Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов'

Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее учебное заведение / студенты / народные игры / физическое воспитание / физический потенциал / higher educational establishment / students / traditional games / physical education / physical potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Лилия Фанисовна, Мутаева Ильсияр Шафиковна, Кузнецова Зинаида Михайловна

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов высших учебных заведений. В ходе работы были проанализированы народные подвижные игры и их воздействие на формирование физического потенциала студентов высших учебных заведений. Материалы. Данные, полученные в результате анализа научно-методической и специальной литературы по вопросам реализации народных игр в системе физического воспитания студенческой молодежи; результаты анкетного опроса студентов факультета иностранных языков Елабужского института КФУ. Методы исследования. Проведен анализ научно-методической литературы и систематизация полученных данных авторов. Проведена подготовка к разработке критериев определения уровня формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами народных игр. Составление картотеки народных игр. Результаты. Предложена логическая схема классификации народных игр с учетом их воздействия на физические качества. Представлена блок-схема критериев формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни. Заключение. Проведенные исследования являются этапом поиска идей для дальнейших исследований. Отмечена необходимость реализации народных игр в физическом воспитании студентов как условия следующих установок: внедрение народных игр в образ жизни; формирование престижности здоровья; реализация принципов природосообразности; этнические традиции; максимальное подключение терапии регуляторных механизмов; высокий уровень коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмагилова Лилия Фанисовна, Мутаева Ильсияр Шафиковна, Кузнецова Зинаида Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects of traditional games as a pedagogical means of physical potential formation in students

The article is about theoretical and practical aspects of using traditional games as a pedagogical means of physical potential formation in students of higher educational establishments. During the work we analyzed traditional outdoor games and their influence on physical potential formation in students of higher educational establishments. Materials. The results received after scientific-methodical sources and special literature analysis concerning the questions of traditional games realization in the system of students’ physical upbringing; the results of a questionnaire survey among the students of foreign languages faculty of Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia. Research methods. We analyzed scientific-methodical literature and systematized the received by the authors’ results. There was preparation for the criteria creation of students’ motivation level determination for a healthy life style by means of traditional games. Results. We offered a logic scheme of traditional games classification taking into account their influence on physical qualities. We presented a blockscheme of the criteria of positive motivation formation for a healthy life style. Conclusion. The carried out research works form the stage of searching for the ideas for further research works. We define the necessity to realize traditional games in physical education of students as the condition of the following mindsets: traditional games introduction into life style; health significance formation; the principles of nature-congruity realization; ethnic traditions; maximal inclusion of regulatory mechanisms therapy; high level of communication.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов»

УДК: 796: 037 DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121

Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала

студентов

ИсмагиловаЛ.Ф.'*, Мутаева И.Ш.', Кузнецова З.М.2

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

г. Елабуга, Россия ORCID:0000-0003- 0392-0534 Nastia20i4ism@yandex.ru* 0RCID:0000-0002-9387-7033, mutaeva-i@mail.ru 2Набережночелнинский филиал УВО 2Университет управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm diss@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов высших учебных заведений. В ходе работы были проанализированы народные подвижные игры и их воздействие на формирование физического потенциала студентов высших учебных заведений. Материалы. Данные, полученные в результате анализа научно-методической и специальной литературы по вопросам реализации народных игр в системе физического воспитания студенческой молодежи; результаты анкетного опроса студентов факультета иностранных языков Елабужского института КФУ. Методы исследования. Проведен анализ научно-методической литературы и систематизация полученных данных авторов. Проведена подготовка к разработке критериев определения уровня формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами народных игр. Составление картотеки народных игр. Результаты. Предложена логическая схема классификации народных игр с учетом их воздействия на физические качества. Представлена блок-схема критериев формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни. Заключение. Проведенные исследования являются этапом поиска идей для дальнейших исследований. Отмечена необходимость реализации народных игр в физическом воспитании студентов как условия следующих установок: внедрение народных игр в образ жизни; формирование престижности здоровья; реализация принципов прориродосообразности; этнические традиции; максимальное подключение терапии регуляторных механизмов; высокий уровень коммуникации. Ключевые слова: высшее учебное заведение, студенты, народные игры, физическое воспитание, физический потенциал.

