Научная статья на тему 'Теоретические и практические основы геотуристики'

Теоретические и практические основы геотуристики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
251
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические основы геотуристики»

ческих примеров успешного развития туризма является национальный парк Амбосели (Кения), территорию которого посещает более четверти миллиона человек ежегодно. Это экономически выгодно и местному населению, и региону в целом. Однако и здесь можно отметить негативные последствия воздействия развития туризма. Парк расположен в природной зоне саванн, к объектам туристского интереса наряду с антилопами гну, слонами, буйволами, львами относятся и гепарды. Являясь дневными хищниками, они чутко реагируют на посетителей, активно избегают туристов и не охотятся в их присутствии.

К сожалению, при составлении туристских маршрутов в природе не всегда учитываются такие понятия, как устойчивость природного территориального комплекса (способность противостоять рекреационным нагрузкам до известного предела, за которым происходят потеря способности к самовосстановлению) и рекреационная ёмкость территории (максимальное, с учетом видов отдыха, количество людей, которые могут одновременно находиться в пределах территории, не вызывая деградации биогеоценоза и не испытывая психологического дискомфорта). В результате ненормированного использования экосистемы деградируют, и их использование в качестве объекта туризма становится невозможным. При таких условиях можно говорить лишь о сиюминутном доходе, а экономическая эффективность этих предприятий весьма сомнительна.

В Декларации, принятой на Всемирной конференции по экологическому туризму (Осло, 2007 г.) отмечается, что термин «экотуризм» стал широко признаваемым и употребляемым, однако часто его использование неверно и не соответствует содержанию. В документе подчеркивается необходимость сделать обязательным определение экологического туризма как особой формы туризма, которая предполагает ответственное посещение природных территорий, сохраняет окружающую среду и поддерживает благосостояние местного населения.

Г.А. Лескова

Теоретические и практические основы геотуристики

Спецификой новой формирующейся комплексной науки о туризме является составной трехчастный объект ее изучения. Это сам человек с его туристскими интересам и мотивацией к поездке, затем туристская среда как объект туристского интереса и, наконец, туризм как профессиональная деятельность, направленная на организацию встречи человека со средой и осуществляемая с целью получения прибыли. Это обстоятельство обусловило сложности формирующейся науки и многообразие подходов к предмету ее изучения. Наиболее разработанной на сегодняшний день представляется «технологическая составляющая» изучения туризма как сферы деятельности. Наименее изученной в туристике остается, как это ни странно, туристская среда, вычленяемая из предметно-

пространственной среды тура. Это и природная, и культурная составляющие, которые можно объединить под общим названием «географическая среда». Однако науки географического цикла, от-

187

ветственные за состояние «геотуристики», пока перед ней в долгу. Одна из причин заключается в том, что туристические методы познания мира на современном этапе становления туристики отличаются от общепринятых на сегодняшний день научных методов. Пока они возводят туризм на роль своего рода «народной метанауки», главным аппаратом и инструментарием туризма становится Интернет. Заслуга Интернета в развитии туризма заключается в том, что он «обслуживает» все три объекта туристики: туриста, туристскую среду, туристскую профессиональную сферу. Интернет способствует виртуальному освоению человеком геопространства, формированию туристских мотиваций к паломничеству с целью увидеть подлинник (ставшее крылатым выражение: «увидеть Париж и

умереть»!). И как следствие Интернет способствует расширению географической среды туризма. Интернет создает технологическую основу для развития компьютерных технологий на этапе формирования и продвижения турпродукта. Всемирная компьютерная сеть визуализирует знания в области географии, способствуя тем самым облегчению изучения географии удаленных ресурсов. Благодаря Интернету большой вклад сделали и еще могут сделать для развития туристики представители научных дисциплин географического цикла.

Предлагаемое сегодня название для науки о туризме - туристи-ка, однако наряду с ним бытует термин «геотуристика», сравнительно недавно появившийся в трудах ряда ученых, в частности, Ю.Н. Голубчикова, ведущего научного сотрудника лаборатории рекреационных исследований кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ. Понятие «геотуристика» положено в основу названия нового учебного курса, разработанного доктором педагогических наук, профессором Т.С. Комиссаровой на кафедре СКСиТ ЛГУ им. А.С.Пушкина.

Если под туристикой следует понимать целостный комплекс современных фундаментальных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма, то понятие «геотуристика» делает акцент на комплексном изучении географического пространства. Это предполагает изучение ресурсного потенциала как уже используемого современным туризмом, так и ждущего своего часа, пока тот или иной культурный факт не привлечет к нему широкий туристский интерес и не сделает рентабельным его посещение туристами.

