По итогам двух занятий организуется рефлексия и анализ по вопросам:
- Почему результаты двух занятий разные? С чем это связано?
- Что нового вы узнали в процессе игры?
- Что вы поняли в результате игры?
- Есть ли проблемы в классе?
- Напишите на листе ваши предложения по решению этих проблем (или пускается по классу лист формата А3 или А2 и ребята оставляют свои пожелания, которые могут послужить опорой для составления плана деятельности класса).
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова Т. П. Современные зарубежные исследования моральной идентичности подростков // Психология обучения. М., 2010. № 9. С. 71-86.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
3. Бардиер Г. Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2005. Вып. 4. С. 76-77.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
современные аспекты практико-ориентированных подходов к обучению специалистов педагогов-психологов в вузах мвд россии
practice-focused approach to the training of teachers-psychologists in the ministry of internal affairs of russian federation institutes of higher education
Д. М. Абрашкин
В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки будущих специалистов педагогов-психологов для работы в системе МВД России. Проанализированы научные подходы, проведен анализ эффективных систем обучения и сделан вывод о важности работы в этом направлении.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка, система обучения, педагоги-психологи МВД.
D. M. Abrashkin
In article actual problems of preparation of future experts of teachers-psychologists for work in Ministry of Internal Affairs system of Russia are considered. Scientific approaches are analysed, the analysis of effective systems of training is carried out and the conclusion is drawn on importance of work in this direction.
Keywords: the practice-focused training, teachers-psychologists of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Сегодня в современных условиях жизни нашего общества, когда вопросам подготовки и обучения специалистов в тех или иных отраслях науки на всех уровнях уделяется особое внимание, мы хотели бы затронуть очень важный и, безусловно, практически значимый вопрос, какие современные практико-ориентирован-ные подходы необходимо использовать в подготовке будущих сотрудников-психологов для системы МВД России.
Готовясь к разрешению одного из компонентов моей исследовательской работы, посвященной теме моделирования практико-ориентированной подготовки психологов в вузах МВД России, я отметил ряд, на мой взгляд, достаточно перспективных направлений этой непростой проблемы.
Перед научным сообществом поставлены конкретные задачи максимально в кратчайший срок предложить эффективную систему обучения, работающую на положительный результат. Иными словами, нужна такая программная модифицированная установка, которая позволит специалистам найти верный вариант решения сложных вопросов.
Реформа в системе МВД России, которая началась со-
всем недавно, уже предъявила серьезные требования к будущим сотрудникам органов внутренних дел, к их квалификации, к их умениям и мастерству, а значит, и к ведомственным вузам, которые как раз и заняты обучением профессионалов различных специальностей.
В частности, профессорско-преподавательский коллектив и руководство Московского университета МВД России в этой связи старается использовать в своей работе новейшие достижения в науке, организовывать обучение, воспитание и давать профессиональное образование будущим сотрудникам, а пока еще слушателям и курсантам. На нашей кафедре педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, ряде других кафедр университета педагогами внедряются в процесс обучения зарекомендовавшие себя психолого-педагогические технологии, приносящие поэтапные положительные результаты.
Стремясь реализовать принципы практико-ориенти-рованных подходов к обучению будущих сотрудников МВД России профессиональной деятельности мы внедряем психолого-педагогические условия, а именно: 1) организа-
ционно-педагогические модели обучения будущих сотрудников психолого-педагогической деятельности; 2) технологии обучения; 3) методики оценки уровня подготовленности слушателей к психолого-педагогической деятельности и прогнозирования успешности этой деятельности.
Практико-ориентированная подготовка будущих специалистов педагогов-психологов в вузах МВД России обеспечивает целенаправленную организацию совместной деятельности ведомственных образовательных учреждений и практических органов и, соответственно, позволяет молодому полицейскому сформировать личную профессиональную позицию, выработать профессиональную направленность, что в итоге приводит к формированию его профессиональной готовности.
Нам очень интересен полученный научный результат о том, что определяющим педагогическим условием на практическом уровне является технология обучения, реализующая принцип практической направленности обучения курсантов и практико-ориентированный подход к организации, осуществлению и оцениванию результативности обучения: формы, методы, приемы и средства, позволяющие повысить эффективность обучения курсантов педагогической деятельности. При этом коммуникативные и организаторские способности являются стержневыми в образовании межличностных отношений, в сплочении членов коллектива, в умении организовать и направить их деятельность, а внедрение новых педагогических условий обучения способствует повышению качественного уровня коммуникативных и организаторских способностей курсантов. И, соответственно, технология обучения, реализующая принцип практической направленности обучения и практико-ориентированный подход к организации, осуществлению и оцениванию результативности обучения: формы, методы, приемы и средства - позволит профессорско-преподавательскому составу вузов повысить эффективность обучения курсантов педагогической деятельности [1].
Актуальные выводы отечественных ученых позволяют нам в нашей повседневной учебной деятельности практиковать успешный опыт использования методов проектирующей психологии. Метод проектирования предполагает высокий уровень специалистов, способных его применять. В проектирующей психологии воедино предстают как фундаментальные знания теоретической психологии, так и разного рода практические методы и технологии. Помимо этого использование в работе методов проектирующей психологии требует от преподавателя умения конструировать разного рода психологические методики.
