Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов для сферы туризма'

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов для сферы туризма»

новой истолкования является профессиональное мастерство всех участников процесса создания тура - от оператора, делающего тур, до турагента, его продающего, и турлидера-экскурсовода, сопровождающего туристов в поездке. Авторы данной статьи особо подчеркивают роль такого герменевтического подхода к туроперейтингу и необходимость обучения такому подходу студентов специальности СКСиТ. Это необходимо как в целях формирования личности студента, так и в целях раскрытия гуманистического потенциала, заложенного в туризме как в путешествии и в туризме как сфере профессиональной деятельности.

Интерпретация предметно-пространственной среды создателями продукта должна способствовать формированию научного мировоззрения туристов - участников кросскультурного тура, воспитанию патриотизма и нравственной культуры в целом.

Истолкование любого видимого туристами объекта может быть многомерным и многозначным. Это зависит от нескольких причин: адресата - туриста и его возраста, интересов, интеллекта, от времени проведения тура, совпадающего с той или иной памятной датой. Особо хочется выделить педагогический потенциал предлагаемого подхода к туристской деятельности. Однако научных дисциплин в виде некоей туристской герменевтики и туристскоэкскурсионной педагогики пока не создано в силу ряда причин, главная из которых - многоаспектный характер научного знания о туризме как сложном социокультурном феномене. Авторы выражают надежду, что сотрудники кафедры социально-культурного сервиса и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина - вуза с давними педагогическими традициями - внесут свой вклад в дело развития герменевтических и педагогических основ современных кросскультурных туров и в развитие всего туроперейтинга в целом.

О.Н. Морозова

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов для сферы туризма

Основным принципом функционирования профессионального образования сферы туризма в нашей стране стало удовлетворение потребностей туристского сектора экономики страны в специалистах различных специальностей и квалификации. Этот принцип опреде-

199

лил ориентацию профессионального туристского образования на углубленную специализацию как в практической, так и в теоретической деятельности туризма. Высокий профессионализм кадров высшей квалификации обеспечивает выход туризма на первые позиции экономического развития.

Однако в условиях новых экономических отношений специалисты оказались не всегда способными адаптироваться к быстроменяющимся обстоятельствам, и профессиональный престиж стал катастрофически падать. Характер и функции профессионального образования в области туризма объективно детерминируются социально значимыми ценностями и насущными потребностями общества в разносторонних, высококультурных и нестандартно мыслящих специалистах.

В октябре 2009 г. в Санкт-Петербурге проходила международная научно-практическая конференция «Туризм и туристское образование: достижения и перспективы развития», где обсуждались проблемы подготовки кадров для сферы туризма.

Многие руководители предприятий туриндустрии, в которых проходят производственную практику студенты вузов, отмечали их слабую подготовку при работе с клиентами. Студенты затрудняются грамотно описать набор услуг, входящих в турпакет, а также описать привлекательные для клиента факторы той территории, в которой будет проходить основная часть оплаченного им тура. Работодателям нужны конкретные знания и умения (знание конкретного направления, отельной базы, специфики продаж автобусных туров или круизов и т. д.). По образному выражению С.П. Шпилько, президента Российского союза туристской индустрии, «Специалист должен уметь "расписать под хохлому" продаваемый клиенту турпродукт».

Поэтому специалисты кафедры социально-культурного сервиса и туризма в ЛГУ им. А.С. Пушкина считают главной задачей организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был направлен не только на формирование профессиональных и деловых качеств студентов, но и умение применять приобретенные знания на практике.

На кафедре разработан учебный план по подготовке специалистов в сфере сервиса и туризма в соответствии с принятым и утвержденным государственным образовательным стандартом, а также с учетом регионального компонента, который определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов.

Практико-ориентированное образование предполагает наряду с изучением традиционных для российского образования фундаментальных и прикладных дисциплин включение в образовательный

200

процесс технологий, позволяющих развивать умения и применять полученные знания на практике.

В плане представлена линия дисциплин, посредством которой сформировалась единая образовательная среда, где серьезное внимание обращено на изучение туристско-рекреационных ресурсов и региона как туристской дестинации, которые необходимы студентам для удовлетворения их образовательной потребности и познавательных интересов, а также для дальнейшей профессиональной деятельности в области туроперейтинга:

> отечественная история;

> культурология;

> природные туристские ресурсы Ленинградской области;

> всемирное природное и культурное наследие;

> города и музеи мира;

> основы страноведения и международного туризма;

> мировая культура и искусство;

> основы геотуристики (теория туристских дестинаций);

> дворцово-парковые ансамбли Ленинградской области;

> туристская этнология;

> методика проведения автобусного тура;

> туроперейтинг;

> технологии выездного туризма;

> технологии рекреационного туризма;

> технологии въездного и внутреннего туризма.

