Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЫНОК / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ / ТРУДОВЫЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писарева Л.В., Бондаренко Т.Г., Гарист А.В.

Инновационное развитие агропромышленного комплекса актуально для всех стран Евразийского экономического союза. В немалой степени это связано с тем, что сегодня ЕАЭС зависит от импорта высокотехнологичных систем производства, семян, кормов, генетического материала и т.д.. Ввиду чего представляется чрезвычайно важным построение единого рынка научно-технической продукции государств-членов ЕАЭС. Для этого необходимо определить цели, задачи развития данного рынка, исследовать ресурсный потенциал и приоритетные направления сотрудничества стран. Таким образом, для эффективного построения и функционирования единого рынка научно-технической продукции государств-членов ЕАЭС начальным условием является разработка стратегии развития рынка НТП. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегия» с позиций различных наук. По результатам проведенного анализа авторы пришли к выводу о том, что стратегия развития рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС должна строиться по «классической» схеме: анализ, выбор приоритетных направлений, контроль за реализацией с помощью системы показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

эходимс юв защи ной сос

отсутс /дарствау [ и пост тересоЕ аможень

но, прис ичества

0 создан ой прол>1 эерах: нновацис

механизм

НИЯ OObct-

сти;

мятных >с-| го права

трации то-| ания Соь 1ения тов

в на обт юти, в тс

й таможе гллектуал»-1 осредствс * гестра ности гос>- I

(ированньа ращение * ой пролу.-1

ализация тьтатов Hâ-увеличен^г имулировс-

1 использс-\ и их ре~ увеличенкг аационногс нтоспосос-

также сс-тавания развитыл

1н являются основными принципами формирования рынка научно-технической.

Литература:

Аржанцев С. А.. Давыдова Я. Е., Писарев С. Л., Кокувин Е. В. Концептуальные основы -:ка научно-технической продукции в России и ЕАЭС. Молодой ученый. - 2017. - №32. С. 12.

I' Марков А.В., Шанько О.Ю. Методологические аспекты формирования рынка научно-гхнической продукции / Журнал «Труды Минского института управления», №2, 2006 г.

Макаров В.Л. Инновационный путь развития для новой России / Под ред. В.П. Горегля-щ М.: Наука, 2005.

Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Механизмы технологического разня экономики России: макро- и мезоэкономические аспекты. М.: Наука, 2003. : Введение в интеллектуальную собственность / ВОИС. Женева, 1998.

Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационен системы России. М.: «Дашков и Ко», 2003.

Самсонова М.В. Особенности формирования рынка научно-технической продукции в |с зременных условиях хозяйствования / Журнал «Вестник ОГУ», №11, 2008 г.

References:

" Arzhancev S. A.. Davydova YA. E., Pisarev S. L., Kokuvin E. V. Konceptual'nye osnovy rynka jchno-tekhnicheskoj produkcii v Rossii i EAEHS. Molodoj uchenyj. - 2017. - №32. S. 39-42. I] Markov A.V., SHan'ko O.YU. Metodologicheskie aspekty formirovaniya rynka nauchno-ekhnicheskoj produkcii / ZHurnal «Trudy Minskogo instituta upravleniya», №2. 2006 g. }} Makarov V.L. Innovacionnyj put' razvitiya dlya novoj Rossii / Pod red. V.P. Goreglyada. M.: \Iaka, 2005.

- Bagrinovskij K.A., Bendikov M.A., Hrustalev E.YU. Mekhanizmy tekhnologicheskogo fvitiya ehkonomiki Rossii: makro- i mezoehkonomicheskie aspekty. M.: Nauka, 2003. [5] Vvedenie v intellektual'nuyu sobstvennost' / VOIS. ZHeneva, 1998.

Gavrilov K.L. Mekhanizm obnovleniya: Koncepciya razvitiya nacional'noj innovacionnoj ••emy Rossii. M.: «Dashkov i Ко». 2003.

Samsonova M.V. Osobennosti fonnirovaniya rynka nauchno-tekhnicheskoj produkcii v .remennyh usloviyah hozyajstvovaniya / ZHurnal «Vestnik OGU», №11. 2008 g.

Applied Economic Researches, SA LLC, 2017

THE ORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF MARKET RESEARCH OF AGRICULTURAL PRODUCTS OF MEMBER STATES THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Pisareva S.L.", Bondarcnko T.G.\ Garist A.V.C

All Russian Research Institute Agricultural Economics, head of sector, Khoroshevskoe Highway 35/2. Moscow ill Russian Research Institute Agricultural Economics. PhD. associate Director. Khoroshevskoe Highway 35/2.

