Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА/ПЕРЕПОДГОТОВКА / СТАЖИРОВКА / УЧЕБА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Москаленко Оксана Александровна, Петрушко Елена Николаевна, Шкилёв Виталий Викторович

Мировая глобализация содержит в себе как положительные, так и отрицательные аспекты. Одним из ее недостатков является усиление противозаконной деятельности в области перемещения контрабандного товара и увеличение количества угроз во внешнеторговой деятельности. Вследствие чего, в статье рассматривается, что на таможенную службу России ложится большая ответственность по защите национальных, экономических и внешнеторговых отношений. В связи с чем, перед должностными лицами таможенных органов Российской Федерации ставятся новые задачи, для решения которых им необходимо совершенствовать профессиональные знания и умения. Появляется острая необходимость в получении новых знаний, но важно понимать, что процесс обучения, совершенствования или переподготовки специалистов не должен быть единовременным, а наоборот иметь систематический характер. Умение переучиваться, не останавливаться на достигнутом - очень тонкое искусство, которое, в связи с постоянным усовершенствованием механизмов профессиональной деятельности и внедрением инновационных технологий, позволяющих таможенным органам оставаться гибкой системой по отношению к постоянно меняющимся условиям в международной среде, позволит должностным лицам оставаться компетентными специалистами таможенных органов. Авторами представлено, что на данный момент кадровое обеспечение таможенных органов Российской Федерации в научной литературе рассматривается не системно, отсутствуют комплексные исследования по данному вопросу, а постоянные изменения нормативно-правовой базы приводят к необходимости последующих исследований и совершенствований. Вследствие чего, актуальным вопросом является создание условий для полноценного развития профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации, что позволит устранить недостатки в работе с кадрами. Следовательно, тематика проводимого исследования актуальна, значима и требует дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Москаленко Оксана Александровна, Петрушко Елена Николаевна, Шкилёв Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FEDERAL STATE CIVIL SERVANTS (ON THE EXAMPLE OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION)

World globalization contains both positive and negative aspects. One of its shortcomings is the increase in illegal activities in the field of movement of contraband goods and the increase in the number of threats in foreign trade activities. As a result, the article considers that the customs service of Russia has a great responsibilitv to protect national, economic and foreign trade relations. In this connection, new tasks are set before the officials of the customs authorities of the Russian Federation, for the solution of which thev need to improve their professional knowledge and skills. There is an urgent need to acquire new knowledge, but it is important to understand that the process of training, improving or retraining specialists should not be one-time, but rather be svstematic. The abilitv to relearn, not to stop there is a verv subtle art, which, due to the constant improvement of the mechanisms of professional activitv and the introduction of innovative technologies that allow customs authorities to remain a flexible svstem in relation to constant changing conditions in the international environment, will allow officials to remain competent customs specialists. The authors show that at the moment the staffing of the customs authorities of the Russian Federation is not svstematicallv considered in the scientific literature, there are no comprehensive studies on this issue, and constant changes in the regulatory framework lead to the need for further research and improvement. As a result, the actual issue is the creation of conditions for the full development of professional training of federal state civil servants in the customs authorities of the Russian Federation, which will eliminate shortcomings in the work with personnel. Therefore, the topic of the studv is relevant, significant and requires further studv.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.todav/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.todav/PDF/33ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Москаленко, О. А. Теоретические и методологические основы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации) / О. А. Москаленко, Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3. — URL: https://esi.todav/PDF/33ECVN322.pdf

For citation:

Moskalenko O.A., Petrushko E.N., Shkilyov V.V. Theoretical and methodological foundations of professional training of federal state civil servants (on the example of the customs authorities of the Russian Federation). The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 33ECVN322. Available at: https://esi.todav/PDF/33ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 339.5

Москаленко Оксана Александровна

ГБОУ ВО МО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова», Королёв, Россия Доцент кафедры «Управления» Кандидат экономических наук E-mail: MoskalenkoOA@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrarv.ru/author profile.asp?id=221893

Петрушко Елена Николаевна

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия

Институт экономики и управления Доцент кафедры «Социальных технологий и государственной службы»

Белгородская таможня, Белгород, Россия Главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: egoncharova1981@mail.ru

