DOI: 10.33049/11.062818.1
Applied Economic Researches, SA LLC, 2018
IMPROVEMENT OF THE INTERSTATE ECONOMIC MECHANISM TO STIMULATE DEMAND FOR SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTS
IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Kulov A.R.a), Bondarenko T.Gb)
Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, doctor of Economic Sciences. Professor, researcher. Moscow. Russia Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, PhD in economics, researcher, Moscow, Russia
Abstract: the relevance of the research topic is due to the low demand from agricultural producers for scientific and technical products (hereinafter, NTP) of the members of the Eurasian economic Union (hereinafter EAEU, Union), as well as the need to form and develop a single market of agricultural scientific and technical products of the EAEU countries.
In our opinion, in order to increase the demand for scientific and technical products of the EAEU by its participants of various organizational and legal forms of management, it is necessary to improve the interstate economic mechanism to stimulate demand for these products.
The purpose of this study is to substantiate the directions of improving the economic mechanism to stimulate demand for NTP in agriculture of the member States of the Eurasian economic Union, increasing the availability of advanced scientific achievements for agricultural producers of the Union, regardless of their size and organizational and legal forms of management.
The main results of the study is the author's generalization of the views of leading domestic and foreign scientists on the formation, development and effective functioning of the market of scientific and technical products in the field of agriculture.
According to the results of the study: the author's definition of the interstate economic mechanism to stimulate demand for scientific and technical products; the experience of foreign countries in stimulating demand for scientific and technical products; the directions and proposals for improving the interstate economic mechanism to stimulate demand for NTP in the EAEU.
Keywords: economic mechanism, the market, scientific and technical production, agro-industrial complex, agriculture, the Eurasian Economic Union._
УДК 330
Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ В ЕВРАЗИЙСКОМ
ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Кулов А.Р.а), Бондаренко Т.Г.П|
'" ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развитии сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», д.эл.. профессор РАН.
главный научный сотрудник, Хорошевское шоссе 35/2, Москва й| ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», кандидат _экономических наук, ведущий научный сотрудник. Хорошевское шоссе 35/2. Москва_
Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена низким спросом со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей на научно-техническую продукцию (далее. НТП) участников Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС, Союз), а также необхо-
димостыо формирования и развития единого рынка аграрной научно-технической продукции стран ЕАЭС.
По нашему мнению, для увеличения спроса на научно-техническую продукцию ЕАЭС со стороны его участников всевозможных организационно-правовых форм хозяйствования необходимо совершенствовать межгосударственный экономический механизм стимулирования спроса на данную продукцию.
Целью подготовки настоящего исследования является обоснование направлений совершенствования экономического механизма стимулирования спроса на НТП в сельском хозяйстве государств-членов Евразийского экономического союза, повышение доступности передовых научных достижений для аграрных товаропроизводителей Союза независимо от их размеров и организационно-правовых форм хозяйствования.
Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования, развития и эффективного функционирования рынка научно-технической продукции в сфере агропромышленного комплекса.
По результатам проведенного исследования: дано авторское определение межгосударственного экономического механизма стимулирования спроса на научно-техническую продукцию; рассмотрен опыт зарубежных стран в стимулировании спроса на научно-техническую продукцию; рассмотрены направления и даны предложения по совершенствованию межгосударственного экономического механизма стимулирования спроса на НТП в ЕАЭС.
