ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
С. Н. Чистякова
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» немалая роль отведена профессиональной ориентации. В ст. 14 указано, что необходимо обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. Подчёркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации.
Однако, если говорить по большому счёту, то в настоящее время отсутствуют достаточные ресурсы для решения этой важной государственной проблемы. Можно указать на несколько обстоятельств в сфере образования, негативно влияющих, в том числе и на профессиональную ориентацию школьников: (а) превращение образования в оплачиваемую услугу принципиально меняет характер взаимодействий в системе образования, структуру мотивов и ценностных ориентаций, снижая доступность образовательных услуг для неимущих слоев населения; (б) в условиях социальной неопределенности изменяется роль самого института образования. Являясь важнейшим фактором воспроизводства человеческого потенциала, образование призвано обеспечить преемственность культурного наследия и развить у молодежи способность к его обновлению. Однако в повседневной жизни молодые люди постоянно сталкиваются с трудносогласуемым стремлением заработать и одновременно преуспевать в образовании (постоянно возникают риски, связанные с несовместимостью учебы и работы); (в) нельзя не обратить внимание и на катастрофическую перегрузку учащихся в связи с модернизацией образования. Учебная нагрузка старшеклассников всеми видами заданий порой достигала 167 ч в неделю, при том что в неделе всего 168 ч; (г) усиливаются противоречия в связи с диспропорциями в подготовке и использовании специалистов, с перепроизводством так называемых «модных» профессий, с нарушением соотношения технического и гуманитарного, государственного и частного, бесплатного и платного образования; (д) к причинам сложившегося положения следует отнести и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодёжи, эпизодичность её осуществления; неподготовленность учителей и других практических работников к её реализации и другие обстоятельства.
Важность преодоления указанных недостатков актуализировали необходимость создания новых подходов к профориентационной работе в образовательных учреждениях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодёжи. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства: во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив; во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит многопрофессиолизм.
60
Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала личности в профессиональном труде являются интегративные характеристики: профессиональная направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная (поведенческая) гибкость (Л. М. Митина). Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождение себя в образах профессионального мира, что поможет подготовить человека в будущем к возможной перемене профессий, адаптации к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
При построении содержания педагогической поддержки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению в условиях непрерывного образования мы руководствуемся методологическими подходами: (а) социокультурным подходом, который позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение старших подростков и факторные влияния социального и профессионального самоопределения старших подростков на общественные (в том числе экономические) процессы; (б) системно-функциональным подходом, позволяющим исследовать систему (в данном случае содержание подготовки) в рамках более крупной системы (процесса школьного образования) и устанавливать функциональные зависимости между ними; (в) деятельностным подходом, позволяющим исследовать изменения характеристик процесса социального и профессионального самоопределения, фиксировать изменение отношений современного подростка к будущей профессиональной деятельности.
Принципиальное значение для методологического обоснования рассматриваемой проблемы имеют: (1) экзистенциальный подход, рассматривающий человека как творящего самого себя, как «проект своего собственного бытия»; (2) аксиологический подход, относящий человека и его формирование по идеалу к фундаментальным ценностям; (3) акмеологиче-ский подход, позволяющий рассматривать профессиональный идеал как стимул и мотив непрерывного профессионального совершенствования личности и достижения ею вершин профессионализма; (4) системный подход, позволяющий представить процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов (цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среда, содержание, деятельность, ресурсы, результаты) и позволяющий использовать потенциал других походов - средового, рефлексивного, культурологического.
Теоретико-методологическая составляющая обоснования педагогической поддержки послужила основанием для разработки и содержания и методического обоснования профориентационных средств. Так творческим коллективом под нашим руководством разработана и опубликована серия учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школь-
61
ников для 1-11 классов1. При разработке данных комплектов особое внимание уделялось обеспечению их методической составляющей. При этом авторы руководствовались тем, что у школьников должны быть сформированы компетентности, значимые для профессионального самоопределения. К ним относятся: (а) готовность прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия; (б) действовать в социуме и рабочей группе; (в) вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; (г) противостоять манипулятивному влиянию; (д) анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута) и др. Формирование указанных компетенций осуществлялось с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Содержание каждого учебного курса не обеспечивает школьников готовыми результатами и решениями о выборе профессии. Оно ориентировано на включение их в творческую продуктивную деятельность, направленную на поиск смысла профессионального труда в жизни каждого человека, а также на приобретение первоначального опыта в отдельных видах профессиональной деятельности, которая может послужить в дальнейшем и основанием для выбора профессии. В соответствии с замыслом курса наряду с репродуктивными методами (рассказ, беседа, объяснение) применяются информационнопоисковые методы (проблемное изложение, эвристические беседы, диспуты, методы организации исследовательской деятельности, работа с литературными источниками). Профильные и профессиональные пробы используются с целью приобретения школьниками практического опыта в избираемой профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение личности обеспечивается ресурсами профессиональной ориентации. У младших школьников на пропедевтическом этапе необходимо актуализировать проблему добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности. У школьников 5-7 классов на этапе поисково-зондирующем (он характерен стремлением детей быть взрослыми, самостоятельными) важно вызвать стремление к пониманию своих интересов, способностей, ценностей, связанных с осознанием себя в будущей взрослой жизни.
У подростков 8-9 классов в период развития их личностного самосознания необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные) с их реальными возможностями, запросами рынка труда, профессий, согласованных с рынком образовательных услуг. 10-11 классы -этот период характерен уточнением старшеклассниками пути продолжения образования, получения соответствующей профессии. Условно этот период можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса.
1 «Путешествие в мир профессий» (1-4 класс); «Кем я хочу быть» (5-6 класс); «Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии» (9 класс) и др.
62
Для повышения качества решения проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также и взрослого населения целесообразно: (а) разработать и реализовать на практике комплексную программу исследования, включающую вопросы личностного, социального и профессионального самоопределения; (б) шире использовать в практике профориентационной работы с учащейся молодёжью информационные источники и инструменты; (в) в практике профессиональной ориентации привлекать социальных партнёров, максимально используя их потенциал в сфере государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций; (г) особое внимание уделить подготовке кадров - профориентологов в условиях непрерывного образования, обеспечивая преемственность на всех возрастных этапах в подготовке детей и молодёжи к жизненному и профессиональному самоопределению.
Таким образом, достичь эффективных результатов в решении проблемы профессиональной ориентации, являющейся интегративной, многоаспектной, комплексной и междисциплинарной задачей государственной важности, возможно только при объединении усилий научных работников и практиков различных областей научного знания и представителей государства и бизнеса.
Список литературы
1. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодёжи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодёжи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Самара, 30 июня - 1 июля 2008) Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. - 264 с.
2. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. 2012. - С. 16-24.
3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 12. - С. 20-24.
4. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. - 2013. -№ 1. - С. 9-12.
63