Научная статья на тему 'Формирование герменевтических основ профессии как главная педагогическая задача при подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма'

Формирование герменевтических основ профессии как главная педагогическая задача при подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование герменевтических основ профессии как главная педагогическая задача при подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма»

> изучение представлений о закономерностях историкокультурного развития жителей планеты и каждого индивида, которые обусловили индивидуальные и общественные потребности в передвижении в геопространстве, охоту «к перемене мест»;

> исследование факторов и элементов геокультуры, формирующих туристский интерес;

> изучение имеющихся туристских ресурсов планеты: памятников, процессов, феноменов, событий - природных и культурных;

> описание закономерностей их местонахождения с использованием географического - пространственного - метода;

> создание теорий и построение гипотез, способствующих прогнозированию туристского интереса;

> создание научно-методической базы для развития методов формирования туристских мотиваций в рамках просветительской профессиональной деятельности в туризме;

> проектирование новых ресурсов для развития туризма и формирование новых туристских дестинаций на основе нахождения прямых и обратных связей между обществом и биосферой и глобального географического и экологического мышления.

Как нам представляется, ценность и перспективность геотури-стики заключается в том, что она как наука, способствующая развитию методов формирования туристских дестинаций и проектированию новых ресурсов для развития туризма, должна помочь решению целого ряда задач, стоящих перед экономикой России. Это задачи:

> поиска путей повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке;

> переориентации туристских потоков - возвращения соотечественников и привлечения иностранных туристов в российские туристские центры;

> формирования высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристских продуктах;

> увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Г.А. Лескова, А.В. Лескова

Формирование герменевтических основ профессии как главная педагогическая задача при подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма

193

Факультет естествознания, географии и туризма (ЕгиТ) ЛГУ им. А.С. Пушкина уже более десяти лет занимается подготовкой специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, совершенствуя эту деятельность, что выражается в целом ряде изменений структурного порядка, в улучшении учебного плана специальности, в стремлении к балансу в профессорско-

преподавательском составе, благодаря которому сегодня в воспитательно-образовательном процессе участвуют и практики туризма, и теоретики - географы, экономисты, историки искусства и архитектуры - представители естественно-научных и общественных дисциплин. Это и штурмующие Эльбрус люди со спортивной закалкой, и кабинетные ученые, знатоки того или иного культурного ресурса планеты, преподаватели с большим стажем научно-педагогической деятельности, и действующие менеджеры, и гиды-экскурсоводы. Это закономерно и необходимо, так как современный туризм представляет собой очень сложное и многогранное явление, нуждающееся в научном анализе.

Сам туризм как явление ХХ-ХХ1 вв. за последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Этим объясняется как разнообразие существующих дефиниций - определений туризма - так и наук, его питающих. Сложности в развитии наук о туризме связаны с двойственностью внутренней природы самого туризма как формы досуга людей, организуемой профессионалами, и самой организации досуга, в которой коммерческое начало переплетается с началом гуманистическим. Тур, который должен приносить радость туристам, создается и продвигается как продукт по законам рыночной экономики. Кроме того, неизбежная сложность осмысления туризма обусловлена такими факторами, как:

• расширением географии передвижений человека в земном и околоземном пространстве;

• постоянно растущим разнообразием видов отдыха, предлагаемых туроператорами;

• освоением туризмом тех традиционных и инновационных форм рекреационной, досуговой деятельности человека, которые веками вырабатывались в каждой точке географического пространства или возникли недавно в борьбе за право стать туристской де-стинацией;

• развитием и усложнением всех видов предпринимательской деятельности по производству туристического продукта.

В сложнейшем диалектическом взаимодействии сосуществуют цели туризма как путешествий и цели туризма как сферы предпринимательской деятельности, которая должна приносить прибыль. Так же трудно развести понятия «отдых», «досуг», «рекреация». Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм» из-

194

за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления довольно сложно. Тем более сложным является дело вузовской подготовки специалистов, в котором должны сочетаться предпринимательские начала и гуманистические образовательновоспитательные моменты.

Будущая профессиональная деятельность наших выпускников зиждется на двух диалектических противоположностях. Это информационная культура, требующая определенной интравертности, большого времени для накопления знаний, и коммуникативные навыки специалиста, связанные как с экстравертностью, так и ком-модитизацией - превращением тура в продукт, в «товар массового потребления».

И то, и другое требует времени для формирования соответствующих знаний, умений, навыков. Помочь объединить и скоординировать разноплановые дисциплины учебного плана, определить воспитательно-образовательные цели и задачи каждого учебного курса должна формирующаяся наука - геотуристика. В ней должны сочетаться географический и исторический подходы, так как объектами туристского интереса, включаемыми в программы туров, являются как памятники природы, так и памятники истории и культуры. Однако всего лишь отдельными памятниками туристский интерес не ограничивается. Туристы едут смотреть и культуру повседневности, жизнь и быт сегодняшних жителей того или иного места на земле, одним словом, рядовую среду, не попавшую в реестр памятников природы и культуры. И подчас эта рядовая среда бывает не менее информативна и может обладать не меньшим педагогическим потенциалом, чем тот или иной памятник. Например, отмечающий государственную границу дорожный знак - шильда и несколько природных рубежей, служивших границей в историческом прошлом. Наблюдаемые в ходе проезда по стране, пересекаемой транзитом, они могут стать поводом для размышления на военно-историческую тему и наглядным материалом для воспитания патриотизма в туристах, следующих по маршруту.

