Научная статья на тему 'О картографическом обеспечении туризма (или необходимая картографическая компетентность бакалавров по туризму)'

О картографическом обеспечении туризма (или необходимая картографическая компетентность бакалавров по туризму) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
723
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА / КАРТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ / ТУРИСТСКИЕ КАРТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ КАРТ / КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ / MAP SUPPORT OF TOURISM / MAPS FOR TOURISTS / TOURIST MAPS / CLASSIFICATION OF TOURIST MAPS / CARTOGRAPHIC COMPETENCE OF SPECIALISTS IN TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А.

В статье рассмотрены вопросы картографической компетенции будущих работников туристской сферы. Убедительно показана, исходя из содержания туристики, необходимость картографической грамотности обучающихся, на что недостаточно уделяется внимание при общепринятом содержании подготовки бакалавров по туризму. В статье изложены авторские подходы к классификации карт для туристов и дана собственно классификация. Соответственно описаны объекты изображения и пользователи каждого типа карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents issues of cartographic competence of future employees in the tourism sector. The need for students’ cartographic literacy, to which not enough attention is paid, when teaching the general content to bachelors in tourism, is convincingly shown. The article describes original approaches to classification of maps for tourists, as well as the authors of the article give their own classification. Accordingly, the objects depicted and users of each type of the map are described.

Текст научной работы на тему «О картографическом обеспечении туризма (или необходимая картографическая компетентность бакалавров по туризму)»

УДК 378.016 : 528.94

Т. С. Комиссарова, Е. А. Гаджиева

О картографическом обеспечении туризма (или необходимая картографическая компетентность бакалавров по туризму)

В статье рассмотрены вопросы картографической компетенции будущих работников туристской сферы. Убедительно показана, исходя из содержания тури-стики, необходимость картографической грамотности обучающихся, на что недостаточно уделяется внимание при общепринятом содержании подготовки бакалавров по туризму. В статье изложены авторские подходы к классификации карт для туристов и дана собственно классификация. Соответственно описаны объекты изображения и пользователи каждого типа карт.

The article presents issues of cartographic competence of future employees in the tourism sector. The need for students' cartographic literacy, to which not enough attention is paid, when teaching the general content to bachelors in tourism, is convincingly shown. The article describes original approaches to classification of maps for tourists, as well as the authors of the article give their own classification. Accordingly, the objects depicted and users of each type of the map are described.

Ключевые слова: картографическое обеспечение туризма, карты для туристов, туристские карты, классификация туристских карт, картографическая компетентность специалистов по туризму.

Key words: map support of tourism, maps for tourists, tourist maps, classification of tourist maps, cartographic competence of specialists in tourism.

Карта - произведение, написанное, созданное графическим специальным пространственным языком, и уникальность картографии в том, что эта наука, несмотря на значительный возраст, остается молодой. Этот факт объясняется тем, что потребность в картах и географо-картографи-ческих знаниях, стимулирует каждое поколение людей к совершенствованию [4]. Тому способствует совершенствование технологий и развитие техники. Благодаря карте люди получили возможность «останавливать» мгновения и получать информацию о минувших событиях, о представлении древних о Земле, о границах суши и моря, о положении русел рек, береговой линии озер, границах государств, узнали названия различных объектов, так как карта сохраняет язык ее создателей. Язык самой карты формируется человечеством в ходе эволюции культуры. Именно графический язык, используемый для изображения территории, и позволяет нам «один раз увидеть, чем сто раз услышать». Информация при чтении карты воспринимается сразу, а не последовательно, как например, при чтении книги.

© Комиссарова Т. С., Гаджиева Е. А., 2017

324

Отдельные картографические произведения можно назвать шедеврами, как произведения искусства. Имена Микеланджело, Дюрера связаны с составлением и оформлением карт. Известно, что многие картографы -тончайшие графики, художники. Формирование пространственно-временных представлений очень важно для роста личности гражданина в любое время.

