УДК 79.081 ББК 451
Хохлова Анна Евгеньевна
аспирант
кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка
и литературы
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Khokhlova Anna Evgenievna Post-graduate
Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian
Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Теоретические аспекты становления умений делового общения младших
школьников
Theoretical Aspects of Junior Schoolchildren’s Business Communication Skills
Forming
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты становления умений делового общения младших школьников. Приводятся результаты анализа Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, основных программ начального языкового образования с точки зрения становления в его рамках умений делового общения.
The article considers theoretical aspects of junior schoolchildren’s business communication skills forming. The results of the analysis of the Federal state educational standards of primary education are presented, as well as the basic programs of primary linguistic education in terms of business communication skills forming.
Ключевые слова: младший школьник, языковое образование, деловое общение, умения делового общения, становление умений делового общения младших школьников.
Key words: junior schoolchildren, linguistic education, business
communication, business communication skills, junior schoolchildren’s business communication skills forming.
Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная среда деятельности будущих специалистов, умеющих работать в системе «человек-человек». Современных этап развития образования характеризуется глобальными проблемами, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, что неизбежно сказывается и на состоянии сферы
образования, которое не может сегодня ограничиться только передачей социокультурных норм, а предполагает формирование у индивида умения найти и освоить такие социально-экономические, социально-статусные и социально-психологические ниши, которые позволили бы личности свободно самореализоваться, быть способной к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности.
В реалиях современного общества наличие умений делового общения позволит специалистам различного уровня быть успешными,
конкурентоспособными на рынке труда. Но одной из проблем современного образования является то, что внимание становлению подобных умений широко уделяется лишь в старших классах общеобразовательных школ или в средних и высших учебных заведениях. Но для современного начального образования чрезвычайно актуальным является учёт происходящих изменений общества в целом и ребёнка в этом обществе. Необходимость такого учёта определена заказом государства, сформулированным в нормативных документах (в Законе «Об образовании» РФ, Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования нового поколения, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа») как становление функционально грамотной личности выпускника, готового к жизненным изменениям. Становление умений делового общения в этом случае является неотъемлемой частью портрета выпускника начальной школы. Но современные исследования указывают на то, что лишь у 8,5% учащихся начальных классов умения делового общения сформированы на достаточно высоком уровне, у большинства же - 43% - подобные умения практически не развиты. Подобная ситуация говорит о необходимости становления умений делового общения, иначе реализация основных целей образования (в частности, языкового) в целом будет неэффективной уже на начальном этапе.
В связи с этим одним из актуальных направлений современного начального языкового образования является становление умений делового общения у младших школьников.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы [9, с.317] позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества происходит дальнейшее углубление и расширение понятий «общение», «деловое общение», «умения делового общения» в области теории и практики начального языкового образования.
Вопросы коммуникации занимают одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях, анализ которых в русле рассматриваемой проблемы позволил изучить значительное количество дефиниций понятий «общение». Оно представляет собой «сложный многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [4, с. 95]. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др., рассматривающих общение как важное условие развития человека, его социализации и индивидуализации.
Наше понимание категории общения основывается на исследованиях Г.М Андреевой, А.А. Бодалева, Б.П. Парыгина и др., согласно которым оно представляет собой единство трёх взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Традиционно выделяют формальное (деловое, официальное) и неформальное (светское, бытовое, обыденное) общение. В научной и методической литературе (И.В. Алехин, О.А. Баева, В.Н. Лавриненко, А.Н. Леонтьев и др.) можно встретить значительное количество дефиниций «деловое общение», что указывает на неоднозначность подходов к определению данного явления, на его сложность и многоаспектность.
Основываясь на определениях вышеуказанных авторов, можно выделить основные признаки, характеризующие процесс делового общения: наличие равноправных участников делового общения; природу делового общения (совместный поиск решения проблемы); поле функционирования (речевое
общение при решении конкретных задач); предмет делового общения (разработка определённых концепций); взаимоотношения в деловом общении.
Выделенные признаки позволили определить деловое общение как многоплановый регламентированный процесс взаимодействия равноправных партнёров, в котором происходит обмен профессиональной деятельностью, информацией и опытом, предполагающий совместное достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели [5, с. 24].
В свою очередь, умения делового общения - это совокупность норм, способов и форм в области взаимодействия людей, позволяющая устанавливать деловые контакты с партнёрами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, на основе нормативности, ясности и убедительности речи, прогнозировать и направлять их поведение к желаемому результату [7, с. 145].
