Научная статья на тему 'Методические основы эстетизации языка и речи обучающихся'

Методические основы эстетизации языка и речи обучающихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧИ / ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ ЭСТЕТИКИ / AESTHETICS OF LANGUAGE AND SPEECH / DIDACTIC UNITS OF LANGUAGE / THE AESTHETIC PROPERTIES OF SPEECH / ELEMENTS OF THE LANGUAGE OF AESTHETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мишанова О. Г.

В статье раскрывается проблема эстетизации русского языка и речи обучающихся: ее актуальность, уровень теоретического осмысления в научной и методической литературе, сущность и содержание понятий эстетической культуры, а также методические приемы практического решения проблемы эстетизации речи обучающихся в языковом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological framework for the aesthetics of language and speech production

The problem of turning the Russian language and speech production is revealed: its relevance, the level of theoretical understanding in the scientific and methodological literature, the nature and content of the concepts of aesthetic culture, as well as instructional techniques practical solution to the problem of aestheticization of speech production in language education.

Текст научной работы на тему «Методические основы эстетизации языка и речи обучающихся»

УДК 4Р-3 ББК 81.411.2-7

О.Г. Мишанова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЗАЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрывается проблема эстетизации русского языка и речи обучающихся: ее актуальность, уровень теоретического осмысления в научной и методической литературе, сущность и содержание понятий эстетической культуры, а также методические приемы практического решения проблемы эстетизации речи обучающихся в языковом образовании.

Ключевые слова: эстетизация языка и речи, дидактические единицы языка, эстетические свойства речи, элементы языковой эстетики.

O.G. Mishanova

THE METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR THE AESTHETICS OF LANGUAGE AND SPEECH PRODUCTION

The problem of turning the Russian language and speech production is revealed: its relevance, the level of theoretical understanding in the scientific and methodological literature, the nature and content of the concepts of aesthetic culture, as well as instructional techniques practical solution to the problem of aestheticization of speech production in language education.

Key words: aesthetics of language and speech, didactic units of language, the aesthetic properties of speech, elements of the language of aesthetics.

Русский язык как социально обусловленное явление проникает непосредственно во все виды и сферы человеческой деятельности: образование, науку, культуру, словесное творчество, радио, телевидение, политику, печать и многое другое - не только в рамках российского государства, но и выходит на международный уровень с целью консолидации гражданского общества и решения инто-лерантных проблем. Это требует, в свою очередь, предельного внимания к русскому языку как предмету речи в образовательных организациях различного уровня с учетом принципа преемственности от дошкольного до профессионально образования.

Поиск методических инструментов развития речевой культуры в языковом образовании, бесспорно, является одним из актуальных векторов современной научной мысли. Фридрих Ницше в одном из трактатов рассуждал о том, что феномен языка и эстетика слова - это движущие силы в формировании чело-

веческой культуры, а освоить эти важнейшие аспекты - значит осуществить глубинное преобразование в самом себе. Проблемы обучения и владения русским языком имеют принципиальное значение не только с точки зрения становления культуры отдельной языковой личности, но и с точки зрения развития коллективного языкового сознания общества и государства в целом. Следует признать, что на современном этапе повышенное внимание к проблеме формирования у обучающихся эстетических качеств устной речи весьма оправдано. Целенаправленная дидактическая работа в этом направлении позволяет сделать речь детей эмоционально выразительной, яркой, интонационно изменчивой и синтаксически разносторонней. В силу определенных условий современной жизни обучающиеся испытывают затруднения в осознании важности и необходимости эстетизации родного языка, адекватном восприятии и использовании звучащей речи на основе

к

о X

грамотного построения тематических монологов повествовательного типа.

Процессы формирования современной человеческой культуры таковы, что язык и речь выступают одним из главных факторов становления востребованной временем языковой личности обучающего как эстетически развитого рассказчика. В такой ситуации ведущей составляющей общего образования филологической предметной области становится целенаправленная установка обучающихся на освоение эстетических качеств и свойств родного языка и речи.