Если рассматривать туризм как сектор экономики, то очевидно, что в туристском процессе участвуют две стороны: продавец тупродукта (путевки) - представитель фирмы и покупатель путевки - турист. Туроператором, как известно, создается, разрабатывается новый турпродукт. Без карты это сделать практически невозможно, так как она изображает некое географическое пространство с соответствующими качественными и количественными характеристиками.

Картография и занимается прежде всего локализацией и оценкой расстояний и направлений. Информация представляется также в системе символов, которые все понимают почти инстинктивно, однако более тонкие из них объясняются в легенде карты. Кроме того, карта составлена так, что на ней показаны главные и обобщенные черты местности или какого-либо явления (например, на климатической карте), что позволяет установить в случае потребности необходимые закономерности.

Указанные особенности картографии помогут оценить ее необходимость для полноценного, системного, географически грамотного составления туристских документов, для умения принять грамотное управленческое решение.

Задачи развития туризма, его географической составляющей (геоту-ристики) предполагают наличие его соответствующего обеспечения. Карта не только источник информации, но и формат общения, появившийся, возможно, раньше письменности. Информация по истории картографии представляет собой аспект гуманизации знаний о Земле, так как в основе понимания природы пространственных представлений лежат мотивы культуры и науки.

Сегодня карта в качестве логической системы визуализации выступает как главное орудие знания и использования географического пространства. Основную роль в информационном обеспечении менеджмента общественного развития играет географическая информация, представленная на картах и в геоинформационых системах.

Развитие науки туристики, (а может быть туризмологии и туризмогра-фии), задачи развития туризма и географического его изучения обуславливает необходимость соответствующего информационного обеспечения. Атласы, карты, туристские схемы, буклеты, и др. картографические произведения являются емкими и наиболее концентрированными носителями пространственно-организованной информации. Поэтому они активно применяются туристами на разных этапах подготовки и осуществления путешествий, используются как эффективное и наглядное средство привлечения потенциальных инвесторов, а также потребителей в туристскую сферу.

Туристские карты обладают широким спектром применения. Необходимо выделить два магистральных направления картографического обеспечения туризма: туристские карты (собственно карты для туристов и экскурсантов); карты для туристской отрасли и государственного регулирования туристской индустрии (карты, используемые в туристском бизнесе и органами управления в сфере туризма).

Овладение языком карты и приемами работы с геоизображениями как с графическими моделями, отражающими территориальные закономерности, достигается при условии картографической грамотности. Прикладное значение подобных знаний очевидно, так как карты - носители пространственно-организованной информации, ресурс для обучения и общения.

Необходимо заметить, что карты для туристов и туристские карты не тавтология, это разные картографические произведения и отличающиеся друг от друга понятия. Во всяком случае, после изучения банка различных современных опубликованных карт мы подошли именно к такому мнению.

В.А. Кожин дает такое определение туристских карт: туристские карты - это географические карты, предназначенные для целей туризма. Разумеется, функционал географических карт весьма обширный, в чем же тогда их особенность как туристских карт? Вероятно, дело в том, что приведенное определение туристской карты справедливо не в полной мере. Карты для туристов - это различные справочники, атласы, карты, позволяющие туристу собрать необходимую информацию о туристской де-стинации. Но в процессе использования эти карты не становятся турист-кими.

Обсуждая вопрос о туристских картах для профессионалов, важно определить, какими они должны быть.

В настоящее время изучен картографический метод исследований, хорошо известны свойства и назначение карт. Для определения туристских карт следует обратиться к понятию «туризм» как к объекту исследования «туристики». Это позволит определить предмет картографирования на туристских картах (прообраз картографического образа) и какие карты будут соответствовать требованиям деятелей туризма).

По мнению И.В. Зорина, существует не менее четырех подходов к определению сущности туризма [1]. Экономисты и руководители регионов рассматривают туризм как отрасль хозяйства; туроператоры как рынок или межотраслевой комплекс; представители турагентств как экономическую деятельность по обслуживанию туристов; туристы как деятельность во время отдыха. Все это свидетельствует о неоднородности и сложной структуре туризма.

Таким образом, объектом туристики как комплексной науки о туризме является социально-экономическое взаимодействие в пределах туристской дестинации, где природно-историко-культурное пространство формируется из объектов туристкого интереса [3].

