УДК 355.232:37.013.42 В.А. МИТРАХОВИЧ
доктор педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин, Астраханский государственный университет (Знаменский филиал) Е-mail: [email protected] А.Н. МИХЕЕВ
преподаватель, кафедра физической подготовки, Омский автобронетанковый инженерный институт, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва Е-mail: [email protected]
UDC 355.233:37.013.42
V.A. MITRAKHOVICH
Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Department of Pedagogics, Psychology and the Humanities, Astrakhan State University (Znamensk Branch) Е-mail: [email protected] A.N. MIKHEEV
Lecturer, Department of Physical Training, Omsk Autoarmoured Engineer Institute, Military Academy of material and technical providing named after of General
of the Army A.V. Khrulyov Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ
ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
THE PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF THE CADETS' PHYSICAL TRAINING IN THE HIGH MILITARY
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье рассматривается педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с педагогическим сопровождением физической подготовки в различных видах социума.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений.
The article deals with the pedagogical accompaniment of the cadets" physical training in the high military educational institutions. The article is intended for readers who are interested in the problems which are connected with the pedagogical accompaniment of physical training in different kinds of strata.
Keywords: pedagogical accompaniment of the cadets" physical training in the high military educational institutions.
Постановка проблемы данной статьи обусловлена потребностью в сущностном и содержательном анализе педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений. Решению данной задачи будет способствовать междисциплинарное обоснование понятий «сопровождение» и «педагогическое сопровождение».
Военно-профессиональная подготовка курсантов в условиях военного вуза в целом, их физическая подготовка в частности неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на них неблагоприятных стресс-факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. В ряде случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний.
Обоснованию педагогического сопровождения в контексте нашей статьи будет способствовать рассмотрение стрессовых затруднений, возникающих в об-
разовательном процессе в условиях высшего военного учебного заведения в общем и в процессе физической подготовки в частности, и которые могут повлиять на личностный и боевой потенциал курсанта.
Анализ опыта организации процесса физической подготовки в высших военно-учебных заведениях позволил нам выделить следующие типы затруднений курсантов:
1. по стабильности: ситуационные и личностные учебные проблемы курсантов. При этом ситуационные проблемы возникают в связи с внешними причинами, например, сложностью учебной задачи, упражнения. Они снимаются вместе с изменением этих условий, а их успешное разрешение рассматривается как механизм личностного развития в процессе физической подготовки. Эти проблемы способны вызывать непродолжительные негативные эмоции, которые не включают разрушительных для личности импульсов. Личностные (внутренние) проблемы определяются личностными свойствами, состоянием «отказа от развития» и практически не связаны с внешними условиями, например, ложная убежденность в отсутствии способностей к выполнению тех или иных физических упраж-
© В.А. Митрахович, А.Н. Михеев © V.A. Mitrakhovich, A.N. Mikheev,
нений. Эти проблемы сопровождаются устойчивыми негативными эмоциональными переживаниями, часто вызывают нетерпимое и конфликтное поведение, способны вызывать фрустрирующие состояния, деформировать личностное развитие.
2. по прогнозу: трудности, связанные с эустрес-сом, и проблемы, генерирующие дистресс. При этом эустресс - состояние человека, способного чувствовать вокруг себя наличие проблем и быть в состоянии решить их; положительный стресс, стресс наоборот. А дистресс - перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека, то есть оказывающее негативное воздействие. Например, эустрес-совые ситуативные проблемы - нормальная реакция курсанта на «новизну», неизведанность, неизвестность; разрешение этих проблем приносит курсанту чувство удовлетворенности и выступает как механизм качественного изменения различных аспектов личности военнослужащего; в контексте переживания этих проблем также возможны слабые негативные переживания, но более значимы позитивные эмоциональные переживания в процессе освоения «новизны», являющейся источником проблемы. Дистрессовые личностные проблемы - трудности, вызывающие страхи, фрустрацию, которые сопровождаются тяжелыми устойчивыми негативными эмоциональными переживаниями и вне педагогической помощи в конечном итоге могут деформировать личностное развитие курсанта.
Таким образом, активное педагогическое сопровождение направлено на оказание помощи, прежде всего, курсантам, имеющим дистрессовые проблемы личностного характера, в устранении проблем, вызываемых внутренними психическими, негативными эмоциональными состояниями и приводящих к деформациям личностного и профессионального развития курсантов.
