ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 216-219
УДК 338.482:378.01 + 338.483.12(470.5) ББК Ч518.14(2Р3б)
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК КОНЦЕПТ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ТУРИЗМУ
Т.Н. Третьякова
В научной литературе выделяет четыре аспекта, в рамках которых различными авторами формируются те или иные существенные признаки, характеризующие туристскую дестина-цию: территориальный, экономический, социальный, управленческий.
В зарубежной литературе под туристской дестинацией понимаются страны, регионы, города, и другие субъекты, привлекающие туристов, удовлетворяющие основные потребности туристов в ценности и привлекательности туристского потенциала, инфраструктуры и других аспектов. [1]
Туристская дестинация - решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как территорию, насыщенную различными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 80-х гг. прошлого века. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.
Урал - регион уникальный с точки зрения географического, природного и историко-культурного потенциала.
Туристские ресурсы региона - это уникальные, ничем не заменимые и не возобновляемые свидетельства историко-культурного развития народа, общества и государства, природных памятников и природно-географических ресурсов, способствующих развитию регионального туризма.
Уникальное местоположение Уральского хребта между двумя основными очагами мировых цивилизаций - Европой и Азией, создавало возможность для постоянного взаимодействия Востока и Запада.
Разнообразие природно-географических условий Урала, приводило к пестроте культурно-хозяйственных укладов, возникших здесь еще в эпоху неолита и оказавших воздействие на весь дальнейший ход исторических событий.
Петровская индустриализация на несколько столетий превратила Урал в промышленный анклав внутри крестьянской страны (к концу XVIII в. на территории края было 176 железоделательных заводов, а на всей остальной бескрайней территории Российской империи -около двух десятков). Здесь складывается своя горная система управления, формируется особое сословие мастеровых.
Специфические черты имела и духовная жизнь края.
Всероссийское и мировое признание Уралу принесли камнерезное и ювелирное искусство, кусинское и каслинское чугунное художественное литье, суксунские изделия из меди, златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по металлу. Неповторимым архитектурным обликом отличаются уральские города-заводы. Здесь сложился самобытный горнозаводский фольклор.
Высокие духовные традиции допетровской Руси, в том числе и привнесенные старообрядцами, оказались вплетены в логику промышленного развития края.
В начале ХХ века формируется представление об Урале как особом географическом пространстве со специфическими формами социальной и культурной жизни.
Объекты историко-культурного наследия Урала являются частью историко-культурного наследия Российской Федерации. Выявленные на территории региона объекты историко -
_Т. Н. Третьякова. ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК КОНЦЕПТ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ...
культурного наследия отражают жизнь народов, населявших наш край в разные исторические периоды. Научные данные свидетельствуют, что Урал был освоен еще в ледниковый период. Историческим источником в изучении историко-культурного наследия края этого периода являются археологические памятники, которых на территории региона более 3 тысяч, среди них наиболее древние и известные - археологический комплекс Аркаим, входящий в Страну городов, палеолитическая живопись Игнатиевской и Каповой пещер, некрополи, стоянки древних жителей и многие другие. Значительным памятником средневекового периода является архитектурно-археологический комплекс с мавзолеем Кесене.
С началом освоения Урала русскими строились военные крепости, появились города-заводы. Сохранились фортификационные сооружения на территории бывших крепостей. В ХУШ-ХГХ веках было построено более 50 заводов, многие из них являются памятниками промышленной архитектуры. На Урале сохранились памятники барокко и классицизма, среди которых можно назвать Невьянскую наклонную башню, Строгановские палаты в Усолье, усадьбы Демидовых, Расторгуевых, Малахова и др. Многие памятники истории и культуры связаны с жизнью и деятельностью известных людей - ученых, писателей, государственных и политических деятелей. Большую ценность представляют сохранившиеся памятники деревянного зодчества, музеи под открытым небом. К памятникам архитектуры можно отнести дома заводовла-дельцев и управляющих предприятиями горных округов, купеческие дома, сохранившиеся в городах Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края.
