sbornik statej ро materialam uchastnikov mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -M., 2014. -S. 42-47.
[16]Petuhov V.D. Napravleniya vzaimodejstviya nauki i biznesa v Ros-sii//«Perspektivy i puti vzaimodejstviya nauki i biznesa v sovremennom obshchestve» sbornik nauchnyh statej po materialam uchastnikov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii. Laboratoriya prikladnyh ehkonomicheskih issledovanij imeni Kejnsa. Moskva, 2013
[17]Petuhov V.D. Specifika trebovanij, pred"yavlyaemyh к rukovodyashchim rabotni-kam./Mekhanizmy razvitiya sovremennogo obshchestva/Sbornik nauchnyh statej po mate-rialam Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Laboratoriya prikladnyh ehkonomicheskih issledovanij imeni Kejnsa. 2014. S. 69-70.__
Applied Economic Researches, SA LLC, 2017
STATE REGULATION OF MARKET RESEARCH OF AGRICULTURAL PRODUCTS OF MEMBER STATES OF THE EAEU IN THE PERIOD OF ECONOMIC TRANSFORMATION
Frolova A.A.°, Pisarcva S.L.\ Garist A.V.C, Tsyplcnkova N.V.1'
"All Russian Research Institute Agricultural Economics, researcher. Khoroshevskoe Highway 35/2. Moscow hAll Russian Research Institute Agricultural Economics. PhD. head of sector. Khoroshevskoe Highway 35/2, Moscow 'All Russian Research Institute Agricultural Economics. PhD. researcher. Khoroshevskoe Highway 35/2, Moscow ''All Russian Research Institute Agricultural Economics, researcher, Khoroshevskoe Highway 35/2. Moscow
Abstract: the article analyzes domestic and foreign (in the member States of EAEU) literature. legislative and other regulatory legal acts of States-members of the Union on issues concerning the formation and regulation of the market of scientific-technical products of the agro-industrial complex, and determined its role in the formation of a common scientific-technical policy in the member States.
The article considers the essence and content of the strategy of formation and development of the market of NTP, which should be based on the concept of development of agricultural production in the short and long term, and presents its main focus.
The article presents the main directions and methods of state regulation of market of scientific-technical products in the agricultural sector of member States of the EAEU. as well as the basic principles on which should be carried out inter-state regulation.
Consider the organization of activities of information and Advisory services in agriculture, which according to authors is an important tool of scientific support for the industry.
Keywords: government regulation, market, research products, formation, innovation. development, commercialization, EAEU._________J
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2017
Еосударственное регулирование рынка научно-технической продукции АПК государств-членов ЕАЭС в период экономических преобразований
Фролова А.А.а, Писарева JLB.", Гарист А.В.", Цыплснкова Н.В.
"ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства,
научный сотрудник, Хорошевское шоссе 35/2, Москва °ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства,
кандидат экономических наук, заведующая сектором. Хорошевское шоссе 35/2, Москва "ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства.
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник. Хорошевское шоссе 35/2, Москва ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, научный сотрудник. Хорошевское шоссе 35/2. Москва
Аннотация: в статье проанализирована отечественная и зарубежная (в государствах-IX ЕАЭС) литература, законодательные и другие нормативно-правовые акты государств-а ЕАЭС по вопросам формирования и регулирования рынка научно-технической про-ж агропромышленного комплекса, а также определена ее роль в формировании общей ргчно-технической политики в государствах Союза.
Рассмотрены сущность и содержание стратегии формирования и развития рынка I. которая должна основываться на концепции развития агропромышленного производ-на краткосрочную и долгосрочную перспективы, а также представлены ее основные на-пения.
В статье представлены основные направления и методы государственного регулиро-ния рынка научно-технической продукции в АПК государств-членов ЕАЭС, а также ос-* г:~:ые принципы на основе которых должно осуществляться межгосударственное регули-шие.
Рассмотрена организация деятельности информационно-консультационной службы в чГ'к. которая по мнению авторов является важным инструментом научного обеспечения от-
аш.
