эволюция моделей и форм взаимодействия властных и предпринимательских
структур
Киварина Мария Валентиновна
докторант, доцент кафедры экономической теории mariya.kivarina@ novsu.ru
Костусенко Екатерина Ильинична
аспирантка, ассистент кафедры экономической теории [email protected]
Институт экономики и управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород
Аннотация
В статье рассмотрены современные модели взаимодействия властных и предпринимательских структур (атомистическая и ассоциированная), а также формы реализации названных моделей на практике, проявляющиеся в зависимости от экономической силы и степени доверия взаимодействующих субъектов друг к другу. Выявлены особенности взаимодействия власти и бизнеса в современной России.
Ключевые слова: взаимодействие, атомистическая модель, ассоциированная модель, лидерство власти, лидерство бизнеса, частное взаимодействие, партнерство, социальное партнерство
Роль государства в решении актуальных социально-экономических проблем трансформирующихся экономик в последние годы заметно сократилась, что привело к падению уровня эффективности систем социального обеспечения в данных странах. В результате этого, уровень доступности большинства граждан к основным социальным услугам резко снизился, а поляризация общества на «бедных» и «богатых» стала серьезным препятствием на пути становления эффективной рыночной экономики. Государственные институты все чаще не могут обеспечить решение приоритетных социальных и экономических проблем своих граждан, что, в свою очередь, вызывает отчуждение населения от власти. Следовательно, возникает объективная необходимость поиска новых более эффективных моделей и форм взаи-
ское предпринимательство, № 4(250)/февраль 2014
модействия власти, бизнеса и населения, которые способны обеспечить решение перечисленных проблем.
Модели и формы взаимодействия власти и бизнеса
В настоящее время можно констатировать наличие двух альтернативных моделей взаимодействия власти и бизнеса, названные авторами как атомистическая и ассоциированная. Атомистическая модель формируется в условиях низкой экономической силы бизнеса, который представлен отдельными разрозненными конкурирующими между собой предпринимательскими структурами, осуществляющими с государством, в зависимости от степени доверия к нему, одностороннее (лидерство власти) или двустороннее (частное) взаимодействие. Государство в данной модели рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики, разрешения деловых конфликтов (которые не могут быть преодолены предпринимательским сообществом самостоятельно), а также мер поддержки национальных производителей на международных рынках.
В условиях высокой экономической силы бизнеса атомистическая модель трансформируется в ассоциированную, которая в зависимости от степени доверия взаимодействующих субъектов также проявляется в двух формах: при низкой степени доверия возникает «лидерство бизнеса», а при высокой - «партнерство власти и бизнеса» (см. рис). Для ассоциированной модели взаимодействия властных и предпринимательских структур характерна ориентация на сотрудничество различных социальных и профессиональных групп с целью обеспечения успешного и стабильного развития национальной экономики в целом. Государство в данной модели является одним из взаимодействующих субъектов, обеспечивающим разработку и соблюдение общих «правил игры». Также государство является той силой, которая несет основное бремя социальных обязательств перед обществом, и поэтому имеет право выдвигать определенные требования к бизнесу.
...при низкой степени доверия возникает <лидерство бизнеса»,
а при высокой -_
«партнерство власти и бизнеса»_
Атомистическая модель
Ассоциированная модель
(О ю
2
о
Экономическая сила бизнеса
Рис. Модели взаимодействия властных и предпринимательских структур и формы их реализации
_«партнерство
_власти и бизнеса»
_предполагает,
_что органы
_государственной
_власти
_и предпринимательские структуры
_осознают всю
_важность
_эффективного
_взаимодействия
В рамках ассоциированной модели бизнес эволюционирует от экономического актора, ориентированного на максимизацию прибыли, до социально ответственного субъекта гражданского общества. При этом во взаимодействие вступают уже не отдельные предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, которые получают возможность участвовать в выработке законопроектов и принятии политических решений в обмен на добровольное выполнение части социальных функций, традиционно осуществляемых государством. «Лидерство власти» - это простейшая форма взаимодействия, выступающая как особый экономический ресурс социально-экономического развития, используемый властными структурами для осуществления ими основных функций,
|.п_
российское предпринимательство, № 4(250)/февраль 2014
связанных с производством и распределением общественных благ, а также с созданием инфраструктурных и социальных условий предпринимательской деятельности. В подобной ситуации бизнес-структурам приходится следовать директивам власти, т.к. «социальная нагрузка» является обязательным условием вступления в рынок или одним из способов преодоления существующих административных барьеров. «Лидерство бизнеса», также как и «лидерство власти» представляет собой одностороннюю форму взаимодействия властных и предпринимательских структур. При этом власть лишь номинально принадлежит органам государственного управления, тогда как реально реализуется одной или несколькими крупными, капиталоемкими компаниями, где занята большая часть трудоспособного населения территории ее присутствия. Как правило, подобные компании имеют общегосударственное значение, а руководители региона или муниципалитета являются их «ставленниками». Поскольку на данной территории власть де-факто принадлежит бизнесу, компании вынуждены осуществлять компенсирующую функцию, другими словами, «достраивать» территорию своего присутствия до уровня, который необходим для обеспечения не только простого, но и расширенного воспроизводства. В результате чего компании оказываются перегруженными социальными обязательствами перед местным сообществом. Таким образом, в подобной форме взаимодействия главной движущей силой и лидером социально-экономического развития территорий становится бизнес. «Частное взаимодействие власти и бизнеса» предполагает совокупность экономических отношений между властными и отдельными разрозненными предпринимательскими структурами или их группами, не способными навязывать друг другу собственные правила игры. Основными функциями государства являются установление норм и правил, гарантирование их соблюдения, обеспечение безопасности общества (включая обороноспособность, поддержание устойчивости природной и технологической среды), стратегическое планирование и организация социальной помощи. Однако в условиях дефицита бюджетных
