Научная статья на тему 'Теоретические аспекты стратегического управления ростом конкурентоспособности предприятия'

Теоретические аспекты стратегического управления ростом конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / COMPETITION / COMPETITIVENESS / INCREASING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есарева А.В.

В статье проведен обзор и анализ теоретических аспектов ключевых понятий стратегического управления ростом конкурентоспособности предприятия, которые включают в себя следующее: «конкуренция», «конкурентоспособность», «стратегия», «стратегическое управление» и «повышение конкурентоспособности». На основе рассмотренных определений были сформированы комплексные понятия, выделены различные типы, принципы и функции этих трактовок.The article reviews and analyzes the theoretical aspects of the key concepts of strategic management of enterprise competitiveness growth, which include the following: "competition", "competitiveness", "strategy", "strategic management" and "increasing competitiveness". Based on the considered definitions, complex concepts were formed, various types, principles and functions of these interpretations were identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты стратегического управления ростом конкурентоспособности предприятия»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСТОМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А.В. Есарева, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10299

Аннотация. В статье проведен обзор и анализ теоретических аспектов ключевых понятий стратегического управления ростом конкурентоспособности предприятия, которые включают в себя следующее: «конкуренция», «конкурентоспособность», «стратегия», «стратегическое управление» и «повышение конкурентоспособности». На основе рассмотренных определений были сформированы комплексные понятия, выделены различные типы, принципы и функции этих трактовок.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, конкуренция, конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности.

Проблема сохранения и повышения уровня конкурентоспособности - одно из центральных направлений, которому уделяют внимание различные отечественные и зарубежные ученые. Однако ряд специфических аспектов конкурентоспособности, связанных со стратегическим управлением, остаётся малоизученным и требует более глубокого изучения. Поэтому проанализируем теоретические подходы к понятию «конкуренция» и «конкурентоспособность», а также к таким терминам как «стратегия» и «стратегическое управление».

Исследование содержания конкурентоспособности необходимо начать с понятия «конкуренция», поскольку конкурентоспособность находит свое выражение только в условиях конкуренции.

Понятие «конкуренция» впервые сложилось в процессе формирования политической экономии и затем усложнялось в процессе экономического развития. Эволюция понятия конкуренции берёт своё начало с конца 18-го века с работы А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» [1]. С его точки зрения, конкуренция - это соперничество индивидуальных продавцов и покупателей на рынке за более выгодные условия продажи и покупки товаров соответственно [2].

В XIX в. взгляды на теорию конкуренции получили развитие в трудах таких экономистов как А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта и др. Так, Дж. Кэрнс определил такое состояние свободной конкуренции, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство.

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. К. Маркс определяет конкуренцию как борьбу между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.

В XX веке теория конкуренции получила развитие в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Б. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, А. Маршалла, Дж. Робинсона, Дж. Стиглера, О. Уильямсона, Э. Чемберлина и др. А. Маршалл считал, что при конкуренции покупатели беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами. При этом он подчеркивал, что хотя каждый выступает сам за себя, осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна.

Р.А. Фатхутдинов предложил два варианта определения конкуренции. Во-первых, это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами

для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Во-вторых, это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [3].

Далее рассмотрим определение термина «конкурентоспособность», который служит критерием устойчивости и выживаемости предприятий. Сегодня существует множество вариантов трактовок, начиная от А. Смита и Д. Рикардо, которые сформулировали основы межгосударственной торговли и до современных экономистов, таких как М. Макдоналд, Р.А. Фатхутди-нов и др.

С развитием экономической теории менялись взгляды экономистов на определение конкурентоспособности, поэтому однозначного термина нет, но наиболее распространенным вариантом является определение, которое было представлено в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [4].

В отечественной науке один из вариантов определения представил заведующий Центром проблем управления ИСКР АН Г.Б. Кочетков: «Конкурентоспособность определяется как способность создавать условия, при которых отдельные личности и компании могут быть наиболее производительными, когда заработная плата и доходы на вложенные капиталы позволяют обеспечивать наивысший уровень жизни» [5].

