наиболее точным является прогноз, построенный нейросетью с пакетным типом обучения. Данный вывод был сделан на основе сравнения темпов прироста прогнозов ВРП за 2019-2021 гг. по нейросети и по данным, полученным в ходе прогнозирования множественной линейной регрессией, а также сравнения со статистическими прогнозными данными Росстата.
Источники:
1. Классификация искусственных нейросетей -Информационный Аналитический портал [Электронный ресурс] -Режим доступа URL: https://mining-cryptocurrency.ru/nejronnye-seti/#i-7.
2. И.А. Чубукова Data Mining технологий [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: https://intuit.ru /goods_store/ebooks/8148.
3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/.
4. Сорокин С.В., Сорокин А.С. Использование нейросетевых моделей в поведенческом скоринге // С.В. Сорокин, А.С. Сорокин - Прикладная информатика / Journal of applied informatics Vol. 10. No. 2 (56). 2015 [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-neyrosetevyh-modeley-v-povedencheskom-skoring.
5. Распоряжение Администрации Курской области «О проекте прогноза социально-экономического развития Курской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]// Администрация Курской области официальный сайт. -Режим доступа. - URL: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1072& mat_id=84389.
References:
1. Classification of artificial neural networks-Information Analytical portal [Electronic resource] - Access mode URL: https://mining-cryptocurrency.ru/nejronnye-seti/#i-7.
2. I.A. Chubukova Data Mining technologies [Electronic resource] - Access mode URL: https://intuit.ru/goods_ store/ebooks/8148.
3. Federal State Statistics Service. [Electronic resource]. Access mode: https://www.gks.ru/.
4. Sorokin S. V., Sorokin A. S. The use of neural network models in behavioral scoring / / S. V. Sorokin, A. S. Sorokin-Applied Informatics / Journal of applied informatics Vol. 10. No. 2 (56). 2015 [Electronic resource] - Access mode. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-neyrosetevyh-modeley-v-povedencheskom-skoringe.
5. Order of the Administration of the Kursk region " On the draft forecast of socio-economic development of the Kursk region for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021" [Electronic resource] / / Administration of the Kursk region official website. - Access mode. - URL: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1072&mat_id=84389.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11304
Н.К. Сердюкова - к.э.н., заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет,
N.K. Serdyukova - Associate Professor, Head of the Department of Hotel and Restaurant Business, Sochi State University, [email protected];
Л.М. Романова - к.э.н., доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет,
L.M. Romanova - Associate Professor, Department of Hotel and Restaurant Business, Sochi State University, [email protected];
Д.А. Сердюков - старший преподаватель кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет,
D.A. Serdyukov - Senior Lecturer, Department of Management and Technology for Tourism and Service, Sochi State University, [email protected].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ THEORETICAL AND APPLIED APPROACHES TO THE FORMATION OF A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT
AND PROMOTION OF A HOTEL ENTERPRISE
Аннотация. В настоящей статье представлены результаты исследования современного инструментария продвижения гостиничного предприятия на основе разработки актуальной стратегии развития отеля и разработаны рекомендации по совершенствованию системы продвижения отеля на основе цифровых инструментов. На основе изучения деятельности отеля определено, что одной из эффективных стратегий позиционирования и продвижения на гостиничном рынке для независимого отеля является стратегия софт-брендинга, основанная на выделении и усилении уникальности отеля и его эксклюзивности для гостей по сравнению с сетевыми отелями. Исследование показало, что перспективным направлением стратегии развития и продвижения независимого отеля является стратегия софт-брендинга, основанная на выделении эксклюзивных преимуществ, уникальности отеля в восприятии гостей. В статье представлены результаты разработки стратегии развития и продвижения на примере независимого отеля горного кластера курорта Красная Поляна. Анализ цифрового туристского рынка, интернета и социальных сетей как площадки продвижения современного отеля показал, что на сегодня российский рынок характеризуется высоким уровнем проникновения интернета (85 %), социальных сетей (67,9 %) и мобильных устройств. Авторы делают вывод что при формировании эффективной стратегии продвижения отеля на рынке внут-
реннего туризма приоритете должен быть отдан цифровым инструментам маркетинга и коммуникации. Проведена оценка расходов на внедрение разработанной стратегии развития и продвижения на основе цифровых инструментов в рамках подхода софт-брендинга. В результате исследования и апробации сделаны выводы, что формирование интегрированного продукта для целевых сегментов гостей независимого отеля на основе сотрудничества с интегрированными курортами позволит реализовать стратегию софт-брендинга и выигрышно позиционировать уникальные преимущества независимого отеля. Предложенные методические подходы по формированию стратегии софт-брендинга и продвижения независимого отеля могут быть адаптированы и внедрены в работу гостиничных предприятий.
Abstract. This article presents the results of a study of modern tools for hotel promotion based on the development of an actual hotel development strategy and recommendations for improving the hotel promotion system based on digital tools. Based on the study of the hotel's activities, it was determined that one of the effective strategies for positioning and promoting in the hotel market for an independent hotel is a soft-branding strategy based on highlighting and enhancing the hotel's uniqueness and its exclusivity for guests in comparison with chain hotels. The study showed that a promising direction in the development and promotion strategy of an independent hotel is a soft-branding strategy based on highlighting the exclusive advantages and uniqueness of the hotel in the perception of guests. The article presents the results of developing a development and promotion strategy using the example of an independent hotel in the mountain cluster of the Krasnaya Polyana resort. Analysis of the digital tourism market, the Internet and social networks as a platform for promoting a modern hotel showed that today the Russian market is characterized by a high level of Internet penetration (85%), social networks (67.9%) and mobile devices. The authors conclude that when forming an effective strategy for hotel promotion in the domestic tourism market, priority should be given to digital marketing and communication tools. An assessment was made of the costs of implementing the developed development and promotion strategy based on digital tools within the soft branding approach. As a result of research and testing, it was concluded that the formation of an integrated product for target segments of an independent hotel's guests on the basis of cooperation with integrated resorts will allow implementing a soft-branding strategy and advantageously positioning the unique advantages of an independent hotel. The proposed methodological approaches to the formation of a soft-branding strategy and an independent hotel promotion can be adapted and implemented in the work of hotels.
Ключевые слова: стратегия развития и продвижения отелей, продвижение гостиничных услуг, индустрия гостеприимства.
Keywords: hotel development and promotion strategy, hotel service promotion, hospitality industry.
