Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 162—167. ЛибП ¡вита!. 2024;(3):162—167.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Научная статья УДК 33
https://doi.Org/1 0.2441 2/1 727-8058-2024-3-1 62-1 67 NN0^ 201 7-0074-3/24-102
EDN: https://elibrary.ru/GENVPS MOSURED: 77/27-021-2024-03-302
Теоретические и методологические подходы к управлению стоимостью компании
Сергей Александрович Баландин1, Александр Андреевич Ременцов2
1 2 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия
1 balandin.sa@rea.ru
2 rementsov.aa@rea.ru
Аннотация. Развитие рыночных отношений в Российской Федерации привело к тому, что фундаментальным фактором конкурентоспособности российских предприятий и компаний в долгосрочной перспективе становится прирост реальной стоимости бизнеса, а также формирование такой системы управления, которая позволяла бы достигать такой цели. Актуальность управления стоимостью бизнеса остается на высоком уровне на фоне глобализации, нестабильности внешней макроэкономической и геополитической среды, усложнения бизнес-процессов, формирования новых рисков деятельности для хозяйствующих субъектов, ускорения технологического процесса, цифровизации и т.д. Все вместе это приводит к усложнению форм и процессов бизнеса и отражается на управлении стоимостью компании, обуславливая необходимость совершенствования управленческих механизмов, способствующих приросту стоимости бизнеса.
Ключевые слова: стоимость компании, эффективность бизнеса, бухгалтерская прибыль, инвестиции
Для цитирования: Баландин С.А., Ременцов А.А. Теоретические и методологические подходы к управлению стоимостью компании // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 162—167. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-162-167. EDN: https://elibrary.ru/GENVPS.
ECONOMICS AND MANAGEMENT
Original article
Theoretical and methodological approaches to company value management
Sergey A. Balandin1, Alexander A. Rementsov2
1 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
1 balandin.sa@rea.ru
2 rementsov.aa@rea.ru
Abstract. The development of market relations in the Russian Federation has led to the fact that the fundamental factor of competitiveness of Russian enterprises and companies in the long term is the increase in the real value of the business, as well as the formation of a management system that would allow achieving such a goal. The relevance of business value management remains at a high level against the background of globalization, instability of the external macroeconomic and geopolitical environment, complication of business processes, formation of new business risks for business entities, acceleration of the technological process, digitaliza-tion, etc. All together, this leads to a complication of business forms and processes and affects the management of the company's value, necessitating the improvement of management mechanisms that contribute to the increase in business value
Keywords: company value, business efficiency, accounting profit, investments
For citation: Balandin S.A., Rementsov A.A. Theoretical and methodological approaches to company value management // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):162—167. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-162-167. EDN: https://elibrary.ru/GENVPS.
© Баландин С. А., Ременцов А.А., 2024
Введение. Развитие рыночных отношений в Российской Федерации привело к тому, что фундаментальным фактором конкурентоспособности российских предприятий и компаний в долгосрочной перспективе становятся прирост реальной стоимости бизнеса, а также формирование такой системы управления, которая позволяла бы достигать такой цели.
Практика развитых государств демонстрирует, что положительное изменение стоимости бизнеса создает предпосылки долгосрочного и устойчивого функционирования компании, позволяет повышать благосостояние акционеров, а также положительно влияет на экономику страны.
Актуальность управления стоимостью бизнеса остается на высоком уровне на фоне глобализации, нестабильности внешней макроэкономической и геополитической среды, усложнения бизнес-процессов, формирования новых рисков деятельности для хозяйствующих субъектов, ускорения технологического процесса, цифровизации и т.д. Все вместе это приводит к усложнению форм и процессов бизнеса и отражается на управлении стоимостью компании, обуславливая необходимость совершенствования управленческих механизмов, способствующих приросту стоимости бизнеса.
Концептуальные основы. Финансовые кризисы, которые происходили за последние чуть больше чем два десятилетия, продемонстрировали, что ориентация управленческих решений исключительно на показатель чистой прибыли компании не может достоверно свидетельствовать о состоянии бизнеса, его эффективности и уровне его конкурентоспособности.
Изначально внимание руководства корпораций и менеджеров было направлено на стремление максимизировать показатель бухгалтерской прибыли, в то время как существующие альтернативные издержки в расчет не принимались. Применение традиционных методов оценки, которые базируются на данных бухгалтерского учета, позволяют оценивать только прошлые результаты деятельности, в то время как стоимостная концепция открывает возможность оценки будущего эффекта какого-либо принимаемого экономического решения на эффективность бизнеса [1].
Осознание факта, что прибыль компании должна не просто покрывать производственные и операционные расходы, но и иметь по-
ложительную отдачу на инвестированный капитал, позволило четко разделить две категории прибыли — экономическую и бухгалтерскую.
