УДК 4 (07)
ББК 74.268.1
Мишанова Оксана Г еннадьевна
кандидат педагогических наук, соискатель кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Mishanova Oksana Gennadievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Коммуникативная подготовка младших школьников в языковом образовании Junior Schoolchildren’s Communicative Training in Linguistic Education
В статье анализируется исследование проблемы коммуникативной подготовки в начальном языковом образовании: актуальность, теоретико-
методологические основания, условия эффективной реализации методики становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, этапы и результаты внедрения методики в массовую школьную практику.
The article analyses the problem of communicative training in primary linguistic education: topicality, theoretical and methodological approaches, the effective implementation of techniques for junior schoolchildren’s communicative personality developing, stages and implementation results of these techniques into a general school practice.
Ключевые слова: коммуникативная подготовка младших школьников, личностно ориентированный, семиотический, герменевтический подходы, принципы, механизм «герменевтический круг», организационно -педагогические условия методики коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании.
Key words: junior schoolchildren’s communicative training, student-oriented, semiotic, hermeneutical approaches, principles, mechanism of "hermeneutic circle", organizational and pedagogical conditions for junior schoolchildren’s communicative training in language education.
Традиционная для российского образования методика преподавания русского языка в начальной школе, обеспечивающая на достаточном уровне знание грамматики и орфографии, в настоящее время не ориентирована на требования социального заказа, которые выражаются в необходимости совершенного владения младшими школьниками устной разговорной речью. Современная методика обучения младших школьников русскому языку обращает особое внимание на языковую форму, а наряду с ней необходима гностическая методика управления содержанием языковых единиц и речевых произведений как самосознания языковой личности младшего школьника.
Выход из создавшейся ситуации мы видим, прежде всего, в научнотеоретическом обосновании и попытке решения проблемы, благодаря разработке и внедрению в образовательный процесс начального языкового образования научно-методической концепции коммуникативной подготовки младших школьников. Актуальность разработки научно-методической концепции коммуникативной подготовки младших школьников обосновывается: а) насущной необходимостью выполнения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования филологической предметной области «Русский язык» в сфере освоения детьми младшего школьного возраста метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий; б) неразработанностью эффективной методики коммуникативной подготовки младших школьников и соответствующего комплекса организационно-педагогических условий с целью становления комму-никативно-развивающейся языковой личности; в) необходимостью создания целостной поликультурной учебно-пространственной среды в начальной школе и недостаточным уровнем готовности педагогов к осуществлению коммуникативной подготовки младших школьников; г) необходимостью объективной оценки показателей становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника и недостаточной разработанностью системы соответствующих критериев оценочных показателей.
К сожалению, коммуникативная подготовка младших школьников еще не стала самостоятельным объектом изучения. Нет должной системности педагогического управления коммуникативной подготовкой в начальном языковом образовании, полноценного проблемного анализа, согласованности действий педагогов и других субъектов языкового образования на разных ступенях обучения. Недостаточно ресурсное обеспечение, в том числе и научнометодическое.
Вслед за разработками А.А. Бодалева, Л.А. Введенской, Е.М. Верещагина, В.Е. Гольдина, С.И. Львовой, Е.Ю. Никитиной, Е.И. Пассова, Н.И. Форма-новской, Е.Н. Ширяева и др. мы понимаем коммуникативную подготовку младших школьников как непрерывный процесс функционирования целостной методической системы языкового образования, базирующейся на динамике поэтапного расширения обучающимися объема приобретенных коммуникативных знаний, умений и навыков в результате становления коммуникативно-развивающейся языковой личности.
Исследованием установлено, что коммуникативная подготовка младших школьников в языковом образовании включает в себя ряд составляющих компетенций: лингвистическую, дискурсивную, стратегическую, поликультурную и учебную. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для коммуникативной подготовки в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта. Коммуникативная подготовка младшего школьника должна включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и согласованную просветительную с родителями и педагогами в процессе учебной, внеучебной и специально организованной деятельности.
Одним из ведущих понятий исследования является терминологическое сочетание «коммуникативно-развивающаяся языковая личность младшего школьника». Обобщая идеи исследований О.Ю. Афанасьевой, Г.И. Богина, Е.В. Бунеевой, М.Л. Кусовой и др., под коммуникативно-развивающейся языковой личностью младшего школьника мы понимаем интегративную систему его
взглядов, оценок, убеждений и качеств, проявляющихся в учебнопознавательной и коммуникативно-творческой деятельности и характеризующихся: желаемым уровнем осознания значимости коммуникативной подготовки (когнитивный, личностный, поведенческий); актуальным этапом коммуникативного развития (эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, репродуктивно-творческий); соответствием критериям оценочных показателей (по-ликультурный, риторико-коммуникативный, стратегический); управляемым переходом младшего школьника от речевой пассивности к творческому самосознанию языковой личности, способной к участию в различных типах дискурсов и созданию речевых произведений (текстов) и стремящейся к непрерывному повышению собственного речевого и неречевого поведения в динамично меняющихся поликультурных условиях.
