Научная статья на тему 'Теоретические и методологические основы взаимодействия властных и предпринимательских структур'

Теоретические и методологические основы взаимодействия властных и предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / POWER / ENTREPRENEURSHIP / INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Людмила Ивановна

Тема взаимодействия властных и предпринимательских структур давно развивается российскими и зарубежными учеными. Политологи отстаивают позицию такого взаимодействия с точки зрения власти «бизнес должен». Экономисты придерживаются мнения предпринимателя «правительство должно». Социологи же склоняются к мнению о социальной ответственности обеих сторон. В настоящей статье рассмотрен генезис формирования походов к определению понятий властная и предпринимательская структура, а так же исследованы исторически сложившиеся модели их взаимодействия. Предложен авторский подход к определению «властная структура», «предпринимательская структура», «взаимодействие властных и предпринимательских структур». Обобщены методические подходы к определению сущности взаимодействия властных и предпринимательских структур. Предложен авторский взгляд на механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур, базирующийся на отстаивании экономических интересов. В экономических интересах находит свое выражение экономическая необходимость удовлетворения потребностей, которая является конечной целью развития любой экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулакова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological basics of interaction between power and business structures

The issue of interaction between power and business structures has been developing for a long time by Russian and foreign scientists. Political scientists defend the position of such interaction from the point of view of power "business should". Economists share the opinion of business "the government should." Sociologists think of a social responsibility of both sides. The article considers the genesis of the formation of approaches to the definition of concepts of the imperious and business structure and historically established models of their interaction. The author suggests his approach to the definition of the concept "power structure", "business structure", "interaction between power and business structures." We summarize the methodical approaches to the definition of the essence of interaction between power and business structures. We suggest the author's view on the mechanism of interaction between power and business structures based on the pursuit of economic interests. In the economic interests we may see the economic necessity of satisfying needs, which is the ultimate goal of the development of any economic system.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические основы взаимодействия властных и предпринимательских структур»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 17 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

теоретические и методологические основы взаимодействия властных и предпринимательских структур

Кулакова Л.И. 1

1 Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Петропавловск-Камчатский, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Тема взаимодействия властных и предпринимательских структур давно развивается российскими и зарубежными учеными. Политологи отстаивают позицию такого взаимодействия с точки зрения власти -«бизнес должен». Экономисты придерживаются мнения предпринимателя - «правительство должно». Социологи же склоняются к мнению о социальной ответственности обеих сторон. В настоящей статье рассмотрен генезис формирования походов к определению понятий властная и предпринимательская структура, а так же исследованы исторически сложившиеся модели их взаимодействия. Предложен авторский подход к определению «властная структура», «предпринимательская структура», «взаимодействие властных и предпринимательских структур». Обобщены методические подходы к определению сущности взаимодействия властных и предпринимательских структур. Предложен авторский взгляд на механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур, базирующийся на отстаивании экономических интересов. В экономических интересах находит свое выражение экономическая необходимость удовлетворения потребностей, которая является конечной целью развития любой экономической системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: власть, предпринимательство, взаимодействие властных и предпринимательских структур.

Theoretical and methodological basics of interaction between power and business structures

Kulakova L.I. 1

1 Russian Foreign Trade Academy, Russia

введение

Тема взаимодействия властных и предпринимательских структур давно развивается российскими и зарубежными учеными. Политологи отстаивают позицию такого взаимодействия с точки зрения власти - «бизнес должен». Экономисты придерживаются мнения предпринимателя - «правительство должно». Социологи же склоняются к мнению о социальной ответственности обеих сторон.

Чтобы разобраться в сущности взаимодействия целесообразно определить понятие «властная структура» и «предпринимательская структура».

Обратимся к понятию «власть». Власть в обществе означает возможность влиять на процесс принятия решений и использования ресурсов, как государственных, так и частных, в рамках общества. Общество понимается как социальная система, состоящая из группы лиц, живущих на определенной территории, имеющей географические и/или геополитические границы. Но это обобщенный современный взгляд на вопрос.

Эволюция взглядов на понятие «власть» демонстрирует основу современных подходов политологов, экономистов и социологов.