В практике зарубежных корпораций концепция стоимостного менеджмента применяется уже много десятилетий, в связи с чем сложилось значительное количество исследований, которые подтверждают положительное влияние применения такой концепции в управлении бизнесом на финансовые результаты деятельности компаний, величину стоимости и показателей эффективности.
Стоимость выступает одним из фундаментальных вопросов в экономической теории, а теории стоимости выступают базой теоретического формирования экономики организации и принятия управленческих решений. Поскольку стоимость в рамках данной статьи будет рассматриваться как объект управления (это подразумевает, что принятие управленческих решений в рамках компании направлено не только на конкретный бизнес-процесс, но и на приращение стоимости бизнеса), важно рассмотреть основные подходы к стоимости как к самостоятельной научной и фундаментальной категории.
Во-первых, прежде всего необходимо констатировать отсутствие единого понятия категории «стоимость», как и категории «стоимость компании». Отдельные исследователи даже высказывают мысль, что стоимость является трансцендентной сущностью [2].
Начнем с того, что стоимость во многих экономических трудах рассматривается с позиции двух теорий: маржиналистской и марксистской. Отличие данных теорий состоит в разнице рассматриваемых свойств другой важной в экономической науке категории — «товара». Исследователи маржиналистского направления делают акцент на потребительной стоимости товара (полезности, способности конкретного продукта труда к удовлетворению потребностей какой-либо группы людей или отдельного человека, т.е. общественных потребностей, через обмен), а представители марксистской теории рассматривали стоимость товара как его внутреннее свойство [3].
Соответственно, стоимость определяется уровнем затрат труда, которые воплощаются в виде такого товара, и проявляется в виде так называемой меновой стоимости. То есть, «стоимость» — категория, обладающая комплексной природой. Это заключение в равной
мере относится и к стоимости компании, которая фактически сочетает в себе и полезность, и трудовые затраты на ее создание. В рыночных условиях компания в результате своего функционирования и деятельности удовлетворяет потребности не только потребителей, но и собственника (в будущей прибыли), для ее создания инвестируется определенный объем средств и затрачиваются трудовые ресурсы, также компания может по аналогии с товаром являться объектом купли-продажи, а значит, фактически компанию можно считать обладателем всех признаков товара.
Вместе с тем данный товар является специфическим: важнейшей его особенностью является то, что компания характеризуется инвестиционным параметром — вложение в «производство» и развитие качеств такого товара происходит с учетом ожиданий отдачи в перспективе (размер потенциальной прибыли носит вероятностный характер, необходимо учитывать риски нереализации сформированных планов). Тогда, говоря о стоимости компании в широком смысле, можно иметь в виду вероятностную величину, выраженную в денежном эквиваленте, которую потенциальный покупатель готов заплатить за компанию как комплекс всех ее активов в результате коммерческой добровольной сделки продавца и покупателя.
Стоит отметить, что в российском законодательстве не упоминается синергетическая стоимость, которая формируется как сочетание активов, позволяющее получить стоимость выше, чем простая сумма стоимостей активов по отдельности. Данную стоимость можно рассчитывать при слияниях/поглощениях, а также при расчете стоимости компании, бизнес которой сильно дифференцирован, а направления сильно отличаются друг от друга своей спецификой. Именно в данном направлении и будут предложены рекомендации в практической части исследования.
Важным моментом является тот факт, что стоит различать понятия «рыночная стоимость», «рыночная цена» и «рыночная капитализация».
Если рыночная стоимость подразумевает стоимость компании, учитывающую не только активы, но и обязательства и источники финансирования, то капитализация рассчитывается на базе текущей рыночной стоимости акций, умноженной на количество обращаемых
акций на рынке. Соответственно, капитализация показывает стоимость компании только с позиции рынка акций и не учитывает обязательства и неоперационные активы бизнеса.
Кроме того, важно отличать рыночную стоимость от рыночной цены, поскольку последняя непосредственно фиксирует фактический результат сделки купли-продажи, измеряя стоимость лишь косвенно [3].
Учитывая этот момент, а также все аспекты указанных ранее определений стоимости, можно сформулировать следующее определение стоимости компании: стоимость компании — конечный результат измерения ценности компании, оценки производимых ею вложений в реализуемые проекты и анализа эффективности использования имеющихся активов бизнеса. Такой результат определяет инвестиционную привлекательность в условиях внутренних и внешних факторов влияния (риска).
Поскольку стоимость является аналитическим показателем, характеризующим эффективность, это значит, что, как и ряд других показателей в организационном управлении, стоимость выступает объектом управления. В данном случае управленческие процессы подразумевают принятие решений не только высшим руководством, но и руководителями бизнес-единиц (подразделений) и рядовыми сотрудниками, и их реализацию, что направлено на максимизацию стоимости бизнеса. Это позволяет говорить о том, что максимизация стоимости бизнеса не является разовой задачей, а выступает в качестве цикла постоянно возобновляющейся необходимости принятия стратегических и оперативных решений. То есть стоимость бизнеса выступает постоянным объектом управления в компании.
