УДК: 336.221.4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Г. А. Польская1
В статье отражена значимость системы налогообложения для экономического и социального развития, положительные факты налогового законодательства, дается определение налогового администрирования и определяющих факторах его проведения, отражаются отдельные проблемы в осуществлении налогового контроля и налогового механизма ИФНС.
Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговая политика, налоговое управление, налоговое администрирование, налоговый механизм, налоговое уведомление, налоговая система.
Во все времена ни одна общественная формация не могла обойтись без налогов, как источника государственного развития.
Система налогообложения является основой регулирования социально-экономических отношений и процессов. «Являясь одним из главных инструментов государства, налоговая система создает условия для его функционирования» [2].
Современный уровень инновационного развития требует от государства наполняемости бюджета для реализации его функций и определяет величину налогового бремени налогоплательщиков.
При этом, как отмечают авторы Мочалова Я. В. и Мочалов В. Д., «в России необходима разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере, стимулирующая система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата предприятий на основе снижения налогового бремени с целью повышения скорости обновления основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрение инноваций в производство и т.д.» [4].
Налоговое законодательство постоянно совершенствуется, и можно утверждать, что оно отличается определенной логикой во взаимосвязи с государственными интересами и интересами хозяйствующих субъектов [2].
Положительным в налоговом законодательстве России является снижение числа налогов, уплачиваемых на всех уровнях, расширение возможностей в получении вычетов, особенно социальных и имущественных физическими лицами. При этом следует отметить, что государство одновременно с проведением
1 Польская Галина Александровна — к.э.н., доцент Курского института кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
налоговой политики, решает социальные задачи и не снижает социальные расходы [6].
Управление налоговой системой базируется на трех позициях, представленных на рисунке.
Рис. 1. — Базовые элементы управления системой налогообложения на
современном этапе
Законодательными органами устанавливаются основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. А налоговое администрирование как управленческая деятельность государственных органов направлено на реализацию законодательных норм.
Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется содержанием и направленностью налоговой политики и представляет собой процесс налогового администрирования. Необходимо отметить, что в понятие «администрирование» положено первоначальное значение с латинского языка — служба, управление.
В частности, в налоговом законодательстве отсутствует закрепление понятия «налогового администрирования, а это актуально для нынешнего времени, когда налоговый контроль ужесточается.
Работа, поставленная на «поток» по увеличению штрафных санкций, требует осторожности и качества организационной работы в системе администрирования.
На современном этапе к физическим лицам — налогоплательщикам применяется достаточно много штрафных санкций, и не всегда обоснованных по ряду причин, в том числе допускаются ошибки из-за высокой интенсификации работы работников налоговых инспекций.
Теперь сам налогоплательщик должен информировать налоговые органы, есть ли у него налогооблагаемый доход или имущество, или в противном случае будут определены штрафы, а с 01.01 2017 года их процент достигнет 20. А почему бы
не наладить информационную связь на должном уровне между МФЦ, органами юстиции, ГИБДД и т.д.
Срок предоставления сводного налогового уведомления налогоплательщику конкретно не определен налоговым законодательством, ориентировочная дата — 18 октября года, следующего за отчетным. И если уведомление приходит несвоевременно или вообще не приходит, то опять несет ответственность налогоплательщик. Отсутствие подтверждения рассылки налоговых уведомлений через почтовые отделения (как указывается в налоговом законодательстве, по истечении шести дней они считаются полученными), тоже снижает качество работы ИФНС.
Администрация налоговых органов должна помнить, что воспитание законопослушных налогоплательщиков можно только с правильными подходами к методам налогового контроля, а эти кажущиеся мелочи вызывают негативную оценку работы налоговой службы.
«Мы поддерживаем мнение А. А. Алехиной, состоящее в том, что если государство выстраивает систему налогового контроля на принципах равенства всех перед законом, а также, если за счет налогового контроля не достигаются политические цели, налоговый контроль может быть рассмотрен с точки зрения встроенного рыночного механизма, основной задачей которого определено создание равных условий хозяйствования и недопущение неконкурентных преимуществ» [1].