Согласно Конфуцию, власть дается от Бога, а государство представляет собой большую семью, в которой правитель изображается как отец, а подданные как дети. В центре учения Протагора о праве, власти и государстве лежит известная формула «человек - есть мера всех вещей», т.е. любые действия должны быть направлены на благо человека. В труде Платона «Государство» можно усмотреть впервые идею смешанной формы власти (видны элементы монархии, демократии, олигархии). Впоследствии эту идею смешанной формы государства подхватит Аристотель, что много позднее ляжет в теорию разделения властей Нового времени.

В эпоху Средневековья Фомой Аквинским было сформулировано право на сопротивление власти, впавшей в произвол. Макиавелли выстраивает свое рассуждение

ABSTRACT:_

The issue of interaction between power and business structures has been developing for a long time by Russian and foreign scientists. Political scientists defend the position of such interaction from the point of view of power - "business should". Economists share the opinion of business - "the government should." Sociologists think of a social responsibility of both sides. The article considers the genesis of the formation of approaches to the definition of concepts of the imperious and business structure and historically established models of their interaction. The author suggests his approach to the definition of the concept "power structure", "business structure", "interaction between power and business structures." We summarize the methodical approaches to the definition of the essence of interaction between power and business structures. We suggest the author's view on the mechanism of interaction between power and business structures based on the pursuit of economic interests. In the economic interests we may see the economic necessity of satisfying needs, which is the ultimate goal of the development of any economic system.

KEYWORDS: power, entrepreneurship, interaction between power and business structures

JEL Classification: H70, M13, M21 Received: 13.08.2017 / Published: 16.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kulakova L.I. (milakul26O60rambler.ru)

CITATION:_

Kulakova L.I. (2017) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy vzaimodeystviya vlastnyh i predprinimatelskikh struktur [Theoretical and methodological basics of interaction between power and business structures]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (17). - 2565-2578. doi: 10.18334/rp.18.17.38256

о власти исходя из того, что в каждой группе людей выделяется самый сильный, и только со временем, когда появляются первые законы, власть передается не самому сильному, а самому мудрому. Эпоха Возрождения в центре внимания ставит идею социальной справедливости и равенства, которая находит выражение в представлениях о функциях управления и власти.

Философы Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт выстраивали свои ценностно-мировоззренческие концепции с разных позиций. Если Ф. Бэкон - сторонник концепции, основанной на сотрудничестве правителя и совета, особо делал акцент на мудрость правления, то Р. Декарт отстаивал идею разумного человека, ставя его в центр своей философии.

Власть, по мнению Локка, означает право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а властная структура в лице государства должна воплощать функцию публичной власти, а также защищать исполнение принятых законов.

И. Кант отстаивал идею государства как соединения множества людей под властью правового закона, тем самым отвергая идею государственной власти как некой опекающей силы. При этом, по мнению И. Канта, силами, побуждающими людей объединяться в правовом поле для создания государственности и подчинения государству, являются нравственный долг и чувство уважения к естественному праву.

Следует отметить, что в этот же период вырабатывается модель отношений между личностью и государством, которую называют «идеей общественного договора». Личность обязуется выполнять законы государства, а государство - охранять, уважать, гарантировать права личности. Идея общественного договора, которую в наши дни можно назвать идеей диалога между обществом и государством, личностью и государством, является сердцевиной самой идеи современного конституционализма.

Однако, несмотря на провозглашенные ценности, после промышленной революции конца XVIII века в развитых странах Западной Европы, с одной стороны, наблюдается существенный экономический, социальный и политический прогресс, а с другой - усугубление эксплуатации. Характерными чертами той эпохи стали кризисы, общее ухудшение положения трудового народа, появление мощных новых форм классового противоборства. Как реакция на эти процессы в XIX веке появляются новые теории управления.

ОБ АВТОРЕ:_

Кулакова Людмила Ивановна, заведующая кафедрой «Финансы и бухгалтерский учет», магистр (тИаки12606йгатЫег.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кулакова Л.И. Теоретические и методологические основы взаимодействия властных и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 17. -С. 2565-2578. с1о1: 10.18334/гр.18.17.38256

На передний план в философии выходит понятие «гражданское общество», которое можно найти у Адама Смита в 18 веке, а затем у Джона Стюарта Милля в 19-м веке.

