Научная статья на тему 'Теоретические и практические основы опера тивно-розыскного противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства'

Теоретические и практические основы опера тивно-розыскного противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические основы опера тивно-розыскного противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства»

В.И. КОЗЛОВ,

кандидат юридических наук (ВНИИ МВД России)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНЫМ УГРОЗАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В условиях нарастания негативных тенденций в структуре и динамике преступности, угрозы криминализации общественных отношений первостепенное значение приобретают организация и целенаправленное осуществление комплексных мер по оперативно-розыскному противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства.

В современных условиях преступность превратилась в один из самых дестабилизирующих факторов развития общества. Она стала агрессивнее, изощреннее, а главное - более технически оснащенной. При совершении большинства умышленных преступлений, особенно в группе или организованными группами, активно применяются различные финансовые схемы и манипуляции с бюджетными средствами, аферы с использованием компьютерных технологий. Наряду с этим, немало проблем представляет и так называемая общеуголовная преступность. Что касается характеристики преступников, то тут картина не меняется уже десять лет. Около 60% из их числа не имеют постоянного источника дохода. Каждое третье-четвертое преступление совершается теми, кто уже ранее преступал закон. Каждое шестое - в состоянии алкогольного опьянения, каждое десятое-одиннадцатое - несовершеннолетними или при их соучастии.

В этой связи перед всеми правоохранительными органами на первом месте стоят задачи обеспечения личной и экономической безопасности физических и юридических лиц, охраны их

личности, прав и законных интересов от преступных посягательств и усиления роли государства как гаранта безопасности личности и общества1.

Практическое решение указанных проблем связано с формированием новой концепции обеспечения конституционных прав и свобод, которая была бы объективно ориентирована на противодействие криминальным угрозам, с переосмыслением всей правоохранительной деятельности в целом и оперативно-розыскной в частности, поиском своей роли в противодействии криминальным угрозам исполнению государством своей правоохранительной функции.

Выступая перед Федеральным Собранием Российской Федерации в 2007 г., Президент России в качестве стратегических задач в сфере борьбы с преступностью обозначил обеспечение безопасности и достойной жизни людей; борьбу с коррупцией и терроризмом, модернизацию правоохранительных органов; преодоление межнациональной и межконфессиональной розни; предупреждение подростковой преступности2. В то время как состояние и тенденции современной преступности свидетельствуют о серьезной угрозе стратегическим интересам и националь-

1 См.: Статья 2 Конституции Российской Федерации; Разделы II, IV Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 2000. 18 янв.

2 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. №р://кгет!1п. гиЛеХ/арреагз/2007/04/125401.8Мт!.

ной безопасности России в целом3, меры, противопоставляемые этой угрозе, не приносят ожидаемых позитивных результатов.

В сложившихся условиях общество остро нуждается в укреплении гарантий защищенности интересов личности при сохранении тенденций демократизации в правоприменительной практике. Такие гарантии способно обеспечить только государство в лице его правоохранительных органов.

Значительное число субъектов противодействия криминальным угрозам, особенности их функционирования, различный вклад в эту деятельность предопределяют необходимость исследования их роли в данной сфере деятельности. В системе этих субъектов основная роль отведена органам внутренних дел, среди которых ведущее место занимают оперативные подразделения. Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности, они имеют в своем арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих им на более ранней стадии, нежели другим подразделениям правоохранительных органов, выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих преступления или покушающихся на их совершение, и предпринимать меры оперативно-розыскного характера по недопущению таких действий. Это заставляет строже подойти к совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих функцию данных подразделений, связанную с противодействием криминальным угрозам правоохранительной функции государства, организационное обеспечение ее реализации.

В теории государственного строительства и оперативно-розыскной деятельности анализируемая проблема не является абсолютно новой. Она исследуется применительно к вопросам организации управления внутренней безопасностью нашего общества, устранения криминальной угрозы в рамках общего пространства государств - участников СНГ которое является зоной наших национальных интересов. Отечественными учеными ведется поиск модели оптимальной организации мер противодействия криминальным угрозам в межгосударственном, национальном и региональном масштабах, разрабатываются конкретные предложения по обеспечению этого процесса. Выдвигаются и обосновываются концепции и модели обеспечения законности и правопорядка национального и регионального масштабов. Особое место в проводимых российскими учеными исследованиях принадлежит поиску целостной кон-

3 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 2000. 18 янв.