Ключевые слова: государственное регулирование, рынок, научно-техническая проекция, формирование, инновации, развитие, коммерциализация, ЕАЭС.
Основные положении:
• государственное регулирование рынка НТГ1 в период экономических преобразований должно быть направлено на эффективное использование научно-технического потенциала, повышение роли отраслевой науки в подъеме экономики агропромышленного производства, обеспечение конкурентоспособности продукции и прогрессивных преобразований в АПК государств-членов ЕАЭС;
• особое место в системе государственного регулирования рынка НТП занимает организация целенаправленной деятельности информационно-консультационной службы АПК по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении научно-технической продукции, а также передового отечественного и зарубежного опыта;
• необходимы разработка и принятие межгосударственных федеральных и региональных законов, других нормативных документов, которые определят отношение Союза к развитию рынка НТП в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в научно-техническую деятельность;
• успешному развитию рынка НТП АПК ЕАЭС будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить развитие агропромышленного комплекса этих государств.
Введение, Современные экономиче- (далее, рынок НТП) в аграрной сфере должна лежать научно-техническая политика государства (в данном случае государств-членов ЕАЭС), необходимость которой в современных условиях значительно возрастает.
На основе сформированной научно-технической политики должна определяться и стратегия формирования и развития рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов
ские теории развития общества базируются как известно, на принципах минимального вмешательства государства в функционирование всей хозяйственной системы, основанной на частной собственности и на средства производства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что при обосновании стратегии формирования и развития рынка научно-технической продукции
ЕАЭС, ее основные цели, задачи и механизм поддержки научно-технических программ и проектов.
Таким образом, государственное регулирование рынка НТП в период экономических преобразований должно быть направлено на эффективное использование научно-технического потенциала, повышение роли отраслевой науки в подъеме экономики агропромышленного производства, обеспечение конкурентоспособности продукции и прогрессивных преобразований в АПК государств-членов ЕАЭС.
Методы. Методологическую основу исследования составил обзор, анализ и обобщение отечественной и зарубежной (в государствах-членах ЕАЭС) литературы, а также законодательных и других норматив-но-правовых актов Союзных стран по вопросам регулирование рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса и определение ее роли в формировании общей научно-технической политики в государствах-членах ЕАЭС.
В качестве основных методов исследования были использованы системный и логический подходы, метод теоретического познания, в качестве дополнительных: исторический и метод научной абстракции.
Результаты. К основным результатам проведенного исследования можно отнести авторский обзор и трактовку отечественной и зарубежной (в государствах-членах ЕАЭС) литературы, законодательных и других нормативно-правовых актов стран ЕАЭС по вопросам государственного формирования и регулирование рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса, а также определение ее роли в формировании общей научно-технической политики в государствах-членах ЕАЭС.
По результатам проведенного исследования рассмотрены сущность и содержание стратегии формирования и развития рынка НТП, которая по мнению авторов должна основываться на концепции развития агропромышленного производства на краткосрочную и долгосрочную перспективы, и представлены ее основные направления.
В статье представлены основные направления и методы государственного регулирования рынка научно-технической про-
дукции в АПК государств-членов ЕАЭС, также основные принципы, на основе которых должно осуществляться межгосударственное регулирование.
Обсуждение. Научно-техническая политика государств-членов ЕАЭС представляет собой совокупность конкретных мероприятий по установлению приоритетных направлений развития АПК, разработка и осуществление которых воздействует на ускоренное развитие отрасли. По мере развития производительных сил и перехода аграрного производства к новым экономическим отношениям роль государственной на-учно-технической политики значительно возрастает. При этом ее социальное содержание заключается в активизации использования научно-технической продукции и постоянного формирования аграрной экономики инновационного типа.