А. Этциони и О. Тоффлер власть рассматривают как субъект, имеющий воздействие на объект, используя имеющиеся ресурсы и методы. А. Этциони к методам относит унитарные, нормативные и принудительные, которые в соответствии с ресурсами можно классифицировать на виды власти в обществе (рис. 1).

О. Тоффлер рассматривает власть как процесс, который характеризуется способами и методами, а так же характером взаимоотношений между партнерами (рис. 2).

Осмысление понятий власти, властных структур, государства происходило, помимо сугубо философского аспекта, и в экономическом смысле, с точки зрения достижения экономических интересов. При этом под экономическим интересом понималось свойство субъекта хозяйствования, состоящего из целевой направленности на превращение осознанной потребности в удовлетворенную потребность за счет использования своих ресурсов, которыми располагает хозяйствующий субъект или которые может привлечь.

Генезис подходов к понятию предпринимательская структура нужно начать с понятия «предпринимательская структура». Различные экономисты вкладывают в это различный смысл, однако все они базируются на подходах к понятию «предпринимательство».

Характеристика понятия «предпринимательства как вида деятельности» было бы неполным, если бы оно не учитывало факторы, обусловливающие проявление такого вида деятельности. Важнейшими из них являются экономическая свобода и самостоятельность предприятия [4] (Kobakhiya B.V., 2002). Экономическая свобода означает наличие определенных условий: обладание субъектом хозяйствования совокупностью прав, которые гарантируют ему независимость, самостоятельность при принятии решений по поиску и выбору вида, сферы и формы его хозяйственной деятельности, а также по поводу использования произведенного продукта (услуги) и полученных доходов. Только наличие подобных условий дает основание говорить о полноценной предпринимательской деятельности. К их числу относится, прежде всего, частная собственность на факторы и результаты производства.

Таким образом, предпринимательство, как экономическая категория, выражает специфические производственные отношения и, прежде всего, отношения собственности [8] (Matveev M.V., Orlova ^К, 2007).

Сущностные характеристики предпринимательства выражаются через экономическое обособление хозяйствующего субъекта, его самостоятельности в выборе вида хозяйственной активности, позволяющей наилучшим (наиболее эффективным) образом использовать имеющиеся ресурсы в целях получения дохода. Функциональные признаки раскрывают различные стороны предпринимательства как особого типа экономического поведения.

В экономической литературе достаточно распространенным является отождествление категорий «предпринимательство» и «бизнес». Бизнес - деятельность, осуществ-

- подчинение на основе авторитета

объединение всех видов:

- экономической власти;

- социальной власти;

- политической власти;

- культурно-информационной власти;

- принудительной власти;

- моральной и религиозной властей

-контроль над экономическими

ресурсами; -собственность на различные виды ценностей

- распределение статусов, должностей, льгот и привилегий

- контроль над людьми посредством применения угроз

Культурно-информационная

- власть над индивидуумами при помощи научных знаний, информации и средств их распределения

Рисунок 1. Виды власти а обществе Источник: авторская разработка.

нв

Н

и

Методы

Характер взаимодействия

- демократические - конституционные

- авторитарные - деспотичные

- тоталитарные - либеральные

- мирные: - насильственные:

- материальны - законодательные

- прихологические - физические

- деспот-ипчсниыхеологические

- публичный

- экономический

- со циальный

Рисунок 1. Сущность власти как процесса Источник: авкорская разр аботка.