Существенной исходной характеристикой педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высшего военно-учебного заведения является необходимость быть ему «провожатым» в образовательном процессе. При этом «смыслообразующим фактором сопровождения является тактика «сопутствия», которая носит долговременный характер, ...представляет собой систему взаимообусловленных мер, обеспечивающих на практике реализацию стратегий педагогического сопровождения личностного развития . в конкретном воспитывающем социокультурном пространстве, на основе интеграции его компонентов, с учётом специфики функций субъектов этого сопровождения и зоны их ответственности» [9, с. 7].
По мнению Л.Н. Бережновой и В.И. Богословского [1], «сопровождение в вузе - специально организованная и контролируемая деятельность, в ходе которой субъекты образовательной сферы приобщаются к взаимодействию.. Сопровождение - многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению студента, его личностно-профессиональному развитию. Важным аспектом сопровождения в вузе
становится содействие созданию ориентационного поля профессионального развития».
Е.И. Казакова [4] под сопровождением предлагает понимать «метод, создающий условия для того, чтобы субъект развития, находясь в ситуации выбора, смог принять оптимальное решение».
Н.М. Борытко [2, с. 77], опираясь на выводы Е.И. Казаковой и А.П. Тряпицыной [5], отмечает, что «педагогическое сопровождение - это создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника. Идеология этого понятия заключается в том, чтобы не ограждать субъекта от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на собственном жизненном пути.. Педагогическое сопровождение имеет характер непрерывности, комплексности и опосре-дованности (в некоторых случаях даже - нарочитой отстранённостью) оказываемой помощи».
В.А. Митрахович [8, с. 440] говорит, что «в рамках процесса профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников такая постановка цели особенно важна, так как военнослужащим в воинском труде, в любых условиях и ситуациях, порой в экстремальных, с риском для собственной жизни приходится делать осознанный выбор тех или иных практических действий выполнения определённых задач по своему предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства». Следовательно, по мнению автора, «необходимо создать такие условия для профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников, чтобы они могли научиться самостоятельно справляться с ситуацией выбора, которая в реальной боевой обстановке может носить характер непредсказуемости и экстремальности».
А.Н. Копейкин [6, с. 24], обобщая различные подходы к трактовке термина «педагогическое сопровождение», применительно к системе профессионального образования сотрудников МВД говорит о том, что «сопровождение - это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, предполагающий помощь педагога в преодолении трудностей, продуктивном решении задач будущего милиционера путём создания оптимальных условий для его профессионально-личностного саморазвития».
По мнению И.А. Липского [7, с. 280], «проблема педагогического сопровождения развития личности человека на пути его жизнедеятельности носит комплексный характер и, следовательно, обусловливает потребность в её структуризации на основе уровневого подхода. Данный подход, в свою очередь, предполагает вычленение в ней категорий всеобщего, особенного и отдельного, выступающих ступенями изучения данной проблемы (основание общности)».
Соглашаясь с выводами И.А. Липского [7, с. 280],
А.Н. Копейкина [6, с. 24], В.А. Митраховича [8, с. 441] и адаптируя их к нашему исследованию, отмечаем, что по основанию механизма реализации педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений эта проблема носит социальный характер, так как возникает на уровне механизмов взаимодействия людей в образовательной среде ввуза. По основанию формы существования данная проблема относится к комбинированным, то есть она одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах. По сущностному основанию данная проблема может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и де-ятельностных характеристик. И, наконец, по основанию содержания данная проблема может быть проанализирована с использованием категорий «всеобщее — отдельное — единичное». Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений.
На уровне «всеобщего» педагогическое сопровождение обусловливается категорией «взаимодействие». По мнению И.А. Липского, «педагогическое сопровождение на этом уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определённом пространстве (пространствен-ность) и во времени (временной характер)» [7, с. 281].
В процессе такого взаимодействия осуществляется физическое и профессионально-личностное развитие курсанта в высшем военно-учебном заведении, которое проявляется в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций. Это позволяет считать такое сопровождение функциональной координацией следствий этих воздействий, то есть системой действий, и имеет общей целью именно развитие курсантов среди других членов воинского коллектива. Здесь реализуется процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т.д. Поскольку курсант на пути своего физического развития не изолирован от других членов воинского коллектива, а находится с ними в процессе социального общения, постоянного взаимодействия, совместного движения вперёд (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку члены воинского коллектива постоянно находятся рядом с ним, то есть сопровождают этот процесс.
