ФИЛОСОФИЯ
УДК 342
DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-4-112-119
А.А. Саидов
Теоретические и нормативно-правовые основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
В статье анализируются предназначение и специфические функции молодёжи как основного носителя инновационного потенциала общественного развития, определяющие содержание государственной молодёжной политики. Концептуальное осмысление этой политики связывается с созданием в обществе условий, дающих молодёжи в полной мере реализовывать в повседневной жизни возложенные на неё судьбоносные для страны функции и задачи.
Данный подход также позволил осмыслить важность для Российского государства управления социальными трансформациями в молодёжной среде, необходимость оказывать влияние на процессы формирования ценностных представлений, жизненных ориентиров и интересов многонациональной поликонфессиональной российской молодёжи. Опираясь на проведённые социологические исследования, автор в статье определяет основные социально-профессиональные проблемы современной молодёжи, намечает пути их решения. В работе доказывается необходимость дальнейшего совершенствования государственной молодёжной политики в РФ посредством сравнения с моделями других стран. Именно такой подход позволил показать, что важнейшим элементом модернизации исследуемой сферы в нашей стране является принятие в соответствии с демократическими нормами единого для всех субъектов, федерального закона прямого действия о молодёжной политике, гарантирующего решение социально-экономических проблем российской молодёжи.
Ключевые слова: молодёжная политика, функции молодёжи, профессионализация молодёжи, молодёжное законотворчество, молодёжное самоуправление.
В современном государстве проблемы молодёжи занимают важное место. В разных странах они имеют свою специфику, отражающуюся на государственной молодёжной политике. Во всех цивилизованных государствах признают необходимость проведения этой политики с учётом предназначения, специфических функций молодёжи в обществе. Её недостаточно воспринимать в традиционном смысле как будущее общества. Сегодня необходимо оценивать и анализировать роль молодежи в обществе как важнейшей органической части, несущей на себе особую, другими социальными общностями незаменимую функцию. Связана эта функция с объективно существующей ответственностью за сохранение преемственности исторического и культурного наследия, воспроизводство последующих поколений, социально-экономическое развитие, физическое выживание страны. Реализация возложенных на молодёжь судьбоносных для страны функций и задач происходит на основе освоения и совершенствования ею системы знаний, норм, ценностей, правил поведения с последующим осуществлением их в повседневной жизнедеятельности общества. Для решения перечисленных судьбо-
носных для общества проблем разрабатывается и осуществляется государственная молодёжная политика.
Сложность, неоднозначность и многоуровневость данной сферы деятельности государства сформировала междисциплинарный характер исследования государственной молодёжной политики. По мнению В. Смирнова, под молодёжной политикой понимается особый социально-экономический, политико-культурный механизм, реализующий определённые модели взаимоотношений государства, общества и молодёжи посредством принимаемых социальных проектов, программ развития молодёжи. Это также конкретные практики, направленные на управление социальными трансформациями в молодёжной среде, на формирование у молодёжи жизненных ориентиров и интересов, способствующих инновационному, динамичному развитию всего общества [7].
Двадцать первый век убедительно показывает, что молодёжь, являясь основным носителем инновационного потенциала общественного развития, в быстро изменяющемся мире способна создавать стратегические преимущества для тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать этот потенциал. На современном этапе развития российского общества социально-экономическое становление молодёжи происходит в условиях многих неопределённостей, связанных с ломкой общественно-экономического устройства, традиционных ценностей, приведших к упадку всех сфер жизнедеятельности, массовому обнищанию населения, социально-психологическому расколу между богатыми и бедными слоями российского общества. Самой незащищённой в этих условиях оказалась российская молодёжь, в подавляющем большинстве своём испытывающая огромные трудности с получением качественного образования, трудоустройством, приобретением жилья и т. д. Результатом такого положения дел стало хроническое ухудшение общей социальной ситуации в стране, условий жизнедеятельности молодёжи, рост численности неблагополучных семей, больных детей, детей-инвалидов, снижение показателей рождаемости и т. д. Перечисленные проблемы и порождающие их условия повышают уязвимость многих молодых людей перед социально-экономическими колебаниями в обществе, сказывается отсутствие сформированных жизненных ценностей и нехватка жизненного опыта. Такая действительность, по мнению Д. Руденкина и А. Оболенской, потенциально может способствовать возникновению в молодежной среде целого ряда патологий, девиантного поведения, экстремистской деятельности [6].
