УДК 796.072 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171
Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы
развития
Кузнецова З.М.', Мутаева И.Ш.2, Селиверстова А.С.2*
'Университет управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm [email protected] 2Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
г. Елабуга, Россия ORCID: 0000-0002-9387-7033, [email protected] ORCID: 0000-0002-8563-3207, А[email protected]*
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления расширенного использования народных игр на уроках физической культуры. В период обучения в образовательных учреждениях дети остро ощущают потребность в двигательной активности. Подвижные игры - самое доступное средство для удовлетворения данной потребности школьников. Начиная с младших классов, реализация средств подвижных игр становится богатой и разнообразной. Среди них имеются различные народные игры. Реализация народных игр на уроках физической культуры имеет фрагментарный и непериодический характер. Обсуждение проблемы использования средств народных игр на уроках физической культуры становится актуальным для формирования положительных черт характера и патриотического воспитания современных школьников. Методы и материалы исследования. Проведен анализ научно-методической и популярной литературы, а также анкетный опрос с целью выявления отношения специалистов и школьников различных возрастных групп к использованию народных игр на уроках физической культуры. Для проведения опроса привлечены специалисты общеобразовательных школ городов Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. Проанализированы результаты анкетного опроса специалистов (учителей физической культуры) и школьников младшего (n=23 человека), среднего (п=17 человек) и старшего звена (n= 24 человека). Результаты. Проанализированы результаты анкетного опроса специалистов и школьников. Выявлено их отношение к народным играм как условию формирования физической подготовленности. Перечислены факторы, определяющие эффективность реализации народных игр на уроках физической культуры. Определено место народных игр в стратегии управления процессом физической подготовки школьников, выявлено содержание и условия проведения народных игр; осуществлено планирование и проведение подготовки к освоению народных игр; определены средства, методы и формы реализации игр; распределены роли в играх с учетом подготовленности школьников; осуществлено планирование рационального режима использования игры на уроках; осуществлен просмотр проведения народных игр; разработан рациональный план организации каждой игры; отработана тактика построения игры и условия ее проведения; осуществлена подготовка вспомогательного оборудования. Заключение. Рассмотрение теоретических аспектов организации и реализации народных игр в условиях одного класса (уроки физической культуры) и образовательного учреждения в целом позволит организовать процесс формирования индивидуальных особенностей, а также проявить инициативность, активность, трудолюбие, смелость, решительность, психическую устойчивость и физическую работоспособность каждого ученика.
Ключевые слова: народные игры, школьники, урок физической культуры, физическое здоровье, физическое воспитание.
Для цитирования: Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С.* Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-1-163-171.
Traditional games at physical education lessons: factors and development
prospects
Zinaida M. Kuznetsova', Ilsiyar Sh. Mutaeva2, Aleksandra S. Seliverstova2*
'University of management 'TISBI" Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm [email protected] 2Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University
Yelabuga, Russia ORCID: 0000-0002-9387-7033, [email protected] ORCID: 0000-0002-8563-3207, [email protected]*
Abstract: The article considers the main directions of traditional games wide use during physical education lessons. While studying at educational establishments children feel the need for motor activity. Action oriented games can be the most available way to satisfy the need of children for activity. Starting from junior school action games means realization becomes diverse. These action games include a lot of traditional games. Traditional games realization during physical education lessons has fragmentary and acyclic character. It becomes urgent to discuss the problem of traditional games means use at physical education lessons for positive traits of character formation and patriotic upbringing among the present schoolchildren. Research methods and material. Scientific-methodical sources analysis, questionnaire survey in order to reveal the attitude of specialists and schoolchildren of different age groups to traditional games use during physical education lessons. For the questionnaire survey we used the specialists of comprehensive schools in Nabrezhnye Chelny, Nizhnekamsk and Yelabuga. We analyzed the results of a questionnaire survey among the specialists (physical education teachers) and junior (n=23 children), average age (n=17 children) and senior (n= 24 children) schoolchildren. Results. We analyzed the results of a questionnaire survey among the specialists and schoolchildren. We revealed their attitude to traditional games as the condition for physical readiness formation. We studied the factors, which condition the effectiveness of traditional games realization at physical education lessons. The place of traditional games in the strategy of physical training process control among schoolchildren was defined. The following aims were achieved: content and conditions of traditional games organization revelation; traditional games mastering planning and organization; means, methods and forms of games realization revelation; game roles distribution taking into account schoolchildren's readiness level; planning a rational regimen of games use during the lessons; traditional games organization watching; a rational plan of each game organization creation; mastering the game tactics and the conditions of its organization; supplementary equipment preparation. Conclusion. Theoretical aspects of traditional games organization and realization in terms of one form (physical education lessons) and comprehensive establishment in general, would help to organize the process of individual characteristics formation and each pupil's initiative, activity, industry, courage, resoluteness, psychic steadiness and physical working capacity development.