В.А. Митрахович [8, с. 441] говорит «о социально-педагогических целенаправленных взаимодействиях, которые осуществляются в процессе воинского труда: коллективном целеполагании (является своеобразным критерием сформированности воинского коллектива и его созидательной жизнеспособности); предметности (то, во имя чего осуществляется взаимодействие);
коммуникативной процессуальности (вербальном и невербальном взаимодействии в процессе коллективного целеполагания и планирования предстоящей военно-профессиональной деятельности; взаимодействии при осуществлении выработанных и принятых воинским коллективом планов, подведении итогов и анализе воинского труда); отношениях ответственной зависимости (взаимосвязи субъектов и объектов военно-педагогического процесса, обусловленной необходимостью и стремлением к достижению целей, предполагающей совместность, то есть объединение усилий всех военнослужащих, дифференциацию усилий в соответствии с содержанием и формой организации военно-профессиональной деятельности и взаимодополняемости военнослужащих-контрактников, их готовность помогать друг другу и брать на себя выполнение функций друг друга); продуктивности (выработки коллективных ценностей в результате взаимодействия); результативности (развитии отношений военнослужащего-контрактника к миру и с миром, к себе и с самим собой, т.е. подготовка зрелой, активной личности воина-профессионала, способной к воинскому труду и гражданскому функционированию в обществе)».
В процессе сопровождения курсанта он сам и его окружение занимают определённые социальные позиции, ячейки социального пространства со своими функциями по отношению друг к другу. Действуя в рамках этих ролей, каждый из них выполняет своего рода «социальный заказ», выполняя предписанную ему общественными ожиданиями функцию.
Таким образом, на уровне «всеобщего» сопровождение физической подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении представляет собой педагогическое сопровождение, где осуществляется его социальное взаимодействие с воинским социумом, с окружающими людьми, в процессе военно-профессиональной подготовки. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное» (например, морально-психологическое, медицинское, научное, социально-педагогическое, финансовое, кадровое и др.).
На уровне «отдельного» одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несёт в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику, проявляющуюся, в первую очередь, в специфике функций окружающих человека других людей. «Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении» [7, с. 282]. При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к курсанту проявляются в высшем военно-учебном заведении как роли «старшины курса», «начальник курса», «начальник факультета», «командира
учебной группы», «куратора», «преподавателя предмета боевой подготовки», «преподавателя по физической подготовке», «тренера», «инструктора» и др.
Педагогическое взаимодействие в высшем военно-учебном заведении — процесс (система, вид деятельности), происходящий между педагогом (командиром, начальником, профессорско-преподавательским составом, руководителем занятия) и курсантом в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности курсанта. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся и развивающий процесс, способствующий становлению личности курсанта и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного педагога.
Взаимодействие становится педагогическим, когда педагог выступает как наставник. В рамках этого педагогического взаимодействия и осуществляется педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов, если само это взаимодействие рассматривать с точки зрения его пространственно-временных и содержательно-целевых характеристик.
В педагогическом сопровождении функция развития человека конкретизируется в более частных функциях, соответственно присущим функциям той или иной педагогической системы. Более того, по мере детализации эти функции также конкретизируются до тех пор, пока не достигнут характера технологии действия, то есть педагогической технологии.
Таким образом, по мнению И.А. Липского [7, с. 286], «педагогическое сопровождение развития человека в воспитании отражает управляемую сторону процесса их развития в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми. Неуправляемая сторона этого процесса связана с деятельностью тех людей и институтов социума, которые сознательно или бессознательно игнорируют воспитательную функцию в прогрессивном направлении ее реализации, а также в тех случаях, когда этот процесс изначально имеет негативную направленность».
На уровне «единичного» педагогическое сопровождение курсантов в процессе физической подготовки включает в себя систему отношений его субъектов. Субъектами такого педагогического сопровождения выступают: командиры и начальники различных управленческих категорий (группы, курса, факультета и т.д.), сослуживцы, преподаватели физической подготовки, тренеры, инструкторы по видам спорта, психолог вву-за, наставники, старшина курса, друзья. Педагогическое сопровождение предусматривает взаимодействие всех служб и специалистов высшего военно-учебного заведения, призванных обеспечивать физическую подготовку курсантов.
