Благодарности. Исследование вы- ГЗ АААА-А18-118031490074-2. полнено в соответствии с тематикой
Литература:
Бондаренко Т.Г. Концепция формирования и развития рынка научно-технической иро-кции агропромышленного комплекса государств-членов Евразийского экономического . юза/ Т.Г. Бондаренко. Л.В. Писарева, С.А. Аржанцев, А.Р. Кулов, СЛ. Писарев, А.Фролова, Е.В. Колязина, Н.А.Цыпленкова -Москва: Изд-во ФГБНУ ВНИИЭСХ, 201 T.II 2с.
2] Колязина Е.В., Цыпленкова Н.В. Совершенствование ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы // Экономика сельского хозяйства России-2018.-№9.
I?] Нечаев В.П., Аржанцев С.А. Концепция развития сельскохозяйственной технологической платформы стран-членов ЕАЭС// Экономика сельского хозяйства России-2018.-№7.-С85-92.
- Нечаев В.П., Бондаренко Т.Г. Совершенствование государственной поддержки развития .. льскохозяйственной технологической платформы стран ЕАЭС // Экономика сельского хо-йства России-2018.-№ 1 .-С91 -98.
References:
; Bondarenko T. G. THE CONCEPT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF MARKET RESEARCH OF AGRICULTURAL PRODUCTS OF MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION/ T. G. Bondarenko, L. V. Pisarev, A. S. Arzhantsev, A. R„ Kulov, S. L. ? sarev, A. A. Frolov, E. V. Kaliazina, N..Tsyplenkova MOSCOW: PUBLISHING HOUSE OF
MS VNIIESH, 2017,- 112p. [2] Kalasina E. V. Tsyplenkova. N. In. IMPROVING RESOURCE PROVISION EURASIA-TION F AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM // ECONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA-2018.- №9.
3] Nechaev V. I., Arzhantsev S. A. THE CONCEPT OF DEVELOPMENT AGRICULTURAL TECHNOLOGICAL TION OF THE PLATFORM MEMBER COUNTRIES OF THE EAEU// £ ;ONOMICS OF AGRICULTURE OF RUSSIA-2018.- №7,- P85-92.
-i Nechayev V. I., Bondarenko T. G. IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TECHNOLOGY PLATFORM OF THE EAEU И ECONOMICS F AGRICULTURE OF RUSSIA-2018.-№1,- P91-98.
>31: 10.33049/11.062818.4
Applied Economic Researches. SA LLC, 2018
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF FUNCTIONING
OF THE MARKET OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTS IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE EAEU MEMBER STATES
Nechaev V.I.o), Pisareva L.V.i)
1 Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, doctor of Economic Sciences. Professor, head of Department,
Moscow, Russia
Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, PhD in economics, head of sector, Moscow, Russia
b)
Abstract: the relevance of the research topic due to the acceleration of the integration pro-.oses in the agrarian sector of the countries of the Eurasian economic Union (hereinafter EAEU, tr-e Union), and also necessity of formation and development of the common market agricultural < entitle and technical products of the countries of the Union.
Thus, the purpose of this study was to develop the main directions of improving the organizational and economic mechanism of the market of scientific and technical products (hereinafter, the market of NTP) in the EAEU member States.
The main results of the study is the author's generalization of the views of leading domestic scientists on the development of the organizational and economic mechanism of the NTP market.
Keywords: Eurasian economic union, organizational and economic mechanism, market of scientific and technical products, improvement, innovation.
УДК 330
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС
Нечаев В.И.а), Писарева Л.В.б)
ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», д.эл.. профессор.
заведующий отделом. Хорошевское шоссе 35/2. Москва ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -
Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», кандидат экономических наук, заведующая сектором, Хорошевское шоссе 35/2. Москва
Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена ускорением интеграционных процессов, происходящих в аграрной сфере стран Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС, Союз), а также необходимостью формирования и развития общего рынка аграрной научно-технической продукции стран Союза.
Таким образом, целью настоящего исследования явилась разработка основных направлений совершенствования организационно-экономического механизма функционирования рынка научно-технической продукции (далее, рынка НТП) в государствах-членах ЕАЭС.
Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных ученых по вопросам развития организационно-экономического механизма рынка НТП.
По результатам проведенного исследования: представлено авторское определение рынка НТП; рассмотрены принципы формирования организационно-экономического механизма функционирования рынка НТП, включающего нормативно-правовые, финансово-экономические и организационные инструменты; представлены приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма рынка НТП стран ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, организационно-экономический механизм, рынок научно-технической продукции, совершенствование, инновации._
Основные положения:
• рынок научно-технической продукции стран ЕАЭС представляет собой набор разрозненных элементов, в которых нет системного взаимодействия и согласия, поскольку, если рассматривать отдельно (вне) Союза каждую страну, в них также нет сформировавшегося рынка научно-технической продукции;
• причинами медленного инновационного развития отрасли в странах ЕАЭС являются: слабый спрос сельхозтоваропроизводителей на научно-техническую продукцию, отсутствие посреднических структур между наукой и производством, а также слабое финансирование аграрной науки со стороны государства.
Введение. В настоящее время разви- экономическими санкциями запада и обеспе-тию и углублению связей между странами чением продовольственной безопасности ЕАЭС уделяется особое внимание в связи с стран Союза. Поэтому развитие рынка НТП
■ условиях ограниченных ресурсов стран Е \ЭС является одной из ключевых задач, в _елях увеличения объемов производства ггюдовольствия и повышения его качества.
Формирование и развитие рынка на-^но-технической продукции стран Союза г г^дполагает способность его быстро реаги-
- вать на изменения внутренних и внешних факторов, его адекватную реакцию на снижение (или повышение) спроса и предложе-ь-'.я продукции. Поэтому доведение инфор-1 ации по разрабатываемым и внедренным в гтюнзводство новым технологиям, техническим средствам и селекционным достижениям является основным «движителем» разви-тая рынка НТП АПК. А основой его развития является степень доступности новшеств, рдя аграрных товаропроизводителей всех :• рм собственности и хозяйствования в ЕА-ЭС. что в свою очередь, отразится на суще--зенном повышении производительности -г;.да в отрасли.
Методы. При проведении исследования применялись следующие методы: монографический, экономико-статистический, i-'ч. фактно-логический. Эмпирической базой s . следования послужили данные Федераль-н й службы государственной статистики ггган Союза.
Результаты. Основными результата-L проведенного исследования является ав-
- гское обобщение взглядов ведущих отечественных ученых по вопросам эффективного с чкционирования организационно-м : номического механизма рынка НТП.
По результатам проведенного исследования: представлено авторское определе-s г рынка НТП; рассмотрены принципы с», гмирования организационно-
вс номического механизма функционирова-рынка НТП, включающего нормативно-ггт-зовые, финансово-экономические и орга-я -аионные инструменты; представлены вгиоритетные направления совершенствова-И-- организационно-экономического меха-зма рынка НТП стран ЕАЭС.
Обсуждение. Рынок научно-пческой продукции (далее, НТП) - это есеокупность объектов интеллектуальной чггвенности, агентов рынка, правовых ме-jmob и информационных средств, с пояс .дъю которых формируется спрос и пред-
ложение, уровень цен на объекты интеллектуальной собственности, по которым и осуществляются акты их купли продажи. Такое определение наиболее полно отражает экономическую сущность и содержание рынка НТП. не только как совокупности объектов интеллектуальной собственности, но и как определенной организационной системы, включающей агентов рынка (научные организации), законодательно-административные органы управления и информационно-маркетинговые фирмы, обеспечивающие свободное движение НТП на аграрном рынке.
В настоящее время рынок НТП аграрного сектора, как в России, так и в остальных странах Союза, практически не развит, хотя и существуют определенные научные заделы. Для его развития необходимо совершенствование организационно-экономического механизма, как совокупности межгосударственных организационно-экономических структур, формирующих спрос и предложение на рынке, а также уровней управления, включающие нормативно-правовые, финансово-экономические и организационные отношения, обеспечивающие научно-технический прогресс в аграрном секторе экономики стран ЕАЭС.