Шкилёв Виталий Викторович

Белгородская таможня, Белгород, Россия Заместитель начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля Кандидат социологических наук

Теоретические и методологические основы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации)

Аннотация. Мировая глобализация содержит в себе как положительные, так и отрицательные аспекты. Одним из ее недостатков является усиление противозаконной деятельности в области перемещения контрабандного товара и увеличение количества угроз во внешнеторговой деятельности. Вследствие чего, в статье рассматривается, что на таможенную службу России ложится большая ответственность по защите национальных, экономических и внешнеторговых отношений. В связи с чем, перед должностными лицами таможенных органов Российской Федерации ставятся новые задачи, для решения которых им необходимо совершенствовать профессиональные знания и умения. Появляется острая необходимость в

получении новых знаний, но важно понимать, что процесс обучения, совершенствования или переподготовки специалистов не должен быть единовременным, а наоборот иметь систематический характер. Умение переучиваться, не останавливаться на достигнутом — очень тонкое искусство, которое, в связи с постоянным усовершенствованием механизмов профессиональной деятельности и внедрением инновационных технологий, позволяющих таможенным органам оставаться гибкой системой по отношению к постоянно меняющимся условиям в международной среде, позволит должностным лицам оставаться компетентными специалистами таможенных органов.

Авторами представлено, что на данный момент кадровое обеспечение таможенных органов Российской Федерации в научной литературе рассматривается не системно, отсутствуют комплексные исследования по данному вопросу, а постоянные изменения нормативно-правовой базы приводят к необходимости последующих исследований и совершенствований. Вследствие чего, актуальным вопросом является создание условий для полноценного развития профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации, что позволит устранить недостатки в работе с кадрами. Следовательно, тематика проводимого исследования актуальна, значима и требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: должностное лицо; дополнительное профессиональное образование; единая система таможенных органов Российской Федерации; повышение квалификации; профессиональная подготовка/переподготовка; стажировка; учеба на рабочих местах; федеральные государственные гражданские служащие

На современном этапе трансформации внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, укрепления международного сотрудничества, усиления национальной и экономической безопасности страны, а также переходом на особенный функциональный режим службы перед таможенной службой России стоят важные задачи, которые в значительной степени выполняют должностные лица единой системы таможенных органов Российской Федерации, поскольку «в работе таможенной службы России в полном объеме используются цифровые технологии, направленные на совершенствование таможенного администрирования, ускорение проведения таможенных операций и содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД)» [1].

В настоящее время функционирование Евразийского экономического союза ставит перед таможенной службой России определенные задачи. Одной из таких задач является формирование качественного кадрового состава, поскольку через «проведение оптимальной кадровой политики реализуются основные цели и задачи управления персоналом» [2].

«Кадровое планирование в таможенных органах Российской Федерации производится на основе стратегических и текущих задач» [3].

Структура органов государственного управления в системе таможенных органов России состоит из нескольких подконтрольных/подчиненных вышестоящему таможенному органу

Введение

компонентов1 и включает: Федеральную таможенную службу (далее — ФТС России)2, региональные таможенные управления3 (далее — РТУ), таможни4 и таможенные посты5 (далее

Система государственной службы Российской Федерации и классификация ее видов регламентирована на законодательном уровне 6 . В таможенных органах федеральная государственная служба представлена гражданской службой7 и службой иных видов8.

Кадры (личный состав, персонал) таможенного органа — это совокупность всех работающих в таможенной системе России и занимающих/замещающих должности сотрудников, проходящих службу по контракту, федеральных государственных гражданских служащих и работников9 (три категории).

Кадровый состав таможенных органов представлен должностными лицами (федеральными государственными служащими) и работниками

(обеспечивающий/обслуживающий персонал). К должностным лицам следует относить: сотрудников, проходящих службу по контракту, и федеральных государственных гражданских служащих.

«Большинство должностных лиц структурных подразделений единой таможенной системы выполняют свои служебные/должностные обязанности добросовестно» [4], регулярно повышают свой профессиональный уровень, как в рамках дополнительного профессионального образования, так и в рамках профессиональной учебы на рабочих местах.

