Научная статья на тему 'Потенциал и параметры развития регионального рынка плодоовощной продукции'

Потенциал и параметры развития регионального рынка плодоовощной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бжедугова А. Н., Кочесокова И. Х., Ташилова З. Х.

Региональный рынок плодоовощной продукции является одной из составных частей продовольственного (аграрного) рынка Кабардино-Балкарии. Под региональным рынком плодоовощной продукции понимается многофункциональная система обменных отношений между диалектически взаимодействующими хозяйствующими субъектами, возникающих в процессе движения овощей, фруктов и продуктов их переработки от производителя к потребителю посредством товарного обращения в условиях конкуренции под воздействием законов спроса и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал и параметры развития регионального рынка плодоовощной продукции»

БЖЕДУГОВА А.Н., КОЧЕСОКОВА И.Х., ТАШИЛОВА З.Х.

ПОТЕНЦИАЛ И ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛОДООВОЩНОЙ

ПРОДУКЦИИ

Региональный рынок плодоовощной продукции является одной из составных частей продовольственного (аграрного) рынка Кабардино-Балкарии. Под региональным рынком плодоовощной продукции понимается многофункциональная система обменных отношений между диалектически взаимодействующими хозяйствующими субъектами, возникающих в процессе движения овощей, фруктов и продуктов их переработки от производителя к потребителю посредством товарного обращения в условиях конкуренции под воздействием законов спроса и предложения.

Успешное функционирование регионального рынка плодоовощной продукции связано с выполнением следующих критериев:

- удовлетворение покупательского спроса;

- обеспечение расширенного воспроизводства на основе получения достаточной прибыли от реализации;

- обеспечение плодоовощной продукцией в соответствии с принципами и нормами рационального питания;

- соотношение розничных цен, позволяющее сочетать оптимальное потребление, рациональное питание и личный бюджет потребителя;

- эффективность самообеспечения продуктами.

В процессе продвижения плодоовощной продукции от производителя к конечному потребителю д принимают участие многочисленные предприятия и организации плодоовощного подкомплекса, со- 0 вокупность которых характеризует организационно-технологическую структуру регионального пло- ^ доовощного рынка, который схематически можно представить следующим образом (рис. 1). <С>

о

I—

Рис.1. Региональный рынок плодоовощной продукции.

о

х

О

О

Неотъемлемым элементом регионального плодоовощного рынка являются его субъекты, чей состав зависит от конкретной экономической ситуации, уровня производительных сил, экономических (в том числе рыночных) отношений и других факторов. Среди основных участников регионального рынка плодоовощной продукции можно выделить следующие группы:

^сельскохозяйственные товаропроизводители;

2.предприятия по заготовке, хранению и переработке овощной продукции;

3.торговая сеть;

4.учреждения банковской системы;

5.структуры государственного и хозяйственного регулирования рыночных отношений.

Центральным субъектом регионального рынка плодоовощной продукции выступает свободный

товаропроизводитель, который сам выбирает выгодного покупателя для своей продукции, поставщика материально-технических ресурсов, выгодного кредитора, по своему усмотрению устанавливает цены с учетом сложившегося спроса и предложения.

Предприятия по заготовке, хранению и переработке овощей включают овощные базы, плодо- и овощехранилища, консервные заводы и цеха по переработке плодоовощной продукции.

Торговая сеть, как субъект регионального рынка плодоовощной продукции, представленная в дореформенный период в основном государственными магазинами и магазинами потребительской кооперации, не имела существенного значения для крупных специализированных сельскохозяйственных предприятий, так как реализация их продукции осуществлялась главным образом через заготовительные и перерабатывающие предприятия и организации. Количество продукции, реализуемой непосредственно на городских и местных рынках, было минимальным. В последние годы резко уве-П личились объемы реализации фруктов и овощей на рынках, ярмарках, а также получили широкое ¡Ё распространение такие новые каналы реализации, как бартерные сделки и прямые связи с торгующими организациями.

