Научная статья на тему 'Географическая составляющая туристики (или понятие о геотуристике)'

Географическая составляющая туристики (или понятие о геотуристике) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
205
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географическая составляющая туристики (или понятие о геотуристике)»

на создание инфраструктуры туристических зон составят порядка 271,4 млрд рублей. Доля федерального бюджета в общем объеме инвестиций запланирована в размере 13 %.

В ходе работы особых экономических зон будет создано свыше 80 тыс. прямых рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта - 207 тыс. рабочих мест. Организация ТРОЭЗ призвана создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат в регионах России, явится стимулом к развитию депрессивных районов, приведет к рациональному использованию туристских и рекреационных ресурсов, повысит качество жизни и занятость населения.

Создание ТР ОЭЗ наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет, развитием налогооблагаемой базы могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест; оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня. У России появился реальный шанс войти в число ведущих туристских держав, интегрируется в мировое сообщество.

Т.С. Комиссарова

Географическая составляющая туристики (или понятие о геотуристике)

Отметим, что вклад географии состоит в раскрытии фундаментального значения местоположения, расстояния и пространства в наиболее важных естественных и социальных процессах.

В пределах конкретных территорий исторически сложились взаимосвязи между этносами и ландшафтами, особенностями природной среды и хозяйством, ресурсами и освоением и т. п. Изучая их, исследователь убеждается, что свойства территории многообразно проявляются в особенностях преобразования природы, расселении людей, географических названиях, экономической жизни.

С точки зрения функции образования человеку необходимо представление о Земле как объекте реального мира и представление о том, как этот реальный мир отражен человеком через его культуру.

Познание окружающей среды происходит от осмысления и изучения объекта в целом к познанию его частей. Затем познаются изменения, которые с ними происходят, т. е. процессы и явления, доступные для эмпирического наблюдения и исследования с помощью технических средств. Эти объекты, процессы и явления опре-

170

деляют структуру Земли как природного тела и характеризуют лик Земли.

Глобальные закономерности всегда пространственно выражены. Необходимо рассматривать территории в целом как интегративную часть пространства на данной метрике. И на первый план выступает содержательная линия - типовая структура территории. Она отражает исторические изменения в природе, населении, хозяйстве и является комплексным географическим ядром, определяет типологические и районные признаки.

Развитие теоретических основ учения о туризме, формирование его научно-методологических основ связано с историей самого туризма, с исследованиями сегодняшних дней.

В.А. Квартальнов (2003) отмечал, что только география и частично антропология «пытались придерживаться более обобщенного подхода, стремясь показать вклад каждой дисциплины в изучение туризма в целом».

С этим трудно не согласиться, более того, следует признать, что одним из «китов», на котором покоится теория туристики, является география как система наук о природе, обществе, хозяйстве, геоэкологическом состоянии территории, определяющем ее устойчивое развитие. Достаточно сказать о таких разработанных в географической науке направлениях, как рекреационная география, ресурсоведение, география туризма и отдыха, природопользование, страноведение и т. п.

Справедливо отмечает «отец» туристики В.А. Квартальнов, что сложно установить границы той или иной науки, когда дело касается туризма. Он же отмечает, что актуальность влияния туризма на природную среду растет с каждым годом, экологический туризм изучается в специализированных учебных заведениях.

Положительным и правильным действием является то, что довольно часто подготовка специалистов по туризму («туризм», «социально-культурный сервис и туризм»), профессионалов с высшим образованием ведется на географических факультетах высших учебных заведений.

«Не мудрствуя лукаво», отметим, что туристика и география взаимно полезны одна другой. Для развития географии туристика полезна тем, что является прикладным ее направлением и развивает его в области рекреационных исследований, медицинской географии, природопользования этногеографии, географии населения и т. п .

Для туристики география полезна и более того необходима тем, что в первую очередь туризм обязан существованию разнообразия географических районов мира и стремлением людей ознакомиться с этим разнообразием.

171

Теория туристики, которая только лишь развивается, опирается на использование закономерностей и положений фундаментальной старинной науки географии. Например, таких как учение о геопространстве, о теории места, учение о геосистемах, об основах районирования и т. п.

Изучение феномена туристики «далеко не является завершенным, и для формирования детального и целостного понимания туризма как дисциплины необходимо вовлечение все большего количества смежных наук».