Немалую роль в размышлении о месте и роли рядовой среды в географическом пространстве тура сыграла собственная профессиональная деятельность авторов по созданию и проведению зарубежных автобусных туров для «обычных» туристов и организация студенческих учебно-образовательных поездок.

Вполне закономерным в работе со студентами представляется сочетание организуемых кафедрой СКСиТ учебных рекреационных туров, знакомящих студентов с «турами на отдых» (поездки в Норвегию) и культурно-познавательными турами (поездки во Францию). Эти поездки стали средством освоения студентами и преподавателями факультета ЕГиТ широкого географического пространства,

195

факторами формирования мотивации для изучения других культур (в том числе языков), опытной площадкой для внедрения инновационных научных и практических идей, разрабатываемых на кафедре СКСиТ. Одна из этих идей - актуализация опыта использования громадного образовательно-воспитательного потенциала, который заложен в самом географическом пространстве, пересекаемом туристами в процессе многодневного кросскультурного тура.

По сути дела, всё то, чем занимаются преподаватели кафедры СКСиТ как во время аудиторных учебных занятий, так и «in situ» - на месте - в ходе самого учебного тура, это разнообразные формы презентации географического пространства, рассматриваемого под разными углами зрения. В туристской практике освоением новых географических пространств и созданием туристско-экскурсионных программ занимается такая практическая дисциплина, как туропе-рейтинг. Туроперейтинг как учебная дисциплина входит в учебный план кафедры СКСиТ и читается авторами статьи студентам факультета ЕГиТ в девятом семестре. Однако авторы курса ощущают определенные сложности освоения материала студентами, одна из причин которого - явно недостаточная разработка теоретических основ туроперейтинга в существующей учебной литературе. Педагогические, и в том числе герменевтические, задачи не могут быть успешно решены только лишь на основе знаний технологического характера.

В процессе обучения и при дальнейшей практической деятельности специалисту необходимы представления о пространственновременном континууме формируемого тура. Под ним мы понимаем всю рядовую среду с включенными в неё памятниками природы и культуры и представляемую в виде некоторой абстракции, с помощью которой можно описать географическую реальность. Именно она «продается» туристу в виде услуги по доставке его в определенное место с его географическими и историческими характеристиками.

Большим подспорьем в понимании географического пространства стало сравнительно недавно введенное в научный обиход понятие «туристская дестинация». Однако пока еще среди ученых, развивающих туристику как науку, нет четкого представления о взаимоотношениях между всем пространством и той его частью, которая является объектом туристского интереса, адресована туристам и понимается как «туристская среда». Нет также представления о том, можно ли считать туристской средой страны, пересекаемые транзитом, но к которым сопровождающий группу гид автобусного тура привлекает внимание своим рассказом и показом. Термин «туристская дестинация» обусловил выделение таких понятий, как «транзитная страна», «транзитное пространство». Введённый в се-

196

редине 1980-х годов профессором Майссенского университета Лей-пером термин «туристская дестинация» понимается как географическая территория, привлекающая туристов и способная

удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов. Это понятие не только связывает среду с человеком, стремящимся ее посетить в рекреационных или познавательных целях, но и отражает пути к этому посещению - формирование туристской мотивации и разрабатываемый фирмой-туроператором маршрут. Не последнюю роль здесь играет образование и общая культура специалиста, не только знание природных и культурных особенностей того или иного географического пространства, но и факторов -внешних и внутренних - мотивирующих туристов к поездке.

Особое место среди разнообразных видов туризма занимает многодневный зарубежный (кросскультурный) автобусный тур. Знакомство туристов с транзитными странами в ходе такого тура может вызвать интерес к самим этим странам и сформировать мотивацию к их посещению. Этот факт впоследствии будет способствовать расширению географии туризма, а точнее, ее уплотнению - заполнению лакун между регионом формирования туристской группы и регионом, являющимся туристской дестинацией. Примерами таких стран, превратившихся из транзитных регионов в туристские дести-нации, являются Швеция, Германия, Дания, туристские потоки в которые увеличились за последние годы в десятки раз. Однако это превращение в дестинацию не проходит само по себе. Главную роль в этом процессе играют турлидер-экскурсовод и его талант рассказ-чика-интерпретатора.

Особо необходимо остановиться на педагогическом моменте, который важен и при проведении учебных туров для студентов, и при формировании, продвижении и реализации туров, адресованных туристам. Каждая социокультурная среда, всё географическое пространство и его фрагменты несут определенную информацию. Выявление их идейного смысла - задача образовательновоспитательного толка.