Для цитирования: Исмагилова Л.Ф.*, Мутаева И.Ш., Кузнецова З.М. Теоретические и практические аспекты применения народных игр, как педагогического средство, формирования физического потенциала студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культур и спорта. 2021; 16(2): 113-121. DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121

Theoretical and practical aspects of traditional games as a pedagogical means of physical potential formation in students

Liliya F. Ismagilova'*, Ilsiyar Sh. Mutaeva', Zinaida M. Kuznetsova2

Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University

Yelabuga, Russia ORCID:0000-0003- 0392-0534 Nastia2014ism@yandex.ru* ORCID:0000-0002-9387-7033, mutaeva-i@mail.ru 2Naberezhnye Chelny branch of University of Management 'TISBI", Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm diss@mail.ru

Abstract: The article is about theoretical and practical aspects of using traditional games

as a pedagogical means of physical potential formation in students of higher educational establishments. During the work we analyzed traditional outdoor games and their influence on physical potential formation in students of higher educational establishments. Materials. The results received after scientific-methodical sources and special literature analysis concerning the questions of traditional games realization in the system of students' physical upbringing; the results of a questionnaire survey among the students of foreign languages faculty of Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia. Research methods. We analyzed scientific-methodical literature and systematized the received by the authors' results. There was preparation for the criteria creation of students' motivation level determination for a healthy life style by means of traditional games. Results. We offered a logic scheme of traditional games classification taking into account their influence on physical qualities. We presented a block-scheme of the criteria of positive motivation formation for a healthy life style. Conclusion. The carried out research works form the stage of searching for the ideas for further research works. We define the necessity to realize traditional games in physical educatiom of students as the condition of the following mindsets: traditional games introduction into life style; health significance formation; the principles of nature-congruity realization; ethnic traditions; maximal inclusion of regulatory mechanisms therapy; high level of communication. Keywords: higher educational establishment, students, traditional games, physical education, physical potential.

For citation: Liliya F. Ismagilova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Zinaida M. Kuznetsova. Theoretical and practical aspects of traditional games as a pedagogical means of physical potential formation in students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 113-121. DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач физического воспитания студентов высших учебных заведений является развитие их физических качеств (сила, выносливость, скорость, гибкость и координация) [1,3,4,5,6,7,8,9,10]. Однако снижение уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений была отмечена во многих работах. Авторы Н.П. Горбунов, (2005), Г.А. Гавронина, (2006), отмечая рост количества студентов с отклонениями в состояния здоровья, подвергают сомнению эффективность занятий при реализации разнонаправленных физических упражнений и игровых комплексов[4,5].

Такая же ситуация возникла в ПГУ имени Т.Г. Шевченко Приднестровского государственного университета, где по результатам обязательного тестирования в динамике от 1-го по 5-й курс уровень физической подготовленности снижался в среднем на 5% у юношей и 6% у девушек. На сегодняшний день народные игры применяются как эффективное средство формирования физического потенциала студентов [1,3,11,12]. Многие вузы обращают внимание на необходимость структурирования формирования уровня

здоровья студентов с 1-го по 5-й курсы как условия повышения физической и умственной работоспособности [6, с. 101-108].

Татарские народные подвижные игры на занятиях по физической культуре могут решать физкультурно-образовательные задачи, в том числе задачи, направленные на развитие физических качеств у студентов высших учебных заведений.

На сегодняшний день большой популярностью пользуются спортивные соревнования, направленные на реализацию культурно-исторического опыта нашего народа. Активно проводятся фестивали и праздники, в основу которых ставят спортивные соревнования и игровые забавы в народных традициях. На территории Татарстана большой популярностью пользуется праздник Сабантуй. В программу данного праздника включено множество различных соревнований, требующих разного уровня подготовленности.

Применение народных подвижных игр в урочной и неурочной деятельности может решить такие задачи, как развитие физической подготовленности занимающихся и приобщение к народным традициям, а именно формирование культуры сознания наших студентов.

Как говорил А.М. Горький, «Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить». С развитием общества роль игры в обществе меняется. В играх отражаются традиции народов, их манера поведения, жизненный уклад [11,12].

Одной из основных проблем является сокращение времени, которое уделяется на игровую деятельность в высших учебных заведениях. Неменее важной проблемойявляется упадок престижа народных игр. Народные игры теряют свою уникальность, которая проявляется в традиционной терминологии, символике, присутствии определенных игровых предметов и многого другого. Именно эти элементы составляют уникальность народных игр.

Наряду с этим важным остается проблема возрождения народных игр как раздела физического воспитания студентов в рамках учебной дисциплины «Физическая культура».

Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов применения народных игр как средства формирования физического потенциала студентов вузов.

Задачи исследования:

1. Изучить мнение специалистов по вопросам реализации средств народных игр как условия формирования физического потенциала.