В настоящее время в методике обучения русскому языку происходит переосмысление целей языкового образования - овладения языковыми знаниями и формирования речевых умений. В связи с этим в методической науке происходит интеграция системно-описательного и функционально-прагматического подходов к построению курса филологической предметной области, что отражено в методических исследованиях Е.А. Бы-стровой, Е.Ф. Глебовой, Т.К. Донской, А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Н.А. Пленкина, Т.Г. Рамзае-вой, М.С. Соловейчик и др.

Детальное изучение проблем начального языкового образования привело к выявлению двух основных теорий языка и речи, на которых базируется методика обучения русскому языку в начальной школе: лингвоцентрическая и антропоцентрическая [4].

Лингвоцентрическая теория предметом изучения считает систему языка в виде ярусов, состоящих из фонетики, синтаксиса, морфологии, где исследуется звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. Обучение русскому языку, согласно этой теории, выстраивается на синтаксической основе, при изучении употребления языковых единиц для выражения понятий в связной речи и т.д.

Антропоцентрическая теория изучает языковую личность, речемыслитель-ные и эстетические способности человека порождать и воспринимать речевые высказывания в разных видах речевой деятельности. Единицами обучения считаются речевые образцы текста. Грамма-

тические явления раскрываются школьникам на основе анализа текста в диалоге, а тема урока изучается в совокупности созданных педагогом коммуникативных ситуаций.

В связи с этим необходимым становится создание условий для эстетического самовыражения младших школьников в языке и речи, творческого саморазвития в общении, предоставление каждому обучающемуся максимального времени для устной культурно-речевой практики, коммуникативной направленности всего процесса начального языкового образования.

Дискуссионность, недостаточная изученность проблемы понимания эстетических ресурсов языковых элементов подтверждается обзором научной литературы за последние три десятилетия. Современность несколько «видоизменяет» устоявшееся в прошлом столетии определение понятия «эстетика языковых единиц».

Анализ языковедческих работ по данной проблеме обнаружил выделение нескольких критериев, составляющих основу концепции эстетических свойств языковых единиц. А.И. Ефимов, Н.Н. Лаврова, В.П. Москвин, В.К. Хар-ченко и др. связывают эстетику языковых средств с восприятием, переживанием прекрасного.

В работах А.И. Горшкова, Р.О. Якобсона и др. обращается внимание на то, что эстетические возможности языковых элементов обусловлены установкой адресанта на выражение, направленностью формы речи на самое себя.

С точки зрения Я.И. Гина, Д.Н. Шмелева и др., эстетические свойства языковых единиц проявляются в мотивированности их использования. По мнению В.П. Ковалева, Л.А. Новикова и др., эстетика языковых единиц обусловлена их художественным преобразованием, трансформацией, усложнением.

Эмоциональная составляющая при восприятии языковых единиц выделяется в работах Л.И. Донецких, Д.М. Потеб-ни и др. Согласно мнению Г.С. Боярин-цевой, Б.А. Ларина и др., эстетическими являются такие свойства языковых эле-

ментов, как новизна и неожиданность. Лаконизм, изящество выражения включают в число эстетических качеств языковых единиц А.И. Горшков, В.К. Хар-ченко и др.

Согласно концепции В.В. Виноградова, В.А. Масловой и др., эстетические функции языковых средств характеризуются в связи с анализом различных способов развертывания речи, ее композиционной организации.

Б.А. Ларин, З.И. Хованская и др., рассматривая языковые элементы в эстетическом ракурсе, считают необходимым отметить их включенность в целое высказывание, связь с уровнем законченного литературного произведения.

С точки зрения В.А. Масловой, Д.Н. Шмелева и др., на эстетический характер использования языковых средств могут указывать оценка говорящим применяемого им способа выражения, наличие эстетических суждений и оценок.

За последнее время произошли определенные позитивные изменения в содержании методики обучения русскому языку младших школьников:

1. Осуществлен переход к вариативным программам и учебникам в современном языковом образовании;

2. Расширена лингводидактическая основа обучения связной речи;

3. Интересен спектр факультативных курсов в начальной школе («Детская риторика», «Русская словесность» и др.);

4. Разнообразен уровень привлечения младших школьников к олимпиад-ным и конкурсным мероприятиям по русскому языку.