Во время проезда по транзитной стране личный досуг каждого туриста выражается в созерцании им географической среды, избирательность которой определяется маршрутом тура и его собственной реакцией на внешние раздражители. Каждый турист видит в окно автобуса разнообразные объекты, способные привлечь его внимание. Они вычленяются туристами самостоятельно из общей предметно-пространственной среды. Однако понять их, истолковать самостоятельно можно только при наличии определенного культурного кода, основанного на знании географии и истории. Иногда туристы вообще не смотрят в окна, не испытывая самостоятельного интереса к среде, пока их не побуждает к этому экскурсионный рас-

197

сказ гида, избирающего природные и культурные объекты в качестве объектов экскурсионного показа. Это разнообразные ландшафты, ассоциирующиеся у туристов с теми историческими событиями и актуализированные тем или иным современным арте- или ментифак-том. Так, например, выход на телеэкраны сериала «Мастер и Маргарита» актуализировал булгаковский культурный ландшафт Москвы и вызвал большой интерес к Патриаршим прудам, где начинается действие романа М. Булгакова и фильма, снятого по его роману.

Будучи подлинниками, а значит и документами, а иногда - как в случае с Патриаршими прудами - и культурным мифом, объекты туристского интереса с их географической привязкой нуждаются не только в актуализации, но и в интерпретации с позиций современности. При этом они могут быть не только объектами материальными, но и ментальными, как в случае с вымышленными персонажами, созданными художественным воображением М.А. Булгакова. Таковы, например, и петербургские львы, на которых спасался от наводнения пушкинский Евгений, и Андрей Болконский, созданный фантазией Л.Н. Толстого и волею писателя лежавший на аустерлицком поле. У одного из авторов статьи в памяти сохранился эпизод, как на рассвете после ночного переезда по Чехии (Моравии) все туристы дружно проснулись и с интересом прильнули к окнам автобуса от одного только слова: «Аустерлиц!», вслух (даже без микрофона) произнесенного гидом. Это красноречиво говорит о том, насколько убедителен факт, приведённый в романе «Война и мир», и сколь высок его воспитательный, военно-патриотический смысл, если после многих лет, прошедших со дня прочтения романа, спящие люди отреагировали на название этого местечка в далекой Моравии. Так тесно оно оказалось связанным с нашей отечественной историей! Но для того, чтобы гид озвучил его имя, необходимы как минимум два условия: во-первых, чтобы гид знал отечественную историю, литературу, карту местности, знал, что Аустерлиц попадает на маршрут тура. Во-вторых, это готовность к эвристическому виду деятельности: гид должен почувствовать, предвидеть, что разбуженные им в пять часов утра люди правильно поймут его желание показать им аустерлицкое поле, политое кровью русских солдат 20 ноября (по ст. ст.) 1805 г.

Введение в туристский обиход новых реалий, обусловленных ситуацией и не всегда упоминающихся в программе тура, расширяет круг объектов туристского интереса, способствуя тем самым развитию туристских дестинаций. Успешным залогом такого развития является включение объекта в культурный контекст тура и его истолкование на всех четырех этапах туроперейтинга - проектирования, формирования, продвижения и реализации турпродукта. Ос-

198

новой истолкования является профессиональное мастерство всех участников процесса создания тура - от оператора, делающего тур, до турагента, его продающего, и турлидера-экскурсовода, сопровождающего туристов в поездке. Авторы данной статьи особо подчеркивают роль такого герменевтического подхода к туроперейтингу и необходимость обучения такому подходу студентов специальности СКСиТ. Это необходимо как в целях формирования личности студента, так и в целях раскрытия гуманистического потенциала, заложенного в туризме как в путешествии и в туризме как сфере профессиональной деятельности.

Интерпретация предметно-пространственной среды создателями продукта должна способствовать формированию научного мировоззрения туристов - участников кросскультурного тура, воспитанию патриотизма и нравственной культуры в целом.

Истолкование любого видимого туристами объекта может быть многомерным и многозначным. Это зависит от нескольких причин: адресата - туриста и его возраста, интересов, интеллекта, от времени проведения тура, совпадающего с той или иной памятной датой. Особо хочется выделить педагогический потенциал предлагаемого подхода к туристской деятельности. Однако научных дисциплин в виде некоей туристской герменевтики и туристскоэкскурсионной педагогики пока не создано в силу ряда причин, главная из которых - многоаспектный характер научного знания о туризме как сложном социокультурном феномене. Авторы выражают надежду, что сотрудники кафедры социально-культурного сервиса и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина - вуза с давними педагогическими традициями - внесут свой вклад в дело развития герменевтических и педагогических основ современных кросскультурных туров и в развитие всего туроперейтинга в целом.

О.Н. Морозова

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов для сферы туризма

Основным принципом функционирования профессионального образования сферы туризма в нашей стране стало удовлетворение потребностей туристского сектора экономики страны в специалистах различных специальностей и квалификации. Этот принцип опреде-

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.