Педагогическое сопровождение исследуемого процесса как содействие организации образовательного процесса должно реализовываться таким образом, чтобы в нем учитывались педагогические закономерности его протекания, что обусловливает разработку педагогических аспектов организации образовательного про-
цесса, которые связаны:
- со спецификой высшего военно-учебного заведения;
- с выбором определенной парадигмы педагогического мышления;
- с учетом дидактических закономерностей организации учебного процесса;
- с разработкой индивидуальной педагогической методики по определённым упражнениям и нормативам с курсантами различного уровня физической подготовленности;
- с ориентацией на постепенный перевод курсантов в ходе проведения занятий по физической подготовке от репродуктивных форм воспроизведения упражнения к самостоятельной работе по его освоению;
- с адекватной оценкой проведённого учебного занятия во всех аспектах его организации;
- с организацией образовательного процесса на основе учета всех педагогических требований к его выстраиванию.
В основе педагогического сопровождения физической подготовки курсантов должна лежать системность, непрерывность, опора на позитивный потенциал развития курсанта, взаимодействие вместо воздействия, многофункциональность.
Адаптация выводов Т.С. Горолатовой [3, с. 48-49] к нашему исследованию позволила нам выделить функции системы педагогического сопровождения физической подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении:
- развивающая - направлена на стимулирование положительных изменений в личности курсанта в целом и его физической подготовленности в частности, поддержку процессов развития, формирования и совершенствования физических, морально-волевых и специальных качеств, психических свойств и военно-прикладных навыков;
- диагностическая - обеспечивающая получение и использование достоверной, педагогически значимой информации о физической подготовленности курсанта, а также об эффективности физической подготовки, изменений в образовательной среде ввуза;
- интегрирующая - объединяющая в единое целое действия всех служб и специалистов высшего военно-учебного заведения, направленные на личность курсанта и процесс ее физического и профессионально-личностного развития;
- регулирующая - предполагающая упорядочение педагогических процессов с целью выбора оптимальных форм, методов и средств управления физической подготовкой, мотивирующих и стимулирующих деятельность всех участников процесса физической подготовки курсантов;
- защитная - направлена на повышение уровня социальной и физической защищённости здоровья курсанта, нейтрализацию влияния неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
- компенсирующая - способствует созданию в высшем военно-учебном заведении условий для компенсации недостаточного участия воинского социума в обеспечении физической подготовленности курсанта, раскрытия его личностного и физического потенциала;
- корректирующая - предполагает осуществление педагогически целесообразной коррекции отношения, поведения, общения с целью уменьшения силы негативного влияния на физическую подготовленность курсанта.
Объектом педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений выступает образовательный процесс.
Предметом деятельности педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений являются ситуации развития курсанта как система его отношений с воинским социумом, с окружающими, с самим собой.
Педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Цель педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений - создание в рамках объективно существующей образовательной среды военного вуза таких условий, при которых возможна его самореализация и адаптация к быстроменяющимся социальным условиям.
Задачами системы педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений выступают:
- предупреждение возникновения проблем в профессионально-личностном развитии курсанта и его физической подготовленности;
- содействие курсанту в решении актуальных задач профессионально-личностного и физического развития: трудности в освоении программ по физической подготовке, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений с сослуживцами, со старшими по воинскому званию, с педагогами;
- педагогическое обеспечение основных образовательных программ подготовки специалистов в целом и по физической культуре (подготовке) в частности;
- развитие профессиональной компетентности курсантов.
Формами работы по педагогическому сопровождению физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений являются как индивидуальные, так и групповые: профилактика, диагностика, консультирование, развивающая работа, коррекционная работа.
Таким образом, смысл педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высшего военно-учебного заведения состоит в том, чтобы научить курсанта в ситуациях выбора решать свои проблемы самостоятельно. Следовательно, задачами этого процесса становится создание условий педагогического сопровождения курсанта в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения,
образование единого пространства для успешного достижения конечного результата — физической подготовленности курсанта. Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности, по мнению А.Н. Копейкина [6, с. 28], «может быть осуществлён только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля».
Педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений необходимо осуществлять на четырёх уровнях, каждый из которых имеет свою специфику.
Первый уровень - уровень организации педагогического сопровождения физической подготовки в высшем военно-учебном заведении в целом. При этом основными субъектами выступают: начальник высшего военно-учебного заведения и его заместители, офицеры управления, учебного отдела, начальники служб. Содержание педагогической деятельности субъектов на данном уровне включает: выработку общей стратегии формирования физической подготовленности в высшем военно-учебном заведении на учебный год и ближайшую перспективу; координацию деятельности основных субъектов данного процесса; анализ уровня физической подготовленности курсантов; своевременную корректировку процесса физической подготовки курсантов; обобщение его результатов; выработку мер по его совершенствованию; систематическое обучение должностных лиц теории, методике и практике организации процесса педагогического сопровождения физической подготовки курсантов.
Второй уровень - уровень организации педагогического сопровождения в микросоциуме, т.е. непосредственно в подразделении (курсе, учебной группе), которые являются центром учебной и педагогической работы. Основными субъектами при этом выступают: командир подразделения и его заместители, командиры учебных групп, старшина курса. Именно в подразделении происходит непосредственная организация педагогического воздействия на курсантов как в учебное, так и во внеучебное время, в предвыходные и выходные, предпраздничные и праздничные дни.
Третий уровень - уровень педагогического сопровождения во время учебных занятий, спортивно-массовых мероприятий и мероприятий физической подготовки. Субъектами при этом выступают: руководители и должностные лица, ответственные за их проведение на основе использования педагогического потенциала физической подготовки высшего военно-учебного заведения. Причём каждый из них участвует в данном процессе путём обеспечения механизма социальных отношений «обучаемый - педагог» прежде всего личной примерностью в деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса; включения курсантов в спортивно-массовую деятельность, формирования у них социальных потребностей и социальных способностей, а также профессионально-важных качеств, необходимых для выполнения физических нагрузок; участия в проведении спортивно-массовых ме-
роприятий и передачей собственного опыта внутри учебной группы.
Четвертый уровень - уровень педагогического сопровождения физического самосовершенствования курсантов. На данном уровне курсантами осуществляется самостоятельная работа по своему физическому самосовершенствованию; перевоспитание отдельных негативных качеств; их самоконтроль за степенью освоения программ по физической культуре (подготовке) и социальных отношений внутри воинского подразделения.
Педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений рассматривается и как система, и как целостная деятельность педагога, в рамках которой можно выделить два обязательных и взаимосвязанных компонента:
- педагогический - заключается в систематическом отслеживании педагогического статуса курсантов и динамики развития уровня их физической подготовленности (при этом реализация данного компонента предполагает оказание помощи курсантам в овладении знаниями, умениями, навыками и приёмами в выполнении физических упражнений и нормативов по физической подготовке, а также ценностного отношения к физической подготовке);
- технологический - заключается в создании специальных социально-педагогических условий оказания помощи курсантам, имеющим проблемы в освоении учебных программ по физической подготовке (при этом реализация данного компонента в деятельности субъектов процесса сопровождения направлена на взаимодействие всех участников педагогического процесса в высшем военно-учебном заведении с целью преодоления проблем в физической подготовленности курсантов).
В соответствии с вышеуказанными компонентами процесса сопровождения его содержание наполняется конкретными формами и направлениями педагогической работы. При этом каждое направление обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс сопровождения.
Основная функция командного состава - чёткая и последовательная ориентация курсантов на определённые пути физического развития, а задача - создать условия для продуктивного движения курсантов по той траектории физической подготовки, которую они сами выбирают в соответствии с рекомендациями наставников.
Иначе говоря, деятельность педагога во многом задается той социально-педагогической системой, в которой реально находится курсант и которая ограничена рамками образовательной среды высшего военно-учебного заведения. Эта заданность и ограниченность профессиональных возможностей и, соответственно, профессиональных обязанностей военного педагога принципиально важна, так как позволяет ему чётко осознать своё место и в жизни высшего военно-учебного заведения, и в жизни конкретного курсанта, выстроить
свою систему педагогической деятельности.
