УДК 378
ББК 74 © А.В. Скрипкина, М.М. Зиборова, 2018
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алина Вячеславовна Скрипкина,
доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Марина Михайловна Зиборова, аспирантка E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема педагогического сопровождения курсантов на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности в высшей школе с междисциплинарной позиции; представлены различные точки зрения на данную проблему психологов, педагогов, социологов.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, поддержка, адаптация, высшая школа.
CROSS-DISCIPLINARY ANALYSIS OF THE CONCEPT «PEDAGOGICAL MAINTENANCE» OF ADAPTATION OF CADETS TO EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY
Alina V. Skripkina,
Doctor of Pedagogical sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Marina M. Ziborova, Graduate Student
Abstract. The problem of pedagogical escort of cadets at a stage of adaptation to educational professional activity at the higher school from a cross-disciplinary position is considered; various points of view on this problem of psychologists, teachers, sociologists are presented.
Keywords: pedagogical maintenance, support, adaptation, the higher school.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Скрипкина А.В., Зиборова М.М. Междисциплинарный анализ понятия «педагогическое сопровождение» адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):257-9.
Понятие «педагогическое сопровождение» широко представлено в отечественной литературе и рассматривается в контексте социологии, психологии, педагогики, так как имеет комплексный характер, отражая, с одной стороны механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, с другой — выступает пространственно-временным отражением системно-структурных, процессуальных и деятель-ностных характеристик личности [9, с. 2—17]. Институциональная характеристика педагогического сопровождения в условиях высшей школы акцентирует внимание на комплексном и целенаправленном воздействии на личность, ее сопровождение, в результате чего человек приобретает возмож-
ности оптимальной адаптации к новым условиям жизни.
Рассматривая понятие «педагогическое сопровождение» авторы акцентируется внимание на том, что в данном процессе необходимо учитывать естественное развитие молодого человека (Г.Н. Сериков); стремление содействовать развитию личности в процессе деятельности (Ч.А. Чирков). Исследователи подчеркивают мысль о том, что следствием сопровождения становится развитие и саморазвитие личности, сформированность профессионально значимых способностей, знаний, умений, навыков, творческого подхода к своей деятельности [8, с. 137].
Педагогическое сопровождение рассматривается отечественными учеными с различных точек зрения, что и определяет неоднозначность его трактовки. Так, Э.М. Александровская [1, с. 100], Н.Г. Осухова [9, с. 4], трактуют данное понятие как познание, осмысление и коррекция мотивацион-ных, эмоциональных, познавательных процессов, как вид взаимодействия при благоприятных условиях, способствующих принятию верных решений в жизненно важных ситуациях [6]. С позиции развития детей дошкольного возраста дифференцирует сопровождение как метод (способ практического осуществления процесса сопровождения) и как профессиональная сферы деятельности (служба сопровождения развития). С позиции нашего исследования значимо представляется мысль о том, что в каждом конкретном случае носителем проблемы является сама личность, ближайшее окружение и формирующая социально-педагогическая среда. Автором сформулированы и основные принципы сопровождения: приоритет интересов самой личности; непрерывность процесса; мультидисципли-нарность; индивидуализация. По мнению Н.Г. Осу-ховой, сопровождение — это особая форма помощи — патронаж [9, с. 90].
В исследовании Я.Л. Горшениной рекомендованы формы педагогического сопровождения. Целесообразны, как считает автор, консультирование (помощь в решении проблем по осуществлению учебной деятельности) и педагогическая мастерская (анализ и конструирование ситуаций решения жизненно важных проблем) [4, с. 11].
По мнению Л.П. Качаловой, сущностью педагогического сопровождения профессионального становления будущего специалиста в высшей школе, является, с одной стороны, оказание своевременной помощи в поддержке личности в процессе обучения, с другой — сформировать готовность к самостоятельному преодолению трудностей. Результатом педагогического сопровождения должно стать профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация его профессионально-личностного потенциала [7, с. 47]. В контексте процесса педагогического сопровождения меняется сущность преподавателя, который становится фасилитатором, наставником, консультантом, помощником.