Освоение вышеназванных дисциплин способствует формированию специальных знаний и умений, получению практического опыта, знаний современных технологий по активному вовлечению туристско-рекреационных ресурсов в туристский бизнес.

Основной задачей специалиста в области туроперейтинга является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания, который может быть предложен туристу в его возможном путешествии. Проектирование турпродукта должно опираться на доскональное знание туристско-рекреационных ресурсов выбранной дестинации, потому как именно они войдут в виде услуг в проектируемый турпродукт.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дано следующее определение: туристские ресурсы: природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Здесь необходимо отметить, что разные специалисты по-разному трактуют понятие туристских ресурсов. Одни к туристским ресурсам относят только природные ресурсы и объекты, созданные

201

человеком и являющиеся объектами показа и экскурсий, т. е. памятниками истории и культуры. Другие относят к туристским ресурсам еще и всю инфраструктуру рассматриваемой дестинации, включающую средства размещения туристов, транспортные средства, предприятия питания, развлекательные центры и т. п.

В последние годы все чаще к числу туристских ресурсов относят информационные ресурсы. Это совокупность информации о дестинации в целом, об истории, культуре, природе, населении, об объектах, обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, легенды и мифы, литературные произведения, карты, путеводители, фотоальбомы, т. е. любая информация, которая может представлять интерес для туриста.

Комплексное изучение региона как туристкой дестинации поможет будущим специалистам в области туризма из огромного многообразия ресурсов выделять те, которые имеют непосредственное отношение к выбранному виду турпродукта, т. е. соответствующие его основной цели. Чем глубже знания производителей турпродукта о регионе, тем большие возможности имеются для того, чтобы турпродукт стал максимально привлекательным для туристов. Однако, другой стороной «медали» является знание профессионалов о туристских представлениях о регионе и ожиданиях от региона в рамках осуществляемой программы тура. Изучение ресурсной базы туристской дестинации помогает выбрать новые перспективные направления, соотнося их с имеющимся потенциалом и возможностями туристов.

Для студентов туристских специальностей важным является не только рассмотрение и описание природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов страны, представляющих интерес для туризма. Но также важно в ходе изучения региона помочь студентам провести комплексные физико-географические исследования, рассмотреть исторические аспекты экономического и социального развития хозяйства, культуры и быта населения, установить взаимодействие между обществом людей и окружающей средой. Задача данной образовательной сферы - выработать у студентов навыки и умения самостоятельной работы с источниками информации (краеведческая литература по истории и географии того или иного региона, справочники и путеводители, картографический материал, фотоальбомы, Интернет, где администрация каждого курорта имеет свой сайт и т. д.).

Принцип сочетания теории и практики становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Формирование специалиста нового типа, обладающего способностью к

самостоятельной творческой деятельности и высокой профессиональной квалификацией, невозможно без целенаправленной организации самостоятельной работы студентов.

202

На занятиях по дисциплинам «туроперейтинг», «технологии въездного и внутреннего туризма», «технологии выездного туризма» студентам предлагается разработать собственный тур как в зарубежную страну, так и по России. При этом они должны полностью проработать все детали путешествия: варианты транспортировки, размещение, экскурсионную программу, оформление страховки и визы. Также необходимо просчитать стоимость тура и определить возможных клиентов, которым будет интересна такая поездка. Студенты распределяют между собой обязанности по подготовке тура и работают самостоятельно. Это позволяет им освоить навыки командной работы и проявить лидерские качества, так как конечный результат зависит от слаженной работы всего коллектива. Таким образом, на базе кафедры можно предусмотреть создание биржи турпродуктов, разработанных студентами, которые наиболее

интересны и содержат креативные идеи, их конкретные разработки.

Таким образом, изучение туристско-рекреационных ресурсов и региона как места туристской дестинации должны становиться обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального образования, так как являются исходной составляющей туристского бизнеса.

Д.В. Петров

Туристско-краеведческая деятельность в системе дополнительного образования Ленинградской области

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги, считавшие экскурсии важным средством наглядного обучения, необходимого для закрепления знаний, полученных на уроках.

Официально годом создания государственной системы детскоюношеского туризма считается 1918 г., когда по предложению Н.К. Крупской в целях урегулирования приема школьников и помощи им народный комиссариат просвещения РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскурсий. В декабре 1918 г. было создано такое бюро с отделениями на Урале, в Самаре и ряде других городов, в 1921 г. реорганизованное в опытно-показательную экскурсионную базу наркомпроса (в дальнейшем - Центральная экскурсионно-туристская станция, ныне - федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Российской Федерации).

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.