Деятельность командного состава в рамках сопровождения предполагает:
- совместный анализ образовательной среды высшего военно-учебного заведения с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для физического развития курсантов, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим, физическим, интеллектуальным, волевым возможностям и уровню развития;
- определение критериев эффективного педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений;
- разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешной физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений;
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов включает в себя:
- выявление и использование субъектного опыта самого курсанта;
- раскрытие способов его мышления;
- повышение мотивации курсантов;
- улучшение качества физической подготовки;
- выстраивание индивидуальной траектории физического развития через реализацию образовательной программы по физической подготовке с учетом личностных и профессиональных потребностей.
Таким образом, педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении - это процесс взаимосвязанной деятельности педагога и курсанта, осуществляемый в целях создания условий для совершения курсантами осознанной, ответственной, самостоятельной нейтрализации проблемных ситуаций в достижении высокого уровня физической подготовленности.
В заключение отмечаем, что образовательная среда высшего военно-учебного заведения выдвигает ряд требований, норм и жёстких правил, которые каждый курсант должен и усвоить, и принять, и реализовать в своем поведении и общении. Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких проблем. В каждом случае он должен решаться индивидуально с учётом приоритета внутреннего мира курсанта и значения некоторой необходимой и достаточной системы предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, окружающие курсанта, находят наилучшее сочетание приспособления образовательной среды к нему и его к образовательной среде высшего военно-учебного заведения. Авторы выражают большую благодарность всем, кто заинтересуется данной проблемой, изъявит желание принять участие в диалоге по её обсуждению.
Библиографический список
1. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12 URL: http://cyberlenmka.ru/article/n/soprovozhdenie -v-obrazovanii-kak-tehnologiya-razresheniya-problem-razvitiya (дата обращения: 01.04.2015).
2. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-методич. пособие. Науч. ред. Н.К. Сергеев. М.: АПКиПРО, 2005. 120 с.
3. Горолатова Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учреждениях профессионального образования: дис. .. .канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004. 186 с.
4. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 1998.
5. КазаковаЕ.И., ТряпицынаА.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб, 1997. С.123-125.
6. Копейкин А.Н. Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2007. 179 с.
7. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2004. С.280-287.
8. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2011. № 6(44). С. 439-446.
9. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности в системе непрерывного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (10 декабря 2014 г.). Науч. ред. Г.Е. Котькова / ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». Орёл: Изд-во ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2014, 199 с.
References
1. Berezhnova L.N., Bogoslovskiy V.I. The accompaniment in education as the technology of the development problems solution //RGPU News of A.I. Herzen. 2005. No. 12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7soprovozhdenie-v-obrazovanii-kak-tehnologiya-razresheniya-problem-razvitiya (date of the address: 01.04.2015).
2. Borytko N.M. The system of high professional education: Methodical handbook / N.K. Sergeev, scientific editor. M: APKiPRO, 2005. 120 p.
3. Gorolatova. T.S. The Psychological and pedagogical accompaniment of pupils in establishments of professional education: dis. ... cand. Ped. sciences. Nizhny Novgorod, 2004. 186 p.
4. KazakovaE.I. The system of the complex accompaniment of a child: from concept to practice //The Psychological and pedagogical medical and social accompaniment of the development of a child: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Saint-Petersburg, 1998.
5. Kazakova EY.I., Tryapicyna A.P. The dialogue in the success ladder: the School at the beginning of a new century. Saint-Petersburg, 1997. Pp. 123-125.
6. Kopeykin A.N. The Pedagogical accompaniment of the combat training of future police officers: dis. ... cand. Ped. sciences. Astrakhan, 2007. 179 p.
7. Lipskiy I.A. The Pedagogical accompaniment of the development of personality: theoretical bases // Theoretical-methodological problems of modern education: Collection of scientific articles / Under the editorship of N.K. Sergeyev, N.M. Borytko. Volgograd, 2004. Pp. 280-287.
8. Mitrakhovich V.A. The Pedagogical accompaniment of the forming of military contract servicemen' professionalism // Scientific notes of Orel State University. Series: The Humanities and Social sciences. Orel, 2011. № 6(44). Pp. 439-446.
9. The Psychological and pedagogical accompaniment of the processes of the personality development in the system of the continuous education: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference (10 December 2014) / scientific. edited by G.E. Kot'kova /FSBEI HPE "Orel State University". Orel: Publishing house of FSBEIHPE "OSU", 2014, P. 199.