д В свою очередь, объектом плодоовощного рынка выступают овощи, фрукты и продукты их пере-

□ работки. При этом отношение к данному рынку продуктов переработки допустимо, если они продол-^ жают выполнять те же функциональные потребности, что и свежие овощи и фрукты-обеспечение -<> населения специфическими витаминами и другими полезными веществами.

Формирование в Кабардино-Балкарии регионального плодоовощного рынка связывалось с вве-® дением договорных цен на продукцию и возможностью реализации ее части на колхозном рынке. и Система сбыта плодоовощной продукции в условиях рынка носит сложный многоступенчатый харак-ф тер. Она включает в себя следующие стадии:

| - оптовые поставки плодоовощной продукции промежуточным потребителям-предприятиям пе-

рерабатывающей промышленности, оптовым заготовительным организациям; о „

о - оптовая реализация свежей плодоовощной продукции в розничную торговую сеть, населению

Ее через предприятия общественного питания;

ЕЕ - розничная продажа плодоовощной продукции конечным потребителям, то есть населению.

о. Каждая из перечисленных выше подсистем характеризуется значительным разнообразием орга-< низационно-технологических форм и социально-экономических типов предприятий. Так, например, ^ оптовый сбыт свежих овощей и фруктов может осуществляться через государственные заготовитель-о ные предприятия, частных посредников, сбытовые кооперативы, аукционы, ярмарки, оптовые торго-о вые центры, рынки. Многообразие каналов реализации позволяет сгладить резко выраженную сезон-^ ность в реализации плодоовощной продукции, поддерживать в течение года определенный уровень £ его предложения, не допускать монополизации в системе заготовок, снижения конкуренции, завыше-£ ния договорных и розничных цен. Выбор того или иного канала сбыта овощной продукции определяется организационно-экономическими условиями реализации, состоянием инфраструктуры, объема-^ ми реализации и конкурентоспособностью продукции.

® В условиях развитой многоуровневой системы сбыта на региональном плодоовощном рынке

>| правильность принятия экономических решений во многом определяется знанием рынка, способнос-5 тью сельскохозяйственных товаропроизводителей разбираться в тонкостях экономической конъюнк-® туры. Возрастание значимости рыночных исследований диктуется повышением хозяйственной само-2 стоятельности и экономической ответственности за результаты производства, возможностью регули-§ ровать структуру производимой плодоовощной продукции, устанавливать на нее договорные цены, <т) выбирать формы и каналы реализации.

2).

В общем виде исследование рынка состоит из нескольких взаимосвязанных направлений (рис.

Рис. 2 Основные направления исследования

регионального плодоовощного рынка.

Каждое из приведенных нами в рисунке 2 направлений в определенной ситуации может служить предметом самостоятельного исследования. Цель комплексного исследования состоит в выявлении количественных и качественных характеристик плодоовощного рынка, состава, содержания и взаимосвязи факторов, влияющих на его состояние.

Комплексное изучение регионального плодоовощного рынка начинается с анализа его общих характеристик, то есть географического положения, региональных отличий, национальных, культурных особенностей, уровня развития экономики и ее структуры.

Следующий этап исследования рынка - изучение спроса и потребления. Знание потребностей покупателя сегодня и предвидение его запросов в будущем является одним из важнейших условий функционирования любого типа рынка. Спрос отражает структуру и объем общественных потребностей и ограничен покупательной способностью населения. Анализ потребительского спроса на плодоовощную продукцию состоит из следующих этапов:

- выявление совокупности медико-биологических, демографических, социальных, экономических и прочих факторов, влияющих на его изменения;

- изучение влияния этих факторов на величину спроса;

- определение тенденций развития спроса;

- выявление потребностей, обеспеченности потребителей фруктами и овощами;

- оценка соответствия ассортимента и качества плодоовощной продукции спросу населения, изучение сезонных колебаний спроса.

