Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / INTERNSHIP PLATFORM / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / TEACHERS'' PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО) / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Алексей

Представлены исходные предпосылки, источники и подходы к проектированию деятельности стажировочных площадок в дошкольном образовании. С позиций анализа опыта деятельности стажировочных площадок федерального, регионального и муниципального уровней определены направления и содержание деятельности стажировочной площадки по сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Московской области. Определен механизм структурирования и запуска стажировочной площадки по созданию ресурсного центра повышения квалификации педагогов дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майер Алексей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Applied Aspects of Designing Internship Platforms in Preschool Education

Initial prerequisites, sources and approaches to design of internship platforms activities in preschool education are analyzed. Areas and content of activities of an internship platform to implement the Federal State Educational Standard of Preschool Education in the Moscow region are specified on the basis of the analysis of internship platforms activities at federal, regional and municipal levels. The author defines the mechanism of structuring and launching the internship platform to develop a resource training center for preschool teachers in the context of the Federal State Educational Standard of Preschool Education implementation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИИ»

АЛЕКСЕЙ МАЙЕР

Теоретические и прикладные аспекты проектирования стажировочных площадок в дошкольном образовании

Аннотация. Представлены исходные предпосылки, источники и подходы к проектированию деятельности стажировочных площадок в дошкольном образовании. С позиций анализа опыта деятельности стажировочных площадок федерального, регионального и муниципального уровней определены направления и содержание деятельности ста-жировочной площадки по сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Московской области. Определен механизм структурирования и запуска стажировочной площадки по созданию ресурсного центра повышения квалификации педагогов дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Ключевые слова: стажировочная площадка, повышение квалификации педагогов, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

азначение стажировочных площадок - быть источником распространения передового опыта и эффективных практик в организации образовательной деятельности, служить в качестве механизма координации деятельности образовательных организаций. Сетевое взаимодействие рассматривается в современном законодательном поле как механизм интеграции образовательных ресурсов, координации образовательной деятельности учреждений в условиях модернизации региональных систем образования. Внедрение ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога определяет необходимость нормативно-правового, организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров в системе непрерывного образования. Это актуализирует вопросы разработки ресурсного обеспечения и

соответствующих механизмов их реализации в условиях многоуровневого педагогического образования. Данные механизмы призваны обеспечить мобильность, адресность и гибкость системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Направленность стажировочных площадок на повышение квалификации педагогических кадров изначально заложена в миссии по обмену, распространению и экспертизе лучших образовательных достижений. На уровне субъектов Российской Федерации происходит оформление и накопление опыта работы стажировочных площадок как по реализации ФГОС ДО, так и по повышению квалификации кадров. Однако вопросы переподготовки кадров стоят остро, и на сегодняшний момент идет разработка соответствующих программ. В данной публикации представлен опыт работы Московского областного центра дошкольного образования

об авторе

А.А. Майер, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Московского государственного областного гуманитарного института, доктор педагогических наук

в области сопровождения профессионального развития педагогов и организации передовых практик в сфере дошкольного образования.

Источники проектирования и стратегия разработки образовательных моделей. В контексте модернизации муниципальных систем дошкольного образования, распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, моделей государственно-общественного управления образованием ресурсный центр (РЦ) рассматривается как точка роста передового опыта в реализации идей ФГОС ДО. Он способствует выстраиванию гибкой системы сопровождения профессиональной деятельности образовательных организаций и методической поддержки профессионального развития педагогических кадров. В основу проектирования РЦ положен опыт деятельности Московского областного центра дошкольного образования. Анализ регионального и федерального опыта моделирования стажировочных площадок позволяет определить исходные основания для проектирования модели РЦ, обеспечивающего процессы повышения квалификации и переподготовки кадров на базе ста-жировочных площадок Московской области. Таким образом, стажировочные площадки составляют образовательное пространство, обеспечивающее дополнительные условия для профессионального развития управленческих и педагогических кадров Москвы.