Moscow

All Russian Research Institute Agricultural Economics. PhD. researcher. Khoroshevskoe Highway 35/2. Moscow

Abstract: innovative development of agriculture is important for all countries of the Eura-

- m economic Union. To a large extent this is due to the fact that the EEU depends on the import of

• ih-tech production systems, seed, feed, genetic material, etc. makes it extremely important to es--.¡.blish a common market of scientific and technical products of the member States of the EEU. It is -ecessary to determine the goals, objectives of development of this market, explore the resource

- tential and priority directions of cooperation of the countries. Thus, for successful building and iteration of the common market of scientific and technical products of the member States of the r \EU initial condition is the development of the market development strategy of the NTP. This r-ticle describes the theoretical aspects of the concept "strategy" from the standpoint of the various ^iences. By results of the conducted analysis, the authors came to the conclusion that the devel-

opinent strategy of market research of agricultural products of member States of the EAEU shoi be built on "classic" scheme: analysis, selection of priority areas, monitoring the implementati with the scorccard.

Keywords: strategy, market, scientific-technical products, the Eurasian economic Uni material, labor, financial resources, targeting.

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2017

Теоретические аспекты стратегии развития рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов Евразийского экономического союза

Писарева Л.В.", Бондарснко Т.Г.", Гарист A.B."

' ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельском хозяйства, к.э.н.,

заведующий сектором, Хорошевское шоссе 35/2. Москва ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, к.э.н.. заместитель директора. Хорошевское шоссе 35/2, Москва "ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства. , к.э.н.. ведущий научный сотрудник. Хорошевское шоссе 35/2, Москва

Аннотация: инновационное развитие агропромышленного комплекса актуально для всех стран Евразийского экономического союза. В немалой степени это связано с тем, что сегодня ЕАЭС зависит от импорта высокотехнологичных систем производства, семян, кормов, генетического материала и т.д.. Ввиду чего представляется чрезвычайно важным построение единого рынка научно-технической продукции государств-членов ЕАЭС. Для этого необходимо определить цели, задачи развития данного рынка, исследовать ресурсный потенциал и приоритетные направления сотрудничества стран. Таким образом, для эффективного построения и функционирования единого рынка научно-технической продукции государств-членов ЕАЭС начальным условием является разработка стратегии развития рынка НТП. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегия» с позиций различных наук. По результатам проведенного анализа авторы пришли к выводу о том, что стратегия развития рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС должна строиться по «классической» схеме: анализ, выбор приоритетных направлений, контроль за реализацией с помощью системы показателей.

Ключевые слова: стратегия, рынок, научно-техническая продукция. Евразийский экономический союз, материальные, трудовые, финансовые ресурсы, таргетирование.

Основные положения:

• стратегия - это форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективу, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий;

• с экономической точки зрения стратегия - деятельность, направленная на получение планируемого результата с учетом перспективы долговременного развития, а также ее можно определить как интегрированную модель действий, предназначенных для достижения поставленных целей;

• эффективность разработки и реализации стратегии зависит от правильного определения основных стратегических целей и вытекающих из них приоритетных тактических задач, а также наличия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных стратегических ориентиров:

• при разработке любой стратегии развития необходимо проведение анализа фактически сложившейся ситуации в исследуемой области;

• для реализации поставленных стратегических задач должны быть определены и таргетированы основные целевые показатели.

Введение. В настоящее время конку-неспособность национальных экономик ссеспечивается за счет первенства в иссле-: ваниях и разработках, высокого темпа ос-•• ения новых знаний и создания инноваци-экной продукции. В этих условиях возрастает необходимость выработки стратегических действий по развитию важнейших социаль-1- >экономических процессов.

По нашему мнению, понятие эконо-уического содержания стратегии развития -редполагает, прежде всего, рассмотрение этого понятия с позиций философии. С фи-софской точки зрения стратегия - это форма организации человеческих взаимодействуй, максимально учитывающая возможности, перспективу, средства деятельности .-•бъектов, проблемы, трудности, конфликты. которые препятствуют осуществлению взаимодействий.

Методы. Основой методики проведе-ния исследования составил сравнительный ¿натиз теоретических и методических взглядов ученых на понятие сфатегии, как экономической категории, а также философско-\!етодологического обоснования стратегии '¿к формы проектирования и реализации социальных взаимодействий между разными субъектами.

Правовую основу исследования составили законодательные и другие норма-нвно-правовые акты государств-членов ЕАЭС.

В качестве основных методов иссле-лования были использованы системный и югический подходы, исторический и метод научной абстракции.

Результаты. Основными результатами проведенного теоретического исследова-ния является выводы авторов, а также их исторический и многоаспектный аначиз, с по-иций различных наук, по проблеме формирования рынка НТП.

По результатам анализа авторами .формулировано понятие стратегии, как с философской точки зрения, так и с экономической.

Рассмотрен ряд вопросов по стратегическому планированию и приведены критерии, которым должны отвечать ключевые показатели эффективности разрабатываемой стратегии.