Анализируя по материалам социологического исследования «Образование, рынок труда и социальное поведение молодёжи в современной экономической ситуации» проблему взаимосвязи образования и трудоустройства молодёжи, Д. Константиновский и Е. Попова отмечают довольно позитивные её ценностные ориентации, проявляющиеся в том, что подавляющее большинство молодых людей стремятся получить образование и соответствующую работу. Однако проблемы социально-экономического, научно-технологического развития, проблемы образования российского общества создают определенные трудности молодёжи на пути достижения жизненных целей. Такое пренебрежение современными позитивными устремлениями молодёжи означало бы уничтожение главного богатства, которым обладает наша страна. Решение проблемы авторы исследования видят в переориентации государственной молодёжной политики на развитие различных форм и уровней образования, профессиональной ориентации. Они также считают, что необходимо ускоренными темпами поднимать национальную экономику на более высокий технологический уровень, предполагающий занятость образованных, квалифицированных работников, помогая каждому молодому человеку выстраивать образовательную и профессиональную карьеру [4].
Российская Федерация, озабоченная проблемами преумножения собственного инновационного потенциала развития, являясь составной частью современного мира, не может игнорировать опыт государственной молодёжной политики передовых стран. Поэтому при её разработке и реализации очень важно учитывать международные стандарты, изучать мировую практику, демонстрирующую различные варианты. Под таким углом зрения рассматривает данную проблему Н. Лупачёва, утверждающая, что «проблемы организационно-ресурсного обеспечения, поиска путей реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации стоят остро. Её актуальность не вызывает сомнений. Необходимость её рассмотрения в сравнении с моделями других стран обосновывается тем, что невыполнение принимаемых решений, частая смена управленческих структур, несовершенство законодательства и органов государственного управления привели к неэффективности данной политики в нашей стране [5]. Общепризнанными и продуктивными в современном мире сегодня считаются следующие направления молодёжной политики: общественно-государственная система работы с молодёжью, государственная система работы с молодёжью, а также негосударственная сеть организации работы с молодёжью.
По первому пути идёт объединённая Германия. Эта концепция базируется на федеральном законе, конкретном разделении функций социализации молодёжи между семьёй, государством и бизнесом, на условиях софинансирования. Государство посредством выплаты целевого пособия в объёмах, достаточных для выполнения семьёй возложенных на неё функций, обеспечивает свою роль в социализации молодёжи. Оно также сохраняет за собой контроль целевого использования семьёй этих средств. Особого, дополнительного внимания государства удостаиваются многодетные, испытывающие трудности семьи. Бизнес участвует в образовании, профессионализации и трудоустройстве германской молодёжи. Немецкая концепция обеспечивает реализацию социально-экономического механизма, способствующего мобилизации в данной сфере как государственных, так и частных средств.
Второе направление - государственная система работы с молодёжью, предполагает создание государственных органов по работе с молодёжью на всех уровнях управления страной, единой инфраструктуры государственных учреждений, их бюджетное финансирование. Функционирует данная система молодёжной политики на основе общего для всей страны закона, обеспечивающего единство и целостность государственной молодёжной политики на территории всей страны. Здесь реализуется единый стандарт предоставляемых молодёжи условий жизнедеятельности, различных предложений и услуг на территории всей страны. Функционирует такая система молодёжной политики в Беларуси, Казахстане, Украине, Венгрии и других странах.
Механизм негосударственной системы молодёжной политики создан в странах с либеральной идеологией, соответствующей рыночной экономикой, где большую роль во всех сферах жизнедеятельности общества играют самоорганизованные негосударственные объединения, институты гражданского общества, привлекающие для этих целей огромные ресурсы из негосударственных источников. При этом государство выбирает и финансирует наиболее актуальные, приоритетные направления работы с молодёжью. Однако для того, чтобы данная концепция давала позитивные результаты, необходимо успешное функционирование в обществе развитых и самодостаточных институтов гражданского общества, наравне с государством несущих ответственность за состояние многих сфер жизнедеятельности общества. Странами, идущими по этому пути, являются США, Великобритания и др.
Очевидно, что Российская Федерация, с её жёсткой вертикалью государственной власти, централизованно распоряжающейся всеми ресурсами общества, в которой отсутствуют развитые и самодостаточные институты гражданского общества, должна в большей степени ориентироваться на государственную и общественно-государственную концепции организации государственной молодёжной политики. Общим для них является то, что они опираются на общегосударственное законодательство, гарантирующее реальное решение проблем данной сферы.