Введение. Новая реальность рынка туризма и гостеприимства ставит перед его участниками новые цели и задачи. Пандемия коронавируса нанесла огромный ущерб международному туризму в глобальном масштабе. Число международных туристских прибытий в 2020 году сократилось на 74 % в результате пандемии коронавируса, что в абсолютном выражении составило минус 1 млрд. международных туристских поездок. Мировой туризм недополучил 1,3 трлн. долларов США экспортных доходов. По оценкам экспертов, это в 11 раз больше потерь от мирового финансового кризиса в 2009 году [1; 2].
Проведенные экспертами UNWTO опросы показывают, что неоднозначно оцениваются сроки восстановления мировой туриндустрии. Но все солидарны в одном: восстановление будет не быстрым и очень неравномерным по регионам мира [1; 3].
Одновременно с кризисом международного туризма внутрироссийский рынок гостиничных услуг и туристских путешествий отметился лишь небольшим падением в 2020 году, вызванным по итогу 2-3 месячным карантином и закрытием всей индустрии. В 2021 году российский туристские дестинации испытывают ажиотажный спрос, популярные курорты говорят об овер-туризме. В условиях закрытых границ россияне открывают свою страну для путешествий, появились новые чартерные программы в регионы России.
Поэтому вопросы формирования эффективной стратегии продвижения на рынке внутреннего туризма актуальны для отелей. Индустрия гостеприимства сегодня претерпевает серьезные организационно-технологические изменения, связанные с цифровой трансформацией бизнеса и общества. Рынок гостиничных услуг в России активно развивается, осуществляется активная экспансия международных гостиничных брендов.
В текущих условиях горные курорты Красной Поляны и их отельная база пользуются повышенным спросом, в то же время независимые отели Красной Поляны испытывают определенные трудности в привлечении новых сегментов гостей и проигрывают сетевым отелям в конкуренции за гостей с высоким уровнем дохода.
Материалы и методы. Основные положения и результаты настоящей статьи основаны на проведенных авторами исследованиях деятельности гостиничных предприятий Краснодарского края в 20202021 гг. В качестве информационной базы использованы данные хозяйственной деятельности гостиничных предприятий, статистические данные Росстата и органов статистики Краснодарского края. Использованы метод SWOT-анализа, стратегического позиционирования, метод сравнения, контент-анализ, статистический и системный анализ, бенчмаркинга, наблюдение, индукция, дедукция, социологического опроса и графической интерпретации данных.
Вопросы актуальных трендов развития гостинчиного рынка, включая условия пандемии коронавируса, представлены в аналитических документых экспертов UWTO, работах Бровко С.Б., Солод Т.В., Богдановой В.Г. и др. Вопросы современных стратегий развития гостинчиного бизнеса изучены в трудах Ругловой Л.В., Матолыгиной Н.В., Жукова В.А., Чудновского А.Д. и др. Системный подход к продвижению на рынке туризма и гостеприимства изложен в работах Романовой Г.М., Сердюковой Н.К., Ветитнева А.М. и других авторов.
Учеными представлены подходы к продвижению турпродукта и гостиничных услуг как комплексному процессу, основанному как на проработке отдельных его элементов, так и на использовании современного инструментария продвижения. Наиболее актуальными являются исследования трансформации инструментов продвижения в цифровые формы и повышения эффективности использования отдельных инструментов продвижения услуг отеля.
В связи с вышесказанным разработка методических рекомендаций по формированию стратегии развития и продвижения гостиничного предприятия в условиях пандемии коронавируса и цифровизации является актуальной и практически значимой.
Обсуждение. Под продвижением продукта или товара принято понимать совокупность различных методов деятельности по доведению до потенциального потребителя информации о достоинствах продукта и стимулированию возникновения желания его приобрести. Понятия «методы продвижения» и «маркетинговые коммуникации» во многом являются синонимами, хотя маркетологи часто относят к продвижению товара и маркетинговым коммуникациям различные группы методов. Следует заметить, что функцию коммуникации также выполняют и другие элементы комплекса маркетинга. Например, характеристики турпродукта, мода на него, его имидж и цена говорят потребителю значительно больше о продукте, чем его реклама. Поэтому классификация методов продвижения относительна и носит, в первую очередь, теоретический и методологический характер.
Существует следующие способы продвижения продукта, в том числе и туристского (рисунок 1): реклама (advertising); персональные продажи (personal sell); стимулирование сбыта (sales promotion); связи с общественностью (public relations) [4]. Выстраивая эффективную стратегию продвижения, современный отель должен работать по каждому из этих направлений.
Таким образом, систему продвижения гостиничного продукта можно определить как совокупность методов, видов деятельности и каналов распространения, направленных на доведение до потенциального клиента информации об отеле и его услугах с целью формирования спроса на гостиничный продукт и стимулирования возникновения у потребителя желания его приобрести [4]. Продвижение гостиничной услуги является дополнительным стимулом для совершения действия и придает самой услуге дополнительную ценность.
л г
реклама (advertising)
стимулирование (sale: promotion)
персональные
прэдажи (persona sell)
7V ЛЛ
связи Z общественностью (public relations)
7V
Рисунок 1 - Способы продвижения гостиничного продукта (составлено авторами)
Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. Это требование является следствием отношения уровня предпочтений и положения рынка. Деятельность по продвижению особенно эффективна для создания, сохранения и усиления предпочтений потребителя с целью формирования приверженности потребителей определенной марке (компании). Объектами продвижения на рынке туризма и гостеприимства могут являться (таблица 1.).
Таблица 1 - Объекты продвижения на рынке туризма и гостеприимства
Категории объектов Примеры объектов продвижения
Бренд дестинации Курорты Краснодарского края Курорт Сочи
Бренды горных курортов Роза Хутор Красная Поляна ГТЦ «Газпром»
Виды туризма Экологический туризм Горнолыжный туризм Пляжный отдых Приключенческий туризм
Интегрированные турпродукты и услуги Пакет «Зарядись энергией гор» Пакет «Катайся и загорай на пляже»
Продукт отелей, санаториев Комфортный отдых в отеле «Аркадия» Семейный отдых в санатории «Заполярье»
Пандемия коронавирусы стала драйвером ускоренного внедрения цифровых технологий как в сервисные бизнес-процессы отеля, так и в систему продвижения на рынке. От использования цифровых технологий во многом зависит эффективность работы отеля в условиях жесткой конкуренции на рынке. Кроме того, цифровая трансформация определена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным одной из пяти национальных целей развития до 2030 года.8
Понятие «цифровой маркетинг» (диджитал-маркетинг, перфоманс-подход) шире, чем маркетинг в интернете. Интернет-маркетинг включает только продвижение в интернете - улучшение позиций сайта, контекст или медийная реклама, работа в социальных сетях.
