Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение речевого развития детей при обучении родному языку: парадигма и верификация'

Научно-методическое обеспечение речевого развития детей при обучении родному языку: парадигма и верификация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / REGULARITIES / PRINCIPLES / SCIENTIFIC APPROACHES / EFFECTIVENESS TECHNOLOGY OF CONCEPTION OF COMMUNICATIVE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишанова О. Г.

Статья направлена на целостное обоснование научно-методической концепции коммуникативной подготовки обучающихся в курсе «Русский язык» начального общего образования, включающей понятийно-терминологическое поле, закономерности, принципы, научные подходы, структурно-смысловое содержание, функции, специфику внедрения методики и технологию результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL HELP IN SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WHEN TEACHING NATIVE LANGUAGE: PARADIGM AND VERIFICATION

The article is devoted to comprehensive justification of scientific and methodological conception of communicative training of schoolchildren in the course "Russian language" at primary stage of education, including definitions, principles, scientific approaches, structural and notional contents, functions, and features of its implementation and effectiveness technology.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение речевого развития детей при обучении родному языку: парадигма и верификация»

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ METHODIC SECTION

YAK 373.5.016 ББК 74.268.19=411.2

О.Г. МИШАНОВА

O.G. MISHANOVA

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ: ПАРАДИГМА И ВЕРИФИКАЦИЯ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL HELP IN SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WHEN TEACHING NATIVE LANGUAGE: PARADIGM AND VERIFICATION

Статья направлена на целостное обоснование научно-методической концепции коммуникативной подготовки обучающихся в курсе «Русский язык» начального общего образования, включающей понятийно-терминологическое поле, закономерности, принципы, научные подходы, структурно-смысловое содержание, функции, специфику внедрения методики и технологию результативности.

The article is devoted to comprehensive justification of scientific and methodological conception of communicative training of schoolchildren in the course «Russian language» at primary stage of education, including definitions, principles, scientific approaches, structural and notional contents, functions, and features of its implementation and effectiveness technology.

Ключевые слова: закономерности, принципы, научные подходы, методика, технология эффективности концепции коммуникативной подготовки обучающихся.

Key words: regularities, principles, scientific approaches, effectiveness technology of conception of communicative training of schoolchildren.

Актуальность проблемы речевого развития детей определяется современными тенденциями, связанными с социально-общественной важностью формирования коммуникативно-развивающейся языковой личности обучающегося при преемственном переходе от системы дошкольного образования к начальному общему образованию. Вследствие этого в современную эпоху возникла необходимость изменения и содержания начального языкового образования, и формы его организации, и структуры педагогического управления на каждом уровне образования. Высказанные условия предполагают разработку и внедрение в языковое образование новых методик обучения младших школьников языку и речи.

В программе-концепции «Развитие индивидуальности в диалоге культур» (Пассов, 2011) коммуникативная подготовка понимается как создание образа - себя, мира, своих действий в мире, становление индивидуальности человека путем вхождения в культуру, когда, благодаря ее присвоению, он становится ее субъектом. Целью коммуникативной подготовки, согласно Е.И. Пас-сову, является развитие духовных сил человека и языковых способностей [3].

В рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования», реализуемых Российской академией образования, в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано «развитие речи, мышления, воображения школьников».

В проекте «Фундаментальное ядро содержания общего образования» говорится о том, что процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний выдвигают требования непрерывного образования, при этом уровень развития реальной коммуникативной компетенции обучающихся различен и далек от желаемого. В связи с этим развитие речи и общения в процессе обучения следует считать одной из приоритетных задач начального общего образования [4].

Несомненно, проблема коммуникативной подготовки нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в некоторых школьных программах. Однако современное состояние коммуникативной подготовки в начальном языковом образовании является недостаточным. Анализ качества коммуникативной подготовки младших школьников в средних общеобразовательных школах № 17, №43, № 53, № 58, № 98 и др. г. Челябинска показал, что у 40,2 % младших школьников коммуникативно-развивающаяся языковая личность сформирована на начальном (пассивном) уровне, 54,3 % младших школьников продемонстрировали средний (продуктивный) уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности. Только у 5,6 % младших школьников коммуникативно-развивающаяся языковая личность сформирована на творческом уровне. При обучении родному языку обучающимся необходимо помочь освоить грамматические явления в сопоставлении с видами речевой деятельности (слушание и говорение, чтение и письмо).

Мы поставили цель - теоретически обосновать, разработать и внедрить научно-методическую концепцию коммуникативной подготовки младших школьников в контексте личностно ориентированной развивающей парадигмы начального языкового образования.

Гипотетически предполагаем, что коммуникативная подготовка младших школьников в языковом образовании будет результативной, если:

1.Разработана и внедрена научно-методическая концепция процесса коммуникативной подготовки младших школьников, предусматривающего: а) осмысление научного познания коммуникативной подготовки младших школьников; б) раскрытие его содержания и специфических особенностей в языковом образовании; в) овладение технологическими основами коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании.