Таким образом, туристско-рекреационное пространство, объекты туристского интереса, туристские дестинации и основные туристские потоки следует отнести к объектам туристско-рекреационного картографирования. Туроператоры и турагенты, экономисты и руководители регионов -потребители картографической продукции.

Карта не только источник информации, в котором материал подается графическим способом. Это модель связи между объектами и явлениями, представленными на карте и человеком, который использует информацию в профессиональной деятельности. Поэтому полнота и качество получаемых данных зависят от уровня картографической подготовки специалиста.

Картографический метод позволяет путем обработки исходной информации или по результатам съемок создать новую карту. В другом варианте готовая карта может быть источником первичной информации, на основе которой можно создать вторичную карту. Топографические карты служат исходными для карт, используемых при разработке турпродукта.

Можно выделить два типа подобных информационных карт:

- карты, на которых изображены объекты туристкого интереса;

- карты инфраструктуры туризма: туристско-информационные центры и турфирмы, гостиницы, рестораны, кафе, музеи, театры, парки отдыха....

Тематические карты туристско-рекреационного районирования, картодиаграммы и картограммы, эпюры эффективно используются менеджерами туристско-рекреационного пространства с целью мониторинга и анализа развития отрасли. В процессе создания туристских карт необходимо следовать правилам, по которым разрабатываются тематические карты.

Туристские карты состоят:

- из математической основы (масштаб подписывается, изображение картографической сетки часто снято, но это не значит, что она отсутствует);

- географической основы (города, гидрографические объекты, границы);

- элементов специального содержания (объекты туристского интереса, элементы инфраструктуры и т.п.) в зависимости от назначения карты.

На основании вышесказанного можно утверждать, что существующие правила разработки и применения карт, картографический метод исследований позволяют разрабатывать необходимые туристские карты. А специалистам необходимо иметь профессиональное представление о тематических туристских картах (общих для туризма и специальных для его различных аспектов).

По содержанию все карты делятся на общегеографические (физические) и тематические. Туристские карты по этой классификации относятся к группе тематических или специальных карт.

Мы предлагаем для группы тематических туристских карт свою, отличную от других, классификацию туристских карт. Наша классификация « второго порядка», она применима только для туристских карт. Ее

особенностью является то, что на туристских картах объект картографирования близок по смыслу к сложному геопространству (для которого и существует классификация географических карт) и его генерализованное изображение фактически является в значительной степени содержанием туристской карты в виде ее географической основы [3]. Это обстоятельство побудило нас различать по типу географической основы две большие группы туристских карт: общетуристские - физические (комплексные) и тематические (аналитические) - как правило, применяются для организации и управления туристской отраслью; топотуристские карты - общие и специальные - используются туристами-путешественниками и туроператорами.

Как правило, географическая основа служит ориентиром при изображении специального «тематического» содержания туристских карт. Вместе с тем природно-рекреационное пространство, изображаемое на общегеографических картах, является объектом картографирования в туризме. В результате физические карты будут являться основой содержания общетуристских карт. По аналогии основную нагрузку туристских будут составлять элементы содержания топографических карт, дополненные туристскими элементами и знаками.

Особенно важно, чтобы туристская карта была выразительной и читаемой. Поэтому такие карты сопровождаются текстом, справочными сведениями, рисунками и фотографиями. Это следует отнести к картам крупных, иногда средних масштабов.

Используя приведенную выше классификацию туристских карт по географической основе, мы предлагаем их классификацию по масштабу [3]:

• 1:1 000 000 и мельче - обзорные общетуристические физические и тематические мелкомасштабные карты,

• 1:500 000 - 1:1 000 000 - общетуристические среднемасштабные карты общие и тематические,

• 1:500 000 - 1:200 000 - топотуристские среднемасштабные общие и специальные,

• 1:1 00 000 и крупнее - топотуристские крупномасштабные общие и специальные,

• масштаб по необходимости - маршрутные карты,

• пользовательский масштаб планов - картосхемы и планы городов или дестинаций.