Государственная стратегия формирования и развития рынка научно-технической продукции должна основываться на концепции развития агропромышленного производства на ближайшую и более отдаленную перспективу. Ее основными направлениями являются: активизация научно-технической деятельности и формирование на этой основе эффективного агропромышленного производства; материально-техническое обеспечение отрасли; экологизация сельского хозяйства; совершенствование экономических и земельных отношений, рационализация структуры производства и управления, а также осуществление социальной политики, способствующей созданию достойных условий жизнеобеспечения для населения сельских территорий. Поэтапная реализация осуществления указанных стратегических направлений развития АПК позволит не только восстановить агропромышленное производство и обеспечить продовольственную независимость стран, но и постепенно сформировать возможности для выхода государств-членов ЕАЭС в качестве устойчивого экспортера сельскохозяйственной продукции на мировой рынок.
Развитие рынка научно-технической продукции направлено на создание условий для ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях АПК стран-членов ЕАЭС, заключающегося в постоянном техниче-
и организационно-технологическом тении агропромышленного производ-повышении производительности груда эффективности. Главными задачами на-технологической политики в АПК на йшие годы остаются преодоление сис-го кризиса, мобилизация возможностей о-технического потенциала отрасли технического и технологического пере-ужения сельскохозяйственного произ-;тва стран-членов ЕАЭС.
Следует отметить, что в период про-ния аграрных экономических преобразо-и в странах ЕАЭС численность работни-занятых в аграрной науке, сократилось треть, значительно ухудшилось состояние -ериально-технической базы научных ор-нзаций, сократились объемы финансиро-науки и уровень заработной платы на-ых работников. В этих условиях научные ■сганизации вынуждены основные усилия равлять на выживание и максимальное : хранение имеющегося научно-
-ечнического потенциала. Все это в значительной мере связано с недооценкой роли i/рарной науки в агропромышленном ком--.тексе и практически полным отсутствием тынка научной продукции по основным на-равлениям ее реализации. В связи с этим приоритетом должна стать государственная >ддержка фундаментальных исследований, i также четкое определение - какие направ-:ения прикладных исследований необходимо поддерживать в современных условиях, с ориентацией на обязательную реализацию их результатов в конечном товарном продукте.
Одним из основных механизмов соединения аграрной науки с сельскохозяйственным производством должны выступать межгосударственные целевые программы МФЦ), в большинстве из которых необходимо присутствие специальных разделов по рынку научно-технической продукции.
Межгосударственная научно-
технологическая полигика в АПК должна формироваться Межгосударственным комитетом по сельскому хозяйству и утверждаться на межправительственной комиссии государств-членов ЕАЭС как составная часть программы развития агропромышленного комплекса этих стран.
Приоритеты развития рынка научно-технической продукции АПК государств-членов ЕАЭС, прежде всего, связаны с деятельностью науки и освоением научных разработок в производстве, с организацией и совершенствованием научной деятельности на различных уровнях управления и формированием специального организационно-экономического механизма ее развития.
Основными направлениями государственного регулирования рынка научно-технической продукции в АПК стран-членов ЕАЭС в настоящее время являются:
- формирование отраслевого рынка научно-технической продукции, функционирующего на основе единой научно-технологической полигики государств;
- активизация деятельности аграрной науки по проведению фундаментальных и прикладных исследований;
- нормативно-правовое обеспечение рынка научно-технической продукции, защита объектов интеллектуальной собственности и введение их в хозяйственный оборот;
- всемерное ускорение освоения в производстве достижений науки, техники и передового опыта;
- развитие рыночной инфраструктуры, системы сертификации и продвижения науч-но-технических разработок, подготовки и переподготовки кадров;
- развитие и совершенствование информационно-консультационной деятельности на межгосударственном уровне;
- государственная поддержка сельскохозяйственных производителей с целью восстановления их платежеспособности и возможности использования научно-технических достижений;
- совершенствование конкурсной системы экспертизы и отбора научно-технических проектов и программ с целью их реализации в агропромышленном производстве;
- формирование экономического механизма управления и стимулирования научно-технической деятельности в АПК на всех уровнях;
- реформирование собственности и развитие предпринимательства в научно-технической деятельности;
- подготовка кадров высокой квалификации для государств-членов ЕАЭС в соответствии с их специализацией;
- выход государств-членов ЕАЭС на мировые рынки научно-технической продукции АПК.