Keywords: traditional games, schoolchildren, physical education lesson, physical health, physical upbringing.
For citation: Zinaida M. Kuznetsova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Aleksandra S. Seliverstova*. Traditional games at physical education lessons: factors and development prospects. Russian Journal of Physical Education and Sports.. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171.
ВВЕДЕНИЕ
Важным компонентом проявления собственных черт каждого народа являются (народные игры). Они передавались из поколения в поколение как воспитательное средство и средство передачи жизненного опыта, качеств и черт личности, а также адаптации к различным условиям жизнедеятельности человека в семье и в обществе. В народных играх
люди восхваляли свои традиции, подчеркивали свое культурное богатство. Народные игры стали символом дружбы, мира и коммуникации между народами в проведении Олимпийских игр, международных соревнований [1,2,6,7]. Народные игры выступали как средство развития, познания, совершенствования физических качеств и умственных способностей детей, молодежи и старшего поколения [3,4,5,8].
В настоящее время наблюдается необходимость повышения двигательной активности подрастающего поколения как основы взаимодействия материально-предметных, социальных и духовных явлений, образования реальности и потенциала здоровья. В науке собран достаточный теоретический и фактический материал, обеспечивающий освещение различных аспектов реализации средств физической культуры и спорта, активного отдыха, принципов здорового образа жизни, значимости спортивных и подвижных игр в системе физического воспитания населения страны. Проводятся пропагандистские мероприятия на уровне государства и местных властей по вопросам массового внедрения физической культуры, спорта в повседневную жизнь различных слоев населения в зависимости от возраста, профессии и занятости. Это, прежде всего, общенациональная и гуманитарная миссия современных программ развития физической культуры и спорта в стране и в мире.
Многими специалистами проводились фундаментальные и прикладные исследования, посвященные двигательной активности школьников, студентов, а также влиянию умственной нагрузки при снижении двигательной активности на состояние их здоровья [5].
Специалистами также отмечена концепция включения принципов спортивной тренировки и спортивно-ориентированного физического воспитания на уроках физической культуры как основы повышения эффективности физической подготовки школьников
[4,5,8,9,10,11].
Р.И. Садыков в своих исследованиях убедительно доказал изменение отношения к уроку физической культуры с включением в процесс реализации принципов спортивной тренировки, которые изменят также морфофункциональный статус школьников.
Реализация средств подвижных игр отмечается в работах авторов как условие повышения эмоциональности, формирования положительных черт характера школьников - коллективизма, командного духа, чувства
справедливости, радости за достижения товарища, но при этом отмечено незначительное использование потенциала игр на уроках.
Предложенный специалистами вариант учебного предмета "Спортивная культура" как стратегическое направление модернизации физического воспитания старших школьников говорит о том, что создание раздела народных игр может оказать содействие совершенствованию физической подготовки обучаемых от 1-го до 11-го класса как целенаправленной программы физического воспитания [11, С. 62-64].