2. Определить значение народных игр в системе формирования здорового образа жизни.

3. Провести анкетный опрос студентов факультета иностранных языков Елабужского института КФУ.

4. Построить логическую схему классификации народных игр по направлению воздействия на физический потенциал студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проанализировано около 200 народных игр. Проведен анализ научно-методической и специальной литературы по вопросам реализации народных игр в системе физического воспитания студенческой молодежи. Проведена

подготовка к разработке критериев определения уровня формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами народных игр. Составлена картотека народных игр. Выявлено отношение студентов факультета иностранных языков Елабужского института КФУ к использованию средств народных игр на занятиях по физической культуре. В анкетном опросе принимали участие русскоязычные студенты (п=22) и иностранные студенты(п=25).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе научно-методической литературы отмечено, что применение народных подвижных игр на элективных занятиях по физической культуре позволит решить большое количество воспитательных, оздоровительных и образовательных задач. В ходе игровой деятельности студенты смогут не только эффективно заниматься развитием своих физических качеств, но и более глубоко изучить культуру своего народа и его традиции.

Вопросами влияния народных игр на физические способности занимались многие специалисты-практики. М. Григорьев выделял ряд игр, которые направлены на развитие определенных качеств занимающихся.

На рисунке 1 представлена направленность влияния народных игр, где центральное место занимает развитие физических качеств. Отмечена значимость народных игр в формировании здорового образа жизни занимающихся.

Выявлены следующие структурные компоненты, подчеркивающие особенности народных подвижных игр:

• присутствие в народных играх элементов трудовой деятельности;

• формирование коллективизма;

• развитие творческих способностей занимающихся;

• формирование лидерских способностей;

• развитие физических качеств занимающихся и многое другое.

Все народные игры имеют многовековую историю, они несут в себе традиции своего народа, направленные на воспитание физически

здорового, любознательного и жизнерадостного человека, поэтому народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые и обрядовые.

На рис. 2 представлено разделение народных игр на четыре крупных блока для создания логической схемы классификации игр,

что позволяет разделить их по направленности, значимости и содержанию. Приведенная схема свидетельствует о необходимости создания картотеки классификации народных игр не только по содержанию, но и по эволюционным признакам.

Рисунок 1. Народные игры, направленные на развитие определенных качеств занимающихся

Рисунок 2. Классификация народных игр

Каждый вид народных игр можно рассмотреть по направленности влияния на занимающихся и определить основные задачи, которые решаются с внедрением народных игр на занятиях по физической культуре:

1. Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваемости студентов.

2. Формирование интереса у студентов к народному творчеству.

3. Формирование у студентов значимых знаний, умений и навыков в сфере физической культуры.

4. Формирование у студентов мотивации к повседневным занятиям физической культурой и спортом.

5. Совершенствование физических качеств занимающихся в ходе игровой деятельности.

6. Формирование у студентов коммуникативных навыков.

7. Подготовка студентов к успешной сдаче нормативов ГТО.

8. Формирование у студентов положительного психологического состояния.

9. Прогноз риска возникновения угрожающих жизни заболеваний.

Решение поставленных задач будет способствовать комплексному развитию физического здоровья студентов. Каждая задача

позволяет оценить отдельные показатели здоровья и определить резервы организма для дальнейшего их совершенствования.

При выборе народных игр необходимо учитывать ряд компонентов, которые будут играть решающую роль. Необходимо иметь представление о том, какой результат вы хотите получить в конце занятия.

Выбор народной подвижной игры зависит от следующих факторов:

- задач, которые необходимо решить в ходе игровой деятельности;

- возрастных особенностей занимающихся;

- состояния физического здоровья студентов;

- уровня физической подготовленности;

- климатических условий;

- территориальных и национальных традиций занимающихся.

Важную роль для стабилизации состояния физического здоровья человека играет сохранение физического, психического и социального здоровья, противостояние стрессам за счет использования средств физической культуры и спорта.

На рисунке 3 предоставлена логическая схема критериев формирования положительной мотивации студентов к здоровому образу жизни, где включены все виды здоровья [4, 6].

Критерии формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни

Рисунок 3. Блок-схема критериев формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни

Татарские народные подвижные игры несут в себе национальную культуру своего народа, именно они являются средствами физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания молодежи. Татарские народные игры несут в себе соревновательный характер, поэтому их используют в программах праздников различного уровня.