Количественное определение спроса характеризуется понятиями объема рыночного спроса, емкости и насыщенности рынка.

Объем рыночного спроса зависит от объема реализованных на рынке фруктов и овощей и может быть выражен в натуральных, стоимостных и относительных величинах. Объем рыночного спроса составляет некоторую долю от емкости рынка.

Емкость рынка-показатель, демонстрирующий потенциально возможный объем сбыта плодоовощной продукции на региональном рынке в течение определенного временного отрезка, определяемый по формуле (1.1):

С = Р + К - Е + I + Д - М - Еч + I4 ( 1.1 ),

где С - емкость рынка;

П

01

г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о

а

®

ей ^

X

>

О О

О

а

о

<

>

о о

Р - национальное производство данного продукта;

К - остаток товарных запасов в хранилищах предприятий-производителей; Е - экспорт; I - импорт;

Д - снижение (М - увеличение) запасов продукции у продавцов и потребителей; Еч - косвенный экспорт; I4- косвенный импорт.

При оценке насыщенности рынка используют следующие показатели:

- коэффициент обеспеченности (соотношение объемов потребления и производства);

- уровень потребления плодоовощной продукции на душу населения;

- коэффициент удовлетворения потребностей (соотношение фактического и потенциально возможного объема потребления или соотношение фактического и рекомендуемого медицинскими нормами объема потребления фруктов и овощей);

- индекс широты ассортимента (соотношение фактического и потенциально возможного набора плодоовощных культур).

При анализе необходимо иметь в виду то что каждый конкретный покупатель сам определяет соответствие предлагаемой ему продукции своей конкретной потребности. Поэтому при исследовании регионального плодоовощного рынка товаропроизводителям необходимо тщательно изучать потребителей, их требования к качеству продукции. Это выполнимо с помощью метода сегментации.

При выборе того или иного канала реализации своей продукции учитываются особенности ценообразования на плодоовощном рынке. Функции цен многообразны, но наиболее важная из них зак-

3лючается в том, что цены служат индикатором состояния рынка и главной характеристикой его конъ-01 и и 'Т. юнктуры. Следовательно, тщательный анализ цен дает возможность сельскохозяйственным предприятиям выбрать правильную ценовую политику, которая предполагает формирование принципов це-д нообразования, определение уровня цен, прибыли и рентабельности. Оценка цен производится на 0основе показателей, характеризующих их уровень, динамику, устойчивость, вариабельность, эластич-^ ность.

-<> Любое сельскохозяйственное предприятие, выступающее на региональном плодоовощном рын-

а ке, должно придавать большое значение анализу своих слабых и сильных сторон для оценки реаль-ф ных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых оно могло бы § повысить конкурентоспособность производимых овощей и обеспечить свой успех. Исследование де-ф ятельности конкурирующих предприятий на рынке заключается в следующем:

со ^

| - выявление экономического потенциала предприятий - конкурентов;

- оценка их производственной , сбытовой деятельности , доли на рынке;

о

о - оценка ценовой политики;

Ее - анализ факторов, повышающих или понижающих конкурентоспособность;

£ - определение конкурентоспособности продукции (цена, качество, упаковка и т. д.).

а Для определения доли предприятия на рынке используют следующие соотношения: < (Объем товарной продукции предприятия) /(Общая емкость рынка);

^ (Балансовая прибыль предприятия) / (Прибыльная емкость рынка ).

з Оценка конкурентоспособности предприятия является завершающим этапом исследования рын-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ка. Общий перечень изучаемых вопросов зависит от широты проводимого исследования и может быть ^ конкретизирован в зависимости от характеристики продукции и условий рынка.

Итак, мы рассмотрели особенности формирования и функционирования регионального плодоовощного рынка, определили его структуру и показатели, а также привели основные направления исследования рынка, позволяющие сельскохозяйственным предприятиям республики успешно вести производственную и сбытовую деятельность на этом рынке.

о о сь

о ф

о

х О

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.