ляемая на основе инициатив в условиях рыночных отношений, приносящая доход или иные выгоды. Нами рассмотрены и представлсны в таблице 1 основные научно-экономически е подходы к определению понятия «предпринимательство»

Таблица 1

Основные научно-экономические подходы к определению понятия «предпринимательство»

Группа факторов производства Исследователи Научно-экономические походы к к определению понятия «предпринимательство»

Материальные А. Смит К. Маркс Главная цель предпринимательства - извлечение прибавочной стоимости

Л. Мизей Ф. Хайек И. Кирцнер Предпринимательство предусматривает умение использовать неравновесные ситуации в экономике, базирующиеся на расхождении спросом и предложением, как во времени, так и в пространстве, для получения дополнительного дохода

Нематериальные Р. Кантильон И. Тюен Ф. Найт Предпринимательство несет в себе риск и неопределенность в процессе социально-экономического развития системы, где предприниматель является неотъемлемым субъектом рыночных отношений, обладающим такими способностями, как предвидение, умение рисковать и брать ответственность на себя за решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Й. Шумпетер Предпринимательство является не отражением рода занятий, а отражением склада мышления и свойств натуры. Предпринимательство является функцией, которую может осуществлять и собственник, и менеджер, и группа лиц; предприниматель имеет не постоянный статус.

Комбинированные А. Маршал Ж. Б. Сэй Предпринимательство предусматривает рациональное комбинирование факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства.

П. Друкер Предпринимательство - это не наука и не искусство. Это практика

Источник: составлено автором.

Сложность феномена предпринимательства рассматривается в различных концепциях предпринимательства и с разных сторон (табл. 2).

Вернер Зомбарт подчеркивал важность жизненной энергии и творческого потенциала предпринимателя, что позволяет ему привлекать к своей деятельности такие экономические факторы, как труд и капитал, используя права собственности и свою официальную позицию в компании [17].

М. Вебер охарактеризовал предпринимателей с позиции «инструментальной рациональности», указывая на основную цель предпринимательской деятельности - стремление к экономической выгоде.

Рассуждения Ф. Ницше о разнице между теми, кто идет далеко впереди обычных парадигм своего времени и стремится их изменить, улучшить, действуя иррационально, и теми, кто приспосабливается к обстоятельствам, действуя рационально [16], целесообразно применить и к определению предпринимателя.

В работах Адама Смита, важнейшей функцией предпринимателя является поставка

Таблица 2

сравнительный анализ концепций предпринимательства

концепции предпринимательства сущность предпринимательства представители концепции

Предприниматель как герой, удовлетворяющий общественные потребности Предприниматель - это двигатель экономического роста и создатель фундаментальных инноваций; личность, преследующая не только и не столько цель извлечения прибыли, сколько удовлетворение потребностей индивидуумов и достижение высоких интеллектуальных, культурных и нравственных ценностей в обществе. Й. Шумпетер В. Зомбарт

Предприниматель как организатор Предприниматель рассматривается как организатор (стратег) эффективного использования внутренних и внешних возможностей в целях реализации определённых проектов. Предприниматель организовывает командную работу на предприятии, которая позволит достичь большего результата, чем индивидуальная. Г. Минцгер Р.М. Кантер М. Вебер

Предприниматель как инноватор Предприниматель - это инноватор увеличивающий объемы производства не за счет приведения ресурсов, а за счет усовершенствований; обладающий способностью создавать новые рынки и новых потребителей; способствующий развитию научно-технического прогресса. Предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность. П. Друкер А. Маршал Ж.Б. Сэй

Предприниматель как гибкий и адаптивный субъект рынка Предприятие неотъемлемо от рыночной среды, в которой оно функционирует. Предприниматель способен быстро адаптироваться к изменению условий хозяйствования и организовать гибкое производство для удовлетворения имеющихся потребностей общества. А. Чандлер Ф. Скрантоне

Источник: составлено автором по данным [11] (Lapusta M.G.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

капитала [18], в то время как Давид Рикардо подчеркнул важность автоматизма экономических движений [19].

Для К. Маркса центральным элементом механизма предпринимательства является социальная связь, которая связывает капиталистов и рабочих [20] (Marx Karl, Engels Friedrich).

Й. Шумпетер поставил предпринимателя в центре экономической системы, рассматривая его как движущую силу экономического роста и создателя фундаментальных инноваций - принципиально новых продуктов, новых методов производства, новых рынков, источников сырья, энергии и полуфабрикатов, готовой продукции или создания новых организаций.

