Научная статья на тему 'Теоретические и практические проблемы процесса подготовки будущих психологов для системы МВД России с учетом специфики их деятельности'

Теоретические и практические проблемы процесса подготовки будущих психологов для системы МВД России с учетом специфики их деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ / PROCESS OF PREPARATION OF PSYCHOLOGISTS / ПОЛИЦИЯ / POLICE / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ / MODERN APPROACHES / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ СПЕЦИФИКА / SOLUTION AND THEIR SPECIFICS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ВУЗЫ МВД РОССИИ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрашкин Д.М.

В статье исследуются современные проблемы, возникающие в процессе подготовки психологов для органов внутренних дел. Рассмотрен ряд существующих подходов в этой области, изучены существующие проблемные вопросы и сделан вывод о важности современных подходов с учетом специфики подготовки будущих психологов и тенденций развития этого направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрашкин Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical problems of process of preparation of future psychologists for system of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account specifics of their activity

In article the modern problems arising in the course of preparation of psychologists for law-enforcement bodies are investigated. A number of existing approaches in this area is considered, existing problem questions are studied and the conclusion is drawn on importance of modern approaches, taking into account specifics of preparation of future psychologists and tendencies of development of this activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические проблемы процесса подготовки будущих психологов для системы МВД России с учетом специфики их деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.М. АБРАШКИН,

адъюнкт кафедры педагогики Московского университета МВД России учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, старший лейтенант полиции Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: adm03@yandex.ru

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Ульянова И.В.

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент Золотарева Л.И.

Аннотация. В статье исследуются современные проблемы, возникающие в процессе подготовки психологов для органов внутренних дел. Рассмотрен ряд существующих подходов в этой области, изучены существующие проблемные вопросы и сделан вывод о важности современных подходов с учетом специфики подготовки будущих психологов и тенденций развития этого направления деятельности.

Ключевые слова: процесс подготовки психологов, полиция, современные подходы, решение проблемы и их специфика, органы внутренних дел, вузы МВД России.

THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF PROCESS OF PREPARATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS FOR SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TAKING INTO ACCOUNT SPECIFICS OF THEIR ACTIVITY

D.M. ABRASHKIN,

adjunct of the chair of pedagogics of the Moscow university oft he Ministry of Internal Affairs of Russia of an educational and scientific complex of psychology of office activity, senior lieutenant of police

Annotation. In article the modern problems arising in the course of preparation of psychologists for law-enforcement bodies are investigated. A number of existing approaches in this area is considered, existing problem questions are studied and the conclusion is drawn on importance of modern approaches, taking into account specifics of preparation of future psychologists and tendencies of development of this activity.

Keywords: process of preparation of psychologists, police, modern approaches, solution and their specifics, law-enforcement bodies, higher education institutions of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Всем участникам учебного процесса хорошо известны проблемы, с которыми сталкиваются молодые и начинающие студенты вузов, перед которыми стоят достаточно серьезные проблемы адаптации к будущей профессиональной деятельности.

Спектр их довольно широк, но мы хотели бы более обстоятельно рассмотреть в данной научной статье, на наш взгляд, основные и наиболее актуальные из них.

Проблема адаптации к тем условиям профессиональной деятельности, в которые ежедневно погружаются специалисты, со всеми острыми и порой трудноразрешимыми вопросами, требующими полной отдачи, компетентности, самоотверженности, устремленности на положительный результат, остается сегодня одной из ключевых и приоритетных задач в процессе подготовки студентов профильных факультетов вузов, включая Московский университет МВД России.

За все время своего существования система МВД России видоизменялась, структурировалась, реформирова-

лась, и все это происходило с единственной целью — улучшить и профессионально наполнить функционал государственной правоохранительной службы, стоящий на защите конституционных норм государства, законных прав и свобод граждан нашей страны.

Эти стратегические задачи поручено осуществлять сотрудникам Министерства внутренних дел России, которые изо дня в день четко и профессионально выполняют свой служебный долг.