цепции обеспечения национальной безопасности России в рамках организации противодействия криминальным угрозам исполнению правоохранительной функции государства, обоснованию места и роли в этом процессе государственных и общественно-политических институтов.

Говоря о степени разработанности данной проблемы, нельзя не упомянуть о представителях учебных и научных учреждений, исследующих вопросы теории оперативно-розыскной деятельности, и практических оперативных подразделений, также внесших определенный научный вклад в разработку вопросов осуществления конкретных оперативно-розыскных мер в целях противодействия криминальным угрозам исполнению правоохранительной функции государства. К их числу можно отнести таких исследователей и практиков, как В.В. Волченков, С.С. Галахов, С.И. Герасимов, С.И. Гирько, В.Ю. Голубовский, В.Г. Гриб, С.Н. Иванов, В.П. Илларионов, И.А. Климов, В.И. Колесников, В.П. Кувалдин, В.Д. Ларичев, В.В. Николюк, В.И. Попов, Г.К. Синилов, Л.Л. Тузов, А.В. Шахматов, В.Ф. Щербаков и ряд других.

Отдавая должное значимости вклада вышеупомянутых ученых и практиков в развитие и совершенствование теоретических, правовых и организационных основ противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, хочется отметить, что за последние годы в структуре преступности произошли как качественные, так и количественные изменения, в связи с чем вновь возникла потребность в научном анализе ее состояния применительно к рассматриваемой сфере деятельности.

Известно, что причины роста преступности, негативных изменений в ее динамике и структуре обусловлены прежде всего социальными и экономическими факторами: кризисными явлениями в сфере производства и распределения; нарастающими диспропорциями в экономическом и социальном развитии; углублением деформаций в духовной и нравственной сферах; растущим правовым нигилизмом; постоянно возникающими очагами социальных конфликтов; активизацией разжигания межнациональных настроений, подрывающих устои российской государственности.

В свою очередь особая роль правоохранительных органов - субъектов оперативно-розыскной деятельности в защите присущими им специфическими силами, средствами и методами человека, общества и государства от преступных посягательств возлагает на них ряд задач, которые невозможно решить без участия всего обще-

ства, государственных органов и общественных организаций4.

Генезис проблемы применения специфических (негласных) сил, средств и методов, которыми располагают оперативные подразделения, в общем виде может рассматриваться с позиций объективно существующей потребности поиска путей повышения эффективности защиты прав человека и гражданина. В динамике своего исторического развития такой процесс представляется в форме постоянного соотнесения стоящих перед органами уголовной юстиции в целом - существующих или вновь возникающих - задач с потенциальными возможностями использования для повышения эффективности их решения имеющегося опыта, накопленного теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности, по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений.

На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой число приостановленных уголовных дел достигло такого уровня, что у следственных органов при одновременном расследовании текущих дел нет физических возможностей заниматься ими. Нарушаются права и свободы граждан, потерпевших от наиболее тяжких и опасных преступлений против личности. Десятки тысяч преступников остаются безнаказанными, что способствует совершению новых преступлений. Преступность в России достигла трехмиллионного рубежа, ежегодно более двух миллионов граждан становятся жертвами преступников. Если же учесть результаты исследований латентной преступности, которые свидетельствуют о том, что по тем или иным причинам многие граждане не обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных в отношении них преступлениях, то реальное число потерпевших окажется значительно больше. Таким образом, налицо ряд мощных криминогенных факторов, обусловливающих рост преступности и количества потерпевших от преступлений. Продолжается резкое имущественное расслоение, не приостанавливается процесс высвобождения из сферы государственного производства граждан трудоспособного возраста, значительная часть которых может служить и, как показывает практика, служит резервом криминальной среды. Негативный социально-психологический и нравственный климат, разрушение традиционных духовных ценностей - все это вовлекает значительную часть граждан в сферу противоправных отношений5.