Сущность предпринимательской структуры в научной литературе рассматривается многогранно: с точки зрения экономики - это и совокупность экономических единиц; с точки зрения права (государства) - это субъекты экономической свободы; с точки зрения бизнеса - это субъекты экономической деятельности. Объединяет все

Таблица 3

Классификация предпринимательских структур как экономической категории

Признак Вид Экономические связи (бизнес-коммуникации)

В зависимости от организационно-правовой формы Унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, фонды и т.д. Экономические отношения, построенные на основе доверия и взаимовыгодных условий

В зависимости от размера экономического субъекта Микро-, малые, средние, крупные Наилучшее использование капитала: собственности, иного имущества, финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов

По формам собственности Частные, государственные, муниципальные, иностранные, смешанные Достижение коммерческого успеха, получение прибыли, или предпринимательского дохода

По видам экономических субъектов Фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры Деятельность осуществляется на постоянной основе, а не на основе одноразовых выгод

По видам используемых ресурсов Трудоемкие, фондоемкие, материа-лоемкие Связи и регулирование федерального, регионального и местного значения

Источник: авторская разработка.

эти понятия то, что предпринимательскую структуру можно рассматривать как хозяйствующий субъект, характеризуемый в зависимости от размера предприятия, специфики его деятельности, территориальной принадлежности, целей и миссии деятельности, формы собственности, отраслевой принадлежности и т.д. [3] (Getmanova A.D., 2009).

Существуют различные факторы, оказывающие влияние на функционирование и коммуникативные связи предпринимательских структур. Основными из них являются: используемые ресурсы, отраслевая принадлежность, местоположение, размер предприятия, форма собственности, организационно-правовая форма. Классификация предпринимательских структур как экономической категории, представлена в таблице 3.

Подобная классификация позволяет выявить группы стратегически важных экономических субъектов, оказывающих влияние на развитие экономики региона.

В целях систематизации существующих подходов к понятиям «властная структура» и «предпринимательская структура» мы предлагаем сводную классификацию этих понятий, представленную в таблице 4.

Важным фактором существования предпринимательских структур является система управления деятельностью фирмы. Так, малые предприятия наиболее зависимы от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. Но при этом, чем в

Таблица 4

Классификация понятий «властная структура» и «предпринимательская структура»

подход к определению «властная структура» Авторы подход к определению «предпринимательская структура» Авторы

Властная структура -это органы власти (императорской, царской, Божьей, государственной) Философы Древней Греции и Древнего Рима, Возрождения, Нового времени и современности Предпринимательская структура - это совокупность хозяйствующих субъектов А. Чандлер, Ф. Скрэнтон, П. Дру-кер, Г. Минцберг, А. Маршалл и др.

Властная структура -это организационное строение власти Страшун Б.А. [6] (Andreeva G.N., Andreeva I.A., Budagova A.Sh., Kashkin S.Yu., Maklakov V.V., Mishin ALA., Ryzhov V.A., Strashun B.A., 1996), Сухарев А.Я. [10], Козлова Е.И., Кутафин О.Е. [5] (Kozlova E.I., Kutafin O.E., 2002), Баглай М.В. [1] (Baglay M.V., 2006), Стрекозов В.Г., Казачен-цев Ю.Д. [12] (Strekozov V. G., Kazachentsev Yu. D., 1997) Предпринимательская структура - это организационно обособленная хозяйственная единица, деятельность которой, подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка Й. Шумпетер, А. Смит, Л. Мизес, Ф. Хайек, Ф. Найт, Л.Е. Ткачева [13] (Tkacheva L.E., 2010) и др.

Властная структура -это группа доминирования (группа элит) Джон Уолтон, Тери Кларк, В.А. Ачкасов, С.В. Бондаренко, А.В. Дука, М. Хартман, У. Хоффманн-Ланге, А.Е. Чирикова, А.В. Чугунов [2] (Duka A.V., 2012) Предпринимательская структура - это форма получения конкурентных преимуществ Хлыстова О.В. [15] (Khlystova O.V., 2014)

Источник: составлено автором.

большей степени успехи конкретных предпринимательских структур определяются их взаимоотношениями с государственными органами, тем больше предпринимательская активность и расходование средств работают не на наилучшее удовлетворение запросов потребителей, а на обеспечение искусственных преимуществ. В этой связи чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь может оказаться расточительным не только само по себе, но и с позиций влияния на частный сектор [9].

