УДК 37.047
Сивцева А.Р.
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Парникова Г.М.
К.п.н., доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы профильного обучения личности. Проанализировано состояние проблемы профессионального самоопределения личности в неразрывной связи школы и вуза в области медицинского образования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профильное обучение, мотивация.
Выбор профессии для каждого человека — основа его жизненного пути. Это означает определение сферы выражения человеком своих сущностных сил. Выбирая профессию, человек выражает себя, свои возможности и способности. В своей жизни человек отдаёт труду наиболее плодотворное время, когда интенсивность приобщения к духовной жизни и другим видам человеческой деятельности наибольшая. Но иногда не каждый вид труда может полностью удовлетворить человека. Ошибка при выборе профессии ломает жизненные установки личности на успех, а также может отрицательно влиять на развитие всего общества.
В последнее десятилетие в педагогической науке уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации, которое реализуется в процессе профильной подготовки школьников. Это объясняется тем, что в условиях модернизации всей системы образования профильное обучение учащейся молодёжи является одним из приоритетных направлений развития образования, который носит системный, комплексный характер и подразумевает «...использование возможностей передовых информационных технологий в поддержке профессионального самоопределения; ориентация на потребности регионального рынка труда и учёт образовательного и производственно-профессионального окружения в посёлках, городах, районах, республике, акцент на организацию образовательных кластеров; ориентация на традиции трудовой подготовки школьников, проведения профессиональных проб по востребованным профессиям; организация проектной, исследовательской деятельности; создание технопарков; организация социального партнёрства, сетевого взаимодействия и др.» [2.]
Профессиональная ориентация в педагогической науке рассматривается как равноправное взаимодействие личности и общественных структур в длительном процессе ее профессионального самоопределения. Оно предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой — создают адекватное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем. Предметом профессиональной ориентации является педагогическая поддержка профессионального самоопределения личности. При этом педагогическая поддержка является процессом совместного с обучающимся определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему успешно самоопределиться в
профессиональном выборе и карьере. В процессе профессионального самоопределения реализуется конкретная направленность развития личности. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения реализуется в процессе содействия подростку в использовании ресурсов помощи и защиты в проектировании образовательно-профессионального маршрута (в обнаружении и преодолении внешних и внутренних препятствий ограничителей свободы профессионального выбора).
В системе профильного обучения школьников, на этапе профессионального самоопределения необходимо формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии, понимание её значимости и смысла, учебно-профессиональную мотивацию. Под учебно-профессиональной мотивацией понимают систему мотивов потребностей, целей и установок, которые отражают единство побуждений молодого человека к учению и производительному труду, определяющих его общую направленность на овладение профессией и формирование индивидуально-психологических качеств, присущих специалисту-профессионалу [1]. В учебно-профессиональной мотивации основным мотивом является познавательный интерес. Интерес к будущей профессиональной деятельности является одним из первых этапов мотивации школьников. Следовательно, необходимо организовать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации, вооружали школьников знаниями о выбранной профессии, её нравственных аспектах. Активизация профессионального самоопределения учащихся достигается следующими приёмами: эмоциональное воздействие при помощи введения яркой, необычной информации, применение способов логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования, использование интриги сюжетной линии, использование биографических примеров, акцентирование внимания на ценностно-смысловых проблемах.
Наш опыт показывает, что профильная подготовка учащихся является самым важным этапом в становлении профессионального самоопределения. Это мы можем наблюдать на примере профильного обучения в Малой медицинской академии при Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. В данных профориентационных курсах школьники развивают и совершенствуют свои способности соответственно требованиям избранной профессии.
Целью курсов Малой медицинской академии является: профориентационная работа среди учащейся молодежи; качественная подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в ВУЗы; выявление наиболее одаренных учащихся; подготовка слушателей в ММА определяет в дальнейшем успешную адаптацию первокурсников в медицинском вузе. В данных профориентационных курсах школьники развивают и совершенствуют свои способности соответственно требованиям избранной профессии. Как правило, у выпускников таких классов высокая мотивация учения. 82,5% выпускников Малой Медицинской академии поступают в медицинские вузы, что является показателем того, что профессионально направленные курсы необходимы для становления профессиональной ориентации молодого человека, особенно это актуально, на наш взгляд, в сфере медицинского образования.
Слушатели на занятиях получают не только теоретические знания, но и практические навыки. Занятия проходят в учебных помещениях и на клинических базах. — больницах, поликлиниках, доме инвалидов. Те, кто учатся два года, имеют возможность испытать себя профессионально, проходя клиническую практику в качестве младшего медицинского персонала в Национальном центре медицины или в Республиканском центре экстренной медицинской помощи. Курсы Малой медицинской академии призваны: сформировать положительное отношение к профессии; научить разбираться в содержании выбранной профессиональной деятельности; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и
способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности). Таким образом, направлены на формирование собственного образовательно-профессионального маршрута личности в области медицинского образования, т.е. становления понятий у учащихся о будущей профессиональной деятельности, чтобы учащиеся могли или утвердиться в выборе своей профессии, или задуматься о развитии иных личностных качеств, соответствующих другому профессиональному направлению.
Проведённый нами анализ показывает, что студенты со средним профессиональным образованием или обучившиеся на курсах в Малой медицинской академии имеют чётко направленную профессиональную ориентацию по сравнению с теми, которые не имеют профильной подготовки. Как показывает анкетирование студентов первого курса Медицинского института Северо-Восточного федерального университета, лишь 68% студентов без профильной подготовки видят себя в медицине, остальные сомневаются. А студенты, обучившиеся в Малой медицинской академии или имеющие среднее профессиональное образование, показали 100% желание функционировать в рамках этой профессии.
Таким образом, начиная со старших классов, когда учащиеся начинают выстраивать собственный профессионально-образовательный маршрут, необходим процесс профильного обучения, который рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для максимального развития личности в соответствии с его профессиональными интересами и намерениями.
Литература
1. Батаршев А.В. Мотивация выбора профессии учащимися профессиональных лицеев и колледжей / А.В. Батаршев// Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб.науч.ст. / под общ.ред. С.Н. Чистяковой. — СПб.: ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012. — 404 с.
2. Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб.науч.ст. / под общ.ред. С.Н. Чистяковой. — СПб.: ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012. — 404 с.
3. Психолого-педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки школьников: Методические рекомендации / составитель А.В. Воронцов, к.п.н./ отв.ред. Л.А. Карамаева, к.псх.н. — Самара: РИО ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2010. — 64 с.
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. «Интересы и склонности подростков — основа профильного обучения»/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер // Новые ценности образования. — М.: Шк.самоопределение, 2005.. — №1(20): Личностно-ориентированная профильная школа. С.5- 17