Следует отметить, что механизм управления является составной частью организационно-экономического механизма и представляет собой ту его подсистему, которая связана с деятельностью органов управления, посредством реализации методов и инструментов воздействия на рыночные процессы на основе принципов согласования интересов между участниками рынка. Совершенствование механизма управления рынком НТП в настоящее время связано с цифровизацией сельского хозяйства, объем которого стремительно растет. Так, только в России, охват интернетом сельскохозяйственных организаций (по данным двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг.)[4] за 10 лет увеличился в 5 раз. Предполагается, что цифровизация затронет все существующие рынки, в том числе и научно-технической продукции, так как все они будут иметь сетевую природу.
Основными принципами
формирования и функционирования единого рынка научно-технической продукции
должны стать:
развитие и совместное использование инновационной
инфраструктуры, внедрение новых форм взаимодействия государств, субъектов научно-технической и инновационной деятельности и предпринимательского сектора, развитие инвестиционных инструментов, опирающихся на механизмы государственно-частного партнерства при коммерциализации результатов
инновационной деятельности;
- формирование и развитие системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества, увеличение «человеческого» капитала и подготовка кадров современных руководителей и активных участников инновационных программ и проектов, стимулирование предпринимательской активности и формирование современной инфраструктуры участников инновационного процесса;
формирование организационно-экономического механизма
функционирования рынка, включающего принципы:
плановости - означает, что рынок НТП должен формироваться на основе прогнозов и индикативного планирования НИОКР. Только они могут дать необходимую информацию для принятия соответствующих решений и позволят предусмотреть негативные последствия;
целенаправленности - соответствие организационно-экономического механизма целям функционирования и развития рынка НТП;
специализации - играет важную роль при формировании рынка НТП, его соответствие природным и экономическим условиям страны, региона;
оптимальности - означает, что при разработке организационно-экономического механизма формирования рынка НТП выходные показатели должны быть оптимальны, то есть прочно увязаны с теми элементами организационной структуры, на взаимодействие с которыми они рассчитаны;
согласованности - учета интересов всех субъектов организационно-
экономического механизма
функционирования рынка НТП;
содействия развитию
предпринимательства в научно-технической сфере стран-членов ЕАЭС.
Остановимся более подробно на организационно-экономическом механизме. Его основу составляют: организационный блок, представляющий собой совокупность взаимосвязанных юридических лиц, различных организационно-правовых форм, а так же физических лиц, осуществляющих деятельность на рынке НТП; финансово-экономический блок, который представляет собой совокупность инструментов (ценообразования, налогообложения, финансирования, кредитования), на основе которых формируется оптимальный уровень цен на научно-техническую продукцию и осуществляются акты ее купли-продажи; инструменты нормативно-правового характера.
В свою очередь, к основным подсистемам рынка НТП можно отнести следующие: земля и землепользование, растениеводство, животноводство, механизация и электрификация, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; сводный блок - экономика, организация, управление и право. Каждой из указанных подсистем полученной НТП соответствуют свои конкретные науки, занимающиеся производством и накоплением знаний для эффективного использования земли, возделывания сельскохозяйственных культур, производства животноводческой продукции, механизации, переработки, развития экономики и совершенствования организации, как отдельных производственных процессов, так и всего аграрного сектора. На стыке отдельных блоков появляются новые науки, без которых невозможно вести исследования и накапливать новые знания по более эффективному использованию генетического потенциала растений и животных. К таким наукам относятся биотехнология, генная инженерия, цифровая экономика, применение мембранных и экс-трузионных процессов в перерабатывающей промышленности и других перспективных направлений.
К инструментам нормативно-правового характера следует отнести: Федеральные законы. Федеральные целевые программы и законопроекты стран Союза. Применительно к России такими законопроекта-
уи являются: «О научной. научно-
- .хнической, инновационной деятельности в Российской Федерации», «О семеноводстве», ♦О племенном животноводстве», «О ветеринарии», «О генетических ресурсах растений», «Об органической продукции». Кроме
- го. к этому блоку относятся все решения Консул ьтативного комитета по АПК и Де-
.ртамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.