Цифровой маркетинг, помимо интернет-каналов, использует также и офлайн-средства - продвижение на любом электронном носителе вне интернета, представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Цифровые инструменты продвижения в гостеприимстве
Инструменты интернет-маркетинга Характеристика
1. SEO подгонка сайта под поисковые системы ЯндексДирект и Google Adwards по экспертным оценкам 25 % от общего числа бронирований приходится именно на сайт, поэтому стоит позаботиться не только о привлекательном дизайне и полезном контенте, но и качественном юзабилити и адаптивности. Наличие сайта является необходимым условием для продвижения турпродукта
2. Контент маркетинг Размещение на сайте полезного для пользователя контента - статьи, фото, видео
3. Контекстная реклама Контекстная реклама подходит для всех типов туристских предприятий, в то время как баннерная лучше проявляет себя в продвижении санаториев и туристических отелей
4. Медийная реклама или баннеры Показ бегущей строки, видеороликов и анимационных баннеров на интерактивных дисплеях внутри помещений и уличных светодиодных экранах позволяет предоставить информацию о компании и повысить узнаваемость бренда
5. E-mail рассылки Персонифицированная рассылка в виде выгодных акций и спецпредложений наиболее актуальна для бизнес-туристов, командированных.
6. SMS и MMS-рассылка Позволяет информировать клиента о сезонных скидках, акциях и спецпредложениях, предлагать участие в конкурсах и розыгрышах призов даже в офлайн-среде
7. Мессенджеры (WhatsApp, Messenger, WeChat и Viber) Топ-4 приложений мессенджеров популярнее, чем топ-4 приложения соцсетей (Facebook, Instagram, Twitter и LinkedIn). При этом только 20 % компаний инвестировали в маркетинг на этих перспективных платформах. Инвестиции в социальные сети будут снижаться в связи с сокращением органического охвата в соцсетях, многие маркетологи начнут осваивать новые платформы - мессенджеры, YouTube
8. YouTube канал Бесплатный поисковый трафик. YouTube, но и Google, и Яндекс выдают пользователю релевантные видео. Видео - основной контент по опросам 2018 года. 54 % пользователей принимают решение о выборе отеля после просмотра сто-рителлинг видео
9. Мобильные приложения, он-лайн-игры В сегменте событийного, MICE туризма, Civeaway набирают популярность
В настоящее время самыми значимыми производителями гостиничных услуг в туристском глобаль-
8 Указ о национальных целях развития России до 2030 года от 21.07.2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный вебсайт Президента России. - Режим доступа: свободный по URL http://kremlin.ru/events/president/news/63728
ном пространстве являются такие международные сети, как Accor Hotels, Hilton Worldwide, Marriott International, Radisson Hotel Group, Intercontinental Hotels Group и т. д. Благодаря большой многолетней успешной практике в сфере гостеприимства, у них разработаны стандарты обслуживания гостей, которых сотрудники в любой стране обязаны придерживаться в своей профессиональной деятельности. Именно этим можно объяснить чрезвычайную популярность у гостей международных гостиничных брендов.
В современной профессиональной литературе понятия «(международные) гостиничные сети» и «(международные) гостиничные бренды» часто используются как синонимы. В настоящее время, большинство международных гостиничных сетей - это мультибрендовые гостиничные объединения [5]. Поэтому термин «гостиничный бренд» может использоваться как в отношении международной гостиничной сети, так и для уникальных независимых отелей.
По данным ежегодного исследования российского гостиничного рынка, проводимого международной консалтинговой компанией EY, на начало 2019 года в России работало 197 гостиниц под управлением международных гостиничных операторов и 107 гостиниц под управлением национальных гостиничных операторов. По прогнозам экспертов, «к 2025 году количество гостиниц под международными гостиничными брендами составит 270 объектов в 53 городах России» [7].
Современные стратегии развития и продвижения отелей на рынке, выделяемые экспертами, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Стратегии развития и продвижения современного отеля (составлено авторами на основе [7])
Популярной маркетинговой стратегией развития предприятий гостиничного бизнеса является создание бутик-отелей, в свое время ставших успешной альтернативой однотипным luxury-цепочкам. Гостиничные номера такого отеля могут не иметь нумерацию, а иметь названия, например: имена городов, стран, времен и месяцев года, цветов и деревьев и т. д. Термин «бутик-отель» и сейчас является дискуссионным. Например, в типологии средств размещения Положения о классификации гостиниц, вступившему в действие с 01.01.2021 г., такого типа отеля, как бутик-отель, нет [6].
Интересным направлением современного международного гостиничного бизнеса является выделение так называемых «Trophy Hotels» (дословно - трофейных гостиниц) [7]. Отель, претендующий на такую претенциозную категорию, должен обладать следующими характеристиками: «располагаться в исторической части города; являться охраняемым памятником архитектуры, а в некоторых случаях и символом города, в котором он расположен; обладать заслуженной репутацией, подкрепленной десятилетиями высочайшего уровня сервиса в обслуживании клиентов и наличием знаменитых клиентов, исторических и медийных личностей».
Согласно Положению о классификации гостиниц выделена отдельная категория гостиниц - гостиница, расположенная в здании, являющемся объектом культурного наследия, и (или) выявленным объектом культурного наследия, и (или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения [6], что отчасти соответствует предлагаемому понятию «трофи-отель». В России рассматривать как трофи-отель можно с уверенностью только гостиницы «Астория» и «Европа» в Санкт-Петербурге, «Метрополь» и «Националь» в Москве. В России функционирует более 60 гостиниц, расположенных в исторических зданиях возрастом более 100 лет (таблица 3) [8]. Но практически все указанные гостиницы стали высококлассными гостиничными предприятиями в последние 15-20 лет.
Таблица 3 - Гостиницы в России в исторических зданиях
Город Количество гостиниц
Санкт-Петербург 41
Москва 13
Волгоград 1
Ессентуки 1
Калининград 1
Нижний Новгород 1
Самара 1
Сергиев Посад 1
Томск 1
Хабаровск 1
В последнее десятилетие в России, как и за рубежом, активно продвигаются в индустрии гостеприимства lifestyle отели. Как полагают специалисты, лайфстаил-отели - это прежние бутик-отели только в новой современной трактовке. Характеризуя отели этого типа, не только гости, но и персонал отеля, употребляют такие яркие определения, как «необычный», «ультрасовременный», «авангардный», «модный», «нестандартный», «чувственно-эмоциональный», «креативный». [7]
Другим перспективным направлением поиска оптимальных вариантов эффективного развития и продвижения современного гостиничного бизнеса является использование маркетинговой стратегии «soft brand» (дословно - мягкий бренд), ориентированной на независимые отели, желающие сохранить свою уникальность в рамках международной гостиничной сети или в качестве независимого отеля. По сути, для глобальных гостиничных компаний софт-бренд - это попытка закрепиться в сегменте уникальных независимых отелей [7].