В качестве такого географо-туристического «альянса» необходимо отметить замечательное, разностороннее учебное пособие Д.В. Севастьянова «Основы страноведения и международного туризма» (2008). Но этого лишь одна из первых такого рода ласточек, да и туристский капитал желательно оставлять в своей стране, показывая людям, что объекты туристского интереса у нас своей уникальностью ничуть не хуже.

Изучение туристики, начавшееся в экономике, охватило практически все науки. Учитывая то обстоятельство, что просветительские и социально ориентированные концепции туризма в самом начале его развития как бизнеса заместились предпринимательскими, а ныне рыночными, понятно, что первостепенно теория и практика туризма разрабатывались именно в туристском бизнесе и развивались сразу как отрасль экономики. При этом разрабатывались туроперей-тинг, продажи (маркетинг) в туризме, системы управления (менеджмента), реклама и подобные направления и дисциплины.

Но на рубеже веков, особенно в начале XXI в., туризм как дисциплина, направление, отрасль экономики трудами многих ученых обретает контуры науки. В.А. Квартальнов (2003) впервые дает определение «туристики как комплексной науки о туризме, синтезирующей все аспекты его изучения. Туристика представлена как целостная, национально ориентированная система современных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике и туристском законодательстве» (с.16).

В предлагаемой гносеологической модели новой комплексной науки туристики выделяются такие элементы, как туристы (субъекты туристики), индустрия туризма (объект туристики) и турпродукт (предмет туристики).

В многочисленных учебниках к индустрии туризма относятся индустрия транспорта, туроператорская и турагентская деятельность, индустрия гостиничного дела, питания и развлечений. А туристский продукт состоит в основном из перевозки, размещения и развлечений. На производство туристского продукта работают авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные компании, а также отели и другие средства размещения, музейно-экскурсионный

172

бизнес, места массовых развлечений, спортивные, курортные организации и т. д. (Ильина Е.Н.,2002).

На наш взгляд, перспективы взаимного обогащения наук существуют на стыке туристики и географии. И слова «путешествия, открытия, маршруты, походы, стоянки,....» изначально принадлежат полевой географии. Романтика дальних странствий, охота к перемене мест, тяга познания неведомого, отдаленного, малоизвестного объединяла, одухотворяла определенные профессии, особенно привлекательна в этом отношении специальность география, прерогативой которой и было исследование территории, изучение размещения природных и общественных объектов и явлений, изучение взаимосвязей между ними.

У географии имеется свой язык и метод познания - картографический. Карта имеет многочисленные функции, в том числе коммуникативную. Можно уверенно сказать, что планирование и проектирование без наглядного пространственного представления о территории невозможны. Также затруднительно какое-либо перемещение, путешествие без карты, без плана города, туристской дести-нации. Известны специальные туристские карты.

Таким образом, можно сказать, что территория, историкогеографическое пространство, является своеобразным «общим знаменателем», определенным фокусом, в котором сходятся интересы двух наук фундаментальной географии и новой современной туристики. Именно на территории размещены объекты туристского интереса, именно она зачастую привлекает внимание туристов своими особенностями, памятниками природного, культурного, духовного наследия, своими городами или девственными просторами тайги или тундры, горами или морями. А может быть, «тихими приютами»: древними монастырями, где останавливается бег времени и слышен славянский язык.

В понятие «турпродукт» наряду с экономическими составляющими может быть необходимо включать и географические параметры. Необходимо «продавать» специфику природных условий своей страны - например, знакомство с Балтийским щитом, с глинтом, с девонскими отложениями реки Луги, заповедной рекой Рагушей и т. д. Пока что интерес к природно-рекреационной составляющей рассматривается в теории туристики лишь в категориях мотивации. На наш взгляд, этого явно недостаточно.

Формирование этноса, характеризуемого особым стереотипом поведения, происходит лишь в особых ландшафтных условиях, в ходе взаимного приспособления себя к ландшафту и ландшафта к себе. Интересно, что в любой общественной системе пространственная среда, всегда слитая со средой социальной, оказывает влияние на поведение, в том числе и гостей-туристов.