Постановка проблемы становления умений делового общения младших школьников также обусловлена необходимостью внедрения в практику начального языкового образования научно-обоснованного процесса становления умений делового общения младших школьников. Он, в свою очередь, опирается на межкультурный, коммуникативный и партисипативный подходы, отражающие методологическую многоуровневость и иерархический характер, что обеспечивает целостность языкового образовательного процесса и реализацию современных целей языкового образования младших школьников. Данные положения отражены в современных исследованиях теории и методики общего образования (Е.В. Бунеева, О.Е. Грибова, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, Г.А. Цукерман и др.). Затруднение в становлении умений делового общения младших школьников, отсутствие работы в школах по данному направлению отмечали многие учёные (Е. Ю. Никитина, Я. О. Устинова и др.). Однако в научной литературе указывается на необходимость становления умений делового общения учащихся на всех ступенях общеобразовательной школы, в том числе и у младших школьников. Многие исследователи (Ш.А. Амонашвили, Т.А. Ладыженская, Р.Е. Левина, М.Р. Львов и др.) признают младший школьный возраст завершающим сенситивным
периодом языкового развития, поэтому становление умений делового общения младших школьников на ранних этапах школьного обучения обусловлено особенностями психического развития детей младшего школьного возраста (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, О.Я. Устинова, А.В. Усова и др.).
Существующие сейчас стратегии обучения русскому языку младших школьников не вполне соответствуют изменившимся социальным условиям, современным требованиям к уровню языковой подготовки в образовательной школе, которые отражены в Законе РФ «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в программах по русскому языку для общеобразовательных школ России. Эти документы предполагают воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. В связи с этим возрастает необходимость в целенаправленном поиске, внедрении методов и создании условий для становления умений делового общения младших школьников, которые позволили бы преодолеть противоречие между программными требованиями и реальным уровнем формирования исследуемых умений.
Наряду с этим возможно утверждать, что рассматриваемая нами проблема становления умений делового общения недостаточно решена: не в полной мере исследованы возможности теоретико-методических подходов к процессу становления умений делового общения младших школьников; не стало предметом изучения создание научно обоснованной методики его актуализации, которая учитывала бы достижения современно науки
(философии, социологии, психологии, лингвистики, всех разделов педагогики и методик преподавания); недостаточно изучены проблемы его реализации.
Несмотря на перечисленные выше проблемы, становление умений делового общения младших школьников соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, разработка которого обусловлена новыми социальными
запросами, отражающими переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Так среди качеств, определяющих «портрет выпускника начальной школы» в соответствии с ФГОС начального образования нового поколения, можно отметить те, формированию которых, на наш взгляд, также будет способствовать становление умений делового общения:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций [10].
Также рассматриваемые умения позволят сделать декларируемый в ФГОС «портрет выпускника начальной школы» более полным, в частности, повысив уровень развития учащихся, соответствующий такой черте выпускника начальной школы как «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».
Кроме того, процесс становления умений делового общения может быть реализован в рамках формирования коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Среди коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников можно выделить следующие, формированию которых
становление умений делового общения будет способствовать:
^ планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
^ постановка вопросов;
^ разрешение конфликтов;
^ управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его
действий;
^ умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
^ владение монологической и диалогической формами речи [10].
Таким образом, становление умений делового общения младших школьников позволит повысить эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных действий, что в свою очередь способствует успешному освоению языкового образования [2].
Исследование показало, что становление умений делового общения также будет содействовать более эффективному достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, таких, как активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека и др. [10].
Помимо требований ФГОС, становление умений делового общения считается необходимым родителями, которые уже во время обучения в начальной школе рассматривают перспективы профессионального самоопределения и успешности детей. Современный социальный заказ также диктует необходимость с начального звена формировать у младших школьников навыки общения со взрослыми, умения отстаивать свою точку зрения и грамотно выражать мысли. Впоследствии это может положительно отразиться на конкурентоспособности и успешности младших школьников в их учебной и профессиональной деятельности.