Науки различаются предметом исследования, методом познания окружающего мира, а также кругом стоящих перед ними задач. Каждая наука изучает определенную область действительности. От того, насколько четко указаны границы этой области, зависит полнота и достоверность научной картины мира.

188

Знакомство с любой наукой начинается с двух ключевых вопросов: что и как, какими приемами и способами, она изучает. Методологией геотуристики могло бы служить более общее научное поле географии человека в сочетании с историческим подходом.

Одной из первостепенных задач является разграничение геотуристики, географии туризма, рекреационной географии.

Остановимся прежде всего на географии туризма, которая оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования сравнительно недавно. Известный советский географ В.С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономикогеографическими дисциплинами. В бывшем СССР рекреационная география и география туризма рассматривались как разные научные дисциплины. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается открытым. По времени возникновения первой в стране появилась рекреационная география с хорошо разработанной теорией - это произошло в начале 1970-х гг. География же туризма так и не получила должного развития до самого распада Советского Союза. Выходившие тогда работы, в названия которых было вынесено словосочетание «география туризма», по содержанию скорее относились к рекреационной географии. Туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем за последние десятилетия туризм доказал, что он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности и автономности, для того чтобы предстать как вполне самостоятельная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономгеографов.

Очертить границы географии туризма и геотуристики, определить объект и предмет исследования каждой из наук нельзя без рассмотрения таких базовых понятий, которые лежат в основе целей и причин поездок. Это «досуг», «отдых», «рекреация», «туризм». Необходимо уточнить их соотношение, содержательную характеристику, области применения. Основными понятиями, давно вошедшими как в бытовой лексикон, так и в научную литературу, являются «досуг» и «отдых». Они имеют близкий, но различный смысл и в научной литературе всё чаще дистанцируются друг от друга. Классическая гуманистическая концепция досуга как духовного идеала берет начало в древнегреческой философии, в трудах Аристотеля. Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися

189

традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями. В настоящее время, характеризующееся развитием массового туризма, в основе досуга лежат ценности массовой культуры, о чем авторы писали в одной из статей. В современной науке и практике прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий «досуг» и «свободное время».

В отличие от досуга отдых или рекреация в широком ее понимании - категория прежде всего медико-биологическая, а затем уже социальная. Рекреалогия (от лат. recreatio - восстановление; logos -учение, наука) - наука, развивающаяся на стыке рекреационной географии, географии населения, медицинской географии. Объектом исследования рекреалогии является рекреационная система, состоящая из взаимосвязанных природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала и самих отдыхающих (рекреантов).

Определенное соотношение биологического и социального принципиально разводит досуг с отдыхом и рекреацией. В то же время оно подчеркивает смысловое единство двух последних понятий. Рекреация обычно определяется как «отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда». При этом понятие «рекреация» является менее известным и менее эмоционально окрашенным по сравнению с отдыхом, а потому более точным.

Если понятие «досуг» было введено древними греками, то «рекреация» (от лат. recreatio - восстановление) - слово римское. Оно подразумевает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе) и долговременную рекреационную деятельность - период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых - week-end. Понятие «уик-энд» (англ. week-end, букв. конец недели) как время отдыха с субботы до понедельника; увеселения, развлечения в это время, использовавшееся в англоязычных странах: Великобритании, США, перекочевало в понятийный аппарат туристики и связано с организацией так называемых «туров выходного дня» с их географическими и другими пространственными и социально-экономическими характеристиками по принципу «чем дальше - тем дороже».

Поскольку рекреация напрямую связана со здоровьем населения, рекреационные эффекты являются традиционным предметом изучения медицинских наук. В отличие от ранних трактовок современное содержание понятия «рекреация» смещается в сторону большего социального наполнения.

В русле дальнейшей социологизации категории отдыха и рекреации развивается рекреационная география. В этой дефиниции подчеркивается социальный характер рекреационной деятельности и отражаются важнейшие ее особенности. Таким образом, происходит

190

постепенное сближение понятий «досуг» и «рекреация», смысловые границы между ними становятся все более размытыми.

