Научная статья на тему 'Геотуристика как структурная часть науки | о туризме'

Геотуристика как структурная часть науки | о туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
742
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТИКА / ГЕОТУРИСТИКА / СТРУКТУРА ГЕОТУРИСТИКИ / ПРЕДМЕТ ГЕОТУРИСТИКИ / МЕТОДЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / STRUCTURE OF GEOTOURISTICS / METHODS / TOURISM AND RECREATION ENVIRONMENT / TOURISTICS / GEOTOURISTICS / OBJECT OF GEOTOURISTICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Макарский Анатолий Моисеевич

Статья посвящена теоретическим вопросам науки о туризме. В ней рассматриваются зарожде­ние и развитие научной парадигмы туристики, становление научной терминологии (туристика, туризмология, туризмоведение). Авторы, как и многие другие, используют термин «туристика» и констатируют, что туристика представляет собой комплексное научное направление, меж­дисциплинарное поле деятельности. В терминологическом словаре туристика определяется как целостная система наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менед­жменте туризма и туристском законодательстве. Авторы отмечают, что теория туризма на­чала формироваться в недрах экономических наук, поэтому и экономика туризма, менеджмент, маркетинг, реклама и индустрия туризма достаточно разработаны на сегодняшний день и счи­таются ядром туристики. Однако нельзя недооценивать географические, геопространственные основы туристики, «осваивающей», кроме экономики, еще и географическое пространство. В статье рассматривается геотуристика как самостоятельное научное направление, объектом изучения которого является туристско-рекреационная пространственная среда (ТРПС) в преде­лах географического пространства, обладающая континуальностью и дискретностью. Предме­том изучения геотуристики являются объекты туристского интереса и элементы туристской инфраструктуры, их природоохранная и геоэкологическая составляющая, социально-демографи­ческие особенности коренного населения и их состояние в процессе туристско-рекреационного освоения территории. Рассматриваются методы и перспективы развития туристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Макарский Анатолий Моисеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOTOURISTICS AS A CONSTITUENT PART OF TOURISM AS A SCIENCE

The article is devoted to the theoretical issues of tourism as a science and considers the genesis and evolution ofthe scientific paradigm of touristics, the establishment of scientific terminology (touristics, tourismology, tourism studies). The authors employ the term 'touristics'and claim that touristics is a complex scientific field and an interdisciplinary research area. Glossaries define touristics as comprising an entire system of tourism sciences, tourist activities, tourist economy, tourist management and tourist legislation. The article states that the theory of tourism originated from economic sciences, which ensures a high level of development that tourist economy, management, marketing, advertising and holiday industry demonstrate today, each contributing to the core of touristics. However, it would be shortsighted to underestimate the value of geographical and geospatial scientific knowledge for the development of touristics, which covers geographical space as well as economy. The article views geotouristics as a distinct scientific field studying as its object the continual and discrete (discontinuous) tourism and recreation environment as existing within geographical space. The subject of touristic scientific research encompasses objects of tourist interest, constituents of tourist infrastructure, their nature-oriented and geo-ecological aspect, social and demographic features ofthe indigenous population and the changes they undergo in the course of tourist and recreational territory development. Finally, the article evaluates the methods and prospects of touristics.

Текст научной работы на тему «Геотуристика как структурная часть науки | о туризме»

ПОЛЕМИКА

УДК 338.48:910.1 DOI: 10.12737/2805

I ГЕОТУРИСТИКА КАК СТРУКТУРНАЯ ЧАСТЬ НАУКИ | О ТУРИЗМЕ

Комиссарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, кандидат географических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, директор НИИ географии, экологии, природопользования, tsk42@mail.ru,

Макарский Анатолий Моисеевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета естествознания, географии и туризма, makarski@mail.ru,

АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена теоретическим вопросам науки о туризме. В ней рассматриваются зарождение и развитие научной парадигмы туристики, становление научной терминологии (туристика, туризмология, туризмоведение). Авторы, как и многие другие, используют термин «туристика» и констатируют, что туристика представляет собой комплексное научное направление, междисциплинарное поле деятельности. В терминологическом словаре туристика определяется как целостная система наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма и туристском законодательстве. Авторы отмечают, что теория туризма начала формироваться в недрах экономических наук, поэтому и экономика туризма, менеджмент, маркетинг, реклама и индустрия туризма достаточно разработаны на сегодняшний день и считаются ядром туристики. Однако нельзя недооценивать географические, геопространственные основы туристики, «осваивающей», кроме экономики, еще и географическое пространство.

