшей музеефикации. К тому же к этому времени фармацевтический рынок совершил переход от производственной ориентации к сбытовой: то есть фармацевтические производители и розничные сети нарастили достаточные производственные мощности, чтобы удовлетворять спрос на лекарства, и сосредоточились на решении проблем маркетинга - то есть сбыта своей продукции. В спектр маркетинговых инструментов фармацевтических компаний вошли исторические выставки и музеи фармацевтического профиля. Исторические аптеки и корпоративные музеи создают образ надёжного и проверенного производителя и продавца, что в конечном счёте оказывает влияние на продажи и прибыль.

В-третьих, кардинально изменилась сама профессия фармацевта. На протяжении столетий основная профессиональная функция фармацевта заключалась в ручном изготовлении лекарств. Во второй половине ХХ в. профессия провизора стала претерпевать серьёзные функциональные изменения: вследствие увеличения доли фабричных медикаментов и их более низкой стоимости спрос на лекарства, приготовленные вручную, значительно снизился, и деятельность провизора в большей степени стала заключаться в консультации пациентов. Изменилось отношение пациента к провизору - для них он стал обычным продавцом-консультантом. Нежелание терять привилегированный статус вместе с

GMP - Good Manufacturing Practice (надлежащая производственная практика), правила, которые устанавливают требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения.

невозможностью вернуться к формам традиционной деятельности вынуждают фармацевтическое сообщество чаще обращаться к образцам прошлого как обоснованию высокого статуса своей древнейшей профессии. Таким образом, внешние успехи и внутренний кризис в отрасли стали одной из причин массовой му-зеефикации историко-культурного фармацевтического наследия.

Таким образом, генезис музеев фармацевтического профиля начинается в период эпохи Возрождения и продолжается до второй половины XIX в. В этот период происходит накопление и формирование первых фармацевтических коллекций. Особенностью этого периода является то, что и сами аптекари становятся активными коллекционерами, причем не только и не столько фармацевтических артефактов, но и художественного, этнографического и других видов наследия. Второй этап в истории становления историко-культурного фармацевтического наследия начинается во второй половине XIX в. и заканчивается в 1940-е гг. На этом этапе большое влияние оказывает трансформация самой фармацевтической отрасли. В это время появляются первые музеи фармацевтического профиля. Третий этап продолжается по сегодняшний день и может характеризоваться как «бум» возникновения фармацевтических музеев во всем мире.

Библиография

Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII века. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2004. - 408 с.

Кузыбаева, М. П. Медицинские музеи России: становление и место в музейном мире (XVIII - первая треть XX в.): дис. ... канд. ист. наук: 24.00.03. - Москва, 2011. - 294 с.

Мамаева, Е. И. Историко-культурное фармацевтическое наследие: концептуализация, дифференциация и содержание // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2021. - № 1. - С. 87-92.

Менш, П. ван. К методологии музеологии / пер. с англ. В. Г. Ананьев. -Москва: ИТД «Перспектива», 2018. - 448 с.

Пашков, К. А. Медицинские музеи: этапы становления / К. А. Пашков, Г. Г. Слышкин, Н. В. Чиж // Opera medica historica. Труды по истории медицины: альманах РОИМ. Вып. 4. - Москва: ООО «Лакуэр Принт», 2019. - С. 509-518.

Федина, Е. А. Музей фармации: быть или не быть // Инновационная наука. -2019. - № 11. - С. 163-164.

Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебник для подготовки кадров высшей квалификации. - Москва: Институт Наследия, 2020. - 440 с.

Der Allgemeine Österreichische Apothekerverein und seine naturhistorische Sammlung. Vortrag anlässlich der Generalversammlung der ÖGGP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apothekerkammer.at/Internet/OEAK/newspres-

se.nsf/webPages/82F0D44FC99D800CCl258342004792D0?0penDocument1 (дата обращения: 21.01.2020).

Apoteket [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skansen.se/ sv/apoteket-ua (дата обращения: 28.01.2022).

Balm of America: Patent Medicine Collection [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://americanhistory.si.edu/collections/object-groups/balm-of-america-patent-medicine-collection (дата обращения:28.01.2022).

Bristol-Myers Squibb European Apothecary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.si.edu/spotlight/bristol-myers-squibb-european-apothecary (дата обращения: 28.01.2022).

Colección museográfica de Farmacia Militar [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// patrimoniocultural. defensa.gob.es/es/centros/coleccion-museo-farmacia/portada (дата обращения: 28.01.2022).

Historic Collections [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pharmakognosie.univie.ac.at/department/historic-collections/#c24229 (дата обращения: 28.01.2022).

Historie eského farmaceutického muzea ( FM) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ceska-apatyka.cz/historie-muzea/ (дата обращения: 28.01.2022).

Jo Mayer, Pharmacist, Historian and Collector [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.si.edu/spotlight/bristol-myers-squibb-european-apothecary/ jo-mayer-pharmacist-historian-and-collector (дата обращения: 28.01.2022).