При этом трудности в изучении школьниками русского языка обусловлены, на наш взгляд, как просчетами в методике обучения данному предмету, так и социально-экономическими факторами последних лет: снижается языковая и речевая культура, разрушаются нормы литературного языка, речь засоряется иноязычными заимствованиями, все более увеличивается виртуальное общение, тексты средств массовой информации произрастают языковыми и речевыми ошибками, жаргонными и просторечными словами и выражениями. Поэтому у

младших школьников не сформирована потребность писать правильно, не воспитана привычка говорить эстетически «красивым» языком и не развиты качества «хорошей» речи. Учащиеся все чаще не готовы к полноценной устной речи, а в школе им не предоставляются для этого определенные условия и возможности.

Однако, несмотря на стойкий научный интерес к проблеме эстетических критериев языка и речи [1; 5 и др.], методический поиск мало связывает решение данной проблемы с совершенствованием эстетической стороны создаваемого обучающимися устного высказывания, с формированием у них умения осознанного построения устного высказывания в заданном типе речи с учетом эстетических качеств родной речи.

Актуальность проблемы эстетизации языка и речи обучающихся определяется соответствием его Федеральной целевой программе развития образования, где речь идет о решении проблемы личностного и социального развития обучающихся. Ведь основная цель в изучения языка каждой отдельной личностью - это речевое развитие в социально обусловленной деятельности. Но вопрос решения проблемы эстетизации языка и речи касается в основном методической основы формирования эстетических качеств устной речи в процессе обучения школьников повествовательным высказываниям на уроках русского языка. В настоящее время назрела необходимость создания научно обоснованной методической системы обучения эстетическому воспроизведению младшими школьниками устных высказываний различных типов речи и формирования языковой личности эстетически развитого рассказчика.

В последние годы методика языкового образования становится нацеленной на организацию процесса обучения языку с учетом реализации эстетической функции родного языка, создавая у обучающихся правильное представление о полифункциональности языкового явления в целом, а также в коммуникативном проявлении эстетики языка.

Важными дидактическими единицами на уроках русского языка являются:

к

о X

2 го

т >.

ю о

т

ф

го

со

I-

си I-

о т

Ъ ш о х

о о

слово как часть речи, высказывание как законченная мысль, культура как феномен бытия человека и текст как продукт речевой деятельности. Именно в тексте, чаще всего художественного стиля, и его семиотических единицах наиболее отчетливо выражается эстетическая ценность языка в целом. Художественный текст на уроках русского языка способен выработать у учащихся достаточный уровень лингвистической, литературоведческой, эстетической и коммуникативной компетенций.

В процессе изучения языковых единиц необходимо развивать эстетические свойства, которые вызывают чувство прекрасного: в фонетике - звучность и мелодичность звуковой стороны языка; в лексике - неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, фразеологизмов; в словообразовании - богатство морфем; в морфологии - многообразие изменяемых словесных форм с различными грамматическими значениями; в синтаксисе -разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли [2].

В русском языке существует три типа речи: повествование, описание и рассуждение, при этом повествовательная речь является доминирующей в системе школьного образования и сенситивной для обучающихся данного возрастного периода, поскольку требует большей эмоциональности и экспрессивности в передаче содержания, динамичности и живости при озвучивании и способствует желанию рассказывать о происходящем. Поэтому создание обучающимися на уроках русского языка устных рассказов, пересказов и письменных творческих работ позволяет эффективно формировать у школьников эстетические качества устной речи, к которым мы относим: звучность, мелодичность, выразительность, образность, экспрессивность, гибкость, стройность синтаксических конструкций, уместность употребления языковых средств. Все эти качества устной речи позволяют, по мысли Г.М. Кулаевой [2], освоить представления о языке во всех его проявлениях и овладеть родным языком по законам логики и красоты.

Языковая эстетика складывается из структурных элементов, таких как: осознание богатства и разнообразия языка; эстетически ценностное отношение к языку и речи; понимание нормирован-ности языка; стремление к выразительности языка и речи; осознание уместности употребления языка и речи.

