Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайшев В.Г., Гасанова Х.Н.

Статья посвящена методическим аспектам моделирования рынка плодоовощной продукции. Авторами предложена модель оптимизации структуры производства, переработки, хранения, реализации и потребления плодоовощной продукции, произведённых по инновационным технологиям с целью максимизации экономической эффективности функционирования рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ»

[4] Андрианов В.Д. Концептуальные подходы к разработке Стратегии устойчивого разв! экономики России до 2030 г. [Электронный ресурс]. UÎ http://viperson.ru/articles/kontseptualnye-podhody-k-razrabotke-strategii-ustoychivogo-razvitiya-ekonomiki-rossii-do-2030-g

[5] Кемеров В.Е. "Методология", "Наука", "Онтология социальная", "Проблема". [Эле] ный ресурс]. URL: http://www.ulstu.ru/main?cmd=file&object=1865

[6] Национальная философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. U1 http://tenne.ru/termin/ontologija-socialnaja.html

[7] Энциклопедии и словари. [Электронный ресурс].URL: http://ei die. com/word/t/Target i ro van i е-7023. ht m 1

References:

[1 ] «Osnovnye napravleniya ehkonomicheskogo razvitiya EAEHS do 2030 goda» (prinyato Resl niem Vysshego Evrazijskogo Soveta 16 oktyabrya 2015 g. № 28).

[2] Nacional'nyj standart RF COST R 52104-2003 «Resursosberezhenie. Terminy i opi deleniya». Sistema GARANT: [EHlektronnyj resurs]. U http://base.garant.rU/3924991/#ixzz4rEu5YHK

[3] Strategiya - ponyatiya i opredeleniya. Klassifikaciya strategij. Sajt STPLAN.RU tegicheskoe upravlenie i planirovanie. [EHlektronnyj resurs]. http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm

[4] Andrianov V.D. Konceptual'nye podhody k razrabotke Strategii ustojehivogo razvitiya ehkonomiki Rossii do 2030 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://viperson.ru/articles/kontseptualnye-podhody-k-razrabotke-strategii-ustoychivogo-razvitiya-ekonomiki-rossii-do-2030-g

[5] Kemerov V.E. "Metodologiya", "Nauka", "Ontologiya social'naya", "Problema". [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.ulstu.ru/main?cmd=file&object=1865

[6] Nacional'naya filosofskaya ehnciklopediya. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://terme.ru/termin/ontologija-socialnaja.html

[7] EHnciklopedii i slovari. [EHlektronnyj resurs].URL: http://enc-dic.com/word/t/Targetirovanie-7023.html

Applied Economic Researches, SA LLC, 2017

METHODICAL ASPECTS OF FRUIT AND VEGETABLE MARKET

DEVELOPMENT

Kaishev V.G", Hasanova H.N.6

"AH Russiim Research Institute Agricultural Economics, researcher. Khoroshevskoe Highway 35/2, Moscow Doctor of Economic Sciences. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Administration of the President of the Russian Federation in the North Caucasian Federal District, E-mail: kvg54l@yandex.ru. Tel .. +7 905 519 75 07. ''FBGNU "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - AII-Russian Research Institute of Agricultural Economics", Candidate of Economic Sciences, Associate Professor. Leading Research Fellow, Marketing and Product Market Development Division. Moscow, Russia. _Tel.: 8-499-195-60-66. E-mail: g_xatima@inaH.ru_

Abstractthe article is devoted to the methodological aspects of modeling the fruit and vegetable market. The authors proposed a model for optimizing the structure of production, processing, storage, sale and consumption of fruit and vegetable products manufactured using innovative technologies in order to maximize the economic efficiency of the functioning of the market.

Keywords fruit and vegetable market; Agriculture; food and processing industry; marketing planning; modeling; optimization; economic efficiency; constraint system._

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2017

Методические аспекты развития рынка плодоовощной продукции

Кайшсв В.Г.", Гасанова Х.Н."

"д.э.н.. член-корреспондент РАН. администрация президента РФ в СКФО, E-mail: kvg54l@yandex.ru. Тел:+7 905 519 75 07. фбгну «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -:российский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела маркетинга и развития продуктовых рынков, г. Москва, Россия.

Тел.: 8-499-195-60-66, E-mail: g_xatima@mail.ru

Аннотация: статья посвящена методическим аспектам моделирования рынка плодо-жощной продукции. Авторами предложена модель оптимизации структуры производства, переработки, хранения, реализации и потребления плодоовощной продукции, произведённых : инновационным технологиям с целью максимизации экономической эффективности О нкционирования рынка.

Ключевые слова: рынок плодоовощной продукции; сельское хозяйство; пищевая и -грерабатывающая промышленность; маркетинговое планирование; моделирование; оптимизация; экономическая эффективность; система ограничений.