Ключевые слова: экономический механизм, рынок, научно-техническая продукция, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство. Евразийский экономический союз._
Основные положения:
Совершенствование экономического механизма стимулирования спроса на НТП в ЕАЭС необходимо проводить в следующих направлениях:
• подключение элементов государственной поддержки со стороны национальных правительств к реализации финансового оздоровления и формирования на уровне государств особых институтов стимулирования спроса на НТП, что позволит убыточным хозяйствам наравне с устойчиво функционирующими хозяйствами выступать активными участниками рынка научно-технической продукции;
• формирование единой системы поддержки финансирования (кредитования) и инвестирования инновационных технологий, являющихся значимыми для всех участников Союза, что предполагает формирование единого межгосударственного (межправительственного) фонда, основной задачей которого является субсидирование части процентной ставки по кредитам, получаемым для приобретения НТП в аграрном секторе ЕАЭС;
• применение системы конкурсного отбора профильных НИИ. а также механизмов координации научно-исследовательской деятельность с институтами других стран ЕАЭС;
• создание института государственно-частного партнерства;
• принятие совместной программы финансовых органов стран ЕАЭС в сфере минимизации валютных рисков;
• формирование системы экономических льгот для аграрных товаропроизводителей, которые закупают элитные семена в селекционных хозяйствах или сельскохозяйственных научно-исследовательских институтах, входящих в кооперативные объединения или ассоциации государств ЕАЭС, и участвующих в различных программах государственно-частного партнерства;
• применение инновационного патента, при использовании которого разработчик сократит расходы на патентование научных разработок, а товаропроизво-
дигель уменьшит выплаты вознаграждения в виде роялти или паушальных платежей за пользование результатами научно-технической деятельности.
Введение. Одним из инструментов экономического механизма функционирования рынка является стимулирование спроса на товары, продукцию, услуги, обеспечивающие конкурентоспособность хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. В системе складывающейся модели развития Евразийского экономического союза решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности и насыщения рынка агропродовольствием для удовлетворения потребностей населения в доступных качественных продуктах питания необходимо проводить мероприятия по разработке совместных научно-исследовательских работ по всем направлениям аграрной науки. Необходимым является формирование системы спроса на результаты деятельности научно-исследовательских институтов, инновационных компаний и др. По нашему мнению, важным элементом системы спроса является механизм стимулирования участников рынка научно-технической продукции к взаимодействию. Механизм стимулирования такого взаимодействия важно формировать на национальном и межгосударственном уровнях стран Евразийского экономического союза. Особенно это касается совместных исследований, проводимых научно-исследовательскими институтами аграрного профиля из двух и более государств ЕАЭС.
Методы. При подготовке настоящей статьи использовались следующие методы исследования: монографический - для выявления различных теоретических подходов к характеристике экономического механизма функционирования рынка научно-технической продукции (НТП); статистический - для анализа процессов, протекающих на этом рынке.
Результаты. Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования, развития и эффективного функционирования рынка научно-технической продукции в сфере агропромышленного комплекса.
По результатам проведенного исследования: дано авторское определение межго-
сударственного экономического механизма стимулирования спроса на научно-техническую продукцию; рассмотрен опыт зарубежных стран в стимулировании спроса на научно-техническую продукцию; рассмотрены направления и даны предложения по совершенствованию межгосударственного экономического механизма стимулирования спроса на НТП в ЕАЭС.
Обсуждение. Сложившаяся в настоящее время система хозяйствования в АПК в государств-членов ЕАЭС обуславливает необходимость дифференцированного подхода к решению проблемы стимулирования спроса на научно-техническую продукцию, что связано также с различными моделями использования государственной поддержки аграрных товаропроизводителей.
В рамках государственной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственные организации Российской Федерации могут существенно увеличить спрос на использование результатов интеллектуальной деятельности (например, лицензий на селекционное достижение), то хозяйства населения и крестьянско-фермерские хозяйства не являясь объектами такой поддержки, оказываются в наименее выгодных конкурентных условиях. Подобная ситуация наблюдается и в других странах Союза. При этом на долю хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в странах ЕАЭС приходится - от 20% (Республика Беларусь) до 97% (Республика Армения) произведенной продукции агропромышленного комплекса (табл. 1).
Следует отметить, что только финансово устойчивые и платежеспособные сельскохозяйственные организации могут формировать спрос на научно-техническую продукцию, как правило, это крупные и средние сельхозтоваропроизводители. По состоянию на конец 2016 г. в России таких организаций насчитывалось 3921, в Беларуси - 1828, из которых 600 и 437 организаций были убыточными. Поэтому подключение элементов государственной поддержки со стороны национальных правительств к реализации финансового оздоровления и формирования на уровне государств особых институтов сти-
чулирования спроса на НТП позволит убы- ными участниками рынка научно-точным хозяйствам также выступать актив- технической продукции.