В статье рассматривается геотуристика как самостоятельное научное направление, объектом изучения которого является туристско-рекреационная пространственная среда (ТРПС) в пределах географического пространства, обладающая континуальностью и дискретностью. Предметом изучения геотуристики являются объекты туристского интереса и элементы туристской инфраструктуры, их природоохранная и геоэкологическая составляющая, социально-демографические особенности коренного населения и их состояние в процессе туристско-рекреационного освоения территории. Рассматриваются методы и перспективы развития туристики.

Ключевые слова: туристика, геотуристика, структура геотуристики, предмет геотуристики, методы, туристско-рекреационная пространственная среда

Развитие науки о туризме — необходимый современный сложный процесс, определяющий вектор развития теории и практики туристской деятельности в целом. Накоплен опыт практической деятельности, который необходимо обобщать, анализировать, развивать в нужном направлении. К сожалению, зачастую практика обгоняет научные разработки. Идеально, когда развитие науки опережает развитие практики, но опирается на нее и развивается для пользы дела.

Сочетание интереса людей к природе, населению, хозяйству и устройству жизни в других странах мира породило такое направление человеческой деятельности как путешествия и познавательный туризм. Современная география и страноведение стали необходимой научной основой для организации путешествий и туризма в целом. Туризм превратился в индустрию — производство товаров и услуг, связанных с появлением рынка разнообразных предложений и туристских услуг, кото-

108

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Геотуристика как структурная часть науки о туризме

рые включают обеспечение перемещения людей в пространстве к месту или объекту их интереса, организацию временного проживания, питания и развлечений. Необходимыми составляющими туризма стали выполнение формальностей для получения заграничных паспортов, виз, страховых полисов, предварительный заказ билетов, организация экскурсий и т. д., которые в современных условиях выполняются персоналом туристских фирм. Развитие сферы туризма сопровождается созданием новых рабочих мест и способствует повышению занятости населения, формированию значительных финансовых потоков. В среднем в мире 1 турист способствует возникновению 5—7 рабочих мест [1].

В 70-х годах XX в. в результате бурного развития международного туризма этот феномен стал рассматриваться как объект науки, возникла соответствующая деятельность: появились новые образовательные учреждения, а в них новые специальности и специализации. По тематике, связанной с организацией туризма, стали проводиться научные конференции, встречи и т. п. Формировалась парадигма туристики как комплексного направления науки о туризме. Возникли исследовательские институты и организации, заинтересованные коммерческими и теоретическими аспектами туристской деятельности. Стало очевидным, что туристика представляет собой широкое междисциплинарное (географическое, экономическое, юридическое, культурологическое) поле деятельности, рассматривающее проблемы природной и исторической обусловленности туризма, особенности мотивации, организации и реализации туризма как сферы науки, бизнеса и предпринимательства, как формы организации досуга и отдыха. Более того, ту-ристика неизбежно базируется на данных рекреационной географии, комплексного и туристского страноведения, географии туризма и туристских потоков, включает экономику и социологию туризма, туристский бизнес.

История «туризмоведения», «туризмологии», «туристики» имеет четкий временной рубеж, от которого фиксируется начало научных исследований российского туризма. Им является 1930 г., когда были начаты первые обследования физиологами туристов на плановых маршрутах [ 2].

Однако представления о туризме за 80 лет значительно изменились, сместились акценты

исследований. Сегодня туристами стали называться практически все отдыхающие, которые покупают турпродукт в туристских фирмах, существует рынок туристских услуг, формируется контингент специалистов по туризму и сервису. Наукой о туризме пройден путь от изучения физиологических основ туристских походов (сформировалась физиология туризма, принадлежащая разделу физкультуры и спорта) до сегодняшнего комплекса научных направлений, объединяемых термином «тури-стика».