2. Теоретико-методической основой концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании будет сочетание подходов личностно ориентированного (на общенаучном уровне), семиотического (на конкретно-научном уровне) и герменевтического (на методико-технологическом уровне), выступающей методологически целостным и стройным ориентиром в поиске решения проблем и перспектив речевого развития детей.

3. Инструментальное выражение концепции коммуникативной подготовки младших школьников будет представлено: а) закономерностями коммуникативной подготовки младших школьников, выявленными в результате анализа содержания и структуры начального языкового образования; б) системой принципов, содержащей три подсистемы: общедидактические принципы концепции коммуникативной подготовки учащихся; принципы педагогического управления коммуникативной подготовкой; принципы осуществления коммуникативной подготовки младших школьников.

4. Основополагающий замысел концепции заключается в разработке методики коммуникативной подготовки младших школьников, приспособленной к эффективному применению в условиях динамично развивающегося об-

разовательного процесса предметного курса «Русский язык», которая включает целевой, содержательный, организационно-исполнительный, технологический и результативно-оценочный блоки и основывается на педагогических закономерностях и методических принципах во взаимодействии социокультурного, потребностно-мотивационного, когнитивно-ориентационного, практико-деятельностного компонентов структурного содержания методики.

5. Успешность реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников обеспечивается созданием совокупности организационно-педагогических условий, которая учитывает требования образовательного стандарта начального общего образования, назначение и содержание коммуникативно-творческой деятельности учащихся, социальный заказ общества, возможности личностно ориентированного, семиотического и герменевтического подходов. К ним относятся: содержательные (создание диалогической дидактико-коммуникативной среды; ориентация младших школьников на языковую толерантность; реализация в образовательном процессе начальной школы авторского курса «Культура речи и этика общения») и процессуально-технологические (организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативной подготовки младших школьников; применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку; создание портфолио по русскому языку как средства контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников) условия [2].

Перечислим выявленные и обоснованные в ходе исследования принципы, инструментально представляющие собой концепцию коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании:

1. Общедидактические принципы концепции коммуникативной подготовки младших школьников:

- принцип кроссдисциплинарности предполагает преодоление дисциплинарных границ и утверждает, что содержание одного предметного курса филологической области должно накладываться на содержание других гуманитарных дисциплин для фундаментализации языковых знаний;

- принцип преемственности гласит: традиции становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника должны непрерывно совмещаться со структурой и содержанием инноваций современной коммуникативной подготовки;

- принцип поликультурности способствует становлению коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника через воспитание человека, впитавшего в себя богатство национально-культурного наследия, готового осуществлять общение на основе сотрудничества и кооперации с представителями иных культур и ценностей в достижении целей культурно-речевого взаимодействия.

2. Принципы педагогического управления коммуникативной подготовкой:

- принцип фасилитации способствует продуктивности коммуникативной подготовки младших школьников благодаря стилю деятельности и качествам личности педагога, облегчающего проявление детской инициативы, содействующего процессу личностного развития и самореализации при взаимодействии в ученическом коллективе;

- принцип менеджмента комплексности означает взаимодействие целевого, линейного и функционального педагогического управления коммуникативной подготовкой младших школьников, который устанавливает управляемый переход от учебной деятельности к деятельности в жизненной ситуации и переход от совместной с педагогом деятельности к самостоятельной деятельности ученика;

- принцип витагенности предполагает в коммуникативной подготовке младших школьников опору на собственный жизненный опыт, построенный на востребовании и преобразовании информации, находящейся в об-

ласти долговременной памяти с последующим использованием в образовательных целях или новых условиях.

3. Принципы осуществления коммуникативной подготовки младших школьников:

- принцип ориентированности предполагает способность человека выбирать оптимальный способ ориентирования и действий согласно ожиданиям других людей, социальных групп, общества в соответствии с результатами коммуникативной ориентировки;

- принцип персонификации означает устойчивое отождествление младшего школьника со значимым для него другим человеком, желание быть на него похожим, в соответствии с развитием в данном возрасте механизмов идентификации и подражания;

- принцип полисубъектности предполагает многомерно-деятель-ностный характер процесса начального языкового образования, поскольку учащиеся включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной деятельности, которая должна быть согласована с базовыми нравственными ценностями общества.

Системообразующим принципом осуществления коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании признан принцип интегративности, который при разработке целеполагания и определения содержания языкового образования обеспечивает целостность, системность, управление и реконструкцию образовательного процесса в соответствии с выявленными противоречиями и проблемой, предполагает взаимосвязь закономерностей, принципов, подходов, форм, методов, приемов, средств и условий, а также совместную созидательную деятельность педагогов и родителей в коммуникативной подготовке младших школьников.

Теоретико-методической основой концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании является интеграция общенаучного, конкретно-научного и методико-технологического подходов:

1. Общенаучной основой концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании нами избран личностно ориентированный подход. Под личностно ориентированным подходом понимаем стратегию в начальном общем образовании, которая основывается на культурологических языковых знаниях младших школьников и способах коммуникативных универсальных учебных действий в развитии творческой индивидуальности личности и ориентации на процессы познания и самопознания для самосовершенствования и становления речетворческой языковой личности.