В отличие от рекреации понятие «туризм» как вид отдыха по содержательному, социально-экономическому наполнению изначально тяготело к категории досуга. Туризм как вид отдыха - многогранное понятие, отражающее всю сложность самого явления. Это и разновидность миграции населения, и бизнес, сектор мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия трактовок туризма. Как отмечает в своей статье «Теоретические основы географии туризма» А.Ю. Александрова, «в отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто предстает в виде своеобразной "понятийной рамки". Ее внутреннее пространство заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды - оздоровлением, познанием окружающей действительности, развлечением, посещением родственников и знакомых, участием в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонением религиозным святыням (паломничество), лечением и некоторыми другими. Конечно, туризм не может быть сведен к простому перечню занятий. По мере того как туризм выходил из "тени" рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма, рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов».

Объем рассматриваемых понятий разнится еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов по месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека.

Туристская деятельность не всегда является рекреационной, а рекреационная - туристской. География изучает рекреацию как разновидность социальной деятельности в пространственно-временной сетке координат. Любая деятельность людей осуществляется в пространстве и времени, но рекреационная выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени - рекреационное пространство и рекреационное время. Это положение было выдвинуто советской школой рекреационной географии. Согласно ему, рекреационное пространство представляет собой «часть социального и культурного пространства, связанную с осуществлением и организацией рекреационной деятельности». Рекреационное и туристское про-

191

странства часто совпадают. Следовательно, рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования - рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы познания этих двух родственных дисциплин разнятся так же, как и сами понятия рекреации и туризма. Предмет исследования рекреационной географии был определен как территориальная организация рекреационной деятельности населения. География туризма так же, как и рекреационная география, использует категорию деятельности в качестве базисной. Мы уже говорили, что туристская деятельность связана с перемещением и пребыванием людей в местах, отличных от их постоянных мест проживания и работы, с туристскими целями. Она порождает целую совокупность отношений и явлений: экономических, социальных, экологических, технологических и пр. География туризма изучает эту совокупность отношений и явлений в пространственном выражении, т. е. в привязке к территории.

Туристско-географические исследования ведутся на разных уровнях - от локального до глобального. Лучше всего освещены проблемы международного туризма, преимущественно на мировом и государственном (страновом) уровнях. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайты, посвященные туризму Франции, дающие исчерпывающие сведения о туристских дестинациях, туристских предпочтениях и т.д. География туризма - дисциплина о пространственных закономерностях развития территориальных систем организации туристской деятельности людей. Туристско-географические исследования в России активизируются в 1990-е гг. на подъеме международного туризма. Он был одним из немногих секторов хозяйства, который стал динамично развиваться на фоне структурной перестройки российской экономики. Снятие «железного занавеса» и проведение политики открытости страны для внешнего мира привели к стремительному расширению выездных туристских потоков и как следствие вызвали необходимость изучения географии мирового туризма - науки о пространственных размещениях мировых туристских ресурсов. Однако коммодификация путешествий - превращение их в товар - заставляют туристскую науку и ее представителей сместить акцент с изучения самого рекреационного пространства на исследование избирательности туристских интересов и их прогнозирование. Этого настоятельно требует превращение рынка продавцов и производимого ими туристского продукта в рынок покупателей. Геотуристика как наука, основанная на знании всех географических и исторических факторов развития оболочек Земли, может стать методологической базой для туристского менеджмента и маркетинга.

Попробуем сформулировать главные задачи геотуристики, делающие резонным ее выделение как самостоятельной науки. Это:

192

> изучение представлений о закономерностях историкокультурного развития жителей планеты и каждого индивида, которые обусловили индивидуальные и общественные потребности в передвижении в геопространстве, охоту «к перемене мест»;

> исследование факторов и элементов геокультуры, формирующих туристский интерес;

> изучение имеющихся туристских ресурсов планеты: памятников, процессов, феноменов, событий - природных и культурных;

> описание закономерностей их местонахождения с использованием географического - пространственного - метода;

> создание теорий и построение гипотез, способствующих прогнозированию туристского интереса;

> создание научно-методической базы для развития методов формирования туристских мотиваций в рамках просветительской профессиональной деятельности в туризме;

> проектирование новых ресурсов для развития туризма и формирование новых туристских дестинаций на основе нахождения прямых и обратных связей между обществом и биосферой и глобального географического и экологического мышления.

Как нам представляется, ценность и перспективность геотури-стики заключается в том, что она как наука, способствующая развитию методов формирования туристских дестинаций и проектированию новых ресурсов для развития туризма, должна помочь решению целого ряда задач, стоящих перед экономикой России. Это задачи:

> поиска путей повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке;

> переориентации туристских потоков - возвращения соотечественников и привлечения иностранных туристов в российские туристские центры;

> формирования высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристских продуктах;

> увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Г.А. Лескова, А.В. Лескова

Формирование герменевтических основ профессии как главная педагогическая задача при подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.