Коммуникативная подготовка младших школьников невозможна без адекватной теоретико-методической основы, отражающей текущие изменения в социально-экономической, образовательной и научной сферах. Проведенное исследование показало, что теоретико-методической основой концепции коммуникативной подготовки является интеграция личностно ориентированного (общенаучный уровень), семиотического (конкретно-научный уровень) и герменевтического (методико-технологический уровень) подходов, отражающих диалектическое единство теоретической, методической и технологической сторон данного процесса и обеспечивающая ее методологическую разноуровне-вость за счёт взаимосвязи и концептуального единства.
Под личностно ориентированным подходом к коммуникативной подготовке младших школьников мы понимаем методологическую стратегию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных культуросообразных понятий, правил, положений, идей, а также способов и действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности в творческом осуществлении речевой коммуникации.
Под семиотическим подходом к коммуникативной подготовке младших школьников мы понимаем способ организации культурно-речевого общения младших школьников, который на основе анализа учебного текста, художественного произведения или его фрагмента, содержащего коммуникативную задачу, концентрируется на толковании знаковых форм и пытается объяснить, растолковать или понять его как феномен языка и культуры.
Герменевтический подход к коммуникативной подготовке младших школьников построен на основе коммуникативно-ориентированного анализа фрагмента (блок-концепта) естественнонаучного, учебного текста или художественного произведения, концентрирует внимание младших школьников с помощью технологии «герменевтического круга» на восприятии, представлении и понимании смысла текста с целью разрешения этико-нравственной проблемы, поставленной в нем и завершается в целостном осмыслении и понимании имеющихся в тексте языковых знаний и речевых особенностей.
Технология «герменевтический круг» представляет собой вопросноответный диалог педагога или автора (если речь идет о самостоятельном чтении) и младших школьников, включающий в себя: превращение проблемы в эвристические вопросы, которые, в свою очередь, реконструируются и трансформируются в текст, благодаря чему происходит восприятие, осмысление, понимание, объяснение и осознание собственной коммуникативно-творческой деятельности и способов ее осуществления, принятие самостоятельных решений при выборе языковых средств самовыражения.
Инструментальное выражение концепции коммуникативной подготовки младших школьников, отражающей единую методику, представлено: а) закономерностями, выявленными в результате функционального анализа содержания и структуры начального языкового образования; б) системой принципов, содержащей три подсистемы: общедидиктические принципы концепции
(кроссдисциплинарности, преемственности, поликультурности); принципы, отражающие идеи теории педагогического управления коммуникативной подго-
товкой младших школьников (фасилитации, менеджмента комплексности, ви-тагенности); принципы осуществления коммуникативной подготовки младших школьников (ориентированности, персонификации, полисубъектности), при этом системообразующим методическим принципом организации начального языкового образования является принцип менеджмента комплексности, который устанавливает сочетание целевого, функционального и линейного педагогического управления коммуникативной подготовкой младших школьников, устанавливающий педагогическое взаимодействие в двух направлениях: управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемый переход от совместной с педагогом учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Основополагающий замысел концепции заключается в разработке методики коммуникативной подготовки младших школьников. Методику коммуникативной подготовки младших школьников мы понимаем как целенаправленное взаимодействие субъектов языкового образования в процессе педагогического анализа, планирования, мотивации, организации, контроля и коррекции учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности по созданию целостной поликультурной учебно-пространственной среды начальной школы, способствующей становлению коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, владеющего коммуникативной компетенцией, проявляющейся в готовности к взаимному диалогу, толерантности и содружеству, в постоянном стремлении к совершенствованию собственных языковых знаний и коммуникативно-речевых умений и их использованию в культурных контекстах различных сфер и ситуаций общения.
Методика имеет структурно-функциональное содержание и представлена взаимодействием 3-х полей: концептуального, проектно-теоретического и организационно-управленческого, учитывающих взаимосвязь всех её подструктур: целевого, организационно-исполнительного, содержательного, технологического и результативно-оценочного, а также цикла дидактически подготов-
ленного интегрированного материала на основе его социокультурной, потреб-ностно-мотивационной, когнитивно-ориентационной, практико-деятельностной направленности, осуществляющих комплексный методический и технологический процесс становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника с целенаправленным достижением фактических результатов повышения уровня практического владения языком.