Обострение криминальной ситуации в Российской Федерации в значительной степени определяется ростом числа преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Существенно возрос агрессивный и террористический характер совершаемых преступлений и причиненный ими ущерб, повышается уровень самозащиты преступников от разоблачения, в противоправную деятельность вовлекаются все новые участники. Более того, негативную роль в осложнении криминальной обстановки в России сыграл перекос в системе мер противодействия криминальным угрозам в сторону силовой составляющей борьбы с преступностью, что в конечном счете привело к росту числа и интенсивности террористических проявлений со стороны различных субъектов, начиная от террористических групп транснационального происхождения и заканчивая различными религиозными и националистическими группами, возникшими на территории России6. В связи с этим в конце XX - начале XXI в. принимаются нормативные и правовые акты, посвященные противодействию криминальным и террористическим угрозам исполнению правоохранительной функции государства.

В частности, в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США Президент России В.В. Путин своим Указом от 10 января 2002 г. № 6 возложил на органы государственной власти обязанность принятия необходимых мер в целях предотвращения террористических актов путем их раннего предупреждения и взаимного обмена имеющейся информацией. В ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности» говорится, что основным направлением противодействия данной деятельности является ее профилактика. В феврале 2006 г. в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Президентом России В.В. Путиным подписан Указ «О мерах по противодействию терроризму», которым образован Национальный антитеррористический комитет.

В марте 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму», установивший основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Воору-

4 См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 51.

5 См.: Специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова. М.:

ИД «Юриспруденция», 2003. С. 357-358.

6 См.: Гончаров А.Ю. Организация антитеррористической деятельности в системе национальной безопасности Российской Федерации (на основе анализа и использования зарубежного опыта): Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2006. С. 31.

женных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, законодательно определивший понятия терроризма, террористической деятельности, террористического акта. В соответствии с его положениями большая группа преступлений отнесена к категории преступлений террористического характера, что подчеркивает их повышенную общественную опасность7. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 указанного Закона к деятельности по противодействию терроризму отнесены:

предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);

минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Как видим, перечисленные направления деятельности по противодействию терроризму мало чем отличаются от иной правоохранительной деятельности в сфере противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства. Вместе с тем, необходимо, на наш взгляд, отметить, что осуществление мер раннего предупреждения особо актуализирует возможность инициативного проведения оперативными подразделениями мероприятий, направленных на противодействие криминальным угрозам правоохранительной функции государства. Такая работа в теории оперативно-розыскной деятельности изучается в рамках одной из ее организационно-тактических форм - оперативно-розыскной профилактики (ОРП)8.

Оперативно-розыскное противодействие криминальным угрозам правоохранительной функции государства в современных условиях по сравнению с уголовно-процессуальным и уголовно-правовым предупреждением отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение вредных (необратимых) последствий и в конечном счете сужает сферу применения мер уголовного наказания. На этом основывается высокая нравственная оценка всех предупредительных мер оперативно-розыскного характера.

С.С. Овчинский понимает ОРП как «комплекс мероприятий, осуществляемых вне рамок не-

7 В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. 205-206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. (См.: Пункт 1 ст. 24 ФЗ «О противодействии терроризму»).

8 См.: Лукашов В.А. О некоторых морально-этических ас-

пектах ОРД // Законность, ОРД и уголовный процесс. СПб.: Академия МВД России, 1998. Ч. I. С. 6-7.

гласной работы, но с использованием средств и методов оперативно-розыскной деятельности» по достижению целей профилактики. К специфическим целям таких мероприятий он относит:

устойчивую осведомленность о криминогенной части населения (местного и временно находящегося на территории и объектах оперативного обслуживания);

рациональную расстановку источников оперативной информации;

своевременное получение сведений о тенденциях поведения криминально активных лиц;

достаточно полное представление о системе антиобщественных и преступных связей в их среде;

определение микросред и сферы общения, стимулирующих антиобщественное и преступное поведение (очагов активного действия причин преступности);

обнаружение в этой среде скрывающихся преступников;

изучение социального облика и нравственно-психологических качеств лиц, поведение которых характеризуется антиобщественной направленностью и чревато вероятностью совершения преступлений.