К финансово-экономическим методам воздействия можно отнести следующие: бюджетное финансирование (согласно решениям ЕЭК), кредитование инновационных проектов, страхование рисков (при венчурном финансировании проектов), лизинг, льготное налогообложение, ценообразование. таможенно-тарифное регулирование, поддержка семеноводства и племенной работы и ряд других.
Организационными методами (инструментами) механизма, на наш взгляд, является следующие: развитие научно-технической кооперации, лицензирование, ереподготовка кадров, развитие информационно-маркетинговых структур, интеграция •бразования и науки.
Исходя из международного опыта, наиболее распространенной и эффективной гормой кооперации в научно-технической ,;<ере является создание совместных научно-исследовательских структур. В развитие это-го направления принята Рекомендация Коллегии ЕЭК (от 19.02.2013) №3 «О необходимости подготовки порядка разработки и реа-тизации межгосударственных программ в -лмках единого экономического пространства».
Также, решением Коллегии ЕЭК от 8 июля 2015г. №14 в качестве перспективных НИОКР в сфере агропромышленного комплекса до 2020 г. выделено 14 направлений т создания селекционного материала сельскохозяйственных культур до разработки -¡одели формирования сельскохозяйственных кластеров в рамках ЕАЭС.
Инструменты организационно-
-кономического механизма напрямую связаны с реализацией целей и задач, представленных в программах и стратегиях развития агропромышленного комплекса каждой
страны ЕАЭС. Такие документы разработаны и приняты во всех странах Союза.
Так, в Кыргызской республике в Стратегии устойчивого развития на 2018-2040 гг. предусматривается использовать свои географические и климатические преимущества и стать ведущим поставщиком высококачественной экологически чистой, горной продукции сельского хозяйства [10].
Стратегическая цель Армении - превращение страны в главный инновационный центр Евразийского экономического союза. Для этого требуется повысить долю расходов на науку в ВВП с 1 до 5%, образования -с 3 до 10%, информационных технологий - с 0,5 до 15% при значительном развитии управленческих технологий, биотехнологий, технологий освоения недр и водных ресурсов [6].
Казахстан в своих программах, при разработке технологий производства сельскохозяйственной продукции, намерен учитывать огромное разнообразие почвенно-климатических условий региона [7].
В Республике Беларусь стратегическим направлением является развитие научно-технического потенциала. Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению финансирования исследований и разработок. Так, если отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к валовому внутреннему продукту в 2008 году достигало 0,74 процента, то в 2015 году только 0,25 процента. Тем не менее, в последние годы аграрный комплекс страны неуклонно развивался, в результате чего обеспечена устойчивая продовольственная безопасность страны и наращивается экспорт продукции на зарубежные рынки [8].
В Российской Федерации ситуация, складывающаяся на рынке научно-технической продукции неоднозначна. Исследованиями установлено, что причинами медленного инновационного развития отрасли в России являются: слабый спрос сельхозтоваропроизводителей на новшества, отсутствие посреднических структур между наукой и производством, а также слабое финансирование научно-технической деятельности со стороны государства.
Доля государственных затрат на аграрную науку в добавленной стоимости со-
ставляет 0.37%. В развитых странах этот показатель в 7-10 раз выше. Итоги сельскохозяйственной переписи 2016г. показывают, что передовыми технологиями пользуются не более 10% хозяйств (капельное орошение, система индивидуального кормления скота, точное земледелие, биологические методы защиты растений др.) [4]. Но это в основном зарубежные технологии. Уровень отечественных технологий не высок: за 10 лет (2005-2015гг.) импорт технологий составил 300 млн долл. США, экспорт - 5,9 млн долларов. Основная проблема аграрной науки в России - ее слабая практическая направленность. Только 37% из завершенных работ имеет патент и только около 6% лицензионный договор на его использование [11].
В условиях межгосударственной интеграции стран Евразийского экономического союза формирование единого рынка научно-технической продукции в целом и в агропромышленном комплексе, в частности, требует комплекса экономических мер и инструментов, обеспечивающих расширение использования технологических, маркетинговых, организационных и других видов инноваций. И одним из ключевых элементов экономического механизма функционирования рынка НТП выступает государственная поддержка, посредством которой возможно достижение относительного равновесия между спросом (через субсидирование товаропроизводителей) и предложением (посредством госзаказа, регулированием цены на НТП и др.) на научно-техническую продукцию.