Основные положения:

• экономико-математическое моделирование оптимизации структуры рынка плодоовощной продукции может способствовать актуализации научно-производственных задач, стоящих перед плодоовощным подкомплексом как на региональном и так и на государственном уровне;

• экономико-математические методы оптимизационного моделирования позволяют достаточно с высокой вероятностью спрогнозировать тенденцию развития рынка плодоовощной продукции с учётом обеспечения производственными ресурсами, мощностей перерабатывающей промышленности, возможностей долгосрочного хранения продукции и транспортной инфраструктуры.

Введение. Реализация Госпрограммы промышленностью и системой хранения, оп-

-:л 2013-2020 гг., а также резко актуализирующиеся в последнее время задачи импор-тозамещения в условиях санкций предпола-дют необходимость использования целевого • 'мплексного подхода для увязки объемов -роизводства и перемещения продукции --юдоовощного подкомплекса с использованием организаций транспорта, торговли, финансово-кредитной сферы и всех элементов -оваропроводящей инфраструктуры агро--родовольственного рынка. В современной -:аучной и экономической литературе довольно широко раскрыты главные функции и .■дачи, выполняемые рынком плодоовощной продукции, приведены многочисленные определения. Однако понятие рынка плодоовощной продукции настолько объемно, многогранно и широко, что не поддается краткому и точному определению.

Экономические отношения сельского хозяйства с пищевой и перерабатывающей

товои и розничной торговли должны строиться на полной взаимной заинтересованности, интересы всех участников товаропроводящей сети должны совпадать с интересами каждого на рынке плодоовощной продукции. Объективным документом, регулирующим интересы сторон, выступает договор, как форма выражения производственно-экономических связей. Заключение договоров контрактации позволяет более точно определять ожидаемое поступление на рынок плодоовощной продукции, что чрезвычайно важно для планирования хозяйственной деятельности всех участников товаропроводящей цепочки в целях обеспечения ритмичности заготовок, переработки, хранения и реализации готовой плодоовощной продукции.

Поэтому основным инструментом межотраслевого взаимодействия остается договор купли-продажи, который должен обеспечить юридическое равноправие договари-

вающихся сторон. Повышение роли договоров купли-продажи с развитием рыночных отношений не исключает и возможность регулирования рынка плодоовощной продукции государством, задачей которого должно стать формирование его полной и достовер-

ной информационной базы и осуществлен координации его развития и совершенст вания. Нами предлагается логик-графическая схема совершенствования ор низационно-экономических отношений рынке плодоовощной продукции (рис. 1).

Транснациональные корпорации, поставщики плодоовощной продукции из стран ВТО и ЕАЭС Производители плодоовощной продукции

Предложение Цена > < Спрос

Организации пищевой и перерабатывающей промышленности, хозяйства, работающие по давальческой схеме

о 5 Я О

1« §

Ё. пг

V Л

св I О

3

Предло-

жение

Цена > <

и о а

С

Спрос

Организации пищевой и перерабатывающейпромышлен-ности, оптовой торговли, экспорт, логистические и распределительные центры

Предло-

жение

Цена > <

Спрос

Организации оптово-розничной торговли, торговые сети, гипер- и супермаркеты

Предложение Цена > < Спрос

Конечные потребители плодоовощной продукции

Рисунок 1 - Схема организационно-экономических отношений на рынке плодоовощной

продукции

Исходя из этого, одной из важнейших задач, стоящих перед плодоовощным подкомплексом, является проблема межотраслевого планирования размещения производства и перемещения готовой плодоовощной продукции. Такой комплексный подход позволит лучше, эффективнее сочетать территориальное, отраслевое. программно-целевое маркетинговое планирование плодоовощного подкомплекса, что обеспечит возможность, с одной стороны, концентрировать и специализировать производство, проведение единой технической и технологической политики, с другой - согласованно развивать различные отрасли подкомплекса.

Балансовая увязка ресурсов отраслей и организаций плодоовощного подкомплекса требует проведения сложных многовариантных экономико-математических расчетов перспективного маркетингового планирования. В работах Д.М. Даитбегова, В.А. Коле-

маева, Р.Г. Кравченко, Э.Н. Крылатых, В.В. Милосердова, Л.Н. Плоткина, С.О. Сиптица [1,2,3,5,6,7,8,10,11] достаточно широко освещены вопросы моделирования продуктовых подкомплексов АПК. Как правило, основными структурными элементами моделей подкомплексов АПК являются отрасли и подотрасли, а не межотраслевые формирования, реализующие программно- целевой подход. Поэтому мы считаем необходимым исследование возможных направлений применения экономико-математических методов для обоснования моделей перспективного развития всех структур, входящих в плодоовощной подкомплекс.