Таблица 1 - Структура производства продукции сельского хозяйства в ЕАЭС
по категориям хозяйств в 2016 г. (в текущих ценах), %
Страна Сельскохозяйственные организации хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства
Армения 3 97
Беларусь 79,1 20,9
Казахстан 22,9 77,1
Киргизия 4,2 95,8
Россия 52,8 47,2
Источник: составлено авторами на основании - Агропромышленный комплекс. Статистика Евразийского экономического союза: статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. 2017 г. - 159 с. (с. 28)
Малые формы хозяйствования (хозяйства населения, крестьянские (фермерские) \озяйства) также являются участниками тынка научно-технической продукции, при-бретая семена, племенной скот, различные :новационные средства повышения продуктивности (минеральные удобрения, средства борьбы с вредителями и т.д.) и другие достижения науки и техники. Имея значительные площади сельскохозяйственных тодий, хозяйства населения и КФХ являют-;я активными участниками рынка инноваци-нных технологий в сфере малых средств ^механизации и автоматизированных систем. Поэтому важно в системе кредитования и её осударственной поддержки предусмотреть возможность распространения мер субсидирования процентной ставки на приобретение высокоэффективной техники и технологий с использованием малых средств механизации, созданных в различных НИИ и инновационных компаниях в государствах-членах ЕАЭС.
Перспективным направлением в развитии экономического механизма функционирования рынка НТП в ЕАЭС на наш взгляд, является формирование единой сис-емы поддержки финансирования (кредитования) и инвестирования в инновационные ехнологии, создаваемые в рамках плани-руемых к проведению научно-исследовательских и опытно-
• онструкторских работ, которые являются начимыми для всех участников Союза. Которое предполагает формирование отдельно-
го института - единого межгосударственного (межправительственного) фонда, основной задачей которого является субсидирование части процентной ставки по кредитам, получаемым для приобретения НТП в аграрном секторе ЕАЭС.
Возможен также вариант свободного доступа на рынки капитала товаропроизводителей из государств-членов ЕАЭС и стимулирование посредством субсидирования части расходов на приобретение НТП национальными товаропроизводителями сельскохозяйственного сырья и агропродоволь-ствия. Например, выведенные в Республике Армения скороспелые сорта зернобобовых культур могут приобретаться сельскохозяйственными товаропроизводителями Киргизии или Казахстана, в том числе посредством субсидирования части процентных расходов по кредитам (займам) из бюджетов этих республик.
По нашему мнению, на едином рынке научно-технической продукции стран ЕАЭС важно предусмотреть формирование механизма конкуренции за проведение НИР между однопрофильными институтами и создание научно-технической продукции, а также конкуренцию среди товаропроизводителей за приобретение лицензий (патентов) на использование (например, малозатратной технологии и системы машин для производства молока). С этой целью следует применять систему конкурсного отбора профильных НИИ, а также механизм координации науч-
но-исследовательской деятельность с институтами других стран ЕЛЭС.
При наличии на рынке аналогичной малозатратной технологии из других зарубежных стран, например Германии, США, Франции, Израиля и др., государствам-членам ЕАЭС для обеспечения интересов национальных разработчиков научно-технической продукции необходимо создавать систему стимулирования спроса на разрабатываемую отечественную передовую научно-техническую продукцию. Создаваемая система стимулирования спроса может включать комплекс ценовых (скидки, бонусы и др.), финансовых (отсрочка платежа, рассрочка на длительный период, лизинг), кредитных (субсидирование процентных ставок), технических (техобслуживание и ремонт на льготных условий) преференций и других льгот, реализуемых на уровне двусторонних партнерских отношений.