Формирование и развитие рынка научно-технической продукции должно осуществляться на основе межгосударственного регулирования при соблюдении следующих основных принципов:
- признания на всех уровнях (от правительства до конкретного товаропроизводителя) приоритетности развития научно-технической деятельности как основы эффективного функционирования АПК;
- научной обоснованности всех решений и практических действий по развитию рынка научной продукции на межгосударственном уровне;
интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности в ходе развития рынка НТП в АПК;
- ориентации на четкую организованность развития рынка научно-технической продукции и ее высокую результативность в аграрном производстве государств-членов ЕАЭС.
Последовательное соблюдение указанных принципов и комплексность развития рынка научно-технической продукции по самым различным направлениям будет способствовать усиленной реализации межгосударственной научно-технологической политики в АПК государств содружества, что обеспечит стабилизацию и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС.
По своей сущности и характеру методы государственного регулирования рынка научно-технической продукции могут быть самыми разными, но их совокупность преследует одну цель - создание на всех уровнях АПК (от межгосударственного до конкретного предприятия) максимально благоприятных условий для успешной и эффективной научно-технической деятельности - от создания научной продукции до ее освоения непосредственно в агропромышленном производстве, сделав ее при этом максимально доступной. Поскольку таких методов достаточно много, их можно классифицировать (в
основном по функциональному признаку) на организационные, экономические, законодательно-правовые и социально-психологические.
К организационным методам государственного регулирования рынка НТП следует отнести создание четкой организационно-управляемой системы, в которой каждый ее элемент будет наделен специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей стратегии.
При этом возникает необходимость формирования и развития научно-технологической инфраструктуры в виде самых различных формирований: научных, научно-технических и научно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных объединений и систем, специализированных формирований по производству наукоемкой продукции. При этом важное значение имеет определенная четкость организационного механизма от планирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок по наиболее приоритетным направлениям (с учетом спроса на научную продукцию) до завершающего этапа освоения их в производстве.
Постоянная творческая связь исследователей с товаропроизводителями позволит разработать такие планы создания научно-технической продукции, которые будут полностью соответствовать потребностям производства. Применительно к каждому научному учреждению, ведущему исследования по аграрной тематике, следует формировать собственную структуру научно-технологического процесса, состоящую из ряда отдельных систем: информационной, экспертно-методологической, финансово-экономической, сертификации и патентования, развития предпринимательства и реализации научно-технической продукции.
Особое место в системе государственного регулирования рынка НТП занимает организация целенаправленной деятельности информационно-консультационной службы АПК по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении научно-технической продукции, а также передового отечественного и зарубежного
Информационно-консультационная за является важным инструментом ической реализации научного обеспе-отрасли. способствует оперативному лтьзованию достижений науки и техники "остоянному технико-технологическому -явлению агропромышленного производ-Создавая информационно-
с:-:;ультационную службу и поддерживая государство решает задачу управления 5д;-чно-технологическим развитием АПК. г гла сельскохозяйственные товаропроизво-
дители не только получают информацию, но и используют ее в освоении достижений науки в производстве.
Проанализировав ситуацию, складывающуюся в государствах- членах ЕАЭС в сфере организации информационно-консультационного обеспечения АПК. необходимо отметить, что актуальность этой задачи высока для всех без исключения стран, и все они занимаются ее решением, однако уровень развития существенно различается (табл. 1).