Анализ функционирования стажи-ровочных площадок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Общие тенденции в развитии и функционировании стажировочных площадок разного уровня и направленности связаны с освоением ФГОС ДО как новшества и соответствующим построением основных циклов жизнедеятельности стажировочных площадок; отсюда логично предположить, что вариативность стажировочных площадок по степени освоения ФГОС ДО будет напрямую зависеть от качественной специфики региональной (муниципальной) сети дошкольного образования, степени масштабности решаемых задач (освоение, внедрение или распространение), а также имеющихся

возможностей организации, на базе которой функционирует стажировочная площадка.

Таким образом, успешность обеспечения повышения квалификации и переподготовки кадров для эффективного внедрения ФГОС ДО зависит от системы сопровождения и возобновления ресурсов в процессе решения все усложняющихся задач по работе с новшеством. Следовательно, опыт площадок может быть распространен в масштабах национальной системы дошкольного образования, если учтены особенности образовательных учреждений, закономерности инновационных процессов и ресурсное обеспечение внедрения ФГОС ДО, включая нормативно-правовое, учебно-методическое, финансовое и кадровое обеспечение.

Подходы к проектированию стажи-ровочных площадок. Стажировочная площадка - это временная структура, организованная на базе образовательных учреждений, которые осуществляют основную программу дошкольного образования и созданы для реализации приоритетных направлений подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП.

В процессе проектирования модели РЦ нами учтена специфика деятельности стажировочных площадок в Московской области, связанная с опережающим характером подготовки кадров и мобильным распространением передового опыта в условиях развития сетевых сообществ педагогов.

С опорой на имеющуюся ресурсную базу в основу моделирования нами положены следующие позиции:

• определение оптимальных условий функционирования РЦ;

• разработка организационных (нормативно-правовых и методических) основ функционирования РЦ;

• разработка и реализация вариативных форм РЦ (в том числе в рамках сетевого взаимодействия);

• подготовка профессиональных навигаторов, способствующих организации и стабильному функционированию РЦ

на базе определенных дошкольных образовательных организаций в условиях сетевого взаимодействия.

Основная цель стажировочной площадки - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами в рамках реализации подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»).

Основными задачами стажировочной площадки являются:

• распространение лучших управленческих и образовательных практик в сфере дошкольного образования в г. Москве;

• создание условий для реализации новых управленческих технологий и организационно-финансовых механизмов, направленных на повышение качества дошкольного образования;

• совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения посредством приобщения их к деятельности стажировочных площадок;

• формирование профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал;

• позиционирование дошкольного образовательного учреждения как образовательного центра социокультурной жизни района.

Миссия стажировочной площадки. Деятельность стажировочных площадок формирует новое качество образовательного пространства каждого региона, новое качество информационно-образовательной среды. Происходит активный процесс межведомственного взаимодействия региональных систем образования, здравоохранения, социальной защиты, внутриведомственного взаимодействия органов управления образованием, педагогических вузов и колледжей, учреждений последипломного и педагогического образования, учреждений дополнительного образования детей, центров дистанционного образования педагогов.

Региональный опыт реализации сетевого взаимодействия и организации стажировочных площадок на данный момент находится в стадии накопления в области организации и функционирования структур, отвечающих за процессы повышения квалификации и переподготовки кадров дошкольного образования Московской области.

Опыт проектирования Центра дошкольного образования МГОГИ (Московский государственный областной гуманитарный институт). В рамках данного направления Московским областным центром развития дошкольного образования реализованы проекты, позволяющие создать необходимую ресурсную, организационную и методическую базу для организации РЦ по обеспечению деятельности стажиро-вочных площадок в дошкольном образовании в области повышения квалификации и переподготовки кадров в контексте ФГОС ДО.

В частности, в рамках разработки нормативного правового, финансово-экономического и научно-методического сопровождения модели стажировочной площадки, внедряющей ФГОС ДО, осуществлены следующие виды работ.

1. Анализ нормативно-правового, финансово-экономического и научно-методического сопровождения деятельности стажировочных площадок в регионах РФ и выработка общих подходов к сопровождению стажировоч-ной площадки, внедряющей ФГОС ДО на базе дошкольной образовательной организации.

2. Конструирование модели стажировочной площадки, внедряющей ФГОС ДО с учетом практики сопровождения стажировочных площадок в РФ

Основная цель стажировочной площадки -создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами в рамках реализации подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»).