Проблема педагогического сопровождения особенно актуальная на этапе учебно-профессиональной адаптации курсантов образовательных организации ведомственного подчинения. Так, в работах последних лет обсуждаются такие проблемы, как психолого-педагогическое сопровождение адаптации курсантов младших курсов [12, с. 285—288], адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности [11, с. 229—234], психологическое сопровождение курсантов [2] и др. Указывается, что ведомственные образовательные организации «это особый вариант организации образовательного процесса, предполагающий системную интеграцию обучения, воспитания и несения службы в качестве сотрудника полиции, что предопределяет и особенности протекания процесса адаптации курсантов. Учитывая то, что практико-ориентированная подготовка предъявляет особые требования к сотруднику полиции, курсанты в наибольшей степени нуждаются в педагогическом сопровождении и поддержке» [12, с. 285]
В современной литературе представлено понятие «педагогическая поддержка», содержание которого состоит в том, что «поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность и неповторимость индивида» [4]. Обоснование проблемы педагогической поддержки в сфере педагогической деятельности принадлежит О.С. Газману [3, с. 10—37], который трактует данный процесс как совместную деятельность преодоления препятствий и достижения желаемых результатов.
Проблемам педагогической поддержки посвящены исследования А.Г. Асмолова, Е.В. Бондарев-ской, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянова и др., в которых представлены ведущие способы, механизмы и условия оказания поддержки личностного и профессионального развития человека, при этом основное внимание уделено индивидуальности обучающегося. Авторы утверждают, что индивидуальность заключается во включенности индивида в систему общественных отношений, «внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» [13, с. 354—355].
258
Вестник экономической безопасности
№ 3/2018
Ряд авторов [3; 13 и др.] считают, что педагогическая поддержка обеспечивает помощь личности в процессе осуществления самостоятельного выбора своей деятельности, направлена на самодвижение и развитие человека. Процесс адаптации курсантов к условиям подготовки в образовательной организации МВД России направлен на активное приобщение к особенностям учебных и служебных профессиональных отношений. Интенсивность приобретения профессиональных компетенций в различных видах деятельности выбранной специальности определяется соответствующим педагогическим сопровождением и поддержкой.
На основе проведенного анализа литературы можно констатировать, что данная проблема представлена на междисциплинарном уровне и рассматривается как создание оптимальных, комфортных условий, что составляет основу педагогического сопровождения, направленного на развитие внутренних качеств личности. Базовым при осуществлении педагогического сопровождения является личност-но-ориентированный подход, направленный на раскрытие потенциальных возможностей личности развитие активности субъекта в процессе профессионального становления.
Литература
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Академия, 2002.
2. Батюкова £.МПсихологическое сопровождение курсантов / Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018.
3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996.
4. Горшенина Я.Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педаго-
гического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я.Л. Горшенина. Омск, 2007.
5. Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества [Текст] / Е.П. Казакова. СПб.: Питер, 1995.
6. Качалов Д.В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза — будущих учителей: дис. ... докт. пед. наук / Д.В. Качалов. Шуя, 2011.
7. Качалова Л.П. Технология формирования педагогической рефлексии будущего учителя / Л.П. Качалова. Шадринск, ШГПИ, 2010.
8. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И.А. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004.
9. Осухова Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. 2001. № 31.
10. Отраднова А.С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135).
11. Помощикова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации курсантов младших курсов / В сборнике: Модернизация образования: отечественный и зарубежный опыт материалы XXIV Рязанских педагогических чтений. Министерство образования и науки Российской Федерации; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», Институт психологии, педагогики и социальной работы. 2017.
12. Скрипкина А.В., Зиборова М.М. Психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузах МВД России / Вестник экономической безопасности. 2017. № 2.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа Пресс, 1995.