В.А. Лукашов определяет ОРП как систему «целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также по использованию негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел».

А.Г. Маркушин, исследуя общетеоретические вопросы в целом ОРД ОВД, не оставил без рассмотрения и проблемы ОРП как самостоятельной организационно-тактической формы ОРД ОВД. Он предлагает понимать ее как систему «оперативно-розыскных и иных мер, осуществляемых оперативными аппаратами на научно-правовой основе при взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, государственными и общественными организациями, по обнаружению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также выявлению лиц с признаками криминогенной активности и оказанию на них профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны замышляемых и подготавливаемых преступлений»9.

Таким образом, если обобщить точки зрения вышеуказанных ученых, можно отметить, что ОРП, осуществляемая в отношении различных категорий и групп преступлений, борьба с кото-

9 Маркушин А.Г. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебн. пособие. Н. Новгород: ВШ МВД России, 1992. Ч. II. С. 18.

рыми отнесена к компетенции подразделений криминальной милиции:

является самостоятельной организационно-тактической формой ОРД ОВД;

выступает комплексной деятельностью по осуществлению профилактических мероприятий с использованием сил, средств и методов ОРД ОВД как гласного, так и негласного характера;

осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений;

проводится для выявления и профилактического воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений;

направлена на предупреждение замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также покушений на них.

Вместе с тем, не со всеми их суждениями можно согласиться безоговорочно. Известно, что с содержательной стороны ОРД ОВД представляет собой процесс осуществления разведывательных (поисковых) мероприятий, направленных в целом:

на поиск информации, имеющей значение для борьбы с преступностью, включая обнаружение самих фактов совершенных преступлений и причастных к ним лиц;

предупреждение преступлений; раскрытие преступлений; розыск преступников и иных категорий лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об ОРД» (ст. 2) задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Таким образом, поиск, обнаружение лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, лежат в основе ОРД ОВД и являются необходимым условием успешного осуществления мероприятий по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства, предупреждению и своевременному раскрытию преступлений подразделениями криминальной милиции.

При этом, конечно, нельзя отрицать и того, что, выявляя лиц, обнаруживая факты, представляющие оперативный интерес, сотрудники подразделений криминальной милиции уже в рамках

этой формы могут предпринять меры как общей профилактической направленности, так и индивидуальной профилактики, что одновременно является содержательной составляющей процесса противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства. В свою очередь при ведении дел оперативного учета оперативным сотрудникам становятся известны новые лица и факты, представляющие оперативный интерес, причины и условия, способствующие совершению преступлений, и уже в процессе ведения таких дел им приходится решать, какие меры воздействия надо предпринять по вновь выявленным обстоятельствам. Очевидно, что в рамках оперативно-розыскного производства возможны все формы деятельности, рассматриваемые в теории ОРД ОВД. Аналогичной точки зрения придерживается и В. Г. Бобров, который отмечает, что все формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел не изолированы друг от друга.

Вместе с тем, В.Г Бобров, В.А. Лукашов, С.А. Смирнова и авторы учебника «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» (Академия МВД СССР, 1991 г.) к целям ОРП относят также предотвращение подготавливаемых преступлений и покушений на них. На наш взгляд, эта позиция не в полной мере отражает суть предупредительной функции криминальной милиции в целом и ОРП как самостоятельной организационно-тактической формы ОРД ОВД.

Для подкрепления нашей позиции мы считаем необходимым прибегнуть к помощи уголовно-правовых категорий.

Как известно, в уголовном праве различают три стадии совершения умышленного преступления: а) приготовление к преступлению; б) покушение на преступление; в) оконченное преступление. Указанные же выше авторы предлагают рассматривать в качестве целей ОРП те меры, которые возможно осуществить на первых двух стадиях совершения умышленного преступления, чтобы не допустить наступления третьей стадии - оконченного преступления.