Таблица 1. Системы сельскохозяйственного консультирования в странах-членах ЕАЭС
1 Государство-член ЕАЭС Система сельскохозяйственного консультирования Особенности функционирования
Российская Федерация Трехуровневая Нет четкого статуса и гарантированной государственной поддержки этого направления на федеральном уровне
Республика Беларусь Отсутствует Имеются все благоприятные условия для ее создания
Республика Казахстан Американская модель (система Extension) Больше ориентирована на групповые и массовые методы работы с использованием сети Интернет
Республика Киргизия Скандинавская модель Консультационные структуры создаются и управляются фермерами
Республика Армения Двухуровневая система Организационно-правовая форма центров - коммерческие организации в виде закрытых акционерных обществ.
Имеется достаточно много общего, в том числе точки соприкосновения интересов в области направлений деятельности, форм и методов работы, большой потенциал обмена информационными ресурсами, перспективы проведения совместных обучающих и демонстрационных мероприятий.
В условиях капитализма большое значение в развитии рынка НТП оказывают экономические методы государственного регулирования. К ним относятся: создание экономических условий для реализации на-учно-технических программ и проектов, государственное финансирование научной деятельности, широкое привлечение инвестиций в аграрную сферу, стимулирование развития предпринимательства и коммерциализации научных проектов.
Не меньшее значение для развития рынка НТП в АПК имеют финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий, повышение их платежеспособности, возможности приобретения научных разработок и выделения ресурсов, необходимых для их освоения.
Успешная реализация научно-технологической политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих научно-техническую деятельность в АПК. Необходимы разработка и принятие межгосударственных федеральных и региональных законов, других нормативных документов, которые определят отношение экономического союза к развитию рынка НТП в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры
государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в научно-техническую деятельность.
Обеспечение развития рынка НТП в АПК требует выполнения ряда социально-психологических условий. Это, прежде всего, понимание обществом (в частности, правительством каждой страны и всеми товаропроизводителями) значения и роли рынка НТП в АПК. как одного из важнейших факторов экономического развития отрасли. Поэтому перед экономическим союзом стоит задача формирования активного интереса к рынку НТП, прежде всего, у сельскохозяйственных производителей, чему будут способствовать четко организованная информация и пропаганда передового опыта, достижений стран экономического союза, а также мировой науки.
Для эффективного развития рынка НТП агропромышленного комплекса экономического союза важное социальное значение имеет его кадровое обеспечение. Современному аграрному производству необходимы специалисты и руководители предприятий, которые в совершенстве знают технологические особенности производства и могут успешно осуществлять свою деятельность в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса. Для этого необходимо улучшить подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам информационно-биотехнологического сельского хозяйства, точного (прецизионного) земледелия, ресурсосбережения в растениеводстве и животноводстве, технической модернизации и оборудования нового поколения. Это потребует определенного пересмотра учебных программ подготовки специалистов с выделением специального раздела по наукоемким биоиндустриальным системам.
Не менее важным является проявление интереса непосредственных создателей научно-технической продукции к ее ускоренному освоению в производстве госу-дарств-членов ЕАЭС. В связи с этим ее создание должно соответствующим образом оформляться, охраняться и стимулироваться.
Большое значение для формирования и развития рынка научно-технической продукции в агропромышленном комплексе стран содружества должна иметь деятельность различных внедренческих формирова-
ний, для которых характерны принципиал ные отличия как по структуре, функция* так и особенностям функционирования. П успешная деятельность будет в значительно мере зависеть от современной разработ основополагающих нормативных актов, гулирующих их организацию и функциош рование. Такие законодательные документ должны быть приняты как на межгосударст-1 венном, так и на федеральном уровнях. В ча стности, необходимо принятие «Стратегии формирования и развития рынка НТП агрс промышленного комплекса государств-1 членов ЕАЭС на период до 2030г.». На уровне государств, применительно к местным условиям должны быть разработаны законодательные акты по развитию рынка научно-технической продукции в АПК каждого государства.
Успешному развитию рынка НТП АПК ЕАЭС будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить развитие агропромышленного комплекса этих государств. Это важно осуществлять как путем определенной поддержки инвесторов на межгосударственном уровне, так и на основе организации временных коллективов для реализации конкретных крупных научно-технических проектов.