Приведенные выше классификация и анализ терминологии показал, что может существовать несколько подходов к интерпретации одних и тех же понятий и категорий. В этой связи мы считаем возможным предложить авторский подход к понятию властных и предпринимательских структур.

Под властными структурами мы предлагаем понимать субъектов государственной власти, наделенных административными полномочиями, позволяющими им определять обязательные для всех субъектов хозяйствования правила, выступать в качестве гаранта соблюдения этих правил и контролировать их исполнение.

Под предпринимательской структурой мы предлагаем понимать совокупность независимых хозяйствующих субъектов, активность которых, в условиях ограниченности ресурсов, направлена на создание благ с целью удовлетворения индивидуальных, общественных и государственных потребностей.

Под взаимодействием властных и предпринимательских структур мы предлагаем понимать сферу отношений между органами власти и бизнесом, формирующую (определяющую) совокупность норм и правил, соблюдаемых государством и предпринимателями в целях удовлетворения индивидуальных, общественных и государственных потребностей, в условиях ограниченности ресурсов и экономической свободы хозяйствующих единиц.

Анализируя методические подходы к сущности взаимодействия властных и предпринимательских структур, мы изучили модели, впервые рассмотренные Р. Далем и Й. Шумпетером, которые приняты за основу в рассмотрении основных подходов к исследованию данного вопроса (рис. 3). Один из подходов предлагает разделять две альтернативные модели взаимодействия: атомистическую и ассоциированную, причем в условиях высокой экономической силы бизнеса атомистическая модель трансформируется в ассоциированную.

Атомистическая модель предусматривает при двустороннем взаимодействии лидерство власти, а ассоциированная - лидерство бизнеса, но при этом и партнерство между этими экономическими субъектами.

Исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта взаимодействия бизнеса и власти позволило выявить, что в чистом виде данные модели не существуют. При решении социально-экономических проблем общества, отражающих уровень развития национальных экономик, наблюдается смешение этих моделей [7] (Kulakova L.I., 2017).

Нами такое преобразование рассматривается с точки зрения форм взаимодействия, которые образуются в результате плюралистической или партнерской типов моделей.

Механизм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур, направленный на отстаивание интересов населения, бизнеса и власти, прописан в нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность органов государственной власти, - в 184-ФЗ, органов местного самоуправлении - в 131-Ф3, развитие малого и среднего предпринимательства - в 209-ФЗ. Структурно механизм взаимодействия отражен на рисунке 4.

В реализации стратегических документов, посвященных развитию туризма посредством использования туристско-рекреационных ресурсов, предусматривается участие не только органов власти и предпринимательских структур, но и населения.

Типы моделей

Плюралистическа

Партнерская

Взаимодействие всех составляющих общественной системы

Данная модель предполагает наличие разрозненных структур (каждая из которых не является доминирующей), конкурирующих между собой за возможность влияния на принятие государственных решений.

Государство является внешней силой, оказывающей влияние на формирование мер поддержки национального бизнеса, в т.ч.на международных рынках, а совместно с предпринимательскими структурами «правил игры», направленных на регулирование экономики и при необходмиости разрешения конфликтов, если самостоятельно бизнесом они не могут быть решены. Государством устанавливаются правила и нормы по обеспечению безопасности общества и реализуются функции стратегического планирования, обеспечения социальной защиты и управления процессами развития экономики. Бизнес в данной модели отстаивает свои интересы по максимизации прибыли без учета социальных потребностей общества.

Содействие различных профессиональных и социальных групп

Данная модель ориентирована на обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом.

Государство проявляет себя как один из субъектов взаимодействия, но несущих бремя социальной ответственности. Поэтому вправе предъявлять определенные требования к предпринимательским структурам.

В данной модели бизнес эволюционирует от участников (акторов), ориентированных на максимизацию прибыли до социально-ответственно го субъекта гражданского общества, где право участвовать в принятии политических управленческих решений требует принятия на себя обязательств по выполнению части социальной функций, обычно выполняемых государством.