Результаты. В качестве основного критерия модели рынка плодовоощной продукции принята задача максимизации производства продукции плодоовощного подкомплекса согласно параметрам Доктрины продовольственной безопасности России и по-

овощной

оительского спроса. В условиях, когда ;тежеспособный спрос на плодоовощную •дукцию не удовлетворяется и имеется >ицит производства отечественных пло-1ВОЩНЫХ продуктов питания, целесооб-ю применение именно такой целевой зккции, которая позволяет направлять раз-гие отраслей плодоовощного подкомплек-1В определенных границах) в скорейшем •■ гашении дефицита в сырье. Для адекват-в >го отображения функционирования моде-а рынка плодоовощной продукции рассматриваются три основные группы ограничений: по сельскому хозяйству, заготовкам, гранению и промышленной переработке -тодоовощного сырья [1,4,6].

Параметрами модели рынка плодоовощной продукции служат технико-жономические коэффициенты при переменных и расчетные объемы разного вида ресурсных ограничений, с помощью которых ¿декватно отображается конкретная ресурсная ситуация, то есть осуществляется при-зязка модели к мощностям по производству, хранению и переработке плодоовощной продукции. Отсюда вытекает необходимость в экономико-статистических моделях, позволяющих определить как тенденции, наиболее зероятные изменения структурных коэффициентов, так и воссоздать ресурсную ситуацию в перспективе.

Важнейшими структурными параметрами модели развития и размещения отраслей плодоовощного подкомплекса служат коэффициенты удельных затрат и выпусков применительно к составляющим отраслям и подотраслям плодоовощного подкомплекса. В разрезе регионов, отраслей, подотраслей определяются тенденции развития и изменения следующих структурных параметров: наличие сельскохозяйственных угодий, количество видов плодовых и овощных культур, производственных мощностей по переработке, техники и оборудования, специализированного транспорта, основных производственных фондов, прямые затраты труда, затраты различных видов удобрений и гербицидов, себестоимость, инвестиции, наличие объектов товаропроводящей инфраструктуры рынка плодоовощной продукции и ряд других [6].

Задача определения перспектив развития рынка плодоовощной продукции как системы носит комплексный характер и состоит из двух взаимосвязанных, взаимодополняющих, но, одновременно, существенно различающихся частей: определение потребительского спроса на конечную плодоовощную продукцию, осуществляемое на базе научно обоснованных рациональных норм потребления и структуры спроса (то есть осуществление программно-целевого подхода) и определение возможного развития и размещения плодоводства, овощеводства, консервной промышленности, емкостей по хранению с учетом ограничивающих производство, хранение, транспортировку и переработку объективно существующих условий.

В результате согласования этих параметров, реализующего принцип системного подхода (например, одновременного совместного процесса решения), потребительского спроса и ресурсов, формируются общие направления развития плодоводства, овощеводства, консервной промышленности и объектов инфраструктуры рынка. В свою очередь, второй пункт, в соответствии с подходом к моделированию рынка плодоовощной продукции, разбивается на два блока:

- периферийный, подготовительный блок, включающий различные модели и методы расчетов перспективных уровней, обеспеченности удобрениями, семенным материалом, урожайности, себестоимости продукции, производительности труда, а также ресурсного обеспечения - земельного, трудового, основными производственными фондами, капитальными вложениями и т.д.;

- оптимизационный блок, включающий в свой состав линейно-динамическую (или статическую) межотраслевую модель развития и размещения отраслей плодоовощного подкомплекса в целом и линейно-динамические межотраслевые модели развития и размещения его целевых продуктовых отраслей. В соответствии с описанным подходом остановимся подробнее на характеристике выделенных блоков — блоке «потребления», оптимизационном и статистическом (периферийном) блоке.

Рынок плодоовощной продукции представляет собой совокупность сегментов про-

изводства и реализации овощей, плодов, консервов и соков, где каждый из них может быть описан экономико-математической моделью.

Сегмент свежих плодов и овощей:

+ У0 )х Z¡j - 3¡j max

ü

V¡¡ - объем производства i -свежей плодоовощной продукции, полученный j товаропроизводителем

V'ij - объем запаса i -свежей плодоовощной продукции у j -товаропроизводителя Zjj- цена / -свежей плодоовощной продукции у j -товаропроизводителя; 3¡j- затраты на производство j -свежей плодоовощной продукции, полученной i товаропроизводителем

Сегмент плодоовощных консервов и соков:

Y,Vk» -> max

Arn

Vfo - объем производства к -консервной плодоовощной продукции, полученный п-товаропроизводигелем

Zic, - цена к - консервной плодоовощной продукции у «-товаропроизводителя; 3hi - затраты на производство к - консервной плодоовощной продукции п-

товаропроизводителя

Сегмент торговли:

X vpb х zph - Зрь ~> max pb

Vpb- объем реализации р - плодоовощной продукции через 6-канал реализации; Z,,b- пена реализации р- плодоовощной продукции через ¿-канал реализации; Зрь- затраты на реализацию р- плодоовощной продукции через Ь- канал реализации

Таким образом, рынок плодоовощной продукции можно представить как систему уравнений:

—» шах

ц

• ХХ» *zk» -з* max

кп

х z„b - Зрн -> max

pb

Критерием оптимизации может являться минимизация общей стоимости потребляемой плодоовощной продукции. Возмож-

ны и другие критерии, отражающие экономичность при соблюдении определенных условий.