1 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ: ред. от 16.04.2022 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 32 (часть 1). — С. 5082.

2 Вопросы Федеральной таможенной службы: указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473: ред. от 24.09.2007 № 1274 // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 20. — Ст. 2162; Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф»; Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы: приказ ФТС России от 04.09.2018 1380 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

3 Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 797 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

4 Об утверждении Общего положения о таможне: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

5 Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ ФТС России от 20.09.2021 № 799 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

6 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ: ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.

7 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ: ред. от 30.12.2021 № 437-ФЗ-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

8 О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ: ред. от 30.04.2021 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3586.

9 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ: ред. от 25.02.2022 № 27-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

Страница 3 из 16

ТП).

33ECVN322

Целью исследования является изучение теоретических и методологических основ профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации с целью повышения навыков и компетенций федеральных государственных гражданских служащих.

При проведении нашего исследования объектом будет выступать профессиональная подготовка федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, а предметом исследования — технология (механизм) организации профессиональной подготовки государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации. Мы рассмотрим теоретические и методологические основы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации, изучим нормативно-правовое регулирование данной предметной сферы деятельности и предложим направления совершенствования профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации.

«Основой эффективной деятельности таможенных органов является профессиональный кадровый состав. Его формирование зависит от многих факторов, в том числе нормативно-правовой базы, комплектования штата на конкурсной основе при объективной оценке кандидатов, в соответствии с установленным порядком, социальных гарантий, формирования кадрового резерва» [5].

Проблема профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации в современных условиях весьма актуальна, поскольку от их квалификации во многом зависит авторитет таможенной службы России в целом.

Специалист таможенного дела должен обладать обширными знаниями, правилами делового общения, навыками, ориентироваться в смежных областях деятельности, стремиться к профессиональному и личностному росту, так как реализация принципа профессионализма и компетентности обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития кадров.

Таким образом, основной целью профессионального развития персонала в таможенных органах Российской Федерации является обеспечение достаточным количеством высококвалифицированных должностных лиц. Не менее важно постоянное повышение квалификации кадров, их переподготовка, быстрая реакция на изменение динамики внешней среды, освоение новых навыков и умений. Все эти факторы будут способствовать повышению эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации в целом.

Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации)

Регулирование профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требования законодательных актов. Авторами проанализирована общая универсальная база. Так, Конституция Российской Федерации10 определяет, что в нашей стране

10 Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

Страница 4 из 16

33ECVN322

«гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

«Наиболее значимым средством профессионального развития персонала, несомненно, является профессиональное обучение» [6]. Не следует путать понятия профессиональной учебы на рабочих местах и дополнительного профессионального образования (ДПО). Это совершенно разные направления подготовки специалистов в сфере таможенного дела.

Если, под непрерывным образовательным процессом, организованным с целью постоянного роста уровня профессиональных знаний федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, предусматривающим изучение ими в плановом порядке законодательства Российской Федерации, понимается профессиональная учеба на рабочих местах, то элементами ДПО являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Авторами систематизированы основные компоненты профессионального обучения федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации, которые приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные компоненты профессионального обучения

федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации (составлено авторами)

Под процессом обучения, направленным на получение гражданским служащим компетенции, необходимой ему для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации, понимается профессиональная переподготовка.

Под процессом обучения, направленным на совершенствование и (или) получение гражданским служащим новой компетенции, необходимой ему для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, понимается повышение квалификации.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает, что «общее руководство таможенным делом в Российской Федерации

осуществляет Правительство Российской Федерации» 11 . Однако, непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают Минфин России12 и ФТС России.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» регулирует, что ДПО должно осуществляться не реже чем 1 раз в 3 года»13. Также, ДПО направлено на «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды». ДПО проводится по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки).

