Научная статья на тему 'Пространственно-экологическая компетентность специалиста по туризму как дополнительное условие его конкурентоспособности'

Пространственно-экологическая компетентность специалиста по туризму как дополнительное условие его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЕОТУРИСТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА / ПРОСТРАНСТВЕННОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETITIVENESS / GEOTURISTIKA / ECOLOGICAL CULTURE / GEOECOLOGICAL EDUCATION / VISUALIZATION OF SPACE / CARTOGRAPHICAL ENSURING TOURISM / SPATIAL AND ECOLOGICAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Нечаева Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов по туризму, формирование компетенций, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Анализируются точки зрения ведущих ученых на формирование профессиональных и личностных качеств в подготовке квалифицированных специалистов среднего звена, их востребованность и соответствие современным требованиям. Раскрывается расширение профессиональной компетентности за счет пространственноэкологического модуля в содержании учебных программ подготовки специалистов, показана структура данного модуля, состоящая из таких дисциплин, как «Геоэкология и туризм», «Картографическое обеспечение туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Нечаева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial-ecological competence of a specialist in tourism as an additional condition of its competitiveness

In article questions of training of specialists on tourism, formation of the competences allowing to be competitive in labor market are considered. The points of view of the leading scientists on formation of professional and personal qualities in training of qualified specialists of an average link, their demand and compliance to modern requirements are analyzed. Expansion of professional competence at the expense of the spatial and ecological module of contents of training programs of training of specialists reveals, the structure of this module consisting of such disciplines as «Geoecology and tourism», «Cartographical ensuring tourism» is shown.

Текст научной работы на тему «Пространственно-экологическая компетентность специалиста по туризму как дополнительное условие его конкурентоспособности»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 378

Т. С. Комиссарова, Т. А. Нечаева

Пространственно-экологическая компетентность специалиста по туризму как дополнительное условие его конкурентоспособности

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов по туризму, формирование компетенций, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Анализируются точки зрения ведущих ученых на формирование профессиональных и личностных качеств в подготовке квалифицированных специалистов среднего звена, их востребованность и соответствие современным требованиям. Раскрывается расширение профессиональной компетентности за счет пространственно-экологического модуля в содержании учебных программ подготовки специалистов, показана структура данного модуля, состоящая из таких дисциплин, как «Геоэкология и туризм», «Картографическое обеспечение туризма».

In article questions of training of specialists on tourism, formation of the competences allowing to be competitive in labor market are considered. The points of view of the leading scientists on formation of professional and personal qualities in training of qualified specialists of an average link, their demand and compliance to modern requirements are analyzed. Expansion of professional competence at the expense of the spatial and ecological module of contents of training programs of training of specialists reveals, the structure of this module consisting of such disciplines as «Geoecology and tourism», «Cartographical ensuring tourism» is shown.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, конкурентоспособность, геотуристика, экологическая культура, геоэкологическое образование, визуализация пространства, картографическое обеспечение туризма, пространственно-экологический модуль.

Key words: professional competence, competitiveness, geoturistika, ecological culture, geoecological education, visualization of space, cartographical ensuring tourism, spatial and ecological module.

Стратегия развития системы формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г. определяет основным направлением государственной политики подготовку квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с основными положениями Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

© Комиссарова Т. С., Нечаева Т. А., 2014

92

Федерации», имеющих ключевое значение для инновационной экономики нашего государства. Задачей, требующей безотлагательного решения, по мнению Министра образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанова, является приведение содержания образования и технологий подготовки кадров в соответствие с современными требованиями к квалификациям со стороны работодателей (Д. В. Ливанов, 2013).

В мире сегодня происходит «образовательный бум», который значительно увеличил потребности социума в профессионально компетентных специалистах, имеющих фундаментальную подготовку и способных к освоению новых знаний и умений, принятию собственных решений в изменяющейся ситуации. Высококвалифицированный специалист на сегодняшний день необходим во всех сферах и отраслях. От уровня образования и образованности специалиста зависит его материальная обеспеченность, возможность самореализации. Такая тенденция в развитии образования наблюдается во всем мире.