В туристском терминологическом словаре «туристика» определяется как «целостная система современных фундаментальных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма и туристском законодательстве» [3]. Однако вряд ли наукой (туристикой) может быть наука о системе наук. И куда в этой системе делись науки о географическом пространстве и его экологическом состоянии?

В наше время наука о туризме развивается главным образом на базе высших учебных заведений коллективами ученых и специалистов различных кафедр, координируется и поддерживается Учебно-методическим объединением по сервису и туризму, ведущий в этом профессиональном направлении вуз — Российский государственный университет туризма и сервиса.

До настоящего времени нет единого мнения собственно о названии самой науки о туризме. В статье Г.П. Долженко подробно представлены результаты исследований по России, Украине, Белоруссии и Казахстану об использовании терминов «туризмология», «туризмоведение» и «туристика» для названия комплексной науки о туризме. Автор считает, что названные термины следует считать синонимами. Наиболее популярен в высших учебных заведениях термин «туризмология» [2].

Мы представляем важность научной терминологии, но отсутствие единообразия объясняется тем, что теория туризма пока молода, терминология не устоялась — это и не хорошо и не плохо. Термин туризмология можно интерпретировать как «слово, знание о туризме», тогда как в термине «туристика» присутствует просто суффикс. В своих работах мы используем термин «туристика», который предложил «отец» науки о туризме В.А. Квартальнов, а его последователем

109

ПОЛЕМИКА

И.В. Зориным были окончательно разработаны понятия об объекте, предмете и субъекте туристики [4; 5; 6].

Далее мы остановимся на нашем понимании и структурном расширении этого термина. Туризм стал развиваться в сфере обслуживания, а его теория начала формироваться в недрах экономических наук, поэтому и экономика туризма, менеджмент, маркетинг, реклама, и индустрия туризма довольно хорошо разработаны на сегодняшний день и обеспечены литературой.

Свидетельство тому — материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма», 1997. Тогда при определении туристики исходили из ее конкретно-целевой практической направленности — туристского обслуживания граждан и рассматривались два уровня туризма: отрасль и турфирму. При этом в туристику включались три элемента туризма: организация, управление и экономика.

Географические основы теории туристики, интегрирующие географические дисциплины применительно к туризму, были не развиты вообще или развиты недостаточно. Они и сейчас существуют в рамках других самостоятельных научных направлений: физической географии, рекреалогии, страноведения, геоэкологии и др. Однако туризм даже как отраслевая экономическая система не существует в безвоздушном пространстве, турпродукт не находится на полках магазинов, а представляет собой часть географического пространства, реализуется на территории, подчиняясь всем ее природно-экологическим закономерностям, ритмам и циклам, которые надо иметь в виду, заботясь о качестве туристской услуги.

Следует еще раз подчеркнуть, что география и туристика взаимосвязаны и взаимно полезны. Для развития географии туристика полезна тем, что является прикладным ее направлением и развивает ее в области рекреационных исследований, рекреационного природопользования, медицинской географии, этногеографии, географии населения, географии туризма и т. п. Для туристики география необходима тем, что в первую очередь формирует научную географическую картину мира, показывая многообразие мира и особенности туристских ресурсов.

Туристика имеет как свой комплексный предмет исследования, так и методы научного исследования — известные признаки «научности» категории. В сложном комплексе туристского научного направления целесообразно выделить общие вопросы туризма и различать рассмотрение природно-географической и социально-экономической составляющих. Разумеется, лишь в целях научного рассмотрения каждой из них в отдельности и их системного взаимодействия в последующем, например, в разделе туристско-рекреационного районирования [7; 8].

Методологически комплексная наука о туризме развивается в рамках геопространственной, а подробнее — природно-социальноэкономической научной парадигмы. Что же является объектом науки туристики? Каковы методы его исследования?