Обучение методам проектирующей психологии представляет собой трудоемкий процесс, включающий в себя:
- наблюдение за использованием и внедрением методов проектирующей психологии;
- использование методов проектирующей психологии в разных дисциплинах;
- самостоятельное конструирование и использование методов проектирования в психологии.
Благодаря этому обучающиеся могут проигрывать те или иные смоделированные ситуации, а затем анализировать их, а, с другой стороны, приобретают способность самостоятельно конструировать как сами ситуации, так и игру в них.
Для совершенствования подходов к обучению будущих практических сотрудников системы МВД России полезна идея кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского, в которой для понимания особенностей данной отрасли психологической науки и ее методов студенты «погружаются» в жизнь и работу разного рода экспериментальных учреждений, где работают и проводят свои исследования сотрудники кафедры. Это детские сады и школы, дома ребенка и школы-интернаты, специальные образовательные учреждения для людей с разного рода проблемами [2].
Такая работа позволяет решать актуальные вопросы эффективности производственной практики, ориентации обучающихся на развитие профессиональных умений и навыков и к сокращению периода адаптации выпускников вуза МВД России к реальным условиям в процессе оперативно-служебной деятельности.
В данной статье хотелось бы подчеркнуть важность того, что психолого-педагогическое образование является необходимым инструментом формирования основ профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел, разрабатывающиеся новые модели развития инновационного образования обуславливают необходимость обеспечения практико-ориентированной составляющей психолого-педагогического образования и качественной подготовки для формирования профессиональных компетенций полицейских и их успешной социализации.
Нам важно сегодня создать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся, ежедневно использовать новейшие подходы и методы профориентации молодых сотрудников органов правопорядка. При этом работать над активизацией внедрения программ и педагогических технологий повышения квалификации и переподготовки действующих практических сотрудников органов внутренних дел с учетом их профориентацион-ного потенциала, первоначальной психологической и педагогической подготовки.
С принятием «Закона о полиции», согласно которому сокращаются репрессивные функции органов полиции, повышается гуманистическая составляющая их профессиональной деятельности, основанная на взаимодействии с населением, требуется реорганизация в вузах МВД России, в том числе в русле разработки новых подходов к формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов.
Задача модернизации образования усложняется ростом объемов профессиональной информации, что требует от вузов обновления содержания и разработки качественно новых педагогических технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, способных обеспечить эффективность образовательного процесса, формирующего профессиональную ценностно-
вопросы психологии и воспитания
мировоззренческую культуру в системе подготовки кадров МВД России.
Изменения должны затронуть не только саму систему ведомственного образования, методологию и технологию образовательного процесса, но и, главным образом, цели образования, его стратегическую ориентацию [3].
список источников и литературы
1. Кособуцкий А. О. Педагогические условия реализации принципа практической направленно-
сти обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России педагогической деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.
2. Материалы кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.rsuh.ru/ kf_proekt.html (дата обращения 13.06.2012).
3. Карабаш Д. В. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.
формирование профессиональных ценностных установок в процессе самостоятельной работы курсантов
forming of professional and value aims in the process of independent work of cadets
И. С. Скляренко
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы курсантов в высших учебных заведениях МВД России и один из способов ее решения. Новизной в статье можно считать предложенную структуру ценностных установок профессионального общения сотрудников ОВД. Автор обосновывает педагогические средства формирования ценностных установок профессионального общения у курсантов вузов МВД России в процессе самостоятельной работы.
I. S. Sklyarenko
The article introduces the problem of independent work organization of cadets in Interior Ministry universities in Russia. It also proposes one decision. The novelty described in the article is the proposed structure of value aims of professional contact of the Department of Interior Affairs workers. The author explains the pedagogical means of forming value aims of the professional contact among the cadets of the educational institutions of the MIA of the RF in the process of independent work.
Ключевые слова: ценностные установки профессионального общения, самостоятельная работа, адаптивность, ролевая мобильность, функциональная вариативность. _
Keywords: value installation of professional communication, independent work, adaptability, role mobility, functional variety.
«Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения».
М. М. Бахтин
Самостоятельная работа в век все возрастающей информации и увеличения объема учебного материала играет важнейшую роль, и ее организация не праздный вопрос, а серьезная проблема. В эпоху перемен, поиска нравственных оснований и подготовки сотрудника нового облика, бесспорна актуальность формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД. Опыт показывает: объединение указанных проблем в целостную систему при их решении будет способствовать сокращению времени и энергетических затрат, а также существенно повысит качественные показатели.
Самостоятельная работа в образовательных учреждениях МВД России имеет свои особенности. Она, как правило, ассоциируется с самостоятельной подготовкой, которая, с одной стороны, является формой организации внеучебной деятельности курсантов, а с другой - одним из видов самостоятельной работы, регламентируемым нормативными актами и документами. Самостоятельная подготовка курсантов базируется на положении об ее организации, принятом учебным заведением, и направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов. Главное ее отличие в том, что она обязательна для курсантов и непосещение рас-