Экономико-математическая модель рынка плодоовощной продукции включает блок потребления, блоки производства плодов и овощей, заготовок, переработки, хранения и реализации групп консервированных плодоовощных продуктов в укрупненной номенклатуре. Экзогенно задаются значения численности населения и их доходов. Выделяются потребности в поставках различных сырьевых ресурсов плодоовощному подкомплексу и др. Связывающими условиями служат ограничения на комплексное использование материальных и трудовых ресурсов и т.д. Блок потребления предназначен для оптимизации структуры потребления плодов, овощей и консервированных продуктов. Ограничения этого блока предусматривают: обеспечение потребностей человека в калориях в соответствии с энергетическими затратами; сбалансированность питания (белков, жиров, углеводов) и его высокую биологическую полноценность; разнообразие, дающее свободу выбора составляющих компонент и наличие доходов позволяющих удовлетворять потребительский спрос исходя из норм питания. Оптимизация структуры потребления необходима по следующим причинам:

- во-первых, нормы потребления плодоовощных продуктов и структура потребления принимаются, как правило, фиксированными на основании разработок и рекомендаций института питания. Но фактическое потребление (соотношение компонентов) весьма существенно различается по регионам страны;

- во-вторых, максимизация числа ассортимента плодоовощной продукции, которую используют в качестве критерия оптимизации в большинстве моделей, ограничена объемами наиболее дефицитной плодоовощной продукции при еще имеющихся резервах для производства других плодоовощных продуктов (в этом случае изменение структуры потребления может существенно увеличить количество плодоовощных продуктов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в-третьих, существенна оценка возможных вариантов набора плодоовощной

-родукции с экономической точки зрения. Необходимо достижение не просто рациональной, сбалансированной структуры и корм потребления плодоовощной продукции. но важно, чтобы при этом расходы на них были минимальными.

С учетом сказанного, задача оптимизации структуры потребления плодоовощной -родукции состоит в следующем: опреде-тить рациональную структуру питания, дос--авляющую экстремум функции:

F-F=TZ 2 C'.xl

tä-ieljzJ 9 V _ ,nin

при:

а) соблюдении баланса потребности в энергии плодоовощной продукции:

Iii 44=KN

teTiel jeJ lJ lJ

б) соблюдении баланса потребности в питательных веществах и витамине «С»:

III сс\ J =а N, реР teTieljeJ lJP lJ P

в) соблюдении рациональных норм потребления группы плодоовощных продуктов:

X. =r.N,ieI

' 1 , причем

*•= I I blxl 1 ttr jeJ У V

г) соблюдении соотношений отдельных видов продуктов в группе:

Г'..х.<Ь(.х'..<У[.х., . , . , , ~ -ij i ij ij tj i'ieI,jeJ,teT

причем:

i_ IvL

r-t

4

J - содержание энергии в единице плодоовощной продукции i-ой группы j-ro вида, потребляемого в t-ом периоде;

а<

- содержание питательных веществ р-го вида в плодоовощной продукции i-ой группы j-ro вида, потребляемого в t-ом периоде;

аР

г - годовая потреоность в р-ом виде питательных веществ надушу населения;

г.

1 - годовая рациональная норма потребления i-ой группы плодоовощной продукции

на душу населения;

$

- расход плодоовощной продукции i-ой группы на единицу продукта j-ro вида, потребляемого в t-ом периоде (например, томатов на производство томатного сока);

v!., vi

~1J 'J _ удельный вес (min и max) плодоовощной продукции j-ro вида, потребляемого в обшем объеме продукта i-ой группы;

I I у~

teTjeJ 'У <х &}еЗ У >х

Например, в группу плодоовощной продукции входят ограничения на потребление: томатной пасты и томатного сока и т.д. В модели приняты обозначения: Б - критерий оптимальности;

4

У - объем потребления плодоовощной продукции ¡-ой группы j-ro вида в 1-ом пе-

X.

риоде года населением ( 1 - то же, по 1-ой группе плодоовощной продукции);

К - годовая потребность в энергии на душу населения;

N - численность населения;

с1

У - затраты на производство и реализацию (розничные цены) плодоовощной продукции j-гo вида ¡-ой группы.