173

Эстетические идеалы человечества веками формировались гармонией среды. Еще И. Кант высказывал догадку о сверхсубъектной всеобщности ощущения прекрасного. В.А. Николаев (2003) считает, что в эстетическом воспитании роль ландшафтной среды важнее роли искусства, а первым и главным учителем понимания красоты является природа, ландшафт. Находясь в прекрасном ландшафте, ощущая его, созерцая, вдыхая, человек испытывает чувство восторга, так ему необходимое в современных условиях городов.

Экологические проблемы, которые возникают при туристской эксплуатации, сугубо территориальны. Разной является исходная природно-социальная обстановка в каждом регионе, масштабы и характер антропогенного воздействия и характер реакции окружающей среды. При их изучении велика роль геоэкологии, ветви географии, направленной на охрану дома человека и в итоге формирование оптимальной географической среды.

Мы уверены, что существенной, важной частью туристики явилось бы направление геотуристики - науки о географической туристкой среде, которая является глобальной пространственной геосистемой туристского интереса и зачастую определяет специфику формирования турпродукта.

Рекреационо-туристские потоки при этом являются энергетической объединяющей в этой природно-социальной геопространственной системе.

В нашу эпоху интеграции наук, когда мы, по словам В. И. Вернадского, «все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам», это направление представляется нам весьма точным и перспективным.

Итак, определим, что туристская среда представляет собой систему организованного взаимодействия всех участников туристского процесса, в том числе предприятий и лиц, оказывающих туристские услуги, и группы или отдельных лиц, получающих услуги в условиях географического (природно-социального) пространства, состоящего из существующих целенаправленно подобранных и организованных объектов туристского интереса.

Можно сказать, что это часть освоенного рекреационного пространства, одна из природно-социальных геосистем на определенной территории. Поток туристов определяет структуру и целостность системы. Где он ослабевает, там предполагается пограничная зона системы, смена типа туристской среды или переход к неосвоенному туристами пространству.

Таким образом, географическая туристская среда подобно ландшафтной оболочке (может быть, это в перспективе сближающиеся по туристской освоенности геосистемы) обладает свойством континуальности и дискретности.

174

Можно сказать, что часть освоенного в туризме географического пространства, обладающая определенной целостностью по тем или иным критериям, представляет собой геотуристскую систему.

Для дальнейшего исследования категории туристской среды или развития теории туристской дестинации уместно воспользоваться теорией А.А. Минца и В.С. Преображенского о функции места и ее изменении. Они определяют место как некую часть географического пространства, характеризуемую не только определенным положением в двумерном или трехмерном пространстве, но и совокупностью многих его свойств. Тогда и топографическое положение места в трехмерном пространстве, и совокупность его свойств можно определить однозначно: через положение в многомерном пространстве.

Функция места рассматривается с позиций жизнедеятельности общества, т. е. выполнения определенных задач и, следовательно, удовлетворения тех или иных общественных потребностей. Классификация функций, таким образом, соотносится с системой потребностей. Наконец, историческая смена функций места очевидна, но не разработано понятие о ее временном шаге, о темпах смены.

Предлагается в качестве такого места, в качестве единицы районирования в геотуристике считать туристскую дестинацию.

Уточним, что под дестинацией имеется в виду: «Дестинация -(1) место (территория, район, местность) назначения, прибытия, (2) объект назначения, пользователь-получатель информации..., (з) цель путешествия, похода. Чаще всего термин используется в лексиконе профессионального туризма для обозначения местности или страны приема туристов». (Большой глоссарий терминов международного туризма, 2002).

Именно это обстоятельство позволяет нам рассматривать казалось бы исконно географические объекты: города, поселения, реки, озера, геологические обнажения, памятники природы и культуры как объекты туристского интереса, как структурные единицы направления науки о туризме - геотуристики с соответствующим подходом к их изучению, освоению, охране и т. п. Именно из их подбора и сочетания строятся специфические геотуристские комплексы, конструируется геопространство разных типов.

Поставленные проблемы применения теории географической науки в туристике лишь иллюстрируют взаимную полезность симбиоза туристики и географии, который будет способствовать развитию теории геотуристики.

В подтверждение сказанному приведем слова ведущих в туристике ученых о том, что наряду с развитием отрасли туризма необходимо развивать методологические основы науки, ее предметную терминологию и понятийную базу (М.Б. Биржаков, Т.И. Власова, В.А. Квартальнов, И.В. Зорин и др.).

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.