Мы считаем, что объектом туристики как комплекса взаимосвязанных научных направлений является туристская индустрия во всем ее многообразии и комплексности. Социально-экономическое взаимодействие субъектов и объектов туристского рынка осуществляется в пределах туристско-рекреационной сферы в рамках природно-историко-культурного и рекреационного пространства, состоящего из объектов туристского интереса, скомпонованных определенным образом в туристские де-стинации.

Важно подчеркнуть «задействованность» географического пространства, осваиваемого в процессе туристско-рекреационной деятельности. При этом системообразующим энергетическим каналом связи является поток туристов-рекреантов, формирующийся в соответствии с определенными природными и логистическими закономерностями.

Структуру туристики мы представляем как взаимообусловленное единство таких основных блоков, как геотуристика, экономика туризма, индустрия туризма, туристско-рекреационное районирование, экскурсионное дело, педагогика и психология туризма (рис. 1). Возможно расширение и дробление этой структуры.

В качестве методов исследования в тури-стике применяются как общенаучные и широко известные методы, такие как анализ и синтез, районирование, системный подход, так и специальные, например, проектирование, кластерный подход к туристско-рекреаци-

110

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Геотуристика как структурная часть науки о туризме

Рис.1. Структурная схема информационного содержания туристики (Komissarova T.S., MakarskyA.M., KazakovN.P., SevastyanovD.V.,2013)

онному проектированию, являющийся концептуальной основой создания региональных бизнес-сообществ и мн. др.

Дополнительно подчеркнем важность универсального «сквозного» метода познания природно-рекреационного пространства (ПРП) — метод его визуализации различными способами, в первую очередь с помощью геоизображений, экономических карт и картоидов. Визуальная модель позволит одномоментно «увидеть» ПРП и туристу-потребителю, и управленцу, и про-ектировщику-создателю турпродукта. Она позволит сравнивать, сопоставлять, оценивать, измерять его и управлять туристскими потоками. Кстати, именно это обстоятельство побудило разработать и читать курс «Картографическое обеспечение туризма» при подготовке специалистов в ЛГУ имени А. С. Пушкина. По рекомендации УМО сейчас готовятся к печати соответствующие учебник и практикум.

Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на каждом разделе, поэтому ограничимся рассмотрением теоретических вопросов геотуристики.

Геотуристика включает в себя пространственно-экологические аспекты науки о туризме и опирается на такие дисциплины, как страноведение, рекреационная география, природопользование, геоэкология, этногеография, ландшафтоведение, краеведение, топография и картография, география туризма (рис. 2).

Здесь же незримо присутствуют история географических открытий, путешествия и экспедиции.

Как раздел науки о туризме геотуристика ориентирована на пространственно-временные изменения природы и общества, развитие объектов и субъектов туризма. Она понимается как наука о географической туристской среде, которая является глобальной пространственной географической системой туристского интереса и в целом определяет природно-экологическую составляющую при формировании турпродуктов. Рекреационно-туристские потоки при этом являются энергетической составляющей в этой природно-социальной геопространственной системе.

Объект изучения геотуристики — туристско-рекреационная пространственная среда (ТРПС) в пределах географического пространства. В зависимости от масштаба явления это пространство может быть сферическим или плоским, предположительно трехмерным. Вертикальная координата позволит судить о «плотности» изучаемого пространства, прямо пропорционально связанной с коэффициентом неравномерности туристского потока. Очевидна разница в ней на территории Санкт-Петербурга, Нарьян-Мара и Малоземельской тундры, например.

Туристско-рекреационная среда представляет собой систему организованного взаимодействия всех участников туристского процесса. В процессе участвуют и объекты туризма, и

111

ПОЛЕМИКА

Рис. 2. Структурная схема содержания геотуристики [7]

субъекты, составляющие индустрию туризма. Предприятия и лица, оказывающие туристские услуги, группы или отдельных лица, получающие туристские услуги, функционируют в условиях географического пространства (ПРП), состоящего из существующих, целенаправленно подобранных и организованных объектов туристского интереса, составляющих в свою очередь мозаику туристских дестинаций [7].

Туристско-рекреационная среда, подобно ландшафтной сфере, обладает свойством континуальности и дискретности. Можно сказать, что это часть освоенного в туризме географического пространства, обладающая определенной целостностью по тем или иным критериям и состоящая из «мозаики» туристско-рекреационных геосистем. Такие положения теории позволяют переходить к районированию и классификации туристской среды.