На основании изученных литературных источников, проанализировав учебные программы по физической культуре с применением метода наблюдения и опроса преподавателей и студентов, а также проанализировав картотеку татарских народных игр, мы разработали экспериментальную программу применения татарских народных игр на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях. На первом этапе наших исследований проанализировано содержание татарских народных игр, которые будут применены в экспериментальной программе. Татарские народные игры были классифицированы с учетом того, на какие физические качества они влияют и какие

качества развивают [5].

На рисунке 4 представлена классификация народных подвижных игр с учетом того, на какие физические качества они влияют и какие физические качества они помогают развивать. Это первый этап нашей работы по классификации народных игр, учитывая признаки их влияния на физические способности занимающихся. Данная классификация будет расширяться и дополняться не только наименованием народных игр, но и содержанием и методическими условиями их реализации в системе физического воспитания студентов. Для более эффективного использования народных игр на элективных занятиях по физической культуре студентов высших учебных заведений нами было предложено классифицировать их не только с учетом того, на какие физические качества они влияют, но и какие физические качества они помогают развивать. А также классифицировать их с учетом выполняемой студентами интенсивности и объемом во время игры.

Татарские народные игры

Татарские народные игры, направленные на развитие ловкости, координации и внимательн ости: «Угадай и догони» (Читаные, бузме) - «Продаем горшки» (Чулиак уены)

Татарские народные игры, направленные на развитие выносливости:

- «Жмурки» (Кузбайлау уен&1)

- «Займи место» (Буш урын)

- «Ловншкл» (Тотыш уены)

- «Перехватчики» (Куышу уены) - «Лисички и курочки» (Тельки хам тавыклар)

Татарские народные игры, направленные на развитие быстроты. ов1строты реакции двигательного действия:

- «Серый волк» (Сары буре)

- «Займи место» (Бути урын)

- «Скок-перескок» (Кучтеы -куч) - «Хлопушки» (А.бакле)

Татарские народные игры, направленные на развитие силы, точности:

- Кто дальше бросит? (Ырпыту уены)

- Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Татарские народные игры, направленные на развитие гибкости: - Тимербай

Рис. 4. Классификация народных подвижных игр с учетом того, на какие физические качества они влияют и какие физические качества помогают развивать

Татарские народные игры можно разделить на следующие категории:

1. Татарские народные игры низкой интенсивности - народные игры данного вида могут применяться в подготовительной и заключительной части занятия. Например: Коррекционные игры: «Товарищи командиры», «Два сигнала», «Музыкальная змейка».

2. Татарские народные игры средней интенсивности - народные игры данного вида могут применяться в основной части занятия с учетом того, какие задачи необходимо решить в ходе занятия. Например, игры с элементами бега: «Белые медведи», «Через кочки и пенечки», «К своим флажкам».

3. Татарские народные игры высокой интенсивности - народные игры данного вида могут применяться в основной части занятия с учетом того, какую определенную задачу необходимо решить в ходе занятия. Например: «Наступление» - данная игра направлена на совершенствование техники низкого и высокого старта занимающихся.

На основании изученных литературных источников, проанализировав научную литературу, можно выделить два направления народных подвижных игр:

1. Этнографическое направление.

2. Методическое направление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для этнографического направления характерной чертой является описание народной игры с учетом анализа ролей, которые присутствуют в народной игре; с учетом анализа возрастных и половых особенностей занимающихся; с учетом анализа социально-культурных значений народной игры. Одним из ярких примеров может служить описание «народных забав». Например: описание игры «Кума» у И.П. Сахарова, которое сопровождается этнографическими комментариями к народной игре, а именно, в каких губерниях проводилась данная игра и с какими праздниками она была связана [7].

Отличительной чертой данного направления является приобщение к народным традициям, которые, в свою очередь, помогают сформировать этнокультурную идентичность.

В ходе игры данного направления происходит приобщение к народным традициям и освоение их ценностей.

Для методического направления характерной чертой является внедрение народных подвижных игр в педагогическую практику, а именно, применение народных игр на занятиях по физической культуре. В настоящее время выполнен большой объем работ по внедрению народных подвижных игр в программу физического воспитания от дошкольников до студенческой молодежи. Одним из ярких примеров может служить работа Н.В. Анушкевич и И.С. Николаева, в которой показаны необходимые требования к преподавательскому составу при использовании народных подвижных игр на занятиях [2].

На занятиях по физической культуре можно использовать народные игры в физическом воспитании студентов, они окажут положительное влияние на уровень азвития физическихкачеств,наэмоциональноесостояние занимающихся. Посредством народных игр можно укреплять и совершенствовать физическое здоровье студентов высших учебных заведений. Для педагогического обоснования наших предположений провели анкетный опрос студентов факультета иностранных языков.