Поэтому результативность налоговой политики государства должна определяться четко разработанным налоговым механизмом по всем направлениям. Понятие налогового механизма так же не рассмотрено налоговым законодательством.
Оценка литературных источников позволяет дать понятие налогового механизма как системы норм и организационных мер, определяющих порядок налогового администрирования органами ФНС, так как они являются контролерами исполнения налогового законодательства.
В заключении хочется отметить, что:
• налоговая санкция должна стать инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиками налоговых обязательств;
• правильно сформированная налоговая политика и качественно отлаженный налоговый механизм должны определять эффективность системы налогообложения и работы налоговых органов;
• «любые нововведения, даже направленные на предотвращения уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы» [3];
• особое внимание следует уделять руководителям, учетным работникам по повышению уровня компетентности, профессионализма, творческого подхода в реализации налоговой политики, как организаций, так и государства, налогового законодательства, действующего в Российской Федерации [5].
Литература и источники
1. Алехина А. А. Наука. Образование. Технологии (Текст): материалы международной научно-практической конференции 8 февраля 2011 года. — Курский филиал образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский университет потребительской кооперации». — Курск, изд-во Бабкина Г.П.», 2011. — 327с.
2. Баюринов А. В. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Белгородской области // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. № 1(33). — 2010. — с.438-444.
3. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение / Л.Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 357с.
4. Мочалова Я. В., Мочалов В. Д. Налоговое стимулирование инновационной деятельности предприятий // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. № 1(25). — 2008. — с.197-199.
5. Польская Г. А. Бухгалтерский учет организаций как основное звено в реализации налоговой политики организации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. № 1(33). — 2010. — с.264-270.
6. Польская Г. А., Башкатова В. Я., Чаплыгина М. А. Организация налоговых расчетов в организации. Курск. Издательство «Деловая полиграфия», 2017- 84с.
THEORETICAL ASPECTS OF THE TAX SYSTEM ON MODERN STAGE Polskaya G.A.
Polskaya Galina Aleksandrovna — œndidate of Economic Sciences, docent, Kursk Institute of Cooperation (branch of the Belgorod University of Cooperation, Economics & Law)
Abstract. The article talks about the importance of taxation to economic and social development, on the positive facts of tax legislation defines the tax administration and the determinants of its conduct, reflected some problems in the implementation of the tax control and tax mechanism of IFNS.
Keywords: tax law, tax policy, tax administration, tax administration, tax mechanism, tax notice, tax system.
References
1. Alehina A.A. Nauka. Obrazovanie. Tehnologii (Tekst): materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 8 fevralja 2011 goda. — Kurskij filial obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija «Belgorodskij universitet potrebitel'skoj kooperacii». — Kursk, izd-vo Babkina G.P.», 2011. — 327s. (in Russian)
2. Bajurinov A.V. Problemy nalogooblozhenija sub#ektov malogo predprinimatel'stva v Belgorodskoj oblasti // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. № 1(33). — 2010. — s.438-444. (in Russian)
3. Lykova L. N. Nalogi i nalogooblozhenie / L.N. Lykova. — M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2015. — 357s. (in Russian)
4. Mochalova Ja.V., Mochalov V.D. Nalogovoe stimulirovanie innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. № 1(25). — 2008. — s.197-199. (in Russian)
5. Pol'skaja G.A. Buhgalterskij uchet organizacij kak osnovnoe zveno v realizacii nalogovoj politiki organizacii // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. № 1(33). — 2010. — s.264-270. (in Russian)
6. Pol'skaja G.A., Bashkatova V. Ja., Chaplygina M. A. Organizacija nalogovyh raschetov v organizacii. Kursk. Izdatel'stvo «Delovaja poligrafija», 2017 - 84s. (in Russian)