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 14 на государственных служащих возложена обязанность «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий: им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1338-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» устанавливает целевые ориентиры и основные стратегические направления подготовки и подбора кадров15. Среди основных задач выделяют следующие: «создание эффективных правовых и организационных условий, обеспечивающих взаимосвязь кадровых процессов с целями, задачами и основными направлениями деятельности ФТС России, а также организация работы по управлению кадровым составом таможенных органов с учетом внешней и внутренней среды»; «внедрение унифицированных технологий управления кадровым составом (комплектование, оценка, профессиональное развитие, мотивация кадров); формирование основ профессиональной культуры и механизма противодействия коррупции; социальное обеспечение; формирование положительного образа должностного лица таможенных органов; повышение уровня работы по обеспечению собственной безопасности и контролю информационной безопасности таможенных органов», «включая проверку кандидатов на службу в таможенные органы и на вышестоящие должности, а также предупреждение фактов несанкционированного распространения служебной информации».

Кроме вышеуказанных актов, особое внимание заслуживают правовые документы, касающиеся непосредственно вопросов профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации.

11 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ: ред. от 16.04.2022 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 32 (часть 1). — С. 5082.

12 Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12: ред. от 15.05.2018 № 215 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

13 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: ред. от 16.04.2022 № 108-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

14 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ: ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

15 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1338-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

Страница 6 из 16

33ECVN322

Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» определяет условия для профессионального развития гражданского служащего, участвующего в мероприятиях по профессиональному развитию; составляющие профессионального развития гражданских служащих, основания для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию; механизм осуществления ДПО гражданских служащих и другое 16 . Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития управленческих кадров государственных служащих.

Приказ ФТС России от 25 ноября 2004 г. № 329 «Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» разработан «в целях дальнейшего совершенствования системы непрерывного обучения должностных лиц/работников ФТС России, повышения их профессионального уровня, компетенции и квалификации»17. Также, в данном документе определено, что «под профессиональной учебой понимается систематический образовательный непрерывный процесс, направленный на обеспечения роста уровня профессиональных знаний личного состава таможенных органов Российской Федерации».

Согласно приказам ФТС России от 8 апреля 2011 г. № 758 «Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделениях таможни» 18 и от 7 февраля 2017 г. № 187 «Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров»19 определено, что Управление государственной службы и кадров (УГСиК) осуществляет свою деятельность по направлениям: «обеспечение реализации кадровой политики; обеспечение укомплектования таможенных органов высококвалифицированными специалистами, обеспечение их должностного роста; организация профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, получение ДПО; организационно-методическое обеспечение по вопросам кадровой политики»; «организация и проведение организационно-штатной работы; участие в реализации государственной молодежной политики».

Изучив теоретические основы и нормативно-правовое регулирование профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что политика, процедуры, структура, персонал и деятельность в области профессиональной подготовки являются важнейшими стратегическими элементами таможенной службы России.

16 О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 8. — Ст. 765.

17 Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 25.11.2004 № 329 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

18 Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделениях таможни: приказ ФТС России от 08.04.2011 № 758 / Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

19 Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров: приказ ФТС России от 07.02.2017 № 187: ред. от 09.09.2019 № 1422 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».

Страница 7 из 16

33БСУШ22

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации являются элементами ДПО. В свою очередь ДПО и иные мероприятия являются частью профессионального развития федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации.

Роль профессиональной подготовки заключается в поддержке организационных целей и обеспечение того, чтобы политика таможенных органов Российской Федерации воплощалась в эффективную стратегическую деятельность, которая не будет эффективна без квалифицированного и компетентного персонала.

Условно законодательные акты и нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации можно классифицировать на универсальные, общие и специализированные.

Методологические основы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации)

Трансформация информационных технологий и их активное внедрение в работу структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации привела к необходимости быстрой подготовки высококвалифицированных кадров, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень профессиональной компетентности и практических навыков.

Систематизированы уровни образования в сфере таможенного дела, которые представлены на рисунке 2.

Среднее профессиональное образование (на базе средних учебных заведений

Высшее образование (на базе высших учебных заведений

Высшее образование (на базе Российской таможенной академии

Кадры высшей квалификации

(после прохождения дополнительного профессионального обучения)

Рисунок 2. Структура уровней образования в сфере таможенного дела (составлено авторами)

В настоящее время система подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации состоит из следующих типов образовательных программ:

• краткосрочные (до 72 часов);

• среднесрочные программы (около 144 часов);

• программы переподготовки (до 500 часов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• программы переподготовки для лиц, не имеющих профильного (юридического, экономического или таможенного дела) образования 1000 часов;

• программы практического обучения, в том числе стажировки за рубежом (на базе представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом (их около 150 единиц)20.