В данном случае при делении на группы отсутствует резкий переход. Имеет значение туристская специфика местности, назначение и нагрузка карты, ее адресность. Следует особо отметить рубеж масштаба 1:500 000. В нашей классификации он разделяет общетуристические карты и топотуристские карты как общие, так и специальные.

На обзорных общетуристических мелкомасштабных картах предметом картографирования является туристско-рекреационное пространство с его природно-историко-культурологическим содержанием и отражением основных туристских потоков.

Бывают и тематические обзорные карты, например, карта водных путей Европы. При желании ее можно отнести к туристским картам, но по сути своей она является специальной и относится к гидрологическим произведениям.

Обзорные общетуристские (мелкомасштабные) карты и частично общетуристические (среднемасштабные) карты активно используются руководителями регионов, организаторами туристской отрасли, экономистами. Общетуристские карты позволяют решать общие вопросы развития отрасли, региона, вопросы туристского районирования и управления турист-ско-рекреационным пространством. Кроме того, общетуристские карты являются эффективным инструментом разработки программ развития туристской отрасли.

Для организации и планирования туризма как отрасли экономики разрабатываются общетуристские тематические карты, как правило, средних масштабов, например:

а) оценка природных, экономических, социально-культурных условий для развития туризма осуществляется с использованием бонитировочных карт,

б) карты, отражающие взаимосвязи между рекреационными ресурсами и туристскими потоками (например, карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам);

в) комплексная информация о возможностях территориальной организации туризма, содержится на картах туристского районирования.

На общетуристских картах среднего масштаба показаны туристские кластеры, крупные туристские центры и дестинации, их главные особенности, отличающие один объект от другого.

Эти карты применяются для выбора маршрута путешествия, сбора информации о районе, о размещении объектов туристского интереса и системе обслуживания туристов.

Среднемасштабные карты используются как руководителями отрасли, так и туроператорами для разработки турпродукта, при посещении дестинации, для выбора района разработки тура, для оценки общих при-родно-организационных условий территории, планирования оптимальной сетки посещения выделенных на карте объектов, составления проектов маршрутов.

На общих туристских картах крупного масштаба изображены не только общегеографические элементы, но и объекты туристского интереса. На картах крупного масштаба особо охраняемые природные территории часто показаны со специальными обозначениями для посетителей, необходимые элементы содержания топографической карты с дополнительной туристской нагрузкой.

Эти карты используются туроператорами для определения характеристик при разработке маршрутов, прокладке нитки маршрута, выполнения необходимых расчетов. Туристы используют такие карты для ориентирования на местности.

На маршрутных картах в зависимости от их специфики (пеший, водный, конный, авто-, комбинированный) в дополнение к элементам содержания топографической карты дается необходимая специальная нагрузка.

Для пешеходных маршрутов туристские карты, как правило, выпускают в масштабах от 1: 100000 до 1: 400000, а другие - в более мелких. Туристские планы городов издаются отдельно или помещаются в виде дополнений на обзорных и маршрутных картах или в атласах.

• Обзорные общетуристские физические и тематические мелкомасштабные карты (1:1 000 000 и мельче), где туристско-рекреационное пространство с его природно-историко-культурологическим содержанием и отражением основных туристских потоков является объектом изображения.

Эти карты используются с целью классификации и туристского районирования. Кроме того, они способствуют решению вопросов развития отрасли, позволяют определять стратегию управления туристско-рекреационным пространством и разрабатывать программы развития туристской отрасли. Обзорные общетуристские карты востребованы руководителями регионов, организаторами туристской отрасли, исследователями.

• Общетуристские среднемасштабные карты (общие и тематические) (1:500 000 - 1:1 000 000), объекты изображения которых являются крупные туристские кластеры и дестинации, а также их структурные части. Такие карты востребованы менеджерами туризма и руководителями отрасли.

• Топотуристские среднемасштабные карты (общие и специальные) (1:500 000 - 1:200 000).

Объекты изображения - туристские дестинации, их части, объекты туристского интереса значительные по площади (в масштабе карты), национальные парки, заповедники, логистические объекты.