Обсуждение. В историческом аспекте понятия стратегии просматривается «военный» аспект, главнокомандующий выступал всегда главным стратегом (субъект стратегии). Поэтому понятие стратегии оставалось подчиненным пониманию стратегии как определенного выбора программы действия.

В середине XX века, когда стал явным кризис тоталитарных моделей общественного развития, понимание субъекта стратегии оказалась тесно связанным с проблемой социальных взаимодействий, то есть общество предстало как образование, состоящее из множества субъектов. Их взаимодействие и взаимосвязь реализуют структуры социального бытия. Поэтому осуществление той или иной стратегии определяется ее «встроенно-стыо» в связи общества. Поэтому возможность реализации стратегии общества из ка-кой-го одной его точки становится невозможной.

Возникает задача философско-методологического обоснования стратегии как формы проектирования и реализации социальных взаимодействий между разными субъектами.

В этих условиях стратегия вынуждена учитывать позиции, установки, интересы субъектов, участвующих во взаимодействии. Позиция стратега в этих обстоятельствах перестает быть стационарной и однозначной, поскольку логика взаимодействий предполагает его перемещения в социальном пространстве, а его точка зрения «синтезируется» как некий продукт сопоставления разных интересов и ориентиров [5, 6].

С экономической точки зрения стратегия - деятельность, направленная на получение планируемого результата с учетом перспективы долговременного развития [2]. Также ее можно определить как интегрированную модель действий, предназначенных для достижения поставленных целей. Со-

держанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. То есть стратегия предполагает постановку цели и обоснование необходимых ресурсов для ее достижения. Фактически, разработка какой-либо стратегии сводится к целевому планированию - составлению плана развития какой-либо системы, исходя из выявленных целей и задач, выполнению которых должна быть подчинена деятельность системы. В свою очередь, стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления. которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

В современной экономической литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии - это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития субъекта, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций субъекта в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей [3].

На наш взгляд, такое определение стратегии возможно и для формирований более высокого иерархического уровня управления, поскольку дегерминантность и предсказуемость процессов в таких структу-

рах еще менее вероятна на всех этапах лизации стратегии.

Как показывает мировой опыт, фективность разработки и реализации каксГ. либо стратегии во многом зависит от п вильного определения основных стратеги ских целей и вытекающих из них приоритет ных тактических задач, а также наличия м термальных, трудовых и финансовых рес> сов, необходимых для достижения поста ленных стратегических ориентиров. А за чей стратегии является эффективное испол зование наличных ресурсов для достижен основной цели.

Таким образом, успешная реализащ стратегии зависит от правильно сформулированной цели и постановки тактических задач, направленных на достижение поставленной цели. Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов i: процедур, которые можно рассматривать как-среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Для решения этих задач необходимо определить соответствующие ресурсы. То есть, фактически, разработка какой-либо стратегии сводится к тому самому планированию, которое было благополучно «забыто» при построении рыночной экономики.

Разрабатываемая стратегия также должна «вписываться» в другие разработанные стратегии «высшег о» уровня. Например, стратегия социально-экономического развития какого-либо региона России должна «вписаться» в стратегию социально-экономического развития России в целом. Или, как в нашем случае, стратегия развития рынка научно-технической продукции стран-членов Евразийского экономического союза должна быть составной частью стратегий экономического развития каждой страны, входящей в него, а также «вписываться» в положения, которые определены в «Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года». Основные направления, в свою очередь, обеспечивают взаимосвязь отраслевых,

секторальных, функциональных направлений интеграции в рамках Союза, позволяют зыстраивать элементы общей системы стратегического целеполагания, обобщать и приводить результаты работ по долгосрочным программам к сводным оценкам синергети-ческого эффекта [1 ].

При разработке любой стратегии развития необходимо проведение анализа фактической ситуации в этой сфере. Только выводы, сделанные после его проведения, позволят правильно сформулировать тактические задачи, решение которых поможет достижению поставленной цели или целей.

Как правило, стратегии развития формулируются на длительную перспективу 10, 15, 20 и более лет. Поэтому без должного контроля за динамикой реализации этих стратегий сложно достичь запланированной цели. Поэтому при разработке стратегии непременным условием является обеспечение адекватной системы мониторинга и контроля за ходом реализации стратегии.

Стратегия должна быть не только логически стройной, но и практически реализуемой. В настоящее время в мировой практике стратегического планирования наиболее эффективным инструментом реализации стратегии является система сбалансированных показателей.

Очевидно, невозможно достичь того, что нельзя измерить. Поэтому для реализации поставленных стратегических задач должны быть определены и тагетированы основные целевые показатели. Система сбалансированных показателей позволяет увязать стратегические цели и основные показатели, измеряющие степень их достижения, определять и отслеживать причинно-следственные связи и зависимость между

основными финансовыми и нефинансовыми показателями.

