Научная статья на тему 'Профильное обучение как условие развития профессионального самоопределения личности'

Профильное обучение как условие развития профессионального самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцева А.Р., Парникова Г.М.

В статье рассматриваются вопросы профильного обучения личности. Проанализировано состояние проблемы профессионального самоопределения личности в неразрывной связи школы и вуза в области медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение как условие развития профессионального самоопределения личности»

УДК 37.047

Сивцева А.Р.

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Парникова Г.М.

К.п.н., доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы профильного обучения личности. Проанализировано состояние проблемы профессионального самоопределения личности в неразрывной связи школы и вуза в области медицинского образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профильное обучение, мотивация.

Выбор профессии для каждого человека — основа его жизненного пути. Это означает определение сферы выражения человеком своих сущностных сил. Выбирая профессию, человек выражает себя, свои возможности и способности. В своей жизни человек отдаёт труду наиболее плодотворное время, когда интенсивность приобщения к духовной жизни и другим видам человеческой деятельности наибольшая. Но иногда не каждый вид труда может полностью удовлетворить человека. Ошибка при выборе профессии ломает жизненные установки личности на успех, а также может отрицательно влиять на развитие всего общества.

В последнее десятилетие в педагогической науке уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации, которое реализуется в процессе профильной подготовки школьников. Это объясняется тем, что в условиях модернизации всей системы образования профильное обучение учащейся молодёжи является одним из приоритетных направлений развития образования, который носит системный, комплексный характер и подразумевает «...использование возможностей передовых информационных технологий в поддержке профессионального самоопределения; ориентация на потребности регионального рынка труда и учёт образовательного и производственно-профессионального окружения в посёлках, городах, районах, республике, акцент на организацию образовательных кластеров; ориентация на традиции трудовой подготовки школьников, проведения профессиональных проб по востребованным профессиям; организация проектной, исследовательской деятельности; создание технопарков; организация социального партнёрства, сетевого взаимодействия и др.» [2.]

Профессиональная ориентация в педагогической науке рассматривается как равноправное взаимодействие личности и общественных структур в длительном процессе ее профессионального самоопределения. Оно предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой — создают адекватное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем. Предметом профессиональной ориентации является педагогическая поддержка профессионального самоопределения личности. При этом педагогическая поддержка является процессом совместного с обучающимся определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему успешно самоопределиться в

профессиональном выборе и карьере. В процессе профессионального самоопределения реализуется конкретная направленность развития личности. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения реализуется в процессе содействия подростку в использовании ресурсов помощи и защиты в проектировании образовательно-профессионального маршрута (в обнаружении и преодолении внешних и внутренних препятствий ограничителей свободы профессионального выбора).

В системе профильного обучения школьников, на этапе профессионального самоопределения необходимо формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии, понимание её значимости и смысла, учебно-профессиональную мотивацию. Под учебно-профессиональной мотивацией понимают систему мотивов потребностей, целей и установок, которые отражают единство побуждений молодого человека к учению и производительному труду, определяющих его общую направленность на овладение профессией и формирование индивидуально-психологических качеств, присущих специалисту-профессионалу [1]. В учебно-профессиональной мотивации основным мотивом является познавательный интерес. Интерес к будущей профессиональной деятельности является одним из первых этапов мотивации школьников. Следовательно, необходимо организовать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации, вооружали школьников знаниями о выбранной профессии, её нравственных аспектах. Активизация профессионального самоопределения учащихся достигается следующими приёмами: эмоциональное воздействие при помощи введения яркой, необычной информации, применение способов логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования, использование интриги сюжетной линии, использование биографических примеров, акцентирование внимания на ценностно-смысловых проблемах.

Наш опыт показывает, что профильная подготовка учащихся является самым важным этапом в становлении профессионального самоопределения. Это мы можем наблюдать на примере профильного обучения в Малой медицинской академии при Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. В данных профориентационных курсах школьники развивают и совершенствуют свои способности соответственно требованиям избранной профессии.

Целью курсов Малой медицинской академии является: профориентационная работа среди учащейся молодежи; качественная подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в ВУЗы; выявление наиболее одаренных учащихся; подготовка слушателей в ММА определяет в дальнейшем успешную адаптацию первокурсников в медицинском вузе. В данных профориентационных курсах школьники развивают и совершенствуют свои способности соответственно требованиям избранной профессии. Как правило, у выпускников таких классов высокая мотивация учения. 82,5% выпускников Малой Медицинской академии поступают в медицинские вузы, что является показателем того, что профессионально направленные курсы необходимы для становления профессиональной ориентации молодого человека, особенно это актуально, на наш взгляд, в сфере медицинского образования.

Слушатели на занятиях получают не только теоретические знания, но и практические навыки. Занятия проходят в учебных помещениях и на клинических базах. — больницах, поликлиниках, доме инвалидов. Те, кто учатся два года, имеют возможность испытать себя профессионально, проходя клиническую практику в качестве младшего медицинского персонала в Национальном центре медицины или в Республиканском центре экстренной медицинской помощи. Курсы Малой медицинской академии призваны: сформировать положительное отношение к профессии; научить разбираться в содержании выбранной профессиональной деятельности; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и

способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности). Таким образом, направлены на формирование собственного образовательно-профессионального маршрута личности в области медицинского образования, т.е. становления понятий у учащихся о будущей профессиональной деятельности, чтобы учащиеся могли или утвердиться в выборе своей профессии, или задуматься о развитии иных личностных качеств, соответствующих другому профессиональному направлению.

Проведённый нами анализ показывает, что студенты со средним профессиональным образованием или обучившиеся на курсах в Малой медицинской академии имеют чётко направленную профессиональную ориентацию по сравнению с теми, которые не имеют профильной подготовки. Как показывает анкетирование студентов первого курса Медицинского института Северо-Восточного федерального университета, лишь 68% студентов без профильной подготовки видят себя в медицине, остальные сомневаются. А студенты, обучившиеся в Малой медицинской академии или имеющие среднее профессиональное образование, показали 100% желание функционировать в рамках этой профессии.

Таким образом, начиная со старших классов, когда учащиеся начинают выстраивать собственный профессионально-образовательный маршрут, необходим процесс профильного обучения, который рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для максимального развития личности в соответствии с его профессиональными интересами и намерениями.

Литература

1. Батаршев А.В. Мотивация выбора профессии учащимися профессиональных лицеев и колледжей / А.В. Батаршев// Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб.науч.ст. / под общ.ред. С.Н. Чистяковой. — СПб.: ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012. — 404 с.

2. Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб.науч.ст. / под общ.ред. С.Н. Чистяковой. — СПб.: ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012. — 404 с.

3. Психолого-педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки школьников: Методические рекомендации / составитель А.В. Воронцов, к.п.н./ отв.ред. Л.А. Карамаева, к.псх.н. — Самара: РИО ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2010. — 64 с.

4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. «Интересы и склонности подростков — основа профильного обучения»/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер // Новые ценности образования. — М.: Шк.самоопределение, 2005.. — №1(20): Личностно-ориентированная профильная школа. С.5- 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.