Научная статья на тему 'Об определении туристики каккомплексной науки о туризме'

Об определении туристики каккомплексной науки о туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5824
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
НАУКА О ТУРИЗМЕ / ТУРИСТИКА / ТУРИЗМОЛОГИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МУЛЬ-ТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ОБЪЕКТ НАУКИ / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / TOURISM SCIENCE / TOURISM STUDIES / TOURISMOLOGY / DIVERSIFICATION / A MULTIDISCIPLINARY / OBJECT OF SCIENCE / SUBJECT OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сесёлкин А. И.

Рассматриваются концептуальные подходы и научные взгляды современных науч-ных школ туризма на его место в системе научных знаний. Анализируются тенден-ции диверсификации отраслей научных исследований в сфере туризма. Предлагаетсяобобщенное определение туристики как комплексной науки о туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of tourism studies as a complex science about tourism

Conceptual approaches and scientific views of modern science schools of tourism on it’splace in the system of scientific knowledge are considered. Diversification tendencies of thescientific researches branches in the tourism sphere are analyzed. The generalized definitionof tourism studies as complex science about tourism is offered.

Текст научной работы на тему «Об определении туристики каккомплексной науки о туризме»

УДК 001.2

А.И. СЕСЁЛКИН

ОБ ОПРЕПЕЛЕНИИ ТУРИСТИКИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ НАУКИ О ТУРИЗМЕ

Рассматриваются концептуальные подходы и научные взгляды современных научных школ туризма на его место в системе научных знаний. Анализируются тенденции диверсификации отраслей научных исследований в сфере туризма. Предлагается обобщенное определение туристики как комплексной науки о туризме.

Ключевые слова: наука о туризме, туристика, туризмология, диверсификация, муль-тидисциплинарность, объект науки, предмет исследования.

Conceptual approaches and scientific views of modern science schools of tourism on it's place in the system of scientific knowledge are considered. Diversification tendencies of the scientific researches branches in the tourism sphere are analyzed. The generalized definition of tourism studies as complex science about tourism is offered.

Keywords: tourism science, tourism studies, tourismology, diversification, a multidisciplinary, object of science, subject of research.

В 2001 г., в предисловии к монографии «Туристика» [1], Д. Джафари отметил, что изучение туризма представляет область интересов многих наук и дисциплин: истории, политологии, социологии, философии, географии, экологии, психологии, антропологии, экономики, маркетинга, и подчеркнул важность становления и развития науки о туризме. По мнению ученых — основателей отечественной научной школы туристики В.А. Квар-тальнова и И.В. Зорина, эта наука синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и формирует целостную концепцию туризма. В своей монографии авторы анализируют концепции развития комплексной науки о туризме на различных исторических этапах развития туризма в России: просветительском, предпринимательском, идеологическом, экономическом и социокультурном.

Авторами предложена гносеологическая модель науки о туризме и его элементами и отношениями между ними. К элементам относятся: турист (субъект);

© Сесёлкин А.И., 2013

индустрия туризма (объект) и туристский продукт (предмет туристики). Отношения включают в себя рекреационные потребности, рекреационную деятельность, туристские услуги, технологии производства услуг, туроперейтинг (туроператорскую и турагентскую деятельность) и анимацию. К ключевым понятиям науки о туризме авторы относят: туризм, турист, экскурсант, туроператор, туристский пакет, туристская индустрия (индустрия туризма), туристский оборот, туристские потребности, мотив (мотивация), туристские услуги, туристский продукт, туристский рынок, туристский спрос. Впервые предложены количественная типология понятий и параметризация научных школ туризма. В рамках аксиологического (ценностного) подхода классифицированы функции туризма. Рассмотрены аксиологическая функция туризма, а также его антропологические, экологические и экономические аспекты. На основе рекреационного подхода анализируются рекреационные концепции, географические и исторические аспекты, а также взаимосвязи рекреалогии и туризма. Социальный

подход используется при анализе вопросов политологии, психологии и социологии туризма.

Авторы констатируют, что, во-первых, «не существует всеобъемлющей теории туризма, так как туризм, как и любая другая область человеческих стремлений, является областью изучения, к которой могут быть применены различные теоретические подходы. Во-вторых, ни одно социологическое воззрение в отдельности не может претендовать на монополию в понимании туризма, хотя отдельные из них могут рассматриваться как составляющие элементы мозаичной картинки, которые в сумме могут создать базис для плюралистической социологической интерпретации туристской действительности» [1, с. 286]. Для формирования детального понимания туризма как научной дисциплины необходимо вовлечение все большего количества смежных наук.