Сегодня система как никогда нуждается в притоке свежих сил, подготовленных к службе, обладающих высокими интеллектуальными способностями, владеющими и самое важное умеющими на практике применять полученные в процессе учебно-научной деятельности знания.

Современный сотрудник полиции сегодня должен быть серьезным профессионалом своего дела. По своей сути, на любом направлении деятельности полиции возникает огромная масса неотложных вопросов, ко-

232

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2013

^¡К ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

торые необходимо решать быстро, качественно, грамотно и в установленном законом порядке.

В связи с этим хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос о характере и принципах подготовки профессиональных психологов в стенах Московского университета МВД России.

Руководством, профессорско-преподавательским и командным составом Университета проводится колоссальная многоэтапная и многоуровневая работа по совершенствованию системы подготовки и обучения курсантов, будущих специалистов-психологов, для работы в практических подразделениях полиции с учетом специфики их деятельности.

Одной из ключевых задач вуза является подготовка максимально практико-ориентированного сотрудника для дальнейшей работы в ОВД. Смысл комплексной, учебно-научной деятельности Университета заключается в том, чтобы как можно лучше была подобрана и выбрана стратегия взаимной работы профессорско-преподавательского коллектива и непосредственно подразделений, в которых предстоит реализовывать свои профессиональные навыки выпускникам.

Тема данной статьи рассматривалась различными учеными в области психологии и педагогики.

Очень интересна точка зрения А.Ю. Сагайдак, которая в своем диссертационном исследовании рассмотрела организационно-педагогические условия повышения эффективности качества подготовки будущих психологов в вузе МВД России, где отметила, что первым условием является межпредметный характер процесса обучения на основе объединения общепрофессиональных дисциплин в учебные модули. Вторым условием, выделенным в процессе опытно-экспериментальной работы, является межкафедральное взаимодействие, сотрудничество преподавателей в целях повышения качества подготовки будущих психологов. Третьим условием является разработка учебных материалов на основе таблиц с использованием учебных модулей. Четвертым условием является учет предложений профессорско-преподавательского состава вуза по совершенствованию нормативно-правовой базы вуза [1].

Ю.Б. Степанова в своей научной статье акцентирует свое внимание на том, что в соответствии с требованиями нормативных документов на практического психолога в подразделениях ОВД возлагается несколько основных задач. Во-первых, организация и проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу в ОВД, и сотрудников, пе-

ремещаемых на другую должность в системе МВД России. Цель такой работы — определение их пригодности к службе в ОВД, а также прогнозирования психологической готовности к выполнению определенных оперативно-служебных задач. Во-вторых, осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности. В-третьих, это организация и проведение социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей ОВД, а также сотрудников и членов их семей. В-четвертых, осуществление профессионально-психологической подготовки сотрудников, оказание вновь принятым на службу сотрудникам психологической помощи в адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников, в том числе в экстремальных условиях [2].

В вопросах улучшения качества профессиональной подготовки психологов предлагается делать упор на ряд проблемных аспектов, которые необходимо учитывать в процессе обучения начинающих специалистов:

♦ сложные проблемы в коллективах, требующие пристального внимания психолога;

♦ сложности, возникающие у молодого сотрудника-психолога в процессе его адаптации к службе;

♦ зачастую непростые взаимоотношения с руководителями подразделений и сотрудниками ОВД.

Все это, безусловно, необходимо учитывать в ходе подготовки курсантов и слушателей Университета, выбравших нелегкий путь сотрудника полиции-психолога.

С этой целью на базе нашего вуза проводятся «круглые столы», семинары, совещания с участием руководителей ГУ МВД России по г. Москве и Московской области, руководителей территориальных подразделений, основной задачей которых является максимально сориентировать коллег на необходимый результат деятельности, который поможет наиболее эффективно выполнять служебные задачи специалистами.

Литература

1. Сагайдак А.Ю. Организация подготовки психологов в вузе МВД России на интегративно-модульной основе: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.

2. Степанова Ю.Б. Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел: науч. ст. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М., 2008.

№ 6 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.