Любой объект управления не становится таковым сам по себе, он должен обладать характеристиками и свойствами, позволяющими управлять им. Стоимость также не является характеристикой, которая присуща объектам сама по себе, для ее возникновения необходим ряд условий. Поэтому с учетом того, что стоимость не является статичной, а выступает, наоборот, динамичной, необходимо выделить исходя из этого обстоятельства основные свойства и характеристики стоимости, которые позволяют осуществлять управленческое воздействие.
Охарактеризуем свойства стоимости как объекта управления (табл. 1).
Свойство Описание свойства
Востребованность Стоимость характеризуется спросом. То есть компания/предприятие обладает определенным спросом на рынке, что может проявляться в виде спроса на акции, в виде инвестиций в деятельность компании и т.д., что позволяет создавать стоимость или увеличивать ее
Полезность Способность компании (бизнеса) к удовлетворению потребностей конкретного лица/группы лиц как в настоящем, так и в будущем
Дефицитность Компании стремятся создавать и увеличивать стоимость, т.е. текущий показатель стоимости по отношению к запланированному всегда как бы дефицитный (низкий)
Перспективность Перспективность отражает потенциальные блага или потери, которые можно получить в результате управления стоимостью бизнеса
Измеримость Стоимость как отражение количественных аспектов принимаемых управленческих решений и общественных (производственных) отношений, возникающих в результате таких решений
При учете представленных свойств можно также описать основные особенности стоимости компании как объекта управления.
1. Стоимость компании — это неаддитивная величина, поскольку через призму системного подхода не предполагается тождественность общей стоимости бизнеса сумме стоимостей его частей. Важно отличать аддитивность и синер-гичность, эти понятия не являются равноценными, а в большей степени выступают противоположностью друг друга.
2. Стоимость конкретной компании является уникальной величиной, поскольку формируется из индивидуального перечня факторов, параметров и условий, оказывающих влияние на бизнес и, как следствие, на формирование стоимости.
3. Это также предопределяет, что конкретная величина стоимости компании присуща только конкретному управляемому и оцениваемому бизнесу.
4. Стоимость не имеет вещественной формы и выражается в денежном эквиваленте.
5. Стоимость компании — латентная величина, поскольку возможна к обнаружению и измерению только через измерение ряда других индикаторов и величин.
6. Стоимость может корректироваться, т.е. ей присуща управляемость.
7. Стоимость компании не является статичной, а потому характеризуется изменчивостью в пространстве и времени, на что также оказывают влияние разные факторы.
8. Это также предопределяет следующую характеристику — стоимость компании носит временной характер, т.е. величина для одного конкретного объекта в разные периоды времени (прошлое, настоящее, будущее) будет отличаться.
9. Стоимость компании может быть многовариантной, что зависит от применяемого метода ее измерения, учтенных факторов и целей оценки и управления.
10. Стоимость обладает и нормативно-оценочным характером, который заключается в том, что стоимость компании выступает некоторым критерием для принятия тех или иных управленческих решений, включая стратегический уровень. То есть можно констатировать стоимость и как объект управления, и как критерий одновременно.
Формулировка представленных выше качеств и характеристик стоимости компании как объекта управления позволяет также определить категорию «стоимость компании как объект управления», под которой можно понимать расчетную величину, отражающую объем выгод от использования имеющихся активов и обязательств, способную подвергаться измерению, а также непосредственно изменяться в результате управленческого влияния. Такая сущность стоимости компании как объекта управления также открывает возможность рассмотрения инструментов, механизмов, моделей такого управления, разработки конкретных алгоритмов реализации управленческих решений, которые влияют на величину стоимости бизнеса.
Управление бизнесом с ориентацией на показатель стоимости предприятия получило название стоимостного подхода, или концепции управления стоимостью бизнеса.
Концепция управления стоимостью — это концепция, направленная на выстраивание комплекса оценки результатов деятельности компании на базе стоимости и рычагов управления, принятия управленческих решений в
соответствии с этим интегрированным показателем [4].
Важно рассмотреть систему управления стоимостью в компании. Систему управления стоимостью в компании можно понимать как систему взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по оптими-
зации структуры текущей стоимости и ее приращению.
Разные исследователи, не выделяя конкретного понятия «система управления стоимостью компании», при этом выделяют разное количество элементов такой системы, контент-анализ позволил заключить, что ключевыми элементами являются следующие (рис. 1).