В научных трудах А.М. Новикова также отмечается, что туристика, по существу, представляет собой целый комплекс наук [2, с. 9—14], причем за последние десятилетия фронт научных исследований в области туризма значительно расширился в связи с бурным развитием самой отрасли туризма. Все научные исследования в сфере туризма А.М. Новиков разделяет на следующие группы:

1) исследования по основаниям науки о туризме — туристское науковедение, теоретическая туристика, методология тури-стики и туризма, логика туристики, история туризма, сравнительная туристика, организация и управление в туризме;

2) исследования по видам туризма — социальный туризм, корпоративный туризм, экспедиционный туризм, водный и подводный туризм, дачный туризм и т.д.;

3) отраслевые исследования по проблемам туризма — педагогика туризма (включающая два направления: педагогический потенциал туризма и проблемы профессионального туристского образования), здравоохранение (медицина туризма), экономика туризма, социология туризма, куль-

турология туризма, «туристское средове-дение» или «туристское инструментоведе-ние» (специфическая архитектура туристских организаций, гостиниц, ресторанов, кемпингов, пляжей и других рекреационных зон, ландшафтное обустройство туристских зон, проблемы информатизации туризма и создания телекоммуникационных туристских технологий и т.д.);

4) исследования по основанию форм общественного сознания — обыденное сознание, язык, мораль, право, политическая идеология, философия, религия, искусство, наука.

Говоря о месте туристики в общем здании современной науки, А.М. Новиков считает, что ее следует отнести к области практических наук наряду с медициной, педагогикой и др., и делает вывод, что «предметная область всего комплекса наук о туризме достаточно широка. И эта широкая предметная область1 требует четкого своего обозначения, названия. Ее можно назвать общим объединяющим понятием — "туристика".

Существует точка зрения (И.В. Зорин, А.И. Зорин), «что тексты, сформированные в рамках туристики, организуются двумя дополняющими друг друга ортогональными константами: туризмом и путешествием. Именно эти константы организуют специфические поля социокультурного освоения времени — пространства под воздействием туризма. При этом туризм большее влияние оказывает по экономическому вектору этого освоения, а путешествия — по духовному. Если суммировать мнения исследователей, то можно сказать, что туризм — современный этап в развитии путешествий» [2, с. 14].

Анализируя феномен путешествия, И.В. Зорин выделяет следующие концептуальные подходы и взгляды на предмет исследования: географический, гносе-

1 Предметная область — множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории (см.: [3]).

ологический, деятельностный, аксиологический, подчеркивая, что учение о феномене путешествия следует называть феноменологией путешествия, и делает следующие выводы [2, с. 20]:

«1. Туристика как феноменологическая наука изучает феномен путешествия.

2. Феномен путешествия проявляется в том, что в разные периоды времени путешествия были способны оказывать решающее воздействие на строго определенные процессы в развитии цивилизации и на ее сегменты.

3. В научно-предметном плане туристика исповедует принцип трансцендентально-феноменологической редукции, который позволяет перейти от обыденной и общепринятой установки по отношению к миру (например, иддустриально-туристской или экологической) к рефлектированной (например, рекреационной). Тем самым редукция открывает трансцендентную сущность туризма, для которого все существующее становится объектом.

4. Туристика включает восемь крупных феноменологических разделов: этнологию путешествий; мифологию путешествий; философию путешествий; апостольство путешествий; Великие географические открытия; индивидуализацию путешествия; индустрию туризма; рекреацию».

В украинской научной школе по туризму (В.К. Федорченко, В.С. Пазенок) предлагается называть науку о туризме туризмологией [4]. Концептуальные подходы и научные взгляды на туризм и его место в системе научных знаний ученых этой научной школы обобщены в недавно опубликованном монографическом исследовании «Туризмология: концептуальные основы теории туризма» [5]. Коллектив авторов данной монографии представляет обобщенный теоретический образ туризма как социального института, социоэкономического и культурного фактора общественной жизни, исследуя сущность теории туризма как инновационной социоэкономической и гумани-

тарной дисциплины, прослеживая генезис и эволюцию знаний о туризме, определяя содержание ключевых концептов и терминов, структуру и функции туриз-мологии. По мнению авторов, основным принципом туризмологического подхода является понимание сущности туризма как формы естественно-общественного бытия и жизнедеятельности путешествующего человека. Туризмология представляется междисциплинарной наукой, которая консолидирует:

• философию туризма, исследующую «жизненный мир» путешественника, аксиологический, морально и эстетически ценностный аспекты туристских событий;

• географию туризма, сосредоточенную на пространственно-временных закономерностях функционирования туризма;

• социологические исследования туризма;

• культурологию туризма, которая анализирует гуманизирующую, «человекот-ворческую» миссию туризма;

• психологию туризма, исследующую индивидуальные особенности путешественника и тесно связанную с этическими и эстетическими ценностями туристов, а также экологизацией сознания путешественников.