Профессионально важные качества современного специалиста во многом расширились. В условиях современных требований растет роль личностного фактора, немаловажную роль играет общеобразовательная подготовка, потребность и способность к самообразованию, профессиональная креативность и самостоятельность.

При этом различаются такие два понятия как «профессиональная самостоятельность» и «профессиональная мобильность» [5]. Профессиональная самостоятельность - это способность самостоятельно анализировать все требования, предъявляемые к работе; самостоятельно преодолевать трудности путем планирования и самоконтроля; владеть техническим мышлением; проявлять активность и творчество. Она базируется на готовности к любой самостоятельной деятельности, личностной ответственности, потребности и возможности принимать решения самостоятельно. Профессиональной мобильностью определяется уровень мышления; готовность решать любые производственные задачи, стремление к самосовершенствованию и самообразованию; способность оперативно и гибко действовать, исходя из создавшейся ситуации. Профессиональная мобильность подразумевает также возможность быстро постигать технические нововведения и новые специальности [5].

Главным критерием определения уровня квалификации любого специалиста не может служить только степень владения им профессиональных знаний и умений. Развитие профессиональных и социально значимых качеств, в основном, зависит от психологических особенностей и основных способностей человека, от уровня его общей культуры, умения воспринимать, мыслить, говорить, общаться, учиться, трудиться, заниматься самоанализом и рефлексивной самоорганизацией.

Для рынка труда основополагающим становится не только количество знаний, но и способность уметь решать профессиональные задачи, проявлять себя должным образом в непредвиденных ситуациях. Таким

образом, конкурентоспособный специалист - это человек, владеющий необходимыми знаниями, практическими навыками и креативным мышлением, т. е. профессиональной компетентностью (рис. 1).

Основными тенденциями в развитии системы современного профессионального образования выступают стандартизация, интегратив-ность, непрерывность, регионализация, гуманизация и др.

|||

_, 111

-

ФТОС "-^

4*

Г"

СОЦИАЛЬНЫЙ

ЗАКАЗ

п~

У

Требования

к уровню подготовки специалиста

КОМПЕТЕН ТНОСТЬ

ОТ ТС НО ЕН

ь м

КН С

НО

ОК П

КС

Рис. 1. Формирование конкурентоспособного специалиста.

Разнообразие туристской деятельности и туристских связей, социально-культурный феномен и «мирохозяйственные отношения в туризме» определяют разнообразие систем профессионального туристского образования. Деятельность в сфере туризма настолько многогранна, что как никакая другая дает возможность раскрыть будущему специалисту свой творческий потенциал как гуманитарной, так и аналитической направленности. Известно, что туризм связан и с бизнесом и социумом в целом, с людьми - потребителями гостиничных, рекреационных и тури-стско-экскурсионных услуг, с новыми информационными технологиями, с познанием различных типов туристских дестинаций. В области туризма есть место и научным изысканиям и разнообразной практической деятельности, и теории и практике.

Нам представляется очевидным, что чем шире профессиональный и общекультурный кругозор специалиста по туризму (разумеется, сопровождаемый определенными компетенциями), тем разнообразнее и мобильнее его возможности по реализации своих потенций на рынке труда, тем устойчивее его позиции в конкурентной борьбе, в ведении туристского бизнеса.

Отметим и то обстоятельство, что компетентный специалист с широким профессиональным кругозором даже в условиях ухудшения ситуации для развития туристской отрасли в современных условиях найдет выход за счет быстрого изменения направлений своей деятельности. Например, изменение в худшую сторону условий для выездного туризма с силу геополитических и экономических обстоятельств стимулирует развитие внутреннего туризма, переориентацию фирм на дополни-

тельное освоение дестинаций своей страны (для России Крым тому яркий пример).