По модели составляется матрица блока потребления плодоовощной продукции (без разбивки потребления видов продукции во времени). Размерность матрицы, количество переменных х, количество ограничений определяется из условий конкретной задачи. В состав переменных по группам плодоовощной продукции (объемы потребления соответствующих продуктов населением региона) включаются с большой степенью дифференциации групп плодоовощной продукции и переменная, отражающая численность населения страны.

г-

Коэффициенты 1 , рекомендуемые институтом питания, являются рациональными нормами потребления плодоовощных продуктов на душу населения страны с необходимой дифференциацией на основе анализа статистических данных по потреблению плодоовощной продукции за ряд лет и выявленных тенденций и пропорций, а также сравнительных оценок с экономически раз-

а'.

витыми странами. Значение коэффициентов

к\.

УР и '.I - содержание в 100 г плодоовощной продукции энергии, питательных веществ и витамина С - рассчитывается по следующей схеме на базе материалов справочников:

- исключаются отходы потребления плодоовощной продукции;

- определяется количество потребляемых человеком белков, жиров, углеводов (на основании коэффициентов усвояемости: белков - 0,854, жиров - 0,94, углеводов -0,956);

- содержание энергии определяется на основе следующих соотношений: 1 г белков при окислении выделяет 4 ккал, жиров - 9 ккал, углеводов - 3,8 ккал;

- исключаются потери плодоовощной продукции при потреблении до 10%.

ап

Коэффициенты К и И - годовая потребность в энергии, питательных веществах и витамине «С» были рассчитаны на основании формулы сбалансированного питания, выражающейся в соотношении: 1 белка: 1 жиров: 4 углеводов, причем не менее половины потребленного белка должно быть животного происхождения, а на 1 г потребленного белка должен приходиться 1 мг витамина «С». Калорийность питания в современных условиях с учетом сказанного должна составлять не менее 3000 ккал в день.

4

Коэффициенты У должны рассчитываться на базе нормативов расходов на производство конечной плодоовощной продукции. Данная модель может функционировать как в режиме индивидуального использования, так и в качестве центральной, координирующей модели в случае представления в виде системы продуктового подкомплекса и, в соответствии с этим представлением -описания их с помощью декомпозиционной совокупности оптимизационных моделей АПК регионов.

Во втором случае результаты решения первой задачи служат входными, экзогенными параметрами, а итеративный процесс согласования позволяет получить целостную двухэтапную процедуру нахождения оптимальных вариантов развития и размещения

как плодоовощного подкомплекса в це так и его продуктовых отраслей.

В модели предпринята попытка на I зе учета отраслевого, территориального I целевого принципов маркетингового пл рования описать наиболее существен внутриотраслевые, межотраслевые связи ресурсные, технологические, продуктовые \ т.д. Территориальный аспект учтен пoq ством введения деления на регионы (обл ти, края, республики).

Каждый регион, не являясь замкнут системой, производит часть плодоовш. продукции на вывоз и в то же время осут ствляет ввоз плодоовощной продукции, одновременно имеет природные, трудовые I материальные ресурсы для удовлетворен основной части своего потребигельскс спроса в плодоовощной продукции. Поэте за основу была принята ориентация на м симальное использование собственного изводственного и биоклиматического поте циалов для удовлетворения погребительска го спроса в плодоовощной продукции.

В разработанной межотраслевой те риториальной модели рынка плодоовощи продукции отражены следующие, наибол важные этапы технологического процес производства, хранения, переработки и лизации плодоовощной продукции. Выр щивание овощных культур и плодов пр различных технологиях, хранение и реалу ция плодоовощной продукции в неперерас тайном виде по двум направлениям: производственное потребление и непроизводственное потребление. Эти направления вкль чают: внутрихозяйственное распределение, внутрихозяйственную переработку, реализа-] цию на рынке и т.д. Переработка плодов к: овощей осуществляется с использованиеч различных технологий.

Экономический смысл экономико-математической модели развития и размещения отраслей, входящих в плодоовощной подкомплекс, заключается в наиболее полном, сбалансированном удовлетворении потребительского спроса населения основной плодоовощной продукцией с учетом наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Описание индексов, используемых в моделях:

1 - номер технологии производства плодоовощного сырья;

V - вид (номер) плодоовощного сырья; к - направление (номер) использования -.лодоовощной продукции;

к' - направление использования отходов -.лодоовощной продукции для промышленной переработки;

] - номер вида плодоовощной продукции, пготовленной из плодоовощного сырья;

ц - номер технологической линии промышленной переработки плодов и овощей, т.е. номер технологии; г - номер региона;

номер производственного ресурса (виды ресурсов), используемого в плодоовощном подкомплексе;

гп - номер направления капитальных вложений.