Целью исследования является определение сущности и теоретико-методологических аспектов реализации народных игр на уроках физической культуры, а также выявление факторов, определяющих эффективность реализации народных игр на уроках физической культуры.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Планируемые экспериментальные
исследования по нашей проблеме разделены на несколько этапов. Первый этап - поисковый - посвящен изучению состояния вопроса по результатам опроса специалистов и педагогического наблюдения. Проведен анализ научно-методической и популярной литературы. Для того чтобы выявить отношение специалистов и самих школьников к вопросам реализации средств подвижных игр на уроках физическойкультуры,проведеноанкетирование, которое включало следующие вопросы: «Как Вы относитесь к реализации народных игр на уроках физической культуры?» с вариантами ответов «отлично», «хорошо», «плохо»; «Используете ли Вы народные игры на уроках физической культуры?» с вариантами ответов «да», «нет», «иногда», «никогда»; «Как Вы считаете, нужно ли включать народные игры на уроках физической культуры?» с вариантами ответов «да», «очень хорошо», «плохо», «никогда»; «Можете ли Вы перечислить народные игры Республики Татарстан?» с вариантами ответов по количеству народных игр.
Для школьников анкетный опрос был подготовлен с учетом возраста и проводился
с учетом добровольности в ответах, без принуждения и подсказок. Первый вопрос -«Вы любите народные игры?» с вариантом ответов «да» или «нет» для всех исследуемых школьников младшего, среднего и старшего звена. Второй вопрос - «С какими из этих игр Вы встречались на уроках физической культуры?» -включал такие народные игры, как «Праздник русской зимы», «Лапта», «Масленица», «Бой петухов», «Палочка-выручалочка», «Казаки-разбойники», «Колдунчики», «У медведя во бору». Третий вопрос - «Перечислите, пожалуйста, те игры, в которые Вы играли в классе?» В дальнейшем анкетный опрос будет совершенствоваться за счет увеличения количества вопросов в зависимости от этапов и задач нашего исследования.
Для проведения предварительного опроса были привлечены специалисты общеобразовательных школ г. Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны Республики Татарстан. Проанализировано 15 анкет специалистов (учителя физической культуры), а также школьников младшего (п= 23 человек), среднего (п= 17 человек) и старшего звена (п= 24 человека).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Физическая культура в системе образовательных учреждений играет важнейшую роль в двигательном развитии подрастающего поколения. В школьные периоды жизни детей и подростков происходит адаптация организма к возрастающим умственным нагрузкам. Рассматривая физическую культуру как специфическую деятельность, понимаем её значимость в формировании физического развития и совершенствовании физических качеств.
Анализ научно-методический
литературы показал, что в условиях современных школ наблюдается преобладание умственный нагрузки над физической, снижение двигательной активности детей и подростков. Специалисты пытаются изменить положение за счет инновационных подходов к организации уроков физической культуры. Альтернативой в
изменении содержания и организации уроков физической культуры может стать реализация средств и видов народных игр в новом формате.
Известно, что подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры реализуются в полном объеме, так как они входят в программу соответствующей дисциплины. Они являются одним из доступных средств для удовлетворения потребности школьников в движении. Содержание подвижных игр с каждым годом становится более разнообразным, так как в них проявляется все больше вариантов усложняющихся взаимодействий для школьников. Подвижные игры в умелых руках специалистов являются инструментом обучения требованиям и правилам игры в таких спортивных видах, как волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.
Необходимо отметить, что
педагогическим условием при реализации подвижных игр является не только решение задач укрепления физического и психического здоровья занимающихся, но и способствование правильному росту физических сил и двигательных способностей.
Игра способствует формированию положительных черт характера школьников, и прежде всего коммуникации, командного духа, укрепления воли, чувства справедливости, взаимопомощи, общей радости и т. д. Однако необходимо помнить, что неправильно подобранная и организованная игра может привести к проявлению грубости, жестокости, несправедливости, тщеславия и обиды. Все перечисленное может повлиять на нервную систему школьников.
Сегодняшнее положение в
образовательных учреждениях требует инновационного изменения даже по отношению к подвижным и спортивным играм. К ним многие специалисты прибегают как к виду деятельности для повышения моторной плотности на уроках и тренировочных занятиях. Потребность детей играть и при этом получать эмоции, знания и жизненный опыт становится актуальной.
Подвижные и народные игры сегодня нельзя рассматривать как отдельный
элемент двигательной активности человека. На протяжении многих столетий развитие общества и отношений между странами и нациями укреплялось через народные игры, гуляния и забавы. Национальный колорит всех праздников зависит от организации народных игр, активное участие в которых могут принимать все желающие.