Важную роль в данной модели играет население, в особенности объединения граждан в союзы и объединения (например ТОСы), для решения социально-экономических вопросов.

АТОМИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рисун ок 3. Модели взаимодействвя бизнеса с власти Источник: авторская разработка.

Определение приоритетных направлений развития территорий определяется населением, посредством проведения опросвв, сходов, публичных слушаний! и т.д., на основании которых органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют нормативно-правовые документы по зонированиюземель, льгот и пре ференций для бизнеса, и так жи программы развития предпринимательства вмуници пальных образованиях и регионе. Формирование стратегий развития туризма и социально-экономического развития региона осуществляется на ос нове исследований в части использ оваиия имеющихся в регионе ресурсов, в т.ч. туристско-рекреационных.Федеральное правительство, учитывая макроэкономические показатели страны и регионов, является координатором и регулятором взаимодействия власти и предпринимательских структур.

Предпринимательские структуры направляют свою активность на освоение новых рынков сбыта туристического продукта и услуг, обеспечение соблюдения действую-

Органы государственной власти

_| I

Органы местного

Население

- создают благоприятных - регулируют

условий для административную нагрузку

пр едпринимательских на бизнес;

структур; - поддерживают инициативы

► - оказывают направленные на развитие

государственную пр едRринимPEельсEAP

- создание условий для - активизирует население к

обеспечения населения решению социально-

товарами и услугами; экономических вопросов

Г*

- формируют спрос на товары и услуги;

- участвует a публичных слушаниях планов и программ развития муниципального образования;

- формирует предложение на рынке трудовых ресурсов

Предприниматель ские SEHEKREHы _|- '

формируют предложение товаров и услуг; создают рабочие места;

- формируют доходную часть бюджета;

- формируют имидж региона

Рисунок 4. Механизм взаимодействия власти и предпринимательских структур в целях развития

туризм а

Источник: авторская разработка.

щего законодательства, формирование предложения на туристском рынке, создание рабочих мест и привлечение инвестиций в отрасль.

заключение

Эффективное взаимодействие власт ных и предприн иматевиских структур спос об-ствпет более сбалансированному использованию туАистского поренциала, развитию сферы туризма и экономики региона в целом, позволяя осуществлять не только государственные расходы на развитие туризма, но и добровольные траты предпринимательских структур на развитие общества, что, в св ою очтиедь, способствует появлению дополнительных импульсов для развития территории [7] (Kulakova L.I., 2017).

Результатами эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур явьяются : достижение бюджетного (налоги, реализация программ), эко но-мического (прибыль, инвевтиции, преференции) и социааьияго (развитая инфраструктура, рабочие места) эффектов [14] (Fakhrutdinova A.Z., 2013).

Применение в науке и воплощение на практике данных понятий и моделей взаимодействия приведет к достижению преследуемых целей, базирующихся на системе интересов.

В экономических интересах находит свое выражение экономическая необходимость удовлетворения потребностей, которая является конечной целью развития любой экономической системы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. / 5-е изд., перераб. и

доп. - М.: Норма, 2006. - 784 с.

2. Дука А.В. Властные структуры и группы доминирования. / Материалы десятого

Всероссийского семинара "Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации". - СПб.: Интерсоцис, 2012. - 520 с.

3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. Klikovo. [Электронный ресурс]. URL:http://www.

klikovo.ru/db/book/msg/4930 ( дата обращения: 22.06.2017 ).

4. Кобахия Б.В. Роль предпринимательской деятельности и ее развитие в системе мест-

ного самоуправления // Дайджест-финансы. - 2002. - № 10. - с. 32-35.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. / 3-е изд., перераб. и

доп. - М.: Юристъ, 2002. - 585 с.

6. Андреева Г.Н., Андреева И.А., Будагова А.Ш., Кашкин С.Ю., Маклаков В.В., Мишин

Ал.А., Рыжов В.А., Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / В 4-х т. Т. 1-2. - М.: БЕК, 1996. - 778 с.

7. Кулакова Л.И. Теоретические подходы к исследованию взаимодействия бизнеса и

власти в использовании туристского потенциала // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (28 февраля 2017 года), Том I. Кемерово, 2017. - с. 117-123.