Для России софт-брендинг можно рассматривать как положительное явление в развитии гостиничного дела. Ряд экспертов полагает, что стратегия «soft brand» - это стратегия развития и продвижения отеля с реальным многообещающим будущим. В эпоху не просто активной, но, в какой-то степени, агрессивной экспансии глобальных и национальных гостиничных сетей, она даёт реальную возможность независимому отелю выжить при всё возрастающей конкуренции, сохранить в своей основе уникальную непохожесть и иметь относительную независимость.
В условиях глобальной цифровой трансформации для разработки методических подходов к формированию стратегии развития и продвижения отеля важное значение имеет исследование использования интернета и цифрового инструментария в гостиничном маркетинге. Сравнительные данные по использованию Интернета, социальных сетей и мобильных устройств в мире и в России представлены в таблицах 4, 5, 6 и рисунке 3 [9; 10].
Таблица 4 - Анализ использования Интернета, социальных сетей и мобильных устройств в мире и в России по состоянию на январь 2021 г. (составлено автором по материалам [10])
Показатель Ед. изм. В мире В России
Население, в т.ч. млн. чел. 7 874,9 145,9
женщины % 49,5 53,6
мужчины % 50,5 46,4
Интернет: число пользователей млн. чел. 4 660,0 124,0
Проникновение Интернета % 59,5 85,0
Прирост пользователей Интернета за 2020 год млн. чел. / % 93,0 / 1,8 6,0 / 5,1
Социальные сети: число пользователей млн. чел. 4 200,0 99,0
Проникновение социальных сетей % 53,6 67,9
Прирост пользователей социальных сетей за 2020 год млн. чел. / % 490,0 / 13,0 4,8 / 5,1
Число мобильных устройств с выходом в Интернет млн. чел. 5 220,0 228,6
Число подключений к Интернету с мобильных устройств млн. ед. 8 020,0 228,6
Таблица 5 - Распределение времени россиян в интернете по типам активностей, в день, по состоянию на январь 2021 (составлено автором по материалам [9; 10])
Тип активности Среднее время, ежедневно Доля времени в день, %
Общее время в Интернете 7 ч 52 мин
Просмотр ТВ 3 ч 13 мин 40,9
Использование соцсетей 2 ч 28 мин 31,4
Чтение прессы 55 мин 11,7
Музыкальные стримы 47 мин 9,9
Онлайн радио 41 мин 8,7
Видеоигры 33 мин 6,9
Подкасты 21 мин 4,4
Сравнительный анализ социальных сетей и показателей их использования в России проведен в табл. 6 (по данным исследования, ноябрь 2020 г.) Пандемия сильно повлияла на привычки онлайн-шопинга во всем мире. И сегодня россияне активнее используют интернет для покупок. Так, товары и услуги ищут в интернете 79,6 % пользователей из России (в возрасте от 16 до 64 лет), за последний месяц заходили в интернет-магазин 82,1 %, а что-то купили онлайн - 60 % опрошенных пользователей. При этом мобильным телефоном для покупки пользовались 32,5 % (рисунок 4).
Рисунок 3 - Самые популярные социальные сети в России, в процентах по количеству пользователей в возрасте от 16 до 64 лет в месяц, по данным на январь 2021 [10]
Проведенные анализ использования интернета, социальных сетей и поведенческих характеристик пользователей в России позволяет применить эти данные при разработке стратегии продвижения отеля на рынке внутреннего туризма в текущих условиях.
Таблица 6 - Сравнительный анализ аудитории и использования социальных сетей в России (составлено автором по материалам [9])
Аудитория в мире Аудитория в России Характеристики
YouTube
2 млрд. 80,1 млн. - Количество каналов, у которых более 1 млн. подписчиков, увеличилось за год более чем на 65 %. - Средний показатель вовлеченности - 3,01 % (для российских каналов, на которые подписано от 50 до 100 тыс подписчиков). - В России в среднем пользователи проводят на YouTube 50 минут в день. - 52,5 % аудитории в России - женщины. - Больше всего на платформе пользователей в возрасте от 25 до 34 лет (24,8 %). - Более 70 % времени просмотра приходится на пользователей мобильных устройств
ВКонтакте
97 млн. 72,9 млн. - В сутки пользователи отправляют 13 млрд сообщений и ставят 1 млрд отметок «Нравится». - Музыкальная подписка пользуется всё большим спросом: в экосистеме MRG уже свыше 4 млн пользователей с премиум-доступом к музыке. - По сравнению с 2019 годом в 2020 году просмотры видео выросли на 50 %; количество уникальных авторов историй - на 13 %; месячная аудитория мини-приложений - на 68 %. - В соцсети более 2 млн страниц для бизнеса. - В среднем пользователи проводят в социальной сети 35 минут в день. - 55% аудитории - женщины. - Средний показатель вовлеченности - 0,27 % (для российских групп, на которые подписано от 50 до 100 тыс подписчиков). - Больше всего пользователей в возрасте от 25 до 34 лет (25,4 %).
1,158 млрд. 54 млн. - 5 стран-лидеров по использованию Instagram: США (140 млн), Индия (120 млн), Бразилия (95 млн), Индонезия (78 млн), Россия (54 млн). - 500 млн человек используют Instagram сторис каждый день. - В соцсеть загружено более 50 млрд фотографий. - По прогнозам доходы Instagram от рекламы в 2020 году составили $ 13,86 млрд. Официальных данных от платформы пока нет, но, для сравнения, в 2019 году этот показатель был $ 9,45 млрд. - 54,4 % инфлюенсеров используют сторис для рекламы. - Средний показатель вовлеченности - 2,79 % (для российских аккаунтов, на которые подписано от 50 до 100 тыс подписчиков). - В России пользователи в среднем проводят в Instagram 24 минуты в день. - 59 % пользователей Instagram в России - женщины. - Каждую секунду в Instagram загружают 995 фотографий.