В соответствии со ст. 30 УК РФ к объективным признакам приготовления относятся приискание (под которым следует понимать любой способ приобретения - покупку, получение на время, кражу, завладение путем нападения, получение в подарок и т.д.), изготовление лицом средств или орудий совершения преступления или приспособление имеющихся (которые предполагают любые действия, состоящие либо в полном изготовлении орудий или средств совершения преступления, либо в приведении предмета в пригодное для употребления состояние путем ремонта, изменения размера, формы и т.п.); приискание соучастников преступления; сговор на

совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Под иным умышленным созданием условий для совершения преступления принято понимать разнообразные действия, не подпадающие под признаки приискания, изготовления или приспособления орудий или средств совершения преступления, но необходимые для реализации преступного замысла (обследование и изучение места предполагаемого преступления, подыскание места хранения похищенного, порча сигнализации и т.п.).

К средствам совершения преступления относят поддельные документы, автомашины, другие предметы, облегчающие совершение преступления.

К орудиям совершения преступления судебная практика относит любые предметы, использованные для непосредственного осуществления задуманного преступления (все виды холодного и огнестрельного оружия, предметы, используемые в качестве оружия, отмычки, орудия взлома и т.п.).

С субъективной стороны приготовительные действия характеризуются только прямым умыслом: виновный осознает, что, совершая вышеназванные действия, он создает условия для последующего совершения преступления и желает создать их.

Покушение как стадия преступной деятельности заключается в умышленном действии (бездействии) лица, непосредственно направленном на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

С субъективной стороны покушение характеризуется прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность действий, направленных на совершение конкретного преступления, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

Таким образом, было бы правильнее с юридической точки зрения говорить не о «предотвращении подготавливаемых преступлений и покушений на них», а о раскрытии преступлений на стадии приготовления и покушения. Раскрытие же преступлений, как известно, является одной из целей другой организационно-тактической формы ОРД ОВД - оперативной разработки, которую В.Г. Бобров определяет «как негласное осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершенных (совершаемых) преступлений для их пресечения или раскрытия».

Однако, несмотря на расширительную трактовку подхода к определению понятия ОРП, следует подчеркнуть, а это отметил и И.П. Козаченко,

что многие научные выводы и достижения криминологической теории стали фундаментом формирования мировоззренческих принципов и теоретических концепций как оперативно-розыскной деятельности в целом, так и ее самостоятельной формы - оперативно-розыскной профилактики.

А.Г. Маркушин и Л.И. Сибирев считают, что осуществление мер ОРП позволяет перенести центр тяжести в работе на допреступные формы поведения, а также на оперативные мероприятия, опережающие действия лиц, подготавливающихся к совершению преступления. Таким образом, указанные авторы, несмотря на расширительное толкование ОРП, ближе всех подошли к истинному пониманию ее сущности.

В целом комплексный подход к исследованию проблем ОРП, использование при этом различных отраслей научных знаний позволили и указанным авторам правильно определить сущность ОРП:

на индивидуальном уровне оперативно-розыскная профилактика возможна, если лицо замышляет какое-либо преступление либо подготавливает его совершение, при условии, что в содеянном нет признаков состава преступления;

оперативно-розыскные мероприятия используются не в качестве средства, обеспечивающего привлечение лица к уголовной ответственности, а, наоборот, в целях недопущения наступления уголовной ответственности;

оперативно-профилактические мероприятия направлены в первую очередь на недопущение совершения преступлений, а не правонарушений в целом.

Данные основополагающие признаки оперативно-профилактической функции криминальной милиции в большей или меньшей степени нашли свое отражение в предлагаемых понятиях ОРП как самостоятельной организационно-тактической формы ОРД ОВД.

Завершая анализ понятия оперативно-розыскной профилактики и обобщив теоретические исследования значительного числа авторов, можно сделать определенные выводы относительно ОРП как самостоятельной организационно-тактической формы ОРД ОВД.