Регулярные процессы создания стоимости (постоянные процессы в с<фере инвестиций и бюджетирования)
Система вознаграждения и мотивации (премиальная система/КР1, призванные мотивировать управленцев на создание стоимости для собственников)
Система менеджмента (наличие необходимых компетенций руководства в сфере стоимостного управления)
Рис. 1. Элементы управления стоимостью компании
Вместе с тем, если обратиться к поиску методик, позволяющих оценить действующую в компании систему управления стоимостью, то таких методик в отечественной литературе не найдено. В зарубежной практике оценка системы управления стоимостью, как правило, проводится на основании экспертных оценок.
В этой связи для цели исследования системы управления на конкретном предприятии была разработана методика оценки системы управления стоимостью по основным представленным выше элементам.
Данная методика основана также на экспертной оценке — балльной системе. Методика разрабатывалась с учетом необходимых этапов:
1) определение целей и задач. В случае данного исследования балльная оценка используется для выявления степени развития системы стоимостного управлении в компании;
2) выбор критериев и стандартов. Баллы присваиваются на основании наличия и степени применения элементов и процессов управления стоимостью в компании:
• элемент системы отсутствует;
• присутствует частично;
• используется на среднем уровне;
• развит на продвинутом уровне;
3) разработка системы баллов. Система баллов является дискретной: 0 баллов — если элемент системы отсутствует; 5 баллов — если элемент присутствует частично; 10/15 баллов — если элемент активно используется; 15/25 баллов — если элемент развит на продвинутом уровне. Баллы присваиваются вручную на основании экспертного мнения. Однако, при применении и адаптации такой методики в компании присвоение баллов может происходить при помощи специальных программ на основании связки их с показателями стоимостного управления;
4) сбор и анализ данных. После разработки системы баллов необходимо собрать данные, которые будут оцениваться. Данные могут быть количественными или качественными.
В основе системы управления стоимостью, как можно заметить из рис. 1, лежат инструменты по разработке и оценке принимаемых управленческих решений на стратегическом и оперативном уровнях, позволяющих воздей-
ствовать на все бизнес-процессы и организационные процессы на всех уровнях.
Заключение. Управление стоимостью бизнеса основывается на том, что принимаемые в компании управленческие решения на всех уровнях должны приводить к повышению стоимости компании.
В научной литературе отсутствует единое определение понятий «стоимость», «стоимость компании», что может быть обусловлено относительной молодостью концепции стоимостного управления. Имеются различия между такими понятиями, как «рыночная стоимость», «рыночная цена» и «рыночная капитализация», что позволяет понимать под стоимостью конечный результат измерения ценности компании, оценки производимых ею вложений в реализуемые проекты и анализа эффективности использования имеющихся активов бизнеса, что в совокупности определяет инвестиционную привлекательность в условиях внутренних и внешних факторов влияния (риска). Сущность стоимости компании как объекта управления представляет собой расчетную величину, отражающую объем выгод от использования имеющихся активов и обязательств, способную подвергаться измерению, изменяться в результате как внешнего, так и внутреннего управленческого влияния.
Оценка и управление стоимостью компании становятся одним из востребованных направлений в практике корпоративного управления, в особенности в российской практике, поскольку в рамках стоимостного подхода учитывается весь комплекс показателей, факторов и рисков, которые влияют на структуру
капитала, стоимость акций компании, прибыль и в конечном счете — стоимость самого бизнеса.
Список источников
1. Герасимов М.М., Капустина Н.В, Оленина О.А. Управление стоимостью: учеб.-метод. пособие. М.: РУТ (МИИТ), 2018. 97 с.
2. Осипов Ю.М. Антология современной философии хозяйства: в 2 т. Т. 1. М.: Магистр, 2010.500 с.
3. Рожковский А.Л. Концепция управления стоимостью компании. Теория, методология и практика в свете современных тенденций организационного дизайна: монография. М.: Инфра-М, 2018. 277 с.
4. Щербакова Н.А., Щербаков В.А. Управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. 95 с.
References
1. Gerasimov M.M., Kapustina N.V, Olenina O.A. Cost management: an educational and methodological guide. Moscow: RUT (MIIT), 2018.97 p.
2. Osipov Yu.M. Anthology of modern philosophy of economics: in 2 vols. Vol. 1. M.: Master, 2010.500 p.
3. Rozhkovsky A.L. The concept of company value management. Theory, methodology and practice in the light of modern trends in organizational design: monograph. Moscow: Infra-M, 2018. 277 p.
4. Shcherbakova N.A., Shcherbakov V.A. Business value management: a textbook. Novosibirsk: Publishing house of NSTU, 2019. 95 p.
Информация об авторах
С.А. Баландин — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук;
А.А. Ременцов — ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.
Information about the authors S.A. Balandin —Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences;
A.A. Rementsov — Assistant at the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.06.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 09.08.2024.
The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 09.08.2024.