Даже в названии направления — геотури-стика — улавливается пространственный, географический, геоэкологический аспект, составляющий предмет его исследования.

Предметом изучения геотуристики являются объекты туристского интереса и элементы туристской инфраструктуры, природоохранная и геоэкологическая составляющие, социально-демографическое состояние коренного населения.

Туристско-рекреационная среда — это часть освоенного природно-рекреационного пространства, одна из природно-социальных геосистем на определенной территории. Ведущий методологический принцип исследований в геотуристике — системный подход и концепция геосистем, хорошо разработанная в географии. Важную методологическую

роль имеет геометод (акад. Б.М. Кедров), метод ландшафтных исследований, теория геоизображений. Из «сквозных» географических методов (по А.А. Маркову) применимы картографический и математико-статистический, географическая лингвоиконика (А.А. Соколова), региональный историко-географический анализ (Л.Б. Вампилова), методы районирования и др.

Находят свое место в теории геотуристики следующие основные направления и положения географической науки:

• учение о геопространстве;

• учение о геосистемах и природно-территориальном комплексе;

• учение о природно-антропогенном ландшафте;

• учение о природно-рекреационном комплексе;

• учение об экосистемах;

• учение об историческом ландшафте и историко-географических сукцессиях;

• учение о районировании;

• типологический и индивидуальный подходы к изучению территории;

• понятие о природном, культурном, духовном наследии;

• понятие об особо охраняемых природных территориях и памятниках природы.

Как раздел науки о туризме, геотуристи-ка ориентирована на добровольное познание рекреантами и туристами пространственновременных объектов и явлений природного и культурного характера, в том числе уникальных и типичных ландшафтов, объектов исторического и культурного наследия, современной культуры. В процессе познания обеспечи-

112

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Геотуристика как структурная часть науки о туризме

вается охрана объектов туристского интереса и их экологическое благополучие, улучшение (но не искажение) быта коренного населения территории.

Таким образом, геотуристика понимается как раздел туристики о географической туристско-рекреационной среде, которая является глобальной (единой) пространственной географической системой туристского интереса, ее структуре и функционировании. Особенности этой среды и определяют специфические особенности турпродукта.

Тема туристского районирования рассматривается в разных ракурсах. Наиболее полная в этом смысле работа В.Б. Бессоновой (2006), которая опирается на труды В.С. Преображенского, И.В. Зорина, В.А. Квартального и других ведущих ученых в области туризма. Есть несколько подходов к определению туристского района, есть определение такового, данное ВТО.

Под туристским районированием понимается процесс разделения территории мира (геопространства), при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков.

ВТО выделяет 6 крупных туристских макрорегионов мира:

Европейский — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция);

Американский — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;

Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания;

Африканский — страны Африки, кроме Египта и Ливии;

Южно-Азиатский — все страны Южной Азии;

Ближневосточный — страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.

Отметим некоторое несовершенство этого районирования, оставляющее пространство для предложений. Так, в частности, «пропала» целостность России как Евразийского государства (это обстоятельство само по себе содержит огромный туристстский интерес и соответственно потенциал). Кроме того, не обозначены в качестве самостоятельного макрорегиона территории полярного туризма — Антарктида и Арктика.

Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых рекреационными ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, то есть большая часть территории интенсивно посещается туристами.

В современной географии развивается и концепция формирования туристско-рекреационных систем, туристских дестинаций. Но проблема географического туристского районирования — тема другой статьи.

Литература

1. БиржаковМ.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2007.

2. Долженко Г.П., Долженко Е.Г. Развитие научных исследований туристской деятельности в России (1930— 2010). Электронное учебное пособие. Ростов н/Д, 2010. Свидетельство о регистрации электронного ресурса №15890 (Пособие размещено на сайте: http://gennadiy-dolzhenko.ru).

3. Зорин И.В.,Квартальнов В.А. Туристика. М.: Советский спорт, 2001.

4. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

5. Квартальное В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика. 2007.