Перспективным направлением является формирование системы экономических льгот для сельхозтоваропроизводителей, которые закупают элитные семена в НИИ, входящих в кооперативные объединения или ассоциации государств ЕАЭС. Одним из таких инструментов может быть принятие совместной программы ЕЭК о минимизации валютных рисков, выделении земельных участков для адаптации сельскохозяйственных культур к различным природно-климатическим условиям, которые необходимо освободить от налогообложения на недвижимость. Такой механизм используется в Канаде, как для резидентов, так и для нерезидентов, использующих инновационные технологии различных стран [12].
Основными приоритетами по совершенствованию экономического блока функционирования рынка НТП можно назвать следующие:
- создание единого межгосударственного финансового фонда с целью субсидирования части процентных ставок по кредитам, получаемым на приобретение и внедрение НТП в производство:
- стимулирование спроса на НТП на основе комплекса ценовых (скидки, бонусы и др.), финансовых (отсрочка платежа, рассрочка на длительный период, лизинг), кредитных (субсидирование процентных ставок), технических (техобслуживание и ремонт) и других услуг; использование механизма государственно-частного партнерства с целью продвижения передовых аграрных технологий.
В свою очередь, на стимулирование спроса на научно-техническую продукцию влияют следующие обстоятельства:
- обеспечение устойчивости аграрного производства;
- выход на новые рынки или их расширение;
- повышение качества продукции;
- расширение ассортимента;
- снижение затрат на производство;
- адаптация к изменяющимся климатическим условиям;
- равный доступ к субсидиям различным категориям хозяйств государств-членов ЕАЭС;
- применение института инновационного патента, который имеет более короткий период действия (более чем в двое от стандартного). Значительно снижаются расходы, как для разработчика, так и для товаропроизводителя, что оказывает положительное влияние на ускоренное внедрение в производство НТП с учетом интересов всех участников;
- использование национальных валют при взаимной торговле НТП между государствами союза.
К основным приоритетам организационного блока функционирования рынка НТП государств-членов ЕАЭС следует отнести: создание единого центра под патронажем ЕЭК по координации НИОКР и внедрению их в производство; индикативное пла-
•нрование и координация НИОКР; подготовку и переподготовку кадров; развитие "редпринимательства в научно-технической сфере; создание информационно-• •нсультационных и маркетинговых фирм; механизм по сбору селекционного вознаграждения (роялти).
Заключение. Таким образом, перечень предложенных организационно-экономических мер позволит удержать позиции как на внутреннем, так и внешнем рынках НТП стран-членов ЕАЭС.
Благодарности. Исследование выполнено в соответствии с тематикой ГЗ АА-АА-А18-118031490074-2.
Литература:
.] Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642. Стратегия научно-
- синологического развития Российской Федерации
2] Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017г. №996. «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» [Электронный ресурс].- Режим доступа:
- :rp://static. government.ru/media/files/EIOtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs. pdf
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2013 года № 35 «О концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-ленов Таможенного союза и Единого экономического пространства» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://adilet.zan.kz/his/docs/H13B0000035
4] Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016г. Том 1. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 гола по Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -.ttp://www.vshp2016.ru/upload/medialibrary/ec9/VSHP2016_toml .pdf (Дата обращения: 16.07.2018)
5] Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России/Под ред. И.Г. Уша--ева, И.Г. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду// М.:КолосС,2007.-636с.
6] Концепция стратегии инновационного развития Армении [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://iidf.am/docs/concept-innov-armenia.pdf
7] Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года (принята в 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000990
8] Наука и инновационная деятельность в республики Беларусь. (Статистический сборник) Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya->:atistika/publications/izdania/index_8305/
9] Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и пер-спективы). Коллективная монография. - М.: Экономика и информатика, 2001.-392с.