Из всего многообразия предлагаемых исследователями видов упражнений по формированию у обучающихся эстетических свойств языка и речи выделим наиболее эффективные учебные задачи, которые подтвердили свою практическую значимость в становлении функционально-грамотной и коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника на начальной ступени языкового образования [3]:

• анализ высказываний о русском языке известных людей в различных областях науки, искусства и культуры;

• самостоятельный подбор учащимися понравившихся высказываний о русском языке;

• беседы по структуре и содержанию статей об особенностях и эстетических качествах русского языка;

• анализ синонимов и синонимических рядов в словарях и их подбор с выявлением условий их употребления;

• анализ многозначных слов в толковых словарях и учебниках;

• подбор слов и словосочетаний на свободную или заданную смысловую тематику;

• анализ образцовых текстов разных функциональных стилей;

• сравнение активного детского словаря и образцовых творческих письменных работ обучающихся на одну и ту же тему;

• индивидуально-групповая и коллективная переработка обедненных в лексическом и синтаксическом отношении текстов;

• выбор нормативного варианта текста из нескольких предложенных обучающимся текстов;

• сравнение безошибочных текстов и текстов с ошибками в лексическом и грамматическом планах, а также обнару-

жение ошибок с последующим исправлением;

• анализ выразительных средств образцового прозаического или поэтического текстов;

• наблюдение в художественных текстах за мелодикой, фразеологическими оборотами и разнообразием синтаксических конструкций.

Таким образом, развивая языковое эстетическое чувство у обучающихся, создается необходимая основа для понимания ими эстетики языка и речи в филологической предметной области начального общего образования и ее развитие на последующих ступенях дисциплинарных областей гуманитарного цикла обучения школьников речевому общению.

Библиографический список

1. Бородкина, Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Бородкина. - Северодвинск, 2011. - 203 с.

2. Кулаева, Г.М. О лингворечевой деятельности младших школьников в эстетическом дискурсе [Текст] // Герценовские чтения. Начальное образование. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. - СПб.: ВВМ, 2011. - Том 2. Вып. 1. - С. 216-220.

3. Мишанова, О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования [Текст] / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: коллективная монография. - М.: ВЛАДОС, 2013. - С. 275-304.

4. Никитина, Е.Ю. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория [Текст]: монография / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. - М.: МАНПО, 2011. - 144 с.

5. Помыкалова, Т.Е. Методический этюд по проблеме воспитания языковой культуры младших школьников (на материале русских фразеологизмов признака и текстов о русском пейзаже) [Текст] // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та / Т.Е. Помыкалова. - 2011. - № 12-2. - С. 158-164.

References

1. Borodkina E.Y. The prevention of speech mistakes of junior schoolchildren in the process of learning to write summaries and essays of regional focus. Dis. ... cand. of sciences (Education). Severodvinsk, 2011. P. 203. [in Russian].

2. Kulaeva G.M. On linguo-speech activity of younger schoolchildren in the aesthetic discourse. Gerzenovskie chtenia. Nachalnoie obrazovanie. Innovatsii v nachalnom obrazovanii: problemy, poiski, reshenia. SPb.: BBM, 2011. Vol. 2, issue 1. P. 216-220. [in Russian].

3. Mishanova O.G. Methodology of communicative training as an innovative strategy of primary language education. Innovatsionnyie trendy v sovremennom obrazovanii. M.: Guman. izd-vo VLADOS, 2013. P. 275-304. [in Russian].

4. Nikitina, E.Y., Mishanova O.G. Scientific and methodological concept of pedagogical management of communicative education of Junior schoolchildren: methodology and theory. M.: MANPO, 2011. P. 144. [in Russian].

5. Pomykalova T.E. The methodologiical study of the problem of education of linguistic culture of younger schoolchildren (by the materials of Russian phraseological units of the sign and texts of Russian landscape). Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011. № 12-2. P. 158-164. [in Russian].

Сведения об авторах: Мишанова Оксана Геннадьевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики и психологии детства, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: oksimish@mail.ru

Information about authors: Mishanova Oksana Gennadievna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: oksimish@mail.ru

к о X s ï 2 го

т >.

ю о s

т

ф

го

со s Itu I-о m

Z ca

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.