Народные игры могут стать как средством повышения двигательной активности, физического развития и физической подготовленности, так и средством знакомства с традициями и общественными устоями людей всех национальностей и народностей.
Воспитательное значение всех видов народных игр неоспоримо, так как от участников игр и забав требуются не только физические усилия, но и проявление навыков, ума, ловкости, хитрости, быстрой реакции в изменяющихся ситуациях и коммуникациях.
Проведение народных игр на открытом пространстве и в различных природных условиях содействует физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к взрослой жизнедеятельности.
Реализация народных игр на уроках физической культуры может быть педагогически целесообразной и эффективной, если будут соблюдены следующие условия:
- составлена классификация народных игр по национальному признаку, условиям проведения, территориальным традициям и устоям проживающих национальностей;
- игры распределены в различные виды с учетом влияния на формирование физической подготовленности в комплексном проявлении физических качеств;
- реализация игр определена по выраженности положительных черт личности, формирующихся в процессе игры и игровой ситуации;
- игры отобраны и включены в программу мероприятий и занятия с учетом географического расположения образовательного учреждения;
- учтена национальная политика в сфере туризма и отдыха страны и местности;
- определено место игр в системе
физического воспитания школьников;
- реализация народных игр рассматривается как дополнение к уроку физической культуры.
В процессе разработки темы проведен анкетный опрос учителей физической культуры образовательных учреждений. Выявлено их отношение к вопросам реализации народных игр на уроках физической культуры.
На первый вопрос - «Как Вы относитесь к реализации народных игр на уроках физической культуры?» - получены ответы: «отлично» - 6 (60%), хорошо - 2(20%), не ответили 2(20%) респондента. Следовательно, народные игры не так активно реализуются на уроках физической культуры.
На второй вопрос - «Используете ли Вы народные игры на уроках физической культуры?» - «да» ответили 20 респондентов (20%) и 80% ответили «нет».
На третий вопрос - «Как Вы считаете, нужно ли включать народные игры в содержание уроков физической культуры?» - респонденты ответили, что включение народных игр необходимо для эмоциональной окраски урока физической культуры, особенно для школьников младшего звена, это подчеркнули 100% респондентов. Также все респонденты отметили важность использования народных игр для среднего и старшего звена, подчеркнув при этом, что школьникам данного возраста не хватает командного духа, коммуникации.
При ответе на четвертый вопрос -«Можете ли Вы перечислить народные игры, используемые на уроках физической культуры в вашем регионе?» - все респонденты отметили народный праздник Сабантуй как главное мероприятие с использованием народных игр. У двух специалистов в школе проводится большой и малый сабантуй, только в рамках внеурочной воспитательной работы со школьниками. Применение народных игр на уроках физической культуры отмечено не было.
Анкетный опрос школьников был проведен в условиях добровольности, без принуждения и подсказок. На первый вопрос - « Вы любите народные игры?» - школьники
младшего, среднего и старшего звена ответили одинаково - «да» (100%). Следовательно, игра как вид деятельности должна занимать центральное место в физическом воспитании школьников. Педагогическое наблюдение показало, что в народных играх, гуляниях и забавах активность родителей подталкивает детей к участию в мероприятиях.
На второй вопрос - «С какими из этих игр Вы встречались на уроках физической культуры?» - школьники младшего звена назвали 64% игр из предложенного списка. Школьники старшего звена знают 84% народных игр из общего списка. 100% школьников старшего звена смогли назвать все игры из предложенного списка.
При ответе на третий вопрос -«Перечислите, пожалуйста, те игры, в которые Вы играли в классе?» - все респонденты перечислили представленные нами игры «Масленица», «Малый Сабантуй».
Проведенный опрос подтвердил наше предположение о том, что народные игры нечасто включаются в учебно-воспитательную деятельность образовательного учреждения. Школьники принимают участие в зимних и летних забавах, гуляниях и празднике сабантуя. В образовательных учреждениях проводятся спортивные праздники и мероприятия с включением народных игр. Однако на уроках физической культуры не так часто встречается применение народных игр, предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, в общей сложности они составляют 20-25% от общего времени, при этом больше времени отдается, по мнению школьников, футболу и баскетболу (65%).