Ключевые показатели эффективности разрабатываемой стратегии должны быть измеримы и формализованы в единой системе отчетности и отвечать следующим критериям:

- быть относительно простыми и однозначными в интерпретации;

- иметь оптимальные, пороговые, критические значения для сравнения и контроля за ходом их реализации;

- иметь возможность сравнительной оценки во временной динамике;

- быть обновляемыми на регулярной основе;

- быть репрезентативными для международных сопоставлений;

- иметь возможность включения в экономико-математические модели, информационные системы и системы прогнозирования;

- быть сопоставимыми на разных иерархических уровнях управления.

Отобранное количество ключевых показателей должно быть ограничено. Невозможно принимать эффективные управленческие решения на основании анализа слишком большого количества показателей

[4].

Заключение. Таким образом, исходя из вышеизложенного, стратегия развития рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса стран-членов Евразийского экономического союза должна строиться по «классической» схеме: анализ, выбор приоритетных направлений, контроль за реализацией с помощью системы показателей.

Литература:

[1] «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года» (принято Решением Высшего Евразийского Совета 16 октября 2015 г. № 28).

[2] Национааьный стандарт РФ ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение. Термины и определения». Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.rU/3924991/#ixzz4rEu5YHK

[3] Стратегия - понятия и определения. Классификация стратегий. Сайт STPl.AN.RU: стратегическое управление и планирование. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm

[4] Андрианов В.Д. Концептуальные подходы к разработке Стратегии устойчивого разв! экономики России до 2030 г. [Электронный ресурс]. UÎ http://viperson.ru/articles/kontseptualnye-podhody-k-razrabotke-strategii-ustoychivogo-razvitiya-ekonomiki-rossii-do-2030-g

[5] Кемеров В.Е. "Методология", "Наука", "Онтология социальная", "Проблема". [Эле] ный ресурс]. URL: http://www.ulstu.ru/main?cmd=file&object=1865

[6] Национальная философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. U http://tenne.ru/termin/ontologija-socialnaja.html

[7] Энциклопедии и словари. [Электронный ресурс].URL: http://ei die. com/word/t/Target i ro van i е-7023. ht m 1

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1 ] «Osnovnye napravleniya ehkonomicheskogo razvitiya EAEHS do 2030 goda» (prinyato Resl niem Vysshego Evrazijskogo Soveta 16 oktyabrya 2015 g. № 28).

[2] Nacional'nyj standart RF COST R 52104-2003 «Resursosberezhenie. Terminy i opi deleniya». Sistema GARANT: [EHlektronnyj resurs]. U http://base.garant.rU/3924991/#ixzz4rEu5YHK

[3] Strategiya - ponyatiya i opredeleniya. Klassifikaciya strategij. Sajt STPLAN.RU tegicheskoe upravlenie i planirovanie. [EHlektronnyj resurs]. http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm

[4] Andrianov V.D. Konceptual'nye podhody k razrabotke Strategii ustojehivogo razvitiya ehkonomiki Rossii do 2030 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://viperson.ru/articles/kontseptualnye-podhody-k-razrabotke-strategii-ustoychivogo-razvitiya-ekonomiki-rossii-do-2030-g

[5] Kemerov V.E. "Metodologiya", "Nauka", "Ontologiya social'naya", "Problema". [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.ulstu.ru/main?cmd=file&object=1865

[6] Nacional'naya filosofskaya ehnciklopediya. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://terme.ru/termin/ontologija-socialnaja.html

[7] EHnciklopedii i slovari. [EHlektronnyj resurs].URL: http://enc-dic.com/word/t/Targetirovanie-7023.html

Applied Economic Researches, SA LLC, 2017

METHODICAL ASPECTS OF FRUIT AND VEGETABLE MARKET

DEVELOPMENT

Kaishcv V.G", Hasanova H.N.6

"AH Russiim Research Institute Agricultural Economics, researcher. Khoroshevskoe Highway 35/2, Moscow Doctor of Economic Sciences. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Administration of the President of the Russian Federation in the North Caucasian Federal District, E-mail: kvg54l@yandex.ru. Tel .. +7 905 519 75 07. ''FBGNU "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - AII-Russian Research Institute of Agricultural Economics", Candidate of Economic Sciences, Associate Professor. Leading Research Fellow, Marketing and Product Market Development Division. Moscow, Russia. _Tel.: X-499-195-60-66. E-mail: g_xatima(cv,mailru_

Abstractthe article is devoted to the methodological aspects of modeling the fruit and vegetable market. The authors proposed a model for optimizing the structure of production, processing, storage, sale and consumption of fruit and vegetable products manufactured using innovative technologies in order to maximize the economic efficiency of the functioning of the market.

Keywords fruit and vegetable market; Agriculture; food and processing industry; marketing planning; modeling; optimization; economic efficiency; constraint system._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.