Множества и подмножества индексов переменных и ограничений:

I - множество, элементами которого являются номера;

га

' - множество культур в овощеводстве; Тс

I - множество видов плодов; -

/,

множество многолетних культур;

'г -

множество плодоовощных культур в

консервной промышленности, изготавливаемой из плодоовощного сырья:

Л - множество номеров (видов) промышленной плодоовощной продукции первичной (внутрихозяйственной) переработки;

]2 - множество номеров (видов) промышленной плодоовощной продукции вторичной переработки;

- множество номеров (видов) промышленной плодоовощной продукции, изготавливаемой по р-ой технологии; 7е

и - множество видов продукции парфюмерной, микробиологической и др. промышленности;

М - множество направлений капитальных вложений;

Р - множество видов производственных ресурсов;

Р1 - множество видов продовольственных производственных ресурсов;

к

1 - виды пашни (богарная, орошае-

мая);

ч _

Е?

г-м регионе;

1;1а,1с,1Р,1гс=1;1Рс=1а ;

1аи1си1р=1;

Ь - множество номеров технологий консервного производства;

К - множество направлений использования плодоовощной и переработанной плодоовощной продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л - множество видов плодоовощной продукции, используемой для непроизводственного потребления;

КР

Л- - множество видов плодоовощной продукции, используемой на производственное потребление; Ку

у - множество направлении использования V- го вида плодоовощной продукции;

К^,КР,КУ иКР = =К

) - множество номеров (видов) продукции

виды многолетних культур;

1 - площади многолетних насаждений;

- множество видов производственных ресурсов в консервной промышленности;

К

- множество видов производственных ресурсов в сфере заготовок и реализации;

Е - множество видов основных фон-

дов;

Г5-

множество трудовых ресурсов;

множество статен калькуляции себестоимости;

рТ

" - множество видов транспортных ресурсов;

Я - множество регионов.

Переменные:

х - посевные площади овощных культур и многолетних насаждений;

V - объемы производства плодоовощной продукции;

г - количество плодоовощного сырья, расходуемого по различным каналам;

Д - приросты производственных фондов;

р - потребность в дополнительных ресурсах;

у - объемы производства плодоовощной продукции консервной промышленностью (промежуточной и конечной);

у' - объемы конечной плодоовощной продукции первичной переработки;

V - объемы производства плодоовощной продукции вторичной переработки.

Технико-экономические коэффициенты и ресурсы:

Т' - объем ресурсов на конец периода прогнозирования;

Т - объем ресурсов на начало периода прогнозирования;

ДТ - прирост ресурсов за период прогнозирования;

- ' - минимальные (максимальные) объемы ресурсов в конце периода прогнозирования;

р - урожайность плодов и овощей; Я - коэффициент потерь плодоовощной продукции; К К

- минимальный и максимальный объемы реализации плодоовощной продукции по различным каналам;

п - нормативы потребности в производственных ресурсах;

ш1 - удельные капитальные вложения на прирост мощностей и ресурсов;

б - коэффициент перевода плодоовощного сырья в консервированную продукцию: б' - нормативы расхода плодоовощного сырья на производство единицы плодоовощной продукции;

б - объемы производства плодоовощной продукции;

В - объемы переработанной плодоовощной продукции;

X - тарифы на перевозку плодоовощной продукции;

р - удельный вес плодоовощной продукции в общем объеме перевозимых грузов; у - протяженность перевозок; С - розничная цена единицы плодоовощной продукции;

е - содержание энергии (ккал) в единице плодоовощной продукции;

Ь - содержание растительных белков в единице плодоовощной продукции;

И' - содержание витамина «С» в единице продукции; N - население;

А - рациональные нормы (энергообеспечение, растительные белки, витамин «С») потребления плодоовощной продукции в год;

с1 - доля площадей сельскохозяйственной культуры в общей земельной площади (удельный вес);

Б - планируемая себестоимость; у у

- минимальный и максимальный объем производства плодоовощной продукции.

Ограничения и условия:

1. Сельское хозяйство I. По площадям:

1) на площади пашни:

I X хи ,<Т' , геЯ, /6^ /е/0 /е£. //'-/ 1

2) на площади многолетних культур: I X X <Г ГЕЯ, /е/^

2. По валовым сборам и производству плодоовощной продукции:

1) на валовой сбор ¡-ой культуры по различным технологиям производства:

уцг="нгхн,г 'Чу ''£/г

2) на валовой сбор ¡-ой культуры:

V. = У V.. , /е Iг \/£,ге/? /г ^ ,1г> г

3) на производство V -го вида плодоовощного сырья с \ -ой культуры:

у-г = I /€/г\/£, У6/УГ, геЯ

I 1[у

4) на производство плодов и овощей:

V., -р., х., , /е/£, 1еЬ. , геЯ 11Г Г11г иг' 1Г

5) на производство ¡-го вида плодов и

овощей: 'г

3. По соотношению поступления и использования плодоовощного сырья (в г1, используется сырье, произведенное в г):