Успешность реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников обеспечена созданием комплекса организационнопедагогических условий, к которым мы относим:
• блок содержательных условий (создание диалогической дидактикокоммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения»);
• блок процессуально-технологических условий (организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативной подготовки младших школьников; применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку; создание «учебного портфолио» как средства контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников).
Создание диалогической дидактико-коммуникативной среды на уроках русского языка как содержательное педагогическое условие представляет собой методику организации диалогов, включающую в себя предметную коммуникацию учителя и школьников по структуре вопроса-ответа при чтении и анализе с детьми различных учебных или художественных текстов (рассказов, сказок, повестей, басен и т.п.) с помощью механизма «герменевтический круг». При такой организации младшие школьники обсуждают прочитанный текст или его «блок-концепт» самостоятельно, но при педагогическом управлении ученическим диалогом, выделяют проблемы, совместно пытаются их разрешить, знакомятся с разными позициями, обобщают собственные знания, вза-
имно дополняют и помогают друг другу, движутся к взаимопониманию, самовоспитанию положительных личностных качеств, проявляющихся во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в культуре речевого общения. При создании диалогической дидактико-коммуникативной среды на уроках русского языка мы делаем акцент на цикле мероприятий «Условия успешного общения», где детям предлагаются последовательные упражнения. При выполнении данных упражнений у школьников формируются: умение заявить проблему в реплике; умение слушать собеседника и показать это своим поведением; умение использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника; умение быть информативным в диалоге; умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, используя при этом не только вербальные, но и невербальные средства.
С целью ориентации младших школьников на языковую толерантность нами предлагаются дискуссионные и игровые методы формирования национальной идентичности учащихся, толерантного сознания, ориентированные на учёт национального контингента учащихся класса: словарь вежливых слов на разных языках; этнокалендарь класса; карта класса; пословицы народов мира; картотека народных игр; библиотека сказок разных народов и аудиотека этнической музыки. Важным методом также является знакомство с эвфемизмами как эффективным средством развития корректной лексики.
Благодаря реализации данного условия младшие школьники учатся использовать вариативные коммуникативные тактики и соответствующие им речевые средства, корректировать своё поведение с учётом ситуаций, владеть формами выбора лексики с позитивной семантикой, проявлять некатегорич-ность суждений при выражении мнения.
Реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения» как содержательное педагогическое условие представляет собой разработанную программу коммуникативной подготовки младших школьников, которая раскрывает содержание концепции в
виде целостного документа. Содержание курса включает в себя четыре учебных раздела: основные понятия речевой коммуникации; совершенствование основных видов речевой деятельности; этика общения; педагогические средства обучения коммуникации и обобщения социально-коммуникативного опыта. Разработанная программа имеет двенадцать необходимых компонентов, подтверждающих статус документа и соответствующих современным требованиям составления подобного рода программ.
Организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативной подготовки младших школьников как процессуально-технологическое педагогическое условие осуществляется с целью повышения мотивации познавательной и коммуникативной деятельности учеников на уроках русского языка и во внеурочное время с помощью индивидуальных и групповых соглашений, заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном договоре (после совместного обсуждения) фиксируется четкое соотношение объемов учебной работы, ее качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.
Применение системы речетворческих и риторических задач как процессуально-технологическое условие соответствует природе развивающей и преобразовательной направленности человеческой деятельности. Речетворческие задачи учат младших школьников углублению художественного восприятия текста на основе понимания языка литературного произведения с формированием способности мыслить образами, с развитием воссоздающего воображения, наблюдательности, способности к созданию собственных текстов. Риторические задачи, в свою очередь, учат гибкому, сообразному, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Создание портфолио по русскому языку является итоговым процессуально-технологическим педагогическим условием контроля и обобщения личностно-значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников, которое является нетрадиционной, гибкой и разнообразной формой контроля, позволяющей разглядеть в каждом ученике яркую индивидуальность и комму-никативно-развивающуюся языковую личность по результатам коммуникативной подготовки, чтобы учащиеся на практике убедились в том, что интересно не только учиться русскому языку, но и демонстрировать свои языковые знания коммуникативно-речевые умения.