Вопрос о том, насколько важно и востребовано включение народных игр на уроках физической культуры, остается открытым, требующим дальнейшего тщательного исследования.
С учетом изменения двигательной активности и состояния физического здоровья школьников требуется пересмотр вопросов о повышении физических нагрузок на уроках, но при этом нельзя упускать из
виду психологические, эмоциональные и социокультурные факторы.
Формирование межкультурных
коммуникаций школьников на уроках физической культуры позволяет
рассматривать духовную культуру как фактор оптимизации состояния психосоматического функционирования организма. Это позволяет объединить различные исследования, направленные на формирование здоровья школьников через раскрытие природы человеческих отношений и детальных образов существования национальной культуры.
Все инновационные технологии, создаваемые в условиях образовательных учреждений, должны пронизываться концепциейформированияздоровьянациичерез идеалы, образы и традиции. Урок физической культуры в современном обществе должен не только решать задачи обучения навыкам и умениям выполнения двигательных действий, но и формировать у школьников потребности укреплять здоровье, быть достойным членом общества, участвовать в коммуникациях и осваивать таким путем жизненно важные навыки деятельности человека в обществе.
На смену традиционной технологии преподаванияучебнойдисциплины«Физическая культура» можно создать такой урок, где кроме образовательных и оздоровительных задач в рамках воспитательных задач внедряется раздел, связанный с реализацией народных игр, как условие адаптации подрастающего поколения к жизни через игровую активность, способствующую ознакомлению с традициями местности, в которой они проживают.
Анализ работ позволяет заключить, что успешность в реализации системы народных игр на уроках физической культуры в значительной мере обусловливается двумя главными компонентами - повышением уровня физического и психического здоровья школьников и эффективностью в социальной сфере.
При этом реализация первого компонента может быть достигнута двумя путями:
- за счет создания программы формирования физической активности средствами народных игр;
- за счет поддержки администрации и руководителей проекта «Народные игры - связь поколений».
Каждый из этих подходов предполагает практическое использование определённого соотношения народных игр на уроках, что в последующем предопределяет характерные особенности поведения школьников в общественной жизни.
Результативность реализации
проекта «Народные игры - связь поколений» определяется несколькими факторами, которые являются основой объективной оценки и определения воспитательной направленности урока физической культуры.
К числу факторов, определяющих сформированность физической
подготовленности и психоэмоционального состояния школьников, можно отнести следующие:
- пространственное-временную точность взаимодействия школьников в процессе игры;
- разнообразие двигательных действий, находчивость, смекалку, ловкость, упорство;
- частоту и успешность реализации народных игр;
- эффективность коммуникаций между собой и в команде игроков;
- эффективность розыгрыша между участниками;
- результативность игр, их эмоциональную окраску;
- оценку поведения, настроения участников после игровых действий.
В числе основных факторов эффективности реализации народных игр можно рассматривать:
- достижение согласованности действий участников игры в команде и между собой;
- надежность участников в игре и в игровых ситуациях;
- достижение эффективности и чистоты игровых действий и замыслов;
- полезность и разумность в действиях и
в игровой активности на уроках.
Представленные выше факторы как основные обусловливают эффективность реализации народных игр. Важно отметить, что проявление индивидуальной эффективности факторов в наибольшей степени может повлиять на поведение школьников. Это прежде всего оснащённость школьников умениями и навыками в игровых действиях, приобретаемая в процессе подготовки и многократного повторения. Данное положение предопределяет необходимость владения игровыми приемами, которые повышают эффективность самой игры и психоэмоциональное состояние школьников.
Важно также отметить процесс оснащённости игроков тактическими действиями с учетом правил построения игр, что способствует повышению эффективности реализации умений и навыков в двигательных действиях.
Первое и второе положение, которое мы отметили выше, взаимосвязаны и могут совершенствоваться в процессе подготовки. Для закрепления двух представленных выше положений необходимо проведение праздника «Фестиваль народных игр», проведение которого возможно как на уровне школы, так и на республиканском уровне.