Соответствие такого направления, как становление умений делового общения, новым тенденциям начального языкового образования в различных образовательных системах также подтверждается результатами анализа
современных программ обучения русскому языку в начальной школе на предмет рассмотрения в них умений делового общения. В процессе исследования программ (в рамках наиболее распространённых на сегодняшний день образовательных систем - «Школа России», «Школа 2100» и система Л.В. Занкова) нами были получены следующие данные [8]. Напрямую процесс становления умений делового общения не отражён ни в одной из рассмотренных программ (программы для 1-4 классов Н.В. Нечаевой, Р.Н. и Е.В Бунеевых, Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е.). Тем не менее, во всех программах среди целей обучения русскому языку можно выделить повышение речевой компетентности учащихся и овладение ими коммуникативными навыками. Мы также выделили круг тем, в рамках которых возможно формирование умений делового общения. Их количественное соотношение в различных программах представлено на рис.1.
Рис. 1. Количественное соотношение тем, связанных со становлением умений делового общения, в современных программах русского языка в начальной
школе
Из результатов исследования видно, что наибольшее количество тем, в рамках которых возможно становление умений делового общения, можно найти в программе Н.Е. Нечаевой (система Л.В. Занкова) - 21. Далее следует программа Бунеевых («Школа 2100») - 18 тем и программа Зелениной Л.М и Хохловой Т.М. («Школа России»). В связи с этим можно сделать вывод о том, что система Л.В. Занкова обладает большими возможности в рамках становления умений делового общения, но и остальные исследованные
программы имеют для этого возможности. Все они обладают достаточным теоретическим потенциалом, практическая же реализация данного направления пока не предусмотрена, но, тем не менее, возможна.
Таким образом, становление умений делового общения младших школьников соответствует как возрастным особенностям учащихся начальной школы, требованиям наиболее распространённых образовательных программ, так и новейшим требованиям системы начального образования РФ, современного российского общества. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, на которые опирается современная система начального образования, содержат возможности для становления рассматриваемых умений. Это отражается в содержании универсальных учебных действий, результатах обучения в начальной школе, в «портрете выпускника начальной школы» и в рамках системного подхода ФГОС в целом.
Поэтому становление умений делового общения позволит повысить, с одной стороны, эффективность современного языкового образования, с другой
- компетентность выпускника начальной школы, сделать его подготовку более комплексной.
Библиографический список
1. Вергелес, Г. И. Дидактика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. - М. : Высш. шк., 2006. - 272 с.
2. Кабанова, О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / О.А. Кабанова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx7ob по=12250
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
4. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.
5. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А. П. Панфилова ; науч. ред. С. А. Сидоров. - СПб. : Знание, 2001. - 496 с.
6. Педагогика высшей школы: траектории развития [Текст] : коллектив. моногр. / под ред. проф.Е. Ю. Никитиной. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 314 с.
7. Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации [Текст] : коллектив. моногр. / ред. Е. Ю. Никитина - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 379 с.
8. Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2008. - 317 с.
9. Теория и методика профессионального образования [Текст] : коллектив. моногр. / под ред. проф.Е. Ю. Никитиной. - М. : АПКиПРО, 2011. - 342 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт: Начальное общее образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Bibliography
1. Exemplary Programs of General Primary Education [Text]. In 2 Parts. P.2 - М.: Prosveshcheniye, 2008. - 317 p.
2. Federal State Educational Standard: Elementary general education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
3. Higher School Pedagogy: The Development Trajectory [Text]: Multi-Author Book / Edited by Prof. Е. Yu. Nikitina. - М.: VLADOS, 2010. - 314 p.
4. Higher School Students’ Training for Business Communication [Text]: Multi-Author Book / Edited by Prof. Е. Yu. Nikitina.. - М.: VLADOS, 2008. - 379 p.
5. Kabanova, О.А. General Training Activities [Electronic Resource] / О.А. Kabanova. -Access Mode: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob no=12250
6. National Educational Initiative “Our New School” [Electronic Resource]. - Access Mode: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
7. Nikitina, E. Yu. Higher School Students’ Pedagogical Communicative Education Management: Perspective Approaches [Text] / Е. Yu. Nikitina, О. Yu. Afanasyeva. - М. : MANPO, 2006. - 154 p.
8. Panfilova, А. P. Business Communication in Professional Activity [Text] / А. P.
Panfilova ; Scient. Editor S. А. Sidorov. - SPb. : Znaniye, 2001. - 496 p.
9. Theory and Methods of Professional Education [Text]: Multi-Author Book / Edited by Prof. Е. Yu. Nikitina. - М.: APKiPRO, 2011. - 342 p.
10. Vergeles, G. I. Didactics [Text] : Study Guide for Universities / G. I. Vergeles, V. S.
Koneva. - M. : Vysshaya Shkola, 2006. - 272 p.