Инструментом более высокого порядка является государственно-частное партнерство в научно-технической сфере, позволяющее правительству принимать на себя расходы проведения фундаментальных и прикладных исследований, как например, в Швеции, где государством созданы институты, инвестирующие или оказывающие содействие в инвестировании передовых технологий аграрными товаропроизводителями. Роботизированные молочные фермы в Швеции впервые появились в 1998 году, а к концу 2012 г. они были внедрены уже в 1100 фермерских хозяйствах, на долю которых приходилось 33% производимого молока в 22% молочных ферм от их общего числа [6]. При средней цене роботизированных систем в 6 млн. шведских крон, фермерам была оказана государственная поддержка в размере 1 млн. шведских крон в виде компенсационных платежей. Стоит отметить, что приобретаемая робототехника для молочных ферм Швеции создавалась не только шведскими научными учреждениями и университетами, но и другими исследовательскими институтами и инновационными фирмами стран Европейского Союза.
Само по себе создание института государственно-частного партнерства для реализации механизма стимулирования развития рынка НТП в аграрной сфере без иных,
побудительных мотивов не достаточно для расширения использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Побудительные мотивы для стимулирования использования научно-технической продукции и инновационных технологий включают: обеспечение устойчивости аграрного производства; выход на новые рынки или их расширение, повышение качества продукции, расширение ассортимента, снижение затрат на рабочую силу, снижение негативного влияния изменений климата и др. Однако, их успешная реализация зависит от экономических инструментов доступных сельскохозяйственным товаропроизводителям различных организационно-правовых форм хозяйствования, что подтверждает сложившаяся организационная структура аграрного производства в государствах-членах ЕАЭС. Например, преобладание в Республике Армении мелкотоварных форм хозяйствования позволяет им расширить ассортимент и снизить энергозатраты за счет таких инструментов стимулирования приобретения НТП, как микролизинг, кредитование, особенно в сочетании с механизмом субсидирования из бюджета (национального или межгосударственного как один из вариантов).
Для средних и крупных товаропроизводителей сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия побудительным мотивом для выхода на рынки и завоевания своей доли или снижения затрат на рабочую силу является необходимость использования комплекса доступных экономических инструментов, включающих минимизацию валютных рисков при приобретении научно-технической продукции. Реализуемая в настоящее время политика экономических санкций в отношений РФ оказывает влияние на динамику курса российского рубля, и как следствие, прямо влияет на изменения в национальных валютах стран Союза, экономика которых тесно связанна с российской. Поэтому одним из вопросов межгосударственного регулирования стимулирования спроса на НТП, который требует своего решения, является принятие совместной программы финансовых органов стран ЕАЭС в сфере минимизации валютных рисков.
Для повышения эффективности производства в сельском хозяйстве с учетом природно-климатических условий в странах ЕАЭС одним из инструментов выступает выделение аграрными товаропроизводителями небольших участков (делянок) для проведения различных опытов научно-исследовательскими институтами. Такие земельные участки сельскохозяйственных ор-ганизаций необходимо освобождать от налогообложения, например, на недвижимость или земельного налога. Перспективным также является использование вычета из налогооблагаемой прибыли, полученной от использования инноваций, что позволяет нро-зодить немедленное списание расходов на .плату труда, материалы, оказание услуг и
■ дпитальные затраты, которые были осуществлены аграрным товаропроизводителями на научно-исследовательские и опытно-
• нструкторские работы. Подобный механизм используется, например, в Канаде, как _гя резидентов, так и нерезидентов, исполь-
ющих инновационные технологии различных стран [7].
Создание в 2006 г. Евразийского бан-
• ^ развития государствами ЕАЭС расширяет в чожности использования кредита, как
дного из инструментов экономического механизма финансирования инвестиций в раз-
- иные НТП, передовые технологии, кото-:-е создаются в НИИ и инновационных к мпаниях стран Союза. Потенциально дан-я и банк располагает средствами в размере
млрд. долл. США, из которых 5,5 млрд. ; п. являются капиталом до востребования, '. 5 млрд. долл. внесены и оплачены. Кроме г; го. под управлением данного банка нахо-
- -„я Евразийский фонд стабилизации и Го:вития с объем располагаемого капитала А"; инвестирования в сумме 8.4 млрд. долл. Реализация проектов в сельском хозяйстве и ккансирование инвестиций в 2017 г., кото-рь г проводил указанный фонд, были на-■разлены на следующие цели: модерниза-
■ - ирригационных систем (Армения) - 40 ■п- долл.; строительство водохранилища Мае • ара (Армения) 20,5 млн. долл.; финан-«гг- зание поставок сельскохозяйственной
- нки (Кыргызстан) - 20 млн. долл. [3].