Продолжение таблицы
2,701 млрд. 39,7 - В 2020 году рекламные доходы составили $ 84,169 млрд (на 21 % больше, чем в 2019 году). - Ежедневное число уникальных пользователей в среднем составило 1,84 млрд человек (рост за год на 11 %). - По состоянию на апрель 2020 года большинство пользователей Facebook были из Индии (~ 280 млн пользователей), на втором месте США (190 млн пользователей). - Пользователи тратят в среднем 1,7 секунды на пост. - Средний показатель вовлеченности - 0,48 % (для групп, в которых состоит от 50 до 100 тыс подписчиков). - В России пользователи в среднем проводят в соцсети 10 минут в день. - На сайте зарегистрировано более 140 млн компаний.
TikTok
689 млн. 22,7 млн. - Пользователи по всему миру проводят на платформе в среднем 52 минуты в день, в России - 28 минут (по данным Mediascope). - Пользователь открывает приложение ТкТок в среднем 8 раз в день. - Средний показатель вовлеченности - 19,81 % (для российских аккаунтов, на которые подписано от 50 до 100 тыс подписчиков). - Большая часть российской аудитории - от 25 до 34 лет (25,3 %).
Одноклассники
Нет данных 46,5 - Пользователи отправляют 169 млн сообщений и загружают 10 млн фотографий в день. - На сайте пользователи в среднем проводят 18 минут в день. - 58 % аудитории - женщины. - Средний показатель вовлеченности - 0,17 % (для российских групп, на которые подписано от 50 до 100 тыс подписчиков).
Рисунок 4 - Использование e-commerce в России, в процентах по количеству пользователей в возрасте от 16 до 64 лет в месяц, по данным на январь 2021 [6]
Исследование и результаты. Практическая часть исследования была выполнена на примере отелей горного кластера курорта Сочи. Сравнительный конкурентный анализ горных курортов на 2021 год приведен в таблице 7.
Структура продуктового предложения гостиничного рынка горного кластера Сочи характеризуется преобладанием отелей, расположенных на горных курортах, брендовых отелей международных гостиничных сетей. Исследование показало, что перспективным направлением стратегии развития и продвижения независимого отеля является стратегия софт-брендинга, основанная на выделении эксклюзивных преимуществ, уникальности отеля в восприятии гостей.
Независимые горные отели, расположенные в непосредственной близости от всех горных курортов, могут использовать это преимущество в стратегии продвижения и формировать интегрированный гостиничный продукт на основе сотрудничества с горными курортами «Красная Поляна», «Роза Хутор», «Газпром».
Таблица 7 - Сравнительный анализ горных курортов Красной Поляны (составлено авторами)
Параметры сравнения Курорт «Красная Поляна» ГК «Роза Хутор» ГТЦ «Газпром», вкл. «Альпика»
1. Высота над уровнем моря Нижняя точка курорта Вершина Нижняя точка курорта Роза Пик Нижняя точка курорта Пихтовый приют/Аль-пика
540 м 2200 м 550 м 2320 м 530 м 1660 м /2256 м
2. Протяженность всех трасс Более 30 км 102 км Более 30 км
1 2 3 4
Продолжение таблицы
1 2 3 4
3. Количество подъемников 11 26 13
4. Пропускная способность, чел./час 2400 2706 нет данных
5. Искусственное оснежение да да да
6. Ночное катание да да да
7. Стоимость
экскурсионных билетов, руб./чел. 500-1850 1100-2790 800-1750
8. Номерой фонд 11 объектов размещения, 2834 номеров 23 отеля, 2592 номера, 13 шале 2 отеля, 578 номеров
9. Отели ВИ-тл/БИ-ои да да да
10. Собственный морской пляж, трансфер к пляжу да да да
11. Тропы для треккинга/пеших походов да да да
Крытый аквапарк Горки Молл Горки Байк Парк Казино Горный пляж и озеро Ледовый каток Роза Холл - концертная площадка Йети-парк Аквапарк с открытым бассейном Открытый бассейн 50 м ОКЦ «Галактика»
Веревочный парк при- Парк водопадов «Менде- Ледовая арена
ключений лиха» Хаски-парк
12. Инфраструктура и активности Памп-трек Скилл-парк Квадро-туры Йога в горах Банный комплекс с от- Детская горная академия Троллей «Полёт орла» Хаски Хутор Велотрассы Летний тюбинг Оленья ферма Совариум Открытый бассейн в горах Парк «Зеленая Планета» Биатлонный стадион «Лаура»
крытыми бассейнами Парк развлечений Палаточный лагерь Подвесной мост Качели Батутная арена и скало-дром Подвесной мост на Роза Пик Родельбан Открытый бассейн, парные, пляжная зона Академия фехтования Тюбинг Батутный центр Выставка горной и внедорожной техники Родельбан
В горном кластере Сочи созданы прекрасные условия для пешей и транспортной логистики между горными курортами, проложены пешеходные маршруты, оборудованы тропы и набережные рек. Передвижение между курортами, прогулки являются важной аттрактивностью горных курортов в глазах гостей горных отелей.
Результаты SWOT-анализа независимого горного отеля 4* для совершенствования стратегии его продвижения на рынке внутреннего туризма представлены в таблице 8.
Таблица 8 - SWOT-анализ горного отеля 4*
Возможности Угрозы
- высокий спрос на рынке внутреннего туризма в условиях пандемии коронавируса; - развитая инфраструктура горных курортов; - транспортная доступность горных курортов; - спрос на природный, экологический и оздоровительный туризма; - субсидирование спроса со стороны государства - акция «Кэшбек за туры по России» - постепенное открытие границ для выездного туризма; - овертуризм на популярных российских курортах, ухудшение качества сервиса; - продолжение пандемии коронавируса, эпидемиологические угрозы; - отказ от путешествий по причине болезни; - падение реальных доходов населения.
Сильные стороны Слабые стороны
- удобная локация вблизи трех горных курортов с развитой инфраструктурой; - комфортабельный номерной фонд с эксклюзивным дизайном и оснащением номеров и увеличенной площадью; - наличие крытого и открытого бассейнов, парных, элементов СПА; - наличие программы лояльности и клиентской базы; функциональный веб-сайт с системой онлайн бронирования. - независимый отель с малоизвестным брендом; - невысокий показатель средней загрузки; - малый номерной фонд; - мало развлечений на территории и в округе; удаленность от моря и прибрежного кластера.
Использование сильных сторон отеля 4* для реализации имеющихся рыночных возможностей при формировании стратегии развития и продвижения отеля представим в таблице 9. В таблице 10 представлена трансформация слабых сторон при реализации стратегии, в таблице 11 - трансформация внешних угроз в возможности.