Планирование важных мероприятий на уровне самого образовательного учреждения позволит повлиять на изменение следующих условий:
- оснащенность двигательной активности школьников новыми двигательными умениями, навыками и знаниями;
- совершенность всех осваиваемых действий;
- использование двигательных действий, реализуемых средствами народных игр, в повседневной жизни;
- эффективность двигательных действий в условиях соревнований;
- активность участников в творчестве и уровень морально-волевых качеств, направленных на реализацию плана игры;
- уровень развития физических и психических качеств;
- уровень функциональных возможностей организма;
- возраст и стаж участия в игровых мероприятиях.
Рассматривая различные аспекты успешности реализации народных игр для школьников, нельзя не уделить внимание формированию индивидуального стиля школьника, который позволит сформировать свой стиль и колорит образовательного учреждения.
Народные игры позволяют формировать индивидуальный стиль деятельности каждого участника и организации. Это главная цель организации фестиваля народных игр.
Таким образом, рассмотрение теоретических аспектов организации и реализации народных игр в условиях одного класса (уроки физической культуры) и образовательного учреждения в целом позволит организовать процесс формирования индивидуальных особенностей, а также проявить инициативность, активность, трудолюбие, смелость, решительность, психическую устойчивость и физическую работоспособность каждого ученика.
Основными разделами стратегии управления процессом физической подготовки школьников через средства народных игр могут стать:
- изучение содержания и условий проведения народных игр;
- планирование и проведение подготовки и освоения игры на уроках:
- определение средств, методов и форм реализации игр;
- распределение ролей с учетом подготовленности школьников;
- планирование рационального режима
игры;
- просмотр проведения народных игр;
- разработка рационального плана организации каждой игры;
- планирование средств народных игр в системе физического воспитания;
- отработка тактических построений игры и условий проведения;
- подготовка вспомогательного оборудования;
- анализ ведения игры и результатов фестиваля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б альсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса. Теория и практика физической культуры. 2001; 4: 9-10.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры. 2000: 275.
3. Венгерова Н.Н. Интеграция физкультурно-оздоровительных технологий в учебном процессе по физической культуре начальной школы. Культура физическая и здоровье. 2014; 2(49): 94-96.
4. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные Челны. 1996: 160.
5. Khalil Ahmed Khan, Tlurhan Bekbolat. Традиционные виды спорта и игр ЮНЕСКО. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 5-8. DOI 10.14526/20704798-2019-14-2-5-8.
6. Кузнецова З.М., Савосина М.Н., Гжемская Н.Х. Народные подвижные игры как средство реализации социальных функций физической культуры: Учебное пособие. Набережные Челны: РИО КамГИФК. 2006: 159.
7. Максименко С.И., Тулупчи Н.В. Использование оздоровительных технологий во внеурочной деятельности учащихся по физической культуре. Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов научной конференции. 2015: 316-322.
8. Мутаева И.Ш., Герасимова И.Г. Реализация здоровьесберегающих технологий как основа личностно-профессионального становления будущих специалистов в области физической культуры и спорта. SCIENCE AND TECHNOLOGY INNOVATIONS: сборник статей III международной научно-практической конференции. Петрозаводск: Новая наука. 2020: 11-16.
9. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. СПб. : «Детство-Пресс». 2002: 160.
10. Синявский Н.И., Садыков Р.И. Развитие двигательных способностей у юношей наурокахфизическойкультурысобразовательно-тренировочной направленностью. Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. 2011; 6: 7-11.
11. Садыков Р.И., Синявский Н.И., Усманова Л.А. Развитие двигательных способностей у учащихся на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности. Педагогика и психология: сборник научно-методических статей по проблемам педагогики,
специальной и педагогической психологии физической культуры, спорта, здорового образа жизни и информационно-библиотечной деятельности в образовании. Ханты-Мансийск: РИО АУ Институт Развития Образования. 2011: 116-120.
Статья поступила в редакцию: 20.02.2021
Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал «Университет управления «ТИСБИ»», 423807, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская набережная, д. 6, e-mail: kzm [email protected] Мутаева Ильсияр Шафиковна - кандидат биологических наук, профессор; Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: [email protected]
Селиверстова Александра Сергеевна - преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, [email protected].