Все организационно-тактические формы ОРД ОВД, сколько бы их ни предлагалось, взаимосвязаны между собой и соответственно взаимодополняемы, и их конечной целью является противодействие криминальным угрозам правоохранительной функции государства. Организация работы подразделений криминальной милиции в соответствии с существующими организационно-тактическими формами ОРД ОВД обеспечивает реализацию наиболее важных для этого вида деятельности принципов: наступа-тельности и активности, поступательности и наращивания мощи в своих действиях (от единичного, инициативного использования отдельных

сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности до комплексного и постоянного их применения).

Таким образом, анализ высказанных суждений о понятии ОРП позволяет нам подойти к формулированию понятия деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства, осуществляемой оперативными подразделениями. Основной их целью при этом является оказание предупредительного воздействия с помощью сил, средств и методов ОРД на лиц, замышляющих совершение преступлений, от которых можно ожидать их совершения, а также устранение (нейтрализация) криминогенных факторов, способствующих нарушению закона со стороны таких лиц. Помимо этого, в рамках рассматриваемой деятельности ведется оперативная работа по изучению уже известных фактов и лиц, определяется степень их криминальной активности и общественной опасности. На этой основе принимаются решения о целесообразности проведения с ними тех или иных индивидуализированных специфических мероприятий, в том числе по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Наряду с изложенным, использование оперативно-розыскных возможностей позволяет устанавливать степень эффективности предпринимаемых мер по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства, что в свою очередь позволяет произвести их необходимую корректировку. Реализация указанных целей возможна посредством решения ряда стратегических задач противодействия криминальным угрозам, к основным из которых, на наш взгляд, следует отнести:

обеспечение соблюдения гарантированных законом прав и интересов граждан, которые могут быть нарушены вследствие преступных действий;

нейтрализацию (устранение) факторов, способствующих совершению преступлений;

максимальное обеспечение постановки лиц, склонных к совершению преступлений, на оперативно-розыскные и профилактические учеты;

оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений, с помощью негласных сил, средств и методов ОРД, не имея в виду при этом последующее применения мер уголовно-правового воздействия к указанной категории лиц.

Таким образом, на основе изложенных суждений можно определить понятие оперативно-розыскного противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства. Под ним мы предлагаем понимать нормативно урегулированный вид оперативно-розыскной деятельности по комплексному осуществлению мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение преступлений, оперативное

воздействие и оперативный контроль в отношении лиц, подозреваемых в замышлении, приготовлении и покушении на преступление, с целью недопущения его совершения, а также по изучению и принятию своевременных мер по нейтрализации причин и условий, способствующих криминальной активности указанной категории лиц.

В предлагаемой дефиниции мы постарались учесть все или, по меньшей мере, главные сущностные признаки этого вида деятельности:

нормативно-правовую основу; характер и общее содержание добываемой информации; субъекты и объекты противодействия; целевую направленность противодействия. Опираясь на предложенную дефиницию, можно выделить и основные признаки, присущие этой деятельности:

она осуществляется субъектами ОРД в Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при ее реализации используются как негласные возможности источников оперативной информации, так и комплексные возможности при проведении оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий;

она направлена, как правило, на оказание соответствующего профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений или их замышляющих, в целях добровольного отказа от противоправного поведения и положительной переориентации этих лиц;

в ходе ее осуществления устраняются (нейтрализуются) как явные, так и латентные криминогенные факторы, способствующие совершению преступлений.

С содержательной стороны деятельность по оперативно-розыскному противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства отличается от иных видов деятельности государственных органов и общественных организаций следующими признаками: спецификой используемых сил, средств и методов, применение которых регламентировано федеральными законами «Об ОРД», «О противодействии терроризму»;

комплексным характером используемых при организации противодействия разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий (гласные, негласные, комбинированные);

возможностью реальной оценки эффективности своей деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства в зависимости от конечных результатов комплексных усилий правоохранительных органов - субъектов ОРД;

индивидуализированным подходом и возможностью коррекции мер превентивного воздействия на лиц, от которых можно обоснованно ожидать совершения преступлений, или тех, кто причастен к совершению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.