8. Матвеев М.В., Орлова С.Н. Развитие малого предпринимательства муниципального

образования с учетом факторов локального значения // Регион, экономика: теория и практика. - 2007. - № 9. - с. 27-32.

9. О предпринимательской структуре. Ngpedia.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.ngpedia.ru/id490630p2.html ( дата обращения: 22.06.2017 ).

10. Правовые системы стран мира. / Энциклопедический справочник. - М.: Норма, 2003. - 976 с.

11. Лапуста М.Г. Предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www. elective.ru/arts/eko01-k0111-p06307.phtml ( дата обращения: 22.06.2017 ).

12. Стрекозов В. Г., Казаченцев Ю. Д. Конституционное право России. - М.: Новый Юрист, 1997. - 288 с.

13. Ткачева Л.Е. Основы процессов управления предпринимательскими структурами. - М.: ИНФРА, 2010. - 230 с.

14. Фахрутдинова А.З. Принятие и исполнение государственных решений. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3795017/page:9/ .

15. Хлыстова О.В. Предпринимательская структура и ее основные элементы // Сибирская финансовая школа. - 2014. - № 39(104). - с. 8-23.

16. Santarelli Enrko, Pesdarelli Enzo. The Emerge^e of a Vision: the development of S^umpeter's Theory of Entrepreneurship in History of Politkal Eranomy, 22:4, Durham (NC): Duke University Press, 1990

17. Sombart Werner. Der Kapitalistiche Unternehmer in Archiv fur Socialwissenschaft und

Sozialpolitik, n. 29, 1909

18. Schumpeter Joseph A. History of Economic Analysis. - London: Allen and Unwin, 1954

19. Chumpeter, Jospeh A. Capitalism, Socialism and Democracy. - New York: Harper and

Row, 1941

20. Marx Karl, Engels Friedrich., Manifesto of the Communist Party in idem, Selected

Works. - London: Lawrence and Wishart, 1968

REFERENCES:

Pravovye sistemy stran mira [Legal systems of the world countries] (2003). M.: Norma. (in Russian).

Andreeva G.N., Andreeva I.A., Budagova A.Sh., Kashkin S.Yu., Maklakov V.V., Mishin Al.A., Ryzhov V.A., Strashun B.A. (1996). Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran [Constitutional (state) law of foreign countries] M.: BEK. (in Russian).

Baglay M.V. (2006). Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation] M.: Norma. (in Russian).

Duka A.V. (2012). Vlastnye struktury i gruppy dominirovaniya [Power structures and dominance groups] SPb.: Intersotsis. (in Russian).

Khlystova O.V. (2014). Predprinimatelskaya struktura i ee osnovnye elementy [Entrepreneurial framework and its basic elements]. Siberian Financial School. (39(104)). 8-23. (in Russian).

Kobakhiya B.V. (2002). Rol predprinimatelskoy deyatelnosti i ee razvitie v sisteme mestnogo samoupravleniya[The role of entrepreneurial activity and its development in the system of local self-government].Daydzhest-finansy. (10). 32-35. (in Russian).

Kozlova E.I., Kutafin O.E. (2002). Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia] M.: Yurist. (in Russian).

Kulakova L.I. (2017). Teoreticheskie podkhody k issledovaniyu vzaimodeystviya biznesa i vlasti v ispolzovanii turistskogo potentsiala [Theoretical approaches to study of interactions between business and authority in use of tourist potential] Modern trends in the development of science and production. 117-123. (in Russian).

Matveev M.V., Orlova S.N. (2007). Razvitie malogo predprinimatelstva munitsipalnogo obrazovaniya s uchetom faktorov lokalnogo znacheniya [Development of small business of municipal formation taking into account factors of local significance]. Region, ekonomika: teoriya i praktika. (9). 27-32. (in Russian).

Strekozov V. G., Kazachentsev Yu. D. (1997). Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia] M.: Novyy Yurist. (in Russian).

Tkacheva L.E. (2010). Osnovy protsessov upravleniya predprinimatelskimi strukturami [Basics of business management processes] M.: INFRA. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.