10] Развитие агропромышлененого комплекса и кооперации / Стратегия устойчивого развития Кыргызской республики на 2018-2040гг. [Электронный ресурс].- Режим доступа: -:rp://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61542
¡1] Петриков А.В. Использование инновационных технологий различными категориями хозяйств и совершенствование научно-технологической политики в сельском хозяйстве Текст] / А. Петриков //АПК: экономика, управление. 2018.- № 9. - С. 4-11. ! 2] Innovation, agricultural, productivity and sustainability in Canada. OECD food and agricultural reviews. OECD publishing. 2015. / https:read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-:"ood/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-canada_9789264238541-en#pagel
References:
1] THE DECREE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION OF DECEMBER 1, 2016 N 642. STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
2] RESOLUTION OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION of 25.08.2017 .N«996. "Federal scientific and technical program of agricultural development for 2017-2025" [Electronic resource].- Mode of access: http://static.government.ru/media/files/ElQtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnlrs.pdf
[3] DECISION OF THE SUPREME EURASIAN ECONOMIC COUNCIL OF MAY 29, 2013 № 35 "on the concept of coordinated (coordinated) agricultural policy of the member States of the Customs Union and the Common economic space" [Electronic resource], - Mode of access: http://adilet.zan.kz/rus/docs/H13B0000035
[4] ALL-RUSSIAN AGRICULTURAL CENSUS 2016. VOLUME 1. PRELIMINARY RESULTS OF THE ALL-RUSSIAN AGRICULTURAL CENSUS 2016 GOALS FOR THE RUSSIAN FEDERATION. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.vshp2016.ru/upload/medialibrary/ec9/VSHP2016_tom 1 .pdf (date accessed: 16.07.2018)
[5] INNOVATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY/Under the editorship of I. G. Usha-cheva, G. I. Trubilin, E. S. Ogloblin, I. S. Sandu// MOSCOW:KOLOSS,2007.- 636c.
[6] THE CONCEPT OF ARMENIA'S INNOVATION DEVELOPMENT STRATEGY [Electronic resource].- Mode of access: http://iidf.am/docs/concept-innov-armenia.pdf
[7] THE CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN UNTIL 2020 (adopted in 2012) [Electronic resource]. - Mode of access: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000990
[8] SCIENCE AND INNOVATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS. (Statistical compendium) [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/index_8305/
[9] SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA (state and prospects). Collective monograph. - Moscow: Economics and Informatics, 2001,-392s.
[10] DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND COOPERATION / STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC FOR 2018-2040. [Electronic resource].- Mode of access: http://cbd.minjust.gov.kg/act/View/ru-ru/61542
[11] PETRIKOV, A.V. THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES BY VARIOUS CATEGORIES OF FARMS AND THE IMPROVEMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL POLICY IN AGRICULTURE [Text], - 2018,- № 9. - Pp. 4-11.
[12] INNOVATION, AGRICULTURAL, PRODUCTIVITY AND SUSTAINABILITY IN CANADA. OECD FOOD AND AGRICULTURAL-TURAL REVIEWS. OECD PUBLISHING. 2015. / https:read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-canada_9789264238541-en#pagel
DOI: 10.33049/11.062818.5
Applied Economic Researches, SA LLC, 2018
ON THE ROLE OF ADVANCED ENERGY TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF TECHNOLOGICAL AND ENVIRONMENTAL IMPERATIVES OF INDUSTRY 4.0 FORMATION
Terentiev N.E.
Institute of economic forecasting, RAS. PhD in economics, senior researcher, Nakhimovsky prospect. 47, 117418. _Moscow, Russia_
Abstract: Paper explores role of the advanced energy technologies in formation of new industrial revolution, and mitigation of the set of technological and environmental (including climate change) challenges. Interrelations and potential synergetic effects of implementation of green power technologies together with technologies of digital economy (ICT), nanotechnologies, robotics are investigated. Specifities and restrictions of implementation of the advanced power technologies in Russia in the context of priorities of modernization of domestic economy and intensification of geopolitical unstability are analysed..
Keywords: Industry 4.0, new industrial revolution, digital economy, advanced energy technologies, green energy, renewable energy, climate change.