Согласно пункту 26 Положения об Управлении государственной службы и кадров, утвержденному приказом ФТС России от 07.02.2017 № 187, УГСиК обязано осуществлять контроль за деятельностью Российской таможенной академии (РТА) и ее филиалов, связанной с подготовкой кадров по образовательным программам высшего образования и ДПО, а также контроль за осуществлением РТА и ее филиалами научной, воспитательной и международной (во взаимодействии с Управлением таможенного сотрудничества ФТС России) деятельности в части организации профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов21 и получения ДПО.

Исходя из вышесказанного, авторы приходят к выводу, что всесторонний и систематический контроль за организацией профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих в части получения ими ДПО, возложен на структурные подразделения государственной службы и кадров таможенных органов Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» 22 в структурных подразделениях единой системы таможенных органов Российской Федерации проходили различные мероприятия по профессиональному развитию, а именно:

• занятие с использованием потокового вещания по теме «Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по осуществлению, в пределах своей компетенции, контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов. Сроки исполнения государственной функции, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения;

• занятие с использованием потокового вещания по обучению работе в Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы;

• семинар-тренинг по работе со справочно-правовой системой «Консультант Плюс»;

• занятие с использованием потокового вещания по теме «Нарушения, выявляемые при реализации системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации учета результатов применения мер по минимизации рисков»;

• занятие с использованием потокового вещания по теме «Организация работы по охране труда в таможенных органах Российской Федерации»;

20 Вопросы Федеральной таможенной службы: постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 42: ред. от 12.11.2021 № 1938 // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 20. — Ст. 2162.

21 О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 8. — Ст. 765.

22 О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2019. — № 8. — Ст. 765.

занятие с использованием потокового вещания по теме «Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Специальная оценка условий труда должностных лиц и работников таможенных органов»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Особенности работы в АС «УКИД-2» с применением программного модуля «АРМ руководителя»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Порядок работы с программным обеспечением VipNet Client 4.0.»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Анализ последних изменений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», практика применения»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Материально-техническое обеспечение таможенных органах Российской Федерации. Социальное и жилищное обеспечение государственных гражданских служащих»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Вопросы архивной работы в таможенных органах Российской Федерации»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «О показателях результативности, эффективности деятельности индикативных показателей»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Практические мероприятия по предотвращению возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе. Проблемные вопросы, возникающие в период наградной кампании»;

инструктивно-методическое занятие с должностными лицами, ответственными за мобилизационную работу, воинский учет и бронирование;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Информационная безопасность. Обеспечение информационной безопасности при работе с базами данных»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Виды современных наркотических средств, психотропных сильнодействующих веществ. Их характеристики и внешние отличительные признаки»;

подготовка должностных лиц таможни по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Методические рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Заполнение соответствующих форм справки по средствам специального программного обеспечения «Справка БК»;

занятие с использованием потокового вещания по теме «Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных

государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»;

• семинар-тренинг по работе со справочно-правовой системой «Консультант Плюс»;

• семинар-совещание по вопросам валютного контроля в режиме видеоконференцсвязи;

• инструктивно-методическое занятие по теме «Актуальные вопросы организации антикоррупционной работы в кадровых подразделениях» в режиме видеоконференцсвязи;

• семинар «Цифровая маркировка на страже интересов государства, потребителей и правообладателей» в режиме видеоконференцсвязи;

• командно-штабные учения для отработки практических действий должностных лиц таможенных органов при выявлении в ходе таможенного контроля радиационно-опасных объектов в режиме видеоконференцсвязи.

В завершении рассмотрения методологических основы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации) авторами отмечается, что уровень профессиональной подготовки гражданских служащих, а также профессионально- сформированного кадрового состава структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации оказывают значительное влияние на организацию управления кадровым потенциалом.