Поскольку профессиональная подготовка в сфере туризма предполагает в первую очередь умение вести бизнес, заниматься предпринимательством, то и основной профессиональный цикл и профессиональные модули обучения посвящены экономике отрасли, изучают такие дисциплины как маркетинг, управление персоналом, стандартизацию и сертификацию туристских услуг и т.д. Справедливости ради, следует отметить упоминание в ФГОС 100401 «Туризм» (среднее профессиональное образование) об экологии в общеобразовательном цикле (одной из 13 дисциплин) и о страноведении - двенадцатой общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла.

Прежде, чем обозначать направления «расширения» профессиональной компетентности специалиста обратимся собственно к теоретическим вопросам относительно структуры, содержания и методов науки о туризме. Именно эти категории должны определять дидактические модули программы подготовки специалиста. В целом так и происходит на практике, но превалирует, как упоминали выше, экономическая подготовка выпускников.

Мы считаем, что объектом изучения туристики является исследование и туристское освоение природно-рекреационного геопространства (ПРГ), состоящего из объектов туристского интереса, скомпонованных определенным образом в туристские дестинации. Системообразующим энергетическим каналом является при этом поток туристов-рекреантов, формирующийся по определенным как природным, так и логистическим закономерностям.

В общем виде структуру науки туристики мы предлагаем рассматривать как взаимообусловленное единство таких ее составляющих, как общая туристика, экономика туризма, индустрия туризма, геотуристика, педагогика туризма, экскурсионное дело [7].

Предметом изучения геотуристики является географическое положение и природные особенности объектов туристского интереса и элементы туристской инфраструктуры, природоохранная и геоэкологическая составляющие, социально-демографическое состояние коренного населения. Можно сказать, что туристско-рекреационная среда - это часть освоенного природно-рекреационного пространства, одна из при-родно-социальных геосистем на определенной территории. Таким образом, геотуристика понимается как раздел туристики о географической туристко-рекреационной среде, которая является глобальной (единой) пространственной географической системой туристского интереса, ее структуре и функционировании. Особенности этой среды и определяют специфические особенности предлагаемого к продаже туристского продукта.

Ведущий методологический принцип исследований в геотуристике -системный подход и концепция геосистем, хорошо разработанная в географии. В качестве методов исследования в геотуристике могут применяться известные общенаучные и широко известные анализ и синтез, системный подход. Из «сквозных» географических особо важную роль имеет геометод (акад. Б.М. Кедров), картографический метод, теория геоизображений (А.М. Берлянт), методы информационной географии, региональный историко-географический анализ (Вампилова Л.Б.), различные инфографические методы.

Особо отметим универсальный «сквозной» метод познания при-родно-рекреационного пространства - картографический метод его визуализации различными способами, в первую очередь с помощью геоизображений, экономических карт и картоидов. Визуальная модель позволить одномоментно «видеть», сравнивать, сопоставлять, оценивать, измерять природно-рекреационное пространство, изучать его структуру, управлять туристскими потоками, намечая маршруты их движения [8].

Из этого краткого обзора основных представлений о современной теории науки о туризме становится очевидной необходимость «расширения» профессиональной компетентности специалиста за счет освоения знаний кроме экономики туризма по главным разделам геотуристи-ки: это геоэкологическая составляющая туристской специфики освоения территории и методическая составляющая - картографическое обеспечение туризма, т.е. пространственно-экологический модуль. Оба эти профессиональные направления тесно переплетаются с общекультурными свойствами личности выпускника. («экологическая культура», пространственное мышление и визуализация информации) и несомненно будут являться дополнительными точками опоры в конкурентной борьбе под туристским «бизнес-солнцем».

Неблагоприятная экологическая ситуация в современном мире, ухудшающееся качество окружающего географического пространства дополнительно вызывают необходимость формирования геоэкологической компетентности специалистов по туризму.

Туризм занимает место в группе отраслей, имеющих выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. В первую очередь это относится к таким видам туризма, как экологический, сельский, познавательный и другие. Востребован и популярен туризм в особо охраняемых природных территориях, имеющих географические и экологические ограничения для посещения. В ресторанно-гостиничном сервисе также важное место занимает «зеленая» ориентация оказываемых услуг. Это касается использования экологически чистых продуктов питания, санитарно-гигиенических средств, раздельного сбора мусора, режима экономии, рационального использования ресурсов [10].