4. По трудовым ресурсам:

г 1Г

5. По основным фондам сельскохозяйственного назначения:

6. По себестоимости продукции: г '

II. Заготовка, переработка, хранение, реализация плодоовощной продукции.

1. По реализации плодоовощной продукции по различным каналам:

К^'кг ^ 1х>кг - Кукг,

veI ,кеК,геЯ

V/-' '

2. По использованию производственных ресурсов:

X X « ,/2 , <Т'г ,

кеК /е/уг уАт >

/еуеЛ

3. По поступлению и использованию плодоовощного сырья:

= У У сг' . V • +

" уеУ^ У///Г7/УГ

8. По соотношению поступления и использования сырья для вторичной переработки:

У1Г= мЪ/мг +

9. По транспортным расходам:

10. По выделению и использованию капитальных вложений:

1) на трансформацию земельных угодий:

I X т' АТ <Кп„ те Ма

/е/^и/^Д 7 7

2) на закладку и введение новых садов:

I I т'ЛТ <К / € 1СГ геШеЬ. 11 ш ,т

3) на ввод хранилищ плодоовощной продукции:

У У т'г ДГ< Кт,т е М-,

з > > Ш 3

4) на ввод мощностей консервной промышленности:

I I <1 Л7\. +

геЛу'е/1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.¡г уг

4. По мощности консервной промышленности:

т

У /7 • V . < 7". , /еУ, ге И.

5. По трудовым ресурсам: У /7 V • <Г.

уе/ .//'- ./> ]г

6. По хранению плодоовощной продукции:

Д/ УЛ-у У 2'

7. По производству отдельных видов плодоовощной продукции:

+ X X »фг < X ^

reRjeJ1 ]Г теМ

11. По содержанию полезных веществ.

1) Энергопотребление:

+ X X е1-У]-г = А*М ге/? J Л

2) Производство плодоовощной продукции по параметрам Доктрины продовольственной безопасности России:

+ X X к.у. >0,9 геЛуеУи^ 1 ]Г

3) Витамин «С»:

^vk'vkr +

+ 11 X

I I h'/jr

= A*N

III. Критерии оптимизации: 1. Сельское хозяйство: Максимизация содержания энергии в плодоовощной продукции:

max

lClilrfXUrf

I

L \ R

N

ной моделью. Это обеспечивается наличием развитого программного обеспечения, состав и структура которых в общем случае определяется тремя главными факторами: совокупностью задач, решаемых в данной системе, характером информации и составом технической базы, на которой реализуется система. Рассмотренные методические вопроса прогнозирования развития рынка плодоовощной продукции не претендуют на полное и всеобъемлющее исследование. Считаем, что предложенные методические подходы могут быть использованы при прогнозировании развития продуктовых рынков страны. В научно-методологическом плане моделирование на рынке следует рассматривать как совокупность различных приемов, методов, способов производства, хранения, переработки и каналов перемещения плодоовощной продукции от производителя к потребителю, функционирующую на базе межотраслевого взаимодействия инфраструктурных элементов рынка, использования методов комплекса маркетинга и требующую специфического подхода к ее организации, анализу и регулированию. Это позволит проводить анализ каждой из них с различных позиций, выявлять внутренние диспропорции в межотраслевом взаимодействии, принимать необходимые меры по их устранению.

2. Заготовка, переработка, хранение, реализация плодоовощной продукции: максимизация конечной продукции плодоовощного подкомплекса:

+ X I с . у . ->тах ге/?I' ]Г

Заключение. Таким образом, одним из важных условий успешного моделирования экономических процессов является возможность проведения расчетов по переработке данных в соответствии с разработан-

Лигература:

[1] Аварский Н.Д. Актуальные вопросы развития информационно-коммуникационных и интернет технологий на аграрном рынке / Аварский Н.Д., Таран В.В. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - №4. - С. 42-50

[2] Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник / В. А. Колемаев В. Н. Калинина. - М.: КНОРУС, 2009. - 384 с.

[3] Кравченко Р.Г., Крылатых Э.Н., Милосердое В.В. и др. Экономико-математические методы в управлении сельским хозяйством в странах-членах СЭВ / Р. Г. Кравченко, Э. Н. Крылатых, В. В. Милосердое и др. - М.: Колос, 1980. - 320 с.

[4] Кручинина В.М.. Рыжкова С.М., Гасанова Х.Н. Потребительская кооперация на плодоовощном рынке России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - 2017. - № 1. - С. 47-52

[5] Магомедов А-Н.Д. Концепция развития пищевой и перерабатывающей промышленное™ Российской Федерации на период до 2020 года. / А-Н.Д. Магомедов, А.Н.Осипов С.Н.Серёгин и др./- Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2011. - 306 с. - 1000 экз.