6. Комиссарова Т.С. Представление о геотуристике и туристской дестинации / Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире. Матер. Межд. конф. СПб.: ВВМ. 2010. С. 50-55.

7. Komissarova T.S., Makarsky A.M., Kazakov N.P., Sevastyanov D.V. GEOGRAPHICAL COMPONENT OF SCIENCE ABOUT TOURISM OR GEO TOURISM (318-325) Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications — Westwood — Canada, 2013. 720 p.

113

ПОЛЕМИКА

GEOTOURISTICS AS A CONSTITUENT PART OF TOURISM AS A SCIENCE

Komissarova Tat’iana Sergeevna, Doctor of Pedagogics, Candidate of Geography,

Professor at the Department of Socio-Cultural Service and Tourism, Head of The Research Institute of Geography, Ecology and Nature Management,

tsk42@mail.ru, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation,

Makarsky Anatolii Moiseevich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dean of The School of Natural Sciences, Geography and Tourism,

makarski@mail.ru, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

The article is devoted to the theoretical issues of tourism as a science and considers the genesis and evolution of the scientific paradigm of touristics, the establishment of scientific terminology (touristics, tourismology, tourism studies). The authors employ the term ‘touristics’and claim that touristics is a complex scientific field and an interdisciplinary research area.

Glossaries define touristics as comprising an entire system of tourism sciences, tourist activities, tourist economy, tourist management and tourist legislation. The article states that the theory of tourism originated from economic sciences, which ensures a high level of development that tourist economy, management, marketing, advertising and holiday industry demonstrate today, each contributing to the core of touristics. However, it would be shortsighted to underestimate the value of geographical and geospatial scientific knowledge for the development of touristics, which covers geographical space as well as economy.

The article views geotouristics as a distinct scientific field studying as its object the continual and discrete (discontinuous) tourism and recreation environment as existing within geographical space. The subject of touristic scientific research encompasses objects of tourist interest, constituents of tourist infrastructure, their nature-oriented and geo-ecological aspect, social and demographic features of the indigenous population and the changes they undergo in the course of tourist and recreational territory development. Finally, the article evaluates the methods and prospects of touristics.

Keywords: touristics, geotouristics, structure of geotouristics, object of geotouristics, methods, tourism and recreation environment

References:

1. Birzhakov, M.B. Vvedenie v turizm [An Introduction to Tourism]. St.Petersburg: Gerda Publ., 2007.

2. Dolzhenko, G.P., Dolzhenko, E.G. Razvitie nauchnykh issledovanii turistskoi deiatel’nosti v Rossii (1930—2010) [The Development of Scientific Research into Tourist Activity in Russia (1930—2010)]. Elektronnoe uchebnoe posobie [Electronic study guidebook]. Rostov-on-Don, 2010. Electronic resource registration certificate № 15890. The study guidebook is available at http://gennadiy-dolzhenko.ru.

3. Zorin, I.V., Kvartal’nov, V.A. Turistika [Touristics]. Moscow: Sovetskii sport Publ., 2001.

4. Zorin, I.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniia soderzhaniia professional’nogo turistskogo obrazovaniia [Theoretical basis for the content ofprofessional education in tourism]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora pedagogicheskikh nauk [Abstract of a doctoral thesis]. Moscow, 2001.

5. Kvartal’nov, V.A. Turizm [Tourism]. Moscow: Finansy i statistika, 2007.

6. Komissarova, T.S. Predsrtavlenie o geoturistike i turistskoi destinatsii [The concept of geotouristics and tourist destinations[. Stranovedenie i regionovedenie v reshenii problem ustoichivogo razvitiia v sovremennom mire. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii [National and regional studies as contributing to solving the problem of sustained development in the modern world. Proceedings of an international conference]. St.Petersburg: VVM, 2010. pp. 50—55.

7. Komissarova T.S., Makarsky A.M., Kazakov N.P., Sevastyanov D.V. Geographical component ofscience about tourism or geo tourism (318—325) Science, Technology and Higher Education [Text]: proceedings of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications — Westwood — Canada, 2013. 720 p.

114

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.