Особый интерес представляют памятники культовой архитектуры, которых сохранилось свыше 150, многие из которых находятся под охраной государства. Уникальными сооружениями культовой архитектуры являются: Свято-Николаевский мужской монастырь в Верхотурье, Далматов монастырь, Свято-Знаменский Абалакский монастырь, Свято-Троицкий собор в Верхотурье, Знаменский кафедральный собор в Тюмени, Новотихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, Храм на крови в Екатеринбурге, церковь Святителя Николая Чудотворца в Кыштыме и многие другие.
Наличие на территории края уникальных ансамблей культовой, промышленной и гражданской архитектуры позволило включить наш регион в число регионов, обладающих обширным историко-культурным наследием, многие города Урала имеют статус исторических городов.
Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников: Ильменский, Бажовский, Камва.
Символами Уральского туристского района стали события и места, связанные с жизнью и деятельностью государственных и культурных деятелей, деятелей науки и техники, писателей: Романовы, Строгановы, Демидовы, Ермак, Дягилев, Бажов, Мамин-Сибиряк, Ершов, Федоров и многие другие.
Это уральские народные промыслы и изобразительное искусство, славу которому принесли крепостные мастеровые люди: Худояровы, Юшков, Дощенников, Бушуев, Тунев, Туд-васев, Воронихин и др.
Все это позволяет оптимизировать процесс реализации ООП туристского направления в уральском туристском регионе на основе концептуального подхода.
Что дает нам право на определение туристской дестинации, как концепта реализации основных образовательных программ туристского профиля?
Рассматривая Урал как туристскую дестинацию, мы основываемся на системном подходе, т.е. рассматриваем регион, как единую систему туристских ресурсов, как цели и мотивации путешествия, и туристскую инфраструктуру, как подсистему, обеспечивающую удовлетворение туристских (целеполагающих) и физиологических(сон, питание, передвижение, рекреация) потребностей.
Структура и плотность ресурсов туристской дестинации определяют профили профессиональной деятельности и потребности региона в специалистах, обеспечивающих функционирование объектов туристской дестинации.
К таковым относятся субъекты регионального туризма и технологические процессы, реализуемые в них: средства размещения, питания, транспортного обслуживания, страхования, культурно-досуговой деятельности, музеи, аттратиквные зоны и парки, объекты природы (как цели путешествия - отдых, познание, лечение и т.п.)
Историко-культурные и экономические аспекты развития туристической отрасли в регионе
Таким образом, в региональном туризме выпускник туристского профиля должен обладать в определенной степени профессиональной универсальностью (полиспособного, ком-муникабильного, коммуникационного, организационного, гносеологического характера), а также специализированного (прикладного к конкретным элементам подотраслей туриндуст-рии, как «глобальной» отрасли социально-экономического развития региона).
Разработка и реализация ООП туристского профиля тесно связана с организацией интерактивных практических занятий в Южно-Уральском государственном университете и университете физической культуры.
Анализ сферы труда работника туриндустрии позволяет нам определить объект-предметную сферу профессиональной деятельности бакалавра и магистра туризма:
- туристский продукт;
- результаты интеллектуальной деятельности;
- нематериальные активы, используемые для организации деятельности туристской индустрии,
- средства размещения, предприятия питания, средства транспорта;
- предприятия (учреждения, организации) культуры, развлечения, спорта и др.,
- разработка и реализация туристского продукта;
- имущество, имущественные комплексы туристской индустрии (предприятия, учреждения, организации) и др.;
- информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий и др.;
- иные объекты туристской индустрии.
Государственный образовательный стандарт туристских специальностей определяет 5 основных видов профессиональной деятельности выпускника туристского профиля: проектная; производственно-технологическая; организационно-управленческая; сервисная; научно-исследовательская.
Исходя из особенностей кадровых потребностей туристского региона при разработке основных образовательных программ большое внимание уделяется разработке практико-ориентированного обучения.
В этой связи весьма значимыми становятся всевозможные формы интерактивных занятий и всех видов практик.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. К известным традиционным видам интерактивных занятий относятся: интерактивная экскурсия., использование кейс-технологий, проведение видеоконференций, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа, деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), учебные групповые дискуссии, тренинги.
В качестве инновационных интерактивных форм организации учебного процесса мы предлагаем ВИЗ-туры (выездные интерактивные занятия в формате учебных туров), реализуемые на базе специально созданного малого инновационного интеллектуального предприятия ИСТИС-тур (МИП ИСТИС-тур ЮУрГУ). В процессе обучения студенты участвуют в ВИЗ-турах в Пермский край, Свердловскую и Тюменскую области, Республики Башкортостан и Татарстан, на горнолыжные центры Южного Урала и в горнозаводскую зону Челябинской области.