В современном российском обществе всё больше внимания уделяется проблемам молодёжи, поскольку Правительство РФ, судя по официальным документам, осознаёт значимость молодёжи для прогрессивного развития всех сфер жизнедеятельности общества, высоко ценит её вклад в развитие страны, видит её решающее значение в определении будущего российского общества.
Молодёжная политика российского государства на современном этапе его развития осмысливается научным сообществом как совместная деятельность всех уровней власти и управления, направленная на решение её социально-экономических, образовательно-профессиональных, политико-культурных, воспитательных проблем. Достижение поставленных целей связывается с созданием единого для всей страны, адекватно отражающего современные проблемы российской молодёжи нормативно-правового пространства в данной сфере государственной деятельности. Такой подход способен создавать одинаковые для всей российской молодёжи, вытекающие из федеральных законов, социально-экономические, организационные условия и гарантии для самореализации личности молодого человека независимо от того, живёт он в дотационном субъекте Федерации или благополучном. Более того, такой подход, по нашему мнению, позволит активизировать социально-экономическую жизнь отстающего региона, деятельность молодёжных организаций. Нынешняя практика федерального центра переадресовывать проблемы российской молодёжи на региональные, часто ничем не обеспеченные, программы выглядит бюрократической уловкой. По мнению Л. Шаламовой, государственная молодёжная политика может быть эффективной только при соблюдении ряда условий, к ним она относит: управление активизацией социального потенциала молодёжи, осуществляемое при максимальном учёте их мнения, с демонстрацией конкретных результатов и недочётов; создание обстановки, стимулирующей взаимное доверие и плодотворное сотрудничество между объектом и субъектом управления. Очень важно при этом обеспечение полного соответствия между рекламируемыми и реальными действиями, между результатами управленческой деятельности государства и активизацией социального потенциала молодых людей [8].
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» в качестве объекта данной политики определяются граждане Российской Федерации от 14 до 30 лет, учащиеся старших классов, студенты, молодые семьи, молодёжные организации, ведущие работу с молодёжью на государственном, местном, федеральном, региональном уровнях. Молодёжная политика трактуется как важное самостоятельное направление деятельности государства, представленное в виде системы мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного содержания. Направление, формирующее необходимые социально-экономические, политико-культурные условия инновационного, демократического развития России, реализуемого на основе активного взаимодействия с молодёжными организациями и гражданским обществом. Реализация перечисленных мер в документе происходит в процессе взаимодействия органов государ-
ственной власти с институтами гражданского общества, активным межведомственным взаимодействием, гражданско-патриотическим, духовно-нравственным воспитанием. Расширение возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышение степени её участия в достижении устойчивого социально-экономического развития страны, усилении её национальной безопасности также рассматриваются в качестве важных мер реализации государственной молодёжной политики до 2025 г.
Оценивая государственную молодёжную политику, анализируя мероприятия, проводимые молодёжными организациями, пользующимися государственной поддержкой, А. Гулевич и А. Рудаков выражают беспокойство по поводу того, что они не дают оснований считать их деятельность, способствующей достижению целей и задач патриотического воспитания, активизации творческого потенциала молодёжи, заявленных в Основах государственной молодёжной политики РФ до 2025 года. По их мнению, эти мероприятия носят формальный, эпизодический характер, не согласованы между собой, не обеспечиваются законодательным механизмом реализации, а также механизмом вневедомственного, общественного контроля; отсутствует корректировка задач, не предусмотрено привлечение к ответственности руководителей, организаторов в случае отсутствия конкретных позитивных результатов. На фоне перечисленных проблем актуальным, на их взгляд, представляется опыт молодёжной политики СССР, на основе которого необходимо провести приемлемую в современных условиях модернизацию государственной молодёжной политики, восстановление и развитие общественной и личной значимости молодых людей [2]. К таким же выводам, анализируя проведённое социологическое исследование, пришли В. Касамара и А. Сорокина, отмечающие тот факт, что государственная программа патриотического воспитания, имеющая целью превращение патриотизма в национальную идею российской молодёжи, сталкивается с критикой социально-экономических недостатков в стране. Данное обстоятельство не противоречит патриотизму, отмечают авторы, поскольку критика власти, недостатков государственного управления страной позволяет решать актуальные проблемы общества, способствует его прогрессу [3].