в хозяйственной_
практике_
ни атомистическая, ни ассоциированная
модели_
взаимодействия_
властных_
и предпринимательских структур не существуют в чистом виде_
в промышленно
-развитых странах преобладает гссоциированная модель,
_которая с развитием
_экономики
_трансформируется
_в ассоциированную
ресурсов, органы власти в поисках дополнительных источников финансирования территорий вступают с бизнесом в переговоры (торги) по поводу определения величины общественной нагрузки на доходы бизнеса с одной стороны, и уровня его государственной защиты - с другой. Таким образом, во взаимоотношениях бизнеса и власти возникает так называемая «система обменов», которая предполагает, что вероятность и величина государственной поддержки предпринимательских структур напрямую зависит от их участия в развитии территории присутствия посредством дофи-нансирования различных социо-эколого-эконо-мических проектов и программ [1]. Особенностью «системы обменов» является ее высоко персонифицированный характер, проявляющийся в том, что процесс обмена осуществляется, главным образом, на личной основе и заинтересованности тдельных экономических субъектов. Это ведет к "зданию заведомо неравных условий для функ-,ионирования различных предпринимательских структур, в зависимости от их доступности к тем или иным представителям органов власти. В то же время бизнес часто сам оказывается заинтере-ованным в финансировании различных социально-экономических проектов и программ, т.к. при этом получает дополнительные выгоды путем роста собственной репутации, а также в виде улучшенных инфраструктурных условий и социального климата его деятельности. «Партнерство власти и бизнеса» предполагает, что органы государственной власти и предпринимательские структуры осознают всю важность эффективного взаимодействия. Представители власти стараются не принуждать бизнес к осуществлению социальных инвестиций, а ведут с ним конструктивный диалог, обосновывая их необходимость [2]. При этом в диалог вступают не отдельные предприниматели, а их объединения, ассоциации. Таким образом, координатором социальных вложений бизнеса выступают органы власти и союзы предпринимателей.
В условиях, когда во взаимодействие власти и бизнеса включаются общественные организации, представляющие интересы населения территории присутствия предпринимательских структур,
российское предпринимательство, № 4(250)/февраль 2014
«партнерство власти и бизнеса» эволюционирует в социальное партнерство.
На наш взгляд, именно такая форма взаимодействия является наиболее эффективной в повышении благосостояния населения регионов и страны в целом, поскольку именно в ней используются так необходимые цивилизованному рынку инструменты и механизмы привлечения инвестиций. Партнерство является наиболее эффективной формой взаимодействия и с точки зрения предпринимателей, что обусловлено совместным (бизнесом и властью) определением приоритетов социальной политики и тех областей, в которых участие бизнеса будет более эффективным. Именно объединение ресурсов и профессионализма представителей каждого из секторов экономики способствует оптимизации решения важнейших социальных задач.
Выводы
В хозяйственной практике ни атомистическая, ни ассоциированная модели взаимодействия властных и предпринимательских структур в чистом виде не существуют. Национальные экономики чаще всего представляют собой их смешение и переплетение. Преобладание одной модели над другой определяется уровнем социально-экономического развития государства. В промышленно развитых странах преобладает ассоциированная модель, а в развивающихся - атомистическая, которая с развитием экономики трансформируется в ассоциированную.
В современной России процесс преобразования атомистической модели в ассоциированную находится на начальном этапе, поэтому преобладающей формой является частное взаимодействие власти и бизнеса. Однако уже наметилась явно выраженная тенденция эволюционного перехода к становлению более высокой формы - партнерства, но с сохранением так называемой «системы обменов», имманентно присущей предшествующей форме взаимодействия.
Литература
1. Frye T. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia // Europe-Asia Studies, 2002. - vol. 54. - № 7. -р. 1017-1036.
в современной России процесс преобразования атомистической
модели_
в ассоциированную
находится_
на начальном этапе, поэтому преобладающей формой является частное взаимодействие власти и бизнеса
2. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева / Под. ред. М.И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 136 с.
3. Киварина М.В., Костусенко Е.И. Особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в Новгородской области // Российское предпринимательство. - 2014. - № 2 (248). - с. 39-45. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/31535/.
4. Грабар А.А. Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. -2009. - № 12 Вып. 2 (149). - с. 20-24. - http://www. creativeconomy.ru/articles/10358/.
Maria V. Kivarina
PhD student, Associate Professor of the Chair of Economics Theory, University of Economics and Administration, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod
Ekaterina I. Kostusenko
Postgraduate student, Assistant of the Chair of Economics Theory, University of Economics and Administration, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod
Evolution of models and forms of interaction between governmental and business structures
_Abstract
The article describes the current models of interaction of governmental and business structures (atomistic and associated), as well as forms of implementing these models in practice, that show up depending on the economic strength and the level of trust between the interacting entities. Peculiarities of interaction between government and business in modern Russia.
Keywords: interaction, atomistic model, associated model, government leadership, business leadership, private interaction, partnership, social partnership
Я<- -
российское предпринимательство, № 4(250)/февраль 2014