Практики распределяются таким образом, что за время обучения в вузе студенты проходят такие практики, как учебная практика «Основы сервиса» (в зависимости от базового предприятия-основы гостеприимства, основы туристской деятельности), производственная (инструктор на маршрутах активных видов туризма - походы, сплавы; менеджеры по направлениям), преддипломная (менеджер маршрута - создание собственных моделей турпродуктов и их реализация).
Значимость и место данных туристских регионов в структуре Урала, как туристской дес-тинации определяется туристской спецификой образовательной программы. За время обучения в вузе студенты участвуют в интерактивных занятиях в реальном туристском регионе: Пермский край (историко-культурное наследие, открытие и освоение Урала), Свердловская
_Т. Н. Третьякова. ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК КОНЦЕПТ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫ1Х...
область (Уральская горнозаводская цивилизация), Башкортостан (страна здоровья и этнической культуры), Горнозаводская зона Челябинской области (ООПТ, активные виды туризма), горнолыжные центры Южного Урала (Завьялиха, Аджигардак, Абзаково, Магнитогорск-Металлург, Солнечная долина), Тюменская область (открытие и освоение Сибири, историко-культурный потенциал), Поволжский регион (Казань тысячелетняя). Сущность ВИЗ-туров можно представить в виде таблицы:
Виды и тематика ВИЗ-туров Формируемые компетенции
1 семестр. Пермский край. Основы туристской деятельности и гостеприимства Выполнение простейших функциональных обязанностей в туре: - менеджер по размещению, - менеджер по питанию, - менеджер по рекламе и СМИ, - менеджер по анимации, - менеджер по безопасности, - менеджер по трансферу, - менеджер по экскурсионному делу, - менеджер по финансам, - менеджер маршрута, - экскурсовод,
2 семестр. Свердловская область. Краеведение, историко-культурное наследие региона, туристское ресурсоведение Экскурсоводы регионального туризма: - экскурсии тематические, - экскурсии обзорные, - экскурсии хронологические, - экскурсии авторские
3 семестр. Горнозаводская зона Челябинской области. ООПТ Оценка туристского потенциала «зеленых зон»
4 семестр. Республика Башкортостан. Страна здоровья и национальной культуры Лечебно-оздоровительные технологии и национальная культура
5 семестр. Тюменская область. Ворота Сибири. Тобольский кремль. Горячие источники. История Сибири. Ермак, Ершов «Конек-горбунок». Храмовая архитектура Оценка туристского потенциала, качества обслуживания и экскурсоведение
6 семестр. Поволжье. Казань тысячелетняя. Казань спортивная (постуниверсиада) Национальная культура
7 семестр. Горнолыжные центры. Туристские ресурсы и туристский потенциал. Инфраструктура и материальная база горнолыжных центров Абзаково, Аджигардак, Солнечная долина, Завьялиха, Металлург-Магнитогорск и т.п.
8 семестр. Преддипломная практика Проектирование авторских туров, создание моделей турпродуктов. Участие в выставке студенческих проектов «Туризм региона», участие в научных конференциях, конкурсах студенческих научных работ и т.п.
Основой практико-ориентированных программ профессионального обучения является квазипрофессиональная деятельность в реальном туристском регионе, где студенты выполняют роли менеджеров по организации питания, размещения, трансферных гидов, менеджеров экскурсионных и анимационных программ, менеджеров по безопасности путешествий, экскурсоводов, аниматоров, менеджеров маршрута и т.п.
Все это позволяет нам организовать учебный процесс, ориентированный на региональный рынок труда, не исключая перспективы российского и зарубежного партнерства и участия в программах более широкого уровня и класса на основе договоров о сотрудничестве с крупными туроператорами «Спутник», «Tez tour», «MouzenidisTravel» и др.
Литература
1. S. Medlik. Dictionary of Travel, Tourism and Hospitality, Butterworth-Heinemann An imprint of Elsevier Science Linacre House, Jordan Hill, Oxford OX2 8DP 200, 2003, p.165