Таблица 9 - Использование сильных сторон отеля 4* для реализации рыночных возможностей
№ Сильные стороны Возможности Реализация в стратегии
1 Удобная локация вблизи трех горных курортов с развитой инфраструктурой Развитая инфраструктура горных курортов Формирование пакетов услуг с услугами горных курортов
2 Комфортабельный номерной фонд с эксклюзивным дизайном и оснащением номеров и увеличенной площадью Высокий спрос на рынке внутреннего туризма в условиях пандемии коронавируса Позиционирование и продвижение продуктов отеля на целевых сегментах потребителей
3 Наличие крытого и открытого бассейнов, парных, элементов СПА Спрос на природный, экологический и оздоровительный туризма Формирование пакетов оздоровительного отдыха
4 Наличие программы лояльности и клиентской базы Высокий спрос на рынке внутреннего туризма в условиях пандемии коронавируса Продвижение новых пакетов услуг среди постоянных клиентов
5 Функциональный веб-сайт с системой онлайн бронирования Субсидирование спроса со стороны государства - акция «Кэшбек за туры по России» Интеграция в систему «Кэшбек за туры по России», реализация услуг с кэшбеком
Таблица 10 - Трансформация слабых сторон отеля 4* при формировании и реализации стратегии
№ Слабые стороны Использование в стратегии софт-брендинга
1 Независимый отель с малоизвестным брендом Уютный комфортабельный отель с эксклюзивным номерным фондом «Королевский комфорт с видом на горы»
2 Невысокий показатель средней загрузки Отдых вдали от людных курортов с одновременной возможностью увеличить показатель средней загрузки
3 Малый номерной фонд Отдых вдали от людных курортов, преимущества отдыха в небольшом отеле, эксклюзивность предложения
4 Мало развлечений на территории и в округе Позиционирование на сегментах гостей, ищущих комфорта, эксклюзивности и спокойного уединенного отдыха, одновременно предлагая возможности трансфера в казино и к местам шумных тусовок для любителей развлечений
5 Удаленность от моря и прибрежного кластера Уединенный отдых вдали от локаций овертуризма с одновременной возможностью отправиться к морю на комфортабельном трансфере по живописному скоростному шоссе (40 минут в пути)
Таблица 11 - Трансформация внешних угроз в возможности при формировании и реализации стратегии отеля 4*
№ Угрозы Использование в стратегии софт-брендинга и продвижении
1 Постепенное открытие границ для выездного туризма Выгодные цены на интегрированные пакеты услуг для гостей отеля благодаря курсу рубля по сравнению с европейскими горными курортами и другими предложениями выездного турпродукта
2 Овертуризм на популярных российских курортах, ухудшение качества сервиса Уютный комфортабельный отель с эксклюзивным номерным фондом «Королевский комфорт с видом на горы», персонифицированный поход к каждому гостю в рамках стратегии софт-брендинга
3 Продолжение пандемии коронави-руса, эпидемиологические угрозы Предложение интегрированных пакетов услуг в сегментах природного, оздоровительного отдыха с соблюдением всех условий безопасности и созданием зоны, свободной от СОУГО
4 Отказ от путешествий по причине болезни Возможность переноса туров на другой срок без изменения их стоимости, выдача отельных сертификатов
5 Падение реальных доходов населения Скидки и бонусы в рамках программы лояльности, реализация услуг с кэшбеком по акции «Кэшбек за туры по России»
Данный подход модно использовать в качестве методических рекомендаций для разработки стратегии продвижения независимого отеля на туристском рынке.
С учетом проведенного анализа сформируем основные элементы стратегии софт-брендинга и преимущества независимого горного отеля 4* (рисунок 5).
Королевский комфорт с видом на горы
Новое место в горах - новый опыт, новая локация
Уютный горный отель близи популярных гоных курортов
Спокойный отдых с услугами горных курортов
Комфортабельные номера с эксклюзивным оснащением
Безопасный отдых по
привлекательной цене
Рисунок 5 - Элементы стратегии софт-брендинга и преимущества горного отеля 4*
В ходе исследования методом интервьюирования гостей отеля было выявлено отношение гостей к интегрированным продуктам. Было опрошено 250 гостей горных независимых отелей (рисунок 6).
Рисунок 6 - Отношение гостей отелей к приобретению пакетов услуг с включенными услугами
горных курортов, в процентах к итогу
Популярность пакетов услуг, которые могли бы быть предложены гостям независимого горного отеля, представлена в таблице 12 и на рисунке 7.
Таблица 12 - Интерес к приобретению пакетов услуг с включенными услугами горных курортов, по результатам опроса гостей
Типы пакетов услуг отеля Количество гостей Доля опрошенных, % Частота ответа, %
Пакеты с посещением казино 19 15,8 11,1
Пакеты с трансфером на пляж и посещением морского пляжа 27 22,5 15,8
Оздоровительные пакеты 52 43,3 30,4
Пакеты активного отдыха с пешими прогулками 73 60,8 42,7
| 60,8%
прогулками
Оздоровительные пакеты | ■ 43 3%
Пакеты с трансфером на пляж и
Ш 22, 5%
посещением морского пляжа
Пакеты с посещением казино 1 15,8%
Рисунок 7 - Интерес к приобретению пакетов услуг с включенными услугами горных курортов,
по результатам опроса гостей
Наиболее популярными оказались пакеты активного отдыха с пешими прогулками (60,8 % опрошенных), и оздоровительные пакеты (43,3 %). Результаты опроса подтверждает гипотезу, что в условиях пандемии люди больше думают о здоровье и стремятся к уединению на природе.
На основании исследования, изучения деятельности и показателей работы горных отелей, инфраструктуры и трендов развития горных курортов [11], а также интервью гостей разработаны методические рекомендации по формированию интегрированных продуктов для гостей независимых горных отелей с дополнительными услугами и услугами горных курортов на условиях договорной коллаборации (таблица 13).