Проблемные вопросы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации)

«Особую роль в кадровой работе всех государственных структур и таможенных органов, в том числе, приобретают применяемые методики оценки должностных лиц» [7]. Приказ ФТС России от 20 февраля 2018 г. № 232 «Об утверждении Порядка оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации» 23 утверждает механизм оценки профессиональной служебной деятельности личного состава, в том числе (федеральные государственные гражданские служащие) таможенных органов Российской Федерации.

Однако, любая система имеет свои особенности и проблемы. Структурные подразделения (отделы, отделения) государственной службы и кадров в вопросах получения федеральными государственными гражданскими служащими таможенных органов Российской Федерации ДПО столкнулись со следующими проблемами:

1. Отсутствие полного комплекса получения ДПО по специфическим направлениям деятельности подразделений тылового обеспечения, организационно-аналитических подразделений.

2. В связи с введением ограничительного режима, связанного с распространением коронавирусной инфекции СОУШ-19, и прекращения очного обучения в РТА и

23 Об утверждении Порядка оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 20.02.2018 № 232 / Документ опубликован не был.

ее филиалах должностные лица не смогли пройти запланированное обучение по программам ДПО.

«Изучение процесса осуществления профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации позволили сделать вывод о том, что данный сегмент имеет огромное значение для эффективного функционирования таможенной службы России» [8].

Методический комплексный механизм профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации имеет недоработки, которые заключаются в следующем:

1. В связи с реорганизацией кадровых подразделений таможенных органов Российской Федерации в 2012 году, в части сокращения структурных подразделений по подготовке кадров территориальных таможенных органов и передачи их полномочий структурным подразделениям государственной службы и кадров, вопросами организации подготовки кадров стало заниматься ограниченное количество лиц, что сказалось на осуществлении всестороннего и полного контроля организации профессиональной учебы на рабочих местах, ДПО, переподготовке кадров и повышение квалификации.

2. На основании нормативно-правовых актов анализ профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации осуществляется в отчетном периоде, который не может превышать календарный (трудовой) год24.

3. У гражданского служащего отсутствует возможность изучения результатов оценки своей функциональной деятельности до приобщения к материалам личного дела. На сегодняшний день, законодательством Российской Федерации закреплено, что гражданские служащие имеют право ознакомиться с личным делом не реже одного раза в год, следовательно возможность скорректировать свою работу, исправить ошибки и сформировать план действий на перспективу сокращается.

Направления совершенствования профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих (на примере таможенных органов Российской Федерации)

На основе проведенного анализа организации профессионального обучения федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации можно увидеть, что данный процесс осуществляется в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

Эффективная система профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах должна быть ориентирована как на организационные, так и на индивидуальные показатели. Для этого необходимо применять компетентностный подход профессиональной подготовки, смыслом которого является целенаправленное и систематическое объединение в единый учебный процесс всех видов учебной работы, спланированных и организованных для качественной подготовки и совершенствования компетентности специалистов в области таможенного дела в традиционном, электронном, сетевом, дистанционном формате.

24 Об утверждении Порядка оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 20 февраля 2018 г. № 232 / Документ опубликован не был.

Необходимо разрабатывать и проводить профессиональную подготовку, ориентируясь на развитие и поддержание компетенций, как набора основных навыков, знаний, поведения, которые являются предикторами способности федеральных государственных гражданских служащих удовлетворять потребности организации. Таможенная среда делает обязательным развитие и поддержку специальных знаний, навыков и способностей, которые уникальным образом связаны с аспектами работы таможенной администрации.

Таким образом, компетентностная модель профессиональной подготовки, в отличие от существующей квалификационной модели позволяет объединить полученные знания в единую систему и федеральные государственные гражданские служащие получают знания, умения и навыки с учетом выполняемых компетенций их профессиональной деятельности и направлена на реализацию образовательного процесса, связанного с быстро меняющейся таможенной обстановкой или ситуацией во время прохождения службы, на развитие набора знаний, навыков, входящих в компетенции. В дополнение к развивающимся техническим способностям, специфичным для конкретной работы на таможне, специалистам таможенных органов требуются общие компетенции, включая навыки, такие как лидерство, которые необходимо постоянно совершенствовать.

Для обеспечения методичного создания и поддержания системы профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, инжиниринг обучения можно разделить на две составляющие: управление обучением и педагогический инжиниринг.