Museu Arxiu Tomаs Balvey [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://museudecardedeu.cat/ (дата обращения: 28.01.2022).

175 years of the Royal Pharmaceutical Society Museum / The Pharmaceutical Journal, 23.10.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pharmaceutical-journal.com/your-rps/175-years-of-the-royal-pharma-ceutical-society-museum/20203760.article (дата обращения: 28.01.2022).

Сведения об авторе

Мамаева Елена Ивановна, руководитель музея ООО «Аптекарский двор», аспирант 4-го курса кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры.

E-mail: forenergizer@gmail.com

E. I. Mamaeva

GENESIS AND EVOLUTION OF HISTORICAL AND CULTURAL PHARMACEUTICAL HERITAGE: THE PROBLEM OF PERIODIZATION

Abstract: The emergence and formation of the historical and cultural pharmaceutical heritage is due to the processes that took place in the field of museum development and in the pharmaceutical industry, as well as the evolution of the pharmacist profession itself. The genesis of the historical and cultural pharmaceutical heritage began in the Renaissance and lasted until the second half of the 19th century when formation of the first pharmaceutical collections began. Pharmacists were active collectors of medicinal products of plant, animal and mineral origin. The second stage in the evolution of the historical and cultural pharmaceutical heritage covers the period from the second half of the 19th century to the 1940s and is marked by the emergence of the first pharmaceutical museums. The third stage began in the 1950s and continues to this day. It is characterized as the "boom" of the emergence of pharmaceutical museums around the world.

Key words: Historical and cultural pharmaceutical heritage, pharmaceutical collection, genesis of museums.

References

Grickevich, V. P. Istoriya muzejnogo dela do konca XVIII veka. - 2-e izd., ispr. i dop. - Sankt-Peterburg: SPbGUKI, 2004. - 408 s.

Kuzybaeva, M. P. Medicinskie muzei Rossii: stanovlenie i mesto v muzejnom mire (XVIII - pervaya tret' XX v.): dis. ... kand. istor. nauk: 24.00.03. - Moskva, 2011. - 294 s.

Mamaeva, E. I. Istoriko-kul'turnoe farmacevticheskoe nasledie: konceptualiza-ciya, differenciaciya i soderzhanie // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo instituta kul'tury. - 2021. - № 1. - S. 87-92.

Mensh, P. van. K metodologii muzeologii / per. s angl. V. G. Anan'ev. - Moskva: ITD «Perspektiva», 2018. - 448 s.

Pashkov, K. A. Medicinskie muzei: etapy stanovleniya / K. A. Pashkov, G. G. Slyshkin, N. V. CHizh // Opera medica historica. Trudy po istorii mediciny: al'manah ROIM. Vyp. 4. - Moskva: OOO «Lakuer Print», 2019. - S. 509-518.

Fedina, E. A. Muzej farmacii: byt' ili ne byt' // Innovacionnaya nauka. -2019. - № 11. - S. 163-164.

YUreneva, T. YU. Muzeevedenie: uchebnik dlya podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii. - Moskva: Institut Naslediya, 2020. - 440 s.

Der Allgemeine Österreichische Apothekerverein und seine naturhistorische Sammlung. Vortrag anlässlich der Generalversammlung der ÖGGP [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://apothekerkammer.at/Internet/OEAK/news-presse.nsf/webPages/82F0D44FC99D800CCl258342004792D0?0penDocument1 (data obrashcheniya: 21.01.2020).

Apoteket [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.skansen.se/ sv/apoteket-ua (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Balm of America: Patent Medicine Collection [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://americanhistory.si.edu/collections/object-groups/balm-of-

america-patent-medicine-collection (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Bristol-Myers Squibb European Apothecary [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.si.edu/spotlight/bristol-myers-squibb-european-apothecary (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Colección museográfica de Farmacia Militar [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://patrimoniocultural.defensa.gob.es/es/centros/coleccion-museo-farmacia/portada (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Historic Collections [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pharmakognosie.univie.ac.at/department/historic-collections/#c24229 (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Historie eského farmaceutického muzea ( FM) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ceska-apatyka.cz/historie-muzea/ (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Jo Mayer, Pharmacist, Historian and Collector [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.si.edu/spotlight/bristol-myers-squibb-european-apothecary/ jo-mayer-pharmacist-historian-and-collector (data obrashcheniya: 28.01.2022).

Museu Arxiu Tomаs Balvey [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://museudecardedeu.cat/ (data obrashcheniya: 28.01.2022).

175 years of the Royal Pharmaceutical Society Museum / The Pharmaceutical Journal, 23.10.2017. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.pharma-ceutical-journal.com/your-rps/175-years-of-the-royal-pharmaceutical-society-mu-seum/20203760.article (data obrashcheniya:_28.01.2022).

About the author

Mamaeva Elena Ivanovna, Head of the Museum Limited liability company «Apothecary yard», 4st year post-graduate student of the Department of museology and cultural heritage St. Petersburg state Institute of culture.

E-mail: forenergizer@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.