2. Конкретно-научной основой концепции коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании является семиотический подход. С учетом семиотического подхода коммуникативную подготовку в языковом образовании рассматриваем на основе коммуникативной составляющей учебного текста или фрагмента художественного произведения, который концентрируется на толковании знаковых форм при педагогическом управлении восприятием и порождением учащимися высказываний и текстов в соответствующем культурном контексте и в соответствии со сферой и ситуацией общения.

3. В качестве методико-технологической основы концепции коммуникативной подготовки младших школьников нами применен герменевтический подход, представляющий собой предметно-интеллектуальную коммуникацию педагога и младших школьников на основе коммуникативно-ориентированного анализа текстов через эвристические вопросы, которые, в свою очередь, реконструируются и трансформируются в текст, благодаря чему происходит восприятие, осмысление, понимание и объяснение этико-нравственной проблемы текста и усвоение на этой основе языковых знаний и коммуникативно-речевых умений, осознание младшим школьником собственной коммуникативно-творческой деятельности при выборе языковых средств самовыражения.

Методика коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании построена на основе закономерностей, системы принципов и научных подходов на разных уровнях методологии педагогики. Методику мы определяем как целенаправленное взаимодействие субъектов языкового образования в процессе педагогического анализа, планирования, мотивации, организации, контроля и коррекции учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности по созданию целостной поликультурной учебно-пространственной среды начальной школы, способствующей становлению коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, владеющей компетенциями, проявляющейся в готовности к взаимному диалогу, толерантности и содружеству, в постоянном стремлении к совершенствованию собственных языковых знаний, коммуникативно-речевых умений и их использованию в культурных контекстах различных сфер и ситуаций общения.

Технологическая составляющая методики коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании - «герменевтический круг» - предусматривает при работе с учащимися: превращение проблемы текста или его фрагмента в эвристические вопросы, которые, в свою очередь, реконструируются и мысленно трансформируются в текст для представления, понимания, объяснения, разрешения проблемы и освоения литературных образцов речевой культуры [1].

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в условиях целостной поликультурной учебно-пространственной среды начальной школы в три этапа.

В исследовательской работе участвовало 615 человек: 573 ученика начальной школы и 42 педагога. В ходе исследовательской работы были организованы четыре группы школьников: контрольная (КГ) и три экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3), ориентировочно равные по уровню развития коммуникативных действий. Определим организационно-методические особенности констатирующего этапа, целью которого было выявление показателей становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младших школьников.

Анализ научной литературы по проблеме исследования, собственные теоретико-поисковые данные в качестве критериев становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника позволили выделить поликультурный, риторико-коммуникативный и стратегический критерии и показатели становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника на начальном (пассивном), среднем (продуктивном) и итоговом (творческом) уровнях. Разработанная и используемая нами комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий включала исследовательскую методику по трем направлениям: аспект продуктивности общения; аспект этики общения; аспект диалогичности общения.

В результате констатирующего этапа определено актуальное состояние становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника: только у 5,6 % младших школьников коммуникативно-развивающаяся языковая личность развита на творческом уровне. Если не ставить целью образовательного процесса предметного курса «Русский язык» становление коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, то она не достигнет творческого уровня.

В результате формирующего этапа были уточнены методико-техно-логические особенности реализации комплекса условий результативности методики коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании, разработаны и внедрены содержательные и процессуально-технологические особенности реализации педагогических условий, сформулированы планируемые результаты достижения и обеспечения успешности каждого из этих условий, рекомендации и указания в целях осуществления коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании.

В пространстве разработанной методики были организованы и проведены нулевой, первый и второй срезы для обнаружения случайности результатов и отслеживания динамики становления коммуникативно-развивающейся языковой личности у младших школьников. Срезы осуществлялись в форме проведения практических и самостоятельных работ, предполагающих коммуникативно-ориентированный анализ текстов, моделирование речевого поведения, написание творческих работ, выполнение коллективных и индивидуальных проектов, устные выступления, участие в дискуссиях, этических диалогах, проявление языковой толерантности, разыгрывание этикетных ситуаций и этюдов, обобщение коммуникативного опыта в форме учебного портфолио.

Полученные данные говорят о том, что внедрение в образовательный процесс начального языкового образования методики коммуникативной подготовки дает положительные результаты по сравнению с нулевым срезом. Позитивные качественные изменения наблюдаются во всех экспериментальных группах младших школьников в соответствии с поликультурным, риторико-коммуникативным и стратегическим критериями. Однако определена общая тенденция: уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности выше у младших школьников той группы, в которой реализованы все выявленные научно обоснованные и проверенные эмпирическим путем комплексные условия методики коммуникативной подготовки.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что методика коммуникативной подготовки младших школьников в языковом образовании на основании результатов опытно-экспериментальной работы в массовой школьной практике г. Челябинска и Челябинской области признана успешной и гипотеза исследования подтвердилась.

Литература

1. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] : монография / О.Г. Мишанова. - М. : Изд-во «Спутник +», 2012. -146 с.

2. Мишанова, О.Г. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 10. - С. 130-145.

3. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 2008. - 312 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] : проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2010. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.