Таблица 13 - Формирование пакетов услуг горных отелей с включенными услугами горных курортов и дополнительными услугами
Оздоровительный пакет «Горный детокс» Природный пакет «Энергия гор» Гэмблинг пакет «Горные игры»
5 дней / 4 ночи 4 дня/3 ночи 3 дня/2 ночи
- проживание в номере выбранной категории; - приветственный коктейль и комплимент в номер при заезде; - пользование инфраструктурой отеля (бассейн, парные, тренажерный зал и др.); - консультация терапевта и диагностическая процедура на выбор из списка на базе медцентра в Гранд Отеле Поляна; - пакет СПА-услуг (2 дня) в Гранд Отеле Поляна - проживание в номере выбранной категории; - приветственный коктейль и комплимент в номер при заезде; - пользование инфраструктурой отеля (бассейн, парные, тренажерный зал и др.); - экскурсионный билет на канатную дорогу курорта «Красная Поляна» по маршруту «Водопад Поликаря»; - экскурсионный билет на канатную дорогу курорта «Красная Поляна» с подъемом до высоты 2375 м; - прокат палок для скандинавской ходьбы - проживание в номере выбранной категории; - приветственный коктейль и комплимент в номер при заезде; - пользование инфраструктурой отеля (бассейн, парные, тренажерный зал и др.); - трансфер на встречу и проводу в аэропорту г. Сочи; - ежедневный трансфер в Казино Сочи и обратно
На сегодня средняя продолжительность пребывания гостей в горных отелях не превышает 2 ночей. Поэтому для повышения эффективности работы отелей и увеличения выручки предлагается сформировать пакеты услуг с минимальной продолжительностью 2, 3 и 4 ночи с возможностью продления пребывания.
На основе исследования цифрового инструментария продвижения и социальных сетей, а также мнений экспертов относительно эффективных и актуальных инструментов цифрового маркетинга на гостиничном рынке предлагается использовать следующие бесплатные возможности продвижения отелей в социальных сетях:
■ Больше коротких видео, меньше постов. Показать номерной фонд и инфраструктура отеля: бассейн, рестораны, бары, пляж, медицинский центр, бизнес-центр, детская площадка и др. Короткие видео (30-45 с.) о новых пакетах услуг и их наполнении, съемка довольных гостей, ежедневные выходы в прямой эфир и 2-3 строиз в сутки.
■ Сторителлинг, рассказываем истории. История отеля, поселка Красная Поляна, олимпийское наследие, отзывы гостей, истории руководителей и сотрудников отеля, истории крупных партнеров. Тематические выходы в прямой эфир, посты с интересными историями (не реже 1 раза в неделю).
■ Геймификация. Показывать и использовать инфраструктуру отеля, разработанные пакеты услуг: онлайн квесты и игры по продвижению новых пакетов услуг (2-3 раза в месяц), съемка игровых активностей в отеле внутри новых пакетов услуг (1 раз в неделю).
■ Сессии вопрос-ответ. Темы для вопросов: инфраструктура отеля и горных курортов, разработанные пакеты услуг, почему выгодно купить интегрированный пакет, персонал отеля, сервисы для гостей. Тематические прямые эфиры с ответами на вопросы о новых пакетах услуг и форматах обслуживания для гостей (не реже 1 раза в неделю).
■ Публикация образовательного контента. Познавательные тексты об аспектах новых продуктов, связанных с безопасностью отдыха, здоровым образом жизни, трендами путешествий, пост о важности укрепления иммунитета в период пандемии, пост об актуальности вакцинации для продолжения активных путешествий и т.д., не реже 2 раз в месяц
■ Частое взаимодействие с аудиторией: прямые эфиры для гостей (1-2 раза в неделю); вебина-ры для travel-сегмента (1 раз в месяц).
■ Естественность. Часть контента желательно снимать на камеру смартфона, чтобы подчеркнуть естественность и неформальность, не увлекаться фильтрами и обработкой при съемке видео.
Предложенные инструменты SMM для продвижения новых продуктов предполагают сохранение существующего маркетингового бюджета отеля с изменением наполнения инструментов, максимальное использование бесплатных возможностей продвижения в социальных сетях и минимальный бюджет на продвижение.
Эффективным инструментом, рекомендуемым для продвижения независимого горного отеля в рамках предложенной стратегии софт-брендинга, будет использование инфлюенс-маркетинга, или рекламы у блогеров соответствующей тематики с количеством подписчиков от 1500.
При формировании стратегии продвижения независимого горного отеля целесообразно использовать следующие цели (основано на исследовании рыночных позиций, аудита веб-сайтов и социальных сетей 20 независимых горных отелей Сочи):
1) увеличение посетителей веб-сайта до 500 в сутки;
2) увеличение числе подписчиков Инстаграм до 5000;
3) увеличение вовлеченности в профиле Инстаграм: не менее 5 комментариев к посту, не менее 150 лайков к посту, не менее 300 просмотров сториз;
4) увеличение подписок и вовлеченности в профиле Фейсбук: до 1000 нравится, 3-4 комментария к посту, не менее 30 отметок посещения в месяц;
5) число ежедневных бронирований с сайта: не менее 25, из них не менее 2 - интегрированные пакеты. Кроме email и SMS рассылок необходимо создать группы в мессенджере WhatsApp для клиентов
(b2c) и трэвел-сегмента (b2b), а также Телеграм-канал для эффективной коммуникации с целевыми аудиториями гостей и партнеров. Рекомендуется установить на сайте сервис онлайн-оператора, например, на базе Livetex или другого пакетного решения.
Заключение. В рамках проведенного исследования теоретических подходов, аналитики рынка и практических кейсов на основе бенчмаркинга предложены методические подходы по формированию стратегии развития и продвижения независимого гостиничного предприятия, в том числе:
- в современных условиях, включая воздействие пандемии коронавируса, ускорились процессы цифровой трансформации технологий и инструментов формирования и продвижения гостиничного продукта, что требует нестандартных подходов от гостиничного менеджмента
- продвижение отеля является важной функцией менеджмента гостиничного предприятия и предполагает комплексный подход к формированию эффективной стратегии продвижения;
- при разработке стратегии продвижения отелю необходимо учитывать опыт и тренды ведущих игроков гостиничного рынка, в том числе международных гостиничных сетей;
- современные стратегии развития гостиничного бизнеса предполагают гибкость и сочетание форматов, одной из перспективных стратегий развития и продвижения независимого отеля на российском рынке является «софт-брендинг», который позволяет сохранить свою уникальность и привлечь новые сегменты гостей;
- для независимых горных отелей при проектировании деятельности перспективным является формирование интегрированных продуктов, включающих услуги крупных горных курортов на основе договорной коллаборации; возможности реализации данного подхода рассмотрены на примере горных курортов Красной Поляны.
Источники:
1. Глобальные тренды и тенденции российского рынка 2020. Jones Lang LaSalle (JLL) (исследование предоставлено компании Interstate Hotels & Resorts).