Деятельность стажировочных площадок формирует новое качество образовательного пространства каждого региона, новое качество информационно-образовательной среды. Происходит активный процесс межведомственного взаимодействия региональных систем образования, здравоохранения, социальной защиты, внутриведомственного взаимодействия органов управления образованием, педагогических вузов и колледжей, учреждений последипломного и педагогического образования, учреждений дополнительного образования детей, центров дистанционного образования педагогов.

и деятельности инновационных площадок Московской области.

3. Организация обучающего семинара для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области по теме: «Организация и содержание деятельности стажировочной площадки, внедряющей ФГОС ДО».

4. Проведение круглого стола с тьюторами «Подготовка тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях Московской области».

5. Разработка и внедрение программы повышения квалификации подготовки тьюторов по внедрению ФГОС ДО, включающей подготовку комплекта учебно-методических и программно-методических материалов.

6. Разработка рекомендаций по использованию электронного учебно-методического комплекса сопровождения программы повышения квалификации подготовки тьюторов по внедрению ФГОС ДО в Московской области с применением дистанционных технологий.

7. Разработка рекомендаций методического сопровождения модели стажи-ровочной площадки, внедряющей ФГОС ДО в Московской области.

В рамках работ по разработке программ повышения квалификации и переподготовки работников дошкольных образовательных организаций центром представлена дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки по профилю «Дошкольное образование», направленная на получение

компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, на приобретение новой квалификации.

Инструменты проектирования ста-жировочной площадки.

Концепция - обоснование теоретических положений, совокупности идей, принципов и целевых ориентиров в создании РЦ.

Концепция содержит обоснование:

• актуальности (своевременности и значимости функционирования РЦ);

• проблемного поля (решаемых противоречий и проблем);

• целеполагания - в аспектах стратегической и тактической цели, конкретизированных через задачи и соответствующие им направления деятельности;

• подходов к разработке и реализации образовательных продуктов (программном, целевом, программно-целевом, комплексном, модульном, ин-тегративном);

• ресурсного обеспечения функционирования РЦ;

• сетевого взаимодействия (отраслевого и межведомственного);

• целеизмерения (подходов к оценке и экспертизе деятельности и результатов РЦ).

Положение о РЦ представляет собой локальный акт, регламентирующий организацию, деятельность, управление и ликвидацию РЦ в соответствии с нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней, а также права и обязанности участников процесса, способы управления и контроля за деятельностью РЦ.

Программа РЦ конкретизирует концептуальные положения о направлениях, технологиях, сроках, этапах, содержании и результатах деятельности РЦ.

Структура управления определяет ор-ганизационно-деятельностные механизмы реализации содержания в процессе функционирования РЦ, особенности координации и субординации участников процесса, основные структуры и способы взаимодействия между ними, место и роль РЦ в обеспечении процессов подготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования.

За основу функционирования РЦ нами взята модель распределенной стажиро-вочной площадки.

Данная модель обеспечивает перестройку взаимодействия с традиционного опыта распространения и обобщения инноваций к формам деятельностным, сетевым, обеспечивающим профессиональное взаимодействие. Модель направлена на развитие горизонтальных структур управления посредством обеспечения взаимодействия равных. Она позволяет создать среду распространения инновационного опыта, дающую возможность каждому образовательному учреждению выстраивать собственную стратегию развития, ориентированную на повышение квалификации и переподготовку кадров через непосредственное погружение в проблему и определение зоны собственной успешности.

Распределенная стажировочная площадка - соорганизация ресурсов образовательных учреждений (организаций), основанная на принципах сетевого

взаимодействия. Владелец процесса -системный интегратор сетевой модели, выполняющий функции координатора сети, а также экспертно-консультацион-ного центра и центра повышения квалификации. На базе владельца процесса (Центра дошкольного образования МГОГИ) действует (федеральная) ста-жировочная площадка.

Образовательные организации, выступающие педагогическими экспериментальными площадками по отдельным направлениям, внедряют ресурсные проекты, направленные на обеспечение процессов повышения квалификации и переподготовки. Таким образом, подобное взаимодействие представляет собой форму совместной деятельности владельца процесса и стажировочной площадки, в рамках которой разрабатываются, апробируются и внедряются продукт ы РЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.