Проводимый Евразийским банком развития анализ интеграции государств-членов ЕАЭС свидетельствует о сохранении интереса к научно-техническому сотрудничеству, проведению совместных исследований, обмену результатами научных исследований, разработками с Россией со стороны других участников Союза, тогда как российские сельхозтоваропроизводители предпочитают приобретать научно-техническую продукцию в других странах (США, страны Европейского союза) [4].
Необходимость стимулирования использования НТП со стороны стран ЕАЭС в рамках межгосударственной кооперации определяется особенностями, присущими каждой агротехнологии применительно к различным географическим условиям товаропроизводителей. Это означает, что они не могут быть прямо адаптированы к различным почвенным условиям и, соответственно, необходимо проведение дополнительных исследовательских работ, что требует координации государств не только в сфере общей научно-технической политики, но и в сфере создания единого совместного центра по координации проведения НИОКР и внедрения полученных результатов в аграрное производство. Учитывая, что страны ЕС, США и др., проводят согласованную политику в научно-технической сфере аграрного сектора экономики и вкладывают существенные финансовые средства в разработку новых направлений развития техники и технологий, средств борьбы с вредителями растений и болезнями сельскохозяйственных животных и др., вопрос объединения усилий стран ЕАЭС в этом направлении также актуален. Особенно, если сопоставить с объемами расходов только США на исследовательские программы в аграрной экономике, которые достигли к 2016 году 1,4 млрд. долларов ежегодно [8]. Причем, финансирование этих программ осуществляется из бюджетов федеральных органов управления, штатов и муниципальных властей.
Безусловно, несопоставимость возможностей по финансированию различных научно-исследовательских проектов в сельском хозяйстве со странами ЕС и США не
является причиной для отказа от их проведения по всему спектру отраслевых сельскохозяйственных наук. Однако, их распределение между академиями наук государств ЕАЭС в рамках кооперации может способствовать повышению эффективности использования ограниченных ресурсов, выделяемых из бюджетов государств.
По нашему мнению, перспективным является формирование системы экономических льгот для аграрных товаропроизводителей, которые закупают элитные семена в селекционных хозяйствах или сельскохозяйственных научно-исследовательских институтах, входящих в кооперативные объединения или ассоциации государств ЕАЭС, и участвующих в различных программах государст-венно-частного партнерства.
Необходимо отметить ещё один аспект, на который исследователи обращают недостаточно внимания при разработке мер и инструментов стимулирования использования передовых научных разработок, инновационных технологий. Применение робототехники, автоматизированных тракторов и комбайнов требует существенных инвестиций, которые трудно окупаемы на небольших сельскохозяйственных угодьях, что объективно обуславливает необходимость либо кооперации в производстве, либо кооперации в финансировании инвестиций в высокотехнологичные средства производства, либо использовать опыт отдельных стран по применению института патента. Например. в Австралии получило развитие право применения стандартного и, так называемого, инновационного патента [9]. Основное отличие инновационного патента от стандартного состоит в более коротком периоде его действия (более чем вдвое) и, соответственно. защите прав правообладателя, более низкой стоимости его использования (от трехкратной и выше величины), возможности ускоренного проведения опытов и тестов по применению тех или иных инноваций.
Выгода для разработчика состоит в существенном снижении расходов на патентование научных разработок, а для товаропроизводителя - в уменьшении выплат вознаграждения в виде роялти или паушальных
платежей за использование результатов на-учно-технической деятельности. Учитывая, что значительная часть научной продукции в странах ЕАЭС, создаваемая в государственных научно-исследовательских институтах, лежит в основе инновационных технологий, в том числе разрабатываемых уже частнычг корпорациями, использование опыта Австралии может, на наш взгляд, оказать существенное влияние на активизацию внедрения г использования в аграрном секторе наших стран передовых достижений науки и техники, с учетом интересов всех участников инновационного процесса.
