УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА
С.В. Домнина, д-р экон. наук, профессор Ю.А. Асташова, студент
Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
Аннотация. В статье рассматривается система управления стоимостью бизнеса и роль интеллектуального капитала в этой системе. Выявлены основные элементы, необходимые для построения модели управления стоимостью. Приведен коэффициент Тобина, используемый для стоимостной оценки интеллектуального капитала на примере некоторых российских компаний. Показана взаимосвязь интеллектуального капитала и стоимости бизнеса.
Ключевые слова: стоимость компании, управление стоимостью, интеллектуальный капитал, коэффициент Тобина, положительная деловая репутация.
Управление стоимостью бизнеса -одна из самых принципиальных, но наименее реализованных управленческих задач.
Данная задача основана на переходе к современным финансовым концепциям и принципу финансовой прибыли. Такая смена подхода нужна организациям, которые функционируют вначале процессов развития современных подходов к денежным решениям и к по-
строению систем корпоративного управления, создающих механизмы воздействия на стратегические процессы [2, с. 18].
Опыт западных компаний, выдерживающих курс на обеспечение финансовой прибыли, показывает, что в построении модели управления стоимостью нужно выделять 5 основных слагаемых (рис. 1) [4, с. 30-31], [6].
Рис. 1. Основные слагаемые управления стоимостью компании [4, с. 32].
Основа богатства и потенциала компании в современном обществе - интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал - это совокупность познаний, опыта и главных компетенций персонала компании, гарантирующая создание добавленной стоимости и уникальных конкурентных преимуществ в выбранном сегменте рынка [5, с. 268].
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в практике деятельности мно-
гих фирм применяется коэффициент Тобина (д). Данный показатель рассчитывается следующим образом: Р
Я = —, С
где Р - рыночная стоимость активов компании;
С - восстановительная стоимость активов компании.
Если коэффициент q больше 1, стоимость компании превышает стоимость
учтенных активов, что подразумевает наличие интеллектуального потенциала. Если коэффициент q меньше 1, то компания недооценена рынком или сущест-
вующие активы разрушают стоимость компании. Коэффициент q, равный 1, говорит об идентичности рыночной и бухгалтерской стоимости [7, с. 150].
Таблица 1. Коэффициент q ряда российских компаний
Компания Активы, в млн. руб. Капитализация, в млн. руб. Коэффициент Тобина
Балтика 18505 45762 2,5
Вимм-Билль-Данн 6100 23760 3,9
Сургутнефтегаз 529260 640667 1,2
Татнефть 139999 76254 0,5
Лукойл 572564 558990 1,0
По данным таблицы 1, компании, данные резервы выражается в высоком имеющий высокий коэффициент Тоби- уровне образования населения и доли на, объединяет наличие одного или не- работников, занятые наукой, а процесс сколько конкурентных преимуществ : коммерциализации объектов интеллек-
1) высокий уровень корпоративного туальной собственности позволяет пре-управления; вратить высокие интеллектуальные
2) внедрение современных спосо- возможности в реальную стоимость бов и технологий менеджмента; бизнеса [1, с. 144].
3) наличие дорогостоящего бренда Таким образом, управление стоимо-[3, с. 58]. стью бизнеса - не простая задача, по-
Несмотря на обладание малым со- скольку компаниям требуется понима-стоянием интеллектуального капитала ние роли управления их стоимостью, некоторых компаний, в России имеются способного повлиять на положение значительные резервы для бурного рос- компании в настоящем и в будущем. та интеллектуального капитала. Так,
Библиографический список
1. Домнина, С.В. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности как фактор инновационной экономики [Текст] / С.В. Домнина // Инновационные стратегии развития экономики и управления: сборник статей; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. - Самара, 2014. - С. 142-147.
2. Домнина, С.В. Модель управления стоимостью бизнеса [Текст] // С.В. Домнина, Е.В. Савоскина // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - Самара: Самарский государственный университет, 2014. - № 8 (119). - С. 18-23.
3. Гапоненко, А.Л. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации [Текст] / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: 2003. - С. 58.
4. Ивашковская, И.В. Управление стоимостью компании — новый вектор финансовой аналитики фирмы [Текст] / И.В. Ивашковская // Корпоративные финансы. - 2004. - №5. - С. 30-32.
5. Макаров, В.В. Интеллектуальный капитал. Материализация интеллектуальных ресурсов в глобальной экономике [Текст] / В.В. Макаров, М.В. Семенова, А.С. Ястребов. - СПб.: Политехника, 2012. - С. 268.
6. Лебедев, П. Управление, ориентированное на стоимость: осознанная необходимость [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ГАРАНТ Aero». -Режим доступа: http://base.garant.ru/55064374/ (дата обращения 20.03.2018).
7. Цуриков, С.В. Проблемы оценки интеллектуального капитала организации [Текст] / С.В. Цуриков // Корпоративный менеджмент. - 2011. - №3. -С. 150.
COST MANAGEMENT BUSINESS
S.V. Domnina, doctor of economics, professor Y.A. Astashova, student Samara state technical university (Russia, Samara)
Abstract. The article deals with the system of business value management and the role of intellectual capital in its system. The basic elements necessary for building a value management model are revealed. The Tobin coefficient used for the valuation of intellectual capital on the example of some Russian companies is given. The interrelation of intellectual capital and business value is shown.
Keywords: company value, cost management, intellectual capital, Tobin coefficient, positive business reputation.