2. Tourist arrivals down 87% in January 2021 as UNWTO calls for stronger coordination to restart tourism [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт UNWTO. - Доступ свободный по URL: https://www.unwto.org/news/tourist -arrivals-down-87-in-january-2021-as-unwto-calls-for-stronger-coordination-to-restart-tourism.
3. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - doi: 10.18334/eo. 10.4.111142.
4. Оздоровительный туризм: формирование и продвижение турпродукта: учебное пособие / Г.М. Романова, Н.К. Сердюкова, Д.А. Сердюков; под науч. ред. Г.М. Романовой. - Сочи : РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2015. - 167 с.
5. Жуков В.А., Чудновский А.Д. Формирование модели гостиничного бизнеса на основе сетевой формы управления [Текст] // Вестник университета. 2019. №3. - С. 54-60.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Доступ свободный по URL: https://docs.cntd.ru/document/566419544.
7. Руглова Л.В., Матолыгина Н.В. Стратегии и бизнес-модели развития и продвижения гостиничных брендов в современном пространстве гостеприимства [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки, 2019 №5. -Режим доступа: свободный по URL https://esj.today/PDF/33ECVN519.pdf (дата обращения: 21.05.2021).
8. Исторические гостиницы в разных городах России [Электронный ресурс] // Режим доступа: свободный по URL https://www.onetwotrip.com/ru/blog/russian- federation/relax-with-history-russia. (дата обращения: 21.05.2021).
9. Аудитория социальных сетей в 2021 году [Электронный ресурс] // Marketing University. - Режим доступа: свободный по URL https://marketinguniversity.ru/socialnye_seti-2021.
10. Сергеева Ю. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // WebCanape. - Режим доступа: свободный по URL https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/.
11. Богданова В.Г. Управление развитием сферы услуг интегрированного горноклиматического курорта России // Автореферат диссертации на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. - М., 2020. - 26 с. [Электрон. ресурс]. // -Доступ свободный по URL https://guu.ru/files/dissertations/2020/10/bogdanova_v_g/autoreferat.pdf. References:
1. Global trends and tendencies of the Russian market in 2020. Jones Lang LaSalle (JLL) (research provided by Interstate Hotels & Resorts).
2. Tourist arrivals down 87% in January 2021 as UNWTO calls for stronger coordination to restart tourism [On-line] // UNWTO Web-site. - Access mode: free at the URL: https://www.unwto.org/news/tourist-arrivals-down-87-in-january-2021-as-unwto-calls-for-stronger-coordination-to-restart-tourism.
3. Brovko S.B., Solod T.V. The specificity of the response of the tourism industry to global economic risks // Economic relations. - 2020. - № 4. - doi:10.18334/eo.10.4.111142.
4. Health tourism: formation and promotion of a tourist product: textbook / G.M. Romanova, N.K. Serdyukova, D.A. Ser-dyukov; under scientific. ed. G.M. Romanova. - Sochi: RIC FSBEI HPE "SSU", 2015. - 167 p.
5. Zhukov V.A., Chudnovsky A.D. Formation of a hotel business model based on a network form of management [Text] // University Bulletin. 2019. No. 3. - S. 54-60.
6. Ruglova L.V., Matolygina N.V. Strategies and business models for the development and promotion of hotel brands in the modern space of hospitality [Online resource] // Bulletin of Eurasian Science, 2019 №5. - Access mode: free at the URL https://esj .today/PDF/33ECVN519.pdf.
7. Resolution of the Government of the Russian Federation of November 18, 2020 N 1860 «On the approval of the Regulations on the classification of hotels» [Online resource] // Electronic fund of legal and regulatory documents. - Access mode: free at the URL: https://docs.cntd.ru/document/566419544.
8. Historical hotels in different cities of Russia [Electronic resource] // Access mode: free at the URL https://www.onetwotrip.com/ru/blog/russian-federation / relax-with-history-russia. (date of access: 05/21/2021).
9. Social media audience in 2021 [Online resource] // Marketing University. - Access mode: free at the URL URL https: //marketinguniversity.ru/ socialnye_seti-2021.
10. Sergeeva Y. All statistics of the Internet and social networks for 2021 - numbers and trends in the world and in Russia [Online resource] // WebCanape. - Access mode: free at the URL https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-iv-rossii / (date of access: 05/21/2021).
11. Bogdanova V.G. Management of the development of the service sector of an integrated mountain climatic resort in Russia // Abstract of the dissertation for the degree. uch. degree of Cand. economy sciences. - M., 2020 .-- 26 p. [Electron. resource]. // - Free access at the URL https://guu.ru/files/dissertations/2020/10/bogdanova_v_g/autoreferat.pdf (date accessed: 05/21/2021).
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11305
Ю.Е. Стукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
Yu.E. Stukova - candidate of Economics, associate Professor of the Department of Finance, Kuban state agrarian University;
Д.К. Иваницкий - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
D.K. Ivanitsky - candidate of Economics, associate Professor of the Department of Finance, Kuban state agrarian Universit;
М.И. Савченко - студентка факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
M.I. Savchenko - student of the Faculty of Finance and credit, Kuban state agrarian University;
В.Д. Лукашова - студентка факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.D. Lukashova - student of the Faculty of Finance and credit, Kuban state agrarian University.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНКЕ ЛИКВИДНОСТИ
И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ APPLICATION OF THE CORRELATION ANALYSIS METHOD IN ASSESSING THE LIQUIDITY AND SOLVENCY OF ORGANIZATIONS
Аннотация. В современных условиях деятельность практически всех хозяйствующих субъектов, занимающихся коммерческой деятельностью, подвергается анализу со стороны внешних и внутренних пользователей. Поэтому они заинтересованы в нормальном функционировании этих организаций. В условиях нестабильной финансовой системы, экономическим субъектам требуется такой уровень ликвидности и платежеспособности, который позволит им иметь преимущество перед другими участниками рыночных условий той же отрасли с точки зрения инвестиционной привлекательности, получения банковских кредитов, доверия со стороны контрагентов.
В целях принятия различных управленческих решений пользователи финансовой отчетности используют методы экономического и финансового анализа для наглядности и прозрачности оценки финансового состояния организаций. Но зачастую, результаты расчетов на основе традиционных методов не в полной мере отражают степень влияния каждого фактора на итоговые показатели. В связи с этим, применение методов корреляции в оценке ликвидности и платежеспособности организаций является целесообразным.
Abstract. In modern conditions, the activities of almost all economic entities engaged in commercial activities are analyzed by external and internal users. Therefore, they are interested in the normal functioning of these organizations. In an unstable financial system, economic entities need a level of liquidity and solvency that will allow them to