Проведенный анкетный опрос позволил определить отношение студентов к реализации средств народных игр.

На вопрос «Как вы относитесь к включению народных игр в учебный процесс?» 55% русскоязычных студентов ответили положительно, 15% воздержались и 30% студентов отметили необходимость включения народных игр после тщательного их изучения и освоения, чтобы было эффективно. На данный вопрос иностранные студенты ответили немного иначе: 67% студентов отметили «Да, необходимо включить в учебный процесс», а остальные 33% студенты воздержались, ссылаясь на незнание традиций, обычаев и содержания самой игры. Следовательно, для того чтобы реализовать средства народных игр на занятиях по физической культуре, необходимо четко определить содержание данного модуля.

На вопрос, «Какие народные игры вам знакомы?» русскоязычные студенты смогли перечислить около десяти наименований игр. 12% иностранных студентов смогли перечислить лишь игры, включенные в программу национального праздника Сабантуй. Остальные 88% иностранных студентов не смогли перечислить татарские национальные игры, но хорошо знают свои национальные игры. Такое положение позволило нам разработать содержание модуля «Народные игры» для студентов вузов. Далее будет проведено экспериментальное обоснование модуля «Народные игры» в учебном процессе вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретический аспект и потенциал народных подвижных игр может быть раскрыт и обоснован посредством знакомства с традициями своего народа, с его культурными ценностями.

Применение татарских народных игр на занятиях по физической культуре, может оказать положительное влияние на уровень посещаемости занятий студентами, а также будет способствовать росту показателей контрольных тестов на развитие силы, гибкости, быстроты и выносливости студентов. Народные игры выступают как фактор формирования общих основ здоровья студенческой молодежи.

Проведенные исследования являются этапом поиска идей для дальнейших исследований. Отмечена необходимость реализации народных игр в физическом воспитании студентов как условия следующих установок: внедрение народных игр в образ жизни; формирование престижности здоровья; реализация принципов прориродосообразности; этнические традиции; максимальное подключение терапии регуляторных механизмов; высокий уровень коммуникации.

Данная работа показывает перспективу дальнейших исследований эффективности использования татарских народных игр в программе физического воспитания студентов высших учебных заведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антропов А.И. Физическое воспитание

в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций: автореф. дис. ... канр. пед. наук. Улан-Удэ. 2005: 25.

2. Анушкевич Н.В., Николаев И.С. Методика проведения подвижных игр. Барнаул. 2006: 29.

3. Бородин М.И. Методика использования двигательных средств коренных народов Якутии в физическом воспитании студентов территориальных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск. 2010: 24.

4. Горбунов Н.П., Гавронина Г.А. Эффективность силовых упражнений в процессе физического воспитания студенток, отнесенных к специальной медицинской группе. Теория и практика физической культуры. 2005; 1: 52-54.

5. Гавронина Г.А., Горбунов Н.П. Воздействие разных форм физического воспитания на функциональные возможности студенток с отклонениями в состоянии здоровья. Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии : межвузов. сборник научных и научно-методических работ. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь. 2006; 4: 1215.

6. Гибадуллин И.Г., Торхов А.С., Мутаева И.Ш. Структура формирования здоровья студентов медицинской академии. Проблемы, инновации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 101-108.

7. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш. Формирование здорового образа жизни студентов высших учебных заведений посредством народных игр. Сборник научных статей Х Международной научно-практической конференции (27-28 апреля 2021 г.). М., 2021: 94-98.

8. Кузнецова З.М., Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш. Физическое воспитание студенток высших учебных заведений посредством татарских народных игр. Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования : Сборник материаловШВсероссийскойсмеждународным участием научно-практической конференции. Том 1. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК». 2021:

250-255.

9. Кузнецова З.М., Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш. Изучение мотивов студентов высших учебных заведений к систематическим занятиям спортом. Здоровье и спорт : сборник I международной научной конференции . М. 2021: 97-100.

10. Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической

культуры и спорта. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171.

11. Мельников Ю.А. Методика использования подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодёжи : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград. 2011: 23.

12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. Второе издание, исправленное и дополненное. М. 1895: 368.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2021

Исмагилова Лилия Фанисовна - ассистент преподавателя, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: Nastia2014ism@yandex.ru

Мутаева Ильсияр Шафиковна - кандидат биологических наук, профессор, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: mutaeva-i@mail.ru

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kzm diss@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.