Все вышеуказанные направле стимулирования спроса на НТП могут б использованы каждой страной сам' тельно, что позволит существенно рас рить эффективность производства arpo довольствия и сельскохозяйственного с Наибольший результат от применения стимулирования спроса на инновацио технологии и результаты деятельности н но-исследовательских институгов мо быть достигнут при проведении соглас: ной единой научно-технической политик* аграрной сфере государствами ЕАЭС, о тированной на удовлетворение потреби населения в качественных продуктах ния. а промышленности - в сельскохо-венном сырье. С этой целью необходима, наш взгляд, внесение дополнений в с шения по рынку научно-технической дукции, предусматривающие единые по стимулированию спроса НТП в аг~ мышленном комплексе стран Евразий экономического союза.
Заключение. Исходя из рассмо ных выше способов и инструментов поддержки инновационной деятельности, нашему мнению под межгосударстве экономическим механизмом спроса на следует понимать совокупность эконо ских, финансовых инструментов, совм используемых государствами ЕАЭС, о тированных на создание необходимых ституциональных и правовых условий активизации инновационной деятельн рамках формирования единого рынка но-технической продукции.
Таким образом, формирование ком-ексной системы мер стимулирования . роса на НТП странами ЕАЭС, направление для активизации инновационной дея-е .ьности хозяйствующих субъектов агро-—очышленного производства создают необ-яодимые предпосылки для существенного зышения конкурентоспособности аграр-
ных товаропроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также формирования условий для модернизации производства на новой техни-ко-техпологической основе.
Благодарности. Исследование выполнено в соответствии с тематикой ГЗ ДАЛЛАС-118031490076-6.
Литература:
Аржанцев С. А., Давыдова Я. Е., Писарев С. JI., Кокувин Е. В. Концептуальные основы
- нка научно-технической продукции в России и ЕАЭС // Молодой ученый 2017. - №32. -С 39-42.
2 Бондаренко Т.Г. Особенности формирования рынка научно-технической продукции в *ПК АПК: экономика, управление-2016,- №6-С.63-68.
У Годовой отчет Евразийского фонда стабилизации и развития. 2017. . [Электронный ре-L- -с].- Режим доступа: https://efsd.eabr.org/upload/iblock/dfc/EABR_AR_2017_EFSD_RU-pdf (Дата обращения: 21.08.2018)
- Интеграционный барометр ЕАБР-2017. Доклад Центра интеграционных исследований ЕАБР [Электронный ресурс].- Режим доступа: Iters eabr.org/upload/iblock/lc9/Summary_EDB-Centre_2017_Report-46_EDB-Integration-
- meterRUS (Дата обращения: 20.08.2018)
5 Ушачев И. Г. Рекомендации по организационно-экономическому механизму функциони-?• зания интегрированных формирований в АПК М.: АНО «Издательство МСХА», 2003. -
6J innovation, agricultural, productivity and sustainability in Sweden. OECD food and agricultur-ь re-views. OECD publishing. 2018. P. 164 [Электронный ресурс].- Режим доступа: ir~ -: www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultnral-productivity-and-^-:nability-in-sweden_9789264085268-en (Дата обращения: 20.08.2018)
-.novation, agricultural, productivity and sustainability in Canada. OECD food and agricultural -z- ews. OECD publishing. 2015. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://read.oecd-i —¿-.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-acaoa_9789264238541-en#pagel (Дата обращения: 21.08.2018)
Щ Innovation, agricultural, productivity and sustainability in USA. OECD food and agricultural ¿••v> OECD publishing. 2017 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://read.oecd-.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-the-states_9789264264120-en (Дата обращения: 20.08.2018) Innovation, agricultural, productivity and sustainability in Australia. OECD food and agricul-re-views. OECD publishing. 2017 [Электронный ресурс].- Режим доступа: Irr- read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-Ki nability-in-australia_9789264238367-en#p. 139 (Дата обращения: 20.08.2018)
References:
| -.-zhantsev S. A.. Davydov, E. Ya„ Pisarev, S. L„ and Kokovin Y. V. CONCEPTUAL BASIS THE MARKET OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTION IN RUSSIA AND THE L YOUNG SCIENTIST-2017. -№32. - P. 39-42.