Пользователи - руководители туристской отрасли регионального уровня и туроператоры, в целях разработки турпродукта, маршрутов при посещении объектов туристского интереса, а также при выборе района посещения или при оценке природно-организационных условий территории.

• Топотуристские крупномасштабные общие и специальные карты (крупнее 1:100 000).

Объекты изображения - это общегеографические элементы ландшафта (дорожная сеть, населённые пункты, реки, озёра, леса, рельеф и др.) и объекты туристского интереса (уникальные памятники природы, архитектуры и истории музеи, средства размещения, объекты общепита, автозаправки, и т.п.) [3].

Пользователи - туроператоры для определения характеристик при разработке маршрутов, прокладке нитки маршрута, выполнения необходимых расчетов. Туристы используют такие карты для ориентирования на местности.

Приведенная выше классификация зиждется на впервые выделяемом для туристских карт основании - географической базе. Такое районирование следует логическим правилам классификации. Существуют и другие классификации туристских карт.

Приведем пример одной из них: выделяются три основных типа карт: аналитические, комплексные и синтетические.

Аналитические карты позволяют представить подробную характеристику комплекса однотипных туристских объектов по лимитированному количеству признаков (например, размещение всех гостиниц с характеристикой их вместимости).

На комплексных картах передан весь спектр объектов, имеющих большое значение для туриста (объектов туристского интереса и туристской инфраструктуры).

Синтетические карты передают итоги объединения значительных объемов информации и представляют совокупную характеристику территории или явлений. Наиболее репрезентативной иллюстрацией синтетических карт могут служить карты туристского районирования.

Цели картографирования и назначение карт влияют на масштабный ряд туристских карт. В этом ряду крупномасштабные (1:100 000 и крупнее), среднемасштабные (1:200 000 - 1:1 000 000) и мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000) карты.

Следует сделать акцент на вопросе, касающемся способов представления географической основы туристских карт. Данный вопрос - весьма дискуссионный, причем в литературе можно встретить прямо противоположные высказывания. Если опираться на тезис о том, что главное назначение туристской карты - помощь в ориентировании на местности, то ее содержание необходимо с точностью передавать в условных знаках топографических карт.

Но мы не зря ранее привели свою точку зрения на объект картографирования в туризме, она и отражена в схеме классификации туристских карт по их географической основе, изложенной на страницах учебника.

Считаем, что картографированию подлежит реальный прототип графического образа, т.е. в одном случае это изображение всего туристско-рекреационного пространства либо какого-то его качества, в другом -маршрута и т.п.

Для повышения наглядности карт возможно сочетать геометрически точное картографическое изображение с картинным изображением отдельных объемов и с применением различных видов пространственной перспективы. Для этого широко используются вспомогательные элементы карты.

Часто практикуется изготовление чисто художественных схем, дающих живописное представление о ландшафте посредством совмещения элементов картинного изображения с высоты птичьего полета, общепринятого картографического изображения и декорирующих карту иллюстраций. В практике используется каждое из этих решений. Следует понимать, что эти решения имеют разных адресатов и только поэтому все правомерны.

Отметим, что автотуристы пользуются хорошо изданными Атласами дорог в дополнение к туристским картам. Водные туристы используют в качестве специальных карт лоции, карты для рыбаков.

Методологически обосновано понимание о создании туристских карт как графических моделей реальной действительности, прообразов турист-ско-рекреационного пространства определенной размерности. Нельзя создавать одну туристскую карту «для всех», тем более что в туризме различаются организаторы отрасли туризма и туристы, предприниматели и пользователи - цели и задачи у них разные.

Список литературы

1. Зорин И.В. Феномен туризма: избр. соч. - М.: Наука, 2005.

2. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. Картографическая подготовка бакалавров по туризму в контексте профессиональной компетентности // Вестн. Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - Т. 10. - № 2. - С. 4-11.

3. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. Туристские карты или карты для туристов? // Вестн. Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - Т. 10. - № 3. - С. 89-92.

4. Комиссарова Т.С., Морозова О.Н. Визуализация географического пространства картографическим методом // Вестн. С.-Петербург. ун-та. Сер. 7. Геология. География. - 2015. - № 3. - С. 144-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.