Современный исследователь,

Р. Фатхутдинов, считает, что конкурентоспособность - это свойство объекта, который характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [6]. С другой стороны, С.В. Казанцев говорит о том, что это способность некого экономического субъекта и/или товара сохранять или улучшать свои позиции в среде экономических субъектов и/или товаров [7].

Попробуем сформулировать комплексное определение конкурентоспособности на основе ранее изложенных терминов. Конкурентоспособность - некая отличительная особенность или способность компаний использовать свой производственный потенциал, который дает ему превосходство над аналогичными фирмами, чтобы достичь поставленных целей и получить прибыль или иного рода выгоды.

Конкурентоспособность позволяет оценить состояние предприятия на рынке в сравнении с конкурентами, таким образом, можно прийти к тому, что конкурентоспособностью можно и даже необходимо управлять. Рассматривая этот показатель с двух сторон, можно определить, что с одной стороны, факторы рынка и производства оказывают влияние на конкурентоспособность, но, с другой стороны, происходит и обратное влияние, т.е. конкурентоспособность воздействует и на производственно-сбытовую деятельность организации. Таким образом, можно считать, что конкурентоспособность - объект управления, который воздействует на внутреннее состояние предприятия, при этом, может охватывать и факторы внешней среды предприятия.

Конкурентоспособность является индикатором положения предприятия на рынке, который дает сигналы для принятия тех или иных управленческих решений. Управление конкурентоспособностью включает в себя все процессы управления организацией.

Можно выделить три уровня конкурентоспособности предприятия: оперативный

уровень, тактический уровень, стратегический уровень [8].

При принятии управленческих решений по организации и методическому обеспечению управления конкурентоспособностью предприятия важно понимать, какие существуют виды конкурентоспособности. Многообразие подходов к определению конкурентоспособности предприятия отражается и на ее классификации. Существуют разные точки зрения на то, какие виды конкурентоспособности необходимо выделять, однако наиболее подробной является классификация А.С. Головачева, отражающая аспекты, по которым можно классифицировать конкурентоспособность предприятия: результаты производственной деятельности, виды деятельности, факторы, влияют на конкурентоспособность, рынки, на которых работают предприятия, компоненты обеспечения системы конкурентоспособности, месторасположение рынка и сила проявления конкурентоспособности. Охарактеризовав конкурентоспособность предприятия по данным признакам можно наиболее точно определить организационную структуру и методы управления конкурентоспособностью [9].

Действие рыночных механизмов, регулирующих сегодня взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, работающими в условиях мировой глобализации и агрессивной конкурентной среды, определило значимость стратегического управления. Соответственно, сегодня вопрос эффективного управления предприятием в условиях быстро меняющейся конкурентной среды приобретает особую актуальность.

Стратегическое управление на предприятии является одной из важнейших задач его руководства. Не имея плана стратегического управления, деятельность предприятия не будет прогнозируема, будет направляема только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев.

На данный момент нет единого определения стратегического управления, что

объясняется многоаспектностью понятия, высокой изменчивостью внешней среды.

Проанализируем термин «стратегия». Ю.А. Маленков в своей книги говорит о том, что стратегия фирмы - научно-обоснованный способ достижения и поддержания ею в долгосрочном периоде конкурентных преимуществ и высоких рыночных позиций, роста прибыли, эффективности и устойчивости развития на основе формирования и использования научно-технического потенциала, человеческого капитала и инноваций [10]. Разработка стратегий фирмы является одним из важнейших условий их эффективного развития. В своей деятельности компания для достижения поставленных целей может применять различные стратегии. Существует множество классификаций стратегий, но мы остановимся на той, которая выделяет их по уровням управления компании: корпоративная стратегия, стратегии бизнес-линий, функциональные стратегии, стратегия команд, рабочих групп и работников (операционная стратегия).

Перейдем к определению стратегического управления, которое впервые было введено в ХХ веке в США, чтобы отделить уровни управления на предприятии: стратегический для высшего руководства и текущий для уровня производства. Родоначальником стратегического управления считается И. Ансофф. Его идеи расширяют А.А. Томпсон, Г. Минцберг, А. Стрикленд, Д. Шенделл, К. Хаттер, Дж. Хиггинс и др.