В ndarenko T. G. FEATURES OF FORMATION OF THE MARKET OF SCIENTIFIC AND HNICAL PRODUCTS IN AGRICULTURE // AGRIBUSINESS: ECONOMICS, MAN-EMENT-2016.- №6-p. 63-68. ANUAL REPORT OF THE EURASIAN FUND FOR STABILIZATION AND DEVEL-T. 2017. [Electronic re-source].- Mode of access:
https://efsd.eabr.org/upload/iblock/dfc/EABR_AR_2017_EFSD_RU-_i_.pdf (date accessed: 21.08.2018)
[41 INTEGRATION BAROMETER EDB-2017. REPORT OF THE CENTER FOR INTEGRATION STUDIES OF THE EDB [Electronic resource].- Mode of access: https://eabr.org/upload/iblock/1 c9/Summary_EDB-Centre_2017_Report-46_EDB-Integration-BarometerRUS (date accessed: 20.08.2018)
[5] Ushachev I. G. RECOMMENDATIONS ON THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF FUNCTIONING OF INTEGRATED UNITS IN AGRICULTURE-M.: ANO "PUBLISHING HOUSE OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE", 2003. 174p.
[6] INNOVATION, AGRICULTURAL, PRODUCTIVITY AND SUSTAINABILITY IN SWEDEN. OECD FOOD AND AGRICULTURAL RE-VIEWS. OECD PUBLISHING. 2018. P. 164 [Electronic resource].- accessed: https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-sweden_9789264085268-en (Date of appeal: 20.08.2018)
[7] INNOVATION, AGRICULTURAL, PRODUCTIVITY AND SUSTAINABILITY IN CANADA. OECD FOOD AND AGRICULTURAL RE-VIEWS. OECD PUBLISHING. 2015. [Electronic resource].- accessed: https://read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-canada_9789264238541 -en#page 1 (Date of appeal: 21.08.2018)
[8] INNOVATION, AGRICULTURAL, PRODUCTIVITY AND SUSTAINABILITY IN USA. OECD FOOD AND AGRICULTURAL REVIEWS. OECD PUBLISHING. 2017 [Electronic resource].- accessed: https://read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-the-united-states_9789264264120-en (Date of appeal: 20.08.2018)
[9] INNOVATION, AGRICULTURAL, PRODUCTIVITY AND SUSTAINABILITY IN AUSTRALIA. OECD FOOD AND AGRICULTURAL RE-VIEWS. OECD PUBLISHING. 2017 [Electronic resource].- accessed: https://read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/innovation-agricultural-productivity-and-sustainability-in-australia_9789264238367-en#p. 139 (Date of appeal: 20.08.2018)
DOI: DOI: 10.33049/11.062818.2
Applied Economic Researches, SA LLC, 2018
DIFFERENTIATION OF PRODUCERS IN THE MARKET OF VEGETABLE
OILS
Rau V.Va), Frolov E.Yuh)
VIAPI named after A. A. Nikonov branch Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, PhD in economics, senior researcher.
e-mail: rau@yiapi.ru
'''VIA PI named after A. A. Nikonov branch Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, PhD in economics, senior associate, e-_mail: efrolova@inbox.ru_
Abstract: technologies of production of vegetable oils allow processing of raw materials in various ways. There are two methods of production. The main is mechanical method-seed pressing, as a result of which no more than 50% of the oil is extracted. An alternative method is refining, which allows you to extract up to 90% fat. But the product is exposed to deep chemical effects. Small producers that use traditional technology produce a more valuable and useful product, but do not stand up to competition with large companies. Small and medium-sized businesses also perform important social functions and municipal and Federal authorities should provide them with maximum support.