По мнению ряда исследователей (С. В. Алексеев, Н. Д. Андреева, А. Н. Захлебный, Т. С. Комиссарова, В. П. Соломин и др.), экологическая компетентность является системообразующим фактором экологического образования, формирует экологическое сознание, и соответственно, дает возможность сформировать ценностное отношение к окружающей среде и профессионально, грамотно создавать качественный туристский продукт.

При развитии туризма неизбежно вовлечение в эксплуатацию природных ресурсов. Во многих развитых странах 3 место по площади занимают территории, используемые для туризма и отдыха (после лесных и сельскохозяйственных земель). Большая экономическая выгода и быстрые темпы развития туриндустрии делают рекреационное применение земель перспективным и способными успешно конкурировать с другими видами землепользования. Совместно с сельским хозяйством и лесными угодиями рекреационное использование территорий создается так называемый «фон», где проявляются следующие виды хозяйственной деятельности: создание лесопарков, курортных зон, пляжей и т.д., в которых рекреационное использование является основополагающим [6].

Отрицательное воздействие туризма на окружающую среду, которое раньше недооценивалось, сегодня стало объектом все более пристального внимания международных экологических сообществ. Неблагоприятные воздействия экологического характера многочисленны и разнообразны - это потребление природных ресурсов и загрязнение природных объектов; деградация природных ландшафтов за счет застройки земель; угроза для дикой и нетронутой человеком природы с вытекающей из этого потерей биоразнообразия, нарушение местной культуры и обычаев разных народов.

Сегодня, как никогда, актуален вопрос об экологической культуре как составной части общей культуры человека. Исходя из тенденций развития туризма и туристских законов «туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению».

Главную роль в формировании экологизированного сознания следует признать за образованием. Серьезная образовательная подготовка будущих специалистов по туризму предполагает наличие экологической грамотности и требует актуализации внимания к проблеме развития экологической культуры у выпускников как части общечеловеческой культуры. По мнению ряда исследователей (С. В. Алексеева, Н. Д. Андреевой, Т. С. Комиссаровой), экологическая компетентность служит основополагающим элементом экологического образования, позволяющим в полной мере использовать педагогические, психологические, экологические принципы и закономерности при экологической культуры и сознания. Ученые В. С. Барулин, П. С. Гуревич, А. Г. Сабиров

подчеркивают значимость экологической культуры и сознания как основного фактора гармонизации взаимоотношения человека и природы, как важного компонента духовности.

В современной образовательной парадигме обострился интерес к экологической компетентности, а потребность к определению содержания экологической компетентности возросла в связи с пониманием глобальной экологической проблатики, которую невозможно преодолеть без качественной трансформации понимания экологической культуры и экологической компетентности [4].

Наряду с экологической культурой и экологической компетентностью, в экологической системе понятий выделяется категория экологической деятельности, которая, в свою очередь, связана с экологическими ценностями, экологическим мышлением и экологическим сознанием [6].

Понимание экологической культуры многомерно, но научно-профессиональным сообществом признано, что экологическая культура - необходимая составляющая часть общей культуры личности, способной рационально сосуществовать с природой, восстанавливать здоровье физическое и духовное, наслаждаться гармонией природы. Этот культурный потенциал способствует развитию духовности личности.

Один из самых важных компонентов экологической культуры - лич-ностно-ценностный взгляд на окружающую среду и природу в целом, помогающий осмыслить себя как часть природы и осознать свои действия и последствия при общении с ней. Экологическая ответственность -это высокая степень экологического сознания, при которой формирование экологической культуры это не только природоохранные знания и навыки, но и развитие особого внутреннего мира. Основой ответственности является нравственное отношение человека к миру природы, понимание цепочки природа - геоосферы - человек.