Шендел и Хаттер рассматривали стратегическое управление как процесс определения связи организации с ее внешним окружением. Этот процесс состоит в реализации поставленных целей, т.е. в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов. Это позволяет организации действовать эффективно и результативно. По Хиггенсу, «стратегическое управление - это управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» [11].

Стратегическое управление - это комплексная система постановки и реализации

стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее [12].

С учетом данных особенностей, под стратегическим управлением также можно понимать то, что это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном счете дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Необходимо выделить основные функции стратегического управления: планирование стратегии, организация реализации стратегии, координация реализации стратегии, мотивация на достижение запланированных стратегических результатов, контроль за выполнением стратегии.

Принципами стратегического управления предприятия являются: научность (использование данных их научных новостей), целенаправленность (стратегия всегда должна быть ориентирована на выполнение целей предприятия), гибкость (возможность корректировки ранее принятых решений), единство (наличие согласованности и взаимосвязи решений), создание

условий (те условия, которые будут способствовать реализации стратегии) [13].

Отличительной чертой стратегического управления является разрешение взаимосвязанных между собой управленческих вопросов, каждый из которых оказывает влияние на остальные. При этом успешная стратегия определяет, каким образом компания будет реагировать на изменения, происходящие в ее окружении.

Таким образом, изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества. В работе освещены основные определения «конкуренции», «конкурентоспособности», «стратегии» и «стратегического управления», также представлены различные виды, принципы и классификации данных понятий.

Эффективное стратегическое управление способствует росту конкурентоспособности предприятий, а значит, приводит к развитию национальной экономики. Также происходит рациональное использование внутренних ресурсов, гибкое реагирование на изменения рыночной среды, формирование и удерживание конкурентных преимуществ, максимизация прибыли, что дает основание считать стратегическое управление одним из основных факторов конкурентоспособности предприятий.

Библиографический список

1. Колечков Д.В. Теоретические аспекты конкурентоспособности строительного комплекса региона // Часопис економiчних реформ. - 2019. - №2 (34).

2. Оберт Т.Б. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. - Саратов: Изд-во «Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского». - 2014. - 80 с.

3. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №9.

4. America's competitive crisis: confronting the new reality Council of competitiveness. -Washington, 1987. P. 3.

5. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США // США, Канада. - 2007. - № 10. - С. 21.

6. Фатхутдинов Р.А. Развитие конкурентных преимуществ объектов в конкурентоспособной экономике // Современная конкуренция. - 2009. - 5 (17).

7. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. - 2004. - №1. - С. 191.

8. БелоусоваН.М., Сакина Е.Н. Формирование и оценка конкурентоспособности организаций и товаров: учебное пособие. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. - 134 с.

9. ГоловачевА.С. Конкурентоспособность организации. - М.: Изд-во «Высшая школа», 2012. - 124 с.

10. Маленков Ю.А. Современный менеджмент: учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. - 439 с.

11. ФилипповаМ.С., Хаматнурова Е.Н. Стратегическое управление производством в менеджменте предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013.

12. Никитин А. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/big_manufacture.shtml. - (дата обращения: 10.12.2019).

13. Стратегическое управление. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/strategicheskoe-upravlenie.html. (дата обращения: 10.12.2019).

14. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. - 2007. - №1 (1).

15. ЖигжитоваИ.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: понятие и методология // Байкальские встречи - VIII: историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития. - 2014.

16. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГТУ. - 2010. - Т. 16. № 1.

THEORETICAL ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF GROWTH OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

A.V. Esareva, Graduate Student St. Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article reviews and analyzes the theoretical aspects of the key concepts of strategic management of enterprise competitiveness growth, which include the following: "competition", "competitiveness", "strategy", "strategic management" and "increasing competitiveness". Based on the considered definitions, complex concepts were formed, various types, principles and functions of these interpretations were identified.

Keywords: strategy, strategic management, competition, competitiveness, increasing competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.