Несмотря на наличие множества государственных программ, принятых на разных уровнях власти и управления, провозглашённые в них решения оказались продекларированными, но недостигнутыми в силу того, что их нормативный статус, имеющаяся законодательная (соответствующая социально-экономическая, финансовая) база не носят обязательного характера. Государственная молодёжная политика на современном этапе не обеспечивает гарантированной, ресурсообеспеченной, полноценной, системной работы. На все эти процессы в настоящий момент негативно влияет отсутствие базового федерального закона прямого действия на всей территории РФ. Данная проблема не позволяет определить наиболее важные конкретные задачи в сфере молодёжной политики, лишает её системности и управляемости. Отсутствие единого для всей страны правового пространства в данной области общих направлений деятельности, целей и задач, недостаток унификации создаёт серьёзные проблемы в организации интеграционных механизмов в процессах, происходящих в среде российской молодёжи.
Региональное законодательство в этом вопросе государственной деятельности не только опережает развитие федеральной нормативно-правовой базы, но и часто противоречит ему, что на практике приводит к разнонаправленным противоречивым явлениям и процессам в молодёжной политике. Всё это, по нашему мнению, является свидетельством того, что значимость, актуальность этой политики все-таки руководством страны до конца не осмыслена, вследствие чего отсутствуют конкретные решения по улучшению социально-экономического положения молодёжи. Структуры, ответствен-
ные за её реализацию, в первую очередь подвергаются сокращению штатов и финансирования. Законодательное закрепление прав, обязанностей, полномочий, распределение ответственности между органами власти и управления по реализации молодёжной политики фактически отсутствуют. Более того, нет юридически зафиксированной профессиональной терминологии, отражающей многогранные процессы данной сферы.
Такое состояние дел часто приводит к неразберихе в процессе взаимодействия профильных органов разного уровня власти и управления как между собой, так и во взаимоотношениях с молодёжными общественными организациями и движениями. Очевидна необходимость принятия такого федерального закона, который позволит обозначить чёткие контуры сферы молодёжной политики в нашей стране и придать ей единые нормативно-правовые основания для системной работы всех заинтересованных участников. Следующим важным результатом, по нашему мнению, принятия этого закона явится создание и укрепление единого правового пространства сферы молодёжной политики во всех субъектах Федерации по всей стране. Закон позволит приобрести сфере молодёжной политики особую ответственность и организованность, определить приоритеты, обозначить общие для молодёжи всей страны перспективы роста. Поэтому широкое обсуждение, разработка и принятие федерального закона о государственной молодёжной политике - наиболее важные этапы в процессе дальнейшего развития данной сферы государственной политики.
Немаловажной проблемой государственной молодёжной политики в России, на наш взгляд, является отсутствие единой системы органов власти и управления, курирующих эту сферу. Поскольку она носит межведомственный характер, состав этих органов не определён, проблемы молодёжи для большинства из них - это второстепенная сфера их деятельности. Поэтому создание отдельного федерального Министерства по молодёжной политике было бы реальным шагом вперёд в комплексном решении проблем российской молодёжи и развитии страны.
Государственная молодёжная политика до 2025 г. как отдельная отрасль государственной политики и управления обществом должна сосредоточиться на реальных, актуальных, жизненных, социально-экономических, образовательно-профессиональных проблемах; обратить внимание на ценностные ориентации и настроения современной молодёжи.
Известный российский учёный, член-корр. РАН Ж. Тощенко, выступая на международной конференции в Тюмени, в сентябре 2018 г., оценил как негативные, наносящие ущерб социализации российской молодёжи, современные, навязываемые правительством тренды отечественного образования, которые бюрократизировали эту сферу, подчинили коммерческим началам обучение студентов, ликвидировали творчество в научно-педагогическом поиске, внесли неясность в эту важнейшую сферу жизнедеятельности российского общества. Последствиям губительной для многонациональной страны репрессивной политики правительства в отношении периферийных вузов посвятил свой доклад проф. Г. Зборовский, который отметил значительное сокращение государственного финансирования, возможностей проведения качественных научных исследований, численности научно-педагогического персонала; закрытие научных школ; увеличение педагогической нагрузки; резкое ослабление материально-технической базы; снижение статуса выпускников, университетского менеджмента и т. д.