Учебное портфолио имеет сформированную структуру и содержание в виде разнообразных категорий работ, а результаты выполненных работ и заданий анализируются учителем с помощью заполнения индивидуальнодиагностических карт. Оценка предполагает предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели позволяет набирать баллы и давать содержательный анализ достижений всем учащимся класса.
Опытно-поисковая работа осуществлялась в естественных условиях в несколько этапов. В ней приняли участие 615 человек. Из них 573 ученика начальной школы и 42 педагога, реализующего авторскую концепцию из пяти образовательных учреждений г. Челябинска и Челябинской области.
Анализ научной литературы, собственные теоретико-поисковые данные позволили в качестве критериев становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника выделить поликультурный, риторико -коммуникативный и стратегический критерии и показатели становления ком-муникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника на начальном (пассивном), среднем (продуктивном) и итоговом (творческом) уровнях.
На констатирующем этапе мы применяли разработанную комплексную субъектно-ориентированную педагогическую диагностику коммуникативных
действий, которая представляет собой исследовательскую методику по трём направлениям: аспект продуктивности общения; аспект этики общения; аспект диалогичности общения. В результате констатирующего этапа мы выявили: если не ставить целью становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, то стихийно она сформируется в недостаточной степени, достижение ею высокого уровня маловероятно.
В соответствии с задачами формирующего этапа нами были организованы три экспериментальные и одна контрольная группы. В первой экспериментальной группе была осуществлена реализация содержательного блока педагогических условий. Во второй группе была осуществлена реализация процессуально-технологического блока условий. В третьей был реализован комплекс организационно-педагогических условий, включающий и содержательный, и процессуально-технологический блоки. В контрольной группе развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников протекало в рамках традиционного образовательного процесса.
Для того чтобы проследить динамику, мы провели три сопутствующих среза: нулевой, первый, второй. Срезы проводились в форме проведения контрольных, самостоятельных и практических работ, предполагающих коммуникативно-ориентированный анализ текстов, моделирование речевого поведения, написание творческих работ, выполнение коллективных и индивидуальных проектов, устные выступления, участие в дискуссиях, этических диалогах, проявление языковой толерантности, разыгрывание этикетных ситуаций и этюдов, обобщение коммуникативного опыта в форме учебного портфолио. При этом особая роль отводилась решению коммуникативных задач.
Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение в образовательный процесс начального языкового образования методики коммуникативной подготовки младших школьников дает положительные результаты по сравнению с нулевым срезом. Во всех экспериментальных группах младших школьников отмечаются позитивные качественные изменения в уровне станов-
лении коммуникативно-развивающейся языковой личности в соответствии с поликультурным, риторико-коммуникативным и стратегическим критериями.
Проверку выдвинутой нами гипотезы мы осуществляли с помощью статистического критерия «хи-квадрат» К. Пирсона. Статистически значимый эффект в становлении коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника достигнут в той экспериментальной группе, где был реализован комплекс всех выявленных нами организационно-педагогических условий, что говорит о правомерности выдвинутой нами гипотезы.
Библиографический список
1. Никитина, Е.Ю. Теория и методика формирования умений речевого этикета младшего школьника [Текст] : монография / Е.Ю. Никитина, Е.А. Зырянова. - М.: Баласс, 2011. - 192 с.
2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов [Текст] : перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
3. Никитина, Е.Ю., Тарасенко, Е.В. Вопрос о детской языковой картине мира / Е. Ю. Никитина, Е.В. Тарасенко // Вестник Челяб. гос. нед. ун-та. - 2009. - № 5. - С. 113-121.
4. О концепции преподавания русского языка в средней общеобразовательной школе. Вестник образования [Текст] / №27-28. - 2001.
5. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / нод ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
Bibliography
1. Expected Outcomes of Primary Education [Text] / Ed. by G.S. Kovalev, O.B. Loginov. - M.: Education, 2009. - 120 p.
2. Nikitina, E.Yu. Theory and Methods of Junior Schoolchildren’s Speech Etiquette Forming [Text]: monograph / E.Yu. Nikitina, E.A. Zyryanova. - Moscow: Balass, 2011. - 192 p.
3. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Higher School Students’ Communicative Education [Text]: Perspective Approaches / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - Moscow: MANPO, 2006. - 154 p.
4. Nikitina, E.Yu., Tarasenko, E.V. The Question of Children's Linguistic Picture of the World / E.Yu. Nikitina, E.V. Tarasenko / / Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - № 5. - P. 113-121.
5. On the Concept of the Russian Language Teaching at High School. Bulletin of Education [Text] / № 27-28. - 2001.