Геоэкологическое образование специалиста - это синтез географического и экологического мышления, профессионального понимания взаимодействия между обществом и окружающей средой, являющееся основой формирования природосообразного поведения человека, в данном контексте - в сфере туристской деятельности.

Мы присоединяемся к мнению М.Д. Андреева, который считает, что «...Географическая составляющая должна занять ведущее место в экологическом образовательном процессе, поскольку, географические знания способствуют обрабатывать и синтезировать материалы из различных источников; они учитывают концепцию многофакторной причинности; позволяют оперировать значительными массивами разнообразной информации» [3, с. 18-19].

Ведущее направление исследований современной геоэкологии составляет исследование проблем ресурсообеспеченности и рационального использования геосистемы, вопросы оптимизации и связи произ-

водственных и природных комплексов, геоэкологические основы создания и деятельности природно-технических геосистем, туристско-рекреационных систем.

В связи с актуальностью введения геоэкологической составляющей в программу подготовки специалистов по туризму, в экологическом образовании ставятся задачи, которые состоят в следующем:

• сформировать научные знания о геосферах, взаимодействии оболочек Земли, природопользовании;

• рассмотреть основные проблемы взаимодействия общества и природы; формы, размеры и последствия антропогенного воздействия туристского характера на природную среду; глобальные, региональные и локальные экологические проблемы современности;

• способствовать формированию геоэкологического мышления специалистов по туризму, включающего в себя понимание: единства мира и взаимосвязанности всех протекающих в нем процессов, необходимости соизмерения деятельности человека с интересами сохранения природной среды; приоритета геоэкологических интересов перед социальными, экономическими и политическими интересами [10].

В конечном итоге формируется компетентность специалиста по туризму как качество его личности, которое позволяет ему понимать окружающий мир не только умозрительно, но и визуально, понимать его комплексность, взаимозависимость, структурно-функциональную сущность, уметь управлять им, не нарушая экологического равновесия.

Таким образом, экологическая культура - это важная часть общей и профессиональной культуры человека. Она представляет собой интегральную профессионально-личностную характеристику, выражающуюся в экологических ценностных ориентациях, системе профессиональных качеств, в его экологическом сознании, мировоззрении и поведении, а также определяющих его теоретическую и практическую подготовленность к профессиональной деятельности.

Экологическая компетентность - это целостное личностное образование, обусловленное ценностными ориентациями человека и появляющееся в результате его профессиональной деятельности в окружающей среде в соответствии с природными закономерностями и социально ответственного поведения, способствующее самореализации человека во всех сферах бытия без нарушения равновесия в системе «природа - общество» [6].

Следовательно, основными составляющими геоэкологической компетентности являются:

• знание основных географических закономерностей, понимание круговоротов вещества в природе и экологических последствий их нарушения;

• понимание пространственно-временной целостности природы и общества, структуры географического пространства, единства и взаимосвязи природных, социально-экономических и техногенных процессов;

• наличие экологоцентрического сознания и поведения, экологической грамотности, этики поведения в природе, экологической культуры как части общей культуры человека;

• умение самостоятельно и оперативно принимать экологосообраз-ные решения в профессиональной деятельности и в быту;

• готовность и умение вести здоровый образ жизни [10].

Итак, повышение качества профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма определяется наличием экологической составляющей содержания образования, отвечающей запросам профессиональной сферы, учетом при формировании туристского продукта, образа жизни отдыхающих, необходимости изучения рекреационных природных и культурно-исторических туристских ресурсов, поскольку разнообразие окружающего мира лежит в основе развития сферы туризма.

И другая составляющая пространственно-экологического модуля программы - картографическое обеспечение туризма, способствующее пониманию и освоению картографического метода в научно-проектных исследованиях в туристской сфере. Методологические обстоятельства использования картографического сквозного метода исследований тесно связаны с парадигмой географического пространства и его визуализации [8]. Известно, что карта - язык геопространственных форм. Картографический метод характерен тем, что позволяет визуализировать как собственно географическое, так и любое мерное пространство в целях его изучения и, соответственно, развивая пространственное мышление студента, вызывает к действию оба полушария головного мозга. Это сочетание «художественного» и «логического» особо важно для профессионального научного творчества, восстанавливающего пространственные изменения территории за исторический период, предлагающего проекты ее будущего развития, туристско-рекреационного освоения.