По его мнению, данная политика правительства РФ проводится без учёта её социально-экономических, политико-культурных последствий для регионов, наносит непоправимый урон не только высшему образованию, но и развитию национальных культур автохтонных народов Российской Федерации. Наносится ущерб социально-эконо-
мическому, культурному развитию регионов и городов, приводит к образованию трудовой миграции российской молодёжи, ослаблению безопасности страны. С исчезновением университета из провинциального города рано или поздно исчезает и сам город [1]. И только поставив во главу угла все эти проблемы, можно выстроить востребованную и современную систему государственного реагирования не только на реальные запросы молодёжи, но и на поступательное развитие нашего федеративного общества. Адекватным способом изучения динамично меняющейся обстановки в данной среде с целью выработки эффективных мер гибкого реагирования является организация системных исследований и мониторинга перечисленных проблем.
Таким образом, приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере, реализация которых нацелена на решение социально-экономических проблем молодёжи, обеспечение её участия в инновационном развитии российского общества, по нашему мнению, являются: принятие федерального закона о молодёжной политике прямого действия на всей территории РФ, устанавливающего принципы признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным подходам в этой сфере, активизация созидательной деятельности молодёжи, вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях развития РФ. Признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов, формирование разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации. Обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий. Вовлечение молодых людей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации, в социально-экономические процессы общества, в развитие молодёжного самоуправления, активно участвующего в процессах принятия общественно-значимых решений во всех сферах жизнедеятельности общества, также относятся к этим направлениям. Привлечение молодых граждан как самостоятельно, так и с помощью общественных организаций, к формированию государственной молодёжной политики и реализации программ, касающихся молодёжи и общества в целом. Самоуправление позволяет молодёжи взаимодействовать с различными уровнями власти, более активно участвовать в управлении социально-экономическими, нормативно-правовыми процессами, способствующими защите её интересов, формированию адекватной молодёжной политики государства. Оно должно пониматься как важнейший механизм формирования гражданского общества в нашей стране, реализующийся посредством создания, в учебных заведениях разного уровня, при органах государственной, муниципальной власти, на крупных предприятиях молодёжных комитетов, парламентов, правительств, избирательных комиссий и т. д., в том числе и альтернативных.
Литература
1. Адрианова Е.В., Давыденко В.А., Ромашкина Г.Ф. О последствиях реформ в сфере образования (по итогам конференции «Образование, молодёжь, конкурентоспособность») // Социологические исследования. - 2019. - № 1. - С. 150-151.
2. Гулевич А., Рудаков А. Патриотическое воспитание молодёжи как стратегическое направление государственной политики // Вестник Российской нации. - 2019. -№ 3. - С. 21-22.
3. Касамара В.А., Сорокина А.А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодёжи // Общественные науки и современность. - 2016. -№ 6. - С. 103.
4. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодёжи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. - 2016. - № 1. - С. 17.
5. Лупачёва Н.С. Основные проблемы государственной молодёжной политики в России и пути их решения // Государственное управление. Электронный вестник. -2018. - Вып. 67. - С. 284.
6. Руденкин Д.В., Оболенская А.Г. Диагностика актуальных социальных настроений молодёжи: опыт эмпирического анализа // Дискурс. - 2018. - № 9 (23). Социологические науки. - С. 64.
7. Смирнов В.А. Молодёжная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 79.
8. Шаламова Л.Ф. К вопросу о государственном управлении активизацией социального потенциала молодёжи // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 6. -С. 112.
Поступила в редакцию 7 ноября 2019 г.
ШС 342
DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-4-112-119 Theoretical and regulatory foundations of state youth policy in the Russian Federation
A.A. Saidov
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
The article analyzes the purpose and specific functions of the youth as the main carrier of the innovative potential of social development, which determines the content of the state youth policy. The conceptual understanding of this policy is associated with the creation in society conditions enabling young people to fully realize in everyday life the functions and tasks assigned to it that are crucial for the country. This approach also made it possible to comprehend the importance for the Russian state of managing social transformations in the youth environment, the need to influence the formation of value ideas, life guidelines and interests of multinational multiconfessional Russian youth. Based on the conducted sociological research, the article identifies the main socio-professional problems of modern youth, outlines ways to solve them. The work proves the need for further improvement of the state youth policy in the Russian Federation through comparison with models of other countries. It was this approach that made it possible to show that the adoption of a federal law of direct action on youth policy, which guarantees a solution to the socio-economic problems of Russian youth, in accordance with democratic standards, is the most important element in the modernization of the studied sphere in our country.
Keywords: youth policy, youth functions, youth professionalization, youth law-making, youth self-government.
Received 7 November, 2019