Педагогика туризма решает проблемы профессиональной подготовки специалистов туристского дела, а праксео-логия туризма обеспечивает осмысление туристской практики. Предметом исследований в туризмологии становятся пра-воведческие, политологические, конфликтологические и другие аспекты научного осмысления туризма.

Философию туризма, географию туризма, социологию туризма, экологию туризма, культурологию туризма, этику туризма, педагогику туризма, психологию туризма, конфликтологию туризма авторы рассматривают в качестве теоретико-методологических составляющих туриз-мологии, а к институциональным основам туризма и туризмологии относят гостеприимство, технологию туризма, рекреацию, анимацию в туризме, экономи-

ку туризма, экскурсологию, музееведение (музеелогию), туристское право, политологию и информатизацию туризма.

По мнению авторов, «в совокупности они формируют целостное туризмоло-гическое знание, помогают исследовать феномен туризма во всем его многообразии, вырабатывать культуру мышления у специалистов сферы туризма, обеспечивать достойный ответ вызовам, проблемам и угрозам, присущим цивилизации XXI в.» [5, с. 358].

П. Келлер также считает науку о туризме междисциплинарным феноменом [6]. Однако он отмечает, что «туристские исследования связаны со многими материнскими дисциплинами и могут попасть в ловушку мультидисциплинарности, так как каждая дисциплина сохраняет свою методологию и допущения неизменными вне зависимости от событий, происходящих в других дисциплинах. То есть шаг к междисциплинарности, при котором происходит смешение методов и всех затронутых допущений, еще не сделан. Муль-тидисциплинарность обогащает каждую из сторон академического сообщества. Но она же — одна из главных причин, почему туризм еще не стал единой совокупностью знаний и почему он часто не признается как самостоятельная дисциплина, особенно в терминах классической университетской науки» [6, с. 4]. П. Келлер подчеркивает, что только междисциплинарный подход, интегрирующий в себе знание соответствующих материнских дисциплин, может обеспечить целостность туристского знания. При таком подходе интегрируется большинство положений и методов из наук, занимающихся туризмом, что и позволяет создать самостоятельную дисциплину. В противном случае, как считает автор, такая дисциплина не будет полностью автономна.

Междисциплинарность и комплексность науки о туризме подтверждаются также весьма существенным за последние десятилетия ростом во всем мире числа диссертационных исследова-

ний и диверсификацией их тематики, посвященной множеству аспектов развития современного туризма и охватывающей все большее число научных отраслей, направлений и специальностей. Примером, иллюстрирующим этот процесс, может служить анализ тематики отечественных диссертаций, выполненных на соискание ученой степени кандидата и доктора наук за последние 18 лет, т.е. в конце ХХ — начале XXI в.1 По информации из базы данных Российской государственной библиотеки, за указанный период написано и успешно защищено 850 диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, в наименовании тем которых содержатся термины «туризм» и «туристский», по 14 отраслям науки.

Наибольшее число диссертаций по туристской тематике защищено по экономическим, педагогическим, юридическим и социологическим наукам и наукам о Земле. По другим отраслям науки (культурология, технические, исторические, философские, филологические науки, психологические, политологические, биологические, сельскохозяйственные науки) их существенно меньше.

График на рисунке иллюстрирует динамику научных исследований в сфере туризма по данным Российской государственной библиотеки. Виден устойчивый рост охвата множества отраслей наук в период 1995—2008 гг. и стабилизация этого значения в последующий период.

Основываясь на анализе приведенных выше трудов, на современном этапе развития научных исследований туризма можно сформулировать следующее определение туристики как науки о туризме.

Туристика (наука о туризме) — комплексная междисциплинарная наука, объектом которой является сфера туризма, а предметом исследования — совокупность явлений, процессов, результатов, связей

1 Данные для анализа предоставлены аспирантом И. Зарайским.