Символический образный язык карты способствует формированию абстрактного представления о прообразе, реально существующем. Картографическая подготовка специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает картографическую компетенцию, представляет собой систему, в основе которой заложены теории, законы, парадигмы и достижения философских, психолого-педагогических, технических, географических наук и собственно науки картографии. В категории учебных целей освоения картографического метода определим следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Важно отметить, что картографическая методическая подготовка отвечает концепции П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной о поэтапном формировании умственных действий, разработкам Н.Г. Салминой о ма-

териализации в обучении, Е. Н. Кабановой-Меллер о роли зрительного образа как наглядного знания, И. С. Якиманской о развитии пространственного мышления.

Для современного периода характерно развитие дистанционных методов исследования и компьютерных технологий и внедрение их в практику научных исследований и практической деятельности. (Необходимо отметить внедрение таковых и в практику подготовки специалистов).

Появление нового источника информации - геосервиса Google Earth, ассоциированного с Web-сайтом Panoramio, позволяет получить обобщенные данные о субъективной стороне восприятия пограничного пространства пользователями Сети - носителями современной массовой культуры. Пользователи участвуют в постоянном обновлении географической картины мира, создаваемом Google Earth, и таким образом виртуально осваивают территорию планеты, знакомятся с природными, культурными достопримечательностями и музейными ценностями. (Последнее стало возможно благодаря переводу шедевров живописи в электронный формат с высоким разрешением). В исследованиях образа страны, создаваемых телевизионных СМИ, субъектом выступает обобщенный представитель зрительской аудитории, который воспринимает информацию из выпусков новостей, формируя на ее основе определенные географические представления. При этом мы можем смело говорить об инвариантной и инновационной составляющих старинного, но всегда современного картографического метода, также необходимого для полноценной подготовки специалиста по туризму. Нами разработана и внедрена в учебный процесс дисциплина «Картографическое обеспечение туризма», но ее содержание - тема другой статьи.

Подводя итог сказанному, предлагаем признать необходимость внедрения в программу подготовки специалистов по туризму пространственно -экологического модуля, состоящего из таких учебных дисциплин как «Геоэкология и туризм» (программа и учебник Т.А.Нечаевой) и «Картографическое обеспечение туризма» (Программа и учебник Комиссаровой Т.С.). Уверены, что эти знания будут дополнительно способствовать устойчивости специалиста на рынке труда за счет более высокого качества его профессиональной подготовки и более широкого общекультурного уровня развития его личности, осознающей себя в социально-культурном профессиональном пространстве определенного масштаба.

Список литературы

1. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.); под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Уфа: Лето, 2011. - С. 7-13.

2. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004. - 193 с.

3. Андреева, Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: моногр. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2000. - 111 с.

4. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010. - 381с.

5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов-н/Д, 2006. - 39 с.

6. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Геотуристика как структурная часть науки о туризме // Сервис plus. - 2014. - № 1. - С. 108-114.

7. Комиссарова Т. С. Методологическое значение парадигмы геопространства и его визуализации при подготовке компетентных специалистов в области наук о Земле // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2011. - №2. - Т. 3. - С. 79-100.

8. Нечаева Т. А. Потребность в геоэкологических знаниях для успешной для успешной профессиональной деятельности специалиста по туризму // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. - Т. 3. Педагогика. - 2012. - № 2. - С. 61-71.

9. Нечаева Т. А. Формирование геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014. - 176 с.

10. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

11. Komissarova T. S., Sevastyanov D. V.GEOGRAPHICAL COMPONENT OF SCIENCE ABOUT TOURISM OR GEO TOURISM (318-325) Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17th, 2013 / publishing office Accent Graphics communications -Westwood - Canada, 2013. - 720 p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.