Инжиниринг управления обучением состоит из всех компонентов, которые позволяют определить таможенную политику в области подготовки кадров, реализовать ее, применить и заставить развиваться правовую и нормативно-правовую базу, структурировать и управлять основными человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, обеспечить реализацию обучения, а также оценку работы всей системы.

Педагогическая инжиниринг или проектирование обучения сосредоточено на инструментах и методах, направленных на разработку, внедрение и постоянное поддержание образовательных программ с учетом компетенций. Должны быть созданы стандарты, привязанные к каждой должности, программы обучения, а также учебные пособия, которые способствуют их реализации. Основной целью всего процесса обучения является внедрение системы обучения и постоянное ее совершенствование.

Для достижения целей эффективности профессиональной подготовки, очень важно, чтобы инжиниринг управления профессиональной подготовкой и процессы обучения были взаимосвязаны между собой, для установления общего процесса принятия решений по образовательным программам.

Рекомендации по совершенствованию организации

профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации

На основании вышеизложенного, с целью систематизации предложений в части совершенствования организации профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации, нами предложено:

1. Пересмотреть, доработать и упорядочить нормативную базу по профессиональной подготовке и вопросам получения ДПО гражданскими служащими. На наш взгляд, целесообразно установить сроки получения ДПО едиными для всех должностных лиц таможенных органов не реже 1 раза в 3 года. Необходимость данного предложения

продиктована выполнением такого показателя, как доля должностных лиц получивших ДПО в фактической численности должностных лиц, в 2022 году показатель установлен на уровне не менее 33,8 %.

2. Разработать программы получения ДПО в электронной форме по направлению деятельности тыловых подразделений и организационно-аналитических подразделений таможенных органов Российской Федерации.

3. С целью сокращения расходов на командирование и реализацию потребности в обучении должностных лиц по программам ДПО ТКДРМ необходимо рассмотреть возможность реализации теоретической части вышеуказанных программ в электронной форме обучения.

Однако, проведенное частное исследование организации профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих помогло сформулировать общие направления совершенствования профессиональной подготовки федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации:

1. В рамках современного развития общества особое внимание стоит уделить профессиональной компетентности персонала таможенных органов Российской Федерации. Поскольку персонал является главным трудовым ресурсом, то направления совершенствования профессиональной подготовки представляется ведущим аспектом в развитии таможенной системы России.

2. Модернизировать систему подготовки и переподготовки федеральных государственных гражданских служащих, основанную на компетентностном подходе, призванную подготавливать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих полноту выполнения должностных обязанностей.

3. Разработать учебно-методические материалы, включающие в себя анализ всех документов, направленных на обеспечение профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, стандартов обучения и поддержку его реализации на местах (методические и педагогические руководства и т. д.) в части переработки и упорядочивания законодательной базы по профессиональной подготовке и вопросам получения ДПО государственными гражданскими служащими таможенных органов Российской Федерации.

4. Эффективность функционирования ФТС России, как и других органов государственной власти, «во многом определяется уровнем квалификации кадров». [9]. «Любые преобразования в сфере профессиональной подготовки должны базироваться на концепции ее развития, содержащей новые и актуальные представления о процессе» [10].

Заключение

На основании вышеизложенного, можно сказать, что реализация принципа профессионализма и компетентности в таможенных органах Российской Федерации обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития управленческих кадров федеральных государственных гражданских служащих. Авторы полагают, что система профессионального развития гражданских служащих в таможенных органах Российской Федерации должна быть выстроена как единый организм, имеющий всесторонний комплексный подход к своевременному реагированию на изменения, происходящие в сфере таможенного дела и в таможенной политике России.

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Гарафутдинова, Н.Я. Инновационные технологии в профессиональном развитии персонала в федеральных органах власти и организациях, взаимодействующих с ними как элемент сохранения и воспроизводства кадрового потенциала / Н.Я. Гарафутдинова, Г.Г. Левкин // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки, Омск, 07 февраля 2020 г. — Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2020. — С. 200-207.