[6] Отчет научных исследований на 2015 г. по теме: 0569-2014-0006 «Разработать модель ра вития рынка плодоовощной продукции» М: ФГБНУ ВНИИЭСХ. 2015. 186 с.

[7] Сиптиц С.О. Задача оптимизации отраслевой структуры сельского хозяйства региона / Прикладные экономически исследования, июнь 2017. - С. 57-63

[8] Сиптиц С.О. Экономико-математическая модель и методика оптимального распределения ресурсов целевых программ развития сельского хозяйства / С.О. Сиптиц. М.: Энциклопедия российских деревень, 2011. - 80 с.

[9] Таран В.В. Использование интернет-технологий в сельском хозяйстве за рубежом/ В.В.Таран, Ж.Е. Соколова, Х.Н. Гасанова // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 5. - С. 82-88.

[10] Экономико-математические методы и модели в логистике [Текст] / Б.К. Плоткин, JI.A. Делюкин: Учебное пособие.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.-96 с.

[11] Экономико-математические методы и прикладные модели [Текст] В.В. Федосеев. А.Н. Гармаш, Д.М. Даитбегов. М.: ЮНИТИ, 2001.-391 с.

[12]T.I.Gulyayeva. Investing in innovation projects in Russia's agrifood complex. T.I.Gulyayeva, T.M.Kuznetsova, J.V.Gnezdova. M.Y.Veselovsky, N.D.Avarskii. //Journal of Internet Banking and Commerce. - December, 2016. - vol. 21, no. S6. - P. 1-13.

References:

[1] Avarskij N.D. Aktual'nye voprosy razvitiya informacionno-kommunikacionnyh i internet tekhnologij na agrarnom rynke / Avarskij N.D., Taran V.V. // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2017. - №4. - S. 42-50

[2] Kolemaev V.A., Kalinina V.N. Teoriya veroyatnostej i matematicheskaya statistika: ucheb-nik / V. A. Kolemaev V. N. Kalinina. - M.: KNORUS, 2009. - 384 s.

[3] Kravchenko R.G., Krylatyh EH.N., Miloserdov V.V. i dr. EHkonomiko-matematicheskie me-tody v upravlenii sel'skim hozyajstvom v stranah-chlenah SEHV / R. G. Kravchenko, EH. N. Krylatyh. V. V. Miloserdov i dr. - M.: Kolos, 1980. - 320 s.

[4] Kruchinina V.M.. Ryzhkova S.M., Gasanova H.N. Potrebitel'skaya kooperaciya na plodo-ovoshchnom rynke Rossii // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2017. - 2017. - № 1. - S. 47-52

[5] Magomedov A-N.D. Koncepciya razvitiya pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlenno-sti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. / A-N.D. Magomedov, A.N.Osipov, S.N.Seryogin i dr./- Krasnodar: ООО «Prosveshchenie-YUg», 2011. - 306 s. - 1000 ehkz.

[6] Otchet nauchnyh issledovanij na 2015 g. po teme: 0569-2014-0006 «Razrabotat' model' razvitiya rynka plodoovoshchnoj produkcii» M: FGBNU VNIIEHSKH. 2015. 186 s.

[7] Siptic S.O. Zadacha optimizacii otraslevoj struktury sel'skogo hozyajstva regiona // Prikladnye ehkonomicheski issledovaniya. - iyun' 2017. - S. 57-63

[8] Siptic S.O. EHkonomiko-matematicheskaya model' i metodika optimal'nogo raspredele-niya resursov celevyh programm razvitiya sel'skogo hozyajstva / S.O. Siptic. - M.: EHnciklopediya rossijskih dereven', 2011. - 80 s.

[9] Taran V.V. Ispol'zovanie internet-tekhnologij v sel'skom hozyajstve za rubezhom/ V.V.Taran. ZH.E. Sokolova, H.N. Gasanova // APK: ehkonomika, upravlenie. - 2015. - № 5. - S. 82-88.

[10] EHkonomiko-matematicheskie inetody i modeli v logistike [Tekst] / B.K. Plotkin, L.A. Delyukin: Uchebnoe posobie.- SPb: Izd-vo SPbGUEHF, 2010.-96 s.

[11] EHkonomiko-matematicheskie inetody i prikladnye modeli [Tekst] V.V. Fedoseev, A.N. Garmash, D.M. Daitbegov. M.: YUNIT1, 2001.-391 s.

[12] T.I.Gulyayeva, Investing in innovation projects in Russia's agrifood complex. T.I.Gulyayeva, T.M.Kuznetsova. J.V.Gnezdova, M.Y.Veselovsky. N.D.Avarskii. // Journal of Internet Banking and Commerce. - December, 2016. - vol. 21, no. S6. - P. 1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.