Эффективны и другие меры стимулирования данного вида деятельности: принятие налоговых и иных льгот для субъектов, осуществляющих внедрение научно-технической продукции, совершенствование амортизационной политики с целью обеспечения возможности предприятиям и организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций, развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и т.п.
Заключение. Перечисленные методы и меры государственного регулирования рынка НТП АПК государств-членов ЕАЭС, несомненно, не исчерпывают всего возможного их многообразия. В ходе формирования и развития рынка НТП АПК и, особенно в результате взаимодействия научных сотрудников с коллегами других государств ЕАЭС, методы государственного регулирования этого рынка в отрасли, в зависимости от ее развития,будут постоянно меняться и совершенствоваться.
Литература:
^ ] И.Г. Ушачев, И.Т.Трубилина, Е.С.Оглоблина, И.С.Санду Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России/М.: КолосС,2007.-636с.
|2] Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года» (принято Решением Высшего Евразийского Совета 16 октября 2015 г. № 28).
(;] Концептуальные подходы к разработке Стратегии устойчивого развития экономики Рос-. до 2030 г. http://viperson.ru/articles/kontseptualnye-podhody-k-razrabotke-strategii-_Moychivogo-razvitiya-ekonomiki-rossii-do-2030-g
References:
] l.G. Ushachev, I.T.Trubilina, E.S.Ogloblina, I.S.Sandu Innovacionnaya deyatel'nost' v -.rarnotn sektore ehkonomiki Rossii/M.: KolosS,2007.-636s.
[1] Osnovnye napravleniya ehkonomicheskogo razvitiya EAEHS do 2030 goda» (prinyato Resheniem Vysshego Evrazijskogo Soveta 16 oktyabrya 2015 g. № 28).
[5] Konceptual'nye podhody k razrabotke Strategii ustojchivogo razvitiya ehkonomiki Rossii do " >30 g. http://viperson.ai/articIes/kontseptualnye-podhody-k-razrabotke-strategii-ustoychivogo--azvitiya-ekonomiki-rossii-do-2030-g_
Applied Economic Researches, SA LLC, 2017
THE ORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE MARKET OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTION IN RUSSIA
AND THE EAEU
Arzhantscv S.A.", Pisarcv S.L.\ Davydova Y.E.', Gerasimcnko O.A.''
III Russian Research Institute Agricultural Economics, PhD. head of sector, Khoroshevskoe Highway 35/2, Moscow .ill Russian Research Institute Agricultural Economics, PhD. researcher, Khoroshevskoe Highway 35/2, Moscow 'Statistics and auditing of MGIMO (University) MFA Russia, PhD, lecturer in accounting, Prospekt Vernadskogo. 76. Moscow J.lll Russian Research Institute Agricultural Economics. PhD. researcher. Khoroshevskoe Highway 35/2. Moscow
Abstract: the article analyses the modern looks and features of the concept of the market of scientific-technical products as a separate segment of the commodity market, and also highlighted a number of its most important features. Comparative analysis of methodical approaches and principles of formation, functioning and development of the market of scientific and technical production n Russia and in the member States of the EAEU, as well as some issues of reproduction and com--nercialization of scientific-technical products, according to internationally accepted norms and national interests of the member States of the EAEU.
Keywords: market, research products, formation, innovation, development, commercialization, EAEU._
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2017
Теоретические аспекты становления рынка научно-технической продукции
в России и ЕАЭС
Аржанцсв С.А.", Писарев СЛ.0, Давыдова Я.Е.", Герасименко O.A."
"ФГИНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства.
к.э.н.. заведующий сектором, Хорошевское шоссе 35/2. Москва "ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства.
к.э.н.. заведующий сектором, Хорошевское шоссе 35/2, Москва "МГИМО (У) МИД России, к.э.н., старший преподаватель кафедры учета, статистики и аудита.
Проспект Вернадского, 76, Москва ' Ф1ЪНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, к.э.н., научный сотрудник, Хорошевское шоссе 35/2, Москва