Москаленко О.А., Петрушко Е.Н. Теоретические основы и анализ профилактики коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации в 2019 году // Сетевой журнал открытого доступа «Вестник Евразийской науки». Серия: Экономика и менеджмент, 2020. № 3 (май-июнь). Том 12. Режим доступа: https://esi.todav/35ECVN320.html.

Алексеева, Е.В. Особенности и проблемы управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации / Е.В. Алексеева, П.В. Захаров // Journal of Economy and Business l. — 2020. — vol. 12-1(58). — С. 15-17. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemv-upravleniva-personalom-v-

tamozhennyh-organah-rossiyskov-federatsii/viewer.

Москаленко О.А., Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Теоретические основы проведения предупредительной, воспитательной и профилактической работы в таможенных органах Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2019. № 4(122). Раздел: Экономическая безопасность. Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=co m_flexicontent&view=items&id=5477.

Герасимов, М.Н. Некоторые проблемы прохождения государственной службы в таможенных органах РФ [Текст] / М.Н. Герасимов // Актуальные проблемы права, экономики и управления. — 2019. — № 12. — С. 92-93.

Кирищиева, И.Р. Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах [Текст] / И.Р. Кирищиева, Д.А. Молокотина // Молодой ученый. — 2020. — № 15. — С. 319-321.

Дорожкина, Т.В. Применение инновационных подходов к кадровой работе в государственных структурах: таможенные органы [Текст] / Т.В. Дорожкина, А.А. Гусакова, И.В. Кондрашова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2019. — № 14. — С. 85-88.

Петров, С.В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка должностных лиц таможенных органов [Текст] / С.В. Петров, А.А. Царькова // Инновационное развитие экономики. — 2018. — № 6-1(48). — С. 256-259.

Гайфутдинов В.А. О некоторых вопросах организации повышения квалификации должностных лиц таможенных органов / В.А. Гайфутдинов // Ученые записки СПб филиала РТА. — 2018. — № (68). — С. 28-31. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/o-nekotorvh-voprosah-organizatsii-povvsheniva-kvalifikatsii-dolzhnostnvh-lits-tamozhennvh-organov/viewer.

Коровяковский Д.Г. Актуальные проблемы и тенденции профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России [Текст] // Современное педагогическое образование, 2019. — № 3. — С. 20-23.

Moskalenko Oksana Aleksandrovna

Leonov Moscow Region University of Technology, Korolyov, Russia

E-mail: MoskalenkoOA@yandex.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=221893

Petrushko Elena Nikolaevna

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia Belgorod Customs, Belgorod, Russia E-mail: egoncharova1981@mail.ru

Shkilyov Vitaliy Viktorovich

Belgorod Customs, Belgorod, Russia

Theoretical and methodological foundations of professional training of federal state civil servants (on the example of the customs authorities of the Russian Federation)

Abstract. World globalization contains both positive and negative aspects. One of its shortcomings is the increase in illegal activities in the field of movement of contraband goods and the increase in the number of threats in foreign trade activities. As a result, the article considers that the customs service of Russia has a great responsibility to protect national, economic and foreign trade relations. In this connection, new tasks are set before the officials of the customs authorities of the Russian Federation, for the solution of which they need to improve their professional knowledge and skills. There is an urgent need to acquire new knowledge, but it is important to understand that the process of training, improving or retraining specialists should not be one-time, but rather be systematic. The ability to relearn, not to stop there is a very subtle art, which, due to the constant improvement of the mechanisms of professional activity and the introduction of innovative technologies that allow customs authorities to remain a flexible system in relation to constantly changing conditions in the international environment, will allow officials to remain competent customs specialists.

The authors show that at the moment the staffing of the customs authorities of the Russian Federation is not systematically considered in the scientific literature, there are no comprehensive studies on this issue, and constant changes in the regulatory framework lead to the need for further research and improvement. As a result, the actual issue is the creation of conditions for the full development of professional training of federal state civil servants in the customs authorities of the Russian Federation, which will eliminate shortcomings in the work with personnel. Therefore, the topic of the study is relevant, significant and requires further study.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: official; additional professional education; unified system of customs authorities of the Russian Federation; advanced training; professional training/retraining; internship; workplace studies; federal state civil servants

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.