и отношений, возникающих в социально-экономической, гуманитарной, личностной, культурной, политической и иных предметных областях туристской деятельности, деятельности туристов, туристской индустрии и туристской дестинации. Ту-ристика включает такие научные дисциплины, как: философия туризма, история туризма, география туризма, социология

туризма, культурология туризма, психология туризма, этику туризма, педагогика туризма, туристское право, политология туризма, конфликтология туризма, экология туризма, технология туризма и гостеприимство, рекреалогия, экономика туризма, менеджмент туризма, маркетинг туризма, статистика туризма, информатизация туризма, экскурсоведение, музееведение.

Рост числа научных исследований в сфере туризма

На современном историческом этапе развития туристика пока еще не выработала собственную методологию исследования и применяет методологии составляющих научных дисциплин. Однако туризм как объект действительности реально стал объектом научного изучения. По мере того, как туризм попадает в поле зрения разных наук, появляется необходимость выделения специфических для каждой из наук

сторон этого объекта научного изучения в соответствии с определенными задачами. При этом каждая из наук выделяет свой предмет изучения, внося свой вклад в формирование комплексной науки о туризме — туристики на основе междисциплинарного подхода, подобно процессу огранки алмаза. Этой науке трудами будущих исследователей еще предстоит стать «бриллиантом», но этот процесс уже начался.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин И.В., Квартальное В.А. Туристика: монография. М.: Советский спорт, 2001. 288 с.

2. Туристика: от гипотез к теории: монография. М.: Советский спорт, 2009. С. 9—14.

3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.

4. Федорченко В.К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма // Вестник РМАТ. 2013. № 2 (8). С. 3-10.

5. Федорченко В.К. Туризмологя: коцеп-туальш засади теори туризму: монография /

B.К. Федорченко, В.С. Пазенок, О.А. Кручек та т. К.: ВЦ «Академия», 2013. 368 с. (Сер^я «Монограф»).

6. Келлер П. Основы туристского образования и исследований туризма в современном обществе // Вестник РМАТ. 2011. № 2.

C. 4.

УДК 338.48

В.А. МИНАЕВ

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕСТИНАЦИЙ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты нового подхода к управлению туристскими дестинациями, а именно сетецентрическая модель управления, базирующаяся на применении современных информационных технологий и сетевой организации информационного обмена дестинаций с потребителями туристских услуг и маркетинговыми организациями. Излагается принцип самосинхронизации при сетецентрическом построении управления в дестинациях. Вводится понятие «туристско-рекреационный аттрактор». Обосновывается стратегия «заимствования» при применении механизмов диффузии инноваций и передовых туристско-рекреационных технологий в туриндустрию регионов России. Предлагается полисетевая схема инновационного развития туристско-рекреационной сферы, включающей образовательный сегмент.

Ключевые слова: туризм и рекреация, дестинация, сетецентрическая модель управления, информационные технологии, самосинхронизация, аттрактор, стратегия «заимствования», образовательный сегмент.

The article examines the theoretical and applied aspects of the new approach to the management of tourist destinations. Namely, network-centric management model. The model is based on the use of modern information technologies and network organization of information exchange destinations with consumers of tourism services and marketing organizations. Networks are considered as "clusters" or aggregation structures consisting mainly of small and medium tourism enterprises. The principle of self-synchronization in a network-centric management of destinations considered. The concept of "tourism and recreation attractor" is introduced and justified. "Borrowing" strategy in the application of innovations diffusion and advanced tourism and recreational technologies mechanisms in tourism industry of Russia regions is justified. Multinetworking scheme innovative development of tourist and recreational areas including educational segment is proposed. Key words: tourism and recreation, destination, network-centric model of management, information technology, self-synchronization, attractor, "borrowing" strategy, educational segment.

□ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

В последние годы активно развивается теория и прикладная наука се-тецентрического управления сложными системами как новая эффективная парадигма выживания современных социально-экономических структур в условиях масштабного применения ин-фокоммуникационных технологий и глобализации всех значимых процессов существования человечества [1—2].

© Минаев В.А., 2013

В основе сетецентрической парадигмы лежит сетевой принцип построения той или иной системы, позволяющий обеспечить максимальные возможности для получения информации о параметрах ее собственного функционирования и состояния внешней среды, доступа к названной информации, ее обработки, хранения, распределения и обеспечения обратной связи [3—4].

В условиях подготовки к сетецентриче-ским «войнам», и это не преувеличение, развивается не только военная теория [5], но и магистральные направления дви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.